“ШАМАНСТВУЮЩАЯ” АРХЕОЛОГИЯ
10 августа на территории Ботанического сада ЯГУ во время земляных работ обнаружен мумифицированный труп древнего воздушного захоронения — арангас. Видимо, у того трупа в свое время не оказалось родственника, способного перехоронить его в новой гробнице на новой подставке. Поэтому упавший наполовину арангас найден засыпанным землей как будто в сидячем положении. Видимо, из двух ножек подставки арангаса подгнила лишь одна, и саркофаг пошел вниз ногами. Головная часть сползла вниз, оставаясь подпертой еще не сгнившей частью гробницы. Так создавалось впечатление “сидячести” трупа. “Зарастание земли” на месте падения арангаса создало впечатление, будто бы труп не покоился в арангасе, а с самого начала был закопан в землю.
Описанную картину я не выдумал. В период моей молодости в лесах еще сохранялись воздушные и наземные арангасы. Из них сохранялись лучше те, за которыми ухаживали родичи покойного. Оставшиеся без присмотра арангасы больше частью разваливались, падали. Сторонники быть захороненными в арангасах в глухих уголках исчезли только после 2-й мировой войны.
О том, что найденный труп до падения на пол находился в арангасе свидетельствует его превращение в мумию. В древних захоронениях Якутии мумии образовывались только в условиях полного высыхания трупа внутри арангасов. В иных видах захоронений из-за полного сгнивания трупа не создавались мумии.
Древние якутяне имели свою безотказную технологию создания мумий. Трупы тех, кого хотели превратить в мумию, обертывали берестой, укутав изнутри и снаружи бересты древесным углем. Древесный уголь предназначался для вбираний в себя все возникающие вокруг трупа влажности. Так постепенно высыхающее тело превращалось в мумию. Применялось мумифицирование лишь к головной части трупа или всего тела Некоторой частью той технологии воспользовались и родичи Болугур Айыыта, лежавшей в Краеведческом музее. Отсюда, найденный на территории Ботанического сада труп вряд ли относится к XIV-XVI векам. Иначе технология его мумифицирования не дошла бы в точности до вчерашней Болугур Айыыта. Найденные наконечники стрел, костяные части лука упоминаемой находки не позволяют точно датировать их. Подобного типа стрелы и луки вы можете увидеть среди экспонатов почти всех краеведческих музеев Якутии, Указанные предметы были сданы в те музеи сегодняшними людьми как остатки оружия своих отцов и дедов — не воинов-боотуров, а простых охотников. Вряд ли соответствует действительности, что обнаружен труп воина XIV-XVI веков. Найденный мумифицированный труп, скорее всего, принадлежал не воину, а обыкновенному охотнику на косуль вчерашнего Чучур Мурана. Попытки выдать охотничье оружие за якобы военное относится к ряду неизлечимых болезней местной археологии, и по сей день силящей отыскать останки полчищ Чингис-хана в якутской тундре. Находки же останков проживавших охотников повсеместны и на них натыкаются все, кто имеет дело со вскрытиями почвы.
Можно констатировать, что археологические находки в крае все еще остаются незакономерными научными открытиями, случайными. Самими якутскими археологами еще не найден ни один по-настоящему интересный с научной точки зрения памятник. Почти все открытия сделаны случайными людьми, производящими земляные работы. Так Диринг Юрях, Белькачи, кладбище мамонтов и др. найдены геологами.
В этом отношении особенно плохо обстоит дело с поисками и раскопками памятников старины, относящихся к ближайшей современности истории края. Памятники подобного порядка в большей части утрачены из-за неупорядоченности проведения археологических работ. Как ни странно, невзирая на наличие в Министерствах культуры и экологии специализированных отделов охраны памятников, все виды раскопок у нас в республике ведутся без “открытых листов” кем попало: грабителями, любопытствующими. Здесь дело иногда доходит до искусственного создания отдельных памятников. Так за последние годы увеличилось количество раньше не замеченных, сделанных под старину рисунков на скалах, и даже появлений рунического типа надписей на сравнительно недавних срубного типа зданиях, которые подаются как сенсационные открытия в подтверждении разного рода “шаманствующих” теорий.
“Московский комсомолец в Якутии”. — 2003. — 3—10 сентября.
ПОЧТИ АНЕКДОТ
Такой вот предок (не) получился?
Как известили газеты, по указанию правительства на днях состоялось расширенное заседание ученых АН РС(Я), где рассматривался “новый” взгляд на историю Якутии. Ссылаясь на какую-то китайскую рукопись, объявили “новинкой” версию о том, будто Чингиз-хан был не то якутом, не то родившимся в Якутии. В той байке говорится о том, что племя, где должен был впоследствии родиться Темучин-Чингисхан, определенное количество лет жило где-то к северу от своего постоянного места жительства.
Однако те северные места не обязательно могли быть верховьями Лены, ибо топоним так и не был назван. Следовательно, якобы верхоленское происхождение Чингиз-хана есть самая натуральная байка из серии народных небылиц. Далее, согласно летописям Алтан-Тобчи и Рашид-Аддина, в указанный период не родились еще на свет божий этносы бурят, якутов, тунгусов, карагасов и т.п., ибо в тех летописях перечислены этнонимы, не вошедшие всецело в состав сегодняшних этносов. Отсюда Чингиз-хан не мог родиться от еще не родившихся якутов. Да и в самой Якутии ясачные списки говорят не о якутах, а лишь о долгано-тунгусоязычных “яколах”. Их превратили в якутов с жаргонным якутским языком воеводские колонисты, т.е. отунгусившиеся русские.
В упомянутой “новой” версии о происхождении якутов отмечается, что якуты будто бы издревле превратились в посредников торговли мехами между тунгусами и Китаем. О полной необоснованности вымысла о древности торговли мехами говорят именно ясачные книги. Согласно им, первые сборщики ясака забрали у ясачных племен, проживавших тогда здесь, соболиные пластины, предназначенные для пользования ими в роли одеял, кянчей (так называли меховые чулки), внутренних утеплителей кафтанов и рукавиц. На соболя жители Якутии стали смотреть как на драгоценность только после укрепления ясачного режима. Да и в русских документах XVII века не говорится о наличии в дорусской Якутии торговли мехами и вообще о торговле у якутян. Относительно монгольских слов в лексике жаргонного якутского языка воеводских якутов надо лишь подивиться наивности создателя якобы “нового” взгляда на этногенез якутов. Ему следовало лишь заглянуть на еще сохраняющиеся остатки праматери якутоязычия — на “саха-якутское жаргонное балаканье”. Из него видно, что ни сами якуты, ни жаргонный якутский язык не родились напрямую ни от турков, ни от монголов. Воеводский якутский язык содержит в своем составе слова и древних. и новых языков всей Северной Евразии.
Как видите, ученые, объявлявшие о том, что “существующие теории происхождения якутов малосостоятельны”, вдруг сами выставили “открытия” не ахти вон какие состоятельные. В данном же случае настораживает то, что правительство РС (Я) явно заинтересовалось теориями о происхождении якутов. Так называемый “новый” (чингиз-хановский) взгляд на историю Якутии, не взирая на его анекдотичность, по словам газеты “ЯВ” (12.06.03), нашему правительству похоже очень импонирует.
Чтобы читатель понял причину того, почему за последнюю половину года новоизбранное правительство РС (Я) неожиданно остро заинтересовалось сугубо научной проблематикой этногенеза якутов, надо обратить внимание на следующее.
Если всюду на планете образованию “горячих точек” предшествовала духовная война, то в нашей Якутии явно пошло повторение уроков духовной войны против Г.П.Башарина в 50-х годах 20 века. Попав в духовный кризис, тогдашний ОК КПСС взялся терроризировать духовно и политически научные исследования Г.П.Башарина. Сегодня правительству РС (Я) явно понадобился демонстративный террор против моей теории о преимущественно русском происхождении якутов. Почему? Да потому, что данные исследования идут против правительственной пантюркистской и панмонголо-чингизской политики якобы национального “величия” якутов, Подобный вывод я делаю не из одиночного факта. Сопоставьте следующие факты. Автор почти ни на что не опирающегося произведения о якобы якутском Чингиз-Хане был обласкан властями Якутии именно за свой... исторический роман. В начале 90-х XX века власть в лице ее “умных” чиновников вдруг назвала свое законодательное собрание “Ил Тумэн” (военный совет тумэна Орды) и выставила в виде герба солдата со штандартом и пятиногим конем (где, когда, кого побеждала Якутия, кроме словесной “победы” над невидимым абаасы в олонхо?). Деятели из комитета по языковой политике при президенте РС (Я) явно стараются протащить языковую политику “прибалтийского образца”, рассчитанную на ущемление русскоговорящих. “Национальная концепция” обучения детей в школах также не протекает без сложностей — инцидент с Саха-турецким колледжем подчеркивает направление политического вектора властей. Таким образом, у правительства Якутии не оставалось иного выхода, кроме политического терроризирования неугодного научного открытия о преимущественно русском происхождении якутов. Иначе властям пришлось бы отказаться от политической ориентации на турков, монголов. А это — уже признание своих ошибок. Признание, что все это время так называемые ученые пудрили якутскому народу мозги разного рода небылицами!
“Московский комсомолец в Якутии”. — 2003. — 25 июня.