Отъ издателя.
Г. Добель, который, по пламенной приверженности своей къ великому нашему Монарху и Рускому народу; рѣшился обозрѣть отдаленнѣйшія страны Россійской Имперіи, коихъ истинное достоинство не было донынѣ извѣстно. Усердіе Г. Добеля должно быть пріятно всякому Рускому патріоту, а труды, подъятые имъ въ пользу Россіи, заслуживаютъ истинную признательность. Въ Журналѣ своемъ сообщаетъ онъ свѣденія о Сибири и камчатской области, и даетъ пріятную надежду, что сіи страны, ни мало не забытыя щедрою Природою, вскорѣ сдѣлаются весьма значительны для выгодъ Государства, которому прежде того были, такъ сказать, накладомъ. — Г. Добель началъ путешествіе свое съ Марта мѣсяца 1812 года, отправясь изъ Китая къ Филиппинскимъ Островамъ. Въ Августѣ тогоже года прибылъ онъ въ Камчатку. Проживъ тамъ до Февраля и обозрѣвъ многоразличныя части сего полуострова, онъ объѣхалъ Алеутской берегъ, заливы Пенжинской и Иджинской до Охотска, а отъ сего мѣста Сибирью чрезъ Якутскъ, Иркутскъ, Томскъ, Тобольскъ, Пермь и пр. пріѣхалъ въ С. Петербургъ. Между Тауйскомъ и Охотскомъ Г. Добель съ четырьмя бывшими при немъ людьми (козакомъ, вожатымъ Корякомъ, и двумя слугами изъ Китайцевъ) былъ оставленъ Тунгусами, погонщиками оленей въ бѣдственномъ положеніи на высокой горѣ. Тунгусы бѣжали и увели съ собою оленей. Г. Добелю оставалось съ товарищами его нещастія одно средство — пробираться пѣшкомъ чрезъ глубокіе снѣга, не зная положенія той земли. Корякъ былъ его вожатымъ только по имени, ибо прежде не бывалъ никогда въ сей странѣ. Прошедши двадцать одинъ день, они къ щастію очутились на берегу большой рѣки Коввы впадающей въ Тауйскую бухту, и по теченію оной плыли болѣе пятисотъ верстъ на плоту, связанномъ ремнями и бичевами, взятыми отъ экипажа. Во все время питались они по большей части дичиною. Ее стрѣлялъ Г. Добель, который по щастію былъ хорошо вооруженъ и имѣлъ запасъ пороху и дроби. — Г. Добель позволилъ, по пріязни своей къ намъ, перевесть нѣсколько отрывковъ его Журнала на Руской языкъ и сообщать ихъ по временамъ публикѣ, за что мы приносимъ ему искреннюю благодарность. — При семъ случаѣ просимъ извиненія читателей, что не сообщаемъ еще окончанія статьи объ освобожденіи Г. Головнина. Обстоятельства принудили насъ отложить оное на нѣкоторое время. Изд.
Примечание yakutshistory.net:
Погружайтесь в эпоху языка Пушкина во времена Бородино..
При оцифровке материала орфография была полностью сохранена!
(OCR: Аристарх Северин)
«Сынъ Отечества» №22, 1815. Петропавловской портъ. Берега рѣки Камчатки и Ключевская сопка.
«Сынъ Отечества» №25, 1815. Нижне-Камчатскъ. Пища Камчадаловъ.
«Сынъ Отечества» №47, 1815. О Петропавловскомъ портѣ.
«Сынъ Отечества» №1, 1816. Въ Петропавловскомъ портѣ. Японецъ Такатая-Кахи.
«Сынъ Отечества» №45, 1815. Охотскъ.
«Сынъ Отечества» №48, 1815. Юдомскій крестъ. Алданъ. Маiя.
«Сынъ Отечества» №3, 1816. Жилища якутовъ. Одежда якутовъ. Пища якутовъ. Обычаи. Легенды происхожденія якутовъ. Письмо къ издателю.
«Сынъ Отечества» №4, 1816. Якутскъ. Гостепріимность въ Якутскѣ. Якутскій острогъ.
«Сынъ Отечества» №5, 1816. Олекминскъ. Лена. Ленскiе столбы. Иркутскъ.
«Сынъ Отечества» №6, 1816. Иркутскъ. Промышленность Иркутска.
«Сынъ Отечества» №14, 1816. Томскъ. Барабинская степь. Тобольскъ.
«Сынъ Отечества» №15, 1816. Екатеринбургъ. Пермь. Значенiе Сибири для России.
Добель Петр Васильевич
— бывший одно время русским генеральным консулом на Филиппинских островах, путешественник и писатель о России, главным образом Сибири, и о Китае, родился в Ирландии, где и получил начальное воспитание; вслед за этим родители его переселились в Северо-Американские Соед. Штаты, где он поступил в Филадельфийский университет.
По окончании курса и после смерти своих родителей он поступил волонтером в армию; участвовал в нескольких походах в западной части Пенсильвании и в других областях против индейцев; кроме того, много путешествовал по Америке.
Пристрастившись к морю, он объехал много стран частью с торговыми целями, частью из любознательности.
Во время своего пребывания в Кантоне он встретился с нашим путешественником Крузенштерном, которому Добель оказал какую-то, по-видимому, довольно значительную услугу, так как награжден был Высочайше пожалованным ему бриллиантовым перстнем.
Эта неожиданная царская милость была побудительной причиной принятия Добелем вскоре русского подданства.
Узнав тогда же, что Камчатка весьма нуждается в продовольствии и доставлении туда предметов первой необходимости, он снарядил два судна, в августе 1812 г. прибыл в Петропавловский порт и одно из судов разгрузил и отправил в Маниллу; на Камчатке он прожил до февраля; осмотрев и объехав в некоторых местах Камчатку, он оставил в Петропавловске комиссионера, а сам отправился в Петербург.
По дороге он объехал Алеутский берег, заливы Пенжинский и Иджинский до Охотска; оттуда через Якутск, Иркутск и т. д. с большими приключениями добрался до Петербурга.
Дорогою он вел дневник, отрывки из которого были напечатаны в "Сыне Отечества" в 1815 и в 1816 годах. Путешественник в восторге от естественных богатств Сибири и особенно восторгается Камчаткой, которая, по его мнению, имеет все данные для того, чтобы сделаться цветущею торговою страною; единственная беда заключается только в недостатке населения.
Эту мысль он настойчиво проводил также и в письмах и проектах, подававшихся им сибирским властям.
В Петербурге Добель выхлопотал себе право торговли на весьма льготных условиях, и правительство, смотревшее тогда благосклонно на торговлю иностранцев, предоставило местному начальству право допускать торговлю на таких же условиях всем приходящим иностранным судам. Кроме того Добель представил правительству обширный план развития промышленности и торговли на Тихом океане.
Сущность плана состояла в том, чтобы завести на сибирских водах китовый промысел и устроить торговые сношения между Охотском и Камчаткой с одной стороны и Филиппинскими островами с другой, с целью снабжения этой части Сибири жизненными припасами.
План этот был принят, и Добелю было поручено привести его в исполнение.
В 1818 году Добель был принят в русскую службу с чином надворного советника и назначен нашим генеральным консулом на Филиппинских островах.
Испанское правительство однако же отказалось признать его в звании консула под тем предлогом, что в колониях его вообще иностранные консулы не допускаются; но обещало оказывать возможное содействие, как частному лицу, подданному дружественной державы.
Добель в то время вступил уже в русское подданство и записался в купцы 2-й гильдии.
В конце 1818 г. Добель возвратился на Камчатку.
Дела его там шли очень плохо, он терпел громадные убытки, поссорился со своим комиссионером и некоторыми лицами местного управления, но тем не менее не терял надежды, как это видно из писем к Трескину, где он, указывая на естественные богатства Камчатки, мечтает завести у ее берегов китовую ловлю. Воспользовавшись приездом туда торгового агента одной американской компании, Добель заключил было вместе с начальником местного управления, Рикордом, с приехавшим агентом договор о китовом промысле.
Договор этот не был, впрочем, утвержден высшим начальством, политика которого по отношению к иностранцам круто изменилась благодаря стараниям Российско-Американской компании, интересы которой могли пострадать от допущения иностранной торговли и промысла.
Иностранцам, которые по следам Добеля появились в Камчатке, торговля была воспрещена, их даже выселили, и иностранным кораблям запрещено было приставать в портах Восточной Сибири.
Сам Добель сначала сохранил только право жительства на Камчатке, а по своей должности обязан был только содействовать заготовлению товаров для судов, принадлежащих казне или Российско-Американской компании.
Это распоряжение не застало Д. на Камчатке, он тем временем отправился на место своего назначения в Маниллу, где его вскоре постигло новое несчастье: во время возмущения в Манилле его имущество было разграблено.
Впрочем в 1821 г. он снова пришел с грузом товара и, как русский подданный, женатый на русской, купец 2-й гильдии, добился права торговли, несмотря на тревогу, поднятую при его приходе правлением Российско-Американской К°. Но и на этот раз его попытка завести правильную торговлю на Камчатке не увенчалась успехом.
Почти совсем разорившись, он вернулся в 1828 г. в Петербург, где он должен был узнать, что даже его консульское жалование, которое получал вместо него один знакомый, подверглось описи и погибло для него в имуществе последнего.
Несмотря на все эти злоключения, Добель, насколько мы можем догадываться по тому, каким встречаем его на известных четвергах Греча (Воспоминания с.-петербургского старожила.
Сборник Кашпирева, т. II, стр. 73, 74, 101), не пал духом и продолжал жизнь коммерсанта-путешественника и любителя сильных ощущений.
Умер Д. в 1855 г. Соч. Добеля.
Письма путешественника по Сибири в "Сыне Отечества" 1815 г. и 1816 г. — "Тravels in Kamtschatka and Siberia", Лондон, 1830 г.; на русский язык переведена только 2-я ч. Джунковским с некоторыми добавлениями. — "Путешествия и новейшие наблюдения в Китае, Манилле и Индо-Китайском архипелаге, бывшего Российского генерального консула на Филиппинских островах, коллежского советника Петра Добеля". Составил и с английского перевел с Высочайшего соизволения А. Дж. в двух частях.
СПб. 1833 г. Тут же и краткая биография Добеля. — "Sept annees en Chine" (перевод Е. Голицына, СПб. 1833 г.) — "Russia at it is and not as it has been represented". Лондон, 1833 г. Кроме вышеупомянутой биографии см. "Исторические сведения о деятельности M. M. Сперанского в Сибири" В. И. Вагина.
СПб. 1872 г., II т., глава XX. Энциклоп. словарь Брокгауза и Ефрона. {Половцов} Добель, Петр Васильевич — родом ирландец, занимался торговлей и в 1817 г. назначен русским консулом на Филиппинских островах.
Много путешествовал; его рассказы о Сибири были сообщены в "Сыне Отечества", 1815 в 1816 гг. Умер в 1852 г. Напечатал "Travels in Kamtschatka and Siberia" (Л., 1830 г.; на русский яз. переведена только 2-я часть, Джунковским, СПб., 1833; здесь и биография Д.); "Sept annees en Chine" (перев. Е. Голицына, СПб., 1838); "Russia at it is, and not as it has been represented" (Л., 1833). {Брокгауз} Добель, Петр Васильевич русс. консул на Филиппинских островах, путешественник, писатель; † 26 апр. 1852 г. {Половцов}