«Амуръ» №5, 3 февраля 1860
ЯКУТСКЪ. Съ наступленіемъ 1860 г., якутяне сдѣлались очень замѣтно аккуратнѣе прежняго въ своихъ расходахъ. Причиною такого переворота, неслишкомъ пріятнаго для нихъ самихъ, мнѣ кажется былъ встрѣтившійся случайно, небольшой недостатокъ въ финансахъ, а въ Якутскѣ въ долгъ немного поживешь. Впрочемъ нечего и жалѣть о томъ, что Якутскъ сталъ акуратнѣе, а это жалко, что онъ становится бѣднѣе.
Цѣны на жизненные припасы тѣ же, что были и въ концѣ минувшаго года, съ малымъ повышеніемъ на пшеничную муку и крупчатку и пониженіемъ на овесъ. Главное занятіе якутскаго купечества — торговля мягкою рухлядью, слышно, идетъ не совсѣмъ успѣшно.
Одна непріятность всегда почти сопровождается другою. — Къ небольшему недостатку въ финансахъ присоединилось значительное повышеніе морозовъ. Уже недѣли двѣ слишкомъ, холодъ возвысился за 40 градусовъ и не спадаетъ ниже сорока. — Холодъ хоть и сроденъ жителямъ Якутска, но не свой братъ. Ему подай побольше дровъ, да потеплѣе одежду да поприбавь корму для скота, а все это вмѣстѣ составляетъ довольно значительный лишній расходъ денегъ для большей части жителей. Къ тому же въ минувшемъ лѣтѣ трава уродилась плохая, а скота довольно какъ и въ прежніе годы. За всѣмъ этимъ праздникъ проведенъ хоть и поумѣреннѣе минувшихъ лѣтъ, но не скучно. Здоровье отъ рѣзкихъ перемѣнъ въ климатѣ, несовсѣмъ удовлетворительно, однакожъ умирающихъ немного.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
«Амуръ» №6, 9 февраля 1860
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЯ И АДМИНИСТРАТИВНЫЯ РАСПОРЯЖЕНІЯ
Указомъ Правительствующаго Сената 10 Ноября 1859 года утверждаются въ должностяхъ:
Ассесора Якутскаго Областнаго Правленія —Титулярный совѣтникъ Зыбинъ.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
«Амуръ» №16, 19 апрѣля 1860
ЯКУТСКЪ 16 марта 1860 г. Морозы наши — въ нынѣшнемъ году особенно сильные, съ наступленіемъ марта мѣсяца, прекратились, но до весны еще далеко — мѣсяца два. — Состоянiе здоровья жителей видимо поправляется; но болѣющихъ еще довольно.
Жизненныя потребности въ городѣ продаются: ржаная мука отъ 65—75 коп. за пудъ; пшеничная отъ 1 р. 20 к. до 1 р. 50 к. за пудъ, крупчатка, по сортамъ, отъ 3 руб. 50 к. до 8 р за пудъ; говядина отъ 1 руб. — 1 р. 20 к. за пудъ. Рыба: стерлядь и нельма отъ 3 р до 3 р. 50 коп. за пудъ; омули отъ 90 коп. до 1 р. 20 коп. за десятокъ, въ 30 фунт., или нѣсколько помѣнѣе тяжестію; боранатки — прекрасная, крѣпкая рыба для ухи по 50 к. за десятокъ, фун. 15 тяжестью; чиры — очень вкусная рыба въ жаркомъ 2 р. 50 к. за десятокъ около пуда тяжестью. Сѣно вь Якутскѣ продается по 1 руб за возъ, пудовъ въ 10-ть. По такой цѣнѣ впрочемъ можно купить только въ значительномъ количествѣ у самихъ хозяевъ съ вывозкою на счетъ покупателя. На рынкѣ же якуты продаютъ сѣно не дешевле 8 к. пудъ. Сами якуты, въ селеніяхъ кормятъ скотъ тальникомъ, вѣроятно потому, что запасъ сѣна, по выгоднымъ цѣнамъ, сбытъ ими въ городѣ. Свѣчи сальныя продаются 4 руб., мыло отъ 5—6 руб. за пудъ; сахаръ безъ чаю почти не продается, а съ чаемъ — по 2½ фун. сахару на 1 ф. чаю (*) — отъ 55 до 60 к. за фунтъ, пудами же сахаръ не продаютъ; чай по 1 р. 50 коп. за фунтъ; сапоговъ почти нѣтъ въ продажѣ, да и сапожнаго хорошаго товара тоже нѣтъ. Шелковыми тканями наши продавцы рѣдко запасаются, и то въ не большомъ количествѣ, а потому, въ настоящее время, нуждающемуся въ нихъ доведется или обратиться съ своимъ требованіемъ къ иногороднымъ продавцамъ, (т. е. въ другой городъ?) или отложить покупку до ярмарки; шерстяныя и бумажныя ткани встрѣчаются чаще, но онѣ продаются по высокимъ (а именно) цѣнамъ. Однакожъ купечество здѣшнее очень жалуется на свое производство, объясняя, что ни у нихъ не покупаютъ, ни имъ не продаютъ, какъ выражаются здѣсь, пушнаго товара По нашему крайнему разумѣнію застой въ здѣшней торговлѣ зависитъ отъ самихъ торговцевъ. — Если сказать правду, — у насъ шило шиломъ точится, а отъ того и дѣла наши не идутъ, а ощупью бредутъ, и то не впередъ, а назадъ. — Каждый желаетъ безъ дальнихъ хлопотъ, лежа на боку, получать на капиталь свой огромные проценты, какъ будто бы дань съ мѣстныхъ жителей, и тѣмъ ограничить свои торговыя дѣйствія. Развѣ покупатели ваши и продавцы вамъ пушнова лишены желанія поупрочить свое состояніе? Развѣ имъ не хочется тоже и подешевле купить и съ прибыткомъ продать? Продавайте по дешевлѣ, такъ и купите посходнѣе! При томъ, въ настоящее время, и безъ окрестныхъ жителей есть гдѣ развернуть ваши торговыя дѣйствія. — Вотъ г. Стручковъ — человѣкъ безъ капитала съ послѣдними копѣйками рѣшился завесть дѣло въ амурскомъ краѣ; за то можно надѣяться, что и новой край — Амуръ будетъ ему за это благодаренъ.
(*) Это что—то весьма оригинально! Р.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
«Амуръ» №47, 22 ноября 1860
ЯКУТСКЪ, Въ 1860 г. жизнь Якутска ознаменовалась тремя замѣчательными событіями, 2 октября текущаго года освящены въ немъ: окладъ подъ зданія для областнаго правленія и домъ, пожертвованный якутомъ Кангаласскаго улуса Филиппомъ Лепчиковымъ для помѣщенія въ немъ приходскаго училища и школы для дѣтей нисшихъ чиновъ якутскаго казачьяго полка; а 9 октября освященъ домъ (каменный) для дѣтскаго пріюта, пожертвованный якутскою купеческою женою Александрою Ивановной Чепаловой, мужемъ который вложенъ въ банковыя учрежденія основный капиталъ для содержанія этого заведенія, еще при жизни его (*). При этомъ домѣ выстроенъ на счетъ якутскаго мѣщанина Попова — деревянный Флигель.
(*) Кромѣ того въ самый день открытія пріюта лицами разныхъ сословій пожертвовано до 450 р. сер. деньгами и разныхъ припасовъ для дома почти на цѣлый годъ.
Событія эти празднованы были у насъ съ особенною торжественностію. Послѣ литургіи, совершенной 2 октября, преосвященнымъ Павломъ епископомъ якутскимъ, устроенъ былъ крестный ходъ на мѣсто основанія зданія.
По совершеніи молебствія на мѣстѣ будущихъ зданій правленія и по освященіи основанія ихъ, всѣ отправились съ крестнымъ ходомъ въ домъ училища. По освященіи послѣдняго зданія, крестный ходъ, сопутствуемый всѣми должностными лицами, возвратился въ соборъ.
9 октября освященъ былъ домъ для пріюта съ такою же торжественностію. Попечительницей этого заведенія избрана супруга начальника края, помощницей ея г-жа Чепалова, а смотрительницей назначена г-жа Нецвѣтова. По окончаніи молебствія, въ домѣ пріюта протоіерей Димитрій Xитровъ произнесъ рѣчь, въ которой, воздавъ благодареніе Богу за то, что и въ самыхъ отдаленныхъ мѣстахъ восточной Сибири принимаются мѣры къ образованію дѣвицъ, высказалъ нѣсколько назидательныхъ правилъ относительно христіанскаго воспитанія.
I.Л.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
«Амуръ» №48, 29 ноября 1860
ЯКУТСКЪ. По примѣру другихъ и мы въ Якутскѣ ухватились съ горячечнымъ рвеніемъ за учрежденіе безплатныхъ воскресныхъ школъ. Въ насъ, безспорно, шевелилась добрая мысль въ этомъ случаѣ; сочувствіе къ меньшей братіи, къ сожалѣнію, смутно понятое. Въ порывахъ увлеченія, наше общество назначило изъ городскихъ доходовъ 71 руб. 50 коп. на расходы по преподаванію; уѣздное училище предположено подъ помѣщеніе для учениковъ воскресной школы; архипастырь благословилъ на занятія съ питомцами одного изъ воспитанниковъ духовной семинаріи. Съ увѣренностію можемъ надѣяться, что въ случаѣ учрежденія школы, найдутся преподаватели и опытнѣе и основательнѣе, — дѣятели не по наряду, а по усердiю.
Кого только станемъ мы учить? Нѣтъ у насъ ни фабрикъ, ни ремесленныхъ заведеній. Наши дѣти безъ того учатся каждый день частію въ приходскомъ, частію въ уѣздномъ училищѣ. Кажется, для нихъ и этого достаточно. (*) Впрочемъ вѣроятно найдется нѣсколько десятковъ желающихъ учиться. Другое дѣло — безплатныя будничныя школы. У насъ, какъ и вездѣ, есть бѣдные чиновники, едва-едва перебивающіеся своимъ жалованьемъ, небогатые мѣщане, кое—какъ живущiе незначительной торговлей и крестьяне, пробирающіеся трудами рукъ своихъ. По бѣдности дѣти ихъ находятся въ безпомощномъ и безвыходномъ положеніи, особенно по смерти отцовъ. Отрадно было бы дать образованіе этимъ дѣтямъ, т. е. полезно было бы у насъ открыть безплатныя будничныя школы въ болѣе широкихъ размѣрахъ и сообразно съ бытомъ и требованіями нашего края. Вотъ широкое поле для дѣятельности истинныхъ радѣтелей мысли и прогресса!
Примѣняясь къ быту и потребностямъ края, очень полезно начать учить дѣтей чтенію и письму, ариѳметикѣ и бухгалтеріи, исторіи и географіи, сельскому хозяйству и основнымъ познаніямъ въ ремеслахъ, пожалуй и народной медицинѣ.
Духовные отцы, по всей вѣроятности, также неоткажутся сѣять на этой нивѣ сѣмена слова Божія; господа, получившіе высшее образованіе въ разныхъ заведеніяхъ, вѣрно, непоскупятся подѣлиться пріобрѣтенными свѣдѣніями съ юными питомцами.
За чемъ же дѣло?
Предъ глазами обильное поле для дѣятельности; надобно поскорѣе взяться за дѣло. Нечего мѣшкать, съ Богомъ, впередъ!
С.
(*) А, взрослые, — не ужели всѣ грамотны? Р.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
«Амуръ» №49, 6 декабря 1860
ЯКУТСКЪ. Нынѣшній 1860 годъ для жителей Якутска — будетъ долго памятенъ. Недостатокъ въ самыхъ главныхъ жизненныхъ потребностяхъ, скудные успѣхи промышленной дѣятельности, рѣзкія воздушныя перемѣны, вредившія не только здоровью людей, (*) но и имѣвшiя не благопріятное вліяніе на производительность края, были отличительными явленіями этого года.
(*) Болѣли поносомъ и судорогами въ животѣ.
Причинами указанныхъ нами явленiй были — зима — самая холодная, съ морозами за 40°, — весна — весьма жаркая, при бездождьи, сильно повредившая растительности, и имѣвшая вредное вліяніе на людское здоровье; лѣто — съ частыми дождями, мѣшавшими уборкѣ сѣна и сильно его попортившими; наконецъ и текущая осень—до 12-го октября безснѣжная, холодная, доставляющая, правда скоту подножный кормъ, но лишающая его водопоя, который она, въ доступныхъ мѣстахъ для этаго, оковала льдомъ. (**)
(**) Для скота, въ это время гуляющаго, а не пасомаго не льзя надѣлать прорубей, а безъ питья скотъ худѣетъ, и для поправленія себя требуетъ усиленія средствъ содержанія зимою.
Въ доказательство вреднаго вліянія погоды на край, я представляю на судъ читателей слѣдующее.
Одинъ якутъ Одунинскаго наслега разсказывалъ мнѣ, что изъ семи человѣкъ его семейства въ живыхъ остался одинъ онъ; священникъ о. Петръ Поповъ сказывалъ, что въ Кильдемскомъ наслегѣ въ одномъ семействѣ, состоявшемъ изъ девяти человѣкъ, въ живыхъ осталось только двое, и въ немноголюдномъ семействѣ 3-го Мешексинскаго наслега якута Ильи Шарина померли: онъ и еще двое. Сколько подобныхъ случаевъ въ другихъ мѣстностяхъ здѣшняго края, это въ послѣдствіи покажетъ статистика.
Теперь о производительности края. На ярморкѣ на Учурѣ, въ 1860-мъ году, съ успѣхомъ производилась торговля соболями: но этимъ случаемъ воспользовались не многіе, по причинѣ, я полагаю, неблагопріятныхъ обстоятельствъ края. На якутской ярморкѣ тоже успѣхъ имѣли только не многіе, а не цѣлый край. — Ярморка въ Калымѣ (*) была и не дурна, но едва ли она въ состояніи поддержать общее благосостояніе при другихъ неблагопріятныхъ условіяхъ, отъ которыхъ пострадало хозяйство края. Хлѣбъ родился плоховато, травы едва достанетъ для зимней потребности, рыбы въ уловѣ мало (**), а отъ скудно содержимаго скота масла ожидать въ обиліи невозможно.
(*) Мы были бы очень благодарны, еслибы почтенный корреспондентъ сообщилъ подробныя свѣдѣнія (съ цифрами) о движеніи торговли на этихъ ярморкахъ. Ред.
(**) Рыболовы, за болѣзнію, мало занимались своею промышленностію.
За всѣмъ этимъ, благодаря промышленности, мы не остаемся безъ необходимаго.
Цѣны на припасы существуютъ слѣдующіе: ржаной хлѣбъ отъ 70 до 75-ти коп. сер. за пудъ; пшеничная мука 1 р. 40 к. за пудъ; ячмень 60 к. за пудъ; ячменная крупа 1 р. 20 к. за пудъ; скотинное мясо по 80 к., коровье масло отъ 4 р.—5 р. за пудъ, молоко отъ 30—35 к. за пудъ (молоко продаютъ и лѣтомъ мѣрками, принаровненными къ вѣсу замерзшаго молока); сальныя свѣчи по 4 р. 30 к. сер. за п.; Орѣховаго масла въ продажѣ не видать; рыба, которой прежде было много, и которая, продавалась прежде дешево, продается нынѣ въ очень умѣренномъ количествѣ, а стерлядь и найти даже трудно на рынкѣ, нельму продаютъ по 2 р. 30 коп. за пудъ, омулей, по 1 руб. за десятокъ, карасей пока не видно. Хорошій возъ сѣна пока не дешевле 1 р. 50 к., а дрова по 1 р. за сажень, но эти продукты, какъ покроется Лена, вѣроятно, будутъ продаваться значительно дешевле. Изъ предметовъ роскоши продаются: чай по 1 руб. 50 коп. за фунтъ, сахаръ не продаютъ безъ чаю, а съ чаемъ, по два только фунта на фунтъ чаю, продаютъ отъ 65—70 к. за фун., конфекты отъ 55—60 коп. за фун.
При такихъ умѣренныхъ, по видимому, цѣнахъ на жизненныя потребности, отъ чего бы не жить безнужно городскимъ обывателямъ, по крайней мѣрѣ, тѣмъ, которые получаютъ, или выручаютъ не менѣе 33 р. въ мѣсяцъ; какъ напр. служащіе или духовенство. А между тѣмъ въ самомъ дѣлѣ большая часть членовъ помянутыхъ сословіи живетъ довольно скудно.
Представьте, въ самомъ дѣлѣ, человѣка, семейство котораго состояло бы изъ четырехъ членовъ; положите ему жалованья 33 р. въ мѣсяцъ. Изъ этихъ денегъ, наймите для него квартиру въ 3 руб. за мѣсяцъ; приготовьте на мѣсяцъ дровъ на 2 р. 50 коп.; дайте ему на прислугу (самому ему не когда — онъ на службѣ), которой заплатите 3 р. 50 коп. въ мѣсяцъ ( на содержаніи самого слуги); употребите на ржаной хлѣбъ 2 р. 50 коп. и на пшеничный 2 руб. 80 к., купите мяса на 2 р., чаю на 3 р., сахару на 2 р. 80 коп. крупы на 1 р. 20 коп., свѣчъ на 90 коп., масла на 1 р. 50 коп., молока на 35 коп., рыбы на 2 р. 30 коп. домашней посуды на 1 рубль, да еще, въ угожденіе обычаю и привычкѣ, курительнаго табаку на 1 р., а сверхъ всего этаго положите, на солъ, на помелья, на метлы и на разныя разности хотя 1 р. 50 к. Послѣ этого задайте себѣ вопросъ, «гдѣ же онъ возметъ недостающее количество денегъ чтобы одѣть себя и свое семейство?» Но мы разсчитали среднее жалованье, а какъ живутъ на нисшихъ окладахъ? терпѣніемъ...
I. Л.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
«Амуръ» №51, 20 декабря 1860
Высочайшія повелѣнія. Государь Императоръ всемилостивѣйше соизволилъ пожаловать якутскому гражданскому губернатору дѣйствительному статскому совѣтнику Штубендорфу орденъ св. Станислава 1-й степени.
«Амуръ» №51, 20 декабря 1860
ЯКУТСКЪ. 24 октября 1860 года. Чрезъ рѣку скоро откроется хорошій путь. Городскіе жители ожидаютъ его съ нетерпѣніемъ — у нихъ нѣтъ, или почти нѣтъ хлѣба. Ржаная мука продается въ одной только лавкѣ, и то по 90 коп. за пудъ. Что будетъ дальше? Привезуть ли хлѣбъ изъ Амгинской Слободы, въ которой, сказываютъ, онъ родился хорошо? Если не привезутъ оттуда, то казнѣ приведется пропитывать насъ съ строгимъ разсчетомъ, — отпускать каждому лишь необходимое количество, а между тѣмъ народу къ намъ на поселеніе прибываетъ и прибываетъ, да все безъ хлѣба, на наши же крохи, которыхъ, изволите видѣть, осталось очень мало. Какъ установится хорошій путь чрезъ рѣку, быть можетъ, разошлютъ поселенцевъ на пропитаніе по якутскимъ наслегамъ, и тогда мы избавимся отъ лишнихъ потребителей.
Недостатокъ въ сѣнѣ также многихъ заставляетъ задумываться. Да и какъ не задуматься? Люди, если и мало будетъ хлѣба, пропитаются мясомъ. А что, если не достанетъ сѣна? Тальникъ не слишкомъ питательная пища, да въ нагорныхъ мѣстахъ и его нѣтъ! Какъ дотянемся мы до будущаго лѣта, Богъ вѣсть!
Цѣны на мясо, рыбу, чай, сахаръ и другія прихоти тѣ же, что были въ началѣ этаго мѣсяца. Дрова можно уже найти по 80 к. и дешевле за сажень.
Погода, въ настоящее время, стоитъ теплая; снѣгъ выпалъ 12-го октября; его прибавилось не много въ послѣдующiе за тѣмъ дни, но въ городѣ, по улицамъ, обсушеннымъ песчаными насыпями, ѣздить съ тяжестями еще трудновато.
Несмотря на нѣкоторыя неблагопріятныя обстоятельства, жители города не унываютъ духомъ, и Якутскъ начинаетъ принимать европейскій видъ. Въ немъ нынѣ, содержатся на благотворительныя суммы: Прiютъ для дѣтей женскаго пола, — зданіе, по наружности красивое и, по вмѣстительности, болѣе, чѣмъ удовлетворяющее потребности, — и домъ подъ приходское училище, — такой, какихъ для подобныхъ надобностей, нѣтъ и въ Иркутскѣ. А это доказываетъ, что граждане якутскіе, даже при обстоятельствахъ подобныхъ нынѣшнимъ, готовы, не только что сочувствовать общей пользѣ, но и находятъ средства послужить для общественнаго блага. Кромѣ того, городъ нашъ скоро украсится двумя отличными вновь строющимися зданіями, частными.
До сихъ поръ въ Якутскѣ былъ чувствительный недостатокъ въ ремесленникахъ; теперь ихъ, сказываютъ прибыло сюда въ достаточномъ количествѣ. 3начитъ, должно ожидать пониженія цѣнъ на ремесленныя издѣлія. Посмотримъ, что будетъ! А въ этомъ отношеніи нуждалась цѣлая область, особенно въ устройствѣ водяныхъ мельницъ. Пытались, правда, и здѣсь заводить мельницы, но отозвались, что, — по слабому грунту земли, по которому текутъ здѣшнія рѣчки и ручьи, — заводить ихъ невозможно. А мнѣ кажется, что опытный мастеръ въ состоянiи отстранить и это препятствіе. Водяныя мельницы въ якутской области необходимы потому, что кромѣ ручныхъ и одной, или двухъ конныхъ, вовсе нѣтъ мельницъ. Отъ этого большая часть хлѣба сбывается круглымъ, и чрезъ это теряетъ цѣну. Смолоть же здѣсь пудъ хлѣба на ручной мельницѣ стоитъ 15 к. сереб.
I. Л.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
ОЧЕРКЪ ЯКУТСКА.
Якутскъ, на сѣверѣ Восточной Сибири, занялъ первое мѣсто, на которомъ Русскіе утвердили свое владычество въ Якутской области; отсюда уже распространяли они его далѣе: на Сѣвераъ до Ледовитаго моря, на Востокъ — до Восточнаго Океана и на Югъ — на рѣку Амуръ до границъ китайскихъ. Якутскъ центръ какъ управленія Якутской области такъ и торговли ея.
Не смотря на отдаленность свою и трудное сообщеніе съ городами Европейской Россіи, что по всей вѣроятности и препятствуетъ дальнѣйшему развитію Якутска, городъ этотъ, за всѣмъ тѣмъ, не безъинтересенъ. Ярмарка въ Якутскѣ, каждогодно бывающая съ 1 Іюля по 1 Августа, до сихъ поръ одна изъ первостепенныхъ ярмарокь въ Сибири; обороты ея часто превосходятъ 1000000 руб. сер. Якутское торговое сословіе сбываетъ на этой ярмаркѣ Иркутскимъ купцамъ, а иногда отсылаетъ своимъ коммиссіонерамъ въ Москву и другія мѣста Европейской Россіи для сбыта, смотря по тому, гдѣ выгоднѣе сбыть, мягкую рухлядь, мамонтовую кость и частію кожи рогатаго скота и коровье масло, а Иркутскіе купцы, взамѣнъ этого, доставляютъ Якутскимъ: хлѣбъ разныхъ видовъ и сортовъ, чай, сахаръ, табакъ, сукна, разныя ткани и проч. Для ярмарочной оппераціи и годовой торговли въ Якутскѣ, почти въ срединѣ города, построенъ каменный гостиный дворъ, вполнѣ удовлетворяющій своему назначенію.
Главные двигатели Якутской торговли человѣка три—четыре мѣстныхъ кунцовъ—капиталистовъ; прочее же Якутское торговое сословіе состоитъ изъ лицъ, менѣе значительныхъ въ торговомъ отношеніи.
Въ Якутскѣ до 400 домовъ, 9-ть церквей (въ числѣ ихъ одна въ тюремномъ замкѣ), одинъ мужескій второклассный монастырь, въ которомъ двѣ церкви и архіерейскій домъ съ церковію, освященною 15 Декабря 1859 года, 6 училищъ, духовная семинарія, уѣздное и приходское духовныя училища, уѣздное и приходское гражданскія училища и школа для дѣтей казачьяго полка, дѣтскій пріютъ. Якутскъ — мѣстопребываніе гражданскаго губернатора Якутской области и викарнаго Архіерея. Присутственныя мѣста въ немъ: областное правленіе, замѣняющее для края губернское правленіе, казенную палату, губернскій судъ и канцелярію губернатора, окружный судъ, земскій судъ, духовное правленіе, на правахъ духовныхъ консисторій, градская полиція, градская дума, съ словеснымъ при ней судомъ, комитеты: народнаго здравія, областный и окружный оспенные и статистическій, казачій полкъ, инспекторство медицины, отдѣленіе попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія, 2 чиновника по строительной части и областное казначейство. Высшій кругъ общества въ Якутскѣ состоитъ изъ гражданскаго губернатора, совѣтниковъ областнаго правленія, областнаго прокурора и почетнаго купечества. Для лицъ этого круга въ Якутскѣ существуетъ благородное собраниiе.
(Оконч. будетъ).
ОЧЕРКЪ ЯКУТСКА.
(Окончаніе).
Низшіе классы населенія Якутска: мѣщане, казаки и часто солдаты, живутъ по просту, кто какъ умѣетъ, конечно, тоже не безъ развлеченій, но ихъ развлеченія чисто русскія — крестьянскія.
Первоначальные основатели Якутска казаки, къ нимъ впослѣдствии переселились торговые промышленники изъ Вологодской губерніи, Велико-Устюжане; потомки этихъ основателей Якутска, не включая въ то число гражданскихъ чиновниковъ, большею частiю временныхъ жителей Якутска, составляютъ нынѣ коренныхъ жителей города. Народъ этотъ многое занялъ изъ обычаевъ и привычекъ своихъ предковъ, а потому народъ не совсѣмъ простой.
Число жителей обоего пола въ Якутскѣ простирается до 4500 душъ.
Мѣстоположеніе Якутска довольно пріятное; равнина на лѣвомъ берегу рѣки Лены, примыкающая къ подошвѣ песчаныхъ горъ, обросшихъ кустарниками, толокнянникомъ, брусничникомъ и другими и тянущихся вдоль Лены грядою, верстъ въ шесть шириною и болѣе тридцати верстъ длиною, составляетъ мѣстность и окрестности Якутска. Лѣтомъ эта равнина живописно одѣвается зеленью, она усѣяна не высокими кустарниками, между коими, для лѣтняго жительства, много настроено заимокъ или дачъ, около которыхъ сѣется хлѣбъ разныхъ видовъ и разводится огородничество, даже растутъ арбузы, рѣдкое лакомство въ такомъ глубокомъ сѣверѣ, какъ Якутскъ.
По рытвинамъ и довольно глубокимъ логамъ, около города находящимся, а прежде бывшимъ и въ самомъ городѣ, полагать можно, что мѣстность Якутска, когда-то, была русломъ рѣки Лены, въ перемѣнѣ руслъ своихъ рѣки прихотливой. Рытвины и лога въ самомъ городѣ, попеченіемъ мѣстнаго начальства и стараніемъ горожанъ, или загачены, или, гдѣ нельзя было этого сдѣлать, переложены мостами; улицы высушены канавами и песчаною мостовою, въ которую къ песку прибавляли землю, устилая напередъ улицы фашинникомъ.
Самый городъ нельзя сказать, чтобы былъ выстроенъ правильно и красиво; въ немъ три главныхъ улицы, неправильно растянутыя на довольно значительное пространство, и нѣсколько переулковъ и закоулковъ, столько же неудовлетворяющихъ требованіямъ строительнаго искусства, какъ и самыя улицы, Главная улица въ городѣ, болѣе другихъ длинная, называется большою. Она растянута версты на двѣ, а другія двѣ короче ея, хотя тоже довольно длинны. Замѣчательныхъ богатыхъ зданій въ Якутскѣ нѣтъ, кромѣ церквей, изъ коихъ преимущественно предъ прочими хороши, по внѣшней отдѣлкѣ, внутреннему украшенію и простору, Соборная Троицкая, и Николаевская-кладбищенская. Обывательскія зданія большею частiю старыя, фасадъ ихъ безвкусенъ, не мало зданій даже безъ крышъ, въ замѣнъ которыхъ защищаетъ отъ дождей толсто наваленная на потолокъ земля, обросшая травою. За всѣмъ этимъ Якутскъ съ горы изъ за р. Лены, окруженный прекрасною мѣстностiю, съ его храмами, бѣлыми, какъ снѣгъ, покрытыми зелеными крышами, и монастыремъ, обнесеннымъ каменною оградой, представляетъ прекрасный видъ.
Знаменитые Якутскіе морозы, достигавшія 45-ти и выше градусовъ, въ нѣкоторыя зимы доходятъ не выше 40 градусовъ. Но съ распространеніемъ земледѣлія въ Якутской области, а съ нимъ и уничтоженiя лѣса, прежде защищавшаго отъ вѣтровъ, и умѣренный холодъ въ Якутскѣ сдѣлался ощутительнѣе, чѣмъ прежде.
Упомянувъ о распространеніи земледѣлія въ Якутской области, кстати сдѣлаемъ коротенькій очеркъ въ какой мѣрѣ и какъ занимаются землѣдѣліемъ жители Якутска. Земледѣліемъ въ Якутскѣ занимаются всѣ почти сословія, но въ самомъ маломъ размѣрѣ, такъ что иной, въ надеждѣ получить урожай — самъ 40-вой, рѣшается сѣять полпуда какого либо хлѣба. Впрочемъ между этими охотниками до земледѣлія находятся и серьезные земледѣльцы, имѣющіе ежегодно отъ 20 до 60 десятинъ земли. Въ большомъ размѣрѣ заниматься Якутскимъ горожанамъ земледѣліемъ чрезвычайно трудно, во первыхъ, потому, что около города вовсе почти нѣтъ мельницъ, а на круглый хлѣбъ почти нѣтъ требованій, а во вторыхъ и потому, что работники — Якуты, незнакомые съ дѣломъ земледѣлiя, при невысокой имъ платѣ, стоютъ хозяину—земледѣльцу очень дорого. Въ мѣстахъ, гдѣ уже хорошо ознакомились съ земледѣліемъ, для обработки шестидесяти десятинъ потребно не болѣе 23-ти человѣкъ, а въ Якутскѣ 60 десятинъ обработываетъ 100 человѣкъ, и къ тому же обработываютъ не такъ чисто и своевременно, какъ дѣлаютъ это работники около Иркутска и въ Россiи.
Суровый климатъ страны, при всей силѣ дѣвственной, начинающей лишь разработываться земли, иногда портитъ, а иногда уничтожаетъ ея произращенiя. Немало также мѣшаютъ успѣху земледелiя въ Якутской области и другiя мѣстныя условiя въ нѣкоторые годы: или постоянная засуха при палящемъ солнцѣ, или постоянные дожди, а также поздняя весна и ранняя осень, имѣющія влiянiе на сельское хозяйство. Якуты, разумѣется, ни чемъ не предотвращаютъ этихъ несчастій; но городскіе земледѣльцы, преимущественно занимающiеся своимъ дѣломъ въ большомъ размѣрѣ, посильно стараются отстранять подобныя неблагопріятныя встрѣчи. Они подъ яровые хлѣбы, большею частiю здѣсь сѣямые, распахиваютъ землю съ осени, а весной рано, лишь стаетъ снѣгъ, сѣютъ зерна и забораниваютъ ихъ землею. Чрезъ это, полагаютъ они, и будъ-то-бы на опытѣ дознали, хлѣбъ въ сырой еще землѣ разбухнетъ, развѣтвится, и, когда солнце загоритъ по весеннему и будетъ согрѣвать землю, выбьется густо наружу и въ ростѣ, хотя была бы и засуха, будетъ поддерживаться ночными росами, обильно падающими здѣсь въ каждую ночь. — И дѣйствительно у нѣкоторыхъ, если они успѣютъ собрать хлѣбъ съ полей во время и не повредятъ его рано падающіе иніи, неурожаевъ хлѣба почти небываетъ.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
“...Мы постараемся... идти тою дорогою, которою идет наш век...”
(газета “Амур” о жизни Якутской области)
Илин, №3-4 (18-19),1999.
Середина прошлого века. Якутск по известному, хрестоматийному описанию город провинциальный и тихий. Располагаем ли мы другими свидетельствами того Якутска? Должны же были сибирские газеты, которых немало издавалось, начиная с 60-ых годов прошлого века, освещать жизнь форпоста России на Северо-востоке, каковым была Якутская область и ее столица в те времена. А в самом Якутске всегда выписывали центральные российские и сибирские газеты. Адресатами были не только чиновники областного управления. Так, в далеком 1829 году члены Якутской Степной Думы читали петербургские газеты. Свидетельство об этом нашла исследовательница истории Степной Думы З.И. Петухова. Как видно из документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Саха, Дума выписывала “Московские ведомости”.1
Летом этого года, работая в Национальном архиве Республики Бурятия, я полистал подшивки старых газет. И в известной как одна из первых частных газет Сибири — газете “Амур”, я нашел интереснейшие факты, о части которых пойдет речь ниже. В сохранившихся номерах “Амура” за 1862 год жизнь Якутска освещалась более чем активно. Так, опубликовано 4 информации и одна большая статья, рассказ неизвестного автора “Чая” с пометкой “якутская сказка”. “Чая” публикуется в 6-м номере “Полярной звезды” за этот год. Встречаются коротенькие сообщения о различных сторонах жизни Якутской области и в регулярно публиковавшихся в газете стат. данных под заголовком "Хроника происш. в В.С. с ноября 1860 по ноябрь 1861 г.”. Так, мы узнаем, что за этот период в Якутской области произошло 16 пожаров и понесено убытков на сумму 2304 рубля 71 коп.2 Сообщается также о гибели людей при пожарах. Тогда, в 1862 году за пуд соли давали 8 копеек при Кемпендяйских источниках, а в магазинах и стойках области — 70 коп.3 Сообщается о весенних наводнениях на реке Лене, и что любопытно, “о разлитии воды в р. Колыма, в январе месяце в г. Среднеколымске”, как курьезном событии.4 В одном из сообщений, озаглавленном “Краткий перечень особых происш., бывших в В.С. с 1-го янв. по 15 марта 1862 г.” читаем следующее: “Як-й обл., Колымского округа, у якута Дмитрия Дьячкова родились два сына и одна дочь, ктр., равно как и мать, находятся в здоровом состоянии”.5
Нельзя не сказать несколько слов о самой газете “Амур”, собравшей под свои знамена лучшие литературные и общественные силы, своего рода уникальном издании, и по ширине охвата жизни Сибири, и по тематике, и поднимаемым в статьях проблемам. Для нас представляется особенно актуальной мысль, прозвучавшая в одном из первых номеров “Амура”, о том, что “общий закон зависимости одних явлений от других обнаруживается во всем в природе. Этот закон проявляется и в общественной жизни. В ней нет случайностей. Между всем прошедшим, настоящим и будущим существует неразрывная связь”.6 Наравне с сообщениями о крупнейших событиях, происходивших в центре России, на Западе и Востоке, описывалась и общественная и культурная жизнь сибирских городов.
“Заслуживает внимания и ряд корреспонденции из Красноярска, Якутска, Читы, Канска и других городов Восточной Сибири.... Корреспонденциям из разных мест Сибири редакция придавала большое значение. На страницах ее газеты не раз помещались обращения “ко всем желающим служить обществу своим умственным богатством и своими сведениями. К сожалению, — сетует редакция, — ожидания мало оправдались, вероятно, по непривычке многих к письменной передаче своих мыслей, что нередко в Сибири” (“Амур”, 1861, № 36, 38),” — пишет исследователь этой газеты Б. Кубалов.7
“Широкая расходящаяся волна общественного движения, совершающегося на Руси, донеслась и до Сибири; движение ее чувствуется на всех ступенях общественной лестницы. Все живое откликнулось на призыв к жизни. Заговорили голоса, до того хранившие молчание. Благодаря приобретению Амура интересы многих расшевелены, и Сибирь сильно заинтересовала собою Россию... Эпоха прозябания общественности Восточной Сибири проходит, и обнаруживаются зачатки стремления к сознательности. Этот факт в смысле общественном для нас столь же отраден, как для немого получение дара речи”. Автор эти:” строк, опубликованных в первом номере газеты “Амур” — один из основателей газеты, бывший ссыльный, руководитель петербургского революционного кружка Михаил Васильевич Петрашевский. Читая эти удивительные слова — свидетельства ушедшей эпохи, мысленно переносишься на сто с лишним лет назад, и понимаешь, что все это повторилось и в наши дни. И непременно задаешь себе вопрос: А сохранились ли какие-либо свидетельства о жизни в Якутске в то реформенное время? Да, сохранились. В статье “Общественная жизнь Якутска”, занявшей почти 4-ую часть газетной площади. Кто был таинственным “8”, автором этого любопытнейшего документа, проливающего свет на жизнь и нравы той эпохи в якутской провинции? Это предстоит еще уточнить. Статья написана весьма хорошим литературным языком, с точным и метким описанием нравов и быта того времени, с интересными рассуждениями и гордостью за свой край, что он ни в чем не уступает другим областям. Встречается и некоторое высокомерное отношение к инородцам, употребляются слова уничижительные, типа “жидовских”, что характеризует в целом тогдашнюю общественно-политическую обстановку, взгляды бытовавшие среди чиновничества. Но автор очень объективен, замечая, что инородцы “легче на подъем” в деле благотворительности и т.д. В общем, дорогой читатель, Вашему вниманию мы представляем полные тексты всех заметок и статьи “Общественная жизнь в Якутске” без изменения стиля и орфографии первоисточника.
Олег СИДОРОВ
1. НА РС(Я). Ф. 180 (Як. Земский Суд). Оп. 1. Д. 576. Л. 39.
2. Амур, 14 февраля 1862 г.
3. Амур, 28 февраля 1862 г.
4. Там же.
5. Амур, 30 мая 1862г.
6. Все цитаты из номеров газеты “Амур” за 1860—61 года приводятся по статье Б. Г. Кубалова “Первенец частной сибирской печати газета “Амур” (1860—1862 гг.)”
7. Б.Г. Кубалов. Первенец частной сибирской печати газета “Амур” ( 1860 — 1862 гг.). Записки Иркутского областного краеведческого музея, вып. II. — Иркутск, Книжное изд-во, 1961, С. 55-87.
“Амуръ”. 7 января 1862 г. № 2.
ЯКУТСКЪ. Намъ пишутъ изъ Якутска, что въ городѣ приступлено къ устройству каждодневныхъ разговорныхъ вечеровъ. Первый вечеръ былъ 19 декабря прошлаго года. На нем присутствовало 43 посѣтителя. Вечеръ открылся прочтеніемъ статьи: общественная жизнь (статья эта прислана къ намъ и будетъ напечатана въ одномъ изъ слѣдующихъ номеровъ). Затѣмъ, г. Москвинъ прочиталъ свои біографическія замѣтки о якутскихъ воеводахъ со времени основанія Иркутска до царствованія Петра, В.А. Райскій сообщилъ любопытныя для исторіографа и статистика факты о первомъ желѣзномъ заводѣ, бывшемъ въ якутскомъ воеводствѣ и о лицахъ, населявшихъ Якутскъ въ 1678 году. Для перваго вечера — пищи, значитъ было не мало. Мы со своей стороны не можемъ не радоваться благородному зачину якутскаго общества... и убѣждены, что многіе изъ читателей нашихъ, вмѣстѣ съ нами, пожелаютъ добраго успѣха возникшимъ вечерамъ, успѣха, болѣе несомненного и рѣшительнаго, чѣмъ имѣли подобныя же вечера, возникшія прошлой зимой въ Иркутскѣ. Ужъ не придется ли Иркутску, въ скоромъ времени, уступить пальму первенства другимъ губернскимъ и областнымъ городамъ Вос. Сиб. Предвидѣть это — грустно, но что дѣлать? Это горькая, но безспорная истина. Просимъ сообщившаго намъ свѣдѣнія о первомъ якутскомъ вечерѣ, не отказать сообщать намъ такіе же свѣдѣнія и о послѣдующихъ вечерахъ.
“Амуръ”. 11 февраля 1862 г. № 12.
ИЗЪ ЯКУТСКА (отъ 17 января). Въ такъ называемыя у насъ святки обыкновенно довольно пріятно убивается дорогое время на балахъ, домашнихъ вечерахъ и маскарадахъ. Но шумное время проходитъ незамѣтно и скоро, оставляя скуку и какую-то пустоту въ домѣ, чахотку въ карманѣ, не рѣдко горячку и ревматизмъ въ маскировавшихся.
Но пусть себѣ, обратимся лучше къ свѣтлой сторонѣ. Вѣдь говорить о хорошемъ болѣе пріятно, да и перо лучше какъ-то пишетъ утѣшительныя извѣстія.
9 января былъ у насъ второй разговорный вечеръ; на нем было 27 посѣтителей. Г. Р. читалъ статью: Якутскъ за сто лѣтъ, въ которой представилъ вниманію слушателей статистическія данныя 1796 года. Г.С. обѣщалъ подѣлиться выписками изъ своихъ дневныхъ записокъ и на первый разъ прочиталъ изъ нихъ: замѣтки о метрическихъ книгахъ, клировыхъ вѣдомостяхъ и исповѣдныхъ росписяхъ православной россійской церкви.* Замѣтки эти какъ и надо было ожидать, не очень радушно приняты были духовенствомъ по понятной для каждаго причинѣ. Свои грѣшки обыкновенно мы откладываемъ въ заднюю суму и крайне не любимъ когда другіе разбираютъ. Заемъ платежомъ красенъ, сказали нѣкоторыя, что очень пріятно. Мы любимъ и кататься и саночки возить.
Между разговорами о разныхъ предметахъ предложена была на разсужденіе записка г. Жуковского объ учрежденіи якутами Олекминского округа вспомогательной ссудной кассы въ особенности для бѣдняковъ. Предметъ этотъ оживилъ нашъ разговорный вечеръ; мнѣніями же и замѣчаніями присутствовавшихъ объ учреждаемой кассѣ я постараюсь воспользоваться при составленіи проекта о вспомогательной кассѣ въ Якутскѣ, давно уже начатаго.
11 января былъ пятый семейный вечеръ. Очень пріятно, что въ 1862 г. на семейныхъ вечерахъ будетъ предпочитаться полезное пріятному. Въ этотъ разъ читана была статья: Дитя въ первыя годы жизни — изъ журнала учитель 1861 г. Три номера выслушали по-видимому внимательно и увлеченіемъ; но не обошлось и безъ замѣчаній со стороны обладающихъ важнымъ органомъ слуха на счетъ пеленокъ, покромокъ еt соet... Извините, по вашему не красно, а по нашему здорово.
16 января на разговорномъ вечерѣ было 26 человѣкъ, въ томъ числѣ 2 протоіерея, 4 священника, 3 дьякона и 2 учителя Духовной семинаріи, — какъ видите наши пастыри идутъ съ нами рука объ руку, дружно и дай Богъ. На этотъ разъ прочитали: Г. Р. статью о распространеніи православія въ якутской области, напечатанную въ 1 кн. Записокъ Сибирскаго отдѣла 1856 г., съ прибавленіями; Г.С. начало статьи: Историческое описаніе Якутскаго Спасскаго монастыря; о. Протоіерей Хитровъ также начало статьи: объ основаніяхъ ученія, образѣ жизни и занятіяхъ скопцовъ, перешедшихъ на житье въ Якутскую область изъ Туруханскаго края. Между разговорами, продолжавшимися до 12 часовъ, А.Н. Некрасовъ, занимающійся разборомъ архива, представилъ дѣло съ планомъ воеводскаго дома, рѣшающее вопросъ о каменномъ домѣ, занимаемомъ казначействомъ въ оградѣ Каѳедральнаго собора, — вопросъ о не принадлежности этого дома церкви.
Одинъ изъ распорядителей”.
*3аметки эти какъ возбуждающія довольно серьезный вопросъ, будутъ напечатаны въ одномъ изъ ближайшихъ №№. — Ред.
“Амуръ”. 11 марта 1862г. № 19.
ЯКУТСКЪ, 15 Февраля. На разговорномъ вечерѣ 23 января присутствовало 33 участника. Между разговорами о разныхъ предметахъ и чтеніемъ журналовъ прочитано было: г-мъ Р. объ анадырскомъ острогѣ, разсмотрѣнномъ въ историческомъ и статистическомъ отношеніяхъ: г-мъ С. продолженіе статьи объ якутскомъ спасскомъ монастырѣ и о. протоіереемъ Хитровымъ окончаніе статьи о скопцахъ.
Февраля 6 ч. было на вечерѣ 27 человѣкъ. Послѣ чтенія журналовъ и разсужденія собственно о происхожденіи слова — Якутъ, прочитаны были: статья г. Павловскаго о тунгусахъ и якутахъ, помѣшенная въ народномъ чтеніи 1860 г. и двѣ скопческія пѣсни. По замѣчаніямъ посѣтителей, хорошо знакомыхъ съ бытомъ помянутыхъ инородцевъ, почтенный авторъ “Азіи и Сибири” даетъ намъ понятіе о Тунгусахъ и Якутахъ, давно уже отжившихъ свой вѣкъ; настоящій же ихъ бытъ отъ постояннаго столкновенія съ русскими переселенцами и промышленниками очень измѣнился; они стали не много пообразованнее, т.е. плутовать и хитрить, въ жизни изысканныя и прихотливыя. Нельзя также не порадоваться стремленію молодого нашего поколѣнія къ расширенію круга познаній черезъ посѣщеніе вечеровъ. Дай Богъ, а мы долгомъ считаемъ заявить, что не зависимо отъ журналовъ собранія въ настоящемъ году надѣемся получать еще восемь лучшихъ отечественныхъ изданій и слѣдовательно будетъ, чѣмъ заняться и съ пользою развлечь себя въ минуты свободныя отъ служебныхъ занятій и обязанностей.
7 февраля былъ семейный вечеръ. По прочтеніи послѣднихъ двухъ отдѣловъ изъ Тараса Бульбы — Гоголя продолжались танцы: само собою разумѣется, что до начатія ихъ дамы занимались рукодѣліемъ.
Съ нѣкотораго времени стали увеселять нашъ Якутскъ и разными фокусами восточной магіи. Въ холодную и скучную масляницу (съ 11 по 18 февраля) нѣкто Ляпуновъ подъ управленіемъ Серебникова, въ домѣ пятидесятника Петра Бурякина ежедневно представляетъ: “балансированіе, жонглированіе, олимпійскія забавы, англійскія ломки, акробатическія упражненія, индійскія игры, полеты Меркурія, пантомимы, пѣніе. разсказы, декламированіе, цыганскія таборы, шайки разбойниковъ, дивертисмены съ ромомъ и молніею или при освѣщеніе бенгальскаго огня.” Цѣна за входъ отъ 20—30—50 копеекъ. Что дѣлать, вѣдь по пословицѣ, на безрыбіи — и ракъ рыба.
С...
Въ дополненіе къ этимъ свѣдѣніемъ, считаемъ обязанностью сообщить, что въ Якутскѣ приступлено къ учрежденію общественной Библіотеки. Иниціатива этого благаго дѣла принадлежитъ г. Суханову. Библіотека учреждается, между прочимъ, посредствомъ пожертвованій. Они принимаются и деньгами и книгами. Лицамъ, которыя пожелаютъ содѣйствовать учрежденію якутской библіотеки, впредь до полученія изъ Якутска болѣе подробныхъ свѣдѣній, мы предлагаемъ свое посредство. Пожертвованія могутъ быть присылаемы въ редакцію.
Ред.
“Амуръ", 11 апрѣля 1862 г. № 27.
ЯКУТСКЪ, 14 Марта 1862 г. Послѣдніе дни масляницы были довольно теплы и потому мы провели ихъ весело: танцевали, катались въ экипажахъ, тройками, парами и одиночками, также на катушкахъ, устроенныхъ А.М.С. Кстати сколько ни приводилось видѣть масляницъ, вездѣ почти, не исключая и селеній празднуется шумно, бешенно, дико съ какимъ-то отчаяніемъ въ нея какъ-то болѣе резвишся, бражничаешь, не воздерживаешься: между тѣмъ какъ назначеніе масляницы въ нравственномъ отношеніи совсѣмъ противное: по немного, исподволь приготовить христіанина къ перенесенію подвиговъ поста. Отъ чего это любопытно-бы знать? Не язычество ли виною этому.
Съ наступленіемъ великаго поста начали продолжаться обычнымъ порядкомъ наши семейныя и разговорныя вечера. На семейномъ вечерѣ 4 марта между прочимъ наши любители музыки играли квартетъ, впрочемъ не знаю какъ, къ сожалѣнію по домашнимъ обстоятельствамъ не привелось быть и слышать; говорятъ, что играли удачно, хвала и честь нашимъ игрокамъ — самоучкамъ! 20 и 27 февраля, 6 и 13 марта разговорныя вечера были можно сказать богаты посѣтителями; присутствовало отъ 49 до 47 человѣкъ, занимались чтеніемъ журналовъ, газетъ и разговорами; на одномъ изъ нихъ (27 февраля) прочитана была глава объ Якутскѣ Гончарова изъ Фрегата—Паллада; на послѣднемъ (13 марта) замѣтки изъ дневника А.С. — 1 января 1860 г. (*) замѣтки эти, лежавшія въ пыли и забвеніи слишкомъ два года, какъ и надо было ожидать, послужили предметомъ довольно серіозного разсужденія, а знающія дѣло довольно близко, особенно испытавшія многое на себѣ единогласно пожелали — имъ успѣха. Пора говорили они, какъ бы въ дополненіи къ мыслямъ автора замѣтокъ, пора обратить дѣятельное вниманіе на распредѣленіе и объемъ предметовъ преподаванія въ нашихъ заведеніяхъ, на сокращеніе времени ученія въ духовныхъ училищахъ и семинаріяхъ, на учрежденіе въ сихъ послѣднихъ по окончаніи курса приготовительныхъ классовъ; не говорю ужъ о затворничествѣ, оно единогласно было отвергнуто, какъ противное вообще цѣли воспитанія и образованія и въ частности будущему назначенію питомцевъ.
Въ дѣлѣ воспитанія, по нашему мнѣнію, правда можетъ быть слишкомъ уже сѣверному, не нужно натягивать лукъ слишкомъ туго, иначе тетива отъ сильнаго напряженія можетъ лопнуть и принести вмѣсто ожидаемой пользы прямой убытокъ; впрочемъ безполезно и ослаблять ея совершенно: золотая средина и здѣсь умѣстна.
Будущимъ пастырямъ для большого успѣха ихъ проповѣди необходимо знать человѣка, обычаи, общество и такъ называемый у насъ свѣтъ. Въ противномъ случаѣ проповѣди пастыря будутъ сухи, безжизненны, вялы, несовременны.
По свойству алчной вообще природы человѣческой, наше желаніе уже стало слишкомъ велико. Чего еще мы пожелали духовнымъ заведеніямъ, какъ вы думаете, почтенный читатель? Начальниковъ предпочтительно, изъ бѣлаго духовенства, а не изъ монашествующаго; но мало ли мы чего пожелаемъ, нельзя же всѣ прихоти наши исполнять.
*3аметки эти будутъ напечатаны въ нашей газетѣ. — Ред.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ВЪ ЯКУТСКѢ
“Амуръ”, 31 января 1862 г. №9 — С.4.
Общественная жизнь маленькаго города, при своемъ однообразіи и мелочахъ, часто обидныхъ для чести ближняго, всегда почти имѣетъ и свои свѣтлыя стороны.
Въ доказательство бросимъ хотя бѣглый взглядъ на жизнь нашего Якутска въ 1860 и 1861 годахъ. Умалчивая обо всѣмъ обыкновенномъ, скажемъ, что 60 мальчиковъ нашихъ уѣзднаго и приходскаго училищъ помѣщались въ одномъ домѣ, въ тѣсныхъ и не удобныхъ для преподаванія комнатахъ. Въ октябрѣ мѣсяцѣ минувшаго года, благодаря усердію инородца Лепчикова, воспитанники приходскаго училища переведены въ пожертвованный имъ особый, удобный домъ, Обстоятельство это и отрадно и похвально.
Тотъ же октябрь мѣсяцъ памятенъ Якутску по освѣщенію и открытію перваго у насъ женскаго заведенія — пріюта для обученія дѣвочекъ — грамотѣ и рукодѣліямъ. Честь основанія и открытія его принадлежитъ всѣмъ сословіямъ; члены всѣхъ сословій по мѣрѣ силъ своихъ жертвовали въ пользу благого дѣла. кто чѣмъ могъ. Въ особенности усердствовали на Пріютъ наши инородцы, всегда въ подобныхъ случаяхъ какъ-то, легче на подъемъ. Для родителей существованіе здѣсь Пріюта, я полагаю, и пріятно и полезно.
Въ 1860 г. на обширномъ пространствѣ нашего отечества для образованія сословія ремесленниковъ учреждались воскресныя школы, частію усердіемъ священниковъ, частію сочувствіемъ къ благому дѣлу образованія другихъ соотечественниковъ, въ томъ числѣ скромныхъ поселянъ. По примѣру другихъ и мы схватились съ особеннымъ рвеніемъ за учрежденіе этихъ школъ. Безспорно, въ насъ шевелилась въ этомъ случаѣ добрая мысль — сочувствіе къ меньшей братіи, Наше общество назначило изъ городскихъ доходовъ 71 рубль 50 коп. на расходы по обзаведенію книгами и преподаванію; помѣщеніе подъ школу было готово: для занятій съ питомцами благословенъ былъ Архипастыремъ одинъ изъ лучшихъ воспитанниковъ здѣшней духовной семинаріи. Вѣроятно, нашлись бы также и другіе преподаватели и опытнѣе и основательнѣе, — дѣятели не по наряду, а по усердію.
На чѣмъ же остановилось дѣло? Очень просто, у насъ не было правильно организованныхъ ремесленныхъ заведеній, не кого было учить. Наши дѣти безъ того каждый день ходили и ходя! въ училища уѣздное и приходское.
На это скажутъ намъ: взрослые ремесленники могли бы учиться. Совершенно справедливо; но замѣтимъ, что наши ремесленники не знаютъ русскаго языка, онѣ большею частію изъ туземцевъ. Много лѣтъ канетъ въ вѣчность, пока мы, занимаясь полтора часа въ недѣлю, научимъ ихъ говорить по русски. Къ тому же способныхъ къ обученію ремесленниковъ у насъ очень мало. Благоразуміе требовало оставить ихъ пока въ покоѣ въ надеждѣ видѣть дѣтей не похожими на своихъ нравственно голыхъ и грязныхъ отцовъ.
Жизнь нашего брата — мелкихъ чиновниковъ проходитъ въ постоянной борьбѣ съ нуждою, недостатками, лишеніями и долгами. Жалованья по службѣ получаемаго съ грѣхомъ по поламъ достаетъ на покрытіе необходимѣйшихъ нуждъ домашней жизни, для чернаго же дня, въ кубышку не приводится положить и копейки. При томъ жалованье получается однажды въ мѣсяцъ, вопіющія же нужды по домашности встрѣчаются едва ли не каждый день. У насъ же въ Якутскѣ нужно покупать почти всю годовую провизію только на лѣтней ярмаркѣ; въ прочее время года въ продажѣ все бываетъ гораздо дороже. Такъ или почти такъ бѣдныя служаки вообще мотаются всю жизнь, состоя на службѣ.
При оставленіи службы по обстоятельствамъ весьма разнообразнымъ, при невыслуге узаконенныхъ лѣтъ на пособіе отъ казны, бѣдный чиновникъ ставится въ крайне затруднительное положеніе, — поступаетъ, какъ обыкновенно говорится, на подножный кормъ не рѣдко съ разстроеннымъ на службѣ здоровьемъ и семействомъ, состоящимъ изъ малолѣтнихъ дѣтей. Какъ быть тутъ?
Наши чиновники Областнаго Правленія разрѣшили этотъ вопросъ похвально. Онѣ учредили 20 октября 1860 года извѣстную изъ 56 № Амура ссудную кассу, названную ими вспомогательною. Касса ихъ при 34 участниковъ по 10 іюня 1861 г., т.е. въ 7½ мѣсяцевъ пріобрѣла вкладовъ 309 р. 79½ к., и процентовъ 71 руб. 88 коп. Къ 1 декабря въ кассѣ считалось собственно ей принадлежащаго капитала 50 руб. 13 коп. Вѣдь очень удачно! Почему бы не принять участія въ этомъ дѣлѣ и другимъ служащимъ въ Якутскѣ?
Деньги у насъ туги, займы затруднительны и, можно сказать обременительны для занимающихъ. Но злодѣйка нужда заставляетъ подъ часъ и не хотя платить проценты, извѣстныя въ практикѣ подъ именемъ жидовскихъ. Почему бы купечеству, мѣщанству, торгующему казачеству и инородцамъ не учредить здѣсь частнаго банка, по примѣру многихъ русскихъ городовъ?
Такимъ образомъ въ минувшемъ году и мы жители Якутска, можно сказать, занимались вопросами объ образованіи юношества и объ улучшеніи своей жизни. Съ удовольствіемъ, я думаю, читали многіе изъ насъ двѣ строки 464 ст. Амура 1861 г., объ учрежденіи чиновниками Могилевскаго губернскаго правленія вспомогательно ссуднаго банка, гораздо позже нашей ссудной кассы. Вѣдь отрадно!
Въ настоящемъ году возникъ вопросъ объ образованіи юношества внѣ Якутска, — въ стойбищахъ инородцевъ; его видимъ мы хотя и слабо изложеннымъ въ 55 № газеты В. Сибири 1861 года. Что же на дѣлѣ вышло? Одинъ богатый инородецъ Борохонского улуса Говоровъ желаетъ открыть при управѣ школу для инородскихъ мальчиковъ, принимая вмѣстѣ съ другими зажиточными догорами (товарищами) расходы по училищу. О.М. Масюковъ беретъ на себя трудъ безплатнаго преподаванія; открытіе школы останавливается за разрѣшеніемъ Начальства. Начало положено. А по древнему изрѣченію, кто хорошо началъ, тотъ уже сдѣлалъ половину дѣла. Дай Богъ побольше рвенія и усердія радѣтелямъ мысли народнаго прогресса!
Въ текущемъ году на страницахъ нѣкоторыхъ русскихъ журналовъ, а въ особенности газеты В.С. появилось довольно корреспонденцій изъ Якутска съ разными современными вопросами и мѣстными свѣдѣніями.
Въ лѣтѣ нынѣшняго года къ намъ привезена типографія и, можетъ быть, придетъ время, что и мы будемъ издавать свои мѣстныя вѣдомости. Тогда ужъ не укажутъ на насъ пальцомъ и нескажутъ: “въ Якутскѣ невѣжество, умственный застой и равнодушіе къ усовершимости” — (апатія къ прогрессу).
Въ половинѣ 1861 года для общаго удовольствія дано было два благородныхъ спектакля членами нашего не большаго общества. Весь доходъ (болѣе 262 руб. 42 к.) поступилъ въ благотворительный капиталъ, изъ котораго 200 рублей слишкомъ обращено было въ пособіе пострадавшимъ отъ наводненія съ 1 по 15 мая настоящаго года. Желательно что бы подобныя спектакли повторялись у насъ почащѣ. Все же общественная жизнь будетъ отъ нихъ нѣсколько разнообразнѣе и живѣе.
Съ началомъ осени и утомительно-длинныхъ ночей открылись у насъ семейные вечера съ цѣлью проводить ихъ въ чтеніи журналовъ и разговорѣ о замѣчательныхъ статьяхъ, рукодѣліи, танцахъ и спектакляхъ. Къ сожалѣнію въ теченіи четырехъ бывшихъ вечеровъ пріятное предпочиталось полезному, отъ неудобности ли помѣщенія, или отъ другихъ какихъ либо причинъ, я не берусь опредѣлять.
Предметомъ ихъ будутъ чтеніе замѣчательныхъ произведеній, въ особенности русскихъ писателей, разныхъ статей преимущественно о Сибири и въ частности объ Якутской Области, какъ печатныхъ, такъ и приготовляемыхъ къ печати, разговоръ о разныхъ предметахъ, семейный, свободный т.е. безъ всякаго принужденія и стѣсненія, съ соблюденіемъ разумѣется правилъ благопристойности и приличія; однимъ словомъ желательно, что бы наше собраніе походило на благоустроенное семейство и сложилось какъ можно потѣснѣе.
Якутская Область, разбросанная на обширномъ пространствѣ, весьма богата матеріалами для современной литературы, особенно въ историческомъ, статистическомъ и этнографическомъ отношеніяхъ. Въ частности любопытный наблюдатель найдетъ богатый источникъ въ самихъ жителяхъ области, въ образѣ ихъ жизни, правахъ, образованности и занятіяхъ.
Много любопытнаго для исторіи спокойно лежитъ въ нашемъ архивѣ, много интереснаго для современной статистики и этнографіи помѣщается въ нашихъ шкафахъ и хранится большею частію безъ прямого назначенія, въ умѣ и головѣ очевидцевъ. Желательно, что бы разговорныя вечера были, такъ сказать, складочнымъ мѣстомъ научныхъ свѣдѣній объ Якутской Области по мѣрѣ силъ и способностей каждаго.
Можетъ быть найдутся охотники даже смѣяться надъ нашимъ предпріятіемъ, если не открыто, то у своего домашняго очага: но для одного разряда людей, по пословицѣ, закона не писано; вольному воля, ходячему путь. Пусть говорятъ что угодно, а мы постараемся въ этомъ случаѣ идти тою дорогою, которою преимущественно идетъ нашъ девятнадцатый вѣкъ и его ревностныя послѣдователи и этимъ оправдаемъ по мѣрѣ силъ своихъ ожиданія того, кто “всею душею принадлежитъ нашему собранію”.
Слабая сама по себѣ пчела при дружномъ участіи другихъ въ одно лѣто мастерски созидаетъ соты, приготовляетъ вкусный медъ и выводитъ подобныхъ себѣ. Ничтожный по видимому муравей неутомимымъ стараніемъ, постояннымъ трудомъ, съ помощью подобныхъ ему существъ, изъ грязи, глины, мелкихъ древесныхъ сучьевъ и проч. въ одно лѣто строитъ удобное для себя жилье, собирая часто для постройки такіе матеріалы, которыя при малосиліи его по объему своему требуетъ помощи товарищей, дружнаго и усиленнаго труда.
Наше собраніе также своего рода муравейникъ и время покажетъ, изъ чего, какъ и съ какимъ успѣхомъ мы станемъ строить его.
S.
(OCR: интернет-журнал ИЛИН, орфография источника сохранена)