Численность - 466,5 тысяч человек по переписи 2010 г. Язык - тюркская группа алтайской семьи языков. Расселение - Республика Саха (Якутия).
Самоназвание — саха. По территории расселения их делят на амгинско-ленских (между pp. Леной, Нижним Алданом и Амгой, а также на левобережье Лены), вилюйских (в бассейне р. Вилюя), олекминских (в бассейне р. Олекмы) и северных (в тундровой зоне, бассейнах pp. Анабара, Оленека, Колымы, Яны и Индигирки)... <читать далее...>
Якуты сами себя называютъ Зохами. Наименованіе же Якутовъ кажется получили они только отъ Россiянъ чрезъ смѣшеніе съ Юкагирами, по близости коихъ они живутъ и отъ части владѣютъ прежними ихъ мѣстами. Нынѣ отличаются Якуты или Зохи отъ настоящихъ Юкагиръ, составляющихъ совсемъ особой и Якутамъ отнюдь не единоплеменной народъ.
Древнія мѣста Якутовъ простирались отъ Заянскихъ горъ за самую нижнюю Ангару и около верьхней Лены. Претерпѣвая отъ Бурятъ и Монгалъ гоненія и угнѣтенія перешли они, въ низъ по Ленѣ, въ нынѣшнія свои суровыя Сѣверныя мѣста, въ коихъ они жили уже тогда, какъ въ 1620 году впервые стали извѣстны Мангазейскимъ Казакамъ, и какъ сими, такъ и Енисейскими Казаками въ 1620 году покорены Россіи. При семъ случаѣ многіе удалились отъ страху еще далѣе на Сѣверъ въ Тунгузскiя мѣста, да и къ самымъ берегамъ Ледовитаго моря. Пороки и жестокость новыхъ ихъ начальниковъ возбуждали ихъ къ тщетнымъ покушеніямъ сотрясти съ себя Россійскую власть. Съ того же времени, какъ заведенъ между ими порядокъ, живутъ они какъ спокойные и покорливые Россійскіе подданные. <Подробней...>
СОЧИНЕНIЯ
ГАРТВИГА
Автора "Море и его жизнь и тропическiй мiръ"
ПЕРЕВЕЛЪ СЪ НѢМЕЦКАГО
С. А. Усовъ
МОСКВА
Изданiе книгопродавца А. И. Глазунова
1863
НИВА №20, 1871 г.
Коренные жители Якутской области — якуты происхожденія татарскаго. Глаза у нихъ черные или темнокаріе, малые и узкіе; носы широкіе и сплюснутые, волосы черные какъ смоль, жесткіе и щетинистые. Ростомъ якуты довольно высоки. Мужчины всѣ ходятъ остриженные, съ небольшими косами на затылкѣ и голобородые. Женщины отличаются длинными волосами, заплетаемыми въ косы, малымъ ростомъ, менѣе грубыми чертами и широкими лицами. <Подробней...>
«Всемiрный Путешественникъ», ноябрь, декабрь 1877, январь 1878
————
ОГЛАВЛЕНIЕ:
I. Новый типъ русскаго народа.
II. Характеръ Лены и ея береговъ. — Верхоленскъ. — Киренскъ. — Олекминскъ, — Якутскъ и якуты.
III. Изъ Якутска въ Охотскъ и въ Приморскій край.
IV. Жители тундры. — Русскіе; ихъ образъ жизни и занятія. — Тунгусы. — Ихъ образъ жизни. — Юкагиры и чукчи.
————
Этнографический очерк, написанный в 1877 г., подробно описывает быт и нравы народов северо-востока Сибири: приленских русских крестьян, якутов, колымских русских, тунгусов, юкагиров и чукчей.
Примечание: Аристарх Северин
«Извѣстія Восточно-Сибирскаго Отдѣла Императорскаго Русскаго Географическаго Общества». Томъ XXV. №№ 4-й и 5-й. Иркутскъ. 1895.
Среди тунгусскихъ племенъ живутъ якуты или саха-ларъ въ числѣ 20,000 душъ; они составляютъ сѣверо-восточную отрасль многочисленной тюркской народной семьи. Ихъ мѣста жительства, преимущественно, простираются по обѣимъ берегамъ Лены до Ледовитаго океана и далѣе къ западу до Анабара, а на востокъ до Яна, Индигирки и Колыма. На югѣ они встрѣчаются до Алдана и верхней Маи.
Въ Якутскѣ ихъ языкъ особенно распространенъ среди купечества. Онъ отличается отъ всѣхъ остальныхъ тюркскихъ нарѣчій большей древностью, и между ними играетъ ту же роль, какъ санскритскій языкъ. Якуты большей частью ведутъ кочевую жизнь и до послѣдняго времени придерживались шаманства, но теперь исповѣдуютъ христіанскую религію. Равнымъ образомъ прежнія непріязненныя отношенія между тунгусами и якутами приняли болѣе миролюбивый характеръ; многія тунгусскія племена охотно вступаютъ въ бракъ съ якутами и легко подчиняются ихъ вліянію. Якуты распадаются на различныя племена, которыя, въ свою очередь, представляютъ нѣсколько подраздѣленій. У каждаго племени есть свои старшины, изъ которыхъ составляется такъ называемая „Инородческая управа“. Поселенія якутовъ извѣстны подъ именемъ „ночлеговъ“ и встрѣчаются только въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ есть пастбища для скота и лошадей, въ чемъ заключается ихъ главное богатство. Кромѣ того, якуты съ неутомимымъ усердіемъ занимаются охотой, а именно за пушными звѣрями и достигли въ этомъ замѣчательнаго искусства. <Подробней...>
«Якуты представляютъ намъ замѣчательное явленіе покореннаго народа, навязавшаго побѣдителямъ свои обычаи и языкъ, — народа, не только не подвергшагося вліянію завоевателей, но, напротивъ, втянувшаго его въ свою сферу», такъ отзывается г. Гартвигъ объ этихъ инородцахъ. Дѣйствительно, якуты, — разбросанные отъ китайскихъ границъ до Ледовитаго океана и отъ Чукотскаго полуострова вплоть до Туруханскаго края, — имѣютъ громадное вліяніе на <подробней...>
Читать историческую брошюру "ЖИЛИЩЕ, ОДЕЖДА И ПИЩА ЯКУТОВЪ", составленную в 1913 г. по материалам, сообщенным врачом П.Н. Сокольниковым (уроженцем Якутской области) и знатоками жизни и быта якутов А.И. Поповым и почетным инородцем И.С. Говоровым.
Очерки якута-интеллигента, опубликованные в газете "Якутская окраина" под псевдонимом "Макаръ":
За послѣднее время. «Як. окраина» №122, 14 iюня 1913.
За недавнее прошлое. «Як. окраина» №133, 27 iюня 1913.
Алкоголь и якуты. «Як. окраина» №148, 16 iюля 1913.
Расовой вопросъ въ Якутской обл. «Як. окраина» №152, 20 iюля 1913.
Якутскъ, 20 января 1881 г. Мѣстный мужикъ здѣшняго края — якутъ. Русское населеніе, по численности ничтожное, составляетъ правящій классъ, большею частію изъ пріѣзжихъ. Русскіе относятся къ якутамъ съ <подробней...>
ИЗЪ ОБЛАСТИ ОБЫЧНАГО ПРАВА СИБИРСКИХЪ ИНОРОДЦЕВЪ.
(объ охоте на бобра у якутовъ)
«Восточное обозрение» №17, 28 апреля 1883.
Извѣстно, что у сибирскихъ инородцевъ, промышляющихъ звѣря, право и порядокъ охоты на промысловыхъ животныхъ подчиняется весьма сложной системѣ обычаевъ, на основаніи которыхъ и рѣшаются многіе спорные вопросы. <подробно...>
Якуты.
(Этнографическій очеркъ.)
"Сибирская газета"№№43,47, 49, 51, 52. 1884
Якуты страстные любители вина и картежной игры. Такъ какъ вино запрещено къ ввозу въ улусы, то оно тамъ дорого, по 1 р. рублю бутылка, и доступно только богатымъ. Кажется, въ 40-хъ годахъ была разрѣшена торговля виномъ въ улусахъ, но якуты такъ начали пропиваться, что, наконецъ, сами обратились съ просьбой о закрытіи кабаковъ, гдѣ они пропивали скотъ, масло, украшенія и послѣднюю одежду. Старики съ ужасомъ вспоминаютъ о <подробней...>
ЯКУТСКАЯ ПОЗЕМЕЛЬНАЯ ОБЩИНА.
ВОСТОЧНОЕ ОБОЗРЕНIЕ №23, 9 iюня 1883
Всѣ земли находятся въ вѣчномъ владѣніи и пользованіи якутскихъ обществъ 1). Каждое якутское общество (наслѣгъ) имѣетъ свой районъ земли, которою распоряжается общество; частной собственности на землю нѣтъ вовсе. Каждый членъ даннаго общества (якутскаго) имѣетъ неотъемлемое право на опредѣленный участокъ земли; съ другой стороны, никакой членъ общины не въ правѣ и отказаться отъ <подробней...>
ЯКУТСКАЯ ПАЛЕСТИНА И ИНОРОДЧЕСКІЙ ВОПРОСЪ.
«Восточное обозрѣнiе» №48, 1 декабря 1883
Положеніе инородческаго населенія Сибири все болѣе обращаетъ на себя вниманіе. На основаніи фактическихъ данныхъ мы неоднократно указывали на стѣсненія относительно земельныхъ угодій, на факты обѣднѣнія и вымиранія различныхъ племенъ инородцевъ. Мы имѣемъ свѣдѣнія, что одинъ изъ депутатовъ инородцевъ, бывшихъ на коронаціи, подалъ высшимъ властямъ въ Петербургѣ заявленіе о нуждахъ Якутскаго края. Пользуясь данными, изложенными въ запискѣ его, посмотримъ на положеніе якутовъ <подробнее...>
Изъ всѣхъ оригинальныхъ особенностей которыми такъ богата жизнь якутовъ, первое, на что я, кажется, обратилъ особенное вниманіе, былъ огонь и его значеніе для этихъ несчастныхъ людей. И до сихъ поръ еще, когда я сижу у пылающаго камина, окруженный со всѣхъ сторонъ якутами всѣхъ возрастовъ и видовъ, цѣлый рядъ мыслей роится въ моей головѣ. <подробней...>
...Лишь только наступитъ осень, какъ якуты начинаютъ бить предназначенную для этого скотину. Много зависитъ здѣсь отъ количества заготовленнаго въ теченіи лѣта сѣна. Бываютъ года, когда убой скота превращается какъ-бы въ эпидемію. Таковъ былъ, напримѣръ, 1883 г.; лѣто было чрезвычайно дождливое, и сѣно у якутовъ было уже черезчуръ мало. Нѣкто Н. Оросинъ, богачъ Батурусскаго улуса, приказалъ убить до 100 штукъ своего скота въ одинъ день и продавалъ на выборъ тушу мяса по 5—6 руб. Въ обыкновенное время убиваютъ обыкновенно заранѣе намѣченныхъ животныхъ. <подробней...>
(Отрывокъ изъ замѣтокъ „О дальнемъ сѣверо-востокѣ“).
«Свободная Сибирь» №55, 19 iюля 1918
Страленбергъ о Якутахъ.
«Сибирскiй вѣстникъ» №18, 10 февраля 1888
...«Якуты, которые обитаютъ на берегу рѣки Лены, жили прежде на югѣ Великой Татаріи и около Тибета. Они составляли нѣкогда одинъ народъ съ бурятами, обитающими на западѣ отъ озера Байкала. Противъ обыкновенія всѣхъ сосѣднихъ народовъ якуты носятъ короткую одежду и длинные волосы, въ то время, какъ ихъ сосѣди имѣютъ бритую голову или, по крайней мѣрѣ, заплетаютъ свои волосы въ косы. Они раздѣлены на десять колѣнъ, составляющихъ около тридцати тысячъ человѣкъ. Еще не такъ давно, якуты имѣли обыкновеніе, при похоронахъ главныхъ лицъ ихъ племени, зарывать въ землю живыми нѣкоторыхъ изъ болѣе вѣрныхъ слугъ умершаго, но русскіе вывели этотъ обычай, съ тѣхъ поръ какъ сдѣлались владѣтелями ихъ земли. Они приносятъ жертву тремъ богамъ, которые не сдѣланы рукою человѣка, но невидимы и которыхъ они называютъ — Artendon, Schugo-tengon и — Tandara. Якуты меня увѣряли также, что въ извѣстное время года они разводятъ большей огонь и льютъ туда, обратясь лицомъ на востокъ, вино, перегнанное изъ кобыльяго молока, и такимъ образомъ приносятъ небу жертву»...
Филиппъ-Іоаннъ Страленбергъ родился въ 1676 году, въ шведской Помераніи. Въ 1709 году онъ сопровождалъ шведскаго короля Карла XII въ его походѣ противъ Петра Великаго и участвовалъ въ Полтавской битвѣ, во время которой былъ взятъ русскими въ плѣнъ. Препровожденный сначала въ Москву, онъ былъ сосланъ затѣмъ въ Сибирь, гдѣ пробылъ тринадцать лѣтъ. Получивъ позволеніе путешествовать по Сибири, онъ составилъ подробную карту, случайно попавшую въ руки Петра I, который нашелъ ее очень интересной. Выпросивъ позволеніе вернуться въ Швецію (послѣ Нейштадскаго мира 1721 г.), Страленбергъ проѣхалъ черезъ Петербургъ и былъ представленъ царю. Петръ хотѣлъ его удержать на своей службѣ и предложилъ Страленбергу выгодныя условія; но онъ отказался и отправился въ Стокгольмъ, гдѣ получилъ чинъ подполковника. Въ 1730 году, онъ поѣхалъ въ Любекъ, и тамъ выпустилъ въ свѣтъ свое сочиненіе на нѣмецкомъ языкѣ: Историческое и географическое описаніе сѣверныхъ и восточныхъ частей Европы и Азіи. Въ 1740 году Страленбергъ былъ сдѣланъ коммендантомъ Карлсгаммской цитадели, въ которой и умеръ въ 1747 году. *)
*) Біографическія свѣдѣнія о Страленбергѣ взяты нами изъ «Biographie universelle ancienne et moderne». Paris. 1826. Т. 44, pp. 33—34. Прим. перев.
Сочиненіе Страленберга было переведено на нѣкоторые европейскіе языки, но къ сожалѣнію въ русскомъ переводѣ не появлялось. По этому мы думаемъ, что читателямъ «Сиб. Вѣстника» не безъинтересно будетъ хотя отчасти познакомиться съ сочиненіемъ, написанномъ назадъ тому болѣе 150 лѣтъ, человѣкомъ, по тогдашнему времени, очень образованнымъ, но само собою разумѣется, что многое, о чемъ говорить Страленбергъ въ своемъ сочиненіи не сходится съ послѣдними выводами европейскихъ ученыхъ.
Мы пользовались книгою Description historique de l'emріre Russien, traduite de l'оuvrage allemand de M. le baron de Strahlenberg. Amsterdam (1757) MDCCLVII. T. II, изъ которой и перевели описаніе сибирскихъ инородцевъ.
(OCR: Аристарх Северин)
Замѣтки объ якутахъ.
«Сибирскiй вѣстникъ» №24, 25 февраля 1890
Якуты занимаются, преимущественно, звѣропромышленностiю, рыбопромышленностію и скотоводствомъ. Скотъ рогатый въ Якутскѣ довольно крупный, — есть вѣсомъ пудовъ по 20—25 и даже болѣе; лошади, хотя и мелкія, но выносливыя, сильныя, крѣпкія и бойкія, несмотря на то, что на видъ не сытыя. Якуты также выдѣлываютъ разные мѣха, какъ-то: лисьи, песцовыя, бѣличьи, собольи, горностаевые и т. п. Земледѣліемъ они занимаются мало; но, впрочемъ, нѣкоторые изъ якутовъ, живущихъ вблизи города, съ помощію скопцовъ, пріучились сѣять и теперь занимаются хлѣбопашествомъ, а ранѣе этого даже плакались на то, что русскіе пашутъ землю для посѣва, говоря, что «ломаютъ у насъ русскіе землю». <подробней...>
КАСТЕРА О СИБИРИ.
«Восточное обозрѣнiе» №33, 15 августа 1885
Кастера доказываетъ пользу холода и льда въ Россіи и, между прочимъ, увѣряетъ, что „во многихъ русскихъ областяхъ и особенно въ Сибири дѣлаютъ изо льда такое употребленіе, о которомъ не имѣютъ понятія въ другомъ мѣстѣ, именно, чтобы препятствовать холоду проникать въ дома. Если окна не закупорены наглухо, то они не защищаютъ комнатъ отъ внѣшняго холода; тогда вырѣзываютъ куски льда величиною съ окно и вставляютъ ихъ снаружи вмѣсто двойной стеклянной рамы. Чтобы ледъ держался, его поливаютъ водой, которая тотчасъ замерзаетъ и скрѣпляетъ его. Эти ледяныя окна имѣютъ двойную выгоду: они нисколько не пропускаютъ воздуха и не задерживаютъ свѣта (III, 256—257). Якутскіе жители покрываютъ отмороженные члены коровьимъ навозомъ или глиной, или смѣсью того и другаго. Они утверждаютъ, что такая смѣсь мало-по-малу ослабляетъ воспаленіе замороженнаго члена и возвращаетъ его къ жизни. Они считаютъ ее также сильнымъ предохранительнымъ средствомъ и, пускаясь въ путь въ морозное время, обмазываютъ ею всѣ части своего тѣла, которыя они опасаются познобить“ (III, 259).
(OCR: Аристарх Северин)