Якутская литература
Дмитрий Кононович Сивцев
Дмитрий Кононович Сивцев-Омоллон родился в 1906 году в семье крестьянина якута Татринского улуса Якутии. Тринадцати лет будущий писатель лишился отца и сполна познал участь сиротской доли. На его хрупкие плечи легла вся тяжесть кормильца семьи: летом он пахал, косил, зимой смотрел за скотом, рубил дрова, охотился. Детские и юношеские годы Суорун Омоллоона прошли в сельской местности, где отбывали ссылку разные поколения революционеров. Родной улус Суоруна Омоллоона славился своими сказителями-олонхосутами, с лучшими из них ему посчастливилось жить в одной юрте.
Также ему посчастливилось быть учеником основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского. Псевдоним Суорун Омоллоон означает: Суорун - серьезный, крепкий, неустрашимый, целеустремленный. Омоллоон - родоначальник Ботурусского улуса (округа), первый внесший ясак за свой улус. Он был человеком глубоко верующим. Его православное имя совсем не похоже на таинственное якутское и звучит глубинно русским: Дмитрий Кононович Сивцев. Еще в годы ранней юности он знакомится с замечательными произведениями русской и зарубежной классики. "На 13 версте мне дали букварь. Дал мне его русский учитель Сергей Иванович Прокопьев. А в букваре были картины великих русских художников, сочинения гениев русского народа - Толстого, Пушкина, Некрасова и других классиков. И Сергей Иванович, не жалея своего труда, научил меня, несмышлёного якутёнка, написать своё имя: "Дмитрий Сивцев". На 28 версте я по эстафете, принятой с рук незабвенного моего учителя Сергея Ивановича, сам стал учителем и начал учить других якутских ребят слагать из букв свои имена" - так он писал в своём "Слове к молодёжи", где в очередной раз заповедовал якутам и всем народам, населяющим этот огромный край, всегда быть с русскими, держаться с ними заодно, хранить православие как главный свет, принесённый из России.
Двадцать лет было Дмитрию Сивцеву, когда из-под его пера вышел первый рассказ "Лена-река". Двадцать лет и герою рассказа, воспевающему красоту реки, вдруг потрясённому тем, как удивителен мир, созданный Творцом. Успех пришёл к нему сразу, а когда в журнале "Чолбон" вышли ещё три рассказа - "Анчик", "Афанас" и "Горе-соха", о нём стали писать как о несомненном молодом даровании. Суорун Омоллоон пишет учебники, создаёт якутский букварь, отдаёт все силы на то, чтобы его народ стал грамотным, чтобы якуты постигли не только свою культуру, но и русскую, и мировую. В тридцатые годы он не мог не видеть вопиющих недостатков насильственной коллективизации. Он пишет драму "Кузнец Кюкюр", главный герой которой - середняк, искусный мастер кузнечного дела, хранитель мудрости и традиций народа, сказитель, любящий отец. И он становится жертвой власти, когда всюду искали врагов, находили их и расправлялись в итоге, зачастую - с невинными. Накануне Великой Отечественной войны Суорун Омоллоон создаёт трагедию "Айаал", первое произведение якутской драматургии, поставленное в переводе на русский язык на сцене Русского театра в Якутске.
Войну Дмитрий Кононович провёл на фронте. Человек многогранного дарования, он прославился и как автор сатирических и юмористических произведений, герои которых становились в якутском обиходе нарицательными. Многое из того, что создавал Дмитрий Сивцев, для якутов было впервые. Первые юмористические рассказы, первая драматическая трагедия, либретто первой национальной оперы "Нюргун Боотур" и первого балета "Полевой цветок", первые сценарии документальных фильмов. Он известен как прекрасный либреттист, фольклорист и автор учебников и учебных пособий по якутскому языку и литературе. Им написаны либретто опер "Красный шаман", "Лоокут и Ньургусун", балетов "Камень счастья", "Кун Куо" и др. Как фольклорист, он подготовил к печати и опубликовал в 1940 г. "Якутские народные сказки", в 1947 г. книгу "Якутский фольклор" и др. Для детей Суорун Омоллооном написаны книги: "Рассказы", "Подснежники", "Звери". На русском языке для детей изданы его книги "Серебряные рога" (1966), "Дедушкины сказки", "Якутские сказки" (1976) и др.
В смутные девяностые и в первые годы нового тысячелетия Сивцев выпустил на русском языке книги "Якутск в былые годы...", "Народный художник И.В. Попов", "Путеводитель музея-заповедника "Дружба", "Татта - родина поэта П.А.Ойунского", на якутском языке: 6-е издание "Букваря" и другие книги. К столетнему юбилею Дмитрия Кононовича Сивцева в Якутии издано полное собрание сочинений в 14-ти томах, снят документальный фильм о его жизни и деятельности, в Якутске построен сквер с часовней и памятником, открылась новая библиотека… 70 лет. Считается, что это возраст преклонный. Но не для таких, как Суорун Омоллоон. В эти годы он продолжает свою бурную деятельность. Новое начинание - создание в Якутии музеев под открытым небом. Идея была такова: в этих музеях показывать молодёжи красоту родной земли, родной культуры и тем самым воспитывать в духе патриотизма. Наступило время, когда в России стало возрождаться православие. Дмитрий Сивцев - один из первых, кто начал говорить о необходимости строительства новых и возрождения старых православных храмов на якутской земле. И благодаря его стараниям храмы стали вырастать. Белоснежные каменные и традиционные для Сибири - бревенчатые.
В 1995 году стараниями Суоруна Омоллоона создаётся новый большой музей под открытым небом - Ленский историко-архитектурный музей-заповедник "Дружба", посвящённый многовековому содружеству русского и якутского народов. Он расположен на месте первоначального основания русскими первопроходцами города Якутска.
В сказочном посёлке Ытык-Келе Дмитрий Кононович возводит свой православный храм, присутствует при его торжественном освящении. В 1996 году за восстановление многих поруганных церквей в Якутии Дмитрий Кононович был награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского. Суорун Омоллоон - публицист и он горячо пропагандирует дружбу и братство народов, особенно исторический опыт совместной жизни якутского и русского народов.
Благодаря неутомимой энергии Суорун Омоллоон создал в с. Черкех Таттинского улуса мемориальный музей "Якутская политическая ссылка", музей основоположников якутской литературы в с. Ытык-Кель Таттинского улуса, а также в г. Якутске обосновал литературный музей им. П.А. Ойунского (вместе с писателем В.А. Протодьяконовым-Кулантаем). Этот поистине подвижнический труд писателя высоко оценивается народами, населяющими нашу республику, и за ее пределами.
Суорун Омоллоон - крупный общественный деятель. На протяжении своей долголетней творческой жизни Суорун Омоллоон всегда душой болел за судьбу своего народа, родной республики. Дмитрий Кононович Сивцев- Суорун Омоллоон (14.09.1906 г.-25.06.2005 г.) стал единственным из писателей и работников культуры Якутии, кто за свои литературные труды и создание целого ряда музеев был удостоен высшей награды государства Золотой Звезды Героя Социалистического Труда.Заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР, лауреат Государственных премий РС (Я) имени П.А. Ойунского и имени А.Е. Кулаковского, академик Академии духовности РС (Я), Член Союза писателей СССР с 1934 года. Награжден орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, " Знак Почета", " За заслуги перед Отечеством" 3 степени, орденом Святого благоверного князя Даниила, медалями "За заслуги в области педагогических наук", награжден медалью К.Д. Ушинского, а также золотой медалью ВДНХ в 1985 г., высшим орденом Якутии " Полярная звезда". Имя Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона Указом Президента РС (Я) от 18 сентября 2001 года за №1498 присвоено Государственному театру оперы и балета Республики Саха (Якутия).
Известный российский скульптор, житель Красноярска, уроженец Томпонского улуса В.Я. Сивцев-Отур Силис изготовил скульптурный памятник Суорун Омоллоона из бронзы. 29 сентября он был установлен на территории Литературно-художественного музея-заповедника «Таатта» в Таттинском улусе в местности Хадаайы.
Известный российский скульптор, житель Красноярска, уроженец Томпонского улуса В.Я. Сивцев-Отур Силис изготовил скульптурный памятник Суорун Омоллоона из бронзы. 29 сентября он был установлен на территории Литературно-художественного музея-заповедника «Таатта» в Таттинском улусе в местности Хадаайы
Желающим бесплатно скачать книгу Д.Сивцев (Омоллон).Формат . [Djvu]НикусРассказыПеревод с якутскогоРисунки Э.СивцеваГосударственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР Москва 1959Перевод с якутского Л.Габышева
Черкехский музей
Музей открыт в 1977 г. в с. Черкех. Идея организации принадлежит народному писателю Д. К. Сивцеву-Суорун Омоллоону. Перед музеем ставилась задача показать жизнь и деятельность участников революционного движения России, отбывавших ссылку в Якутской области, исторические связи якутского, русского и других народов, благотворное влияние культур разных народов на все сферы материальной и духовной жизни местного населения. Он создавался исключительно силами общественности. Заведующей была назначена краевед Л. Н. Григорьева. В 1979 г. по решению Совета Министров ЯАССР музей стал филиалом ЯГОМИКНС. Расположен по обе стороны р. Татта. На территории музея (15 га) более 20 объектов. Общая экспозиционная площадь — 1030 кв. м. Музей имеет 4 отдела: историко - краеведческий (традиционный хозяйственный уклад, народное творчество), историко-революционный (политссылка), историко-бытовой (мемориальные дома-музеи политссыльных П. А. Алексеева, В. Г. Короленко, Э. К. Пекарского, В. Ф. Трощанского, В. М. Ионова) и архитектурно-этнографический (мельница, «поварня», многоугольное жилище, юрта, берестяная ураса, кузница, церковь, часовня и т. д). Все памятники музеефицированы. В экспозициях представлены личные вещи политссыльных, широко использованы предметы быта, утварь, другие этнографические вещи из частной коллекции Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона, переданной в дар музею. Уникальным экспонатом является самовар, принадлежавший семье декабриста Е. Трубецкого. Экспонируются редкие материалы о зачинателях якутской литературы А. Е. Кулаковском, А. И. Софронове, картины первого профессионального якутского художника И. В. Попова, иконописные работы художника-самоучки И. И. Сивцева-Мытыйыкы. Содержание экспозиции музея дополняют 2 филиала — природно-исторические заповедники «Алас П. А. Ойунского» и «Алас П. А. Алексеева». В музее хранится коллекция редких старинных фотографий, собранная Л. Н. Григорьевой. На основе богатой фототеки создан ряд слайд-фильмов, пользующихся большим интересом зрителей. В фондах хранится 4391 музейный предмет.
Таттинская Николаевская церковь. 1912 г. постройки. Подлинник. Общая площадь – 205,0 м.кв. В 1977 - 1978 гг. проведены реставрационные работы.
Реставрацию памятника проводили жители с. Черкех: Н.А.Ефремов-Табытал уус, А.Р.Федосеев. И.П.Кытарбытов, И.Т.Жегусов. В настоящее время в этом здании расположена основная экспозиция музея.
Уолбинская часовня. Сер. ХІХ. Подлинник. В 1979 г. перевезена и восстановлена коллективом Алексеевского лесопункта. Руководитель - Уваров И.А. Общая площадь - 71,3 м. кв.
Берестяная ураса. Реконструкция. Построена под руководством краеведа Е.Д.Андросова на основе научных трудов, рисунков И.В.Попова и М.М.Носова. Общая площадь - 71,6 м. кв.
Юрта олонхо. ІІ пол. ХІХ в. Подлинник. Перевезена и восстановлена работниками Алексеевского РК КПСС, РК ВЛКСМ (руководитель - Д.К. Сивцев, В.Е. Кузьмин) и рабочими отд. Черкех совхоза «Таттинский» В.К. Ушницким, В.Г. Вырдылиным в июне 1978 – 1979 гг. Общая площадь - 218 м.
Амбар-башня с бойницами. ІІ половина ХІХ в. Подлинник. Перевезен и восстановлен коллективом Алексеевского стройучастка (начальник И.С. Неустроев) в июне 1978 г. Общая площадь - 22 м. кв.
Мельница – топчанка. Начало ХХ в. Подлинник. Перевезена и восстановлена коллективом Алексеевского объединения «Сельхозтехника» (управляющий Т.В. Ноев) в июле - сентябре 1977 г. бойцами ССО «Кэскил» (командир П.В. Румянцев). Общая площадь - 38,4 м. кв.
Анемподист Иванович Софронов
Анемподист Иванович Софронов, один из зачинателей якутской литературы, поэт и драматург, родился 14 ноября 1886 года в глухом якутском селе Ботурусскиго района, в семье довольно зажиточного крестьянина. Рос без матери. Отец отдавал его на обучение и воспитании то в одну семью, то в другую. Всего два года проучился будущий поэт в четырехлетней церковноприходской школе, дальнейшую науку он постигал самостоятельно, читая книги. В юности А. Софронов занимался крестьянским трудом: сеял ячмень, заготовлял сено для скота (якуты были в основном скотоводы, разводившие коров и лошадей; оленей в центральной Якутии не знали, а охота служила подсобным занятием), возил дрова (камелек в юрте топился всю зиму круглосуточно), ухаживал за скотом (10-12 коров, 2-3 лошади, ездовые быки). Якуты жили разрозненно по аласам. Единственными, так сказать, опорными пунктами цивилизации были школы при церквах,- официально якуты считались крещеными православными христианами. На самом же деле, будучи язычниками, поклонялись духам огня, птиц, верхних небожителей, небесных покровителей людей и скота. Существовал у якутов живой фольклор с богатейшей мифологией. Во многих якутских семьях умели петь и импровизировать, но приезжали и сказители-профессионалы-олонхосуты. Особенно долгой зимой они пели слушателям поэмы о древних якутских богатырях. Обрядовым, фольклорным был и весенний праздник ысыах, где тоже звучали сказания и заклинания, затевались состязания, игры и хороводы.
На такой фольклорной, истинно народной основе и сложились в первой четверти XX века два больших якутских поэта - Алексей Кулаковский и Анемподист Софронов. А. Софронов считается прямым преемником основоположника письменной якутской литературы, поэта и просветителя А. Кулаковского - своему поэтическому таланту и просто по времени, (он моложе своего предшественника на 9 лет), по смене эпох. Видимо, не случайно Анемподист Софронов, единственный из якутов находился в 1926 году в Москве у постели умирающего Кулаковского, это как бы символизировало преемственность поэтической эстафеты. Поэтический дебют А. Софронова состоялся в 1912 году, когда в журнале «Голос якута» было опубликовано его стихотворение "Родной край", ставшее вскоре знаменитым. В декабре 1912 года поэт выступал с ним на многолюдном литературном вечере и потом считал этот вечер счастливейшим событием своей жизни (стихотворение - мы назвали его по-русски «Родина моя» - открывает этот сборник. Огромную популярность среди якутов снискали себе пьесы А.И.Софронова, в частности «Бедный Яков» (1914) и "Любовь" (1916). Известность А.Софронова особенно возросла в годы Советской власти. Поэт восторженно встретил Февральскую революцию, воспевал первые дни свободы, приветствовал Октябрь, состоял в красных частях в годы разгрома генерала Пепеляева , руководил первым якутским советским художественным журналом "Чолбон", Якутским национальным театром, избирался депутатом ЯЦИК, то есть являлся членом правительства Якутии. Во многих стихах А. Софронова нашла отражение самая лирическая и самая драматическая страница его личной жизни.
Он беззаветно любил одну женщину, в которой сам открыл и воспитал талантливую актрису и на которой был женат. Она ушла от него к другому человеку. Это стало одним из пронзительных, смятенных, тревожных мотивов в стихах А. Софронова. Ведь лирика его - это вся жизнь поэта в правдивом поэтическом пересказе, в искренних переживаниях, это как бы единый лирический дневник. Анемподист Иванович Софронов занимался активной общественной деятельностью: руководил, как мы уже упоминали, журналом, театром, делегировался в Москву на празднование двухсотлетие Академии паук СССР и в Баку на первый съезд тюркологов.
Популярность его как поэта и драматурга была огромна. Он писал также рассказы, пользующиеся успехом, перевел на родной язык «Разгром» Фадеева... Песни на его стихи пелись в те годы молодежью, исполнялись по радио и в концертах. В 1928 обвинен в национализме и выслан в Архангельскую область. Полностью реабилитирован. Анемподист Софронов скончался в 1935 году у себя на родине, где и был достойно похоронен как признанный народный поэт.
Софрон Данилов
Данилов Софрон Петрович (19.04.1922 - 07.09.1993) - народный писатель PC (Я), видный общественный деятель, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственных премий РСФСР им. М. Горького и PC (Я) имени П. А. Ойунского, премии СП СССР и КГБ СССР, премии комсомола Якутии. Член СП СССР с 1949 г. Родился в Горном улусе. Учился в Якутском рабфаке, затем окончил Якутский государственный педагогический институт. В 1941-42 гг. находился в рядах Советской Армии. Многие годы отдал педагогической и журналистской работе. С января 1979 г. был председателем правления СП Якутии и секретарем СП РСФСР. Вступил в литературу в 1938 г. со стихами, ставшими песнями. Романы "Сурэх тэбэрин тухары" ("Пока бьется сердце"), "Киhи биирдэ олорор" ("Человек живет один раз"), "Сказание о Джэнкире", повести "Манчаары" ("Манчаары"), "Дьону уердэ сылдьаары" ("Нести радость людям"), "Уот" ("Огонь"), "Пашня", книги рассказов, драма "Сахалар ааттарыттан" ("От имени якутов") - значительные явления в якутской литературе.
Многие произведения Софр. П. Данилова переведены на русский язык и на другие языки братских народов РФ, ближнего и дальнего зарубежья. С. Данилов - публицист и литературный критик. Автор программ и учебника по якутской литературе для средней школы. Перевел на якутский язык роман Н.Чернышевского "Что делать?", драмы Н. Островского, Лопе де Вега и других. Он внес неоценимый вклад в укрепление самосознания родного народа, в дело возрождения национальной культуры, утверждения и становления суверенитета, единения народов Республики. В 1992 году был избран председателем Совета Конгресса народа саха. Был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, двумя орденами "Знак Почета" и медалями. Избирался делегатом XXVI съезда КПСС, депутатом Верховного Совета ЯАССР нескольких созывов.
Именем Софрона Данилова названы Джикимдинская средняя школа Горного улуса, одна из улиц с. Бердигестях, грузовой теплоход Ленского объединенного пароходства; в Мытахском наслеге Горного улуса работает литературный музей, носящий имя народных писателей братьев Семена и Софрона Даниловых.
Кулаковский А.Е.
Кулаковский Алексей Елисеевич (Ексюкулях Елексей) родился 4 марта 1877, 4-м Жексогонском наслеге Ботурусского улуса Якутской области. Из семьи зажиточного крестьянина-якута. Окончил реальное училище. Чиновник в низовых органах власти, учитель. Один из первых якутских писателей, краевед. В обращении "Якутской интеллигенции", предназначенном в качестве программы Якутскому областному "инородческому" съезду (авг. 1912), предложил план "спасения якутской народности" путём сплочения её вокруг "здорового ядра" - тойоната (байства): "Богачи-кулаки, высасывая у голытьбы всё возможное и тем самым держа её в чёрном теле, делали бессознательно доброе дело ей: они отнимали у неё те средства, которые давали возможность предаваться азарту, страсти и праздности; они доводили бедноту до необходимости бороться за своё существование путём усиленных трудов, чем воспитывали у неё энергию и трудоспособность. В данное время надежды только на тойонов и интеллигенцию" (Демидов В.А., Октябрь и национальный вопрос в Сибири. 1917-1923 гг., Новосибирск, 1978, с. 52). С лета 1917 комиссар Временного правительства в Верхоянском округе Якутской области.
Октябрьскую революцию не принял, активно поддерживал Якутский областной совет (тойоната и национальной интеллигенции) в его непризнании власти СНК РСФСР и ЦИК Советов Сибири. Руководимый им Верхоянский окружной съезд (март 1918) объявил большевиков "неверными сынами своей Родины, как в России, так и в Сибири". При кратком (июль - август) существовании на Северо-Востоке Якутии Советской власти, захватив казну, скрывался в тундре. Возвратился на свой пост с установлением власти Временного Сибирского правительства. После разгрома А.В. Колчака работал в культурно-просветительных учреждениях и преподавал в школе. С начала 1922 года присоединился к антисоветскому национальному "повстанчеству". После подавления антисоветских сил и амнистии ЦИК Якутской АССР лидерам "повстанчества" вернулся в 1924 из Оймякона в Якутск, где готовил к изданию свои литературные и краеведческие труды. Один из основоположников якутской письменной литературы.
В 1900 г. написал стихотворение "Заклинание Байаная", считающееся первым произведением якутской письменной культуры. Самобытный талант Кулаковского опирался на устное народное творчество и русскую классическую литературу. Им созданы десятки стихотворений и поэм. По масштабности, философичности и образности языка особое место в творчестве Кулаковского занимает поэма "Сновидения шамана" (1910), являющаяся плодом глубоких, длительных раздумий поэта над судьбами родного народа и острейшими проблемами современного ему мира.
Лучшие поэтические произведения Кулаковского по своим идейно-художественным особенностям представляют как бы синтез традиций русского реализма и демократических традиций якутского фольклора. А.Е. Кулаковский в последние годы своей жизни активно участвовал в строительстве новой жизни. Разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно-литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом литературно-переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения. В декабре 1925 года А.Кулаковский выехал делегатом от Якутской АССР на Первый тюркологической съезд в Баку, но в пути заболел и умер в Москве 6 июня 1926 г. В июне 1992 г. на его могиле на Даниловском кладбище г. Москвы Правительством РС (Я) открыт надгробный памятник.
В 1992 году учреждена Государственная премия имени А.Е. Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии. Именем А.Е. Кулаковского названы многие учебно-образовательные учреждения и культурные центры в городах и улусах РС (Я). В г. Якутске открыт памятник национальному поэту и просветителю.
Дом Дружбы народов имени Кулаковского А.Е. в Якутске по ул. Дзержинского. Фото Сергея Дьяконова.
Использованы материалы статьи В.С. Познанского в кн.: Политические деятели России 1917. биографический словарь. Москва, 1993.
Дементьев В.В. Наследники Ексекюляха. Интеллигенция Якутии. Москва. ИТРК. 2009.