«Сибирскiй вѣстникъ» №29, 10 марта 1895
Мнѣ какъ то пришлось уже говорить о томъ, что среди скопцовъ Мархинскаго селенія къ началу 1893 года закончилась борьба изъ за земельнаго передѣла, тянувшаяся почти 15 лѣтъ. Исторія этой земельной борьбы въ Якутской области и сама по себѣ представляетъ громадный интересъ; для насъ же она тѣмъ болѣе интересна, что можетъ служить характеристикой тѣхъ «братскихъ» отношеній, какія господствуютъ въ замкнутой средѣ скопцовъ.
Мнѣ нѣтъ нужды говорить о томъ, что Мархинское скопческое селеніе давно и сверхъ мѣры завоевало себѣ славу центра земледѣльческой промышленности края; что оно образцово обстроено; что оно богато хлѣбомъ; что оно — въ нѣкоторой степени — внесло въ край, принесенные съ собой изъ Россіи, рутинные русскіе пріемы культуры полей и огородовъ. Обо всемъ этомъ говорилось и писалось слишкомъ много.
Мнѣ кажется, менѣе извѣстно то, что земледѣліе въ Якутской области начато не скопцами; что оно ведется здѣсь съ 1762 года; что ко времени поселенія скопцовъ на р. Мархѣ, въ 1862 году въ области было снято съ полей 25.668 четвертей хлѣба разныхъ родовъ; что Мархинское селеніе за періодъ 1885—1892 гг. увеличило площадь своихъ посѣвовъ на 39 проц., тогда какъ за тотъ же періодъ площадь посѣвовъ во всей области увеличилась на 46 проц.; что, внеся въ край русскую культуру полей, скопцы внесли сюда вмѣстѣ съ тѣмъ свой культъ крайняго эгоизма и хищнической эксплоатаціи всего и всѣхъ.
Но перехожу къ исторіи борьбы изъ за земли скопцовъ «старожиловъ» съ скопцами „новоселами“.
Въ одномъ изъ оффиціальныхъ документовъ по этому вопросу вся эта исторія вкратцѣ изложена такъ: «скопцы Мархинскаго селенія положили прочное начало земледѣлію въ области и достигли, благодаря усиленному, осмысленному труду и взаимной помощи, блестящихъ результатовъ; засимъ мѣстною администраціей, согласно представленію бывшаго чиновника особыхъ порученій генералъ-губернатора Килепеорги (?), изъ опасенія, чтобы въ виду смертности и выбытія первоначальныхъ поселенцевъ, развитіе земледѣлія въ означенномъ населеніи не пріостановилось, рѣшено было дозволить приселеніе къ Мархинскому обществу новыхъ ссыльныхъ скопцовъ, а также скопцовъ изъ другихъ мѣстъ на условіяхъ причисленія ихъ къ участковымъ надѣламъ первоначальныхъ поселенцевъ (старожиловъ) и безъ всякаго права на какой либо самостоятельный дополнительный надѣлъ годною для хлѣбопашества землею».
«Мѣра эта, давъ старожиламъ рабочія руки для воздѣлки ихъ участковъ, когда собственныя силы старожиловъ уже не могутъ удовлетворить потребному для обработки этихъ участковъ труду, создала классъ безземельныхъ батраковъ. Между тѣмъ цѣль государственная, — при надѣлѣ общества землею и вообще при устройствѣ сельскаго быта, — дать каждому члену общества возможность удовлетворять его бытовыя потребности и отбывать государственныя и общественныя повинности. Земледѣліе, со всѣмъ его процвѣтаніемъ, есть не цѣль устройства сельскаго быта, а средство, приведенная же выше мѣра обратила цѣль въ средство, а средство въ цѣль. Отсюда и то противопоставленіе интересовъ двухъ частей сельскаго общества, которое выразилось въ борьбѣ за земельный надѣлъ старожиловъ съ новоселами, и эта борьба, обостряясь, должна привести именно къ тому результату, который желательно было бы предотвратить, т. е. къ упадку земледѣлія, такъ какъ въ концѣ концовъ вопросъ придетъ къ такому положенію, что или надо будетъ выселить новоселовъ и тѣмъ подорвать культуру, основанную на ихъ батрачествѣ, или же, ставъ на законную почву и руководствуясь основною цѣлью, положенною законодателемъ при надѣлѣ крестьянскихъ обществъ, приказать произвести передѣлъ земли, а передѣлъ земли есть мѣра вредная для развитія земледѣлія, какъ нарушающая соотвѣтствіе между трудомъ, положеннымъ въ землю и правомъ воспользоваться послѣдствіями этой затраты. Претендующіе на передѣлъ и на надѣлъ, общій съ прочими односельцами, юридически правы и это тѣмъ болѣе, что съ ихъ требованіями стоитъ вопросъ о податной тягѣ, падающей на нихъ наравнѣ со старожилами, — а земельный надѣлъ и имѣетъ въ виду именно дать каждому возможность отбыванія тяги. Посему, какъ бы отъ того ни страдало земледѣліе, законное право должно восторжествовать. Подписки, данныя приселенными къ участкамъ старожиловъ, никакого значенія имѣть не могутъ, ибо надѣлъ земельный не право самостоятельное, а только возможность отнесенія наложенной государствомъ обязанности отбыванія податей и имѣнія обезпеченнаго быта, — и такъ какъ обязанность эта не можетъ быть снята съ поселянина его волею, то его воля, когда то выразившаяся въ подпискѣ, не можетъ быть достаточнымъ основаніемъ къ отказу ему въ правѣ на надѣлъ, какъ на возможность отбыванія его обязанности».
«Дабы прекратить эго неустройство, надо прежде всего уничтожить мѣру, его породившую, т. е. воспретить принятіе въ общество на условіяхъ причисленія къ участкамъ старожиловъ и безъ права на надѣлъ. Образованіе двухъ классовъ поселянъ въ средѣ общества: какихъ то полноправныхъ старожиловъ и безправныхъ, но вполнѣ обязанныхъ, новоселовъ не согласно съ духомъ и буквой нашего законодательства о поземельномъ устройствѣ крестьянъ и, очевидно, попало на Марху вслѣдствіе того, что въ средѣ первоначальныхъ поселенцевъ были инородцы, латыши и финны, крестьянское устройство коихъ зиждется на классѣ безправныхъ батраковъ, противъ существованія коего правительство борется во имя русской идеи поземельнаго крестьянскаго быта, истекающей изъ государственной идеи самодержавія, а не аристократiи». *)
*) Писано 29 авг. 1891 г.
Однако же этой русской идеѣ крестьянскаго быта: — „надѣлъ есть обязанность отбыванія податей“ — не сразу удалось восторжествовать надъ злокозненной инородческой идеей аристократіи.
Борьба двухъ классовъ: безправныхъ батраковъ и богатыхъ старожиловъ — началась со времени основанія селенія Мархи. По мѣрѣ того, какъ съ 1860 года населеніе Мархи исподволь убѣждалось въ успѣхѣ опытовъ хлѣбопашества, по мѣрѣ того, какъ богатые скопцы (сначала только 8 человѣкъ) направляли свои капиталы, бывшіе до того въ торговомъ дѣлѣ, на эксплуатацію земли, дававшей громадные доходы, — число братцевъ батраковъ росло и множилось.
Изъ года въ годъ (въ 1861, 63, 65, 73, 74, 75 и т. д.) число новоселовъ — скопцовъ увеличивалось, а старые вымирали. Всѣ новоселы — бѣднота силою обстоятельствъ дѣлались батраками богачей. Иногда, со смертью бездѣтнаго старожила, батракъ занималъ его мѣсто и принималъ къ себѣ новыхъ батраковъ. Со времени же основанія Мархи ведетъ свое начало и обычай (узаконенный при Калагеорги въ 1885 году) брать съ батрака, приписаннаго къ обществу, подписку въ томъ, что онъ не будетъ требовать особаго надѣла земли. Порядокъ такихъ отношеній къ 1872 году сложился настолько прочно, что странности его не обращали на себя вниманія даже и послѣ того, какъ въ періодъ 1868—1871 годовъ «Мархинское селеніе» было признано самостоятельнымъ «сельскимъ обществомъ»,гдѣ всѣ скопцы безъ различія времени приписки считались равноправными членами, — ни послѣ того, какъ въ 1871 г. Мархинскому селенію былъ выданъ планъ отведенныхъ ему въ надѣлъ — по числу наличныхъ душъ м. п. — земельныхъ угодій.
По плану Мархинскому селенію отведено:
Подъ усадьбы |
45 дес. 1600 кос.саж. |
Подъ пашни |
450 — 2000 — |
Чистаго годнаго подъ пашни мѣста |
173 — 1700 — |
Дровянаго съ порослью лѣса |
510 — 700 — |
Сѣнокоса чистаго сухаго |
250 — 1400 — |
Сѣнокоса кочковатаго |
110 — 700 — |
Мѣшаннаго дровянаго лѣса |
1000 —700 — |
Моховаго болота |
30 — 100 — |
Подъ озерами |
24 — 1180 — |
Подъ полнымъ и половиннымъ теченіемъ рѣкъ |
54 — 147 — |
Подъ дорогами |
170 — 1130 — |
Всего удобн. и неудобн. |
2908 дес. 127 к. с. |
Всего одной удобной |
2782 — 127 — |
Изъ имѣющейся у меня переписки не видно, сколько было душъ м. п. въ Мархинскомъ селеніи и сколько десятинъ принималось за норму надѣла. Къ 1883 году въ Мархинскомъ селеніи «на наличное число душь м. п. приходилось втрое больше земли противъ установленной семи-десятинной препорціи».
При всемъ обиліи земли на Мархѣ, батраки не могли стать на свое хозяйство. Они боялись лишиться и того, что имѣли на Мархѣ, такъ какъ Марха по многимъ причинамъ (особенно по плодородности земли, по богатству старожиловъ, по высокой платѣ за трудъ) являлась почти единственнымъ мѣстомъ, гдѣ жизнь для скопца складывалась болѣе или менѣе сносно. А надо сказать правду, никто изъ поселяемыхъ въ Якутской области не поставленъ въ такое безнадежно—спертое положеніе, какъ скопецъ. Для него нѣтъ даже надежды получить, по истеченіи 10-ти лѣтъ, право на приписку къ крестьянскому обществу и перевестись изъ Якутской области куда нибудь въ предѣлахъ Сибири. Скопецъ, поселенный въ Якутской области, поселенъ здѣсь навсегда. Къ скопцамъ ни разу не примѣнялся ни одинъ манифестъ. Конечно, dura lex, sed lex, — но такая исключительная суровость кары по отношенію къ преступникамъ по религіознымъ убѣжденіямъ сильно устарѣла и требуетъ замѣны ея чѣмъ нибудь другимъ, имѣющимъ хоть какую нибудь тѣнь исправительнаго наказанія, а не одной голой репрессіи... Бѣднаго скопца особенно тяготитъ эта безвыходность.
Но, вотъ, въ 1877 году начинается колебаніе устоевъ благополучія скопцовъ старожиловъ.
Для производства ремонта въ Якутскомъ Спасскомъ монастырѣ понадобились мастера. Таковые оказались среди скопцовъ, разбросанныхъ по разнымъ мѣстамъ ихъ поселенія: на Маѣ, на Чурапчѣ и т. д. Съ разрѣшенія генералъ-губернатора всѣхъ этихъ мастеровъ (въ числѣ одиннадцати человѣкъ) перевели на Марху и приписали къ Мархинскому сельскому обществу, — безъ вѣдома и безъ согласія скопцовъ старожиловъ.
Конечно, старожилы не могли взять у нихъ никакихъ ограничительныхъ подписокъ. И эти одиннадцать «монастырскихъ» стали вполнѣ равноправными съ мархинскими старожилами. И началась борьба.
Почти шесть лѣтъ «монастырскіе» потратили на то, чтобы испытать всѣ способы къ мирному рѣшенію вопроса о правѣ пользоваться равными со старожилами участками земли. За все это время они добились лишь того, что имъ дали по 2½ десятины плохой малоплодородной земли и позволили за высокую плату купить у старожиловъ мѣста подъ усадьбы. Старожилы не хотѣли признавать ихъ односельчанами, потому что они приписаны «безъ согласія общества».
Наконецъ, въ 1883 году монастырскіе набрались смѣлости понести открытую борьбу и въ маѣ подали прошеніе окружному исправнику, прося выяснять имъ ихъ положеніе и приказать уравнять надѣлы съ надѣлами старожиловъ. Исправникъ приказалъ мархинскому старостѣ уравнять надѣлы просителей. Но старожилы не исполнили этого приказанія и ограничились тѣмъ, что дали «монастырскимъ» на всѣхъ 6 десятинъ, оставшихся отъ умершаго недавно скопца Золотарева.
Такой исходъ всетаки ободрилъ монастырскихъ, и они въ іюнѣ 1883 года подаютъ губернатору громадное прошеніе. Они указываютъ на то, что со дня приписки на Марху они обложены полнымъ окладомъ податей и повинностей, а земли они не имѣли; что они ждали больше 6 лѣтъ, разсчитывая на то, что старожилы отведутъ имъ земли умершихъ скопцовъ, но эти выморочныя земли (42 десятины) забрали себѣ либо старосты и писаря, либо вліятельные, богатые старожилы, что старожилы относятся къ нимъ, какъ къ «навязаннымъ обществу», говорятъ и о томъ, что, не смотря на приказаніе исправника, старожилы не даютъ имъ земли.
Въ отвѣтъ на это прошеніе, губернаторъ Черняевъ 5 августа 1883 года распорядился чисто по военному, — старосту Бродягина и его писаря Павлова велѣлъ смѣнить, а просителей приказалъ: «надѣлить недостающимъ до 7 десятинъ количествомъ земли», кромѣ того, велѣлъ измѣрить всю пахотную землю и «все количество ея, превышающее 7-ми деситянный надѣлъ на все наличное число душъ м. п. отдать въ аренду желающимъ, а деньги, вырученныя отъ аренды, употреблять на общественные расходы».
Но... проходитъ три года, и приказаніе это повторяется 29 января 1886 года.
Проходитъ еще два года, и приказаніе въ третій разъ «строго напоминается» 5-го сентября 1888 года.
А результатовъ нѣтъ. Такъ и замеръ этотъ вопросъ въ глубинѣ ненасытимой волокиты.
Такъ кончился первый періодъ борьбы изъ за земельнаго надѣла.
(Окончаніе будетъ).
Скопцы Мархинскаго селенія Якутской области.
«Сибирскiй вѣстникъ» №32, 17 марта 1895
(Продолженіе*).
Въ теченіе пяти лѣтъ затишья (по слухамъ, дорого стоившаго старожиламъ) многіе изъ одиннадцати «монастырскихъ» успѣли уже попасть въ положеніе разжившихся старожиловъ; кромѣ того, земельный вопросъ на Мархѣ за это время осложнился новыми правилами приписки, введенными въ 1886 году по предложенію Калагеорги. По этимъ правиламъ къ 1890 году на Марху было приписано 68 человѣкъ; эти лица были „на законномъ основаніи“ — совершенно безъ земли. И вотъ, предъ лицомъ обезпеченныхъ „сверхъ пропорціи“ старожиловъ, равно и предъ лицомъ не вполнѣ обезпеченныхъ «монастырскихъ» возстаетъ вполнѣ необезпеченный батракъ, и требуетъ себѣ „права на свободный трудъ“.
*) См. № 29 «Сиб. Вѣст.».
Сначала на борьбу выступили 16 человѣкъ изъ тѣхъ, которые были постарше. Среди нихъ нашелся смѣльчакъ, Тимофей Мирошниковъ, которому всѣ 16 скопцовъ дали 22 мая 1888 года довѣренность, поручая ему: «ходатайствовать предъ высшимъ начальствомъ о приказаніи старостѣ нынѣ же сдѣлать провѣрку и уравненіе пахатныхъ земель».
28 мая Мирошниковъ подаетъ уже прошеніе. Онъ указываетъ на то, что «неправильность дѣленія земли оставила многихъ общественниковъ безъ земли»; что «.. нынѣ предположена постройка экономическихъ магазиновъ и засыпка хлѣба, а также безнедоимочный платежъ податей и повинностей, — спрашивается, откуда взять деньги и хлѣбъ хлѣбопашцу, когда у него нѣтъ земли? »; указываетъ далѣе на то, что «нѣкоторыми лицами были подаваемы жалобы и просьбы, но гдѣ таковыя — намъ неизвѣстно»; въ концѣ прошенія, представляя списокъ скопцовъ, владѣющихъ участками земли отъ 20 до 40 десятинъ, проситъ „...пресѣчь произволъ, допускаемый богачами скопцами, и защитить угнетаемыхъ ими изъ-за корысти бѣдняковъ“.
Областное правленіе признало прошеніе Мирошникова заслуживающимъ вниманія и 31 августа черезъ окружное полицейское управленіе предписало скопческому старостѣ: „избрать посредниковъ по 1 на 10 скопцовъ и предложить имъ обсудить, — кому именно и въ какомъ размѣрѣ должно быть сдѣлано дополненіе изъ владѣемой земли“.
Всѣ 60 скопцовъ старожиловъ, какъ одинъ, возстали на Мирошникова и его «сообщниковъ».
8 іюля старожилы избираютъ своими довѣренными Матвѣева и Ивлева, которые защиту интересовъ довѣрителей начинаютъ тѣмъ, что 14 iюля вчиняютъ на Мирошникова «донесеніе», гдѣ просятъ „избавить Мархинское сельское общество отъ такого нахайливаго человѣка“. Въ донесеніи они говорятъ, что «Мирошниковъ, называя себя какимъ то довѣреннымъ, общественное согласіе носилъ для подписи по домамъ, не предъявляя ни въ общество, ни старостѣ никакихъ фактовъ, что, какъ и для чего»; что Мирошниковъ, „“ходитъ по деревнѣ, ругается разными неприличными словами, нарушая тишину и спокойствіе, — требуя съ угрозами земельный надѣлъ, называя какими то грабителями, занимается однимъ шарлатанствомъ“.
Не смотря на то, что «новоселы», тоже въ числѣ 60-ти человѣкъ, подали контръ-донесеніе, представляя 30 іюля одобрительный приговоръ о Мирошниковѣ, гдѣ говорятъ, что: «Мирошниковъ не есть худаго поведенія человѣкъ, а какъ извѣстный намъ доброкачественнымъ и добросовѣстнымъ поведеніемъ и что котораго мы не заподозрѣваемъ въ дурныхъ наклонностяхъ», — и просятъ не высылать Мирошникова изъ ихъ общества и не вѣрить старожиламъ, которые высылкой Мирошникова хотятъ застращать требующихъ передѣла, — не смотря на все это, Мирошниковъ не уцѣлѣлъ и его сослали на р. Маю.
Этимъ инцидентомъ заканчивается второй періодъ борьбы. Исходъ борьбы на время былъ задержанъ. Но уже не такъ на долго.
Два періода неудачъ въ борьбѣ не прошли безъ пользы. Молодые, «новоселы», набрались опыта, узнали свои силы, выяснили кое-что въ своемъ положеніи и, главное, узнали оружіе и способъ борьбы своихъ противниковъ. Черезъ два года послѣ высылки Мирошникова они начали новую компанію, послѣднюю и рѣшительную, тянувшуюся безъ перерывовъ почти три года.
Въ мартѣ 1890 года молодые скопцы даютъ довѣренность двумъ своимъ товарищамъ: Осинцову и Ленкову. Умудренные опытомъ, во избѣжанiе повторенія Мирошниковскаго инцидента, оба депутата, подъ предлогомъ перечисленія въ другое общество, берутъ у старожиловъ одобрительный приговоръ. Чтобы выбить изъ рукъ старожиловъ другое оружіе, ихъ ссылки на земельное безправіе новоселовъ, на ихъ подписки, даваемыя ими при причисленiи къ Мархинскому обществу, довѣренные новоселовъ даютъ новое толкованіе этимъ подпискамъ. Они отъ имени своихъ довѣрителей заявили, что подписки брались отъ нихъ начальствомъ лишь для того, чтобы они не требовали новыхъ прирѣзокъ къ тому надѣлу, который отведенъ Мархинскому обществу въ 1868 —1871 годахъ.
Всю силу своихъ нападеній новоселы на этотъ разъ устремили на то, что старожилы не имѣютъ никакого права на захватъ тѣхъ земель, которыя остаются послѣ умершихъ скопцовъ. Были-ли выморочныя земли расчищены умершими изъ подъ лѣса и кустарника, были ли это части того «чистаго, годнаго подъ пашни мѣста», которое отрѣзано скопцамъ по плану, — эти выморочныя земли должны идти въ надѣлъ тѣмъ, кто не имѣетъ земли. Новоселы доказали, что старожилы захватили себѣ не только всѣ лучшія чистыя мѣста, но подѣлили промежъ себя всѣ пахатныя земли, оставшіяся отъ 82-хъ скопцовъ, умершихъ по 1890 годъ. На всѣхъ новоселовъ старожилы отвели всего лишь 100 десятинъ и то самой дурной земли, разбросанной клиньями по разнымъ концамъ и угламъ полей.
Областное правленіе предписываетъ черезъ окружную полицію отъ 23 апрѣля 1890 г.: «произвести миролюбивый между скопцами раздѣлъ, не касаясь расчистокъ, произведенныхъ личнымъ трудомъ старожиловъ».
Послѣ долгихъ споровъ, скопцы не могли придти къ «миролюбивому соглашенію», и одни старожилы безъ молодыхъ постановили 28 мая слѣдующій приговоръ: старожилы берутъ себѣ по 12 десятинъ земли на 75 душъ, платящихъ полный окладъ, по 6 десятинъ на 12 душъ, платящихъ половинный окладъ, по 2 десятины на 26 душъ, не платящихъ никакихъ податей, — для пропитанія; всю же остальную пахатную землю, въ размѣрѣ 195 десятинъ, «миролюбиво» предоставить 84-емъ «новоселамъ».
Надо отдать справедливость довѣреннымъ «новоселовъ», — они исполняли свои обязанности чрезвычайно тактично и не раздражались даже такими «миролюбивыми» выходками старожиловъ.
Осинцевъ и Ленковъ протестуютъ противъ незаконнаго приговора старожиловъ и въ своемъ прошеніи отъ 1 іюня 1890 г. пишутъ, что они согласны на передѣлъ на слѣд. условіяхъ:
1) Предоставить старожиламъ, согласно заключенію Областнаго правленія, всѣ произведенныя ими расчистки въ размѣрѣ не превышающемъ душевой казенный надѣлъ съ тѣмъ, чтобы, у кого окажется расчистки менѣе душеваго надѣла, тому отвести изъ общаго количества земли подлежащей передѣлу.
2) Если старожилы согласятся отдать въ общій передѣлъ и расчистки, то новоселы согласны уплатить стоимость расчистки съ тѣмъ, чтобы вся земля была равномѣрно раздѣлена по жребію между всѣми обывателями Мархинскаго селенія.
3) Уступленную новоселамъ землю на горѣ, неудобную для хлѣбопашества, новоселы согласны принять, но не иначе, какъ только при общемъ передѣлѣ всей земли по жребію наравнѣ со старожилами.
Но старожилы не приняли такихъ условій, и окружный исправникъ отъ 5 іюня 1890 г. доноситъ Областному правленію, «что старожилы не соглашаются на миролюбивый и добросовѣстный раздѣлъ, отдѣливъ себѣ въ пользованіе по 16 десятинъ лучшей земли, оставляя новоселамъ по 2 десятины плохой земли».
Незаконный приговоръ старожиловъ былъ отмѣненъ. Снова собирались нѣсколько разъ на совѣщаніе. Снова не соглашались, и снова возникали рядъ жалобъ и прошеній. Весь 1891 годъ прошелъ въ безрезультатной и безполезной перепискѣ все по тому же вопросу о передѣлѣ земель. Дѣло ни на волосъ не подвинули впередъ даже и послѣ того разъясненія юридической правоты требованій батраковъ, являющихся выразителями государственной идеи самодержавія, — которое приведено мною въ началѣ статьи.
Но не даромъ новоселы боролись столько лѣтъ. Они поняли, что до тѣхъ поръ, пока сельская волость будетъ въ рукахъ старожиловъ, въ лицѣ старосты изъ старожиловъ, до тѣхъ поръ они ничего не добьются. И вотъ, сплотившись, какъ только могли, они всѣ силы свои направили на то, чтобы выбрать своего старосту. И они добились своего, — на 1892 годъ выбрали старосту Максима Глумова, единственнаго изъ всѣхъ мархинскихъ богачей, который не загрязнялъ своихъ рукъ захватомъ чужихъ расчистокъ.
Ходъ дѣла сразу принялъ совершенно другой оборотъ. Старожилы пошли на уступки, стали уступать и новоселы. Къ концу 1892 года «миролюбивое соглашеніе» стало совершившимся фактомъ, и борьба къ лѣту 1893 года прекратилась. Къ этому времени былъ законченъ передѣлъ всѣхъ пахатныхъ земель. Новоселы согласились оставить за старожилами всѣ ихъ расчистки и предоставили имъ право на большій, противъ новоселовъ, надѣлъ. Старожиламъ досталось по 8 десятинъ лучшей земли; нѣкоторымъ изъ нихъ было дано даже по 9 десятинъ; одному же старожилу, имѣвшему больше всѣхъ своихъ собственныхъ расчистокъ, дано 12 десятинъ. Новоселы же всѣ безъ различія получили по 6 десятинъ земли самаго разнообразнаго достоинства.
Въ ихъ надѣлъ вошли клинья, обрѣзки, полоски; надѣлъ иного изъ новоселовъ разбросанъ клочками въ десяти и больше мѣстахъ. Но новоселы добились признанія за собой права на добавочный надѣлъ изъ земель, оставшихся отъ умершихъ старожиловъ. Это право имѣетъ громадное значеніе для новоселовъ.
Въ теченіе истекшихъ полтора года со времени передѣла новоселы получили уже по полдесятины прирѣзокъ изъ выморочныхъ земель.
Такъ закончилась борьба старыхъ и молодыхъ скопцовъ изъ за земельнаго надѣла.
(OCR: Аристарх Северин)