ЯКУТЫ
Глава IV изъ «Историко—этнографическаго очерка Иркутской губерніи»
В. ЧУДНОВСКАГО
«Записки Сиб. Отд. ИРГО», кн.VIII. 1865 г.
О времени прихода Якутовъ въ нынѣ занимаемую ими страну и о происхожденіи ихъ между ними самими сохранилось преданіе, въ которомъ, какъ и во всякомъ сказаніи народа, не имѣющаго своей письменности, хотя и есть много баснословнаго, но главная, основная мысль сказанія достойна вниманія, какъ ее подтвердили и новѣйшія изысканія науки. Вотъ вкратцѣ содержаніе этого сказанія (1):
(1) Сказаніе это приведено тоже въ сочиненіи Н. Щукина «Поѣздка въ Якутскъ СПБ. 1844. г. (ст. 270 и 274), но и этотъ разсказъ, подобно большинству сочиненій этого писателя, изукрашенъ собственною фантазіею автора.
Праотцы Якутовъ, называвшіеся Урянхай—Саха, жили на западномъ берегу Аральскаго моря, среди другихъ народовъ Тюркской расы; но вслѣдствіе неизвѣстныхъ причинъ они рѣшились оставить свою родину; переплывши море и двигаясь на востокъ, они дошли до верховьевъ Енисея. Здѣсь они раздѣлились: часть ихъ разсѣлилась въ этомъ мѣстѣ (нынѣшніе Уранхаи, подвластные Китаю, и Саха, небольшой родъ Качинцевъ, живущій въ Красноярскомъ округѣ (Енисейской губерніи); другая, именно нѣкто Омогай—Бэй съ своею семьею, — двинулась къ верховьямъ Лены и, будучи преслѣдуема Бурятами, спустилась на плотахъ внизъ по этой рѣкѣ и высадилась на берегъ близь того мѣста, гдѣ нынѣ г. Якутскъ. Чрезъ нѣсколько времени туда же приплылъ одинъ Бурятъ, по имени Элей (2), снискавшій вскорѣ такую дружбу Омогая, что послѣдній выдалъ за него одну изъ двухъ своихъ дочерей; отъ этого брака родилось 12 сыновей, а отъ нихъ размножилось все нынѣшнее племя Якутовъ.
(2) Элей или Элетъ играетъ тоже большую роль въ историческихъ сказаніяхъ Калмыковъ и Бурятъ; — именно ссорою двухъ братьевъ Элета и Бурята за кобылу объясняется раздѣленіе этихъ двухъ народовъ и причина перехода Бурятъ (родоначальникомъ которыхъ былъ Бурятъ) на берега Байкала, а Калмыковъ (съ ихъ родоначальникомъ Элетомъ) на Волгу.
Изъ этого сказанія видно, что переселеніе Якутовъ въ нынѣ занимаемую ими страну должно было происходить уже въ то время, когда Буряты утвердились въ нынѣшней Иркутской губерніи, т. е. въ XII и ХІѴ столѣтіяхъ и, что Якуты производятъ себя отъ Тюркской расы. Послѣдняя мысль особенно замѣчательна.
Всѣ писатели о Сибири и этнографы прошлаго и начала нынѣшняго столѣтія были въ рѣшительномъ затрудненіи, къ какому племени отнести Якутовъ? Одни выдавали ихъ за Монголовъ, другіе за Татаръ (3). Причиною подобнаго разногласія былъ языкъ Якутовъ, въ которомъ встрѣчаются монгольскія и татарскія слова, хотя большинство словъ якутскаго языка не подходитъ ни подъ одинъ изъ тѣхъ двухъ языковъ. К. Риттеръ, доказавши фактически, что народъ, слывшій до тѣхъ поръ подъ именемъ Татаръ Казанскихъ, Астраханскихъ, Тобольскихъ, Томскихъ, Енисейскихъ (Бельтиры, Качинцы, Сойоты и проч.) суть вовсе не Татары, а Турки, или вѣрнѣе Турко—татары, такъ какъ языкъ и обычаи отъ долгаго владычества надъ ними Татаръ, подверглись сильному вліянію послѣднихъ (4), — косвенно освѣтилъ вопросъ по племенамъ о происхожденіи Якутовъ, а А. Эрманъ (5) уже высказываетъ предположеніе: не принадлежатъ ли также Якуты къ турко—татарскому племени? Впрочемъ филологическія изысканія Эрмана, коими онъ хотѣлъ подтвердить свое мнѣніе, были крайне ошибочны (6).
(3) См. Опис. Сибирск. Царства «Миллера СПБ. 1787 г. кн. 1 стр. 21 и 22. Сибир. Истор. Фишера СПБ. част. 1 стр. 21 и проч.
(4) Die Erkunde von Asien. 1 Band S. 282—283.
(5) Reise um die Erde durch Nord—Asien und die beiden Oceane. Berlin. 1836. 2 Band. S. 280—294.
(6) Ueber die Sprache der Jakuten von O. Böthlingk. S. Petersburg 1851. Einleitung. S. XL-XLIV.
Чтобы окончательно разъяснить вопросъ, необходимо было спеціально заняться изученіемъ якутскаго языка и сравненіемъ его съ другими азіатскими (татарскимъ, монгольскимъ, турецкимъ и проч.) языками. Это и сдѣлали Бетлингкъ и Миддендорфъ (7). Изысканія ихъ подтвердили мысль, что Якуты принадлежатъ къ турко—татарской расѣ и вмѣстѣ съ тѣмъ, что этотъ народъ отдѣлился отъ своихъ одноплеменниковъ уже въ весьма отдаленные времена, такъ что языкъ, обычаи и даже структура черепа успѣли подвергнуться сильному вліянію сосѣднихъ народовъ, особенно сильно обнаружилось это вліяніе на языкѣ, по этому Бетлингкъ находитъ даже, что его не слѣдуетъ называть турко—татарскимъ, а турко—якутскимъ (8). Что подобное вліяніе было, — это не сомнѣнно; вѣрнѣе даже, что народъ, называемый Якутами, произошелъ отъ смѣшенія выселившихся въ нынѣ занимаемую Якутами страну Турко—татаръ съ Бурятами и Тунгусами и проч., на это обстоятельство указываетъ и выше приведенное якутское сказаніе (Элей) и сохранившееся до сихъ поръ извѣстіе о переселеніи въ былыя времена въ Якутскую область цѣлыхъ семей Бурятъ, давшихъ даже названіе нѣкоторымъ якутскимъ родамъ (9).
(7) Middendorf's—Reise in den àussersten Norden und Osten Sibirien. S. Petersburg. 1848. 3 Bände.
(8) Böthlingk. Einleitung. S. XXIX.
(9) Роды Хоринскій, Сортольскій и проч.
Такимъ образомъ мысль народа, не имѣющаго ни своей письменности, ни исторіи, и черпающаго факты о своей давнопрошедшей жизни изъ полубаснословныхъ сказокъ, передаваемыхъ отъ поколѣнія къ поколѣнію, подтвердилось строго научными изысканіями. — Точно также весьма вѣроятно, что Якуты дѣйствительно одноплеменны съ Саха (небольшимъ родомъ Качинцевъ), и съ Урянхаями. Языкъ Качинцевъ весьма схожъ съ языкомъ Якутовъ (Риттеръ); языкъ же Урянхаевъ до сихъ поръ еще не вполнѣ изслѣдованъ.
Происхожденіе слова Якутъ не объяснено еще до сихъ поръ. Извѣстно, что сами Якуты называютъ себя Саха, или Урянхай—Саха и что во всей Якутской области нѣтъ ни одной рѣки, урочища и проч., отъ которыхъ бы можно было произвести имя, подъ которымъ слыветъ народъ, населяющій эти мѣста, — Извѣстный Дорджн—Банзаровъ предполагаетъ, что слово Яка, множественное число котораго по монгольски и будетъ Якутъ, происходитъ отъ видоизмѣненнаго Монголами слова Саха (10), Тунгусы тоже называютъ Якутовъ Соко, что очевидно тождественно съ Яка. Зауеръ предполагаетъ, что Якутъ была фамилія русскаго основателя Якутскаго острога, или открывшаго впервые Якутовъ; какъ бы въ подтвержденіе своего мнѣнія, онъ приводитъ, что и теперь не рѣдко можно встрѣтить въ Якутской области казаковъ, носящихъ фамилію Якутовъ; но очевидно, что тутъ гораздо основательнѣе обратная посылка, т. е. упомянутые казаки получили свое прозвище отъ города Якутска или отъ Якутской области. — Наконецъ достойно замѣчанія еще одно мнѣніе: слово Якутъ происходить отъ якутскаго же слова джехотъ, что значитъ «куда, не уйдешь», употребляемаго и употреблявшагося Якутами при дракахъ и битвахъ, когда противникъ обращается въ бѣгство.
(10) Böthlingk. Einleit. 8. XXXVI.
Якуты, какъ извѣстно, составляютъ въ настоящее время основное населеніе Якутской области; въ Иркутской же губерніи (Киренскомъ округѣ) нѣсколько болѣе 1500, и при томъ они перечислены сюда для удобства управленія изъ Якутской области лишь нѣсколько лѣтъ тому назадъ (11). По образу жизни иркутскіе Якуты принадлежать къ кочевымъ народамъ; впрочемъ въ послѣднее время они начинаютъ постепенно переходить къ осѣдлости, расчищаютъ лѣса подъ пашни, осушаютъ болота и занимаются перевозкою тяжестей на ленскихъ и Олекминскихъ золотыхъ промыслахъ. Всѣ иркутскіе Якуты христіане, управляются они особою инородною управою — сунтарско—олекминскою; мѣсто ихъ жительства находится близь границы Киренскаго и Олекминскаго округовъ, по притокамъ Лены съ лѣвой стороны: Пеледую, Нюѣ, Бескелѣ, Биченоѣ, Анатарѣ, Жербѣ и Жамнѣ, а отчасти и по обоимъ берегамъ самой Лены.
(11) Въ 1852 г.
(OCR: Аристарх Северин)