«Якуты представляютъ намъ замѣчательное явленіе покореннаго народа, навязавшаго побѣдителямъ свои обычаи и языкъ, — народа, не только не подвергшагося вліянію завоевателей, но, напротивъ, втянувшаго его въ свою сферу» (1), такъ отзывается г. Гартвигъ объ этихъ инородцахъ. Дѣйствительно, якуты, — разбросанные отъ китайскихъ границъ до Ледовитаго океана и отъ Чукотскаго полуострова вплоть до Туруханскаго края, — имѣютъ громадное вліяніе на своихъ побѣдителей, подавно ужъ — и на сосѣднихъ съ ними инородцевъ тунгузовъ, чукчей и др., населяющихъ необъятную тайгу Якутской области. Способность легко и быстро усваивать сущность объясняемаго имъ, необыкновенная память (2), хитрость, осторожность — отличительныя черты якутовъ. Благодаря совмѣщенію такихъ благотворныхъ качествъ, каковы — необыкновенная память, способность легко и быстро усваивать преподаваемое, якутскія дѣти въ школахъ, обыкновенно, оказываются гораздо способнѣе русскихъ дѣтей. Но, къ сожалѣнію, якуты до послѣдняго времени не сознавали пользы ученія и не отдавали своихъ дѣтей въ школу, такъ что приходилось брать ихъ насильно. Большимъ препятствіемъ поступленія въ школу инородческихъ дѣтей служила строгая дисциплина, устанавливаемая въ школахъ (большею частью церковно-приходскихъ) полуграмотными учителями изъ ссыльно-поселенцевъ и др. темнаго происхожденія личностей; дисциплина, доходящая порой до звѣрства и полнаго произвола, какъ, наприм., подниманіе за ухо и отрываніе его, бичеваніе линейкой и кондратикомъ до перелома послѣднихъ и т. п.; наконецъ, незнаніе учителями якутскаго языка и полная невозможность ясно и понятно объяснить инородческимъ дѣтямъ урокъ, происходящая отъ этого напрасная трата съ обѣихъ сторонъ много труда и времени, съ одними и тѣми-же печальными результатами въ концѣ. Въ народѣ ходило много легендарныхъ разсказовъ объ ужасахъ школьной дисциплины. Все это постепенно воспитало въ якутскихъ массахъ отрицательное отношеніе къ наукѣ и школѣ. Тѣмъ не менѣе, находились скептики изъ среды якутовъ, не вѣрившіе въ эти слухи и отдававшіе своихъ дѣтей на ученіе. Дѣти скептиковъ учились прекрасно, чему много способствовало назначеніе учителей, за послѣднее время, изъ лицъ, знающихъ якутскій языкъ; это обстоятельство повело къ тому, что уроки стали объясняться учителемъ по русски и якутски, т. е., стали болѣе понятны якутскимъ дѣтямъ. Но родители, думая, что дѣти ихъ достаточно научились, брали ихъ изъ учебнаго заведенія, не давъ имъ возможности окончить ученіе, и опредѣляли въ сельскіе писаря въ своемъ наслегѣ. Такая перспектива казалась для многихъ заманчивой и они наперерывъ старались отдавать своихъ дѣтей на ученіе. Съ увеличеніемъ числа грамотныхъ у необразованной массы якутовъ страхъ передъ ученіемъ сталъ разсѣиваться и замѣняться уваженіемъ къ нему. Въ настоящее время изъ якутовъ есть свой врачъ, свои юристы, учителя, священники, одинъ протоіерей (съ академическимъ образованіемъ), тогда какъ изъ другихъ инородцевъ Якутской области лицъ съ высшимъ образованіемъ нѣтъ. За послѣднее время процентъ поступленія въ среднія учебныя заведенія г. Якутска инородческихъ дѣтей съ каждымъ годомъ все болѣе увеличивается, а также и число поступающихъ въ высшія учебныя заведенія.
(1) См. Ядринцевъ. Сибирь какъ колонiя, 39 стр. 20 строка снизу.
(2) Якуты выказываютъ большую способность къ математикѣ, къ наукѣ, какъ извѣстно, требующей хорошей памяти.
Городъ Якутскъ является поистинѣ столицей якутовъ. Населеніе его въ большинствѣ якуты, остальные — русскіе мѣщане, казаки, небольшое количество чиновниковъ, евреевъ и татаръ. Главное занятіе якутовъ въ г. Якутскѣ — торговля: они-же являются столярами, плотинками, каменщиками, няньками, кухарками и вообще исполняютъ всевозможныя работы. Многіе изъ нихъ имѣютъ свои собственные дома и въ настоящее время возводятъ каменныя постройки. Вся, такъ называемая, «малобазарная площадь» почти заполнена лавками якутовъ. Здѣсь они конкурируютъ въ торговлѣ съ русскими и евреями. Крупные торговцы изъ якутовъ, благодаря тому, что, съ одной стороны, имѣютъ громадное количество знакомыхъ изъ своихъ, которые являются единственными поставщиками городу мяса и масла, съ другой — обладая немалымъ количествомъ наличныхъ денегъ, — закупаютъ чуть-ли не все количество привозимаго въ городъ мяса и масла и по своему усмотрѣнію устанавливаютъ цѣны на нихъ. Это одинъ изъ способовъ конкуренціи и онъ требуетъ большихъ затратъ наличныхъ денегъ, поэтому примѣняется ими преимущественно тогда, когда узнаютъ, что мѣстные русскіе богачи, имѣющее дѣло съ пріисками, взялись за поставку въ послѣдніе мяса и масла, по весьма сходной цѣнѣ и заранѣе лелѣютъ надежду получить порядочный кушъ. Русскіе стараются закупать дешевле подряженные ими продукты, но покупать непосредственно отъ поставщиковъ, — «съ воза», какъ называется подобный способъ закупки въ Якутскѣ, — имъ не удается, ибо предусмотрительными якутами бываютъ уже заранѣе поставлены агенты на болѣе извѣстныхъ трактахъ у въѣзда въ городъ, направляющiе весь привозъ къ своимъ патронамъ и весьма аккуратно напоминающіе уѣзжающимъ обратно изъ города якутамъ, чтобы тѣ всѣмъ встрѣчнымъ съ мясомъ или масломъ совѣтовали ѣхать къ своимъ якутскимъ купцамъ.
Прежде якутскіе купцы свои товары закупали отъ мѣстныхъ фирмъ, какъ, напр., у Кушнаревыхъ, торговаго дома Коковинъ и Басовъ, Громовыхъ и друг., т. е.. закупали черезъ вторыя руки, а слѣдовательно и дороже; имъ-же сдавали всю собранную ими пушнину Такое веденіе торговаго дѣла для якутовъ, — помимо дороговизны и недоброкачественности товаровъ, отпускаемыхъ упомянутыми фирмами, низкой разцѣнки закупаемой у нихъ русскими пушнины, — было невыгодно и въ томъ отношеніи, что ставило ихъ въ нѣкоторую зависимость отъ русскихъ. Якуты поняли всю невыгодность занимаемаго ими положенія въ торговлѣ и постарались устранить этотъ дефектъ. Болѣе богатые изъ нихъ въ настоящее время закупаютъ свои товары непосредственно отъ фабрикантовъ (московскихъ), или на Ирбитской ярмаркѣ, гдѣ ими сбывается и пушнина, конечно, по болѣе дорогой цѣнѣ, чѣмъ въ Якутскѣ. Лѣтомъ якутскіе купцы встрѣчаютъ паузки на Витимѣ (село), здѣсь закупаютъ товары, привозятъ изъ Якутска масло (особенно уважаемое мѣстными жителями) и, снарядивши каждый, или въ компаніи съ кѣмъ-нибудь, по два, по три паузка, плывутъ вмѣстѣ съ «ярмаркой» до г. Якутска, останавливаясь на извѣстныхъ мѣстахъ для торговли. Во время ярмарки въ г. Якутскѣ мелкіе и средніе торговцы изъ якутовъ запасаются товарами на цѣлый годъ, закупая ихъ частью на наличныя деньги, частью — въ долгъ; отчасти въ это-же время они заключаютъ торговыя кондицiи съ вышеупомянутыми фирмами, отъ вліянія которыхъ послѣдніе еще не освободились.
Послѣ Высочайшаго манифеста 17 октября 1905 г., въ началѣ слѣдующаго 1906 года организовался союзъ якутовъ. Иниціатива этого союза исходила отъ интеллигенціи изъ якутовъ, живущей въ г. Якутскѣ Она намѣтила цѣли союза и энергично взялась за осуществленіе его, для чего разослала своихъ агитаторовъ по наслегамъ и улусамъ, пославъ предварительно телеграмму въ Петербургъ предсѣдателю совѣта министровъ. Изъ телеграммы видно, что якуты требуютъ «признанія всѣхъ земель, находящихся во владѣніи инородцевъ, а также находящихся въ распоряженіи казны, монастырей, церквей и отведенныхъ ссыльнымъ — собственностью якутовъ; скорѣйшаго введенія земскаго самоуправленія въ области, предоставленія права избранія въ Государственную Думу представителя отъ якутовъ и передачи функцій окружныхъ полицейскихъ управленій въ завѣдываніе самихъ инородцевъ». Якуты рѣшили даже пріостановить платежи всѣхъ податей и повинностей, впредь до удовлетворенія ихъ требованій. Въ результатѣ союза якутовъ были арестованы и привлечены къ судебной отвѣтственности иниціаторы этого дѣла.
Послѣ неудавшагося союза якутовъ, весною текущаго года нѣкоторыми интеллигентными инородцами-якутами организовано было общество «Сырдыкъ» (свѣтъ), постановившее своею цѣлью распространеніе образованія среди якутовъ. Было возбуждено ходатайство о легализаціи его. (Дальнѣйшая судьба этого общества автору настоящей статьи неизвѣстна). Въ г. Якутскѣ и до этого времени были попытки проведенія въ жизнь идеи распространенія образованія среди якутовъ посредствомъ устройства воскресныхъ школъ, какъ для русскихъ, такъ и якутовъ. Для непонимающихъ же вовсе русскаго языка якутовъ были особыя занятія въ зданіи второклассной церк.-прих. школы.
Печальный опытъ объединенія якутовъ, не давъ существеннаго, положительнаго результата, имѣлъ значеніе въ жизни якутовъ въ смыслѣ причины или вѣрнѣе толчка къ пробужденію въ нихъ національнаго самосознанія. Теперь ихъ интересы формулированные и распространенные среди массы народа предстали ясно въ сознаніи большинства и вызвали нѣкоторый подъемъ нацiональнаго самосознанія. Въ существованіи его убѣждаетъ насъ слѣдующій фактъ.
Осенью 1906 г. среди инородческой якутской интеллигенціи возникла мысль объ открытіи своего національнаго клуба. Купцы изъ якутовъ, живущіе въ г. Якутскѣ, отнеслись весьма сочувственно къ этому и не замедлили записаться въ члены клуба. Членовъ записалось на первое время до 60-ти человѣкъ. Было постановлено, что дѣйствительными членами могутъ быть только якуты. Членский взносъ установленъ 10 руб. въ годъ. Была нанята квартира для клуба за 500 руб. Остальные расходы предполагалось покрыть со сборовъ съ литературно-музыко-вокальныхъ и др. вечеровъ, устраиваемыхъ въ клубѣ, также со сборовъ за право входа постороннихъ лицъ на субботки. Приблизительно въ концѣ сентября прошлаго года якутскiй клубъ былъ открытъ.
Тотчасъ же стали устраиваться литературно-музыкально-вокальные вечера. Желаніе устроителей вечера въ равной мѣрѣ заинтересовать русскихъ и якутовъ, заставило вести чтенія преимущественно мелкихъ разсказовъ и стихотвореній на обоихъ языкахъ. Въ виду полнаго отсутствія переводовъ на якутскомъ языкѣ произведеній русскихъ и иностранныхъ писателей и поэтовъ, — самими старшинами клуба были составлены разсказы и стихотворенія (3) на означенномъ языкѣ. Чтенія чередовались пѣніемъ хора изъ пѣвчихъ архіерейскаго и семинарскаго хоровъ, исполненіемъ легкихъ пьесъ по нотамъ хоромъ музыкантовъ, игрой балалаечниковъ изъ учащихся, впервые дебютировавшихъ передъ публикой, и пѣніемъ солистовъ-любителей. Какъ на отличительный характеръ этихъ вечеровъ отъ подобныхъ же можно указать на выступленіе якутскаго сказочника спеціалиста (олонхосутъ), въ качествѣ участника вечера: въ этомъ выразилось стремленіе устроителей вечера придать ему специфическій національный характеръ. Вообще почти всѣ вечера въ якутскомъ клубѣ давали знать о главномъ назначеніи клуба — быть проводникомъ пробужденія въ якутахъ національнаго самосознанія. Эта идея проводилась въ жизнь путемъ ознакомленія публики съ близкими и болѣе извѣстными предметами на родномъ языкѣ. Такая тенденція висѣла, какъ будто, въ самой атмосферѣ клуба и чувствовалась въ вечерахъ даже тамъ, гдѣ иногда явно преобладалъ русскій элементъ, какъ въ программѣ, предназначенной больше для русскихъ, чѣмъ для якутовъ, такъ и въ составѣ публики. Національный характеръ клуба выразился и въ молчаливомъ, какъ бы заранѣе условленномъ, предпочтенiи публикой употребленія въ разговорѣ якутскаго языка передъ русскимъ.
(3) Собственно якутскiя пѣсни, такъ какъ онѣ могутъ бытъ спѣты любымъ якутомъ, благодаря однообразному напѣву якутскихъ пѣсенъ. Старинныхъ якутскихъ народныхъ пѣсенъ не сохранилось; желающіе сами составляютъ пѣсни экспромтомъ и поютъ.
Когда былъ нанятъ свой постоянный оркестръ музыкантовъ, въ каждую субботу аккуратно стали устраиваться такъ называемыя «субботки». Молодая публика, вся почти состоявшая изъ якутской молодежи и учащихся, проводила время весело. Молодые люди изъ якутовъ, дамы и барышни въ своихъ національныхъ костюмахъ танцовали кадриль, польки и новые танцы. Якуты, особенно якутки танцуютъ не хуже русскихъ и при томъ всѣ болѣе или менѣе распространенные новые танцы. Пока молодежь кружилась въ залѣ клуба, въ другихъ комнатахъ старики забавлялись игрой въ карты, самымъ любимымъ и распространеннымъ среди якутовъ способомъ времяпровожденія, а дамы и старухи, усѣвшись въ залѣ, слушали музыку, слѣдили за танцами, или же играли въ шахматы и шашки.
Въ январѣ 1906 г. впервые въ Якутскѣ былъ данъ спектакль на якутскомъ языкѣ въ зданіи благороднаго общественнаго собранія. Представляли въ дѣйствiяхъ старинную якутскую сказку (олонхо) (4). Главными дѣйствующими лицами были богатыри «бисиги уолбутъ» (нашъ сынъ; означаетъ: нашъ богатырь), «абасы уола» (сынъ діавола) и красавица, изъ за которой «нашъ богатырь» воюетъ съ самимъ діаволомъ. Такъ какъ между второстепенными героями сказки фигурируетъ шаманъ, то для исполненія этой роли былъ приглашенъ изъ отдаленнаго наслега настоящій шаманъ, который и шаманилъ на сценѣ въ полномъ своемъ облаченіи. «Якутская опера», какъ называлась въ афишахъ эта сказка въ дѣйствіяхъ содержащая много пѣнія, была сыграна недурно и произвела въ якутской публикѣ сенсацію, какъ своей новизной, рѣдкостью, такъ и по художественности своего содержанія.
(4) Якуты различаютъ два рода сказокъ: «осторуя» (исторiя) и «олонхо» (сказка съ пѣніемъ). Осторуя есть собраніе отрывковъ изъ русскихъ былинъ и сказокъ, съ привнесеніемъ собственнаго измышленія разсказчика въ духѣ яутскихъ народныхъ сказокъ; можно поэтому этого рода сказки опредѣлить какъ акклиматизировавшіяся русскiя народныя былины и сказки, перенятыя аборигенами отъ пришельцевъ. Тогда какъ олонхо представляетъ дѣйствительное якутское народное творчество; герои носятъ наименованія отличныя отъ героевъ «осторуя», удержавшихъ большинство именъ русскихъ богатырей. Разговоръ между двумя дѣйствующими лицами, въ олонхо происходитъ посредствомъ пѣнiя, являющагося главнымъ отличительнымъ признакомъ его отъ осторуя.
Публика съ нетерпѣніемъ ждала еще новаго представленія на якутскомъ языкѣ, которое и было дано на масляницѣ с. г. въ якутскомъ клубѣ. На этотъ разъ ставили «Манчары». Подъ такимъ именемъ въ якутской области извѣстенъ національный якутскій народный герой. Онъ былъ знаменитымъ разбойникомъ. О немъ въ якутскомъ народѣ ходитъ много сказаній, какъ и о Стенькѣ Разинѣ въ русскомъ народѣ. Старшинамъ якутскаго клуба удалось записать и обработать для сцены одну варіацію, какъ видно изъ представленія, очень полную и наиболѣе быть можетъ правдоподобную, ярко обрисовывающую личность Манчары, какъ борца за угнетенный богачами народъ и правдиво представляющую отношеніе послѣднихъ къ нему и народу. Представлена была она въ пяти дѣйствіяхъ. Примѣнительно къ содержанію, своимъ же художникомъ изъ якутовъ была написана декорація, представляющая внутренность якутской юрты. Играли молодые якуты и якутки и одинъ русскій, врачъ г. С..., въ роли исправника. Замѣчательная выдержанность и непринужденность игры якутовъ и подходящая недурная декорація поразили многихъ.
Старшинами якутскаго клуба устраивались чтенія на якутскомъ языкѣ, предназначенныя только для членовъ клуба, приблизительно въ недѣлю разъ. Программа чтеній была разнообразная, большею частью, историческая и научная, въ самомъ широкомъ смыслѣ слова. Постороннія лица на эти чтенія допускались лишь по рекомендаціи членовъ клуба.
Ими же (старшинами) въ началѣ весны въ клубѣ издавался рукописный журналъ на якутскомъ языкѣ, подъ заглавіемъ «Саха кулубунъ сангата» (Рѣчь якутскаго клуба). Въ немъ образованная якутская молодежь знакомила публику съ политическимъ устройствомъ свободныхъ государствъ — Швейцаріи, Сѣверо—Амер. Соединенныхъ Штатовъ и др., помѣщала легкіе разсказы, стихотворенія (якутскія пѣсни), выписки изъ газетъ и журналовъ, что знакомило публику съ современной общественной жизнью, и вела мѣстную хронику. Успѣли выпустить нѣсколько №№ этого журнала; но съ наступленіемъ весны пришлось прекратить не только издательство журнала, но и закрыть на время и самый клубъ.
Изъ этого краткаго описанія дѣятельности клуба видно, что онъ, помимо прямого своего назначенія — быть увеселительнымъ мѣстомъ, имѣлъ еще и образовательно-воспитательный характеръ для своихъ членовъ, а въ нѣкоторомъ отношеніи и для широкой якутской публики. Онъ концентрировалъ лучшія силы интеллигенціи этого народа, живущей въ г. Якутскѣ.
Опытъ открытія якутскаго клуба въ 1906 г. показалъ, насколько развито въ якутахъ національное самосознаніе. Кстати нужно замѣтить, что истыми хранителями древнихъ традицiй якутскаго народа, являются якуты якутскаго округа, которые одни сохранили въ неизмѣнномъ видѣ свою національную одежду, пожалуй, даже и говоръ. Въ другихъ округахъ (особенно въ Олекминскомъ) вліяніе русификаціи очень большое и въ этихъ округахъ форма одежды якутовъ утратила свой первоначальный видъ, равно и языкъ. Но, тѣмъ не менѣе, въ русифицированныхъ округахъ начинаетъ замѣчаться отрицательное отношеніе къ новизнѣ и возвращеніе къ старымъ обычаямъ. Не есть-ли это результатъ пробудившагося національнаго самосознанія якутовъ, на грозный предвѣстникъ регресса и вырожденія ихъ?
Якутянинъ.
(OCR: Аристарх Северин)
При копировании и размещении материалов на сторонние ресурсы указывать ссылку на источник!