Численность - 466,5 тысяч человек по переписи 2010 г. Язык - тюркская группа алтайской семьи языков.Расселение - Республика Саха (Якутия).
Самоназвание — саха. По территории расселения их делят на амгинско-ленских (между pp. Леной, Нижним Алданом и Амгой, а также на левобережье Лены), вилюйских (в бассейне р. Вилюя), олекминских (в бассейне р. Олекмы) и северных (в тундровой зоне, бассейнах pp. Анабара, Оленека, Колымы, Яны и Индигирки). Говоры объединяются в центральную, вилюйскую, северозападную и таймырскую группы. 65% якутов владеют русским языком и еще 6% считают его родным. В 1858 г. по инициативе ученого и миссионера И.Е. Вениаминова была издана первая «Краткая грамматика якутского языка». В становлении народа участвовали как местные тунгусо-язычные племена, так и пришлые из Прибайкалья тюрко-монголы, расселившиеся в Сибири в X — XIII вв. и ассимилировавшиеся с местным населением. Окончательно этнос сформировался в конце XVI в. К тому времени якуты подразделялись на 35 — 40 экзогамных «племен». Крупнейшие насчитывали до 2 — 5 тыс. человек. Племена делились на родовые группы — «отцовские роды» (ага-уса) и более мелкие «материнские роды» (ийэ-уса). Частые межплеменные войны, известные в народе как события кыргыс юйэтэ — «век битв, сражений», сделали необходимым военное обучение мальчиков. К 18 годам оно заканчивалось посвятительным обрядом с участием шамана, который «вселял» в юношу духа войны (илбис). Традиционная культура наиболее полно представлена у амгинско-ленских и вилюйских якутов. Северные более близки к эвенкам и юкагирам, у олекминских очень заметно влияние русских. Традиционное занятие — разведение крупного рогатого скота и лошадей. Были выведены особые породы этих животных, приспособленные к суровым климатическим условиям Севера: выносливые и неприхотливые, но малопродуктивные (доились только летом).
В русских источниках XVII в. якутов называли «конными людьми». За лошадьми ухаживали мужчины, за коровами — женщины. Летом скот держали на подножном корме, зимой — в хлевах. Сенокошение применяли еще до прихода русских. Животные занимали отдельное место в культуре якутов, им посвящены специальные обряды. Особое место отводилось образу лошади, известны даже ее захоронения вместе с человеком. Добывали лося, дикого оленя, медведя, кабана, пушных зверей — лисицу, песца, соболя, белку, горностая, ондатру, куницу, росомаху — и других животных. При этом применяли весьма специфические приемы, например охоту с быком (когда охотник подкрадывался к добыче, прячась за быка, которого гнал перед собой), конную гоньбу по следу, иногда с собаками. Охотились с луком и стрелами, копьем, а с XVII в. — с огнестрельным оружием.
Использовали засеки, загороди, ловчие ямы, силки, капканы, самострелы, пасти. Особую роль в хозяйстве играло рыболовство. Для якутов, не имевших скота, рыболовство было основным хозяйственным занятием. В документах XVII в. слово балысыт — «рыболов» употребляли в значении «бедняк». На реках добывали осетра, чира, муксуна, нельму, сига, хариуса, тугуна, на озерах — гольяна, карася, щуку и других рыб. Орудиями промысла служили верши, морды, сети, невода из конского волоса; крупную рыбу били острогой. Осенью устраивали коллективную рыбалку неводом, добычу делили поровну. Зимой занимались подледным ловом.
Распространению земледелия (особенно в Амгинском и Олекминском округах) способствовали русские ссыльные поселенцы. Выращивали специальные сорта пшеницы, ржи и ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое лето. Культивировали также огородные культуры. По лунно-солнечному календарю год (сыл) наступал в мае и делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом: январь -тохсунньу — «девятый», февраль — олунньу — «десятый», март — кулун тутор — «месяц подкармливания жеребят», апрель — муусустар — «месяц ледохода», май — ыам ыйа — «месяц удоя коров», июнь — бэс ыйа — «месяц заготовки сосновой заболони», июль — от йыа — «месяц сенокоса», август — атырдьах ыйа -«месяц стогования сена», сентябрь — балаган ыйа -«месяц перекочевки с летников в зимники», октябрь -алтыннъи — «шестой», ноябрь — сэтиннъи — «седьмой», декабрь — ахсынньы — «восьмой».
Из ремесел были развиты кузнечество, ювелирное дело, обработка дерева, бересты, кости, кожи, меха, изготовление лепной керамики, мастерили посуду, из конского волоса плели и ссучивали шнуры, которыми вышивали. Железо выплавляли в сыродувных горнах, из золота, серебра и меди (переплавляя русские монеты) делали женские украшения, конскую сбрую, культовые предметы. Жили якуты сезонными поселениями.
Зимние из 1 — 3 юрт располагали вблизи, летние (до 10 юрт) — у пастбищ. В зимнем жилище (кыпынны дъиэ — балаган) обитали с сентября по апрель. Оно имело наклонные стены из тонких бревен на бревенчатом каркасе и низкую пологую двускатную крышу. Стены обмазывали глиной с навозом, крышу поверх бревенчатого настила покрывали корой и землей.
С XVIII в. распространились многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход устраивали в восточной стене, окна — в южной и западной, крышу ориентировали с севера на юг. В северо-восточном углу, справа от входа, устанавливали очаг типа чувала, вдоль стен -дощатые нары. Почетной считали нару, идущую от середины южной стены к западному углу. Вместе с примыкавшей к ней частью западной нары она образовывала почетный угол. Далее к «северу» находилось место хозяина. Нары слева от входа предназначались для молодых мужчин и работников, справа, у очага, — для женщин. В переднем углу ставили стол и табуреты, другую обстановку составляли сундуки и разнообразные ящики. С северной стороны к юрте пристраивали хлев. Вход в него находился позади очага. Перед дверью в юрту сооружали навес или сени. Жилище окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком.
У юрты устанавливали коновязь (сэргэ), украшенную богатой резьбой. Со второй половины XVIII в. для зимы начали строить русские избы с печью. Летнее жилище (ураса), в котором жили с мая по август, представляло собой цилиндроконическое сооружение из жердей с крышей из бересты. На севере были известны крытые дерном каркасные постройки типа эвенкийского голомо (холуман). В селениях сооружали амбары (ампаар), ледники (булуус), погреба для хранения молочных продуктов (тар иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от летнего жилища ставили хлев для телят и сооружали навесы.
Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Зимой ходили на лыжах, подбитых конским камусом, ездили на санях с полозьями из дерева с корневищем имевших естественную кривизну; позднее — на санях типа русских дровен, в которые обычно запрягали быков. Северные якуты пользовались оленьими прямокопытными нартами. По воде сплавлялись на плотах, лодках-долбленках, челноках, берестяных лодках. В пищу употребляли молоко, мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу, съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с грудинкой, уху из карася (собо минэ), фаршированного карася, оладьи из икры, строганину. Рыбу также замораживали и заквашивали на зиму в ямах. Молочные блюда — кумыс из кобыльего молока, молочная пенка, взбитые сливки, простокваша, масло. Сливки заготавливали на зиму, замораживая в больших берестяных чанах с добавлением ягод, кореньев, костей. Из муки готовили похлебку (саламат), лепешки (лэппиэскэтэ), оладьи (баахыла) и др. Собирали грибы, ягоды, луговой и береговой лук, дикий чеснок, корни сараны, толокнянку, сосновую и лиственничную заболонь.
В Олекминском районе издавна были известны овощи. Традиционная деревянная утварь — чаши, ложки, мутовки, венички для взбивания сливок, берестяные туеса, ягод, масла, сыпучих продуктов и т.п. Резные деревянные кубки для кумыса (чороны) играли важную роль в обрядах на празднике ысыах и были двух типов — на коническом поддоне и на трех ножках в виде лошадиных копыт. Для якутов характерны малые семьи. До XIX в. бытовало многоженство, причем жены часто жили раздельно, каждая вела свое хозяйство. В брак вступали в возрасте от 16 до 25 лет, заключали его по сватовству с уплатой калыма. Среди малоимущих были распространены браки убегом», с похищением невесты, отработка за жену. Имели место левират и сорорат. Существовали обычаи кровной мести (чаще заменявшейся выкупом), гостеприимства, обмена подарками.
Выделялась аристократия – тойоны. Они управляли родом с помощью старейшин, выступали военными вождями. Тойоны владели большими стадами (до нескольких сот голов), имели рабов, они и их домочадцы проживали в отдельных юртах. Были обычаи отдавать бедным скот на выпас, на прокорм на зиму, передавать обнищавшие семьи и сирот на иждивение богатому сородичу (кумаланство), торговать детьми, позднее — нанимать работников. Скот являлся частной собственностью, а охотничьи, пастбищные угодья и сенокосы — общинной. Родильные обряды связывали с культом богини плодородия Айыы-сыт, покровительницы детей. По поверью, она живет на восточной стороне неба и дает новорожденному душу. Роды проходили в левой половине юрты, на полу. Место родов отгораживали занавесом. Летом рожали в амбаре, иногда (во время сенокоса) — в поле. Роженице помогала повивальная бабка.
Предметы быта якутов
Перечень предметов в альбоме
1 Копьеметалка (якуты)
Дл. – 61 см шир. – 3 - 4 см диаметр отверстия – 2,2 см. Дерево. Резьба. Представляет собой удлиненную плоскую, слегка изогнутую доску, вырезанную из цельного куска дерева. Один конец более широкий, чуть закругленный, ближе к нему выдолблено круглое сквозное отверстие. Другой конец утолщается в виде выступа с просверленным неглубоким круглым отверстием, в которое вставляется конец сатины. Использовалась северными якутами при охоте на линных (нелетных) уток. Начало ХХ в. Из коллекции этнографической группы Колымской экспедиции Якутского филиала АН СССР под руководством Гурвич И.С. в 1951 г.
2 Пластина для разбивания трубчатых костей (якуты)
Дл. – 27,5 см (общ.), 41 см (ремешок), шир. – 1,3 - 2,2 см. Медь, сыромятная кожа. Ковка, сверление, выделка. Пластина длинная, плоская, в середине чуть утолщенная, вырезана из какого-то изделия из меди. На одной поверхности пластины – едва заметное фабричное клеймо и цифра «№1». Один конец срезан прямо, ближе к концу пробиты два маленьких сквозных отверстия. Другой конец чуть сужается и заканчивается кольцом. Сквозь отверстие кольца пропущен и стянут через петлю ремешок из сыромятной кожи. Использовалась для разбивания трубчатых костей животных. Является деталью снаряжения охотника. Нач. ХХ в. Из коллекции Оленекско – Джелиндинской экспедиции Научно-исследовательского института языка, литературы и истории ЯАССР под руководством Гурвич И.С. в 1944 - 45 гг. Приобретена у жителя п. Джелинда Оленекского района Декоянова
3 Копье для охоты на линных уток (якуты)
Дл . – 172,8 см (общ.) 14 см (крючок) д. – 0,6 - 2,5 см. Дерево, металл, хлопчатобумажная ткань, веревка. Резьба, ковка, обмотка. Копье для охоты на линных уток и гусей нижнеколымские русские старожилы называют сатиной. Сатина состоит из древка, наконечника и трех крючков. Наконечник изготовлен из железа способом кузнечной ковки, относится к черешковому типу. Перо наконечника плоское, двухгранное. Режущие края сторон пера заострены ковкой, не заточены. Черешок наконечника насажен в глубокий паз на острие деревянного древка и обмотан к нему тонкой веревкой. В 32 сантиметрах от острия в древко вбиты металлические крючки, образующие подобие остроги. Крючки также обмотаны к древку веревкой, изготовлены из стальной проволоки, круглой в сечении. Утолщенные и плоские концы крючков срезаны под углом, образуя выступ с небольшой выемкой. Древко круглое в сечении, постепенно утолщается в середине (в месте вбивания крючков), к концу сужается. Копья бывают двух видов: легкие, употребляемые для охоты на уток и тяжелые на гусей и лебедей. Легкие копья бросают на 30-40 метров сидя в лодке, а тяжелые на 20 метров. За день при охоте добывают до 100 – 150 уток. Сатину используют только на воде, так как при попадании в землю тонкие зубья сатины могут сломаться. Конец XIX - начало XX вв. Из коллекции Колымской экспедиции Якутского филиала АН СССР под руководством И.С.Гурвич в 1951 г. Приобретена у жительницы пос. Походск Нижнеколымского района Агафонниковой А.В.
4 Амулет
Лечебный амулет. Дл. – 4,6 см, шир. – 1,5 - 3 см. Камень. Сверление. Камень с отверстием. Представляет собой окатанный сланец речной гальки округлой формы в сечении в виде вытянутого эллипса. В средней части гальки просверлено сквозное отверстие. Вход в отверстие с обеих сторон расширен в виде округленных воронок: с одной стороны более широкий и глубокий, с другой – не глубокий, зауженный. Употреблялся как лечебный амулет. Через него женщины, заболевшие грудницей, сцеживали молоко. Конец XIX – начало XX вв. Приобретены Гурвич И.С. – руководителем этнографической экспедиции Научно - исследовательского института языка, литературы и истории 24 декабря 1955 г.
5 Кукла для вызывания ветра
Северные якуты
Кукла для вызывания ветра, игрушка. Высота – 17см, ширина - 3.5см (талии). Тальник, ткань. Шитье. Основа куклы сделана из тальника. Кукла одета в рубашку и юбку. Руки и черты лица отсутствуют. Лицо обозначено обструганной частью тальника, обернутой поверх платочком из ткани красного цвета. На туловище куклы надета рубашка из светлой ткани с цветочным рисунком. Рубашка сшита из сложенной пополам ткани. В центре сгиба сделана прорезь для головы, рукава цельнокроеные. Рубашка спущена поверх юбки и на талии завязан поясок из полоски ткани. Юбка сшита из 4 клиньев красной ткани, поддерживается на основе куклы пояском. Под юбкой основа обмотана кусочком ткани темного цвета. Использовалась в качестве детской игрушки и для вызывания ветра летом в связи с обилием комаров. Куклу выносили, стегали прутьями и вешали на крышу дома. Начало ХХ в. Из коллекции собранной этнографической группой Колымской экспедиции Якутского филиала Академии Наук СССР под руководством Гурвич И.С. в 1944 г. Приобретен в у жителя поселка Похотск Нижнеколымского района Сергеева М.Ф. Поступление от 26.01.1951 г.
6 Амулет Медвежьи лапы
Северные якуты: саха.
Амулет, медвежьи лапы. Эhэ баппагайа (якут.). Длинна - 20 см.; ширина макс. - 10 см. Начало ХХ в. Представляет пару высушенных медвежьих лап. Амулет служил оберегом от злых сил. Поступил в 1986 г. от Ивановой Е.М. (Огдуус), 86 лет из рода Сологон. Оленёкский историко-этнографический музей.
7 Амулет охотника
Северные якуты: саха. Амулет охотника. Эhэкээн (якут.). Дл.- 22 см, шир.- 19 см, выс. - 5 см. Шкура оленья, рог, верхняя челюсть оленя с зубами, ровдуга. Нач. ХХ в. Кусок оленьего рога с привязанной к нему связкой верхних оленьих челюстей завернут в шкуру с головы дикого оленя – самца. Шкура завязана веревкой из ровдуги. Служил оберегом охотника или вместилищем духа покровителя охоты и зверей. Поступил в 1987 г. от Кириллова П.И. из с. Харыйалах, Кирбяйского наслега. Принадлежал его отцу Кириллову Иону 1900 г. рожд., охотнику-стахановцу. Оленёкский историко-этнографический музей.
8 Амулет-желвак оленя
Северные якуты:саха
Амулет – желвак оленя, «буйан, таба кута» (якут.) Дл.- 6,5см, d - 4см. Кожа, шерсть, сухожильные нити. Представляет из себя яйцеобразный подшейный нарост из шерсти и кожи оленя, который привязан сухожильной веревкой. Такой нарост считался счастливым, являлся вместилищем духа-покровителя оленей. Хозяин оленей бережно хранил его и относился к нему, как к амулету. Начало ХХ в. Оленекский историко-этнографический музей народов Севера.
9 Амулет-подвеска для люльки
Северные якуты: саха.
Амулет - подвеска для люльки, «биhик ымыы» (якут.). Дл. - 17см. Кость, шерсть, сухожильные нити. Состоит из нанизанных на сухожильную веревку когтей, зубов, клыков и суставной кости медведя. Амулет защищал новорожденного от злых духов и сглаза. Начало ХХ в. Поступил в 1990 г. от Николаева С.Ф., уроженца Кирбейского наслега Оленекского района. Оленекский историко-этнографичекий музей народов Севера.
10 Бубен шаманский с колотушкой.
Северные якуты: саха.
Бубен шаманский с колотушкой. Дурурдээх былаайах (якут.). Диаметр – 49см.; дл. колотушки – 40,5 см., диаметр колотушки- 3 см. Ровдуга, дерево, металл, мех волка. Нач. ХХ в. Представляет собой деревянную, овальной формы обечайку, которая обтянута оленьей кожей. К верхнему краю обечайки бубна прикреплены ровдужные ремешки и металлические бубенчики. Ручка бубна крестовидной формы, сделана из металла. Колотушка имеет вид прямой деревянной палки, в сечении круглой, с равномерным диаметром по всей длине. Ручка колотушки обтянута шкурой оленя, а ударная часть волчьим мехом. Предмет шаманского облачения. Аллаиховский музей природы тундры и охотничьего промысла им. Д.А. Лебедева.
11 Бубен шаманский с колотушкой.
Северные якуты: саха.
Бубен шаманский с колотушкой. Дурурдээх былаайах (якут.). Диаметр – 49см.; дл. колотушки – 40,5 см., диаметр колотушки - 3 см. Ровдуга, дерево, металл, мех волка. Нач. ХХ в. Представляет собой деревянную, овальной формы обечайку, которая обтянута оленьей кожей. К верхнему краю обечайки бубна прикреплены ровдужные ремешки и металлические бубенчики. Ручка бубна крестовидной формы, сделана из металла. Колотушка имеет вид прямой деревянной палки, в сечении круглой, с равномерным диаметром по всей длине. Ручка колотушки обтянута шкурой оленя, а ударная часть волчьим мехом. Предмет шаманского облачения. Аллаиховский музей природы тундры и охотничьего промысла им. Д.А. Лебедева.
12 Гадальная оленья лопатка
Северные якуты: саха
Гадальная оленья лопатка, «долур» (якут.) Дл. - 21,5см, шир. - 12,2см, толщ. - 3см. Кость. На середину лопатки клали горячий древесный уголь, от воздействия высокой температуры появлялась трещина. Данная трещина считалась дорогой Сиккээнэ – духа покровителя охоты. В середине небольшая трещина и подпалина. Найден в амбаре (неоку) в верховьях р. Оленек Бенчик В.А. в 1986 г. Оленекский историко-этнографичекий музей народов Севера.
13 Детский амулет. Ого кута
Северные якуты: саха.
Детский амулет. Ого кута (якут.). Дл. - 17см, шир. - 10,5см, выс. - 10,5 см. Шкура рыбья, ровдуга, высушенные детские пуповины и волосы, металл, ткань. Шитье. Нач. ХХ в. Во внутрь сумки с клапаном, сшитой из шкуры тайменя, вложены завернутые в тряпочки 10 узелочков детских пуповин и волос. Клапан сумки застегивается металлической пуговицей. С левой стороны сумки пришит маленький мешочек. Считалось, что в детских пуповинах и волосах заключается жизненная сила новорожденных. Их хранили в течение всей жизни человека и связывали их сохранность со здоровьем и благополучием. Поступление 1986 г. от Семеновой В.Н., 85 лет из рода «Чорду». Пуповины и волосы её 5 детей. Оленекский историко-этнографический музей.
14 Детский колокольчик-оберег
Северные якуты: саха.
Детский колокольчик-оберег. Чуораан (якут.). Выс. - 4 см.; диаметр - 3,5 см. Металл, ровдуга. Литьё. Нач. ХХ в. Медный колокольчик с ровдужным ремешком, с помощью которого его привязывали к люльке новорожденного или же на спинку одежды младенца. Амулет отпугивал злых духов от младенца или имел практическое назначение для обнаружения его местонахождения. Поступил в 1986 г. от Топорова Д.Н. из рода «Уолчаан». Оленёкский историко- этнографический музей.
15 Крест-тельник
Якуты
Крест-тельник. Дл. – 4,1 см, шир. – 2,6 см. Серебро. Литьё, гравировка. Изготовлен литьем и гравировкой. Плоский, четырехконечный, с концами – ветвями, слегка расширенными и скругленными на концах и кольцеобразным ушком. На лицевой стороне изображен рельефный восьмиконечный голгофский крест. У подножья креста изображена «голова Адама», на концах верхних ветвей нанесены обронные надписи в виде букв «III», «S», «К». В центре оборотной стороны изображены четыре лепестка по сторонам ветвей креста. Работа Вилюйского мастера ХIХ в. Якуты, как и все православные, носили нательные кресты, которые им выдавали при совершении обряда крещения и получении христианского имени. Приобретен у жителя с. Джелинда Оленекского района Дьяконова Х. Из коллекции собранной Оленекско – Джелиндинской экспедицией Научно-исследовательского института языка, литературы и истории ЯАССР под руководством Гурвич И.С. в 1944 - 45 гг.
16 Скульптура Надземное захоронение якутов
Якуты северные: саха.
Скульптура «Надземное захоронение якутов арангас», «ара ас» (якут.). а - дл.-15 см, шир. - 5,3 см, выс. - 11,2 см б – дл. – 11,5 см, шир.2.2 см, выс. - 1,4 см. Мамонтовая кость, металл. Резьба объемная. Состоит из плоской прямоугольной подставки, на которую с двух сторон привинчены металлическими шурупами столбики, оканчивающиеся штырями. К столбикам приставлены охотничьи лыжи без креплений по одной паре на каждую. Между столбиками прикреплен крест на крест лук со стрелой. На штыри насажен открываемый гроб из двух цельных пластинок в виде выдолбленных корыт, которые снаружи выглядят как соединенный из двух половинок цилиндр. Внутри гроба лежит фигурка мужчины со скрещенными на груди руками. Данная скульптура является миниатюрной моделью якутского надземного захоронения, которая строится из лиственницы. Судя по инвентарю, резчик посвятил свою работу покойнику-охотнику. Сделана якутским резчиком из Верхоянского округа в конце ХIХ в. Поступила в 1916 г. от Ефимова С.В.
17 Шаманские ремни
Северные якуты: саха.
Шаманские ремни ( поводья), «ойуун тэhиинэ» (якут.). Дл. общ.- 3м 52см, дл. шнура – 2м 34см. Ровдуга, подшейный волос оленя, сухожильные нити, росомашья шерсть, ткань. Шитьё. Представляет из себя перекрученную по спирали ровдужную веревку в виде шнура, стыки которого прошиты сухожильными нитками и перевиты нитями из белого подшейного волоса оленя. К концам шнура пришита бахрома из красного и зеленого сукна и ровдуги, окантованная мехом росомахи. Нижний конец шнура завершается ровдужной веревкой в 38см, в которую с нижней стороны продернута заостренная ровдужная лента дл.18см. Верхняя часть шнура заканчивается заостренными на концах двумя ровдужными ремнями дл. 83 см. Ровдужные ремни привязывались к двум металлическим кольцам спины шаманского костюма. Шаманские ремни (поводья) имеют как функциональное, так и символическое значение. За них придерживают шамана вовремя камлания и вместе с тем они воспринимались как поводья самого шамана для путешествия по мирам. Поступление 1986 г. из раскопок Архипова Н.Д. в м. Сенке бассейна р. Оленек. ХVIII - нач. ХХ вв. Оленекский историко-этнографический музей народов Севера.
18 Игольница с крышкой, иннэлик
Якуты: саха.
Игольница с крышкой, «иннэлик» (якут.). а - дл.-19,1, см шир.- 2см. б – дл.-2,3см, шир.-0,9см, выс.-1,8см. Моржовая кость, ровдуга. Резьба декоративная, сверление, гравировка. Состоит из самой игольницы с цепочкой, съемной крышки и ровдужной веревки. Основная часть – игольница длиной в 6 см. соединена с цепью из 7 звеньев. Крышка в виде колпачка прямоугольной формы с округленными краями, полая изнутри, чуть сужается кверху, в верхней части по краям имеет 2 сквозные отверстия для продевания ровдужной веревки, в середине круглое углубление, которая расположена между отверстиями. Игольница с цепочкой вырезана из цельной кости, на нём путем сверления и ажурной резьбы выделены разнофигурные детали. Основа – игольница в виде полой трубки с фигурными выступами снаружи. Верхняя часть имеет прямоугольную перекладину с округленными краями, которая имеет 2 сквозные отверстия по краям для продевания ровдужной веревки, в середине небольшой круглый выступ – отверстие игольницы. Вся наружная часть игольницы вырезана в виде широких и тонких гладких поясков, в нижней части поясков в виде зигзагов и отсеченного конуса, которая завершается округлой петлёй для нанизывания цепочки. Цепочка состоит из фигурных звеньев, которые соединяются с игольницей прямоугольным ушком с округлыми краями. Звенья цепочки вырезаны и просверлены в виде соединенных между собой фигурных гирек. На 4 звеньях имеются продольные гравированные линии, на 1 звене продольные 2 гравированные линии и прямоугольники в 2 ряда. Сделана якутским мастером Санниковым М.М. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа Якутской области в конце ХIХ в. Использовалась для хранения швейных игл и как декоративный элемент к женскому поясу. Поступила в 1916 г. от якутского купца Санникова Я.Ф. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа.
19 Рыбак в лодке
Якуты северные: саха
Скульптура «Рыбак в лодке». Дл. -15,5 см, шир. – 9,2 см, выс. – 5,5 см. Мамонтовая кость. Резьба объемная. Лодка состоит из трех костяных пластинок: плоскодонного днища и двух бортов. Днище и борта приподняты и закреплены костяными штырями. В центре лодки закреплены фигуры сидящего рыбака с веслами на руках и турсук для рыбы в передней части. Фигура рыбака имеет примитивную статичную форму: руки и ноги очень короткие, туловище почти прямоугольное, черты лица и волосы выделены на плоском фоне. Работа якутского мастера ХIХ в. Поступление 1916 г. от Громова И.И. из Булунского района. Заметны следы позднего склеивания, небольшие трещины и сколы на фигурах. Двухлопастное весло на руках рыбака позднего изготовления.
20 Фигура Тюлень
Якуты: саха.
Фигура « Тюлень». Дл.- 4,3 см, шир.-1,7 см, выс.-2 см. Моржовая кость. Объемная резьба, гравировка. Фигура вырезана из цельного куска кости. Изображение тюленя статично, слегка приподнята голова и туловище. На фигуре обозначены передние ласты, глаза, рот и ноздри. На затылке, вокруг шеи и на спине нанесены узоры в виде полосок, треугольников и штрихов. На задней суживающейся части туловища имеется сквозное отверстие для продевания на веревку. Под передней нижней частью украшения имеется крючок-застежка. Фигура, возможно, использовалось как украшение или же являлась фрагментом комплекта. Сделана якутским резчиком Санниковым М.М. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа Якутской области в конце ХIХ в. Поступила в 1916 г. от якутского купца Санникова Я.Ф. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа.
21 Скульптура Медведь
Якуты: саха.
Скульптура «Медведь». Дл.- 9см, шир. - 2,3см, выс.- 5см. Моржовая кость. Объемная резьба. Скульптура вырезана из цельного куска кости, который имеет темные полосы. Фигура медведя изображена с вытянутой шеей, стоящим на четырех лапах. На фигуре отчетливо обозначены глаза, ноздри, рот, уши. Хвост медведя утрачен. Передние и задние лапы медведя прижаты друг к другу. Поверхность скульптуры местами шероховатая, имеет естественные трещины и царапины, специально нанесенные резчиком. Сделана якутским резчиком Санниковым М.М. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа Якутской области в конце ХIХ в. Поступила в 1916 г. от якутского купца Санникова Я.Ф. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа.
22 Спичечница
Якуты: саха.
Спичечница. Дл. – 6,9 см, шир. – 4,7 см, выс. - 1,6 см. Моржовая кость, металл. Резьба, гравировка, литьё, клепка. Состоит из 2 больших и 4 узких прямоугольных, плоских пластин, которые склеены между собой в виде коробки. Две узкие, короткие боковины, закругленные с одного краю, изнутри имеют металлические пластины, одна из которой служит откидывающейся крышкой. Металлические пластины закреплены к коробке 2 большими и 2 маленькими клепками. На двух узких длинных боковинах нанесены царапины для приклеивания к ним серы, на одной сохранились остатки серы. На верхнюю и нижнюю поверхность коробки нанесены точечные резные узоры и выцарапаны прямые линии, которые напоминают с одной стороны расположение звезд на небе, с другой созвездие Большой медведицы и Полярную звезду в определенное время года и суток. Коробка изнутри частично выкрашена в розовый цвет. Использовалась для хранения спичек. Рисунки на спичечнице, возможно, использовались путниками для ориентира во времени и в пространстве. Сделана якутским резчиком Санниковым М.М. из Усть-Янского улуса Верхоянского округа Якутской области в 1897 г. Поступила в 1916 г. от якутского купца Санникова Я.Ф. из Усть - Янского улуса Верхоянского округа.
23 Сверло
Якуты
Сверло. hэрэтэлэ (якут.) Дл. лучка – 40 см, дл. рукоятки сверла – 29 см, дл. сверла – 8,2см, дл. рукоятки сверла – 4,5см. Дерево, кожа, железо. Резьба, ковка. Состоит из двух основных частей – лучка и собственно сверла. Лучок деревянный, в виде цельной, изогнутой палки с равномерной толщиной по всей длине. По ширине палка имеет форму лопаточки – один конец шире и уплощен. Тонкий конец палки срезан под углом, а широкий округлен. На месте расширения и на узком конце лучка просверлены по одному круглому отверстию, сквозь которые пропущены кожаные ремешки, другим концом закрепленные на барабане сверла. Барабан сверла представляет собой среднюю часть сверлильного инструмента, с одной стороны которого находится ручка, а с другой - лезвие. Ручка и барабан в сечении круглые. Барабан большой, подцилиндрической формы, с двух концов: сверху и снизу, имеет выступающие круглые диски, вырезанные из того же куска дерева, что и барабан. В нижнем его конце имеется подквадратной формы углубление, куда вставлено лезвие сверла с квадратным основанием. Лезвие в виде железного желоба изготовлено способом кузнечной ковки. В барабане сделаны в разных направлениях три сквозные отверстия, в которые вставлены ремешки, завязанные на концах узлами. Ремешки шириной 1 см изготовлены из толстой сыромятной кожи. Сверло приводилось во вращение вследствие наматывания на барабан ремней во время движения лучка вперед – назад в горизонтальной плоскости. Использовалось такое сверло как орудие обработки дерева. XIX – первая четверть XX вв Из сборов старшего научного сотрудника ЯГМ Саввинова А.И в пос. Ессей Красноярского края в 1989г.
24 Доска для кройки кожи и шкур
Якуты: саха (северные якуты)
Доска для кройки кожи и шкур. Дл. – 52,5 см шир. - 10,7 см. Дерево. Резьба. Доска для кройки кожи и шкур. Вырезана из плоского цельного куска дерева. Имеет подпрямоугольную удлиненную форму. Верхняя часть резко сужается, образуя фигурный выступ в виде двойного острого наконечника. На одной поверхности, в месте, где начинается плечико, поперек доски от края до края нанесен рисунок карандашом в виде полоски из треугольников. Использовалась при пошиве одежды. Кон. XIX - нач. XX вв. Из материалов Колымской экспедиции Якутского филиала АН СССР под руководством И.С.Гурвич. Поступление 24 сентября 1951 г. от начальника экспедиции И.С. Гурвич.
25 Инструмент для выделки шкур
Якуты: саха (ессейские)
Инструмент для выделки шкур. «hоноhоон» (якут.) «Чучун» (эвенк.) Дл. – 68 см, д. металлического круга – 12 см. Дерево (сосна), металл. Резьба, ковка, пиление, клепка ручная, вставка, обмотка. Состоит из двух частей – рукояти и лезвия. Рукоять, изготовленная из одного куска дерева, уплощена, в сечении овальная, утолщена в трех местах: на основании, посередине и на конце. Лезвие овальной формы соединено с железной пластиной с помощью заклепки в середине имеет круглое отверстие диаметром 2,2 х 2 см, по краям вкруговую с помощью напильника сделаны зазубрины. Нач. ХХ в. Из коллекции сборов старшего научного сотрудника ЯГМ Саввинова А.И в пос. Ессей Красноярского края в 1989 г. Приобретено им у Чургугир В.Ф. – жительницы пос. Ессей. Поступление в 1989 г.
26 Отвес-вертушка
Якуты: саха (ессейские).
Отвес – вертушка. «Чэнкээйи» (якут.). Кулуку (эвенк.) Дл. – 52 см (стержень), 59 см (горизонтальная планка). Шир. – 3,4 см (стержень), 6,4 (горизонтальная планка). Дерево. Резьба. Состоит из двух, изготовленных из цельных кусков дерева частей: вертикального стержня с приделанной поперечной подвижной планкой - дьонхо. Стержень в верхней утолщенной части имеет широкое отверстие, предназначенное для подвязывания ровдужных ремешков, снизу для удерживания поперечной планки вырезан набалдашник. Это приспособление привязывается к тальниковому кольцу - чээкиптиин и получает название кулуку. Кулуку надевается на шею оленя-«бегуна», представлявшего опасность разброда стада. Из коллекции сборов старшего научного сотрудника ЯГМ Саввинова А.И в пос. Ессей Красноярского края в 1989г. Поступление в 1989г
27 Приспособление для плетения аркана
Якуты: саха (ессейские).
Приспособление для плетения аркана. Дл. – 27,5 см. Дерево. Резьба. Комплект инструментов по плетению аркана состоит из четырех деревянных крючков – веретен. Длинные тонкие ремни, вырезанные из обработанной оленьей шкуры, наматывали на крючки и плели аркан длиной от 20 до 35 метров. ХХ в. Из коллекции сборов старшего научного сотрудника ЯГМ Саввинова А.И в пос. Ессей Красноярского края в 1989 г. Приобретен у Эспек В.И.
На сороковой день после родов женщина отправлялась в церковь, где совершала церковный обряд очищения. Ребенка крестили и давали имя постороннего человека, первым вошедшего в дом после рождения. Этот человек мог и сам дать имя новорожденному. Некоторые имена связывали с обстоятельствами появления на свет малыша: Сайынгнгы — «летний», Булумдьу — «найденыш», т.е. рожденный внебрачно. Были имена-обереги: Бере («волк»), отпугивающий злых духов, Кусаган («плохой») — на него злые духи не обращают внимания, а также имена оценочного характера, например Кырынаас («горностай»), т.е. быстрый, подвижный. В древности якуты хоронили умерших воздушным способом, а с XVIII в. их стали предавать земле, укладывая головой на запад. Покойников одевали в лучшие одежды, увешанные украшениями, в могилу клали оружие и орудия труда, запасы мясной и молочной пищи. Известны захоронения с конем.
По представлениям древних якутов в Верхнем мире жили Юрюнг Айыы Тойон (Белый бог-творец) — верховное божество, Иэйхсит — покровительница и заступница человеческого рода, Айыы-сыт — богиня плодородия и чадородия, Кюн Джесегей Тойон — бог лошадей и другие боги. В Среднем мире вместе с людьми обитали Баай Байанай — дух леса, Аан Алахчин хотун — богиня земли, Хатан Тэми-эрийэ — дух огня и другие духи. Их нужно было ублажать с помощью жертвоприношений. Нижний мир — обитель страшных чудовищ. Шаманов разделяли на белых и черных. Первые служили небожителям различными приношениями, заклинаниями, руководили праздником ысыах. Вторые должны были вести борьбу со злыми духами, вызывавшими стихийные бедствия, падеж скота, болезни. Право стать шаманом передавалось по наследству. Посвящение сопровождалось сложным обрядом. Каждый шаман имел духа-покровителя (эмэгэтп), изображение которого в виде медной бляхи на¬шивали на грудь одежды, и животного-двойника (ийэ-кыыл — «мать-зверь»). Шаманские бубны (дюргюр) — овальные, с широким ободом — похожи на эвенкийские. Знахари (отосугпы) имели специализацию: одни занимались кровопусканием, другие — массажем или костоправством, лечили глазные болезни, женские и т.д.
Национальная одежда состоит из однобортного кафтана сон (зимой — мехового, летом — из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани), который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо) и меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые ру¬бахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались ремнем, богатые — с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) — длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными рукавами и меховым воротником-шалькой — украшали широкими полосами красного и зеленого сукна, позументом, серебря¬ными деталями, бляхами, бисером, бахромой. Их ценили очень дорого и передавали по наследству.
В альбоме использованы фотографии: В. Мержевича, В. Солодухина, А. Жебрикова
Женский свадебный головной убор (дьабакка) из меха соболя или бобра имел вид колпака с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой надо лбом. Старинные уборы украшены султаном из птичьих перьев. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные, наспинные, шейные украшения, серебряные, нередко золотые с гравировкой серьги, браслеты, накосники и кольца. Для зимы изготавливали высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу, для лета — сапоги из замши с голенищами, покрытыми сукном, у женщин — с аппликацией.
В якутском фольклоре центральное место занимает героический эпос олонхо, считающийся главным родом поэзии, а по характеру исполнительского искусства — основой народной оперы. Ведущая тема олонхо — повествование о древних богатырях-первопредках, жителях Среднего мира, которые чувствуют себя частью могучего племени айыы аймага, созданного и опекаемого божествами айыы. Создателями и хранителями устной традиции эпического исполнительского искусства являются олонхосуты. По поверьям, они обладали божественным даром. Эти люди всегда были окружены почетом, пользовались большим уважением. У северных якутов термин олонхо объединяет героический эпос и сказки о животных, волшебные, бытовые. Сюжеты и образы бытовых сказок строятся на основе повседневной жизни, отражают нравственные идеалы народа.
Их персонажи — богачи и бедные, купцы и нищие, священники и воры, умные и глупцы. Исторические предания — устная летопись народа. Глубоки и разнообразны по содержанию малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, своеобразные скороговорки (чабыргах). Различают песни культовые, обрядовые, необрядовые и лирические: дорожные, которые исполняли верхом на быке, путевые — верхом на коне, увеселительные песни-частушки; «ночные», «жалобные» и др. На всех семейных и племенных праздниках звучали песни-гимны — масштабные поэмы с балладными сюжетами мифологического, легендарного и исторического содержания. Шаманы пели соло от лица вселившихся в них духов-покровителей. Основной музыкальный инструмент хомус — дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Согласно традиции, на нем играли преимущественно женщины, артикулируя («выговаривая») речевые высказывания или известные мелодии. Самым распространенным танцем у якутов является осуо-хай, сопровождаемый хоровой песней под запев импровизатора. Он исполняется любым числом участников, иногда в кругу собирается до 200 и более человек. Организаторами танца чаще всего бывают мужчины. В песне, как бы аккомпанирующей веселью, воспевают пробуждение природы, встречу с солнцем, радость труда, отношения людей в обществе, семье, те или иные знаменательные события.
Российские социально-экономические преобразования в 90-х гг. привели к оттоку населения из Республики Саха (Якутия), особенно из промышленных и северных улусов, где сосредоточены горнодобывающие предприятия. Поиск работы, желание молодежи получить образование заставляют людей перемещаться в города. Большинство якутов трудятся в совхозах, сельскохозяйственных кооперативах, специализирующихся на животноводстве, овощеводстве. На севере республики сохраняются основные традиционные занятия: оленеводство, рыболовство, охота появились предприятия по переработке сельхозпродукции и сбору дикоросов.
С 1992 г. совершенствуется деятельность общин, создается единая система по закупке мяса, рыбы, пушнины, формируется рынок сбыта и т.д. Развивается кустарная обработка дерева, меха, кожи, художественная резьба по дереву и мамонтовой кости, изготовление игрушек, а также плетение из конского волоса. Развивается система образования. Книжное издательство «Бичик» выпускает учебники, учебные пособия по якутскому и русскому языкам и литературе. Возникла сеть высших учебных заведений и научных учреждений. Мировую известность приобрел единственный в России Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Возрождению национальной культуры способствуют профессиональные театры, музеи, Высшая школа музыки, хор мальчиков национального фонда «Баргарыы» («Возрождение»). Программа «Новые имена» призвана поддерживать юных музыкантов, художников, деятелей науки, искусства, спорта. Известны заслуженные артисты, художники и деятели искусств А. Мунхалов, Н. Засимов, Е. Степанова, Н. Чигирева, Т. Тишина, С. Осипов и др., писатели и поэты И. Гоголев, Д. Сивцев, Н. Харлампьева, М. Дьячковский (Кельбе). На якутском языке выходят газеты «Кыым» и «Саха Си-рэ», а также журнал «Чолбон» («Полярная звезда») и около 80% программ национальной телерадиовещательной компании. Компания «Геван» («Заря») готовит теле радиопередачи на языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории республики. Возрождению традиций, сохранению и развитию культурного наследия народа способствуют общественные организации и ассоциации — Центр охраны материнства и детства, общереспубликанское движение «Две тысячи добрых дел 2000 года», Международный детский фонд «Дети Саха — Азия». Интересы коренных народов Севера отстаивает Ассоциация малочисленных народов севера Якутии.
Колымские якуты
Колымские якуты — настоящие первопроходцы Севера, сумевшие адаптировать и распространить скотоводство на огромных и труднодоступных пространствах колымской низменности.
В поселке Ойусардах живет около 600 человек, это центр наслега Сиэн-Кюёль (по названию одного из самых больших озер улуса). Поселок находится в 169 км от города Среднеколымска, но в летнее время в Ойусардах можно попасть только по воздуху или по воде.
Ойусардахский этнографический музей возник в 1960-х годах при поселковой школе. Его создавали учителя Алексей Михайлович Кривошапкин и Василий Прокопьевич Тихонов. В 1971 году музей был закрыт. Он возродился в 1980-х годах благодаря поэту, собирателю фольклора Егору Семёновичу Лаптеву (1930 - 1997). Будучи председателем сельского совета, он приложил все усилия для возрождения музея и даже предоставил пристрой к собственному дому под экспозицию. Первоначально небольшая коллекция (от школьного музея к этому времени осталось лишь 38 предметов) стала быстро пополняться. Жители начали приносить сюда предметы старины, личные документы и реликвии.
Лучшими мастерами поселка в 1988 году было сооружено здание музея — традиционная якутская юрта-балаган.
В последующие годы на территории сельского музея были возведены земляная юрта чуораа — жилище якута-рыбака; якутская шестиугольная «поварня» (Музей якутской литературы), яранги чукчей и эвенов, а также основное выставочное здание — отапливаемое помещение площадью 50 кв. м. Перед ним сельчане реконструировали 12 различных видов якутских коновязей, 7 видов якутских оград и изгородей.
Ойусардахский музей стал филиалом улусного краеведческого музея, что позволило продолжить его обустройство. Помимо воссозданных строений музей взял под свою охрану два подлинных деревянных памятника архитектуры — чуораа-балаган в местечке Быталаах и юрту в местечке Хантаха, что свидетельствует о желании местного населения сохранить память о своих предках.
Особой похвалы заслуживает реконструкция церкви клетского типа из местечка Шатоба, построенной в конце XVIII века на берегу реки Алазеи. В музее она воссоздана в честь 350-летия основания Среднеколымска, отмечавшегося в 1993 году. Сам острог русских землепроходцев на Алазее не сохранился. Сегодня о нем напоминают остатки трех старинных церквей на территории 2-го Мстисского наслега и европейская внешность некоторых жителей поселка Сватай. Легенда гласит о том, что казаки ездили сюда свататься, отчего и произошло название этого якутского селения.
Шатобская церковь в 1980 году была тщательно обследована архитектором А.В. Ополовниковым. Известный исследователь русского деревянного зодчества отмстил уникальность этой скромной церкви, а именно ее алтарной части, выполненной в виде остроугольного сруба, напоминающего нос корабля. По мнению Ополовникова, эту особенность церкви нельзя считать случайной; скорее, она чем-то обоснована.
Интересна Шатобская церковь элементами местной архитектуры: дверные и оконные проемы без наличников, внутри глинобитная печь-камелек. К сожалению, подлинный храм сгорел во время лесного пожара в 1981 году. И то, что его восстановили по точным обмерам Ополовникова, не может не греть сердце.
Примечательна в этнографическом отношении чуораа-балаган. Ее конструкцию можно расценивать как прообраз традиционной якутской юрты-балагана.
Музейная экспозиция отражает прошлое и настоящее наслега и улуса. На каждой этикетке указаны не только вид, материал, дата изготовления предмета, но и происхождение, имена прежних владельцев и имя дарителя (почти все предметы — чей-то дар). В этом проявляется связь между поколениями людей, живущих замкнутой общностью.
Один из раритетов музея — деревянный бочонок для молочных продуктов (им пользуются лишь колымские якуты). По-видимому, этот предмет привнесен в местную субкультуру русскими старожилами, о чем говорят как способ изготовления, так и его русское название. Другой характерный и уникальный предмет — собохшоох кышах — плоская деревянная посуда, специально предназначенная для толчения икры, которую использовали в качестве муки (пекли лепешки и оладьи).
Кроме многих редких этнографических предметов в музее села Ойусардах можно увидеть и природные редкости: кости ископаемых животных, наросты и ветки необычных форм, привезенные из разных мест раковины и окаменелости, а также особые камни, наделенные будто бы целебными свойствами; здесь же выставлена коллекция пуговиц XVIII - ХХ веков (1247 штук).
В витринах — фотографии и награды сельчан, недавно ушедших из жизни. В Ойусардахе реализуется идея музея как храма памяти местного населения.
В далеком якутском селе всем показывают «беседку дружбы», состоящую из 12 поставленных вкруг коновязей (сэргэ) разных типов. Они были выполнены на основе научного труда этнографа В.Ф. Яковлева. Это свидетельствует о том, что колымские якуты берегли свою культуру на протяжении веков, несмотря на суровые условия природы и иноэтническое окружение.
Так и сегодня в Среднеколымском улусе повсеместно разводят крупный рогатый скот и лошадей, а в селе Алеко-Кель, что в 500 км от берегов Северного Ледовитого океана, действует конезавод республиканского подчинения, где ведется селекционная работа по созданию генофонда якутской породы лошадей.
Общечеловеческие и этнические ценности существуют на Колыме не как абстрактные, «книжные» категории, а как повседневные качества человека.
Илья Васильев