«Сибирскiй вѣстникъ» №45, 21 апрѣля 1895
Скопческій Спасскій поселокъ, соприкасающiйся непосредственно съ городомъ Олекминскомъ, служитъ какъ бы укоромъ послѣднему: посмотрите направо и налѣво — какая поразительная разница. Возьмите самый бѣдный дворъ скопца; если нѣтъ здѣсь достатка, то во всемъ видно присутствіе хозяина. Нѣтъ той безшабашной оголтѣлости, которая замѣчается въ нашемъ городишкѣ. О среднихъ и богатыхъ скопческихъ дворахъ я ужъ и не говорю. Достаточно сказать, что въ Спасскомъ селѣ имѣется цѣлыхъ 9 конныхъ мельницъ, 2 вѣтренныхъ и одна паровая, вѣялокъ и счету нѣтъ, одна конная молотилка*). Скопческую ниву, корову, коня и даже собаку и кошку вы сразу узнаете. Словомъ, на всемъ лежитъ отпечатокъ хозяйственности. У городскихъ же олекминскихъ жителей, наоборотъ, на всемъ лежитъ отпечатокъ безхозяйственности, какой то растерянности. Въ то время какъ у каждаго скопца устроены прекрасные огороды, гдѣ можно найти арбузы, дыни, огурцы, тыквы, баклажаны и всѣ другія огородныя овощи, наши городскія бабы не знаютъ, какъ лопату держать въ рукахъ, За простымъ лукомъ горожанинъ бѣжитъ къ скопцамъ. Ежедневно вы можете наблюдать горожанъ, идущихъ въ скопческое село запасаться съѣстными продуктами. Мука, печеный хлѣбъ, булка, масло, творогъ и всѣ огородные овощи — все это покупается горожанами у скопцовъ. Въ трескучій морозъ по улицамъ Олекминска постоянно встрѣчаешь нагруженные короба съ навозомъ — это скопцы везутъ городской навозъ для весенняго удобренія своихъ полей, платя горожанамъ по 5 коп. за возъ. Олекминскій же казакъ въ это время полеживаетъ у себя на дому или сидитъ чаще всего въ кабакѣ, да поругиваетъ «жидомора» скопца. Нетъ, чтобы ни говорили о скопцахъ, а нельзя отрицать того, что бросается всѣмъ въ глаза. Изъ близкаго знакомства со скопцами мы не можемъ не вынести впечатлѣнія о нихъ, какъ о рачительныхъ умѣлыхъ сельскихъ хозяевъ. Стоитъ только вспомнить, что лѣтъ 30 тому назадъ на мѣстѣ теперь образцово устроеннаго скопческаго Спасскаго поселка стоялъ сплошной лѣсъ. Доставшаяся имъ въ надѣлъ земля была покрыта дремучимъ лѣсомъ, теперь же она превращена въ пахатную землю. Скопцами же взято государственной покрытой лѣсомъ земли 240 дес. въ 40 и 24 лѣтнее пользованіе, изъ коихъ 150 дес. превращены въ хлѣбопахатныя поля. Наконецъ скопцы арендуютъ у сосѣднихъ крестьянъ подъ посѣвъ хлѣба 50 дес.,нѣкоторые разбогатѣвшіе скопцы обрабатываютъ поля наемнымъ трудомъ, но подобная обработка присуща у насъ — и у богатыхъ крестьянъ и якутовъ. Состоятельныхъ скопцовъ, ворочающихъ капиталами, въ Спасскомъ селѣ наберется всего какихъ нибудь десятокъ, всѣ же остальные скопцы добываютъ свой насущный хлѣбъ своимъ горбомъ. Безпристрастныхъ людей очень мало вообще на свѣтѣ, отсутствіе безпристрастія къ скопцамъ понятно: всѣ другія стороны скопцовъ такъ не симпатичны, такъ мозолятъ глаза такъ, можно сказать, оскорбляютъ нравственныя человѣческія чувства, что человѣкъ невольно забываетъ симпатичныя стороны тѣхъ же скопцовъ. Эти люди, по сущности своего міросозерцанія отрицающіе все мірское, на самомъ дѣлѣ всѣми помыслами только и стремятся къ однимъ матеріальнымъ благамъ. Стремясь алчно къ добыванію рубля, скопецъ никогда при этомъ не сниметъ своей елейной маски. Послушать его, подумаешь: «вотъ человѣкъ не отъ міра сего!» А попытайтесь заглянуть во внутреннюю жизнь скопцовъ. Если кто не имѣетъ понятія объ адѣ, пусть сдѣлаетъ эту попытку. Кучка людей съ елейными физіономіями, готовые перерѣзать другъ другу горло — вотъ та картина, которая представится наблюдателю. Если кулакъ крестьянинъ очень часто вырабатываетъ въ себѣ всѣ пріемы щедринскаго Іудушки, то что же сказать о скопческомъ кулакѣ? Этотъ послѣднiй и во снѣ не проболтается правдой. Таковъ по крайней мѣрѣ нашъ спасскій благодѣтель N. Человѣкъ очень не глупый, слѣдящій внимательно за внѣшней и внутренней политикой Россіи (черта довольно распространенная между скопцами), обладающiй нѣкоторыми прикладными знаніями, добытыми имъ эмпирическимъ путемъ, онъ съумѣлъ сдѣлаться нужнымъ человѣкомъ во всемъ округѣ. Онъ и строитель—архитекторъ, онъ и механикъ, онъ же и совѣтчикъ въ затруднительныхъ обстоятельствахъ. Ни одинъ туристъ изъ знатныхъ иностранцевъ не минетъ двора достопочтеннаго N. И г. N умѣетъ принять дорогихъ гостей. Знатный иностранецъ выходитъ изъ дому N, какъ бы очарованный: «вотъ, думаетъ онъ, полезный человѣкъ для края!» Эту «полезность» больше всего испытываютъ скопцы Спасскаго села. N служитъ опорой и столпомъ скопческихъ богатѣевъ. Нужно сказать, что скопческое село Спасское дѣлится на двѣ враждующія партіи: стариковъ и молодыхъ. Въ скопческомъ Спасскомъ селѣ считается обоего пола 160 душъ (платящихъ подать 109), изъ 160 душъ 88 старожиловъ, причисленныхъ же изъ другихъ скопческихъ селъ и вновь пришедшихъ партій 72 души. Надѣльной земли Спасское село имѣетъ всего лишь 640 дес. — приходится по 4 дес. на душу, но и она распредѣлена неравномѣрно. Изъ вновь причисленныхъ пріобрѣли на собственныя средства 23 чел. по незначительному клочку земли, 49 человѣкъ не имѣютъ и до сихъ поръ земли, изъ нихъ у 7 человѣкъ нѣтъ усадьбы. Даже усадебная земля пріобрѣтается вновь причисленными на свои средства и, кстати сказать, „любвеобильные“ братцы не стѣснялись брать съ нихъ неимовѣрно дорогую цѣну**). За то у нѣкоторыхъ накопилось надѣльной земли десятинъ по 20 и по 30. Подобное неравномѣрное распредѣленіе земли образовалось слѣдующимъ образомъ.
*) Есть пожарная машина, которой нѣтъ въ городѣ, и одна жатвенная машина.
**) У ½ скопцевъ Спасскаго села нѣтъ ни лошадей, ни коровъ.
Какъ только дряхлый старичекъ старѣетъ, около него появляются сердобольные ухаживатели и въ концѣ концовъ все имущество отходящаго въ вѣчность скопца переходитъ, по завѣщанію, или же по продажной записи, чаще всего фиктивной, къ одному изъ ухаживателей, такъ напримѣръ въ 1892 г. за день до смерти, Т. Михайловъ передалъ все свое имущество бр. Кузнецовымъ, которые уже отъ себя продали доставшееся усадебное мѣсто 1/8 дес. вновь причисленнымъ скопцамъ за 250 р. Понятно, что сколько-бъ ни умирали скопцы, для вновь причисленныхъ не найдется мѣста даже для усадьбъ. Партія молодыхъ поднимаетъ теперь голову, ихъ сильно ободрилъ примѣръ ихъ якутскихъ собратьевъ, гдѣ «молодые» взяли верхъ и настояли на передѣлѣ земли. Къ несчастью нашихъ молодыхъ, старики Спасскаго селенія богаты не только матеріально, но и богаты житейскимъ опытомъ. Они заранѣе стали хлопотать о надѣленіи Спасскаго селенія казенной землей. Просьба ихъ удовлетворена, имъ отводятъ 1800 дес. казенной земли. Но земля эта расположена въ 15 вер. отъ села, большею частью покрыта лѣсомъ; чтобъ сдѣлать ее пригодной для хлѣбопашества, нужно въ нее вложить капиталъ, котораго и нѣтъ у «молодыхъ». Но послѣдніе не успокаиваются. Опираясь на то, что въ с. Спасскомъ вся земля принадлежитъ обществу, а не единичнымъ лицамъ, молодые утверждаютъ, что богатые не имѣли права покупать въ собственность общественную землю. Почему, спрашиваютъ они, лучшее сѣнокосное мѣсто «кресты», въ количествѣ 16 дес., находится въ рукахъ трехъ спасскихъ кулаковъ? Подобныя сѣнокосныя мѣста у крестьянъ ежегодно передѣляются на паи между односельчанами. На такія покупки они, молодые, смотрятъ какъ на захватъ общественной собственности.
Говоря въ этой корреспонденціи о скопцахъ Спасскаго селенія, мы не касались ихъ, какъ сектантовъ: вдаваться въ разныя сектантскія тайны, работа довольно скользкая. Близко соприкасаясь съ скопцами, мы вынесли одно убѣжденіе; скопцы Спасскаго селенія давнымъ давно окристаллизовались. Формальная обрядовая сторона держится благодаря исторически сложившемуся скопческому общественному мнѣнію; не имѣя никакой вѣры въ свои догматы, они находятся въ рабствѣ своего общественнаго мнѣнія. Въ особенности подъ гнетомъ живетъ женская половина села, которая къ тому же фактически не оскоплена и вполнѣ способна къ супружеской жизни. Надъ ними существуетъ положительно инквизиторскій надзоръ. Мы, окружающіе скопцовъ, умѣемъ ихъ ненавидѣть, но рѣдко кто изъ насъ постарался заглянуть въ душу скопца. Тамъ, въ глубинѣ души, вы открыли бы несчастнаго человѣка. Находясь вѣчно подъ гнетомъ своихъ же односельчанъ, скопецъ не встрѣчаетъ во всю свою жизнь и подъ старость около себя любящаго существа, всюду онъ видитъ лишь зоркіе глаза сосѣда, отъ котораго не ускользнетъ ни одинъ его шагъ. Холодомъ вѣетъ отъ всей его жизни. На дверяхъ одного скопца я нашелъ прибитую слѣдующую записку: „чего не долженъ знать твой врагъ, не довѣряй того и другу“.
Освободиться скопцу изъ подъ гнета спасскаго общественнаго мнѣнія — вотъ что мы искренно желаемъ каждому скопцу. Этому же освобожденію можетъ способствовать лишь одно разрѣшеніе сосланнымъ скопцамъ свободнаго проживательства по Сибири. Вырвавшись изъ подъ тѣсной узкой сектантской жизни, они бы утратили тотъ мертвящiй сектантскій духъ, которымъ теперь опутаны. Нѣтъ никакого основанія опасаться ихъ прозелитизма, такъ какъ всѣ скопцы Спасскаго селенiя давнымъ давно утратили внутреннія побужденія къ проявленію прозелитизма. Къ тому же нравственный и умственный складъ сибиряка — лучшая гарантiя отъ увлеченія скопческими идеями. Сибиряка не такъ то скоро оскопишь!
Конечно, примкнуть окончательно скопцу къ обыкновенной народной жизни невозможно, такъ какъ скопецъ не можетъ возродиться къ семейной жизни. Неудовлетворенная же естественная потребность будетъ всегда давать себя знать, и будетъ всегда вызывать антисоціальные инстинкты. Тѣмъ не менѣе и для скопца народная сибирская жизнь, несмотря на его коренные недостатки, можетъ облегчить неприглядный жизненный путь. Какъ я выше уже упомянулъ, женская половина Спасскаго села, фактически не утративши способность къ супружеской семейной жизни, вырвавшись изъ подъ гнета зоркихъ глазъ спасскихъ евнуховъ, могла бы всецѣло слиться съ народной жизнью. Слились бы и тѣ нѣкоторые неоскопленные члены Спасскаго села, сосланные лишь за одно проявленное ими сочувствіе къ скопцамъ. Нѣкоторые же хранители скопческихъ традицiй, теперешніе столпы скопческаго правовѣрiя, погрузившись въ омутъ сибирской жизни, проявили бы тотчасъ скрытыя свои тайныя вожделѣнія и, не долго думая, открыли бы „распивочныя и на выносъ“. Большинство же продолжало бы питаться трудами рукъ своихъ, утративъ надъ собой гнетъ скопческихъ отцевъ іезуитовъ.
С. Ж.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)