Любое человеческое поселение, по всей вероятности, начинается с колышка или приметного камня. Якутск берет начало с маленького «острожка», которому строители дали название «Ленский». Однако острог по мере своего роста и назначения переименовывался — сначала в «Якуцкий острог», а затем в город Якуцк (Якутск). Якутск — старейший город Восточной Сибири. Он старше Иркутска на 20 лет. Старше даже Санкт-Петербурга на целых 71 год. Но, собственно говоря, возраст вообще не об очень многом говорит, ибо все возрасты покорны воле и логике истории. Город стоит на ледяном щите, как говорят на Западе, на «Сибирском сфинксе», т. е. на вечной мерзлоте, толщина которой составляет примерно 250 метров. Каковы нравы ее величия «вечной мерзлоты», мы немного знаем, а главное «чувствуем» её дыхание... Город расположен на берегу Лены, самой многоводной в мире реки. Истоки её лежат в скалах Байкальского хребта. Река длиною 4400 километров впадает в Северный ледовитый океан. В водосборном её бассейне насчитывается 240 тысяч рек и речек. Такие ее притоки, как Витим, Олекма, Алдан и Вилюй, превосходят многие крупные реки Европы. У великой реки довольно своенравный характер. Она может менять свои берега, переставлять острова и пробивать новые русла, как того требует ее стремительный и свободный бег. В силу этого «Ленскому острогу» — будущему городу Якутску, пришлось за каких-нибудь полтора десятка лет перекочевать четырежды — два раза по правому берегу и два раза по левому. Надо воздать должное огромному терпению, упорству и колоссальной силе воли людям древности, сотворившим город. А строили город мастера-градоначатцы, выходцы русского севера — новгородцы, устюжане, двигавшиеся в потоке вольных людей «встречь солнцу». Известно, что в Якутии находится полюс холода. На ее севере царствует полярная ночь. Зима длится восемь месяцев, и лишь остальное — весна, лето, осень. Ее снежный покров на южной половине края лежит 203 дня (в среднем с 12 октября до 30 апреля). К концу зимы толщина снега достигает 50 — 60 см. Самая низкая температура зимою в Оймяконе доходит до -70, а в городе Якутске до -64. Летом жара достигает иногда +38. Разность между ними превышает 102, что не встречается нигде на земном шаре. Русский академик А. Ф. Миддендорф, путешествовавший по Якутии, оставил такое свидетельство: «Тяжелое впечатление, какое производит господство страшной стужи под открытым небом, невозможно передать словами: надо испытать что-нибудь подобное, чтобы понять это впечатление. Ртуть давно оцепенела, и из нее можно лить пули, ее можно рубить, ковать, как свинец. Железо становится хрупким и при ударе брызгает обломками, как стекло... Далеко слышен скрип каждого шага по хрупкому снегу; с сильным треском лопаются одно за другим могучие деревья векового леса; им отвечает, как гром пушек отдаленных батарей, глухо раздающийся подземный гул, потрясающий землю; этот гул издают расселины ледяного покрова и промерзшей почвы». Другой ученый исследователь Якутии 2-й половины XVIII века М. Г. Георги писал, что здесь «голод и стужа вечное свое жилище имеют». И он рассматривал якутскую землю, как «суровую и размножению в ней народа неспособную пустыню». Но тем не менее, северные народы — юкагиры, эвенки, эвены, чукчи обжили эту ледяную оконечность планеты, видимо, в незапамятные времена и, может быть, их предки обитали здесь, охотясь на мамонтов, останки которых пантротологи находят в вечной мерзлоте. Историки пишут, что группы якутов прибыли на этот суровый Север, убегая от кровавых притеснений каких-то своих «родственников», монголо-тюрских племен. В то глухое время они не были объединены какой-либо формой государственности, и переживали период межродовых распрей, который у них получил название «кыргыс уйэтэ» — «век резни». Они были скотоводами, частично занимались охотой, рыболовством, собирательством. Жили очень разбросано по покосным и пастбищным местам обширного таежного края. Основными типами жилищ у них были: зимою балаган — юрта-мазанка, а летом — ураса — берестяной шатер. До прихода русских на Лену у якутов не было никаких групповых поселений, ни тем более городов, острогов и крепостей, разумеется, не было и не могло быть. Впервые слухи о «великой реке» Лене достигли енисейских служилых людей в 1619 г. Русские промышленные и служилые люди из Мангазеи и Енисейска, поднимаясь вверх по Нижней Тунгуске, Ангаре, не раз выходили на левые притоки Лены — Куту, Чечуй, Вилюй и по ним спускались на Лену. В 20 — 30-х годах XVII века на Лене и ее притоках побывали небольшие отряды из Мангазеи, Туруханска и Енисейска: Пантелея Пянды, Василия Бугра, Мартына Васильева, Осипа Галкина, Степана Корытова и др. Но все они появлялись здесь ненадолго, лишь кое-где в верховьях Лены и Вилюя оставляли в маленьких срубах-избах по нескольку казаков, а сами возвращались обратно. Первая встреча ленских якутов с группами русских, как рассказывается в якутских легендах, была мирной. Более того, тойон кангаласских якутов, Тыгын, отвел русским землю под постройки. Честь основания «Ленского острога» (будущего Якутска) принадлежит енисейскому казачьему сотнику Петру Ивановичу Бекетову. Летом 1631 года он с отрядом из 30 казаков был отправлен, чтобы поставить острог на великой реке. Преодолев огромный путь, полный трудных и опасных лишений, Бекетов остался в Усть-Куте на зимовку. Весной 1632 г., вслед за ледоходом, отряд поплыл вниз по реке и 10 июня высадился на правом берегу Лены, в 70 верстах ниже от современного Якутска. Градоначатцы через три с половиной месяца, 25 сентября 1632 года, построили на том месте, на земле борогонских якутов, первый острог на Лене.
Думается, что острог был поставлен так быстро не без помощи якутов, с которыми надо полагать, Бекетов наладил сразу же добрые отношения. Однако, весною 1633 г. наводнение снесло часть изб и амбаров острога. Было решено перевезти острог на 7 верст выше, на местность Чымаадай на правом возвышенном берегу Лены, возле устья рукава Лены. Перевезенный на новое место острог представлял собою маленькую крепость, окруженную деревянным тыном-частоколом. Внутри крепости, кроме немногих жилых домов, находились съезжая изба, государев амбар «на подклете» с погребом, аманатская изба и часовня. В крепости жили главным образом служилые чины, казаки и их семьи, а также крещенные якуты и якутки. Здесь же временно останавливались промышленные, торговые и гулящие люди. Посада и посадского населения не было. Острог постепенно рос. В августе 1638 г. Московское правительство создает самостоятельную административную единицу — Якутский уезд с центром в Ленском остроге. Так Ленский острог из отдаленного окраинного «городка» превращается в центр огромной территории, непосредственно подчиненной Московскому правительству. В том 1638 г. в городе насчитывалось всего 200 человек жителей. Первыми воеводами этого далекого (удаленного от Москвы на 8450 верст) и обширного уезда были назначены стольники Петр Петрович Головин и Максим Богданович Глебов. С ними был также дьяк Ефим Филатов. Они выехали из Москвы в 1638 году и прибыли в Якуцк в сентябре 1641 г., т. е. через три года, доставив огромные «государевы запасы». С ними было 395 казаков и 5 служителей церкви. Воеводы, прибыв в острог, первым долгом приняли у своего предшественника Осипа Галкина печать и острожные ключи, осмотрели острог, приняли всю «государеву казну», а затем устроили прием своих подчиненных. В съезжую избу пригласили казаков и жилищных людей. П. Головин произнес «государево жалованное слово» об их обязанностях и сам со своей стороны обещал «во всем расправу чинить в правду», «береженье держать» и «воров от воровства унимать». Потом пригласили приезжих торговых и промышленных людей. Затем наконец состоялась встреча с ясашными якутами подгородных волостей в лице их князцов и тойонов. Воеводы и служилые люди их встретили в парадном «цветном» платье, в полном вооружении. Воевода довел до сведения якутов желание государя заботиться о них и призвал их верно служить ему, аккуратно платить ясак и воздержаться от «воровста». В конце приема состоялось угощение ясачных людей за счет казны. В первую же весну приезда воевод острог был опять затоплен. Встал вопрос о переносе острога в более удобное место. Поиски нового места начались весною 1642 года, в то самое время, когда в старом остроге воеводой Головиным творилась жестокая расправа с якутскими «изменниками» и сторонниками М. Глебова и Е. Филатова, о чем будет рассказано немного ниже. Поиски привели на «Еюков луг», который был найден под «острожное место и чертежу всех лучше и угоже».
Новый острог начали строить в апреле 1643 года 40 казаков под руководством и наблюдением сына боярского Алексея Бедарева. Место под острог отвел сам князец Еюк. Острог имел по четырем сторонам 4 «воротных» башни с вышками высотою до 4 саженей. Были, кроме того, 4 надгольных башни, также с вышками. Башни соединялись между собою деревянными «чесноками», то есть вбитыми в землю острыми кольями с целью воспрепятствовать подходу к острогу снаружи. Внутри острога были сооружены «приказ двойной на подклетах с сеньми», то есть резиденция воевод и их помощников, аманатский двор, пороховой погреб, амбары, храм Во имя преподобного отца Михаила Малевина, храм Живоначальной троицы шатровый. Сюда же были перенесены со старого острога 3 амбара (для хлеба, соли и здания тюрьмы). За острожными стенами поставили гостиный двор, амбар «теплой» для соболиной казны, амбар и двор «для приезду иноземцев». Как писал М. Фишер в 1774 г., сей острог лежит на западном берегу реки Лены на кругловатом поле, горами окруженном, так что сии со всех сторон отстоят от города на 15 или 20 верст и с обоих концов высунулись в реку. Разные там на Лене находящиеся острова делают, что ширина реки одного берега до другого простирается на 8 верст». Новый воевода Петр Головин, почти сразу после прибытия в город, позабыв свои торжественные обещания «во всем расправу чинить в правду» ужесточил режим как в самой крепости, так и в проведении сбора ясака на местах. Он затеял перепись населения и скота в якутских улусах, чтоб обложить ясаком покрепче. Это вызвало большое возмущение населения. Воевода Глебов и дьяк Филатов, понимая опасность положения, советовали Головину вести более осторожную политику. Они, в частности говорили, что надо повременить с такой рискованной мерой, как перепись людей и скота. Недовольство проявляла и часть служилых и промышленных людей. Но Головин не внял советам. И когда ясачные люди начали сопротивляться, тогда Головин, чтобы отвести от себя обвинения Московского правительства, задумал свалить все на воеводу Глебова и дьяка Филатова, с которыми он враждовал. Чтобы устранить своих недоброжелателей и их сторонников, он обрушил страшные репрессии на горожан, посадил в тюрьму Глебова и Филатова и их сторонников. Он пытал их «разными пытками», «на костре огнем сжег», «пуп и жилы клещами горячими тянул», «ребра ломал», «уголья и пепел горячий на спину сыпал», «за ногти спицы вколотил». А от пленных якутов стал требовать, чтобы они давали показания против Глебова и Филатова, будто именно они подстрекали якутов к «измене». Но якуты, даже под жестокими пытками, не давали показаний, которые от них требовал воевода. Озверевший Головин «после того своего сыску тех якутов лутчих людей и аманатов повесил 23 человека, а иных бил кнутом без пощады, и с того кнутья многие якуты померли, и тех мертвых Петр вешал же». Как заметил И. А. Гончаров, находившийся проездом в Якутске в 1854 году: «Сибирь не видала крепостного права, но вкусила чиновничьего — чуть ли не горше — ига... Если медведи в Сибири, по словам Сперанского, добрее зауральских, зато чиновники сибирские исправляли их должность и отличались нередко свирепостью». Писатель-классик И. А. Гончаров говорил правду. Вышеназванный царский наместник Головин, по признанию историков России «вообще отличался беспощадной жестокостью: выделялся из среды наиболее суровых царских воевод своим неукротимым нравом и грабительскими наклонностями». Хотя сам воевода говорил, что «до неба высоко, до царя далеко», но все же Московским правительством был устранен от должности и угодил под суд. Его свирепость осталась в истории Якутска самой кровавой страницей. Подобных «катаклизмов» город не испытывал ни до, ни после него. Ибо расовая национальная вражда ни русским, ни якутам не свойственна. «Русские, — как говорит проф. Токарев, — даже в пору колониального господства над народами империи не придерживались ни теории и ни практики расизма, как немецкие и английские колонизаторы». А людей сурового Севера эта «проблема» антагонизма вообще не волнует, — лишь бы человек сам по себе был хорошим. Не случайно Л. Н. Гумилев утверждает: «К счастью для России, в ее истории не было тотального уничтожения слабых народов по принципу расы или идеологии». Что же касается притеснений сибирских аборигенов воеводской администрацией, историки объясняют это «не племенной враждой, а алчностью». И старый Якутск, в смысле межнациональных конфронтационных противостояний, был и остается мирным и спокойным, как сама вечность. Крепость, условно названная именем Головина, которого на чем свет стоит проклинали и русские, и якуты, уже титулированная как город Якуцк, была перевезена в 1643 г. в третий раз, правда поблизости, но на более возвышенное, ровное место, недалеко от озера Сайсар. Здесь город застраивался более основательно, завершается сооружение крепости с восемью башнями, вокруг крепости устраивается острог тоже с башнями. «История градостроительства вместе с философией есть высшее воплощение истории народов» — писал проф. М. П. Кудрявцев. Но это — другая тема. Тем не менее, если рассматривать Якутск в историческом плане, то он город примечательный. Примечателен он был тем, что служил опорным пунктом для освоения огромных просторов всего Северо-Востока Азии. Из Якутска отправился на Северо-Восток русский мореход и землепроходец Семен Дежнев, открывший в 1648 г. пролив, разделяющий два материка — Азию и Америку. Отсюда в конце XVII века вышел отряд Владимира Атласова, открывший Камчатку; Иван Москвитин в 1639 — 1642 гг., поднявшись по Алдану, достиг побережья Тихого океана.
Из Якутска же в 1643 — 1646 гг. вышел Василий Поярков, а за ним Ерофей Хабаров, разделившие честь открытия реки Амур. Благодаря их героическим подвигам, всего за два десятилетия границы Московского государства раздвинулись от Байкала и Енисея до берегов Тихого океана. С первой четверти XVIII в. Якутск был исходной базой и для ряда академических экспедиций, посылаемых из Москвы и Петербурга на Северо-Восток Азии и дальше в Америку. Таковыми были экспедиции, в которых принимали участие Д. Г. Мессершмид, Страленберг, В. Беринг, А. Чириков, мореходы Н. Шалауров, И. Бахов, Д. Биллинг, Г. Сарычев, С. Андреев и другие. В XVIII — XIX вв. в Якутске побывало немало выдающихся ученых и путешественников с мировым именем, давших научные описания природы, климата, ландшафта, быта, истории и языка народов Якутии: М. Гмелин, Я. Линденау, Г. Миллер, Ф. Врангель, Ф. Матюшкин, П. Анжу, А. Миддендорф, архиепископ Иннокентий Вениаминов, Р. Маак, П. Словцов, Н. Щукин и др. Описали свое пребывание в Якутске и впечатления от него епископы, декабристы, А. Бестужев-Марлинский, М. Муравьев-Апостол, писатели М. Александров, П. Грабовский, Д. Давыдов, И. Гончаров. Здесь отбывали ссылку племянник Мазепы Войнаровский, декабристы, Н. Г. Чернышевский, находившийся в заточении в Вилюйской тюрьме без малого 12 лет, этнограф Вацлав Серошевский, выдающийся русский писатель-гуманист В. Г. Короленко и многие другие. Они все, вышеназванные бескорыстные подвижники науки и культуры, внесли огромный вклад не только в общероссийскую, но и в мировую культуру, изучая и осваивая природу и жизнь на «Сибирском сфинксе», т. е. на «вечной мерзлоте». Историческое значение г. Якутска, построенного русскими градоначатцами ещё в далеком 17-ом веке, в первую очередь заключается в том, что с его основанием в 1632 году связано вхождение всей «Якольской землицы» и ее народов, ранее не имевших своего государства, в состав великого Российского государства. «К настоящему времени можно считать безусловно доказанным положение об исторической обусловленности и прогрессивности присоединения Сибири к России, его в целом бескровном характере и о решающем участии в нем народных масс», — пишет проф. Л. М. Горюшкин. Без кровопролития, без военных противостояний, в основном мирное вхождение народов Якутии в состав Российского государства имело исторически неизмеримое прогрессивное значение. Оно оказало огромное благоприятное влияние на все сферы материальной и духовной жизни народов Якутии, включая, в частности строительно-архитектурную культуру народов Севера.
В 1922 году бывшая «Якольская землица» была провозглашена Автономной Советской Республикой, а спустя 70 лет, т. е. в 1992 году, стала суверенной Республикой Саха (Якутия) в составе Российской Федерации со своим избранным Президентом. И совершенно закономерно, что по мере развития истории, старейший город Восточной Сибири, древний Якутск изменил свое лицо до неузнаваемости, как будто совсем исчез, канул в Лету, не оставив даже и приметного следа.
Площадь, занимаемая Якутией, составляет более 3-х миллионов квадратных километров (включая Новосибирские острова). Республика Саха (Якутия) входит в состав Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации, территория республики омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. Это примерно пятая часть Российской Федерации. Республика Саха (Якутия) не только самый большой регион России, но и самый суровый по климатическим условиям. В резкоконтинентальном климате Якутии амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100°С (от +40°С летом до –60°С зимой). Якутия находится в пределах трех часовых поясов. По данным Всероссийской переписи 2002 года, общая численность населения Республики Саха (Якутия) составляет 948,1 тыс. человек. В Республике Саха (Якутия) 34 улуса (района), столица республики – город Якутск, один из старинных городов Восточной Сибири, основанный в 17-м столетии.
Якутск в системе административно-территориального деления: первоначально острожек Петра Бекетова (1632 г.), или Ленский острог. 1636 г. - острожек Ивана Галкина. 1642 г. - острожек Петра Головина (урочище Табугинское, близ оз. Сайсар). 1681 г. — получил статус города при воеводе И.В. Приклонском. Опорный пункт экспедиций, форпост российской государственности и православия на Северо-Востоке Азии. 1768 г. - учреждена ярмарка в Якутске (также в Иркутске и Удинске). 1638 - 1755 гг. - столица Якутского уезда. 1775 - 1784 гг. — столица Якутской провинции. 1783 г. - областной город Якутской области в составе Иркутского наместничества. 14.03.1784 — 1800 гг. — столица Якутской области. 1800 - 22.04.1805 гг. - столица Якутского уезда. 22.04.1805 - 16.02.1922 гг. - столица Якутской области. 16.02.1922 - 1927.04.1922 гг. - столица Якутской Автономной республики в составе Советской России. 27.04.1922 - 1927.09.1990 гг. - столица Якутской АССР в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 1990-е гг. - интенсивная урбанизация города за счёт оттока населения из сельских районов, в городе проживает 1\4 всех жителей Якутии (по состоянию на начало XXI в.). С 27.09.1990 г. - столица Якутской-Саха Советской Социалистической республики в составе Российской Федерации. С декабря 1991 г. - столица Республики Саха (Якутия).
Желающие могут бесплатно скачать крупномасштабную карту города Якутска
(масштаб 1: 15000). Размер файла 40 Мб.