Въ минувшій сезонъ клуб Общества приказчиковъ собиралъ на свои субботки посѣтителей больше, чѣмъ другіе клубы. Не упоміная о прочемъ, привлекали посѣтителей демократичность, простота клубныхъ порядковь, легкость доступа въ него, отсутствіе гостей, кичащихся большими чинами, окладами, изысканными манерами и пр.
Время проходило обыкновенно въ танцахъ, разговорахъ, игрѣ въ карты и лото, иногда пѣли.
Рѣдко клубныя субботки будили свѣжую мысль или сколько-нибудь серьезное настроеніе, да не для того и шли туда люди, жаждавшіе какъ-нибудь скоротать скучное время или отдохнуть послѣ недѣльнаго труда.
И посѣтители уходили съ субботки съ чувствомъ извѣстнаго удовлетворенія, хотя нѣтъ-нѣтъ да и появлялась мысль, что можно и нужно ввести освѣжающую струю въ обычное времяпрепровожденіе.
Послѣ двухъ-трехъ попытокъ въ этомъ направленіи клубъ сталъ принимать посѣтителей особаго рода: помятыя физіономіи, робкія конфузливыя движенія, жалкія заискивающія улыбки, уши, чутко прислушивающіяся ко всякому сколько-нибудь оживленному разговору, наглые, ощупывающіе глаза, быстро убѣгающіе отъ устремленнаго въ упоръ взгляда, готовность и въ то же время какъ бы опасеніе вступить въ разговоръ съ интересующимъ ихъ лицомъ.
Тяжело и обидно становилось на душѣ опекаемаго якутскаго обывателя, не лишеннаго чувства человѣческаго достоинства. Онъ упорно старался не замѣчать "благородныхъ свидѣтелей", пристающихъ къ нему съ разговорами или просто торчащихъ передъ самымъ носомъ, или тихо подходящихъ сзади къ разговаривающимъ. И "свидѣтели" одиноко блуждали среди оживленной беззаботной публики и все чаще находили утѣшеніе — у буфета.
Въ этотъ сезонъ мы опять видимъ нашихъ "благородныхъ свидѣтелей" и уже въ большемъ числѣ и болѣе разнообразныхъ по имущественному и общественному положенію и возрасту. Они держатся развязнѣе, увѣреннѣе, но — попрежнему тѣсной компактной группой. Публика, повидимому, все еще сторонится отъ нихъ, но мы боимся, что она, легко мирящаяся со всякими условіями, скоро привыкнетъ къ посѣтителямъ этого рода и уже окончательно рѣшить только танцевать, только играть въ лотто и карты, только ужинать; еще болѣе боимся мы, что эта публика перестанетъ чувствовать горечь и возмущеніе противъ столь грубаго вмѣшательства въ наше, весьма не опасное, времяпрепровожденіе.
Нельзя въ подобныхъ условіяхъ чувствовать себя спокойно и пріятно человѣку, не лишенному брезгливости.
Посѣтитель.
Пятница, 7 сентября 1907 г.
(OCR: Аристарх Северин)
Комментарий Администратора сайта:
Данная заметка в газете представляет собой анонимное обывательское мнение одного из завсегдатаев клуба приказчиков г.Якутска об атмосфере клуба и его новых посетителях, вероятно о ссыльно-политических лицах, количество которых в эти годы существенно увеличилось на фоне революционных событий в России.