Короленко в якутской ссылке

Увековечил Амгу и се жителей в своих произведениях писатель-демократ Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921). 

В феврале 1880 года бывший студент Петербургского института Владимир Короленко, открыто сочувствовавший борьбе революционеров-народников с самодержавием, был арестован в Перми, где находился на поселении, и был заключен в пересыльную тюрьму. Короленко отказался подписать присягу новому царю Александру III. В этом поступке усмотрели «особо враждебное настроение» и определили ему одну из суровых мер наказания. Последовал арест, трудный путь в Восточную Сибирь и, наконец, поселение в Амге-слободе. 


Владимир Галактионович Короленко
Владимир Галактионович Короленко

Владимир Короленко прибыл в Амгу 1 декабря 1881 года. К моменту его прибытия слобода была заселена местными якутами, объякутившимися русскими крестьянами и татарами. Кроме того, была небольшая колония политссыльных. Самым старшим из них был Н.В. Васильев, отбывавший ссылку за покушение на царя. Среди политссыльных были участники польского восстания 1863 года, революционеры-народники, рабочие революционного движения. Короленко довольно быстро подружился не только с политссыльными, но и с местным населением. В те долгие томительные месяцы далекой ссылки никогда не покидали его неиссякаемая энергия, строгая самодисциплина и привычка к труду. 

Сначала Короленко поселился в юрте О.Я. Вайнштейна и И.И. Папина, которые отбывали ссылку с 1880 года. Затем он переселился в юрту Захара Цыкунова, объякутившегося русского крестьянина. Живя в Амге, хлеб насущный писатель добывал своими руками: занимался хлебопашеством, огородничеством, косил сено, научился управлять лошадьми. Всякая работа у него спорилась — все делал чисто, аккуратно и даже изящно, с тяжелым физическим трудом справлялся благодаря своему закаленному, здоровому организму. 


Захар Цыкунов — прототип Макара из Амги
Захар Цыкунов — прототип Макара из Амги

Труд сапожника заработка не давал: в те времена местное население предпочитало носить якутские торбаса. Поэтому Короленко обслуживал лишь ссыльных, живущих в Амге и ее окрестностях. Через год после приезда он взялся обучать детей. 

Короленко создал передовую для своего времени школу, основанную на достижениях русской прогрессивной педагогической мысли. Это подтверждает его ученик Н.Е. Афанасьев: «Нашей первой книгой было «Родное слово» К.Д. Ушинского, за ним последовали детские журналы «Родник» и «Детское чтение», «Сборник русских сказок» и сборник стихотворений Некрасова. Все книги и журналы были нашим постоянным чтением, причем я и сестра их больше слушали, чем читали сами. Многие стихотворения Некрасова, даже длинные, мы знали наизусть». 

В квартире Афанасьевых часто устраивались нелегальные собрания ссыльных. Учениками Короленко были дети Татьяны Андреевны Афанасьевой — Ганя, Таня и Коля, сын политссыльного Н.В. Васильева Виктор. 


Короленко с дочерью и внучкой
Короленко с дочерью и внучкой

Дети, которых Короленко обучал в годы амгинской ссылки, выросли достойными людьми. Они, как и их учитель, стали просветителями якутского народа в 1920-х годах. 

В Амге по-настоящему раскрылся писательский талант Короленко. Уставая от тяжелой физической работы, писатель отдыхал на Яммалахском утесе, который теперь называют горой Короленко. Долгими зимними вечерами он писал свои первые рассказы. 

Якутская ссылка дала Короленко богатый материал для творческой деятельности. На якутскую тему написаны рассказы «Сон Макара», «Соколинец», «Марусина заимка», «Ат-Дабан», «Государевы ямщики», «Последний лук», «Огоньки», «История моего современника» (Кн. 4), «Мороз». Часть из них были написаны в годы пребывания в Амге, а некоторые позже, по воспоминаниям и дневникам. В записной тетради якутского периода была записана «Программа для очерков о Якутской области». Сохранились отрывки из публицистических статей того времени, которые, несомненно, предназначались для печати: «Изучение края», «Тишь, мертвая неподвижность и давление», «Моласым». Сохранились также наброски ряда художественных произведений и материалы к ним, относящиеся к периоду амгинской ссылки Короленко: «Смерть якута», «Рассказ поселенца», «Женился», «Манчаары и Омоче», «Омоллон», «Пастыри». 


Обложка книги В.Г. Короленко «Сон Макара», изданной в Якутске на латинице. 1931 г.
Обложка книги В.Г. Короленко «Сон Макара», изданной в Якутске на латинице. 1931 г.

Самым ярким произведением В.Г. Короленко якутского периода стал рассказ «Сон Макара». Написан он в 1883 году в Амге, а опубликован в 1885 году в журнале «Русская мысль». Первоначально он назывался «Сон амгинца». Сюжет этого «сна» весьма прост: умирает старый крестьянин Макар, и вот он предстает перед богом (Тойоном). Тойон с ангелами судит Макара за его грехи. А грехов очень много. Макар пил, сквернословил, забывал о боге. Даже облик его вызывает отвращение Тойона. «Лица твое темное, — говорит старый Тойон, — глаза мутные, и одежда разорвана. А сердце твое поросло бурьяном, и терпением, и горькою полынью. Вот почему я люблю моих праведников и отвращаю лицо от подобных тебе нечестивцев». 

Сердце Макара сжалось, он чувствовал стыд за собственное существование. Он понурил голову, но вдруг поднял ее и заговорил. И здесь начинается то, ради чего написан рассказ. Оказывается, бог не имеет права судить Макара, потому что он не знает, насколько тяжела была жизнь Макара на земле. В спор вступает сын старого Тойона (короленковский образ Христа), который «долго жил на свете» и знает «тамошние дела». Он предлагает отцу выслушать Макара, прежде чем выносить ему суровый приговор. 

Исповедь Макара нельзя пересказать. В ней страдание простой души, которая всю жизнь билась с нуждой и голодом. 


Макар из Амги. Фотография Захара Цыкунова с автографом В. Короленко
Макар из Амги. Фотография Захара Цыкунова с автографом В. Короленко

Слушая защитную речь Макара, старый Тойон и его сын, ангелы и праведники плачут от жалости, а весы, на которых тяжким грузом лежат грехи Макара, начинают подниматься все выше и выше. На этом рассказ заканчивается, но понятно, что Макар заслужит полного прощения. 

В этом небольшом рассказе Короленко показал не только нищету и забитость Макара, но и пробуждение в нем чувства человеческого достоинства. Логика рассказа приводит к выводу, что необходимо бороться с нечеловеческими условиями существования крестьянина-бедняка. Здесь сказалась вера Короленко в силы народа, в его победу. Прототипом Макара был Захар Нефёдович Цыкунов, объякутившийся русский крестьянин, потомки которого и по сей день живут в Амге. 

Чувством глубокой симпатии русского человека к якутскому народу пронизан рассказ «Соколинец» (1885). Автор показывает, что якуты добродушно относились к ссыльным, переселенцам, оказывали им посильную материальную помощь. И в то же время писатель приводит образ русского поселенца Василия, который не ценит дружелюбия якутов, проявляет неблагодарность. 


Короленко В.Г.
Короленко В.Г.

В рассказе «Марусина заимка» (1899) Короленко снова выступает как гуманист, как защитник бедных, как враг всякой несправедливости. Герой рассказа, Степан, не может быть равнодушным, когда вокруг него царят несправедливость и зло. Степан уходит с тихой заимки и организует защиту якутов от нападения разбойников — татар, грабителей. 

Одно из крупнейших произведений Короленко — «История моего современника», которое он начат писать в 1915 году. Писалась «История» со значительными перерывами, так как каждый раз отвлекали те или иные политические события. Вся четвертая часть книги посвящена жизни Короленко в Амге. Все это свидетельствует о том, что писатель до последних дней своей жизни думал о далеком крае, ставшем для него очень дорогим и близким. Позже Софья Владимировна (дочь писателя) выполнила завещание отца докончить работу и по его письмам, дневникам и отдельным наброскам написала две книги: «Десять лет в провинции» и «Книга об отце». 

Героями произведений, связанных с Якутией, являются в основном станционные смотрители, почтальоны, ленские ямщики, спиртоносы, курьеры, поселенцы и бродяги. Но больше всего Короленко привлекали бедняки труженики, эксплуатируемые тойонами. Во всех своих рассказах и очерках Владимир Галактионович выступал защитником угнетенных, поборником просвещения и дружбы народов. Все это даст право называть его подлинным певцом Якутского края. 


Старинная башня в Якутске. Рисунок Короленко
Старинная башня в Якутске. Рисунок Короленко

В.Г. Короленко знал якутский язык и даже говорил на нем. Это дало ему богатейшие возможности для знакомства с якутским фольклором. С пытливостью ученого-краеведа и зорким вниманием подлинного художника изучат он быт, нравы и обычаи местного населения. Не случайно автором во многих произведениях использованы различные жанры якутского народного творчества. Большой интерес вызывает глава из «Истории моего современника» под названием «Якутская поэзия — на Ысыахе». Короленко записывал происходящее на ысыахе с помощью одного почтенного старика, который сносно говорил по-русски и очень доброжелательно объяснял смысл религиозных песен, он также познакомил гостя с древней мифологией и религиозными поверьями якутов. 

Исключительно большую роль в жизни писателя сыграла его встреча с неизвестным якутом на Яммалахском утесе. Якут рассказал легенду о происхождении своего родного 2-го Чакырского наслега. Это была легенда о двух братьях — добром и злом. Кончается рассказ-предание чудесной победой доброго начала. Эта встреча с якутом и его рассказ изменили взгляды Короленко на жизнь, на якутский народ: «Я чувствовал, что от этого разговора что-то у меня повернулось в душе. Любить этот народ — не в этом ли наша задача? А я в это время чувствовал к нему именно Любовь». После этой встречи Владимир Галактионович понял, что делом его жизни должна стать литература. Именно в Амге он окреп и сложился как писатель, вот почему Амгу называют родиной писательской славы Короленко. 

В произведениях якутского цикла писатель создает замечательные пейзажи северного края, изобразил суровые морозы, передал обаяние морозного солнца с его «желтыми густыми и косыми лучами и обаяние холодной и унылой красы летней ночи...». 

Современники Владимира Галактионовича отмечали, что он очень хорошо рисовал карандашом, что из него мог бы выйти талантливый живописец, если бы он в свое время серьезно занялся этим видом искусства. 


Беседка Короленко на горе Сойуодуку
Беседка Короленко на горе Сойуодуку

Т.А. Афанасьева в своих воспоминаниях о Короленко пишет: «А то, бывало, сидим вечером за чаем, попросит у кого-нибудь булавку, накоптит тут же над свечой (тогда у нас были сальные свечи) блюдечко и нацарапает булавкой какой-нибудь рисунок, птичку или цветочек. И так искусно и красиво, что потом жаль смывать, или возьмет клочок бумаги и набросает на нем карандашом какую-нибудь картину. У меня до сих пор хранятся три его рисунка. На одном из них изображена хижина, стоящая на опушке леса и занесенная снегом, в которой он жил в Вятской ссылке». 

Приобретенная привычка подкреплять или дополнять литературные записи графикой становится потребностью писателя. Тематика рисунков, сделанных в годы пребывания в Амге, разнообразна: «Амга в 80-х гг. XIX в.», «Юрта Захара Цыкунова», «Татарин Фартак Бурханов», «Боторусский улус 5 сентября 1884 г.», «Могила на Етехтехе», «Якут верхом на быке», «Якут», «Якутка», «В ссылку», «Якутская башня», «Остатки Якутского острога» и другие. 


Рисунок Короленко
Рисунок Короленко

Все эти рисунки дают яркое представление о жизни и быте наших предков в те далекие времена. Все рисунки писателя, не исключая и те, что выполнены в «полевых условиях», а следовательно, поспешно, схематично и эскизно, несомненно, интересны. 

Срок ссылки В.Г. Короленко закончился 10 сентября 1884 года. В этот день у Яммалахской пади состоялось грустное веселье — проводы отъезжающего Короленко. 

Его провожали Т.А. Афанасьева с детьми и друзья. О.В. Аптекман вспоминает: «По случаю отъезда Владимира Галактионовича приехали в Амгу Натансон и Тютчев, чтобы проводить его. Мы расположились на лужайке. Т.А. Афанасьева заварила чай, приготовила закуску. Последнее прости. Т.А. Афанасьева с детьми плакали навзрыд, остальные сосредоточены... Владимир Галактионович вскочил в тележку, снял фуражку и всем послал общий привет». 


Цыкунов (крайний слева) родственник Захара Цыкунова («Макара»). Село Амга, 1953 г.
Цыкунов (крайний слева) родственник Захара Цыкунова («Макара»). Село Амга, 1953 г.

Короленко сохранил к якутской земле самые добрые чувства и постоянный интерес. Примечательно его признание: «В Амге я прожил три года. Не скажу, чтобы это был самый счастливый период моей .жизни. Но что это был самый здоровый период жизни, когда мы с товарищами занимались земледельческим трудом, — это верно». 

После поездки в Америку Короленко писал: «Если бы мне лично предложили жить в Америке или в Якутской области (разумеется, с правом приличного передвижения), — поверите ли Вы, что я бы, вероятнее всего, выбрал последнее». 

Короленко оставил о себе добрую память. Его именем в Амге названы школа, библиотека, музей и улица. 


И. Барабанова 


Желающим бесплатно скачать книгу В.Г. Короленко «Сон Макара» (формат FB-2)

Скачать 

Могила Короленко В.Г. в Полтаве
Могила Короленко В.Г. в Полтаве

В.Г. Короленко скончался 25 декабря 1921 года и был похоронен в Полтаве на Старом кладбище. В связи с закрытием этого некрополя 29 августа 1936 года могила Короленко была перенесена на территорию Полтавского городского сада (теперь это Парк "Победа").