Происхождение народа Саха

ДИРИНГОВОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯКУТЯН


ГЛАВА I
ЛЕГЕНДЫ О СЕВЕРНЫХ АДАМАХ — НЕБЕСНОМ ЛЫЖНИКЕ И ЭЛЛЯЕ ИЛИ САМОМНЕНИЕ ДОРУССКИХ ЯКУТЯН О СВОЁМ ПРОИСХОЖДЕНИИ

  При изучении происхождения любого народа принято обязательно считаться с мнением самого того народа. В случае с якутами историческая наука не только не нашла нужным считаться с самомнением народа о себе, но даже противопоставила мнение народному. Основой для такого противопоставления является распространение среди якутов и неякутов искаженных основ древнетюркского имперского языка. А, ведь, от имперских языков не побелела кожа у негров США и не пожелтела кожа анатолийцев и кавказцев от тюркоязычия. Аналогичным образом, латиноамериканцев также из-за пришлого имперского языка никто ещё не объявлял стопроцентно произошедшими от европейцев. На чём основано исключение одних якутов из того массового явления, никто толком и не пытался объяснить. 

    До проникновения через грамотность в массы научной путаницы, т. е. до советского времени, все якуты придерживались на редкость единогласного мнения о своём происхождении от местных северных Элляя и Тыгына.

   Согласно якутским легендам, Элляй - не бог, а самый рядовой обитатель неба, ничем не отличавшийся от рядовых смертных землян. Имело место множество якутских легенд о том, как в седой древности земляне и обитатели неба и земли ходили друг к другу в гости и дети их вступали в браки. Солнце, Луна, Плеяда, Планеты в тех легендах фигурировали как небесные семьи, занятые, подобно землянам, своими бытовыми делами и промыслом. Дочери Солнца выходили замуж за землян, сыновья Луны, звёзд и планет приходили к землянам выбрать себе невест из числа землянок и т. п. Таким образом, до русских у якутов на небе не оказалось никаких богов. Более того, как источник самых лютых зимних морозов, небо тогда считалось обиталищем наиболее злых небесных дьяволов. Короче, тогда небо заменяло ад южан.

Олекминский район Якутии. 1953 г.

    По легендам, через стык неба и земли Элляй спускается на Землю и женится на одной из двух дочерей землянина Омокоя. А последний выставляется единственной семьей на Земле. Вторая незамужняя дочь Омокоя накладывает на себя руку: не за кого выйти замуж. Старые Омокой с женой умирают. На Земле Эллэй со своей женой остаются единственными первыми людьми, от потомства которых на планете пошел рождаться род человеческий. Отсюда в досоветской Якутии не было якутской семьи, не начинавшей свою родословную от Элляя - изначального мужчины, в переводе Эр-Соготох, а, по-самоди, «Элэ» «Ии».

   Выходит, Эр Соготох или Элэйи и его жена являются северными Адамом и Евой - родоначальниками всего человечества. Подобные легенды всегда и всюду рождаются только там, где считают себя первородными людьми Земли и не признают происхождение от кого бы то ни было постороннего. И подобные легенды рождаются только у тех, кто не сдвинулся ни на шаг в сторону от местонахождения колыбели своих самых изначальных пращуров.

   Легенды о местных Адаме и Еве редко когда принадлежат одному этносу, время от времени меняющему язык и самоназвание. Так Элэ Йи назван на языке угро-самоди. На том же языке названы крупнейшие гидронимы края: Лена - «Элэ Энэ» с калькой на эвенкийском «hэгдуу бира» - «Великая река»; «Ала Йаха» - «Большая речная речка», «Элэ кма» - «Большая приточная река», «Ала Дон» с притоком Копра - «Большой Дон» (река) точно копирует шолоховский Дон с притоком Хопер и т. д. Надо полагать, названия самых крупнейших гидронимов края получили свои названия чуть ли не во времена Диринг-Юряхских якутян, т. е. за два с лишним миллиона лет тому назад. Вот какова головокружительная датировка возраста Элляя - северного Адама, приходящегося пращуром не одним якутам. Имя этого эпонима явно было калькировано на многие северные языки. Иначе сегодняшний якутский язык без подобной эстафеты не смог бы перевести на свой сегодняшний «Эр Соготоха» - «Изначального Мужчину», как не появилась бы эвенкийская калька от «Элэ Энэ».

    Из сюжетных калек легенд об Элэ Йи до нас дошёл лишь единственный экземпляр. Это у нганасан - Майя-Майаатов рода Бадьаайы (Вадеевский род). По историческим преданиям, кобяйские якуты и Тыгын считали своими предками нганасано - майаатского Бадьаайы. По легендам якуты прошлого признавали единственным споим предком того Бадьаайы, т. е. великое племя Майя — во множественном числе Майаат. Как и следовало ожидать, тот этноним Майя встречался у якутов (Маайа, Майа5атта, Байа5антай, Баайа5а и т. п.), у самоди (Ванедыр, Маугир-Майагир, Мэйи-Мэйик и т. п.), у тунгусов (Баягир, Пуягир, Быйааги, Баяган), у ненцев (Баяки - Пильпа) и озеро Байкал по бурятской адаптации звучит как «озеро племени Баайя» - «Баайа Гол». Это намного правдоподобнее, ибо тюрское «Баай куел» - по возрасту грудной младенец, чем «озеро древнейшего Майя или Баайа». Тот этноним Майя встречается даже на американском Юкатане в удивительной паре Майя - Ацтек, как и якутско-енисейское Майя - Остяк или Ацтек. Там же тлинкитьг взамен нашим Теленгитам, Атабаски или Атамаски вместо наших Атамай. Юкотан звучит Йука (якут) и Йука гир. Река Патомак имеет у нас аналоги в лице Патом, Баатам, Буотама, Бото-моойу и т. п.

Ураса в тайге. Якутия 1954 г.

   В индейском эпосе «Песня о Гайавате» упомянуто племя «Омок», который встречался в прошлом у юкагиров (русско-устьинская песенка «Омоканка») и у якутов (в лице Омокоя, где «Омокой» по - угро - самоди - «тесть» из легенды об Элляе - Эр Соготохе). В том же эпосе «Песнь о Гайавате» вождь или полубог, созвавший все племена индейцев на «Трубку Мира», имеет имя, очень напоминающее Элэ Йи (великий или изначальный мужчина) - «Китчи Манита». Так слово «китчи» напоминает общесибирское «кши», «кичи», «киhи» - «человек». А слово «Ману», «Мааны» встречается у одних якутов и в Океании в значении «культурный», «развитой», «авторитетный». На «Трубку Мира» мог созвать всех индейцев явно не рядовой смертный, т. е. человек типа нашего Элляя - Эр Соготоха. Не слишком ли много совпадений, чтобы быть случайными совпадениями... К тому же поражает неизменность жёлтого пигмента монголоидов Азии и Америки на Севере и в тропиках. На деле же в тропиках у монголоидов должен был появиться негроидный черный пигмент и на Севере - белый европеоидный. Тут всплывает незамеченная никем новая загадка: не являются ли азиатские монголоиды унаследовавшими свою желтую пигментацию, возникшую не в условиях негро-европеоидного Старого Света, а в условиях другого континента - американского. Тогда речь может пойти не о заселении Америки через Берингию из Старого Света, а наоборот. Для подобного переселения были бы все карты в руки. Путь мог лежать не через одну Берингию в глубокой древности, а в любое время через шельфовые архипелаги от Алеутских, Курильских, Японских, Филиппинских, Океанийских вплоть до Мадагаскарских монголоидных мальгашей. Мог иметь место и катамарано-бальсовый путь Тура Хейердала через океан. Благо, океанийские течения по движению самой планеты бьют только от Америки в сторону Азии. Тогда становится понятным наличие двух центров антропогенеза африканско-олдувайского и северного Диринг-Юряхского. Становится вполне закономерным появление двух цивилизаций - американского и старосветского. Ссылка на отсутствие археологических находок в Америке не совсем обоснованна, ибо издавнее нежелание частных владельцев, чтобы их собственность не была изрыта и обезображена археологами, могло сыграть решающую роль. В тех условиях могли быть сознательно уничтожены и не сообщены ученым не одни Олдуваи и Диринг - Юряхи, не дающие в руки золото и драгоценности. В майатско-нганасанском варианте северные Адам и Ева опять представлены представителями неба и Земли. Не бог, а вечно бродячий Небесный Лыжник в своём скитании по лыжным трассам неба и Земли случайно сталкивается с дочерью Земли и вступает в амурные связи. От этой случайной встречи без брака рождается мальчик. Колыбельку с тем новорожденным в тундре обнаруживают оленеводы. Выросши тот мальчик становится родоначальником всего рода человеческого. В отличие от якутского, этот майатский северный Адам - дитя от случайной любовной связи. Имя его отца Небесный Лыжник совпадает с якутским названием Млечного Пути, который именуется «лыжней Небесного Лыжника» (халлаан уолун хайыпарын суола). Это лишнее указание на то, что Майя - Майааты были предшественниками якутов. Только у майатов вместо семьи, в роли продолжателя рода человеческого выступает не кровнородственная семья, а более ранние свободные половые связи. Короче, у майатов времён Небесного Лыжника семья находится лишь на стадии раннего своего формирования. Она успела осознать только отца и мать ребёнка и начинает борьбу с кровосмесительством, т. е. с беспорядочными половыми связями. Именно в целях показа неродственности отца и матери ребёнка, майааты выбрали отцом ребёнка Небесного Человека, а матерью - Земляночку. 

Якутия. Фото Виктора Солодухина
Якутия. Фото Виктора Солодухина

Говоря иначе, майааты хотели подчеркнуть, что здоровый ребёнок может родиться только тогда, когда родственность отца и матери ребёнка далека друг от друга как небо и Земля. Видимо, люди и той ранней поры человечества из горького опыта жизни успели познать пагубность родственного разведения при беспорядочных родственных связях в малолюдных родах и территориальной замкнутости. Данная борьба на следующем этапе Элляя уже уничтожила беспорядочные половые связи и заменила их прочной семьей с узаконенными обычаями — моногамным браком. Потому-то и легенда об Элляе сама уничтожает путём самоубийства сестру жены Элляя. В условиях майатского деторождения путём беспорядочных половых связей сестра жены Элляя не была бы умерщвлена. Однако и на Элляевом этапе дальность крови брачущихся остается по-прежнему актуальной. Именно поэтому Элляева семья создаётся из людей неба и Земли. Та же охота за дальней чужой наследственной кровью, очищающей местную кровь от многовекового застоя, и в послерусское время сохранила остатки, так называемого, «гостеприимного гетеризма» для людей совсем иной расы. Кроме внесения свежей струи крови, только тот гетеризм сильно распространил на Севере венерические болезни. Последние заставили северян, наконец, полностью прекратить тот обычай. Всё же ушедший «гостеприимный гетеризм» вместе со ставшими постоянными русско-аборигенными браками сильно осветлили лик северян. Светлоликость стала идеалом местной красоты (тунал5аннаах ньуурдаах).

  Назад..    Вперед..