Десять заповѣдей для корреспондентовъ газетъ.
«Сибирь» №16, 14 апрѣля 1885
Одна изъ американскихъ газетъ напечатала „десять заповѣдей ежедневной прессы“, достойныхъ вниманія не только со стороны „американскихъ“ корреспондентовъ. Вотъ ихъ перечень:
1) Всякое свѣдѣніе сообщать „немедленно“, ибо то, что можетъ быть новымъ въ минуту случившагося или задуманнаго, спустя только одинъ часъ промедленія — будетъ старой уже новостью.
2) Сообщать одинъ голый фактъ, въ возможно сжатой формѣ словъ, безъ всякихъ выводовъ и сужденій.
3) Излагать ясно, писать четко, особенно имена, названія и цифры.
4) Никогда не писать „вчера“, „сегодня“ или „завтра“, но называть день и число.
5) Употреблять больше „точекъ“, чѣмъ „запятыхъ“, но не забывать о тѣхъ и другихъ.
6) Никогда не исправлять невѣрно написанныхъ словъ и цифръ, но, зачеркнувъ невѣрно написанное — написать вторично.
7) Писать только по одну сторону бумаги, вторую оставлять свободной, ибо такимъ образомъ написанное можно разрѣзать на нѣсколько частей и сдать въ наборъ нѣсколькимъ наборщикамъ, чѣмъ ускоряется типографская работа.
8) Всегда слѣдуетъ класть свою подпись: это условіе публицистической честности, увѣренности... и храбрости. Редакція сама уже знаетъ, когда ей слѣдуетъ удержать, а когда скрыть ваше имя.
9) Всегда прочти самъ написанное и посылай только тогда, когда написаннымъ ты самъ доволенъ.
10) Въ сообщеніяхъ своихъ будь безусловно честенъ и неподкупно правдивъ, помня о томъ, что тебя слушаетъ и вѣритъ весь твой народъ и если его обманешь и предашь — онъ же осудитъ тебя.
(OCR: Аристарх Северин)
«Восточное обозрѣнiе» №7, 21 февраля 1888
До какихъ высокихъ цѣнъ доходятъ нѣкоторыя русскія рѣдкости, увязываетъ слѣдующій фактъ: одна московская антикварная книжная торговля предлагаетъ 300 руб. за изданное въ 1790 году «Путешествіе изъ Петербурга въ Москву» и 100 руб. за московскій астрономическій календарь 1686 года. Высокая, сравнительно, цѣна книги Радищева объясняется тѣмъ обстоятельствомъ, что она немедленно, послѣ своего появленія, была запрещена Императрицею Екатериною Великою, самъ-же Радищевъ за «предосудительныя мѣста» въ своей книгѣ разжалованъ и сосланъ на десять лѣтъ въ городъ Олекминскъ Якутской области. Недавно приступлено къ перепечаткѣ этой рѣдкой книги, единственный экземпляръ которой, имѣвшійся въ публичной библіотекѣ, затерянъ.
(OCR: Аристарх Северин)
«Сибирскiй вѣстникъ» №70, 22 iюня 1890
Саратовъ (Двадцать два мѣсяца пѣшкомъ). Недавно прибылъ въ Саратовъ весьма интересный путешественникъ, совершившій крайне выдающійся по длинѣ путь; это ссыльный, крестьянинъ Вольскаго уѣзда, с. Воскресенска, Николай Анкудинъ, 70 лѣтъ. Во время крѣпостнаго права Анкудинъ былъ заподозрѣнъ въ небольшой кражѣ у своего барина и, не смотря на отсутствіе достаточныхъ уликъ, административно, въ 50-хъ годахъ, высланъ былъ въ Охотскъ. Проживъ здѣсь тридцать восемь лѣтъ, Анкудинъ рѣшилъ возвратиться на родину, «чтобы сложить кости около своихъ родичей». Занимаясь въ Охотскѣ выдѣлкою шкурокъ, Анкудинъ успѣлъ скопить кое какія деньжонки, съ которыми и рѣшился пѣшкомъ отправиться въ Саратовскую губернію. Двадцать два мѣсяца шелъ Анкудинъ изъ Охотска, проходя чрезъ огромныя тайги около Якутска и встрѣчаясь, по его словамъ, неоднократно съ медвѣдями и однажды едва не сдѣлавшись ихъ жертвой, если бы не бурята, спасшіе его отъ вѣрной смерти. Не смотря на преклонность своихъ лѣтъ, Николай Анкудинъ выглядитъ совершенно крѣпкимъ и бодрымъ старикомъ. На родинѣ, въ Воскресенскѣ, у него много внуковъ и внучатъ.(OCR: Аристарх Северин)
Матерьялы для сибирской демонологіи.
«Сибирь» №40, 5 октября 1886
(Заговоръ отъ ногтя).
I.
Читай: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Встану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь, и пойду (я) перекрестясь, изъ избы дверьми, со двора воротами въ чистое поле, подъ красное солнце и подъ свѣтлый мѣсяцъ, и подъ частыя свѣтлыя звѣзды, и въ ту святую, въ восточную сторону, въ той въ восточной сторонѣ ѣдетъ святый Георгій страстотерпѣцъ, во святыхъ свѣтлыхъ, бѣлыхъ одеждахъ, на своемъ бѣломъ конѣ, на встрѣчу ему бѣжитъ бѣлый волкъ Христовъ и мечется онъ бѣлому коню подъ горло, и выдираетъ и выгрызаетъ изъ коня 12 ногтей; конь сѣдой или гнѣдой, встань, встряхнись, на землю не ложись, ноготь полой внутренній, ноготь кишечный, ноготь болѣзной, ноготь ножной, ноготь суставной, ноготь копытной, ноготь закожный, ноготь вертлюжный, ноготь головной, ноготь глазной, ноготь ноздревой, ноготь ходовой, ноготь становой, ноготь хребтовой, ноготь хвостовой выйдите вы изъ коня (или изъ коровы) вонъ; васъ выгоняетъ и выкалываетъ своимъ острымъ копіемъ святый мученикъ Георгій страстотерпѣцъ. Заклинаетъ васъ святыми своими молитвами и выйдите изъ нутра и изо всѣхъ мѣстъ въ чолку, изъ чолки въ гриву, изъ гривы въ хвостъ, изъ хвоста въ океанъ море и чтобы вамъ оттуда выходу не было во вѣки вѣковъ, аминь, аминь, аминь и были-бы мои всѣ слова крѣпки и лѣпки и сильны на конѣ по сей день и по сей часъ, и всѣмъ моимъ словамъ буди ключъ и замокъ аминь (3 раза). Читать 3 раза на сажу, да соли тутъ-же положить вмѣстѣ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Читать отъ руды и крови заговоръ надъ раной.
II.
Слетѣлъ безъ крылъ, сѣлъ безъ ногъ, клюнулъ безъ носа, нѣтъ у нихъ раны и ни руды, ни крови, ни скорби и ни болѣзни, ни щепоты и ни ломоты и ни пухледи; и такъ бы не было у меня раба Божія (имя рекъ) раны и отъ раны ни руды и ни крови, ни скорби и ни болѣзни, ни щепоты и ни ломоты и ни пухледи, урви не кань, урви не кань, урви не кань. Во полѣ, — полѣ, въ широкомъ раздольѣ шли два брата, два брата (имя рекъ) несли они по ножу и по топору и по вострому копію, про между себя они рубятца и рѣжутца и копіями колютца и нѣтъ у нихъ раны и нѣтъ у нихъ отъ раны ни руды, ни крови, ни скорби и ни болѣзни и ни щепоты и ни ломоты и ни пухледи; и такъ-бы не было у меня раба Божія (имя рекъ) раны и отъ раны ни руды, ни крови, ни скорби и ни болѣзни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухляди. Урви не кань, урви не кань, урви не кань. На морѣ на океанѣ, на каменномъ мостѣ, стоитъ изба каменная, и въ той избѣ каменной живетъ баба каменная, у той бабы каменной есть каменная корова, у той каменной коровы есть каменный дойникъ и онъ не доитъ. И нѣтъ у нихъ раны и нѣть отъ нихъ ни руды, ни крови, ни скорби, ни болѣзни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухледи; и такъ-бы не было у меня раба Божія (имя рекъ) раны и отъ раны ни руды, ни крови, ни скорби, ни болѣзни, ни щепоты, ни ломоты, ни пухляди, урви не кань, урви не кань, урви не кань. И какъ ты Матушка Пресвятая Богородица съ батюшкомъ Тихономъ Преподобнымъ утишаете въ моряхъ и въ рѣкахъ и въ каменныхъ горахъ ключи полные, и такъ ты Матушка Пресвятая Богородица, съ Тихономъ съ преподобнымъ, уйми и останови и утиши раба Божія (имя рекъ) въ ранѣ кровь и руду, скорбь и болѣзнь, щепоту и ломоту и опухоль; по сей день и по сей часъ и по сіе мое слово, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь, аминь, аминь.
Читай отъ чирья.
III.
Не отъ камня воды, не отъ быка молока, не отъ раны крови, и буди всѣ мои слова крѣпки и лѣпки и сильны на рабѣ Божіемъ (имя рекъ) и всѣмъ моимъ словамъ буди ключъ и замокъ аминь, аминь, аминь. Читай надъ вередомъ.
Молитва отъ жабы, ежели болитъ горло. Читай: Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь. Встану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь и пойду перекрестясь, изъ избы во двери, со двора въ вороты и пойду я въ чистое поле, подъ красное солнце и подъ свѣтлый мѣсяцъ и подъ частыя, свѣтлыя звѣзды и въ ту святую восточную сторону и въ той сторонѣ ѣдетъ свѣтъ, святый мученикъ Георгій страстотерпѣцъ, на своемъ бѣломъ конѣ, въ свѣтлыхъ, бѣлыхъ одеждахъ, у него есть вострое булатное копіе, то онъ меня спрашивалъ, чего ты рабъ Божій (имя рекъ) ищешь? и я ищу рабъ Божій востраго булатнаго копія, чѣмъ жабу колоть. И колетъ св. мученикъ Георгій страстотерпѣцъ, своимъ булатнымъ копіемъ у такого раба Божія (имя рекъ). Исчезни и пропади та жаба въ горлѣ; щепота и ломота и опухоль, по сей день и по сіе мое слово во вѣки вѣковъ аминь (3 раза). И буди мои слова крѣпки и лѣпки, и всѣмъ моимъ словамъ буди ключъ и замокъ аминь, аминь, аминь. А колоть копѣйкой съ конемъ, или грошемъ подъ горло; начитывать намедъ три раза.
IV.
Молитва отъ шатуна, аще коня будетъ мучить, то читай на уксусъ.
Во имя Отца и Сына и Св. Духа аминь. Отсылаю сатану и поспѣшниковъ его, бѣсовъ проклятыхъ, со всѣхъ когтей и со всѣхъ ногтей со всѣхъ ногъ и вострыхъ копытъ изо всѣхъ жилъ, изъ глазъ, изъ головы. Поди ты сатана и поспѣшники твои, на мхи и на болота и на крутые берега и на желтые пески и на высокія горы на сухіе лѣса. Тутъ ты себя сатана проклятый утѣшай и ублажай; буде-же ты меня раба Божія (имя рекъ) не послушаешь, то попрошу я Михаила Архангела, то онъ пріидетъ съ вострымъ копіемъ, то онъ тя заколетъ и отошлетъ тебя туда-же, на мхи и на сухіе лѣса въ горькую осину, во вѣки вѣковъ, тутъ ты сатана проклятый утѣшайся и ублажайся. Очисти Господи небо и землю и утверди Господи небо и землю; тако утверди Господи коня на ногахъ, ходити ему всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ аминь, аминь, аминь.
V.
Молитва отъ червей. Читай: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Встану я рабъ Божій (имя рекъ) благословясь и пойду перекрестясь изъ избы дверьми, изъ двора воротами, въ чистое поле, подъкрасное солнце и подъ свѣтлый мѣсяцъ, подъ частыя, свѣтлыя звѣзды, въ ту во святую въ восточную сторону; въ той въ восточной сторонѣ ѣдетъ святъ святый Егорій страстотерпѣцъ, на своемъ бѣломъ конѣ, во святой въ воинской одеждѣ, въ рукахъ у него вострое копіе и плеть, и я рабъ Божій (имя рекъ) помолюся и попрошу его: ой ты еси святый Егорій страстотерпѣцъ, обереги ты и постереги въ моемъ огородѣ всякую губину, бѣлую капусту и всякой овощъ отъ всякаго гаду ядовитаго, отъ червей червющихъ, отъ синяго, отъ вишневаго и чернаго, отъ черемнаго, отъ краснаго и отъ багроваго, отъ бѣлаго, отъ зеленыхъ и отъ листопадныхъ, и отъ находныхъ, и отъ коренья, и отъ наползныхъ изъ иныхъ, чужихъ огородовъ и съ тучи падныхъ, отъ большихъ и отъ малыхъ и отъ червей всякихъ, какіе есть на семъ бѣломъ свѣтѣ и на сей землѣ и отъ килы; а святый Егорій страстотерпѣцъ ѣздитъ въ моемъ огородѣ вокругъ всей моей губины и бѣлой капусты, крестомъ благословляетъ и копіемъ своимъ колетъ и плетью стегаетъ и вонъ изъ огорода прочь гонитъ подъ окладную жердь; и именемъ Господнимъ ихъ заклинаетъ, своими святыми молитвами, всякую гадину ядовитую, червей червющихъ, синяго, вишневаго, и чернаго и чермнаго и пестраго, полосатаго, мохнатаго и краснаго и багроваго и бѣлаго и зеленаго, и съ тучи падныхъ и наползныхъ съ иныхъ огородовъ, какіе есть на сей землѣ, переводную, большаго и малаго и килу, и отсылаетъ онъ ихъ на лѣсы темные и на мхи и на болоты топучіе и на гнилыя колоды, тамъ вамъ питера и ядера и ползанье; а въ моемъ огородѣ нѣть вамъ ни питеры, ни ядеры, а мои овощи и всякая губина и бѣлая капуста, буди горчее горькаго онега и горькой полыни и сулемы, еще есть на васъ червей не моей бѣлой капусты роса, а отъ лютаго морозу вамъ червямъ пагуба и отъ сей молитвы, чтобъ вамъ пропасть, всегда нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ аминь, аминь, аминь. А мои слова буди крѣпки и буди всѣмъ моимъ словамъ ключъ и замокъ животворящій крестъ Господень, аминь, аминь, аминь. Читай надъ водой и окропи ею огородъ.
(OCR: Аристарх Северин)
«Сибирскiй вѣстникъ» №225, 16 октября 1896
Американскій путешественникъ въ Сибири. Изъ Викторіи (англійская колонія въ Америкѣ) выѣхалъ въ Ситху, американецъ Девиндтъ (Dewindt). Онъ совершаетъ путешествіе изъ Нью-іорка въ Парижъ чрезъ Аляску и Сибирь. Перезимовать онъ намѣренъ на Восточномъ мысу Беринговаго пролива, затѣмъ отправится въ Нижне-Колымскъ (самое сѣверное русское поселеніе въ Сибири), откуда проѣдетъ въ Якутскъ, затѣмъ, въ Томскъ и Иркутскъ. Въ Парижъ путешественникъ думаетъ прибыть лѣтомъ будущаго года. Все разстояніе, которое ему придется пройти и проѣхать, составляетъ 17000 миль. Для своей ѣзды въ сѣверной Сибири онъ будетъ употреблять собакъ и оленей.
„Приам. Вѣд.“
(OCR: Аристарх Северин)
«Сибирскiй вѣстникъ» №243, 8 ноября 1896
Американское предпріятіе. Сибирь положительно не даетъ спокойно спать иностранцамъ. Еще въ 1857 году американецъ Колинсъ ходатайствовалъ передъ нашимъ правительствомъ о разрѣшеніи образовать ему акціонерную компанію для соединенія рельсовымъ путемъ городовъ Иркутска и Читы. Въ слѣдующемъ году трое англичанъ: Маринсонъ, Горнъ и Слейгъ ходатайствовали о дозволеніи выстроить имъ желѣзнодорожную линію отъ Москвы до Татарскаго пролива. Теперь изъ Киренска въ газету „Жиз. на вост. окр.“ сообщаютъ, что чрезъ село Чіуйское проѣхалъ довѣренный извѣстнаго американскаго милліонера Джонсона, объяснившій въ личной бесѣдѣ, что онъ уполномоченъ довѣрителемъ сдѣлать изысканія по проведенію желѣзной дороги отъ порта Аяна на Алданъ, приблизительно на протяженіи 130 верстъ, по Алдану-же и Ленѣ учредить пароходство и такимъ образомъ соединить Америку съ Леной для коммерческихъ предпріятій.
(OCR: Аристарх Северин)
«Сибирскiй вѣстникъ» №257, 28 ноября 1896
Изъ Америки въ Парижъ черезъ Сибирь. Извѣстный американскій путешественникъ Гарри де Виндтъ совершаетъ путешествіе изъ Нью-Іорка въ Парижъ чрезъ Аляску и Сибирь. Перезимовать онъ намѣренъ на восточномъ берегу Берингова пролива, затѣмъ отправится въ Нижне-Колымскъ (самое сѣверное русское поселеніе въ Сибири), откуда проѣдетъ въ Якутскъ, затѣмъ въ Томскъ и Иркутскъ. Въ Парижъ путешественникъ думаетъ прибыть лѣтомъ будущаго года. Все разстояніе, которое ему придется пройти и проѣхать, составляетъ, по исчисленію „Пріамурскихъ Вѣдомостей“, 17,000 миль. Для своей ѣзды въ Сибири онъ будетъ употреблять собакъ и оленей.
(OCR: Аристарх Северин)
Типы культурнаго города.
«Сибирскiй вѣстникъ» №12, 16 января 1897
Маленькое предисловіе.
Авторъ типовъ вовсе не претендуетъ на всестороннее разъясненіе жизни культурнаго города, онъ хочетъ лишь внести и „свое зернышко въ житницу мѣстной журналистики“, а больше и ничего... Типы предназначаются для національной галлереи культурнаго города... если таковая, конечно, сверхъ всякаго чаянія, когда-нибудь въ немъ возникнетъ... Итакъ, приступимъ...
I. Коммерсантъ.
Вполнѣ интеллигентный господинъ въ черномъ сюртукѣ и бѣломъ галстухѣ. Дѣла ведетъ отлично, дефицита не знаетъ, вѣжливости не признаетъ, пьетъ шампанское и учится говорить по французски... На покупателя смотритъ, какъ на дойную корову, и потому при всякомъ случаѣ деретъ съ бѣднаго обывателя двѣ шкуры, буде онѣ у него къ несчастью окажутся... Состояніе копитъ копѣйками, но при случаѣ, подъ горячую руку, пропускаетъ сразу тысячи. Впрочемъ, состоитъ членомъ многихъ благотворительныхъ обществъ и вообще отъ благотворительности никогда не отказывается. Питаетъ всегдашнее расположеніе къ казенной квартирѣ и даровымъ хлѣбамъ, почему и держитъ своихъ чудаковъ-кредиторовъ въ вѣчномъ страхѣ. Въ „трубу“ летать не учился, но при случаѣ готовъ и самоучкой разомъ въ двѣ вылетѣть. Ѣздитъ на рысакахъ, живетъ въ двухъ-этажномъ домѣ, возмущается желѣзнодорожными порядками и состоитъ во враждѣ съ инженерами. Въ общемъ, человѣкъ вполнѣ благонамѣренный... Имѣетъ жену, а часто и дѣтей...
II. Инженеръ.
Гораздо интеллигентнѣе купца. Получилъ высшее образованіе, носить блестящій мундиръ, имѣетъ ученый значекъ, дѣло свое вполнѣ знаетъ. Ходитъ прямо (а чаще ѣздитъ), голову держитъ высоко, рукамъ воли не даетъ (за немногими исключеніями). Отъ трудовъ праведныхъ палатъ каменныхъ, слава Богу, еще не нажилъ и потому, для увеличенія своихъ доходовъ, занимается, между прочимъ, легковымъ извозомъ. Самъ, впрочемъ, на биржѣ не ѣздитъ. Честности неподкупной, направленія вполнѣ благонамѣреннаго, получаетъ чины и ордена (и деньги авансомъ), но боится почему-то гласности. Враждуетъ съ коммерсантами и ненавидитъ всѣхъ вообще газетныхъ фельетонистовъ. Пріѣхалъ изъ Россіи, уѣзжать пока не думаетъ. Имѣетъ жену, а чаще холостъ.
III. Господа „анжанеры“.
Народъ съ темнымъ прошлымъ и съ розовыми надеждами на будущее. „Изъ хатъ, изъ келій, изъ темницъ они стеклися для стяжаній“... Въ общемъ, престранные ребята!.. По всей Сибири не могутъ найти дровъ и потому примораживаютъ поѣзда къ рельсамъ и вымораживаютъ изъ нихъ пассажировъ. Изъ ариѳметики знаютъ только четыре дѣйствія и потому на дробяхъ рабочихъ всегда обсчитываютъ... Вѣжливости не признаютъ, съ пассажирами не церемонятся, предъ начальствомъ въ три дуги гнутся... за то и расположеніемъ его пользуются. Благопріобрѣтеннаго ничего не имѣютъ, за то гулять съ трескомъ умѣютъ. Нагрезивъ на одномъ мѣстѣ, отрясаютъ прахъ отъ ногъ своихъ и съ легкимъ сердцемъ ѣдутъ на другое. Гласности не боятся и въ газетахъ „аправирженія“ пишутъ. Уѣзжать пока не собираются, напротивъ, думаютъ пробираться дальше — на китайскую желѣзную дорогу... Типъ этотъ за послѣднее время получаетъ все большее и большее распространеніе. Выписывается большею частью изъ Россіи...
IV. Гласный думы.
Пользуется завиднымъ здоровьемъ и счастливой комплекціей. Жировыя отложенія на подбородкѣ и затылкѣ очень значительны. На засѣданіяхъ бываетъ черезъ два раза въ третій. Радѣтель городскихъ интересовъ и насадитель просвѣщенія. Онъ же строитель универсальной дороги изъ топи въ яму и оттуда къ чорту на кулички. Обладаетъ огромною храбростью, такъ что и Эйфелеву башню не откажется строить. Въ настоящее время мучается вопросомъ — гдѣ ему размѣстить солдатъ. Во снѣ бредить тѣмъ, что ему придется платить за фельдшерскую растрату. Особыхъ примѣтъ не имѣетъ.
V. Адвокатъ.
Человѣкъ, представляющій изъ себя конгломератъ положительныхъ и отрицательныхъ свойствъ. Господинъ съ большимъ образованіемъ и очень маленькимъ умомъ... Деретъ съ праваго и виноватаго и отъ избытка жертвуетъ на дѣла благотворительности. Плачетъ о паденіи народной нравственности и подъ шумокъ рекламируетъ себя въ газетахъ. Въ общемъ это, кажется, единственный человѣкъ, строющій свое благосостояніе на протокольной литературѣ. Во снѣ видитъ убійства, грабежи и кражи, а на яву бредитъ процессами. Большею частью пріѣзжій. Одѣвается по модѣ, читаетъ „Суд. Газ.“, а въ мѣстныхъ подписывается лишь подъ опроверженіями согласно 138 ст. уст. о ценз. и печати. Особыхъ примѣтъ не имѣетъ — будутъ тогда, когда онъ пойдетъ по судамъ въ качествѣ присяжнаго... обвиняемаго...
VI. Дамочки.
Главное украшеніе города. Прекрасны, какъ цвѣточки; нарядны, какъ бабочки; жеманны, какъ молодые котята... Большую часть времени проводятъ въ модныхъ магазинахъ, на вечерахъ и у модистокъ, а домъ свой оставляютъ на попеченіе кухарокъ, горничныхъ и мужа. Главныя занятія: переливаніе изъ пустого въ порожнее, игра въ шуры-муры-амуры и перемываніе косточекъ своимъ ближнимъ (а буде возможно и дальнимъ). Очень практичны — имѣютъ дѣтей, мужа и... и мало-ли чего еще онѣ имѣютъ... Въ общемъ, очень похожи на того пѣтуха, который воображалъ, что солнце восходить каждое утро лишь для того только, чтобы послушать его пѣніе... Содержатъ строгую діету: яйца, сыръ, молоко и сплетни... виноватъ — сливки... Особыхъ примѣтъ не имѣютъ.
VII Дамочки по профессіи.
Замужемъ не состоитъ, но въ то-же время какъ будто-бы и замужемъ. Имѣетъ большой кругъ знакомыхъ: мажется, румянится, пудрится, помадится, рядится и фуфырится; квартиру снимаетъ на бойкой улицѣ. Днемъ сидитъ дома, а вечеромъ стрѣляетъ по городу по всѣмъ направленіямъ — впрочемъ улицы болѣе людныя предпочитаютъ глухимъ. Ловитъ стариковъ и юношей, таксы не имѣетъ и временемъ распоряжается по своему. Надзору не подлежитъ и надъ всѣми ухищреніями полиціи нагло издѣвается. Дѣтей не имѣетъ. Особыхъ примѣтъ простымъ глазомъ не замѣтишь. Адресъ, до востребованія.
VIII. Еще дамочка.
Молодая, происхожденія неизвѣстнаго, вѣроисповѣданія тоже. Кругомъ въ долгу у своей хозяйки; два раза травилась сѣрными спичками, собирается продѣлать туже штуку въ третій разъ. Адресъ извѣстенъ полиціи...
IX. Жуликъ.
Совершеннѣйшій головотяпъ. Не можетъ отличить правой руки отъ лѣвой, а потому часто залѣзаетъ обѣими дланями сразу въ обывательскіе карманы. Распространенъ всюду, но держится глухихъ улицъ. Боится свѣта, проклинаетъ электричество и дѣйствуетъ по большей части ночью. Впрочемъ не рецидивистъ и обѣщаетъ исправиться... какъ только исправятся его матеріальныя обстоятельства. Для полиціи неуловимъ, въ крайнемъ случаѣ надѣваетъ ротонду и превращается въ дамочку. Холостъ, чиновъ не имѣетъ, вѣроисповѣданія православнаго, ибо часто практикуетъ въ церквахъ. Особыхъ примѣтъ нѣтъ.
X. Нищій.
Тотъ же жуликъ, лишь въ рваной одежонкѣ. Взимаетъ съ благодушныхъ обывателей ежедневно должную дань и деньгами и натурой и къ вечеру обязательно напивается пьянъ. Видѣть можно, гдѣ угодно, ибо этотъ типъ имѣетъ самое широкое распространеніе. Отличительныя черты: назойливость и крайнее пристрастіе къ чужой собственности во всѣхъ ея видахъ. Особая примѣта: красный носъ, который принимаетъ всѣ семь цвѣтовъ солнечнаго спектра, смотря по количеству градусовъ, принятыхъ внутрь и дѣйствующихъ на него снаружи.
XI. Переселенцы.
„Ни кола, ни двора — зипунъ весь пожитокъ“... Впрочемъ въ Рассеѣ когда то имѣли хозяйство, но, отправляясь въ Сибирь. окончательно его реализировали. Въ Сибири сѣяли два года сряду хлѣбъ и два же года сряду у нихъ вмѣсто хлѣба родилась крапива и чертополохъ. Теперь превратились въ птицъ небесныхъ, ибо не сѣютъ, не жнутъ и въ житницы не собираютъ... Проклинаютъ Сибирь, плачутъ по Матушкѣ-Рассеѣ и ходятъ по міру за „вспособіемъ“. Собираются домой... по шпаламъ. Адресъ: въ Рассею, до востребованія.
XII. Обходной.
Старичекъ съ крайнѣ флегматичнымъ темпераментомъ. Интересуется только своей колотушкой, а на дома обывателей вниманія не обращаетъ. Выходитъ на улицу въ 7 часовъ, въ 8 засыпаетъ; просыпается при первомъ объѣздѣ и потомъ спитъ до второго. Отъ роду имѣетъ 60 лѣтъ съ лишнимъ. Во враждѣ ни съ кѣмъ не состоитъ. Жена давно померла.
XIII. Извощикъ.
Сангвиникъ. Грѣетъ руки у костра и зубоскалитъ на счетъ мимо-идущихъ. За вѣжливое обращеніе съ публикой удостоился № на спину и объясняетъ эту напасть непочтеніемъ къ родителямъ. По часамъ не возитъ, конкуррируетъ съ „анжанерами“, читаетъ „Листокъ“.
XIV. Редакторы мѣстныхъ газетъ.
Вѣчно подсудимые. Имѣютъ пріятность судится по 8 дѣламъ заразъ... Въ общемъ, впрочемъ, народъ безобидный.
О. Е. П.
(OCR: Аристарх Северин)
По поводу открытій Рентгена.
«Восточное Обозрѣнiе» №31, 13 марта 1896
Молва о блестящемъ открытіи проф. Рентгена уже успѣла облетѣть весь міръ, серьезно заинтересовавъ всѣ слои общества, и наши читатели конечно успѣли уже ознакомиться съ удивительными опытами вюрцбургскаго профессора изъ столичныхъ газетъ. Сущность этого открытія такъ важна, подробности обстановки опытовъ, производившихся вслѣдъ за Рентгеномъ почти во всѣхъ большихъ городахъ Европы, такъ интересны, — что читатели не посѣтуютъ на насъ за настоящую попытку связать все извѣстное до сихъ поръ по этому вопросу.
Въ началѣ тек. года вюрцбургскій профессоръ Конрадъ Рентгенъ сдѣлалъ докладъ мѣстному физическому обществу объ открытыхъ имъ особыхъ свѣтовыхъ лучахъ, проникающихъ чрезъ такія тѣла, которыя считались до сихъ поръ совершенно непроницаемыми для человѣч. зрѣнія. Открытіе это состоялось при слѣдующихъ условіяхъ: многимъ изъ читателей вѣроятно извѣстны т. наз. Гейслеровы трубки. Это запаянныя различной формы стеклянныя трубки, наполненныя разрѣженными газами или воздухомъ. Если чрезъ такую трубку пропускать сильный индукціонный электрич. токъ, то въ ней появляется свѣтъ самой разнообразной окраски — красный, фіолетовый, голубой — въ зависимости отъ того или иного газа въ трубкѣ. Если въ гейслеровой трубкѣ будетъ очень разрѣженный воздухъ (около 1/мил части обыкновеннаго давленія), то, пропуская чрезъ нее сильный токъ, получимъ очень эффектное явленіе: отъ отрицательнаго полюса трубки (катода) исходятъ какіе то (невидимые для глаза) лучи, которые дѣйствуютъ на стекло противоположнаго конца трубки, заставляя его свѣтиться голубоватымъ свѣтомъ, или какъ физики говорятъ — флуорисцировать. Катодическіе лучи дѣйствуютъ въ такомъ направленіи не только на стекло трубки, но и на другіе предметы, растворы платино-синеродистаго барія, сѣрнокислаго хинина, солей кальція, на полевой шпатъ, поваренную соль и др. Всѣ эти предметы подъ вліяніемъ какой-то невѣдомой досель лучистой энергіи, исходящей изъ катода трубки, начинали свѣтиться — флуорисцировать. Рентгенъ, производя опыты съ Гейслеровскими трубками, напалъ на счастливую мысль: онъ закрывалъ трубку чернымъ картономъ и ставилъ впереди ея экранъ, смоченный растворомъ платино-синеродистаго барія; оказалось, что лучистая энергія, исходящая изъ трубки, хотя и закрытой картономъ, проникала чрезъ этотъ послѣдній и вызывала флуорисценцію на экранѣ; пробовалъ онъ закрывать трубку толстой книгой въ 1000 страницъ, колодой картъ, деревяннымъ брусомъ, металлическими пластинами — лучистая энергія отъ катода трубки проникала чрезъ всѣ эти препятствія и вызывала свѣченіе экрана (понятно, всѣ эти опыты производились въ темной комнатѣ). Такимъ образомъ можно было установить, что изъ катодическихъ лучей исходить какая-то энергія (лучистая, конечно), которая способна проникать чрезъ непрозрачныя тѣла и вызывать въ соотвѣтствующихъ тѣлахъ явленіе свѣченія флуорисценцію. Остроумію Рентгена слѣдуетъ приписать его знаменитый теперь опытъ съ фотографической пластинкой. Впереди источника новыхъ лучей (Рентгенъ назвалъ ихъ иксъ-лучами) экспериментаторъ поставилъ кассету съ чувствительной пластинкой. Оказалось, что новооткрытые лучи проникали чрезъ деревянную стѣнку кассеты и подѣйствовали на пластинку. Всѣмъ извѣстенъ теперь дальнѣйшій опытъ Рентгена съ фотографіей руки. Гейслерова трубка закрывалась ребромъ ладони и на поставленной впереди фотографической пластинкѣ получилось изображеніе не руки, а скелета ея, окаймленнаго легкой тѣнью отъ мягкихъ частей руки; другими словами, иксъ-лучи прошли чрезъ мягкія части и не прошли чрезъ кости руки, потому на фотографіи и получился ясный абрисъ всѣхъ косточекъ пальцевъ и ладони. Любопытна здѣсь еще одна особенность: у Рентгена на рукѣ было два золотыхъ кольца; т. к новооткрытые лучи трудно проникаютъ чрезъ нѣкоторые металлы, особенно въ толстыхъ слояхъ, то на фотографіи отпечатались и кольца, какъ-бы свободно висящія на скелетѣ руки. Такимъ-же образомъ Рентгенъ снялъ фотографію цѣпочки и мѣднаго разновѣса, лежавшихъ въ закрытыхъ ящикахъ. — На фотографіяхъ получились явственные рисунки металлическихъ вещей и легкіе контуры деревянныхъ стѣнокъ ящиковъ.
Открытіе Рентгена надѣлало много шума. Начиная съ германскаго императора, наградившаго ученаго орденомъ, и кончая любымъ захолустнымъ грамотнымъ человѣкомъ, всѣ одинаково заинтересованы открытіемъ и въ Европѣ нѣтъ пожалуй города, гдѣ-бы не продѣлывались теперь опыты Рентгена. Особенно интересуются этимъ открытіемъ врачи. Нѣкоторые опыты, произведенные въ этомъ направленіи хирургами Вѣны, Берлина и Петербурга, дали прекрасные результаты. Такъ фотографіей посредствомъ прибора Рентгена удалось констатировать мѣстонахожденія пули, въ другомъ случаѣ — конца иглы, обломка ножа; много говорили про діагнозъ костнаго перерожденія въ такомъ мѣстѣ, гдѣ обыкновеннымъ путемъ трудно было таковое обнаружить. Интересный случай операціи, основанной на діагнозѣ посредствомъ Рентгенской фотографіи, разсказывалъ намъ очевидецъ ея докторъ Д. Въ одной изъ больницъ Петербурга былъ доставленъ больной со сломанной рукой. Необходимо было опредѣлить, сломана-ли лучевая кость, или въ ней имѣется только трещина. Снятая фотографія, на которой ясно обозначились кости руки, показала въ лучевой кости небольшую только трещину, чѣмъ значительно облегчилось леченіе больного.
Трудно собственно даже предвидѣть, какое большое примѣненіе можетъ получить въ будущемъ открытіе Рентгена; возможно, что леченіе очень многихъ болѣзней, затруднительное теперь, за незнакомствомъ врачей съ состояніемъ болящаго органа, съ примѣненіемъ Рентгеновскихъ лучей, въ особенности при нѣкоторыхъ усовершенствованіяхъ, станетъ дѣломъ сравнительно нетруднымъ.
Ближайшія изслѣдованія новооткрытыхъ лучей показали слѣдующее: они легко проходятъ чрезъ большинство непрозрачныхъ тѣлъ: каучукъ, дерево, толстые слои бумаги и др.; кости скелета и нѣкоторые металлы, какъ свинецъ, олово, не пропускаютъ вовсе этихъ лучей или пропускаютъ очень мало.
Затѣмъ иксъ лучи не преломляются, не отражаются, не собираются и не разсѣеваются чечевицами; они также не отклоняются магнитомъ, какъ катодическіе лучи; слѣдовательно х-лучи, находясь между катодическими лучами, не исчерпываютъ собою всей энергіи этихъ лучей. Для глаза они невидимы, но дѣйствіе ихъ обнаруживается флуоресцирующими тѣлами и фотографической пластинкой. Этими признаками пока и исчерпываются наши познанія о Рентгеновскихъ лучахъ. Болѣе детальныя изслѣдованія объяснятъ вѣроятно ближе природу этихъ лучей и покажутъ, насколько основательны возбужденныя ими надежды на широкое примѣненіе ихъ въ области техники и медицины. Въ настоящее время ученый міръ переживаетъ еще моментъ возбужденія славнымъ открытіемъ Рентгена и на всѣ лады обсуждается подлинный мало интересный вопросъ о пріоритетѣ этого открытія. На лавры Рентгена являются претенденты. Такъ самъ Рентгенъ ссылается на венгерскаго физика Ленарда, который еще 5 лѣтъ тому назадъ констатировалъ, что катодическіе лучи проходятъ чрезъ непроницаемыя для обыкновеннаго свѣта аллюминіевыя пластины. Профессоръ Dreer утверждаетъ, что ему еще въ 1888 г. удалось убѣдиться въ существованіи «иксъ»-лучей.
Пражскій профессоръ Цейгеръ также претендуетъ на первенство открытія Рентгена, разсказывая, что въ 1885 году, въ бытность его въ Женевѣ, ему удалось сфотографировать отдаленный видъ Монблана ночью, при совершенной темнотѣ. Этотъ опытъ Цейгеръ объясняетъ теперь такъ: въ электрическихъ разрядахъ, происходящихъ между вершинами Монблана и верхними слоями атмосферы, горы играютъ роль отрицательнаго полюса — (катода). Появляющійся тамъ катодическій свѣтъ, невидимый для глаза, можетъ вызвать флуорисценцію снѣговъ и льдовъ вершины Монблана и дать на чувствительной пластинѣ негативный рисунокъ названной горы. Конечно, объясненіе Цейгера полно натяжекъ и едва-ли въ состояніи поколебать славу Рентгена. Еще болѣе любопытную попытку въ этомъ направленіи сдѣлалъ недавно докторъ Крафтъ, напечатавшій письмо въ «Francfurter Zeitung» *). Крафтъ напоминаетъ ученому міру забытое теперь имя химика Рейхенбаха. Этотъ чудакъ въ свое время много писалъ по поводу открытой имъ чудотворной силы «одъ». Одъ — это нѣчто отличающееся отъ всѣхъ другихъ извѣстныхъ силъ — свѣта, теплоты, электричества и пр., или вѣрнѣе пожалуй нѣчто среднее между ними, такъ какъ можетъ проявляться въ эффектахъ всѣхъ этихъ силъ, но для ощущенія «одической» силы необходима наличность особой чувствительности, особаго напряженія нервной системы человѣка — sеnsivität sensitive Mеnsch. Въ свое время (40-е года) многіе научные авторитеты признали разсужденія Рейхенбаха бредомъ, печальнымъ заблужденіемъ!.. Между тѣмъ въ книгѣ Рейхенбаха имѣется множество указаній на свѣтъ, проникающій чрезъ металлы и др. непрозрачные предметы. Даже самые удивительные изъ опытовъ Рентгена, именно фотографія невидимыхъ предметовъ, была какъ-бы предвосхищена Рейхенбахомъ. Такъ онъ разсказываетъ про одну «чувствительную» дѣвицу Френкель, которая при взглядѣ на кондукторъ электрической машины заявила, что она видитъ внутри его металлическій стержень, который дѣйствительно оказался внутри мѣднаго шара. Одна женщина, К., разсказываетъ Рейхенбахъ, держа руку предъ электрич. машиной, свободно различала въ ней кости, сухожилія и кровеносные сосуды.
*) Цитируемъ «P. B.» № 19.
«Печально заблуждавшійся» химикъ прибавляетъ при этомъ, что его открытіе одической силы должно сыграть громаднѣйшую роль въ медицинѣ, открывая глазамъ врачей внутренніе органы тѣла.
Всѣ эти толки указываютъ лишь на преемственную связь въ развитіи нашихъ знаній и не могутъ, конечно, поколебать научной репутаціи Рентгена, давшаго своимъ «иксъ»-лучамъ научную одежду и поставившаго свои опыты въ рамки точнаго метода.
Въ этомъ честь и заслуга вюрцбургскаго профессора предъ человѣчествомъ, которое можетъ гордиться теперь еще одной разгаданной загадкой... Всякая-же такая побѣда должна укрѣпить сознаніе людей въ томъ, что умъ человѣческій великъ и обширенъ и что будучи божественнаго происхожденія, онъ рано или поздно достигнетъ неба...
Н. Л—ъ.
(OCR: Аристарх Северин)