Среди тунгусскихъ племенъ живутъ якуты или саха-ларъ въ числѣ 20,000 душъ; они составляютъ сѣверо-восточную отрасль многочисленной тюркской народной семьи. Ихъ мѣста жительства, преимущественно, простираются по обѣимъ берегамъ Лены до Ледовитаго океана и далѣе къ западу до Анабара, а на востокъ до Яна, Индигирки и Колыма. На югѣ они встрѣчаются до Алдана и верхней Маи.
Въ Якутскѣ ихъ языкъ особенно распространенъ среди купечества. Онъ отличается отъ всѣхъ остальныхъ тюркскихъ нарѣчій большей древностью, и между ними играетъ ту же роль, какъ санскритскій языкъ. Якуты большей частью ведутъ кочевую жизнь и до послѣдняго времени придерживались шаманства, но теперь исповѣдуютъ христіанскую религію. Равнымъ образомъ прежнія непріязненныя отношенія между тунгусами и якутами приняли болѣе миролюбивый характеръ; многія тунгусскія племена охотно вступаютъ въ бракъ съ якутами и легко подчиняются ихъ вліянію. Якуты распадаются на различныя племена, которыя, въ свою очередь, представляютъ нѣсколько подраздѣленій. У каждаго племени есть свои старшины, изъ которыхъ составляется такъ называемая „Инородческая управа“. Поселенія якутовъ извѣстны подъ именемъ „ночлеговъ“ и встрѣчаются только въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ есть пастбища для скота и лошадей, въ чемъ заключается ихъ главное богатство. Кромѣ того, якуты съ неутомимымъ усердіемъ занимаются охотой, а именно за пушными звѣрями и достигли въ этомъ замѣчательнаго искусства.
По словамъ Альбина Кона физіономія ... *)
*) По этическим соображениям часть текста статьи с нелицеприятными высказываниями убрана из публикации. Не предвзятый и беспристрастный читатель может ознакомиться с ними, нажав на CENSORED.
Якуты настолько привыкли ко всякаго рода лишеніямъ, что, повидимому, совершенно не чувствуютъ холода и могутъ до невѣроятной степени выносить голодъ. Ихъ пища состоитъ изъ квашеннаго коровьяго и кобыльяго молока, вареной говядины и конины; хлѣбъ не въ употребленіи. Жиръ — ихъ величайшее лакомство: они ѣдятъ его въ свѣжемъ и протухшемъ видѣ, сыромъ или растопленномъ, и при этомъ въ огромномъ количествѣ. Въ большіе праздники каждый гость выпиваетъ нѣсколько фунтовъ горячаго масла, только что снятаго съ огня. Впрочемъ, якуты неразборчивы относительно ѣды и питья. Лѣтомъ они пьютъ воду изъ лужъ, а зимой добываютъ ее изъ снѣга и льда. Между прочимъ, они варятъ кашу изъ рыбы и толченой коры лиственницы или сосны, прибавляютъ въ нее немного муки и молока, въ особенности жира и съ наслажденіемъ ѣдятъ это кушанье. Оба пола чувствуютъ пристрастіе къ табаку и глотаніемъ дыма приводятъ себя въ родъ опьяненія. Они съѣдаютъ невѣроятное количество пищи и спятъ цѣлыми сутками, но могутъ долго оставаться безъ ѣды и сна. Подобно большинству сибиряковъ, они живутъ вмѣстѣ съ домашнимъ скотомъ въ юртахъ, въ которыхъ всегда вонючій удушливый воздухъ. Якуты у Колыма немного опрятнѣе, но только по сравненію съ ихъ соплеменниками; они рѣдко моются, спятъ большей частью въ платьѣ, и если имѣютъ рубашку, что не всегда бываетъ, то носятъ ее до тѣхъ поръ, пока она не превратится въ лохмотья.
Національная одежда шьется изъ оленьихъ шкуръ шерстью вверхъ, состоитъ изъ верхняго платья „куклянки“ и нижняго, составленнаго изъ двухъ частей, изъ которыхъ одна, „селья“, надѣвается какъ передникъ, между тѣмъ какъ другая, „сатуро“, покрываетъ туловище сзади. Кромѣ того, якуты носятъ высокіе сапоги „торбасы“ или „унти“, которые доходятъ до половины верхней части ноги и, наконецъ, шапку съ наушниками „бергеза“. Такая одежда служитъ достаточной защитой даже отъ такихъ морозовъ, при которыхъ замерзаетъ ртуть. Разумѣется, лѣтомъ одежда гораздо легче. Женщинъ по внѣшности трудно отличить отъ мужчинъ. Полигамія процвѣтаетъ, несмотря на принятіе христіанства. Якутъ покупаетъ свою жену или женъ у родителей и платитъ имъ колымъ, состоящій изъ оленей, мѣховъ и дешевыхъ русскихъ издѣлій. Женщины не имѣютъ ни малѣйшаго понятія о ревности. Якуты живутъ отдѣльными племенами, и обыкновенно женятся на женщинахъ своего племени, чему можно приписать уменьшеніе плодовитости. Лѣтомъ племя складываетъ свои палатки, навьючиваетъ ихъ на оленей, которые замѣняютъ ему коровъ и лошадей и перекочевываетъ въ болѣе открытую мѣстность, гдѣ жвачные тайги находятъ обильныя пастбища. Весной, когда рѣки и ручьи освобождаются отъ льда, луга покрываются травой и начинаютъ зеленѣть деревья, якуты справляютъ большой праздникъ „юзехъ“ или „изехъ“, древнѣйшій изъ всѣхъ существующихъ у народовъ тюркскаго племени, хотя не представляющій ничего эффектнаго (Ausland, 1850, s. 776). При этомъ поются пѣсни, о поэтическомъ достоинствѣ которыхъ можно судитъ по слѣдующему отрывку:
Послѣ морозовъ далъ намъ Богъ тепло
Телились наши коровы,
Показалась трава,
Нашъ скотъ на волѣ и даетъ много молока,
Мы готовимъ изъ него кумысъ,
Пьемъ его и веселимся.
Разумѣется, трудно найти что либо скромнѣе этого произведенія поэтическаго творчества. О риѳмѣ и размѣрѣ стиха здѣсь не можетъ быть и рѣчи, равно и о народныхъ пѣсняхъ въ ихъ настоящемъ значеніи (Ausland, 1851, s. 591). До сихъ поръ еще ни одному якуту не приходило въ голову заняться земледѣліемъ; онъ также имѣетъ довольно смутное понятіе о скотоводствѣ (A. a. O., s. 236). О промышленности нѣтъ и помину, хотя отдѣльные индивиды выказываютъ стремленіе къ художественнымъ произведеніямъ. Такъ, напримѣръ, Албинъ Конъ видѣлъ сахарницу изъ мамонтова зуба, на которой якутскій художникъ вырѣзалъ простымъ ножемъ или даже быть можетъ кускомъ кремня, вполнѣ первобытное, но поразительно вѣрное изображеніе оленя и медвѣдя. Эти рисунки представляютъ полнѣйшее сходство съ нѣкоторыми находками костяныхъ вещей до-исторической Европы, но превосходятъ ихъ по точному воспроизведенію природы (см. Globus, Bd. XXV, s. 247). Якуты, въ высшей степени гостепріимны и отличаются безпримѣрной любовью къ ближнему, напоминающей патріархальныя времена. Богатые, въ случаѣ нужды, не только помогаютъ своимъ бѣднымъ соплеменникамъ, одѣваютъ и кормятъ ихъ, но если у кого изъ нихъ олени сдѣлаются добычей волковъ, то замѣняютъ ихъ новыми. По словамъ якутскаго архіерея Хитрова, онъ зналъ одного туземца, который просуществовалъ такимъ образомъ три года и получилъ отъ своихъ сосѣдей до тридцати оленей, что уже составляетъ здѣсь порядочное состояніе. Кромѣ того, у якутовъ существуетъ обычай, что дичь, убитая на охотѣ, а именно олени, дѣлятся между всѣми членами семьи или общины, изъ которыхъ каждый поочередно получаетъ шкуру, кромѣ самого охотника. Послѣдній рискуетъ даже потерять свои права на охоту въ случаѣ нарушенія этого обычая, который считался священнымъ у его предковъ. Отказъ отъ предложенной вещи составляетъ для нихъ оскорбленіе; они также долго помнятъ о всякой подаренной имъ бездѣлицѣ. Якуты вѣжливы, услужливы и не имѣютъ склонности къ обману, но при этомъ невѣроятно лѣнивы и безпечны, скрытны и въ высшей степени суевѣрны. Шаманъ до сихъ поръ играетъ у нихъ видную роль. Ссоры бываютъ рѣдко и разбираются мѣстнымъ самоуправленіемъ; объ уголовныхъ преступленіяхъ никогда не слышно. Якуты, живущіе по близости большихъ русскихъ селеній, отличаются совсѣмъ иными нравами, такъ какъ они испорчены постоянными сношеніями съ ссыльными весьма сомнительной нравственности.
(OCR: Аристарх Северин)
ПРЕДИСЛОВІЕ.
Съ увеличеніемъ нашихъ знаній въ землевѣденіи, должны были неизбѣжно расшириться и наши этнографическія свѣдѣнія. Еще недалеко то время, когда предполагали, что наша планета населена нѣсколькими единичными племенами, которыя обыкновенно соединяли въ большія группы подъ общими собирательными именами. Но съ открытіемъ новыхъ невѣдомыхъ странъ приходилось все болѣе и болѣе убѣждаться, что эти страны служатъ мѣстомъ жительства значительнаго множества народовъ, отличныхъ другъ отъ друга по физическимъ свойствамъ, языку, вѣрованіямъ и нравамъ.
Введеніе порядка и ясности въ этомъ калейдоскопѣ составляетъ главную задачу народовѣдѣнія, или этнологіи, которая издавна выработалась въ отдѣльную и самостоятельную отрасль знанія; не смотря на сравнительную молодость этнологіи и всѣ тѣ затрудненія, съ которыми ей приходится бороться, ея важное значеніе всѣми признано въ настоящее время, особенно съ тѣхъ поръ, какъ около сорока лѣтъ тому назадъ англичанинъ Джемсъ Коулесъ Прихардъ издалъ свое знаменитое сочиненіе „Natural history of man“, составляющее эпоху въ исторіи изученія народовъ, такъ какъ здѣсь впервые наглядно объяснено, въ чемъ заключается сущность этнологіи. Само собою разумѣется, что въ послѣднія десятилѣтія этнологія не только обогатилась фактическими данными, но обратила вниманіе и на тѣ стороны народной жизни, которыя прежде ускользали отъ ея наблюденій. Въ настоящее время она обладаетъ такой массой разнороднаго матеріала, охватывающаго столько сторонъ повседневной жизни, что этнографическія свѣдѣнія сдѣлались необходимыми для всякаго образованнаго человѣка. Не зная этнологіи, мы не можемъ сдѣлать разумной оцѣнки политическихъ событій; безъ этнологіи не мыслимо пониманіе историческаго развитія націй и здравая историческая критика; одна этнологія даетъ намъ возможность понять особенности того или другого народа и уловить идеальныя стремленія въ исторіи человѣчества.
Этнологія находится еще въ первоначальномъ періодѣ своего развитія, что и служитъ лучшимъ объясненіемъ, почему мы до сихъ поръ не имѣемъ вполнѣ установленной этнологической системы. При несовершенствѣ человѣческихъ знаній вообще, умъ нашъ часто оказывается безпомощнымъ передъ великой задачей классификаціи, съ какою бы областью естественныхъ явленій намъ не приходилось имѣть дѣло. Чѣмъ глубже погружаемся мы въ бездну науки, тѣмъ болѣе сглаживаются и исчезаютъ для насъ характерные признаки, которые при болѣе поверхностномъ знаніи, повидимому, отдѣляютъ прошлое отъ настоящаго и служатъ для наблюдателя отличіемъ одного объекта отъ другого. Всѣми признано, что въ необъятныхъ рамкахъ природы вообще нѣтъ никакихъ рѣзкихъ границъ и что скорѣе по времени, нежели по пространству, существуютъ безконечные переходы отъ низшихъ формъ къ высшимъ и обратно. При этомъ нужно замѣтитъ, что всѣ тѣ явленія, которыя признаются несомнѣнными въ органической природѣ, вполнѣ примѣнимы къ человѣку, хотя и самому благородному, но все-же созданію природы. Какъ между отдѣльными личностями, такъ и между народами и племенами, господствуютъ такія пестрыя разновидности и вмѣстѣ съ тѣмъ такое тѣсное сродство, что ни одна изъ попытокъ классификаціи, или, лучше сказать, научнаго раздѣленія, не могла имѣть прочнаго успѣха и достигнуть значенія общепринятой научной системы.
Мы считали не лишнимъ познакомить заранѣе нашихъ читателей съ основными положеніями новаго сочиненія Фридриха Гельвальда, которое онъ, подобно книгѣ своего предшественника, англичанина Прихарда, назвалъ „Естественной исторіей племенъ и народовъ“. Здѣсь равнымъ образомъ человѣкъ является, какъ высшее и самое значительное созданіе природы въ своихъ различныхъ видоизмѣненіяхъ. Авторъ не считаетъ возможнымъ въ своемъ изложеніи придерживаться какого-либо особеннаго научно-этнологическаго построенія, при которомъ не остается другого выбора, какъ примкнуть къ одной изъ существующихъ теорій, или создать новую, настолько же неудобную и нецѣлесообразную. Но само собою разумѣется, что это ни въ какомъ случаѣ не должно служить препятствіемъ къ изученію въ высшей степени важныхъ отношеній сродства и связи на почвѣ существующихъ наблюденій, во главѣ которыхъ стоятъ такіе извѣстные изслѣдователи, какъ Фр. Миллеръ и Оскаръ Пешель. Послѣдній въ своей „Этнологіи“ провелъ во всей строгости ученіе о происхожденіи видовъ, которое съ каждымъ днемъ пріобрѣтаетъ все болѣе и болѣе усиливающееся значеніе въ естественныхъ наукахъ; на тѣхъ же основаніяхъ построена и „Общая Этнологія“ Фр. Миллера, такъ что мы въ правѣ ожидать не менѣе строгаго и послѣдовательнаго изложенія теоріи развитія видовъ у автора, который извѣстенъ, какъ одинъ изъ самыхъ ревностныхъ поборниковъ новаго ученія. Книга Гельвальда „Естественная исторія племенъ и народовъ“ составитъ два большихъ тома, приблизительно пятьдесятъ печатныхъ листовъ. Авторъ преимущественно обращаетъ вниманіе на степень развитія культуры отдѣльныхъ народовъ и племенъ, начиная отъ низшихъ, до высшихъ и самыхъ развитыхъ. Желая при этомъ по возможности придать характеръ единства своей книгѣ, онъ придерживается географической группировки народовъ. Такимъ образомъ, онъ прежде всего описываетъ Австралію съ ея дикими обитателями, стоящими на самой низкой степени цивилизаціи, а Европа, съ ея богатой культурной жизнью высоко развитыхъ націй, составляетъ заключеніе книги. Авторъ послѣдовательно ведетъ читателя изъ Австраліи черезъ океаническіе острова въ Америку, къ арктическимъ эскимосамъ, затѣмъ, черезъ Атлантическій океанъ къ негритянскимъ обитателямъ „черной части свѣта“ (Африки). Этнологія Азіи и Европы, которыя имѣютъ между собою наиболѣе тѣсную связь, занимаетъ собою вторую часть сочиненія. При этомъ авторъ поставилъ себѣ главной задачей примѣненіе сравнительнаго метода, такъ какъ всякое знаніе только тогда плодотворно, когда путемъ сравненія однородныхъ предметовъ получаются въ результатѣ извѣстные научные выводы. Въ заключеніи онъ дѣлаетъ общій историческій обзоръ изслѣдованій въ области этнологіи, благодаря которымъ наука эта доведена до ея современнаго состоянія.
Книга Фр. Гельвадьда написана съ свойственной ему ясностью изложенія. Какъ и въ прежнихъ своихъ сочиненіяхъ, онъ ссылается здѣсь на источники, которыми ему приходилось пользоваться, что значительно облегчаетъ трудъ дальнѣйшаго изученія этого любопытнаго матеріала для лицъ, интересующихся наукой. Считаемъ также нелишнимъ замѣтить, что авторъ въ продолженіи многихъ лѣтъ занимался тщательнымъ изученіемъ этнографіи; поэтому мы имѣемъ полное основаніе предполагать, что въ его книгѣ описано большее количество племенъ и народовъ, нежели въ любомъ изъ немногихъ изданныхъ до сихъ поръ сочиненій этого рода. Само собою разумѣется, что здѣсь не можетъ быть и рѣчи о вполнѣ законченномъ описаніи, что понятно всякому, кто имѣетъ хотя поверхностное понятіе объ этнологіи.
Талантливый авторъ нашелъ достойнаго иллюстратора для своей „Естественной исторіи племенъ и народовъ“ въ лицѣ художника Келлера-Лейцингера, который взялся сдѣлать рисунки, необходимые для нагляднаго объясненія этнологіи, и отсутствіе которыхъ составляетъ существенный недостатокъ большинства подобныхъ сочиненій. Г. Келлеръ-Лейцингеръ изобразилъ не только типы расъ по самымъ вѣрнымъ источникамъ, преимущественно по фотографическимъ снимкамъ съ натуры, но и предметы домашней жизни, о которыхъ нельзя составить себѣ полнаго представленія безъ соотвѣтствующихъ рисунковъ.
(OCR: Аристарх Северин)
Хельвальд (Hellwald), Фридрих Антон (1842–92) – реакционный австрийский социолог, этнограф и историк культуры. Автор книг: "Естественная история человека" ("Naturgeschichte des Menschen", Bd 1–2, 1883–85), "Человеческая семья в ее возникновении и естественном развитии" ("Die menschliche Familio nach ihrer Entstehung und natürlichen Entwickelung", 1889) и др., где проповедовал идею существования высших и низших рас. Он сформулировал антинаучное расистское положение: "... способность к культуре вообще увеличивается соразмерно с более светлым цветом кожи..." ("Естественная история племен и народов", т. 1, СПБ, 1885, с. 194).
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Стильно оформленное коллекционное подарочное издание ручной работы. Кожаная обложка книги декорирована рельефным блинтовым и золотым тиснениями.
Многогранный труд Фр.Гельвальда является важным источником в современной этнографической и исторической науке. Редакция не всегда согласна с мнением автора по поводу характеристики различных народов. Но мы не можем отбрасывать фактический материал, собранный по крупицам в различные периоды XVIII-XIX вв. и обобщенные автором. Книге придают вес множественные гравюры, наглядно характеризующие описанные обычаи и внешний вид различных народов, которые очень искусно преподнес читателю в XIX в. художник и исследователь Г.Келлер-Лейцингер. Редакция надеется, что читатель получит истинное удовольствие от прочтения данного исторического источника, который представляет не только исторический, но и коллекционный интерес.