Якуты сами себя называютъ Зохами. Наименованіе же Якутовъ кажется получили они только отъ Россiянъ чрезъ смѣшеніе съ Юкагирами, по близости коихъ они живутъ и отъ части владѣютъ прежними ихъ мѣстами. Нынѣ отличаются Якуты или Зохи отъ настоящихъ Юкагиръ, составляющихъ совсемъ особой и Якутамъ отнюдь не единоплеменной народъ.
Древнія мѣста Якутовъ простирались отъ Заянскихъ горъ за самую нижнюю Ангару и около верьхней Лены. Претерпѣвая отъ Бурятъ и Монгалъ гоненія и угнѣтенія перешли они, въ низъ по Ленѣ, въ нынѣшнія свои суровыя Сѣверныя мѣста, въ коихъ они жили уже тогда, какъ въ 1620 году впервые стали извѣстны Мангазейскимъ Казакамъ, и какъ сими, такъ и Енисейскими Казаками въ 1620 году покорены Россіи. При семъ случаѣ многіе удалились отъ страху еще далѣе на Сѣверъ въ Тунгузскiя мѣста, да и къ самымъ берегамъ Ледовитаго моря. Пороки и жестокость новыхъ ихъ начальниковъ возбуждали ихъ къ тщетнымъ покушеніямъ сотрясти съ себя Россійскую власть. Съ того же времени, какъ заведенъ между ими порядокъ, живутъ они какъ спокойные и покорливые Россійскіе подданные.
Пустыни ихъ заключаются большою частію въ Якутской провинціи Иркуцкаго намѣстничества; но жилища ихъ простираются и за оную, а особливо на Сѣверъ, отъ части въ сосѣдствѣ и между Тунгузцами, Юретами и проч. которыхъ попадается нѣсколько и въ Якутскихъ мѣстахъ. Якуты живутъ по обѣимъ сторонамъ Лены на Югъ отъ Витима до самаго устья Лены, впадающей въ Ледовитое море, и отъ Западной Анабары на Востокъ до Пеншинскаго морскаго залива, а въ Сѣверную сторону до самой Колымы, и занимаютъ пространства отъ 52 за 70 град. Сѣверной широты и отъ 125 по 175 град. долготы; слѣдовательно въ поперешникѣ будетъ около 2000 верстъ. Сія сѣверовосточная страна, по положенію своему, холодна и безплодна, да сверьхъ того больше болотна, отъ части гориста, въ южныхъ мѣстахъ лѣсиста, а въ сѣверныхъ совсемъ безлѣсна, слѣдовательно суровая и къ размноженію въ ней народа неспособная пустыня. При всемъ томъ заведены съ изряднымъ успѣхомъ, отъ Витима до Вилуя, а отъ части и далѣе еще на Сѣверъ Россійскія селенія.
Якуты прилежно наблюдаютъ между собою союзъ по колѣнамъ и волостямъ, и имѣютъ благородныя семейства. Правительство раздѣляетъ волости по округамъ всякаго для подушнаго сбору опредѣленнаго мѣста, не взирая при томъ на неразбивчивость колѣнъ, Оныя, для подушнаго сбору опредѣленныя мѣста суть города или полисадами укрѣпленныя жилища, которыя, когда побольше, Острогами, а буде поменьше, и состоятъ изъ однихъ только особыхъ хижинъ, зимовьями называются. Укрѣпленія сіи сдѣланы были сперьва для укрощенія и собиранія подати съ сего народа: но по долговременномъ испытаніи его покоривости содержатся они для послѣдняго только намѣренія: и по тому многіе остроги не только совсемъ обвалились, но и пусты стоятъ въ такое время, когда нѣтъ подушнаго сбору, по тому, что пріемщики отъ части посылаются только изъ знатнѣйшихъ мѣстъ, или и сами за дѣлами своими или для звѣринаго промыслу бываютъ въ разбродѣ. Такія подушнымъ окладомъ обложенныя пространства называются улусами, а принадлежащія къ нимъ поколѣнія волостями. Нѣкоторыя большія волости раздѣляются и сами на многія другія того же имени, изъ коихъ каждая имѣетъ собственнаго, ею единственно выбраннаго, старшину. Внутренее устроенiе Якутскихъ волостей такъ, какъ и отношеніе ихъ къ государству совершенно такое же, какъ и прочихъ Сибирскихъ народовъ. Подушной окладъ платятъ они мягкою рухлядью по числу душъ мужеска пола, которому съ 1750 года не было переписи.
Въ Кунгалайскомъ улусѣ десять волостей, которыя всѣ вообще называются Кангалайскими, три Хоринскими, три Неруктейскими, двѣ Нажарскими, двѣ Шерковскими, одна Шаликонского, двѣ Хазикатскими, и пять Мажегарскими. Всѣ вообще платятъ подушной окладъ за 5868 душъ. Бугурусской улусъ состоитъ изъ 25 волостей, а въ сихъ щитается 6380 душъ. Въ Намскомъ улусѣ 13 волостей; изъ коихъ 6 называются Намскими. Во всѣхъ 3090 душъ. Барогонской улусъ имѣетъ 7 волостей сего имени и еще 11 инако называемыхъ. Во всѣхъ числится 2948 душъ. Въ Магинскомъ улусѣ 15 волостей, между коими одна называется Алтайскаго уповательно по прежнимъ ихъ мѣстамъ. Во всѣхъ 3356 душъ. Всѣ пять улусовъ платятъ подушной окладъ въ городѣ Якуцкѣ, въ округахъ котораго они живутъ.
Олекминская округа, заключающая въ себѣ не только оба берега рѣки Олекмы въ Восточной сторонѣ Лены, но и западной берегъ самой Лены содержитъ пять волостей, которыя за 1823 души платятъ ясакъ въ Олекминской острогъ, лежащей на лѣвомъ берегу Лены; въ 13 верстахъ выше устья рѣки Олекмы, и въ 550 верстахъ выше Якуцка къ Югозападу.
Вилуй, вышедшая въ Западной сторонѣ изъ Лены рѣка, населена преимущественно великимъ числомъ Якутъ, которые отдаютъ подушной окладъ въ три Зимовья, Верховилуйское зимовье, отстоящее въ Западоюгозападную сторону отъ Якуцка на 500 версшъ, содержитъ въ себѣ 22 волости, въ коихъ щитается 5911 душъ; къ Средневилуйскому зимовью, отстоящему отъ Якуцка на 420 верстъ, принадлежитъ 15 волостей, въ коихъ 1270 душъ; къ Усть-вилуйскому же зимовью, стоящему въ 12 верстахъ выше Вилуйскаго устья, а отъ Якуцка въ Сѣверозападную сторону въ 338 верстахъ, причисляется 24 волости, въ которыхъ 1417 душъ.
Якуты, живущіе по рѣкѣ Янѣ, впадающей въ Ледовитое море въ Восточной сторонѣ Лены, имѣютъ 18 волостей, въ коихъ 1662 души, и отдаютъ ясакъ въ Верхоянское зимовье, построенное при верьхней Янѣ въ 400 верстахъ отъ Якуцка въ Сѣверную сторону.
По Индигиркѣ, текущей въ Восточной сторонѣ отъ Яны, и вышедшей изъ Ледовитаго моря рѣкѣ, кочуетъ 12 волостей, изъ коихъ въ самой большой только 95, а въ самой малой только 17, вообще же 493 души въ нихъ щитается. Они приписаны къ Зашиверскому острогу, лежащему въ верьху при Индигиркѣ, отъ Якуцка въ Сѣверовосточную сторону на 904 версты. Думать надобно, что къ сему же острогу принадлежатъ и Баягатайской улусъ, коего шесть волостей, содержащія въ себѣ вообще 761 душу, кочуютъ по рѣкамъ между Индигиркою и Колымою. Я по крайней мѣрѣ не находилъ въ Сѣверовосточной сторонѣ другаго, для собиранія съ Якутъ Ясака, мѣста.
По спокойному, прародительскому состоянію подобному, устроенію и житію, такъ же по обширности мѣстъ, въ коихъ Якуты могутъ еще довольно разпространяться и по другимъ выгодамъ, можно думать, что народъ сей со времени преждебывшаго изчисленія размножился: но хотя бы сіе приращеніе почесть и самымъ малымъ, то криводушіе при переписи бываетъ столь великое, что надобно почитать Якутской народъ съ женами и дѣтьми по крайней мѣрѣ въ трое многолюднѣйшимъ противу ясашныхъ душъ, и слѣдовательно многочисленнымъ и знатнымъ.
Якуты по большой части росту средняго; весьма же малорослы и велики рѣдко бываютъ. Лицо у нихъ, а особливо носъ сухощавой, нѣсколько сплюснутой, глаза малые, волосъ на головѣ и на бородѣ по большей части черной и жидкой. Разума они не дальнаго, въ дѣлахъ своихъ больше неповоротливы, нежели глупы, и не столько лѣнивы, какъ медлительны. Между собою живутъ по братски; и скуднымъ безъ прозьбы и не ожидая благодарности пособляютъ. Они боятся и почитаютъ божковъ, верьховную власть, священнослужителей и престарѣлыхъ людей; къ воровству не падки, но къ грабежамъ или къ одному только мщенію склонны. Женщины ихъ рабочи и бодрѣе мужчинъ. Да иную можно бы почесть и пригожею, если бы кожа отъ дыму и неопрятности не столько была смугла.
Видъ и нравъ Якутъ составленъ изъ Татарскаго и Монгальскаго такъ, что нѣкоторые почитаютъ ихъ Монгальскимъ, а другіе Татарскимъ, колѣномъ. Славные наши историки, г. дѣйствительной Статскій Совѣтникъ Миллеръ (*) и покойный г. Профессоръ Фишеръ (**), которые долго сами между народомъ симъ жили, почитаютъ его по языку, и другимъ превосходнымъ примѣтамъ Татарскимъ народомъ. Они не имѣютъ школъ, да и грамоти совсемъ не знаютъ. При всемъ томъ примѣтить можно, что корень языка ихъ Татарской, и примѣшаны къ оному многія слова Монгальскія и Тунгузскія.
(*) Въ собраніи Россійской исторіи.
(**) Въ Сибирской исторіи.
Якуты кочуютъ, однакожъ зимою рѣдко на другія мѣста перебираются. Зимнія свои юрты составляютъ они изъ бревенъ, а щели законопачиваютъ мохомъ. Свѣтъ проходитъ въ нихъ дѣлаемымъ въ потолокѣ отверстіемъ, въ которое и дымъ выходитъ. Въ самой серединѣ юрты горитъ огонь, а около онаго подѣланы низменныя Татарскія полати. Осенью перебираются они по большой части въ прошлогоднія юрты; если же мѣсто не покажется, то выбравъ лучшее, строятъ новыя. Лѣтнiя юрты состоятъ изъ жердей и подобны кегелю; покрываются же берестою точно такъ, какъ и Тунгузскія.
Домашняя ихъ рухлядь, такъ, какъ и другихъ кочевыхъ народовъ, нарочито скудна и дѣлается изъ бересты, кожи, дерева и проч. Молошные мѣшки дѣлаютъ они, какъ и Башкирцы, изъ прокоптѣлыхъ кожъ. Котлы про себя куютъ они изъ желѣза по большой части сами, и возвышаютъ края накладываемымъ ободомъ изъ бересты. Въ число домашнихъ ихъ надобностей надобно щитать зимою и ступки изъ замерзшаго коровьяго калу, въ коихъ толкутъ они рыбу, коренья, и прочее. У нихъ есть не великія узенькія сани, и небольшія корыта или челны изъ бересты, подобныя Тунгузскимъ. Оружiе ихъ лукъ да стрѣлы, которыя они, не выключая и принадлежащихъ къ онымъ желѣзецъ, дѣлаютъ сами. Колчанами служатъ узкіе красиво вышитые мѣшки изъ мягкой рухляди.
Промыслы ихъ состоятъ вообще въ скотоводствѣ, звѣриной и рыбной ловлѣ; и смотря по разности ихъ пустынь имѣетъ въ нѣкоторыхъ улусахъ тотъ, а въ иныхъ другой промыселъ преимущество. Южные улусы держатъ лошадей, и рогатой скотъ, находящіеся же при Янѣ и Индигиркѣ однихъ оленей. Овцы въ лѣсистыхъ, холодныхъ и болотныхъ ихъ пустыняхъ не могутъ водиться; да и отъ хищныхъ звѣрей не льзя бы было ихъ уберечь. Лошади и рогатой скотъ должны во всю долгую и жестокую зиму сами себѣ промышлять кормъ; хозяева же ни мало ихъ не подкрѣпляютъ. И по тому Якуты почитаютъ большіе снѣги за наивеличайшую бѣду. Хотя они и рѣдко здоровую скотину убиваютъ, однакожъ отъ великаго снѣгу, стужи и хищныхъ звѣрей убываетъ у нихъ ежегодно оной столько, что они никогда не имѣютъ знатныхъ стадъ, и слѣдовательно, по елику въ томъ состоитъ все ихъ имѣніе, не бываютъ богаты. Въ Янскомъ и Индигирскомъ улусахъ не всѣ, да и рѣдко кто имѣетъ много оленей: по чему и тамъ Якуты бѣдны.
Звѣриной промыселъ есть зимнее упражненіе всѣхъ вообще: но они столь безпечны и лѣнивы, что ради онаго отнюдь далеко отъ мѣстъ своихъ не отлучаются: по чему дичь и остается всегда въ хорошемъ состояніи. Всѣ вообще производятъ рыбную ловлю, но только лѣтомъ. Въ Сѣверныхъ улусахъ рыбная ловля составляетъ главную отрасль пропитанія, а особливо тѣхъ, которые не заводны скотомъ.
Землепашество совсѣмъ имъ незнакомое дѣло; да оно и не соотвѣтствовало ни землѣ ихъ и климату, ни лѣности. Но они умѣютъ плавить желѣзо и изрядно куютъ изъ онаго разныя надобности; а особливо искусны въ томъ Вилуйскіе кузнецы. Въ плавильномъ ихъ снарядѣ составляютъ всю разность, въ отношеніи къ Абинцскому плавленью, одни только раздувальные мѣхи: ибо употребительные у Якутовъ состоятъ въ двухъ соединенныхъ кожаныхъ мѣшкахъ, и разположенныхъ такъ, что чрезъ поперемѣнное сжиманіе то тотъ то другой вбираетъ въ себя воздухъ. Живущихъ по близости Россійскихъ селеній бѣдныхъ Якутъ содержатъ Рускіе мужики, да и подушной окладъ за нихъ даютъ: за что Якутскія семейства исправляютъ у нихъ всякія хозяйственныя работы.
По языческому закону могутъ они все употреблять въ пищу; и для того они по состоянію своихъ мѣстъ, такъ же по житію и обыкновеніямъ питаются тѣмъ же, что и предки ихъ ѣли. Послѣдуя имъ гнушаются они свиньями, лягушками и гадиною. Въ прочемъ же ѣдятъ не только всякихъ чистыхъ звѣрей, и проч. но и лошадей, хищныхъ звѣрей, сусликовъ, бѣлокъ, ласточекъ, цапель, водяныхъ и хищныхъ птицъ, всякую рыбу, и кромѣ вышепомянутыхъ трехъ родовъ животныхъ, почти все живущее. Изъ царства растѣній употребляютъ въ пищу тѣ же растѣнія, коренья и плоды, какія показаны выше сего, когда говорили мы о Барабинцахъ и Чулымцахъ; да сверьхъ того разнаго рода прасъ, коренье сусаковое (*) и многіе другіе, которые они отъ части сами вырываютъ, а отъ части достаютъ изъ мышьихъ норъ.
(*) Butomus umbellatus. L.
Лѣтомъ питаются они по большой части кислымъ молокомъ и дикими растѣніями; зимою же служитъ имъ вседневною пищею вяленая рыба. Сѣверные улусы, по примѣру нѣкоторыхъ Тунгузцовъ, ѣдятъ по большой части и во весь годъ одну только рыбу. Муку и крупу покупаютъ только нѣкоторые богатые люди около Якуцка и Олекминска. Ѣствы ихъ такъ, какъ и пріуготовленіе оныхъ по большой части равномѣрно мерзки. Они жрутъ всякую отъ голоду, болѣзни или отъ инаго чего околѣлую скотину; сушеную рыбу толкутъ въ ступкахъ изъ коровьяго калу; не моютъ и очищаютъ ни сосудовъ, ни самихъ себя; кислое молоко или кумызъ воняетъ отъ мѣшковъ, и такъ далѣе. Въ лѣтнюю пору видно много Якутъ пьяныхъ отъ излишняго употребленія Кумызу, и общаго табашнаго куренія. Когда захотятъ подгулять, то стараются запастись Рускимъ виномъ: но какъ они рѣдко имѣютъ къ тому случай, то употребляютъ по примѣру Отяковъ и нѣкоторыхъ другихъ народовъ, Мухоморы.
Сколько Якуты въ житіи и содержаньи своемъ неопрятны, столько напротивъ того замысловато и пригожо дѣлаютъ свое одѣянiе. Рубахъ или инаго какого бѣлья у нихъ нѣтъ, а носятъ платье на голомъ тѣлѣ. Лѣтнее платье дѣлаютъ изъ замши, а зимнее изъ мягкой рухляди, а особливо изъ оленьихъ кожъ. Мужчины волосы коротко подрѣзываютъ, и бороды носятъ жидкія. Лѣтомъ ни чемъ головы не покрываютъ. Штаны у нихъ очень короткіе; Кожаные ихъ чулки служатъ и за сапоги; они дѣлаются съ подошвами по ногѣ и по лядвеѣ, и по большой части узорчато вышиты. А дабы лежали гладко и совсемъ покрывали колена и лядвеи, то къ штанамъ привязываются. Вся одежда состоитъ въ верьхнемъ платьѣ, которое шьется по костямъ, съ узкими рукавами; въ переди стягивается оно снурками; а полы по колена. Воротникъ и края у замшанаго лѣтняго одѣянія вышиваются пальца на два и на три шириною красивыми узорами или вычурами посредствомъ звѣриныхъ жилъ, и окладываются бѣлымъ или инымъ какимъ конскимъ волосомъ, въ ладонь шириною, вмѣсто бахрамы. Такимъ же образомъ окладываютъ они и около воротника и плечь. Промежъ шитьемъ вмѣщаютъ иные нѣсколько корольковъ, или дѣлаютъ вмѣсто того полоски синею или красною краскою. Зимнее одѣяніе, не совершенно сходно съ лѣтнимъ, и дѣлается изъ мѣлкой рухляди; они оборачиваютъ его волосомъ къ верьху. Оно такъ же вышивается красиво и окладывается вмѣсто бахрамы конскимъ волосомъ. Зимою покрываютъ голову теплою шапкою, которая дѣлается обыкновенно изъ содранной съ головы какого ни есть звѣря кожи. По елику они не подпоясываются, то огниво, табашной приборъ, ножъ и проч. привѣшиваютъ къ поясу у штановъ.
Женщины носятъ весьма сходное съ мужскимъ одѣяніе; а именно: такія же, только подолѣе, штаны, чулки, и верьхнее платье изъ замши. Весь зимній и лѣтній ихъ нарядъ нѣсколько пополнѣе и не сравненно больше разпещренъ, нежели мужской. Когда наряжаются, то надѣваютъ душегрейку безъ рукавовъ, которая почти на пядень короче кафтана, сверьхъ онаго. Душегрейка сія дѣлается изъ замши, либо тонкаго краснаго или инаго какого сукна, окладывается какъ и мужское платье, по краямъ бѣлымъ или крашенымъ конскимъ волосомъ, или опушается хорошею мягкою рухлядью, по краямъ же такъ какъ и по всѣмъ швамъ разпещряется красивыми вычурами, корольками, такъ же красными и синими полосами. Бабы различаются чепцами изъ содранныхъ съ звѣриныхъ головъ кожъ, у которыхъ уши оставляются и какъ торчащіе рога обвертываются. Дѣвки заплетаютъ волосы, и носятъ широкіе начельники кожаные, совсемъ покрытые узорами и корольками. Отъ сихъ начельниковъ висятъ по сторонамъ небольшія корольковыя нитки съ брякушками, а отъ темяни простирается на спину украшеніе длиною пядени въ двѣ, а шириною въ ладонь покрытое узорами и корольками. Все вообще одѣяніе Якутское такъ какъ и подобное ему Тунгузское, пригожѣе, легче и пристойнѣе всѣхъ прочихъ одеждъ живущихъ въ сихъ странахъ народовъ. Да и дѣвки ходятъ у нихъ чище и наряднѣе, по тому, что они носятъ платье собственнаго своего рукодѣлія, а не покупное, какъ у нѣкоторыхъ другихъ народовъ.
Въ обхожденіи между собою поступаютъ правда Якуты просто, однакожъ честно и дружески. Они ѣдятъ тогда, когда захочется, и кто тутъ случится, тотъ и самъ за ѣду принимается. Ѣствы стоятъ на землѣ, а они сидятъ около оныхъ на цыпкахъ. Договоры свои заключаютъ словесно и исполняютъ. Въ случаѣ же дѣлаемыхъ ими въ присудственныхъ мѣстахъ договоровъ, закрѣпляютъ письменное дѣло вмѣсто подписанія своего имени, заручительнымъ знакомъ, которой всякъ съ молоду употребляетъ, не перемѣняя онаго ни подъ какимъ видомъ; и которой состоитъ въ произвольномъ изображеніи. Чистоту въ разсужденіи тѣла и своихъ вещей очень мало наблюдаютъ; когда же дѣти или иныя какія обстоятельства принудятъ ихъ приняться за мытье, то употребляютъ вмѣсто мыла лиственичную губку, которою и Россійскіе сельскіе жители, послѣдуя Якутамъ, моютъ. При перемѣнѣ жилищъ не трогаютъ они съ мѣста своихъ юртъ, но снимаютъ только съ нихъ крышки, и берутъ оныя съ собою. Вещи свои перевозятъ они на небольшихъ узкихъ саняхъ, въ которыя впрягаютъ рогатой скотъ, на коемъ они, какъ и Калмыки, ѣздятъ и верьхомъ. Когда друзья между собою разлучаются, то остающейся обсѣкаетъ у какого ни есть дерева вѣтви въ знакъ памяти; и ссылается въ разговорахъ на сіи доказательства своей дружбы. Они содержатъ много женъ и выкупаютъ ихъ, по примѣру вышеописанныхъ народовъ, скотомъ, платьемъ и проч. Дѣтямъ даютъ имена безъ обрядовъ тѣ, которые прежде всѣхъ прійдутъ къ роженицамъ въ юрты. Самое же мерзкое у нихъ обыкновеніе то, что отецъ варитъ младенцово мѣсто и какъ будто бы какую лакомку ѣстъ съ первыми своими пріятелями, радуясь чрезвычайно пріумноженію своего семейства.
Якуты содержатъ языческой законъ Шаманскаго толку: но я о семъ идолослуженіи буду говорить послѣ. Священнослужители ихъ, которые употребляютъ барабанъ и носятъ странное одѣяніе, приносятъ жертвы, колдуютъ, предсказываютъ и проч. называются Аюнами, у таковыхъ въ невѣденіи утопающихъ и суровыхъ людей не льзя не быть и суевѣрію. Они почитаютъ всякихъ человѣчьихъ уродовъ, такъ, какъ и скотскихъ, сущими діяволами и стараются избавиться отъ нихъ великою боязливостію. Нѣкоторые частные Якуты обратились уже къ Христіанской вѣрѣ, и изъ сихъ 127 Ясашныхъ душъ живутъ при рѣкѣ Енисеѣ около Мангазея.
Они по большой части всегда бываютъ здоровы. Самыя же опасныя ихъ болѣзни, горячка съ пятнами и оспа: ибо какъ отъ той, такъ и отъ другой рѣдко кто выздоравливаетъ, по тому наипаче, что они не пользуются при томъ ни чемъ инымъ, какъ только суевѣрными средствами, и боясь смерти такое имѣютъ отъ больныхъ отвращеніе, что не хотятъ за ними и ходить. Лежащимъ въ оспѣ ставятъ только нѣсколько и по большой части мало въ юрты съѣстнаго запасу, а по томъ удаляются сами въ лѣса. Дабы на звѣриномъ промыслѣ не отморозить у себя членовъ, то мажутся зимою часто нѣкоторою мазью, составляемою изъ глины и свѣжаго коровья калу. Польза отъ оной столь очевидна, что употребляютъ уже оную и всѣ Рускіе люди около Якуцка.
Въ прежнія времена покойниковъ своихъ они сожигали или и на дерева клали, гдѣ они истлѣвали. По преданіямъ ихъ служители, любившіе своихъ господъ, бросались по кончинѣ ихъ добровольно въ огонь, дабы служить у нихъ и на томъ свѣтѣ. Кажется, что древнія могилы при Енисеѣ служатъ доказательствомъ на сей Ламантской и Браминской языческой обрядъ, который былъ и у древнихъ Шведовъ и Датчанъ, какъ свидѣтельствуетъ о томъ Данилъ въ Шведской исторіи; ибо въ оныхъ находятъ часто и двойныя кости, или и пепелъ, конечно отъ тѣла любимцова. Нынѣ же хоронятъ они своихъ умершихъ въ лѣсахъ, по тому, что они наибольше желаютъ сгнить подъ деревомъ: по чему многіе сами себѣ выбираютъ дерева и велятъ себя у оныхъ похоронить.
(OCR: Аристарх Северин)
Иоганн Готлиб Георги (31.12.1729-08.11.1802) родился в селении Ваххольцхаген в Померании, в семье священника. Учился в Упсальском университете (Швеция), где изучал химию, минералогию, естественные науки. Получив по окончании степень доктора медицины, работал как фармацевт. В 1770 г. по приглашению Петербургской Академии наук прибыл в Россию, чтобы участвовать в научной "Физической экспедиции". Сначала в составе отряда профессора И.П. Фалька, затем с академиком П.С.Палласом, а после - в самостоятельном путешествии Георги объездил Поволжье, Среднее и Южное Приуралье, западную Сибирь, Прибайкалье. Во время путешествия собрал значительные естественно-научные и этнографические коллекции.
На основании собственных наблюдений и сведений, взятых у других исследователей, И.Г.Георги создал свое самое известное сочинение - "Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей". Иллюстрациями к книге послужили 74 вручную раскрашенные гравюры, изображающие жителей России в национальных костюмах. Гравюры были созданы мастерами гравировальной палаты Академии наук Ротом и Шлеппером по рисункам, сделанным с экспонатов Кунсткамеры и с "живых подлинников". Это первое сводное этнографическое описание России, не утратившее научного значения и в наши дни. Книга была издана на немецком, русском и французском языках. Вышли два издания книги на русском языке: первое в 1776 году, в традиционном "академическом" переплете с золотым тиснением, и второе исправленное и дополненное в 1799 году.
До конца своих дней И.Г.Георги (в России его называли Иваном Ивановичем) жил в Петербурге, работал в Академии наук, издал двухтомное описание своих путешествий, многочисленные труды по химии, минералогии, естественной истории и географии. Его перу принадлежат "Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга" и подробный девятитомный естественно-исторический и физико-географический обзор России. В 1776 г. он был произведен в адъюнкты Академии наук, в 1883 г. избран академиком.
И.Г.Георги был сведущим ботаником, учеником знаменитого Карла Линнея - основоположника бинарной системы классификации растительного и животного мира, составил описание флоры Прибайкалья и Санкт-Петербургской губернии.
В честь Георги был назван род сложноцветных растений - Georgina. Позднее оказалось, что этот род уже описан под названием Dahlia. Однако в нашей стране до сих пор этот любимый и популярный цветок известен как "георгин": в его названии хранится память о замечательном ученом, посвятившем многие годы изучению России.