Удивительно богатым был внутренний мир древних людей. Несомненно, им были свойственны чувство прекрасного и художественный вкус. О своеобразии их представлений об окружающем мире свидетельствуют целые галереи наскальных росписей — писаниц, выполненных на берегах Лены во времена неолита, бронзы и раннего железа. Неолит — культурно-историческая эпоха, завершающая стадия каменного века. В Якутии он наступил в конце V — начале IV тысячелетия до нашей эры. Главным признаком эпохи неолита является переход от присваивающего хозяйства (охота, рыбная ловля) к производящему (скотоводство и земледелие). Бронзовый век охватывает XV — V века до нашей эры. В этот период появились самостоятельные центры бронзовой металлургии. Превосходная отделка, высокое техническое и художественное исполнение бронзовых изделий (копий, мечей, ножей, кельтов, подвесок и котлов для варки) свидетельствуют об усложнении мировоззрения и о широких культурных связях обитателей Якутии эпохи бронзы. Так, ножи аналогичны образцам такого же рода с севера Забайкалья и из Прибайкалья, некоторые наконечники копий — из Иньского Китая, с Енисея и Томско-Нарымского Приобъя, ажурная подвеска со стоянки Усть-Тимптон соответствует находкам из Центральной Азии. В V веке до нашей эры племена Якутии перешли к обработке железа.
Ранний железный век существовал до XIII века. Примерно с VI века племена Якутии стали подвергаться влиянию более развитой тюркской культуры Южной Сибири. Появление на территории Якутии тюркского населения засвидетельствовано наскальными рисунками и руническими письменами, выполненными на Средней Лене не позднее IX — X веков нашей эры. Писаницы Лены представляют в своем роде естественный музей древнего изобразительного искусства положенный среди живописного пейзажа природы. Ленские скалы во многих местах сплошь покрыты рисунками животных, людей и мифических существ, оставленных древними художниками. Всего на территории Якутии найдено 115 писаниц на скалах и пещерах рек Лена, Синяя, Оленек, Алдан, Амга, Олекма, Марха, Индигирка и другие с общим количеством рисунков более 5 тысяч. Самые древние писаницы относятся к эпохе верхнего палеолита (40 тысяч лет назад). Это гравированное изображение мамонта на Индигиркой стоянке людей каменного века Берелех и крупные реалистические рисунки четырех бизонов и лошади, нанесенные красной охрой на писаницах р. Токко (бассейн Олекмы). Великолепно и удивительно мастерство первобытных художников. Поражает и сама техника исполнения росписей — рисунки делались только на твердом материале, т.е. на века и тысячелетия. Большая часть рисунков выполнена несмываемой краской — красной охрой, которую получали, растирая в порошок гематит и окисленную железную руду, часть — охрой разных цветов, состав и происхождение которых до сих пор являются загадкой для исследователей.
Красная охра впитывалась в скалу и сохранялась надолго. Довольно много рисунков, выполненных в технике граффити с помощью острых инструментов и нарисованных древесным углем. Жизнь и деятельность древних людей зависела во многом от успешной охоты на диких зверей и животных. В понимании древних людей животные обладали сверхъестественной силой и исключительным могуществом. Они господствовали в окружающем мире и могли обеспечить благополучие и удачу людям. Основным объектом животного охотничьего культа был красавец тайги — лось, поэтому именно он наиболее часто встречается на самых древних писаницах Лены. Древние художники талантливо передавали не только общий вид массивной фигуры животного, но и его пропорции и характерную позу. Изображались также олени, медведи, люди и все то, что было связано с охотничьей магией. Исследователи отмечают, что все наскальные изображения и рисунки неолита выполнены в одной стилистической манере и имеют своеобразный наивно-реалистический дух. На писаницах более позднего времени по мере развития мировоззренческих представлений, уклада жизни, появления новых орудий труда и предметов домашнего обихода наскальные изображения усложняются и появляются целые сюжеты и композиции сцены охоты человека на лося, ловли рыб, а также сцены бытовой жизни. Со временем менялся стиль рисунков, появилась манера изображения животных в так называемом скелетном стиле (поперечные полосы пересекают тело). Появилась лаконичность, и больше становится стилизованных фигур людей в «рогатых» «лучистых» головных уборах, с головой, нарисованной в виде развилки.
По мнению ученых, эти наскальные рисунки эпохи бронзы и раннего железа изображают шаманов, чьи заклинай и культовые действа обеспечивали удачу в охотничьем промысле, и свидетельствуют о переходе от культа природы к культу шаманизма и мистических представлений. Наиболее ярко мистические представления древних, людей отражены в наскальных рисунках у села Тойон-Ары на реке Лене. Главные персонажи композиции — лоси. Самец и самка противостоят в яростной схватке, а между ними изображен фигура лося меньших размеров, которая пересечена посередине вертикальной полосой, означающей копье или стрелу, поразившую животное насмерть. Относительно схватки двух лосей существует предание, согласно которому одна великая шаманка боролась с духом оспы. Превратившись в двух огромных лосей, они бились до тех пор, пока дух оспы не был повержен. В знак своей победы над врагом — болезнью шаманка красной охрой сделала росписи на скалах.
Примечательно, что у лося-самца кроме естественных рогов нарисованы еще два кривых бивнеобразных рога. И эта фантастическая деталь реального животного в воображении древней шаманки была связана, видимо, с распространением в сознании людей культовых религиозных обрядов с мистическими существами, обладающими магическими силами. По мнению исследователей, Ленские скалы с писаницами являлись родовыми святилищами древних охотничьих племен.
Первые упоминания о писаницах реки Лены были сделаны еще Г.Ф. Миллером, в его знаменитом «Описании Сибирского царства». В XIX в. было зафиксировано более десятка местонахождений писаниц. Изучение наскальных изображений в основном ограничивалось тогда описанием рисунков. Попытки снять копии писаниц или сфотографировать предпринимались крайне редко. Участникам Сибиряковской экспедиции и в этом вопросе удалось продвинуться вперед. В 1895 г. Д.А. Клеменц на собрании Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО сообщил, что поблизости р. Лены, в одной из многочисленных долин находятся скалы с изображением фигур людей и каких-то линий, черт, надписей.
Кроме того, он упомянул, что на р. Алдан «имеется камень, покрытый письменами, в которых одни знаки отделены двоеточиями». Внимание Д.А. Клеменца также привлекли рунические знаки на скалах по берегам р. Лены. В 1897 г. Н.А. Виташевский, пользуясь информацией тунгусов, отыскал и подробно описал писаницы местностей Баасынай и Крестях (долина р. Олекмы). Он также зафиксировал устные сведения о рисунках на скалах, расположенных выше устья р. Нюкта и по р. Тюнгюрджюкюн (Тунгурчакан). Знакомство с наскальными изображениями р. Олекмы Н.А. Виташевский начал с писаницы Крестях. На этом памятнике он выделил три отдельные плоскости с рисунками. Фиксация изображений оказалась делом нелегким. Н.А. Виташевский отметил, что снимки делал карандашом на глаз, рассматривая изображения при помощи хорошего полевого бинокля, а также пользовался фотографическим аппаратом для получения общих очертаний скал. Негативы вышли неудачными, так как в момент съемки «шел мелкий снег и смеркалось». Писаница Крестях I расположена на правом берегу Олекмы, 285 км от устья, на левом приустьевом мысу р. Крестях. На 30–35-метровом скальном монолите темно-серого цвета выделено 11 плоскостей со 134 рисунками (антропоморфные и зооморфные фигуры, лоси, олени, геометрические изображения, аморфные пятна).
Рисунки выполнены светло-красной, темно-красной, красной, темно-желтой и светло-желтой охрой. Памятник датирован III–II тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Позже исследователь осмотрел писаницу Баасынай. Он отыскал ее с трудом, а описал только одну скалу, где размещались рисунки. Писаница Баасынай I находится на левом берегу Олекмы в 289 км от устья. На 32-метровой гнейсовой скальной гряде темно-серого цвета на высоте 12–13 м выделено 2 плоскости с 11 рисунками (лоси, антропоморфная фигура, зооморфные существа). Рисунки выполнены темно-красной охрой. В 80-х гг. XX в. датированы эпохой бронзы. Писаница Баасынай II расположена на левом берегу Олекмы, в 288,5 км от устья. На 27-метровом гнейсовом останце темно-серого цвета на высоте 125 – 19 м выделено 2 плоскости с 44 рисунками (антропоморфная фигура, обращенная вниз головой, антропоморфные и зооморфные изображения, лоси, медведь, геометрические линии, аморфные пятна). Рисунки выполнены темно-красной и светло-желтой охрой. Памятник датирован II–I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Н.А. Виташевский был человеком очень увлеченным и глубоко интересующимся историей и этнографией народов Якутии. Он понимал и полностью осознавал ценность сделанных им открытий древних изображений. Поэтому старался, используя все доступные в то время способы и по возможности точнее, скопировать рисунки. Необходимо особо отметить, что Н.А. Виташевский был первым, кто начал собирать фольклорные данные, относящиеся именно к писаницам района его изысканий.
Более того, он обратился к интеллигенции, посещающей указываемые местности, с просьбой давать более точные и подробные описания имеющихся там наскальных изображений. У Н.А. Виташевского не было сомнения в том, что подобные памятники, представляющие научную ценность, повсеместно распространены по территории Якутии. Другой участник Сибиряковской экспедиции – И.И. Майнов, путешествуя по р. Амге в 1896 г. вместе со своими спутниками, обнаружил писаницу Онне (Оннею). Статья с описанием открытия вышла два года спустя. И.И. Майнов первым сообщил о наличии наскальных изображений на Амге, указал географические координаты памятника, в общем плане описал рисунки. Писаница Оннею находится на левом берегу Амги в 623 км от устья. На 20 – 30-метровой известняковой скальной гряде на высоте 5,2 – 10 м выделено 11 плоскостей с 63 рисунками (антропоморфные и зооморфные фигуры и контурные круги, геометрические изображения, олень, эллипсоидный лук, солярный знак, аморфные пятна). Рисунки выполнены красной, бордовой, светло-красной, темно-красной, вишневой охрой. Исследователь также произвел сопоставительный анализ рисунков Оннеюской писаницы с наскальными изображениями Енисея, отметил параллели сюжетов писаниц и определенных эпизодов древних обрядов народов края. От датировки рисунков он, однако, воздержался. Кроме того, в статье И.И. Майнова приведены опросные данные о наскальных изображениях и так называемых условных знаках, открытых в долинах рек Лены, Мои и Мархи.
По материалам статьи Астаховой Ирины Сергеевны
На Ленских писаницах особо выделяются наскальные рисунки в виде условных схематических знаков самой различной конфигурации (кресты, дуги, круги, прямые и косые палочки, полоски, черточки и др.). Полагают, что все эти знаки являются руноподобными и представляют собой предельно стилизованные изображения реальных животных, людей или природных объектов, вплоть до космических. Например, простые линии-черточки интерпретируются как изображения людей с опущенными вниз руками.
Примечательно, что подобные знаки как символ человека встречаются у многих народов планеты. Кроме руноподобных знаков на скалах часто встречаются рисунки стрел, жилищ, лодок, бубнов и других вполне реальных объектов. Исследователи писаниц считают, что они представляют собой самую первую, зачаточную форму рисуночного письма — руническую надпись, пиктографию, которая, согласно этнографическим материалам, существовала у различных племен Сибири и Дальнего Востока. Руны — общее наименование символических знаков в древних алфавитах. Руноподобные знаки и рунические надписи найдены у многих народов: тюрков, скандинавов, маньчжур, славян и др. Основным способом рисуночного письма было написание или вырезание символов на твердом основании (камне или дереве). Рунические надписи Якутии разделяют на 4 группы:
1) древние наскальные (найдены на скалах рек Лена, Синяя, Опекма, Марха)
2) надписи на различных мелких предметах (на наконечнике стрелы, на печати, на специальных досках), выполненные в XIV— XVIII веках
3) комбинированные надписи, относящиеся к XVII — XVIII векам, найдены в Вилюйске, Нучалах Аласа Чурапчинского улуса, Улахан-Ане Хангаласского улуса
4) надписи на древней бляхе, табакерке, камне предположительно XII — XIX веков.
Археологические материалы показывают, что руноподобная письменность использовалась в Якутии достаточно широко. С ее помощью вплоть до XVIII века осуществлялась переписка между якутскими князьями, составлялись отчеты о собранном ясаке. Однако, несмотря на тщательные исследования, многие рунические надписи до сих пор не расшифрованы. Якутские руны так и не открывают своей тайны. К родовым святилищам и погребениям древние якуты относились с большим благоговением. Они очень уважали и почитали их, считали вместилищами мистических духов и не тревожили. В родовых святилищах осуществлялось приобщение сообщества людей к высшим таинствам бытия. Весьма странное и необъяснимое событие произошло с якутскими исследователями петровских рунических надписей. Руны оказались указателями зарытых кладов и были дешифрованы следующим образом: «Здесь находятся азские бусы — добро» (прим.: аз — один из киргизских родов). Позже ученые решили провести раскопки недалеко от найденных рун и наткнулись на древние погребения. Через некоторое время несколько участников экспедиции почувствовали недомогание и им пришлось вернуться обратно в Якутск. На остальных посыпались самые разнообразные несчастья и беды. В результате ученые, отказавшись от своего скептицизма, провели обряд очищения, попросили прощения и закрыли потревоженное погребение.
Согласно современным представлениям, все рунические письма связаны исключительно с сакральностью, т.е. все они имеют религиозный характер и использовались как объекты преклонения и жертвоприношения или использовались при культовых обрядах рождения, смерти, охоты на животных. Однако существует и другая версия, предполагающая, что наскальные надписи являются своеобразными указателями, информирующими о чем-то конкретном и реальном: о наличии клада, удобного места для охоты и жилья, большого количества пищи или о какой-либо опасности.
Исследования в наши дни
Сотрудники Музея археологии и этнографии СВФУ исследовали древнюю писаницу на горе Суруктах-Хая и обнаружили там более 800 рисунков.
Сегодня часть этой древней наскальной живописи можно увидеть на фотовыставке «Rock Art писаницы Суруктах-Хая». Экспозиция развернута в стенах самого музея и включает в себя не только фотографии с видами на писаницу, детали рисунков древних художников, ландшафт и животный мир местности, но и экспедиционные вещи известного якутского археолога Н. Н. Кочмара, посвятившего свою жизнь изучению «каменных страниц» Якутии. Святилище Суруктах-Хая (в переводе с якутского «скала с письменами») находится в одном из труднодоступных уголков Олекминского района — на левом берегу реки Мархи, примерно в 150 км от места ее впадения в Лену. Директор музея Лилия Алексеева рассказывает: «Ученые посещали святилище лишь дважды. В 1939 г. на писанице побывал якутский этнограф А. А. Саввин, положив начало ее научному исследованию. Большой заслугой ученого является сбор обширного фольклорного материала о Суруктах-Хая. В 1941‑м святилище исследовала Ленская историко-археологическая экспедиция под руководством сибирского археолога А. П. Окладникова. Ученым удалось не только снять копии рисунков, но и впервые в Якутии обнаружить и описать жертвенник с археологическим материалом каменного, бронзового и железного веков, которые в последующем широко использовались для разработки периодизации писаниц Средней Лены. В 1972 г. результаты экспедиции 1941 г. были полностью опубликованы в книге А. П. Окладникова и В. Д. Запорожской «Петроглифы Средней Лены», которая до настоящего времени оставалась единственным источником по памятнику Суруктах-Хая для исследователей, занимающихся проблемами наскального искусства». И вот в августе 2011 г. Среднеленский отряд археологической экспедиции Музея археологии и этнографии СВФУ им. М. К. Аммосова при поддержке ОАО «Алмазы Анабара», провел полевые исследования святилища Суруктах-Хая.
Если фотосъемка 1941 г. дала археологической науке только один черно-белый снимок общего вида Суруктах-Хая, то использование современных цифровых технологий позволило исследователям не только передать общий вид памятника, расположение и сюжет рисунков, но и выявить множество невидимых глазу деталей, уловить особенности наложения рисунков, оттенков цвета и рельефа скальной поверхности. «Святилище представляет собой известняковую скалу высотой 21 м. Ее передний фасад, обращенный к реке, имеет довольно гладкую поверхность и напоминает отвесную стену, — продолжает рассказ Лилия Ленгвардовна. — Многочисленные росписи, выполненные охрой различных оттенков, группами размещены на фасаде и торце скалы на разных высотах: наивысшая точка расположения рисунков — 11,5 метра от подножия скалы, нижняя от 6,3 метра. Всего в ходе исследовательских работ было выделено 16 групп, включающих в себя более 800 рисунков. На ее поверхности запечатлены сюжеты, отразившие представления древних жителей Якутии об окружающем мире, магические обряды и ритуалы». Писаница Суруктах-Хая не имеет аналогов на обширной территории Северо-Востока Азии и является уникальным памятником духовной культуры таежных охотников и рыболовов эпохи неолита и палеометаллов.
Варвара Куличкина