ЭТНОГРАФИЧЕСКIЙ ОЧЕРКЪ
Глава изъ учебнаго пособiя К.В. Ельницкаго
"ИНОРОДЦЫ СИБИРИ" 1895 г.
Якуты населяютъ Якутскую область, по бассейнамъ Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Ихъ насчитываютъ до двухсотъ-тридцати тысячъ человѣкъ обоего пола.
Страна, на которой поселились якуты, представляетъ мало удобствъ къ жизни; но, несмотря на это, они обжились въ ней и думаютъ, что не можетъ быть болѣе благодатной страны.
Первоначально якуты жили около Байкальскаго озера и на рѣкѣ Ангарѣ, но вытѣсненные оттуда бурятами и другими инородцами, двинулись на сѣверъ и сѣверо-востокъ и заняли мѣстность, которую населяютъ въ настоящее время.
Якуты сами себя называютъ зохами. Якутами назвали ихъ впервые русскіе, которые смѣшали ихъ съ юкагирами, живущими въ сосѣдствѣ съ ними.
Якуты относятся къ турецко-татарскому (тюркскому) племени. Они имѣютъ смуглый цвѣтъ лица, широкій приплюснутый носъ, черные, блестящіе узкіе глаза и черные волосы; бороды и усовъ не имѣютъ, такъ какъ выдергиваютъ волосы, когда они начинаютъ расти; волосы на головѣ стригутъ коротко, оставляя длинными только на затылкѣ; женщины заплетаютъ косы.
Одежда якутовъ состоитъ изъ шубы или кафтана до колѣнъ длиною, съ разрѣзомъ назади, для удобства при верховой ѣздѣ. Зимою сверхъ этой шубы надѣваютъ еще другую шубу, называемую санаякъ; на голову надѣваютъ суконную шапку, обшитую по околышку мѣхомъ. На шею надѣваютъ бѣличьи хвосты, а на руки — рукавицы изъ лисьихъ лапъ. На ладоняхъ рукавицъ дѣлается прорѣха, чрезъ которую, не снимая рукавицы, можно высунуть руку, если нужно сдѣлать что-нибудь на морозѣ голою рукою. На ноги надѣваютъ кожаныя узкія панталоны (сутуры) и длинные сапоги изъ кожи оленьихъ или лошадиныхъ ногъ (торбасы); подъ колѣномъ и повыше колѣна они перевязываются ремнями. Одежда женщинъ похожа на одежду мужчинъ, только шуба или кафтанъ ихъ дѣлается длиннѣе; онѣ любятъ украшать себя огромными серебряными или мѣдными серьгами, серебрянымъ широкимъ ожерельемъ и широкими браслетами. Шапка ихъ, будучи похожа на мужскую, отличается отъ послѣдней только изобильнымъ шитьемъ поверху.
Одежда богатыхъ якутовъ и якутокъ отличается отъ одежды бѣдныхъ болѣе дорогою матеріей, которою покрывается шуба, болѣе изобильнымъ шитьемъ и серебрянымъ поясомъ съ разными чеканеными на немъ фигурами.
Якуты лѣтомъ живутъ въ берестяныхъ чумахъ, которые при перекочевкѣ перевозятся; чумы ихъ похожи на чумы самоѣдовъ и другихъ сѣверныхъ инородцевъ. Зимою они живутъ въ избушкахъ, сдѣланныхъ изъ досокъ или тонкихъ бревенъ, прикрѣпленныхъ къ четыремъ столбамъ. Снаружи избушки обмазаны глиной, смѣшанной съ навозомъ, пли обложены дерномъ. Низкая кровля изъ жердей покрывается сѣномъ, а потомъ слоемъ земли. Свѣтъ въ избушку проникаетъ чрезъ одно или два небольшія оконца съ вставленными въ нихъ льдинами. Низкая дверь всегда обращена къ востоку. Полъ у бѣдныхъ опущенъ внизъ фута на два и плотно убитъ; у богатыхъ онъ приподнятъ и выстланъ досками. Вдоль стѣнъ избушки устроены постели, отгороженныя одна отъ другой лошадиными кожами или досками. Посрединѣ ея, поближе къ дверямъ, стоитъ чувалъ или очагъ, съ трубою, проведенною въ кровлю; въ немъ безпрестанно горитъ огонь, для тепла и варки пищи. По стѣнамъ избы развѣшаны платье и другія принадлежности якутовъ. Возлѣ избушки устраивается обыкновенно нѣсколько сараевъ для коровъ и телятъ. Впрочемъ, очень часто телята и жеребята помѣщаются въ самой избѣ, вмѣстѣ съ людьми.
Въ якутскихъ избушкахъ всегда бываетъ до крайности грязно; воздухъ въ нихъ обыкновенно испорченъ. Вслѣдствіе испорченности воздуха въ избушкахъ и крайней нечистоплотности якутовъ, какъ они сами, такъ и всѣ вещи ихъ пропитываются непріятнымъ запахомъ; даже ягоды и молоко, продаваемыя ими русскимъ, отдаютъ этимъ запахомъ.
Свои хижины или чумы якуты ставятъ разбросанно, въ нѣсколькихъ верстахъ одна отъ другой. Въ каждой хижинѣ живетъ два или три семейства, связанныя между собою родствомъ. Пастбища и сѣнокосы якутовъ прилегаютъ большею частью къ ихъ избамъ или чумамъ.
Многолюдныхъ деревень или селеніи у якутовъ нѣтъ. Нѣсколько десятковъ избушекъ или чумовъ, расположенныхъ на извѣстномъ пространствѣ, составляютъ наслегъ или, по мѣстному произношенію, — ночлегъ. Нѣсколько наслеговъ составляютъ улусъ. Въ улусѣ живетъ нѣсколько сотъ и даже до тысячи и болѣе человѣкъ. Улусомъ управляетъ избранный народомъ и утвержденный русскимъ начальствомъ голова, а наслегомъ — староста и его помощники — старшины. Староста и старшины наблюдаютъ за порядкомъ въ наслегѣ и заботятся объ исправномъ взносѣ податей.
Якуты отъ природы одарены довольно значительными умственными способностями; они обладаютъ сильною памятью: всѣ событія изъ своей жизни они помнятъ съ удивительной отчетливостью и ясностью. Достаточно якуту разъ проѣхать по дорогѣ, чтобы навсегда запомнить каждый кустикъ, ручеекъ, пригорокъ. Изъ внѣшнихъ чувствъ особенно сильно у якутовъ зрѣніе; они ясно видятъ на такомъ далекомъ разстояніи, на какомъ ни одинъ европеецъ не въ состояніи ничего различить. Нѣкоторые якуты невооруженнымъ глазомъ видятъ такія звѣзды, которыя европейцу видны только въ подзорную трубу.
Благодаря своей переимчивости и умственной способности, якуты легко научаются ремесламъ. Они плотничаютъ не хуже настоящихъ русскихъ плотниковъ; столярныя издѣлія они производятъ не хуже русскихъ столяровъ: большая часть мебели, употребляемой жителями Якутска, дѣлается руками якутовъ. Нѣкоторые якуты научаются дѣлать кинжалы и ножи, и издѣлія ихъ не заставляютъ желать лучшаго. Рукоятка якутскихъ кинжаловъ искусно украшается оловомъ, ножны къ нимъ дѣлаются изъ бересты, обтягиваются черной кожей и, для прочности, оковываются желѣзными полосками. Изъ мамонтовой кости они искусно дѣлаютъ гребни, гребенки и разныя другія издѣлія, а изъ бѣлыхъ и цвѣтныхъ кожъ — изящные ковры. Многія якутки поступаютъ въ русскіе дома въ услуженіе няньками, швеями, горничными, кухарками, а якуты — кучерами, лакеями и дворниками, — и хозяева довольны работой своей прислуги. Для якутскихъ дѣтей устроено нѣсколько школъ, въ которыхъ они научаются читать, писать и начальнымъ ариѳметическимъ дѣйствіямъ.
Умственная сила якутовъ проявляется также во вліяніи ихъ на русскихъ. Якутскій языкъ сдѣлался во многихъ русскихъ семействахъ преобладающимъ; многіе русскіе охотнѣе разговариваютъ по-якутски, чѣмъ по-русски. Такое явленіе объясняется тѣмъ, что прислуга въ русскихъ семействахъ преимущественно состоитъ изъ якутовъ: нянька — якутка, кухарка — якутка, кучеръ — якутъ и т. д. Дитя съ первыхъ дней жизни слышитъ якутскую рѣчь и научается ей. Взрослый человѣкъ, имѣя большею частью дѣло съ якутами, разговариваетъ съ ними на ихъ языкѣ и привыкаетъ на немъ выражать свои мысли. Кромѣ языка, многіе русскіе переняли отъ якутовъ нѣкоторые ихъ обычаи и одежду. Особенно зимою часто можно встрѣтить русскихъ въ якутской одеждѣ.
При своихъ значительныхъ умственныхъ способностяхъ, якуты въ нравственномъ отношеніи, по свидѣтельству лицъ, жившихъ среди нихъ, стоятъ ниже другихъ инородцевъ: они лукавы и не всегда честны. Если что плохо припрятано, якутъ стащитъ; если представляется возможность поживиться обманомъ, онъ не задумается прибѣгнуть къ нему. Кромѣ того якуты злопамятны и мстительны: за полученную обиду якутъ постарается отомстить; если же это не удастся ему самому, онъ завѣщаетъ мщеніе своему сыну или ближайшему родственнику. Далѣе, они скрытны и необщительны; вслѣдствіе этого своего качества, они стараются селиться уединенно. Но уединенная жизнь не мѣшаетъ имъ затѣвать тяжбы между собою и съ русскими. Къ тяжбамъ они большіе охотники. Якутъ не преминетъ никакого случая, дающаго ему возможность затѣять съ кѣмъ-нибудь тяжбу или привлечь кого-нибудь къ отвѣтственности. Къ указаннымъ чертамъ характера якутовъ слѣдуетъ еще прибавить хитрость и вкрадчивость ихъ. Якутъ всегда сумѣетъ пріобрѣсти довѣріе русскаго, если это ему полезно.
Добродѣтель, общая у якутовъ съ другими инородцами, состоитъ въ гостепріимствѣ. Путешественникъ всегда найдетъ въ избушкѣ или чумѣ якута радушный пріемъ и готовность подѣлиться тѣмъ, что у него есть.
Для выраженія своей ласки къ кому-нибудь якуты не цѣлуютъ его, а обнимаютъ его и нюхаютъ его голову, шею, одежду. Такъ, мать, желая приласкать своего ребенка, обнимаетъ и обнюхиваетъ его. Только якуты, часто обращающіеся съ русскими, научились отъ послѣднихъ выражать свою пріязнь и ласку поцѣлуемъ.
При встрѣчѣ знакомые якуты привѣтствуютъ другъ друга словомъ кепсé, т. -е. разсказывай.
Свободное время якуты проводятъ въ своихъ чумахъ, у горящаго огня, въ бесѣдѣ, слушаніи разсказовъ и карточной игрѣ. Жены ихъ въ это время занимаются рукодѣліемъ. Весной, когда луга покрываются травой, якуты справляютъ праздникъ „юзехъ“, при чемъ ѣдятъ много мяса, пляшутъ и поютъ пѣсни.
Живя въ суровомъ климатѣ, якуты въ удивительной мѣрѣ приспособились къ перенесенію холода. Нерѣдко якуту приходится ночевать подъ открытымъ небомъ при сорокаградусномъ морозѣ. Онъ раскапываетъ снѣгъ, разводитъ костеръ, снимаетъ съ себя верхнюю одежду и ложится у костра, прикрывшись снятой одеждой. Согрѣвшись у костра, онъ затыкаетъ себѣ шерстью носъ и уши, закрываетъ лицо и такимъ образомъ засыпаетъ, не боясь замерзнуть. Еще съ младенчества якуты пріучаются къ перенесенію холода. Своихъ маленькихъ дѣтей они вытираютъ снѣгомъ, пріучая ихъ такимъ образомъ къ перенесенію стужи. Зимою нагія или полунагія дѣти сидятъ въ хижинѣ на голомъ холодномъ земляномъ полу и, несмотря на сильный морозъ, не одѣвшись, выбѣгаютъ изъ хижины на открытый воздухъ.
Большинство якутовъ считаются христіанами; но многіе изъ нихъ исполняютъ только наружные обряды христіанской религіи, придерживаясь языческихъ суевѣрій и вѣруя въ силу своихъ шамановъ. Громъ и молнію, солнце и огонь они почитаютъ за существа живыя, которымъ нужно поклоняться и которыхъ нужно умилостивлять жертвой. Предъ началомъ ѣды они бросаютъ кусокъ мяса или сала въ огонь. Если при этомъ на огнѣ щелкнетъ, то это, по ихъ понятію, предвѣщаетъ большое несчастіе, для избѣжанія котораго стараются умилостивить огонь новою жертвою. Передъ огнемъ якуты присягаютъ, при чемъ присягающій садится на черепъ медвѣдя, лицомъ къ очагу, и льетъ на огонь масло, остатокъ котораго выпиваетъ, приговаривая: „Если я солгалъ въ своемъ показаніи, то пусть это масло превратится въ ядъ и отравитъ мою внутренность“.
Въ нѣкоторыхъ якутскихъ избушкахъ или чумахъ можно видѣть деревянныхъ идольчиковъ, которымъ во время ѣды обмазываютъ лицо жиромъ или саломъ, но почестей имъ никакихъ не воздаютъ.
Русское духовенство старается просвѣщать якутовъ христіанскими истинами и отстранять ихъ отъ языческихъ суевѣрій и понятій. Дѣятельность его не остается безъ послѣдствій: многіе якуты стараются жить по требованію христіанской церкви и съ уваженіемъ относятся къ своимъ пастырямъ. Когда священникъ пріѣзжаетъ въ наслегъ, якуты его встрѣчаютъ, кланяются ему и приглашаютъ его въ лучшую избушку или въ лучшій чумъ.
Священное писаніе переведено на якутскій языкъ и якуты имѣютъ возможность слушать богослуженіе на родномъ языкѣ.
Въ числѣ бытовыхъ обрядовъ якутовъ сохранилось много языческихъ, которые совершаются рядомъ съ христіанскими обрядами.
Бракъ у якутовъ совершается послѣ уплаты родителямъ невѣсты условленнаго калыма. Случается, что родители просватываютъ своихъ еще малолѣтнихъ дѣтей, при чемъ начинается уплата калыма. Большею же частью женихъ самъ находитъ себѣ невѣсту и, съ согласія своихъ родителей, посылаетъ къ родителямъ невѣсты свата, который и условливается относительно калыма. Заключивши условіе, спрашиваютъ невѣсту, согласна ли она выйти за сватающагося жениха. Она обыкновенно молчитъ, и молчаніе ея принимается за согласіе. Спустя нѣсколько времени, обыкновенно въ первыхъ числахъ рожденія новой луны, женихъ съ родственниками пріѣзжаетъ въ улусъ невѣсты. Вошедши въ избу, онъ становится по правую сторону очага, а отецъ съ матерью по лѣвую. Женихъ становится на правое колѣно и льетъ въ огонь топленое масло, потомъ, приподнявши шапку, дѣлаетъ три поклона. Шаманъ, сидящій на отцовской постели, провозглашаетъ пожеланіе вступающимъ въ бракъ счастья, долголѣтія, богатства и многочисленнаго потомства. Женихъ выходить изъ избы, надѣваетъ лучшее платье и съ гостями возвращается въ избу. Начинается угощеніе лошадинымъ и коровьимъ мясомъ, масломъ и чаемъ. Послѣ угощенія невѣста вмѣстѣ со своими родственниками ѣдетъ въ улусъ жениха. Когда поѣздъ приблизится, родственники нахлобучиваютъ ей на глаза шапку пли завѣшиваютъ ея лицо шкуркою. Затѣмъ трое изъ нихъ входятъ въ хижину жениха. Вошедши, они становятся на колѣни передъ горящимъ очагомъ и объявляютъ, что пришли по порученію невѣсты осмотрѣть ея новое жилище. Имъ подносятъ по кружкѣ кумысу, мѣрою каждая около четверти ведра. Они трижды призываютъ благословеніе на молодыхъ, кропятъ на очагъ кумысомъ и пьютъ его. Обычай требуетъ, чтобы они выпили все до дна. Выпивъ кумысъ, они выходятъ изъ хижины и присоединяются къ прибывшему поѣзду невѣсты. Невѣста, вошедши въ хижину, становится на правое колѣно, кладетъ въ огонь масло и дѣлаетъ три поклона. Шаманъ вторично провозглашаетъ пожеланіе жениху и невѣстѣ богатства, счастья и многочисленнаго потомства. Начинается пиршество. На другой или третій день родители брачущихся обмѣниваются подарками; если подарки не соотвѣтствуютъ ихъ ожиданіямъ, между ними зарождается вражда.
Родство по мужскому колѣну признается у якутовъ препятствіемъ къ заключенію брака; свойство же не признается такимъ препятствіемъ. Вообще же слѣдуетъ замѣтить, что якуты стараются брать себѣ женъ изъ чужого рода и даже чужого улуса.
Послѣ совершенія языческихъ обрядовъ, вступающіе въ бракъ обвѣнчиваются священникомъ при его пріѣздѣ въ улусъ.
При рожденіи у якута сына, отецъ призываетъ къ себѣ родственниковъ и знакомыхъ, угощаетъ ихъ мясомъ и при этомъ даетъ имя новорожденному. При рожденіи дочери обыкновенно не бываетъ никакого празднества. Крещеніе новорожденнаго совершается при пріѣздѣ въ улусъ священника.
Своихъ дѣтей якуты не особенно балуютъ и нѣжатъ: кладутъ ихъ нагими въ жесткія зыбки или корыта изъ бересты, прикрываютъ ихъ старыми шкурами или лохмотьями, кормятъ молокомъ съ водою и мало обращаютъ вниманія на ихъ крикъ, думая, что чѣмъ больше младенецъ кричитъ, тѣмъ скорѣе растетъ.
Покойника якуты погребаютъ обыкновенно въ день его смерти. Вмѣстѣ съ покойникомъ кладутъ въ могилу его платье и убитую лошадь съ сбруей, а также съѣдобное — мясо и жиръ.
Зарывши покойника, якуты объѣзжаютъ его могилу три раза противъ солнца. Близкіе родственники покойника не приближаются къ могилѣ, а издали жалобно голосятъ. На могилѣ ставятъ иногда срубъ, который огораживаютъ заборомъ, на столбахъ котораго вѣшаютъ конскія головы. Родственники покойнаго, жившіе съ нимъ въ одномъ чумѣ, переселяются въ другой чумъ, такъ какъ считаютъ то мѣсто, гдѣ умеръ покойникъ, жилищемъ злого духа.
Покойниковъ, погребенныхъ безъ отпѣванія священника, послѣдній отпѣваетъ при своемъ прибытіи въ наслегъ.
Сказавши о нѣкоторыхъ языческихъ обрядахъ, сохранившихся у якутовъ, слѣдуетъ замѣтить, что обряды эти послѣдовательно исчезаютъ, по мѣрѣ того, какъ христіанское ученіе проникаетъ въ сознаніе народа. Въ нѣкоторыхъ улусахъ, гдѣ есть церковь и священники, почти совершенно утратились языческіе обряды и вѣрованія и о нихъ сохранились лишь преданія.
Главное богатство якутовъ состоитъ въ табунахъ лошадей и стадахъ рогатаго скота. Лошадь служитъ для нихъ тѣмъ, чѣмъ олень для самоѣдовъ и остяковъ, т. -е. не только употребляется для верховой ѣзды и перевозки тяжестей, но и доставляетъ пищу и питье: конина составляетъ лакомое блюдо якутовъ, а кумысъ — ихъ любимый напитокъ. Якутская лошадь пріучена переносить и стужу, и недостатокъ пищи. Она остается подъ открытымъ небомъ при тридцати и болѣе градусахъ мороза и сама добываетъ себѣ кормъ изъ-подъ снѣга. Пробѣжать нѣсколько десятковъ верстъ и затѣмъ въ поту остаться на морозѣ безъ попоны — для нея нипочемъ. Несмотря на скудость пищи, якутскія лошади долго сохраняютъ бодрость и силу.
Кромѣ лошадей, для ѣзды употребляются также олени и собаки. Собакъ запрягаютъ въ длинныя нарты, переплетенныя ремешками. Передняя часть нарты скрѣплена полукруглой вѣтвиной, называемой бараномъ; отъ барана проведенъ ремень съ узлами, на которые, по обѣ стороны ремня, прицѣпляются петлями собаки. Въ одну нарту запрягаются отъ 6 до 14 собакъ, смотря по грузу; на каждую собаку полагается около одного пуда тяжести. Спереди прицѣпляются наиболѣе смышленыя собаки. Якутъ, сидящій на передней части нарты, держитъ въ рукѣ длинный кнутъ, которымъ и ударяетъ собаку, вздумавшую лѣниться или шалить. Нужна нѣкоторая ловкость и опытность, чтобы ударить именно ту собаку, которую слѣдуетъ наказать.
Содержаніе собакъ якутамъ почти ничего не стоитъ, такъ какъ кормятъ ихъ мерзлой рыбой, и то только зимою, когда держатъ ихъ на привязи. Лѣтомъ распускаютъ ихъ на волю, и тогда онѣ сами добываютъ себѣ пищу по мелкимъ рѣкамъ, куда въ половодіе заходитъ рыба и, не имѣя возможности, при быстрой убыли воды, сплыть обратно, остается тутъ. Осенью, съ установленіемъ зимняго пути, хозяева собираютъ своихъ собакъ и держатъ ихъ на привязи, употребляя въ работу всякій разъ, когда то понадобится.
Рогатый скотъ разводится якутами для молока и мяса, а также и для перевозки большихъ тяжестей. Якуты, подобно бурятамъ, прокалываютъ телятамъ ноздри и въ проколотое мѣсто продѣваютъ кольцо или палочку, къ которой привязываютъ поводъ, служащій для управленія быкомъ.
Для корма рогатаго скота въ зимніе мѣсяцы заготовляютъ стоги сѣна. Случается, что, при недостаткѣ сѣна, якуты кормятъ скотъ рыбой, которой всегда имѣется большой запасъ.
Въ послѣднее время часть якутовъ, живущихъ въ южной части Якутской области, начала заниматься, въ подражаніе русскимъ, хлѣбопашествомъ. Но занятіе это находитъ себѣ препятствіе въ климатическихъ условіяхъ страны. Нерѣдко случается, что засѣянный хлѣбъ пропадаетъ отъ мороза, прежде чѣмъ успѣетъ созрѣть. Но, несмотря на это, все болѣе и болѣе расчищается мѣстъ для посѣва хлѣба. Якуты сѣютъ рожь, ячмень и садятъ картофель.
Звѣриный промыселъ хотя съ каждымъ годомъ замѣтно падаетъ, однако доставляетъ еще значительный доходъ якутамъ. Они охотятся на соболей, песцовъ, лисицъ, бѣлокъ и другихъ звѣрей. Наиболѣе прибыльной считается охота за дикими оленями. Охота за ними производится два раза въ годъ: весной, во время перехода ихъ изъ лѣсовъ къ берегамъ Ледовитаго океана, и осенью, когда они изъ прибрежныхъ полярныхъ странъ бѣгутъ обратно въ лѣса. Весенняя охота не особенно прибыльна, такъ какъ олени въ это время тощи и шерсть на нихъ плоха; болѣе прибыльна осенняя охота, когда олени жирны и шкура ихъ цѣнна.
Якуты, зная, въ какихъ мѣстахъ олени обыкновенно переплываютъ чрезъ рѣки, дѣлаютъ здѣсь засаду и, когда они войдутъ въ воду, бьютъ ихъ.
Наконецъ, рыболовство составляетъ значительное подспорье въ хозяйствѣ якутовъ, живущихъ по берегамъ рѣкъ, изобилующихъ рыбой. Они ловятъ такое множество рыбы, что не только сами питаются ею, но также кормятъ ею, какъ уже сказано, собакъ и иногда рогатый скотъ. Нужно замѣтить, что значительная часть вылавливаемой ими рыбы пропадаетъ непроизводительно, такъ какъ они не умѣютъ заготовлять ее впрокъ, а сваливаютъ въ ямы, гдѣ она скоро портится.
Пища якутовъ обусловливается ихъ занятіемъ и климатомъ. Преобладающая ихъ пища — мясная: конина, говядина, дичь и рыба; кромѣ того, они питаются молочными скопами и ягодами. Въ особенности же они любятъ жирное мясо: чѣмъ жирнѣе оно, тѣмъ больше оно имъ нравится. Мясо варятъ и очень рѣдко его жарятъ. Жиръ считается у нихъ величайшимъ лакомствомъ, а самое неумѣренное пресыщеніе имъ — величайшимъ блаженствомъ. Они употребляютъ его въ различныхъ видахъ: сырымъ и топленымъ, въ свѣжемъ и испорченномъ видѣ. Хлѣба они употребляютъ мало и смотрятъ на него, какъ на лакомство. Недостатокъ своей пищи они пополняютъ сосновой или лиственничной корой, которую соскабливаютъ, сушатъ, толкутъ и затѣмъ мѣшаютъ съ сушеной рыбой, молокомъ или жиромъ и эту смѣсь варятъ, при чемъ получается нѣчто вродѣ размазни.
Для якутовъ не столько имѣетъ значенія качество пищи, сколько количество ея. Они съѣдаютъ неимовѣрно большое количество пищи и любятъ не только ѣсть, но и вспоминать въ разговорѣ, гдѣ и когда они вдоволь ѣли мяса или жиру. Они пользуются всякимъ случаемъ, чтобы поѣсть. Ѣдятъ и съ радости, и съ печали; даже больные не откажутся вдоволь поѣсть. На свадьбахъ и другихъ выдающихся случаяхъ жизни приглашаются иногда ѣдоки, которые стараются перещеголять одинъ другого въ количествѣ съѣденнаго. Путешественникъ Симпсонъ разсказываетъ, что въ Якутскѣ онъ призвалъ къ себѣ двухъ извѣстныхъ ѣдоковъ и поставилъ предъ ними два пуда вареной говядины и пудъ растопленнаго масла; каждому дали по пуду мяса, а масло они могли ѣсть ложками. Чрезъ нѣсколько часовъ все предложенное имъ было съѣдено. Послѣ того они, какъ змѣи, три-четыре дня пробыли въ какомъ-то полусознательномъ состояніи, не пили и не ѣли и только катались по полу, чтобы возбудить пищевареніе.
Любимымъ напиткомъ якутовъ служитъ кумысъ. Для большей пріятности и питательности они прибавляютъ въ него нетопленаго масла. Отправляясь лѣтомъ въ путь, якутъ непремѣнно возьметъ съ собою въ кожаномъ мѣшкѣ кумысу. Между достаточными якутами въ послѣднее время распространилось употребленіе кирпичнаго чая съ молокомъ.
Подобно другимъ инородцамъ, якуты любятъ пить водку и курить табакъ. Курятъ они самый крѣпкій табакъ, изъ складныхъ трубокъ. Глотая табачный дымъ, они приходятъ отъ него въ опьяненіе, которое считаютъ для себя однимъ изъ лучшихъ удовольствій и которое иногда приводитъ ихъ къ пагубнымъ послѣдствіямъ.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
Компилятивный очерк, заимствованый из различных статей, без указания источников. Прим. www.yakutskhistory.net
ЕЛЬНИЦКИЙ Константин Васильевич [14(26).6.1846, — 1917(?)], педагог. Окончил Нежинский лицей (1868). Преподавал словесность в Мозырской гимназии (1868—70). В 1871—72 проходил подготовку на Петерб. пед. курсах воен. ведомства (оставил мемуары). С 1872 в Омске: до 1906 преподаватель педагогики в жен. гимназии (в 1888 издал «Очерки по истории Омской жен. гимназии»), до 1909 учитель словесности в Сибирской воен. гимназии.
Автор учебников и уч. пособий (св. 30) по педагогике, методике преподавания рус. яз. и словесности, истории педагогики, широко использовавшихся в пед. (особенно женских) уч. заведениях начала века, среди них «Курс дидактики», «Общая педагогика», «Методика нач. обучения отеч. языку», «Очерки по истории педагогики» (1918). Ряд работ посвящён разл. аспектам нач. обучения. Был последователем и пропагандистом пед. учения К. Д. Ушинского. В трудах о методах преподавания педагогики подчёркивал необходимость развития у будущих учителей умения и навыков самостоят. исследования пед. проблем. Изучение пед. дисциплин, по мнению Е., содействует развитию самонаблюдения, открывает пути к самовоспитанию и самоусовершенствованию, способствует развитию разумной любви к детям, формированию проф. отношения к явлениям окружающей жизни. Исследовал разл. вопросы формирования дет. личности: роль дет. игр и игрушек в психич. развитии, значение привычек и навыков, природных предпосылок (темперамент) для дет. развития, особенности воспитания волевой сферы. («Замкнутые индивидуумы», 1882; «Характеристики девочек»; «Отношения между ученицами», 1895).
(Рос.пед.энциклопедия)