Интересъ, который возбуждаетъ въ настоящее время Сибирь и особенно далекія ея окраины, побудилъ меня собрать въ одно эти разсказы, касающіеся Якутской Области и печатавшіеся разновременно въ польскихъ и русскихъ журналахъ. Въ концѣ я приложилъ три самыя законченныя изъ записанныхъ мною якутскихъ преданій, безъ всякаго измѣненія, какъ образцы разсказовъ о самихъ себѣ описуемыхъ мною людей.
Вацлавъ Сѣрошевскій.
Всѣ исторіи, разсказанныя въ этой книгѣ, происходили въ отдаленнѣйшемъ сѣверо-восточномъ углу Сибири, гдѣ живетъ мирное, способное племя якутовъ, гдѣ кочуютъ благородные, великодушные тунгусы и воинственные, гордые чукчи. Край этотъ принято называть Якутской областью. Онъ очень обширенъ *); его площадь почти равна Россіи — безъ Польши, Кавказа и Финляндіи. Съ сѣвера омываетъ его Ледовитый океанъ, съ востока — океанъ Великій. Оба океана сходятся подъ угломъ у Чукотской земли, въ проливѣ Беринга. Эта часть Сибири неровна, волниста, вся изрѣзана многочисленными цѣпями горъ и поката къ Ледовитому океану. Послѣднее обстоятельство открываетъ доступъ внутрь страны холоднымъ сѣвернымъ вѣтрамъ. По морю, откуда они дуютъ, круглый годъ носятся ледяныя поля и глыбы, что очень дурно вліяетъ на климатъ Якутской области. Онъ былъ бы и безъ того суровъ, въ виду гористаго ея характера и сѣвернаго положенія. Сосѣдство Ледовитаго океана еще болѣе удлиняетъ зиму и производитъ среди лѣта рѣзкія перемѣны температуры, опасныя для жизни.
*) Слишкомъ 3.000.000 квадратныхъ верстъ.
Зима начинается рано. Рѣки и озера начинаютъ замерзать уже съ сентября. Къ Покрову вся страна почти сплошь покрыта бѣлой пеленой снѣга. Стужа нарастаетъ изо дня въ день. Дни укорачиваются, блескъ ихъ меркнетъ, кругомъ тихо, даже вѣтры не дуютъ. Густой морозный воздухъ насыщенъ ледяной пылью. Температура зимнихъ мѣсяцевъ держится въ среднемъ: въ октябрѣ и ноябрѣ между —15° и —30° (по стоградусному термометру Цельзія), въ декабрѣ, январѣ, и февралѣ — между —25° и —40° Цельзія и въ мартѣ, апрѣлѣ — между —10° и —30° Цельзія. Сорокаградусные холода, особенно въ серединѣ зимы, явленіе во всей странѣ обычное. Термометръ нерѣдко падаетъ ниже —50°, а въ окрестностяхъ Верхоянска (67° 45' сѣв. широты), гдѣ случаются самыя большія стужи на земномъ шарѣ, наблюдали температуру въ —69° Цельзія. Если бъ не совершенное безвѣтріе, царствующее въ такіе холода, они убили бы все живое. Густота воздуха и большая его сухость затрудняетъ излученіе теплоты. Это спасаетъ животныхъ и растенія. Все въ такіе холода молчитъ, застываетъ, придавленное, сжатое: звѣри прячутся въ снѣгу, а люди въ домахъ, даже дымъ изъ трубъ подымается вверхъ съ трудомъ и невысоко. Въ темнотѣ, точно выстрѣлы изъ пушекъ, гудятъ взрывы лопающейся отъ холода земли да стонетъ ледъ на озерахъ. Ледъ достигаетъ здѣсь на стоячихъ водахъ 8 футовъ, а на рѣкахъ того больше. Отъ холода онъ пріобрѣтаетъ твердость камня: его осколки рѣжутъ тѣло, какъ стекло, а при ударѣ о сырое замерзшее дерево топоръ нерѣдко отбрасываетъ искры. Суровую картину якутской зимы увеличиваетъ еще... мракъ. Въ сѣверной части страны, за полярнымъ кругомъ, съ Николы Зимняго солнце уже не является на горизонтѣ. Вмѣсто него здѣсь вспыхиваетъ на короткое время блѣдно-розовая заря. Все остальное время стоитъ сплошная ночь. Только яркій мѣсяцъ да звѣзды гуляютъ по небу, да вспыхиваетъ иногда трепетное сѣверное сіяніе (сполохъ). Темное время продолжается, смотря по географической широтѣ мѣстности, до сорока дней, даже до двухъ мѣсяцевъ. Южнѣе полярнаго круга солнце, конечно, всходитъ ежедневно, но оно невыразимо тускло, холодно, стоитъ низко и прячется скоро. Только съ Аөанасія (22 февраля) «быкъ зимы», какъ говорятъ якуты, «теряетъ рога». Солнце подымается выше, начинаетъ пригрѣвать, снѣга сверху подтаиваютъ, на нихъ намерзаетъ ледяная кора, «настъ», и онѣ блестятъ ослѣпительно. Тогда-то охотятся на оленей и лосей на лыжахъ; замучиваютъ ихъ, заганиваютъ до смерти по глубокому снѣгу.
Въ крайніе зимніе мѣсяцы (сентябрь, октябрь, мартъ и апрѣль) дуютъ здѣсь часто сильные вѣтра, случаются мятели, называемыя «пургами». — Они очень свирѣпы и опасны для путешественниковъ, особенно на берегу моря, въ необозримыхъ приморскихъ равнинахъ, «тундрахъ». Вѣтеръ достигаетъ тамъ иногда такой силы, что «сдуваетъ», сноситъ далеко въ бокъ съ пути человѣка съ кладью, санями и двѣнадцатью упряжными собаками.
Осени и весны, похожихъ на наши, здѣсь собственно нѣтъ. Зима быстро, въ продолженіе какихъ-нибудь пятнадцати, двадцати дней превращается въ лѣто. Снѣга дружно таютъ, вода стекаетъ въ ложбины, въ озера, въ рѣки; опа подымаетъ тамъ ледъ, толстый, но рыхлый, расколотый зимними морозами на мелкія части. На озерахъ онъ долго таетъ; его медленно разбиваютъ и орошаютъ вѣтры, гоняющіе льдины изъ края въ край. На рѣкахъ весенній разливъ сбрасываетъ его къ морю. Недостатокъ воды и толщина льда создаютъ тогда на поворотахъ «запоры» (торосъ). Пловучіе льды налетаютъ и потопляютъ въ узкихъ колѣнахъ другъ на друга, запруживаютъ корыто и пріостанавливаютъ теченіе рѣки до тѣхъ поръ, пока воды вверху не прибудетъ настолько, что она сможетъ поднять тяжелую запруду и сбросить дальше. Послѣ разрыва запруды вода льется, какъ водопадъ, производитъ быстрые, неожиданные, многоводные разливы, въ нѣсколько часовъ затопляетъ огромныя пространства и причиняетъ большія опустошенія. Льды, уносимые теченіемъ, срѣзываютъ иногда деревья на большомъ пространствѣ, точно ножницами, и стираютъ плодоносную почву съ дерномъ на сѣнокосахъ.
Лѣто въ Якутской области короткое — не больше четырехъ, мѣсяцевъ. Если зима темна и холодна, то взамѣнъ того лѣто — свѣтло и знойно. Ночей почти нѣтъ; онѣ прозрачны настолько, что можно работать и даже читать. Все время горитъ на небѣ заря: звѣздъ не видно, а мѣсяцъ всходитъ блѣдный, какъ льдинка. На сѣверѣ Якутской области солнце по нѣскольку недѣль не закатывается за горизонтъ. Отъ неустаннаго дѣйствія его лучей земля согрѣвается, растенія всходятъ, распускаются и вырастаютъ неимовѣрно скоро. Также скоро послѣ снѣга и холодовъ наступаютъ, случается, жары, которыя достигаютъ иногда +40° (Цел.). Земля накаляется до того, что по ней трудно ходить босикомъ, травы сохнутъ и вянутъ, хлѣба горятъ, лѣса желтѣютъ. Первая половина лѣта всегда почти засушлива. Дождя иногда не бываетъ полтора мѣсяца и больше. Растенія живутъ тогда исключительно росою и влагой, которую выдѣляетъ медленно оттаивающая подпочва. Хорошо, если послѣдняя съ осени напиталась дождями; въ противномъ случаѣ наступаетъ полный неурожай травъ.
Вторая половина лѣта обыкновенно дождлива. Льетъ иногда по недѣлямъ безъ перерыва, что также дурно отзывается на хлѣбопашествѣ, которымъ занимаются на югѣ страны, а главное на сѣнокошеніи, которымъ занимаются во всей странѣ, исключая ея приморскую, тундряную полосу. Самыми опасными для растительности, а въ томъ числѣ, конечно, и для хлѣбовъ, являются, какъ мы говорили, лѣтніе неожиданные скачки температуры. Случается, что вѣтеръ съ Ледовитаго океана понижаетъ вдругъ температуру съ +25 — +30° жары до +8 днемъ или +3°, даже 0° (Ц.) ночью. Иней по утрамъ здѣсь совсѣмъ не рѣдкость. Въ 1889 году я при такомъ же вѣтрѣ наблюдалъ далеко въ глубинѣ материка (за 3.000 вер. отъ моря) выпаденіе обильнаго снѣга въ іюлѣ мѣсяцѣ. Возрастающую къ сѣверу хилость якутскаго лѣса объясняютъ, между прочимъ, этими колебаніями лѣтнихъ температуръ, послѣдствіемъ морскихъ холодныхъ вѣтровъ. Продолжительность зимы, конечно, тоже имѣетъ значеніе. Зато степень холодовъ мало, повидимому, вліяетъ. Въ окрестностяхъ Верхоянска, гдѣ полюсъ холодовъ, растутъ еще сносные лѣса, между тѣмъ какъ на Чукотскомъ полуостровѣ, болѣе южномъ, но ближайшемъ къ морю, нѣтъ совсѣмъ почти лѣсовъ, одни хилые, больные кусты. Безлѣсная, тундряная полоса тянется вдоль берега полосою въ 200 верстъ, хотя берегъ къ востоку въ сравненіи съ западомъ опускается верстъ на 500 къ югу. На хилость высоко-ствольнаго лѣса сильно вліяетъ также и вѣчно мерзлая почва, начинающаяся на югѣ Якутской области на глубинѣ одной сажени, а на сѣверѣ не глубже, какъ на полу- или трехъ четвертяхъ аршина. Дальше начинается мерзлота, не способная кормить деревьевъ и убивающая ихъ корни, разъ они въ нее проникнутъ. Это сильно уменьшаетъ запасъ пищи, доступный для отдѣльныхъ деревьевъ, прочность, съ какой они вростаютъ въ землю, и способность сопротивляться вѣтрамъ. Слой вѣчно мерзлой земли находится въ прямой зависимости отъ общей суммы зимняго холода. Онъ въ окрестностяхъ полюса стужи достигаетъ 80—100 саженей толщины, къ югу онъ тоньше. Вѣчно мерзлая почва оказываетъ также большое вліяніе на образованіе рѣкъ, болотъ, озеръ. Она мѣшаетъ обсыханію почвы, просачиванію внутрь земли наружныхъ водъ. Въ предѣлахъ вѣчной мерзлоты нѣтъ ключей и движущихся подземныхъ водъ. По той же причинѣ болотъ и озеръ въ Якутской области великое множество. Рѣки многоводны и легко разливаются. Вѣчная мерзлота всю снѣговую и дождевую воду заставляетъ стекать въ ложбины. Озера въ нѣсколько верстъ длины и ширины здѣсь довольно часты. Въ болотистой, приморской части страны ихъ до того много, что часто положительно не знаешь: данная мѣстность суша или вода. Изъ рѣкъ Якутской обл. самая большая Лена — 4.340 верстъ длины. Въ нижнемъ, теченіи она рѣдко уже 5—6 верстъ безъ острововъ, а гдѣ они есть, тамъ она разливается на 20, даже 30 верстъ. Въ Лену впадаетъ до 1.000 рѣкъ и рѣчушекъ. Есть среди нихъ большія, какъ Алданъ (2.000 в.), Вилюй 3.000 вер.), Олекма, Витимъ, Киренга и др. Кромѣ Лены съ притоками, по Якутской области протекаютъ и другія большія рѣки, какъ Анабара, Оленекъ, Яна, Индигирка, Колыма и Анадырь. Всѣ, исключая послѣдней, впадаютъ въ Ледовитый океанъ. Озеръ въ Якутской области насчитываютъ до 100.000. Многія изъ нихъ изобилуютъ превосходными сортами рыбы, преимущественно лососями: нельмой, моксуномъ, чиромъ, пельдяткой. Во многихъ на югѣ водятся крупные, вкусные караси, щуки и родъ мелкихъ линей — мундушекъ (мунду). Послѣдняя рыба составляетъ въ извѣстное время года главную пищу якутовъ въ южной части страны. Она мелка, но добывается ея населеніемъ великое множество при помощи ивовыхъ вершъ, по-сибирски — «мордъ». Въ лѣсахъ водятся звѣри: медвѣдь, лось, олень, лисица, волкъ, заяцъ и др. Лѣтомъ здѣсь масса перелетной птицы.
Якутская область сплошь покрыта «тайгой», дремучими борами, преимущественно хвойными, лиственничными. Къ лиственницѣ вездѣ примѣшивается береза, а на югѣ — сосна, ель, осина, кедръ. По берегамъ рѣкъ растетъ обильно ивнякъ — «тальникъ». Гребни горъ по большей части обнажены и скалисты. Луга встрѣчаются только въ долинахъ рѣкъ и по берегамъ обсыхающихъ озеръ, по-якутски «съ убывающей водою». На лугахъ главнымъ образомъ и живутъ якуты со своими стадами. Усадьбы ихъ разбросаны группами среди совершенно нежилыхъ пустынь. Якутовъ мало; ихъ всего 220.000 душъ обоего пола. Если бы они равномѣрно разселились по всей странѣ, то пришлось бы ихъ всего по одной семьѣ больше чѣмъ на 60 квадр. верстъ пространства. Но якуты держатся обществами; они селятся тамъ, гдѣ лучше пастбища, сѣнокосы, гдѣ есть хлѣбопахотныя земли; на сѣверѣ — тамъ, гдѣ есть рыболовныя озера, на рѣкахъ — удобныя «тони» или звѣриные промыслы. Такія общества считаются родственными и называются «отчими родами» (ога-уса). Члены такого общества не женятся между собою, помогаютъ другъ другу, заступаются другъ за друга. Они выбираютъ общаго старшину, образуютъ общій родовой сходъ, который вѣдаетъ всѣ общественныя дѣла, судитъ и распоряжается. Нѣсколько обществъ соединяются и образуютъ «наслегъ», союзъ родовъ; нѣсколько наслеговъ — «улусъ», нѣчто въ родѣ нашей волости. Во главѣ «улуса» стоитъ «голова» и «улусная управа». «Наслеги» управляются наслежными сходами и старостами, которыхъ называютъ «князями», или «тоёнами» — господами. Подати, повинности и другія тяготы налагаетъ и собираетъ «улусъ». Улусъ непосредственно сносится съ казначействомъ и полицейскими управленіями. Подати и подушный «ясакъ» якуты раньше платили мѣхами соболей и лисицъ; теперь, въ виду исчезновенія соболей и вообще уменьшенія пушного звѣря, они платятъ деньгами — по 5 руб. съ души (приблизительно). Есть, впрочемъ, такіе, которые платятъ по 15 руб., даже по 20, такъ такъ раскладка податей производится у якутовъ родовыми сходами по количеству сѣнокосной земли и общему достатку плательщиковъ.
Якуты бѣдны. Главное богатство ихъ рогатый и конный скотъ. Лошади якутскія небольшія, лохматыя, но очень выносливыя, крѣпкія, неприхотливыя животныя. Онѣ круглый годъ въ состояніи прожить на подножномъ корму; зимою выгребаютъ его изъ подъ глубокаго снѣга копытами. Сильная лошадь идетъ впереди, а за ней болѣе слабыя, усталыя смѣняются свѣжими. Якуты очень любятъ кобылье мясо, а изъ кобыльяго молока дѣлаютъ прекрасный, кисловатый, немного опьяняющій напитокъ — кумысъ. Тѣмъ не менѣе якуты лошадей содержатъ все меньше и меньше. Кумысъ трудно сохранять, кобылье мясо дорого, такъ какъ кобылы здѣсь жеребятся только черезъ два года, и стада наростаютъ очень медленно. Стада коннаго скота мало даютъ дохода; теперь «это скотъ богачей», по выраженію якутовъ. Нѣкогда онъ составлялъ главную основу жизни якутовъ, теперь замѣнилъ его скотъ рогатый. Якутскіе коровы и быки — маленькіе, плохенькіе. Лучшая якутская корова даетъ меньше молока, чѣмъ русская; она даетъ не больше 100 пудовъ сырого, жидкаго молока въ годъ. Для того, чтобы якутская семья изъ пяти человѣкъ могла прожить, быть сытой и одѣтой, ей необходимо 10—15 штукъ рогатаго скота; въ томъ числѣ: 1 рабочій быкъ, 4—5 подростка и яловокъ и отъ 7 до 9 дойныхъ коровъ. Семья такой зажиточности живетъ очень скромно, часто нуждается и даже голодаетъ. Большинство якутскихъ семей не обладаетъ и этимъ количествомъ скота. Не удивительно, что якуты въ большинствѣ оборваны, грязны, вѣчно голодны, живутъ тѣсно. Якуты по большей части въ долгу у богачей, какъ въ шелку. Должаютъ они за подати, за чай, за платье, а въ неурожайные или голодные годы — за сѣно, за пищу. Работать въ виду этого якутамъ приходится много, а рабочее лѣтнее время — коротко. Главное занятіе — сѣнокошеніе; на другую работу нѣтъ спроса. Начинаютъ косить съ Петрова дня — раньше трава мала. Косятъ по Михайловъ день. Каждой семьѣ необходимо накосить за это время для своего скота въ общей сложности по четыре-пять кубическихъ саженей (непрессованнаго) сѣна на штуку рогатаго скота, затѣмъ остальное время она косить сѣно на продажу или отрабатываетъ подряды. Малѣйшій лоскутокъ сѣна зимою пріобрѣтаетъ цѣнность. Въ обыкновенные года саженный возъ сѣна стоитъ до полутора рубля, но въ голодный стоимость того же количества достигаетъ 5 р. При общемъ недостаткѣ денегъ въ Якутской области эта сумма очень значительная даже для зажиточнаго якута. Даже въ средніе года, когда возъ сѣна достигаетъ 2 р. 50 к., якуты кормятъ свой скотъ впроголодь и, какъ только хоть немного потеплѣетъ, они выпускаютъ его изъ темныхъ, душныхъ хлѣвовъ, гдѣ онъ зимуетъ, на дворъ искать пропитаніе собственнымъ промысломъ. Онъ подбираетъ крохи по дорогамъ, объѣдаетъ вѣтки деревьевъ, ищетъ верхушки стоящей поверхъ снѣга травы. Изъ молока якуты приготовляютъ: масло, «таръ» и «соратъ». Оба послѣднія блюда приготовляются изъ варенаго, снятого молока, охлажденнаго и заквашеннаго. Только «соратомъ» оно называется въ свѣжемъ видѣ, а состарѣвшееся и прокисшее называется «таромъ». Въ «таръ» бросаютъ якуты остатки всего съѣдобнаго: корки хлѣба, мясо, рыбу, съѣдобные коренья и травы. Разбавленный водою, подбитый мукой, «таръ» составляетъ главную пищу большинства якутовъ. Пьютъ они также много кирпичнаго чаю съ молокомъ. Богачи ѣдятъ часто мясо и ежедневно ячменную лепешку. Печенаго, ржанаго хлѣба якуты не употребляютъ.
Сѣять хлѣбъ якуты выучились отъ русскихъ совсѣмъ еще недавно. Раньше вмѣсто муки они подмѣшивали въ «таръ» сосновую заболонь. И теперь они употребляютъ ее, но меньше. Не больше, какъ сорокъ—пятьдесятъ лѣтъ тому назадъ всѣ думали, что хлѣбъ не будетъ родиться въ Якутской области. Дѣйствительно, вначалѣ онъ вымерзалъ, но затѣмъ привыкъ, примѣнился и теперь растетъ довольно хорошо. Онъ скороспѣлый: въ два мѣсяца онъ всходитъ, наливается и созрѣваетъ. Сѣмена его, перевезенныя на югъ, на двѣ недѣли опереживаютъ мѣстные хлѣба, хотя онъ на югѣ растетъ тише, чѣмъ въ Якутской области, гдѣ длинные въ 20 часовъ лѣтніе дни сильно ускоряютъ ростъ растенія. Землю обрабатываютъ якуты очень еще неумѣло, но дѣвственная почва пока родитъ хорошо. Если засуха и ранніе инеи не убьютъ хлѣбовъ, то случаются урожаи: ячменя въ самъ-сорокъ, пшеницы въ самъ-тридцать и ярицы не меньше. Разъ я даже видѣлъ ячмень, который далъ самъ-шестидесятое зерно. Средній урожай считается самъ-десятъ, самъ-двѣнадцатъ. А только такихъ урожайныхъ лѣтъ мало: три, четыре въ десять лѣтъ, не больше. Пашутъ якуты быками. Одинъ человѣкъ ведетъ животное, а другой придерживаетъ ручку плуга. У рабочихъ быковъ пробита ноздря и заложено кольцо для повода. На быкахъ якуты ѣздятъ верхомъ и въ саняхъ, возятъ дрова, сѣно, клади, — все, что нужно.
Живутъ якуты въ деревянныхъ домахъ съ косыми стѣнами. Бревна избъ не срубомъ сложены, а поставлены торцомъ. Такой домъ русскіе зовутъ «юртой». Юрта обыкновенно для тепла обмазана снаружи глиной, смѣшанной съ навозомъ. Зимою обмазываютъ ее якуты поверхъ того мокрымъ снѣгомъ. Вмѣсто оконъ лѣтомъ вставленъ бычій или рыбій пузырь, а зимою — льдина. Окна размѣромъ не больше квадратнаго фута. Въ юртѣ, вѣчно царствуетъ сумракъ. Его разгоняетъ только свѣтъ пылающаго камина. Каминъ на большомъ, наполненномъ глиною, шесткѣ помѣщенъ почти по серединѣ избы. Онъ представляетъ срѣзанную съ одной стороны трубу изъ связанныхъ прутьями жердей, вымазанныхъ внутри толстымъ слоемъ глины. Кругомъ избы вдоль стѣнъ идутъ жердяныя, невысокія нары. На нихъ днемъ сидятъ, а ночью спятъ. Домъ раздѣленъ на двѣ половины: налѣво отъ входа — мужская, чистая половина, гдѣ хозяева принимаютъ гостей, гдѣ сидятъ и работаютъ мужчины; направо отъ входа — женская половина, гдѣ спятъ и работаютъ женщины, дѣти, гдѣ стоитъ посуда, утварь, а у бѣдныхъ въ глубинѣ помѣщается скотъ. Сюда мужчины, не принадлежащіе къ семьѣ, не должны входить. Бѣдные якуты ради сбереженія топлива живутъ по большей части вмѣстѣ со скотомъ. Отъ этого у нихъ развиваются многія болѣзни, воспаленія глазъ, легкихъ, горловыя и накожныя болѣзни. Чтобы не возить сѣна, они переселяются изъ лѣтнихъ жилищъ ближе къ своимъ стогамъ на луга. Тутъ у каждаго хозяина есть болѣе просторная и удобная юрта, называемая «зимней». Во время роста травъ якуты живутъ въ «лѣтникахъ», отстоящихъ отъ сѣнокосовъ иногда верстъ за десять. «Лѣтникъ» — та же юрта, только меньше и хуже; нѣкогда якуты живали въ конусообразныхъ палаткахъ, крытыхъ берестой, называемыхъ «урасами». Теперь такіе «урасы» сохранились только на сѣверѣ, и ихъ кроютъ землею. У болѣе богатыхъ якутовъ есть по три, четыре дома въ разныхъ сѣнокосныхъ участкахъ, и они кочуютъ нѣсколько разъ въ годъ.
Одѣваются якуты лѣтомъ въ дабовыя, синія рубахи и суконные длинные балахоны. Штаны они носятъ въ большинствѣ кожаные, изъ тонкой сыромятной кожи, «ровдуги». Сапоги — мягкіе, на сыромятной подошвѣ съ острыми носками и массой складокъ на подъемѣ, называются «сарами». Платье женщинъ отличается отъ мужского только длиною и украшеніями. Зимою поверхъ рубахъ надѣваютъ якуты суконные или ровдужные кафтаны на заячьемъ или лисьемъ мѣху. Дорожная обувь состоитъ изъ мѣховыхъ чулковъ и сапогъ шерстью наружу; къ тому якуты присоединяютъ остроконечную шапку съ наушниками, ошейникъ изъ бѣличьихъ хвостовъ и мѣховыя рукавицы. На дальнемъ сѣверѣ, гдѣ иногда долго приходится быть въ пути и часто ночевать въ снѣгу, верхнее платье всегда почти выворочено мѣхомъ наружу, отчего оно меньше отсырѣваетъ и меньше стѣсняетъ движенія путника. Эти верхнія платья зовутъ «дохами», «куклянками», «порками»; они просторны, похожи по формѣ на длинную мѣховую рубаху съ капоромъ. Женщины любятъ украшать свои платья бордюрами изъ краснаго, чернаго или зеленаго сукна, разноцвѣтными вышивками, серебряными пуговками и бисеромъ. Онѣ охотно носятъ серебряныя и мѣдныя серьги, кольца, шейные кресты на широкихъ цѣпяхъ. Всѣ якуты, и мужчины, и женщины, даже подростки, курятъ. Кисетъ съ табакомъ, трубка, кремень и огниво — необходимыя принадлежности одѣтаго въ путь якута. Такой же необходимой частью якутскаго костюма нужно считать ножъ въ чехлѣ; онъ виситъ у пояса или пришитъ къ штанамъ у правой лядви. Чаще можно увидѣть якута безъ шапки и рубахи, чѣмъ безъ ножа. Желѣзный клинокъ въ этихъ непролазныхъ лѣсахъ лучшій другъ и защитникъ человѣка. Безъ него — гибель!
Среди якутовъ есть прекрасные мастера: кузнецы, оружейники, серебряки, столяры и плотники. Они сами умѣютъ добывать желѣзо изъ руды, для чего строятъ невысокія, глиняныя печи. Вмѣсто мѣховъ употребляютъ мѣшки, стянутые чулкомъ изъ кобыльихъ ногъ. Якуты прекрасные рѣзчики по кости и дереву. Они приготовляютъ изящную рѣзную деревянную посуду, большіе бокалы и кубки для кумыса. Въ школахъ они прилежно занимаются, и сыновья богачей нерѣдко оканчиваютъ гимназію и даже поступаютъ въ университетъ. Для этого имъ, конечно, приходится ѣхать въ Петербургъ или Москву. Въ городѣ Якутскѣ нѣтъ высшихъ школъ, кромѣ мужской и женской прогимназіи. Якуты любознательны, но имъ трудно учиться, такъ какъ въ улусныхъ школахъ преподаваніе происходитъ по-русски, а рѣдкіе среди нихъ знаютъ этотъ языкъ. Часто все ученіе въ продолженіе 3—4 лѣтъ уходитъ исключительно на обученіе русской грамотѣ. Языкъ якутовъ очень близокъ къ татарскому. Они по происхожденію тюрки и жили, по преданію, когда-то на югѣ Сибири. Войны, вспыхнувшіе въ центральной Азіи и Монголіи, за тысячу слишкомъ лѣтъ назадъ, заставили ихъ вѣроятно уйти со своими стадами на сѣверъ.
Женятся якуты рано; дѣтей у нихъ бываетъ много, но мало выживаетъ. За женъ якуты платятъ родителямъ невѣсты выкупъ, «калымъ». Когда молодой человѣкъ высмотритъ себѣ по сердцу дѣвушку, то засылаетъ сватовъ, которые уговариваются о размѣрахъ «калыма» и времени свадьбы. Величина «калыма» бываетъ различна, смотря по достатку вступающихъ въ бракъ. Бѣдняки даютъ за жену двѣ, три, десять скотинъ, богачи — пятьдесятъ, сто... и часто нѣсколько сотъ рублей деньгами. Невѣста приноситъ часть обратно въ домъ мужа, въ видѣ приданаго, но эта часть всегда меньше «калыма». «Калымъ» считается платой за воспитаніе дѣвушки. Свадьбы играютъ якуты обыкновенно по осени. Свадебныхъ угощеній два: одно въ домѣ невѣсты, другое въ домѣ жениха. На свадьбу съѣзжается много гостей, званыхъ и незваныхъ, сосѣдей и родовичей того дома, гдѣ происходитъ свадебный пиръ: у невѣсты преобладаютъ невѣстиные родовичи, у жениха — жениховые. Женихъ и невѣста не сидятъ за свадебнымъ столомъ, а помѣщаются: она за занавѣской на женской половинѣ дома, а онъ — на мужской, въ углу у дверей, лицомъ повернувшись къ стѣнѣ. И онъ, и она одѣты въ дорожное платье, въ шапку и рукавицы. Такъ они сидятъ, не видя другъ друга, три дня, т. е. столько времени, сколько длится свадебный пиръ. Молодыя дѣвушки, парни въ это время на дворѣ поютъ, танцуютъ, борются, играютъ въ игры... Почетные гости и старики сидятъ на нарахъ вдоль стѣнъ, пьютъ чай, кумысъ, водку. Ѣсть даютъ имъ въ продолженіе дня нѣсколько разъ, но два угощенія считаются главными: обѣдъ и ужинъ. Передъ каждымъ гостемъ кладутъ на кобыльей кожѣ, которая по обычаю должна замѣнять столъ, по большой кучѣ свѣжеваренаго мяса. Родовичи невѣсты обмѣниваются съ родовичами жениха и обратно мясомъ и костями. Въ этомъ и заключается обрядъ якутской свадьбы; онъ выражаетъ примиреніе, пріобщеніе къ роду, прощеніе обидъ. Раньше, когда якуты похищали женъ насильно, это былъ дѣйствительно обмѣнъ подарками, вознагражденіе за обиду, во избѣжаніе войны. Послѣ свадьбы передъ самымъ отъѣздомъ весь свадебный поѣздъ съ бокалами кумысу въ рукахъ обводятъ домашніе троекратно кругомъ столбовъ коновязи, которые есть во дворѣ каждой юрты и которые якуты считаютъ священными. Всадники пьютъ кумысъ и льютъ его на гривы своихъ лошадей. Вѣнчаются якуты въ церкви по православному обряду. Мертвыхъ они тоже хоронятъ въ настоящее время, какъ православные. Они уже болѣе ста лѣтъ приняли христіанство. Они очень усердно посѣщаютъ церковь, крестятся, молятся, говѣютъ и исповѣдуются, но... въ то же время у нихъ сохранилось много повѣрій, обрядовъ, предразсудковъ отъ ихъ прежней религіи — шаманства. Шаманъ до сихъ поръ является у якутовъ единственнымъ врачомъ, заступникомъ и совѣтникомъ въ бѣдѣ и болѣзни. Позванный, онъ одѣваетъ свой обшитый желѣзомъ кафтанъ, беретъ бубенъ, пляшетъ, играетъ, поетъ, реветъ, заклинаетъ, вообще старается уговорить или испугать духовъ и боговъ, причинившихъ несчастіе. Всякое несчастіе, всякая болѣзнь происходитъ, по понятью якутовъ, отъ козней злыхъ духовъ. Грознымъ могучимъ духамъ приносятъ въ жертву якуты лошадей, самое любимое и почитаемое ими животное: менѣе грознымъ духамъ приносятъ рогатый скотъ, а еще болѣе незначительнымъ духамъ бросаютъ въ огонь сало, масло, пряники, деньги, льютъ водку. Обреченный въ жертву скотъ они выводятъ по веснѣ въ поле и, съ пѣніемъ, пляской, заклинаніями и игрой на бубнѣ, привязываютъ къ украшенному тряпками и конскимъ волосомъ столбу, впереди котораго на девяти шестахъ протянута бѣлая, волосяная веревка съ пучками конской гривы. Эта веревка изображаетъ начало пути, по которому должна улетѣть на небо душа жертвенной скотины. Послѣ обряда скотину отпускаютъ свободно въ поле, рѣже закалываютъ. Въ старину посвященный такимъ образомъ скотъ не убивали и не доили, теперь имъ пользуются наравнѣ съ другимъ скотомъ, и «боги» должны удовлетвориться только «душою» скота, «дыханіемъ», какъ выражаются якуты. Въ случаѣ тяжкой болѣзни наступаетъ немедленная жертва, скотина убивается, часть мяса сжигается, часть съѣдается присутствующими, а кожа съ головой и рогами вѣшается въ лѣсу на дерево. Главное шаманское божество называютъ якуты «Аі-тоёнъ» — богъ творецъ. Его считаютъ громовержцемъ, управителемъ и творцомъ міра. Его жену «Аі-сытъ» зовутъ праматерью, создательницей. Оба они мало вмѣшиваются въ дѣла земли. Оба они черезчуръ добры, свѣтлы и черезчуръ далеко отъ земли. Они вмѣстѣ съ другими, добрыми богами, покровителями коннаго и рогатаго скота, даютъ людямъ богатство, дѣтей, удачу. Есть, кромѣ нихъ, другія божества, не менѣе могучія — это «Улу-тоёнъ» со сподвижниками. Они постоянно вмѣшиваются въ дѣла людей и наказываютъ ихъ за малѣйшую провинность. «Улу-тоёнъ» судитъ не только людей, но и звѣрей. По своему усмотрѣнію онъ посылаетъ на виновныхъ своихъ подвластныхъ, которымъ доставляетъ особое наслажденіе вредить людямъ, уничтожать ихъ достатокъ и здоровье. Шаманъ—дитя и созданіе «Улу-тоена», вымаливаетъ у этого мощнаго бога прощеніе для людей и указаніе, какъ искупить вину. Не всѣ шаманы обманщики. Многіе вѣрятъ тому, что дѣлаютъ, и жестоко страдаютъ отъ возбужденія, отъ натуги, вызванныхъ страстными молитвами и иступленной пляской. Среди нихъ я встрѣчалъ людей добрыхъ, честныхъ, человѣколюбивыхъ, которые смотрѣли на свою способность увлекаться, какъ на даръ свыше, который они должны употреблять на пользу ближнихъ. Они заблуждались, но я не могъ имъ отказать въ уваженіи. Якуты почитаютъ боговъ рощъ, горъ, водъ и нѣкоторыхъ звѣрей: медвѣдя, лося (сохатаго), волка... изъ птицъ: орла, чайку, кукушку, куропатку, утку-гагару, кулика... считаютъ вѣщими птицами, а змѣю, ящерицу, свинью... считаютъ нечистыми животными. Бытъ якутовъ сильно измѣнился со времени завоеванія ихъ русскими. Нравы ихъ стали мягче, умъ ихъ развился. Среди нихъ стали являться люди съ возвышенной душой, которые научились любить все то, что дорого и остальнымъ народамъ земного шара. Раньше у нихъ тоже бывали и герои, и мужественные люди, но они были воинственны и думали только о выгодѣ своего рода или, самое большее, своего племени. Теперь якуты въ лицѣ лучшихъ своихъ представителей стремятся пріобщиться къ совмѣстной работѣ всего человѣчества. Знакомство ихъ съ русской наукой и цивилизаціей; съ христіанствомъ сыграло большую роль. Къ сожалѣнію, въ разрѣзъ съ этимъ положительнымъ воздѣйствіемъ идетъ работа ссыльно-поселенцевъ, которыхъ толпами направляютъ сюда въ послѣднее время и которые порочатъ имя русскихъ въ глазахъ инородцевъ. Они приносятъ сюда весь ужасъ и развратъ тюремъ и разбойничьихъ притоновъ, которые они выдаютъ за русскіе обычаи.
Кромѣ якутовъ, населяютъ Якутскую обл. тунгусы, юкагиры, (ломуты), чукчи... До пришествія якутовъ, тунгусы были единственными хозяевами страны. Они искони занимались оленеводствомъ и охотою. Они вѣчно блуждаютъ среди горъ, лѣса и по приморскимъ, безбрежнымъ тундрамъ. Они говорятъ отличнымъ отъ якутовъ манджурскимъ нарѣчіемъ, отличаются лицомъ, повадкой, платьемъ и многими обычаями. Только шаманскіе обряды и заключеніе брака у нихъ въ общемъ схожи. Тунгусы отличные стрѣлки и неутомимые охотники; они мужественны, правдивы, гостепріимны. Въ бою и на охотѣ они ловки, свирѣпы, отважны, въ дружбѣ вѣрны, во враждѣ опасны. Они вспыльчивы и вмѣстѣ съ тѣмъ великодушны; они много диче, но и много прямодушнѣе якутовъ. Все это, конечно, въ горахъ, въ пустынѣ, гдѣ водка, карты и общеніе съ жадными, безчестными торговцами, не убили старинныхъ добродѣтелей тунгусовъ. Тунгусы въ настоящее время быстро на сѣверѣ бѣднѣютъ и вымираютъ. Стада оленей гибнутъ у нихъ отъ падежей, которые повторяются все чаще, по мѣрѣ того, какъ исчезаютъ отъ лѣсныхъ пожаровъ богатыя пастбища оленьяго мха.
Вдоль береговъ Ледовитаго океана живутъ рыбачьи племена, юкагировъ и чукчей, которые питаются исключительно почти рыбой и ѣздятъ на собакахъ.
Авторъ.
(OCR: Аристарх Северин)