Клуб приказчиков в Якутске
Клуб Общества взаимопомощи приказчиков
В дореволюционном Якутске Общественное (Благородное) собрание долгое время являлось единственным местом, где можно было культурно провести свободное время. Но его деятельность охватывала только высшие слои горожан, а остальным жителям Якутска приходилось довольствоваться различными питейными заведениями. Только в начале XX в. в городе появился еще один культурный очаг — Клуб Общества взаимопомощи приказчиков (Клуб приказчиков).
Общество взаимопомощи приказчиков было создано в бурные месяцы 1905 г. когда возникали многочисленные профессиональные союзы. Со временем они исчезли, а Общество просуществовало до 1917 г. Оно объединяло служащих торговых фирм города, инициаторами его создания были самые активные из них: А.А.Семёнов, Е.М.Мезенцева («Наследники Кушнарёва»), В.Е.Горинович (помощник капитана парохода "Лена", бывший народоволец), А.К.Новокрещенов (винный завод), И.Золотарев и др., причем обязательным условием вступления была служба по найму.
Устав Общества был утвержден 29 ноября 1905 г., в нем, наряду с представлением профессиональных интересов членов, обозначались следующие задачи: "Забота о воспитании и научном образовании детей действительных членов, доставление членам и их семействам возможности проводить время с пользою и вообще удовлетворять духовныеи материальные потребности членов Общества". Для этого следовало открытьшколы, библиотеки, клубы, устраивать спектакли, концерты, маскарады, семейные и музыкальные вечера, лекции по разным отделамзнаний, литературные чтения и.т.д.
Общество состояло из действительных членов, соревнователей и членов-посетителей, то есть тех, "кто посещает организует, участвует в увеселительных и образовательных учреждениях общества". В члены ихпринимало правление, а утверждало общее собрание они имели право участвовать в нем с правомголоса по определенным вопросам. Поэтому среди членов-посетителей были и учителя, и чиновники, и политссыльные (из-за чего нередко происходили столкновения с администрацией города).
Основная деятельность Общества сначала была направлена на экономическую защиту служащих торговых фирм: в т.ч. на борьбу за выходные дни, увеличение зарплаты, ограничение трудового дня и т.п. Наиболее активными членами общества являлисьЕ.М.Мезенцева (единственная женщина в Правлении). АА.Семенов. М.В.Сабунаев (бывший народоволец, врач) и др.
Наталья Петровна Семенова – Угловская – жена известного государственного и общественного деятеля Якутии в области экономики Алексея Алексеевича Семенова. Владелица Якутской типографии, учительница рукоделия на добровольных началах в Якутской женской гимназии, советский дипломатический курьер по важным заданиям на Дальнем Востоке, личный друг семьи Горького, отдала много сил защите интересов ламутов (эвенов).
Тогда же был создан Клуб Общества взаимопомощи приказчиков. Первоначально он располагался в доме купца Маркова на Набережной улице. Здесь по субботам и предпраздничным дням устраивались семейные вечера, ставились первые спектакли, читались лекции. В 1908 г. для Клуба было построено собственное здание (на берегу о. Талое, снесено в 2004 г.), для этого пришлось взять кредит у торговых фирм, погашение которого чуть не разорило Общество. Новое помещение вмещало до 500-600 человек, другие кружки и общества города также получиливозможность проводить в нем свои мероприятия (собрания, чтения, митинги), помимо этого две комнаты занимала библиотека-читальня.
Сразу же сложился актив, ответственный за мероприятия, одним из организаторов была супруга А.А.Семенова -Натапья Петровна Начал формироваться и коллектив любителей драматического искусства, среди них Бехтерева, 3. М. Новокрещенова, Е. М. Мезенцева, О.Сабанчеева, Л.Л.Ельцова, М.А.Бушуева, В.М.Шведова. Панкратьев, М.Сабунаев, Н.Столяров, Л .Л. Усов. И.Колмогоров. СЛ.Ковынин, И.В.Эвсрстов и др.
.
Устраивались так называемые "субботки" с разнообразной программой, семейные вечера (иногда проводились ситцевые вечера, на которые публика должна была приходить в ситцевых нарядах), танцы, игры, изредка лекции и. конечно, спектакли с участием артистов своей труппы и других любителей драматического искусства. Особенное внимание привлекали маскарады, устраиваемые па Святки и Масленицу.
В масках и костюмах городская общественность отражала свое отношениек различным сторонам жизни: дефициту продуктов, спекуляциям торговых фирм. В отличие от Общественного собранья, маски здесь были более провоцирующими, и иногда все заканчивалось арестом. Так. 27 февраля 1910 г. на костюмированном танцевальном вечере всеобщее внимание привлекла следующая композиция: повешенная женщина с плакатом на груди -"Получила равноправие", а к самойвиселице был прикреплен картон с ребусом - изображение двух столов, затем слово "пинский", потом галстук (столыпинский галстук), и весь этот эшафот толкал палач в красной рубахе. Полиция попыталась задержать злоумышленников, но так и не смогла, позже. Э.Рубанович и В.Сапожников, подозреваемые в авторстве, были приговорены к нескольким месяцам тюрьмы.
Наряду с обычными костюмированными вечерами устраивались и якутские маскарады, где костюмы отражали историю, мифологию, быт народа: "Святочное гадание у якутов". "Древняя могила у якутов". "Бог охоты у якутов', "Женщина, выделывающая кумыс" и т.д.
От всех мероприятий, взносов, пожертвований, арендной платы Клуб получал приличный доход, который и шел на оркестр, хор, гримеров, декораторов и т.д.
С каждым годом росло мастерство актерской труппы Клуба. Она представляла пьесы почти каждую неделю, численность посетителей росла. Расширялся и репертуар. Наряду с традиционными Н.Островским. Л. Чеховым, Шпажинским, ставили спорных М.Горького. Б.Андреева. Вермишеева. Из постановок можно отметить пьесу О.Уайльда "Как важно быть серьезным". поставленную 17 января 1916 г. Во-первых, автор выбрал сложную. социально-психологическую комедию малознакомого иностранного писателя, во-вторых, актерами были учащиеся старших классов Якутского реального училища и Якутской женской гимназии. До этого учащиеся не допускались в "увеселительные учреждения города", доступными для них оставались только дневные представления или ученические постановки. Теперь они получили возможность самим играть перед на стоящей публикой, к тому же все вместе: и юноши, и девушки. Благодаря хорошей подготовке пьеса прошла блестяще и вызвала длительные аплодисменты зрителей.
В местных газетах иногда появлялись рецензии на спектакли с их критикой. Промахи артисты старались исправлять, но ведь они не были профессионалами, и большего, чем веселая или правдоподобная игра, обычная публика и не ожидала, а кроме того, частые премьеры не давали достаточного времени для подготовки. Неизбалованные настоящими актерами зрители аплодировали смелости, выразительности своих же коллег, знакомящих их, таким образом, с произведениями классиков и современных авторов.
Другим направлением деятельности Общества было просвещение своих членов: в 1907 г. предполагалось открыть вечернюю бесплатную одноклассную начальную школу для взрослых обоего пола. Занятия должны были проводиться в здании второклассной церковно-приходской школы преподавателями местных учебных заведений: Л.Л. Сахаровой. Л. П. Широковой. Н. И. Пороговой. СИ Лебедевым. И.А. Рогожиным и другими (всего20 человек). Эта школа могла бы дать элементарные знания по письму, чтению, счету.
На протяжении второй половины1907 г. в Клубе приказчиков устраивались лекции, например "Физическая основа души", на которой лектор Аронов рассказано новой науке психологии, провел параллели между человеком и животными, инстинкты которых были представлены как элементы души, наиболее сильные, выжившие в ходе эволюции. Он же прочел лекцию на тему" Натуральное хозяйство", где. по мнению рецензента газеты "Якутский край", ошибочно опирался на марксистскую теорию экономического базиса развития человечества.
В 1916 г. правление Общества взаимопомощи приказчиков обратилось к якутскому губернатору с просьбой об открытии " Курсов для торговых подростков обоего пола" для того, чтобы они пополнили свое образование, подняли умственной уровень и нравственность. Обучение должно было быть бесплатным, четырехгодичным. На курсыпринимались подростки от 10 до 18 лет. В учебную программу, по замыслу организаторов, должны были входить русский язык, арифметика, география, счетоводство. Согласие губернатора было получено в январе 1917 г. но революционные события не позволили реализовать эти планы.
Между правлением и членами Общества происходили и конфликты, в прессе звучали обвинения в пренебрежении простыми членами, отходе от истинных цепей Общества, погоне за прибылью. Действительно, если сначала и велась некоторая борьбаза права служащих, декларированная в уставе, то потом Общество практически бездействовало, отдавая все силы Клубу, который стал единственным связующим звеном. Библиотека не работала, хотя туда были при сланы 5 ящиков книг от М.Горького.
Во время революции 1917 г. клуб продолжал функционировать под новым названием - Клуб Профессионального союза служащих торгово-промышленных предприятий и общественных учреждений. Затем его здание было передано созданному якутскомутеатру.
Таким образом, с появлением Клуба Общества взаимопомощи приказчиков культурная жизнь Якутска стала богаче и многообразнее. Вокруг него сконцентрировались те, кто не имел доступа в Общественное собрание, в первую очередь, политссыльные, проживавшие в городе. В нем велась просветительская работа. Очень интересными были развлекательные мероприятия. Члены Общества были демократичными, открытыми для всего нового, не боялись рисковать, все это и привлекало в Клуб горожан.
Сабунаев Михаил Васильевич - ссыльный, учился на медфаке Моск. унта; народоволец (кличка - «Лысый»); 1884 — на нелегальном положении; 1886 - адм. выслан в Восточную Сибирь на 5 лет; 1888 — бежал из ссылки; создавал рев. организацию в приволжских городах; 1890 - арестован в Костроме; 1892 -подвергнут году одиночного тюремн. заключения и высылке в Восточную Сибирь на 10 лет; ссыльнопоселенец в Якутии; 1899 — врач лечебницы Русского обш-ва Красного Креста в г. Якутске, один из организаторов фельдшерской школы; публицист местной период, печати, корресп. газ. «Сибирские врачебные ведомости»; 1905 - организатор митинга в защиту «Союза мелких торговцев», требовавших переизбрания городск. думы на основах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования; 1906 - организатор вторжения толпы (200 чел.), сорвавшей заседание «юшманов-ской» гор. думы, «Сабунаевское дело» рассматривалось областным судом; 1917 — гласный гор. думы, председатель ЯКОБ (Якутский комитет общественной безопасности); 1918—19 - депутат Сибирской обл. думы (г. Томск); 19.03.1919 — зампред земской управы; коллега ссыльных врачей Н.А. Ожигова, Н.Е. Олейникова, Рено, Г.К. Орджоникидзе. Проживал в одном из домов подворья коммерсанта Молоткова по ул. Казарменной, кот. пересекал пер., некоторое время носивший имя Сабунаева (совр. ул. Островского) (Бурцев В.Л. Борьба за свободную Россию. Мои воспоминания (1882-1922). Т. 1. Берлин, Изд-во Гамаюн, 1923; 100 лет Якутской ссылки. С. 235—236).
Семёнов Алексей Алексеевич (12.03.1882-1938) - предприниматель; урож. с. Тамир (Кяхтинского аймака Бурят.-Монг. автоном. респ.); оконч. Троицкое 4-классн. училище; писец у мирового судьи, учитель, ямщик, служащий Троицкосавской конторы торг. дома «Коковин и Басов»; 1905 — один из инициаторов создания профсоюза торг. служащих «Общества взаимопомощи приказчиков» в г. Якутске, финансист клуба приказчиков; 1907 - организатор либер. газ. «Якутский край» («Саха дойдуга) на русск. и Якутск, яз. Встречался с А.М. Горьким по поводу высылки в Якутию духоборов и координации действий с купцом М.В. Пихтиным; впоследствии — один из сибирских корресп. Л.Н. Толстого по культурным вопросам, в частности, ознакомил графа с фольклором якутов и худож. литературой первых якутских писателей; 1908 - управляющий якутск. отд. торг. дома «Коковин и Басов»; инициатор разработки свинцовых руд в Верхоянске, строитель пристаней, дорог, зимовий, владелец части, типографии; 1912 - спонсор газ. «Якутская окраина». Выступал за создание телеф. и электрич. станций, авиалинии Иркутск-Якутск, железной дороги с выходом на Усть-Кут, водохранилища в Якутске, почтовой связи Якутск— Нелькан и т.д. 1915 — организовал разведку, добычу и вывоз свинца и серебра из Верхоянья; 1918 — учредил потребительскую кооперат. организацию «Якутское товарищество розничной торговли»; 1919 — зампред 3-го Чрезвычайного Якутск, обл. земского собрания; 1920 — вышел декрет Якутск, районного ревкома о национализации его частной библиотеки (а также библиотек купца П.А. Кушнарёва, адвоката «монастырёвцев», экс-чиновника Обл. правления Димитрия Ивановича Меликова); в начале 1923 — национализация Кемпендяйского и Багинского сол. источников, свинцовых рудников, свинцово-плавильного завода экс-предпринимателя А.А. Семёнова; 1923 — назначен наркомом финансов ЯАССР, подчинялся И.Н. Барахову (преде. СНК ЯАССР); председатель Госплана, чл. ЯЦИК; по свидетельству А.М. Горького, «из всех бумажных денег, пускаемых в оборот на пространстве Союза Советов, самые оригинальные деньги выпустил А.А. Семёнов: он взял разноцветные этикетки для бутылок вина, своей рукой написал на «Мадере» — 1 руб., на «Кагоре» — 3 руб., «Портвейне» — 10 руб., «Хересе» — 25 руб., приложил печать Наркомфина ЯАССР»; 1925 — управл. и член Правления конторы треста «Алданзолото»; 1938 — репрессирован. Его супруга — Наталья Петровна Угловская-Семёнова (1938 — репрессирована) (Розенберг Л. Винные деньги Якутии // Советский коллекционер. 1964. № 2. С. 123—124; Якутские друзья АМ. Горького / Сост. АТ. Тимшин, И.В. Дистлер. Якутск, 1970; 100 лет Якутской ссылки. С. 262, 273, 274).