«Восточное Обозрѣнiе» №115, 29 сентября 1895
По поводу книжки г. Ковалика. «Верхоянскіе якуты и ихъ экономическое положеніе». Извѣстія В. Сиб. Отд. Имп. Р. Г. Общ. т. XXV. Ирк. 1895 г.
Постройка великаго рельсоваго пути въ связи съ общимъ оживленіемъ края вызвали въ Сибири цѣлый рядъ изысканій, имѣющихъ цѣлью освѣтить экономическое положеніе разныхъ группъ населенія. Изысканія эти далеко еще не кончены, но уже и теперь возможно въ общихъ чертахъ предугадать ихъ результаты. Каждый день приноситъ все новыя и новыя доказательства тому, что господствующее мнѣніе о замѣчательныхъ естественныхъ богатствахъ Сибири крайне преувеличено. Оказывается, что мало-мальски годныя для культуры земельныя угодья имѣются въ сравнительно ограниченномъ количествѣ; пресловутая сибирская тайга, долженствовавшая дать богатый лѣсной матеріалъ, или непригодна для эксплуатаціи по своимъ спеціальнымъ причинамъ, или давно исчезла съ лица земли и сохранилась только воспоминаніемъ на географ. картахъ; совершенно подобное оказывается и относительно минеральныхъ, звѣриныхъ, рыбныхъ и иныхъ богатствъ края. Во всякомъ случаѣ ожиданія «золотого дна» въ Сибири не оправдались.
Понятное дѣло, что такой оборотъ во взглядахъ администраціи на экономическое положеніе края долженъ вызвать цѣлый рядъ реформъ и начинаній, имѣющихъ цѣлью дать Сибири энергическій толчекъ къ развитію и пріобщить ее къ могучему потоку Европ. жизни. Но съ другой стороны несомнѣнно и то, что отсутствіе или недостатокъ точныхъ данныхъ объ условіяхъ жизни въ Сибири создаютъ большія затрудненія при реализаціи правительственныхъ начинаній. Практика Европейской жизни въ этомъ отношеніи не даетъ никакихъ руководящихъ данныхъ. Приходится создавать новыя формы. Насколько эта задача преисполнена трудностей, показываетъ всякая новая работа въ области изслѣдованій экономич. жизни края. Всего назадъ тому какихъ нибудь 5—10 лѣтъ знакомство общества съ условіями жизни окраиннаго населенія страны сводилось къ усвоенію географич. матеріала школьныхъ учебниковъ.
Но вотъ въ эти далекіе углы стали заглядывать интеллигентные люди, появились кое какія положительныя свѣдѣнія о жизни этихъ инородцевъ. Свѣдѣнія эти, совершенно неожиданныя по своему содержанію, представляютъ собою крайне любопытный бытовой матеріалъ.
Въ этомъ отношеніи очень интересна недавно напечатанная работа г. Ковалика о якутахъ Верхоянскаго округа.
Верхоянскій округъ Якутской области занимаетъ громадную площадь области на сѣверъ отъ полярнаго круга между р. р. Леной и Индигиркой вплоть до Ледовитаго океана. На этомъ пространствѣ числится 10.682 челов. обоего пола, главнымъ образомъ якутовъ. Тунгусы и русскіе, послѣдніе — главнымъ образомъ ссыльные, составляютъ около 1/10 части всего населенія округа. Географ. положеніемъ края обусловленъ рѣзкій и суровый климатъ. Верхоянскъ самое холодное мѣсто на земномъ шарѣ; морозы достигаютъ тамъ невѣроятнаго напряженія — до 70º Ц. Къ счастію для жителей абсолютная тишина воздуха и сухость его зимою дѣлаютъ ужасные морозы не столь чувствительными для человѣка. Рѣки и озера замерзаютъ въ сентябрѣ и вскрываются въ концѣ мая. Поэтому для Верхоянска слѣдуетъ считать только два времени года — короткое лѣто и продолжительную зиму. Въ теченіе тамошняго трехмѣсячнаго лѣта сплошь и рядомъ цѣлыя недѣли стоятъ такіе холода, что приходится топить печи.
Понятно, что при такихъ климатическихъ условіяхъ о земледѣліи въ округѣ не можетъ быть и рѣчи. Возможно только скотоводство и то въ болѣе южныхъ частяхъ округа, гдѣ родится трава. Впрочемъ и здѣсь покосы часто страдаютъ отъ разлива рѣкъ въ лѣтнее время года вслѣдствіе таянія обильныхъ снѣговъ. Лѣсъ имѣется мѣстами, главнымъ образомъ лиственичный; отсутствіе сосны лишаетъ жителей того подспорья въ пищѣ, которое имѣется у якутовъ болѣе южныхъ частей области; тамъ заболонь (лубъ) сосны заготовляется жителями на зиму въ большомъ количествѣ и употребляется въ пищу, какъ суррогатъ хлѣба. Изъ минеральныхъ богатствъ округа авторъ указываетъ на серебро-свинцовую руду, залежи которой извѣстны давно, но не разрабатываются за отсутствіемъ въ краѣ провизіи для прокормленія рабочихъ.
Весь округъ дѣлится на 4 улуса: Верхоянскій — на р. Янѣ и ея притокахъ, Эльгетскій — на р. Индигиркѣ, Жиганскій — въ низовьяхъ Лены и Устьянскій — на р. Янѣ-же у самаго моря. Первые два улуса, какъ наиболѣе южные, имѣютъ луга и пастбища, и потому жители ихъ занимаются главнымъ образомъ скотоводствомъ; послѣдніе промышляютъ уже исключительно рыбу, которая и служитъ главнымъ пищевымъ матеріаломъ. Тунгусы — ламуты, бродящіе по тундрѣ, содержатъ еще оленей.
Самый населенный улусъ Верхоянскій — около 6000 душъ населенія — съ городомъ того-же имени. Улусъ этотъ — исключительно скотоводческій. Всѣ мѣста по долинамъ рѣкъ и рѣчекъ, гдѣ только растетъ трава, заняты якутами—скотоводами.
Въ административномъ отношеніи улусъ раздѣленъ на наслеги или роды (13). Въ лицѣ старосты, избираемаго наслегомъ на три года, сосредоточено родовое управленіе. Онъ-же собираетъ подати и др. повинности и является посредникомъ между инородцами и русскими властями. Старосты собираются два раза въ годъ въ улусное собраніе въ г. Верхоянскъ, гдѣ они вмѣстѣ съ выборными рѣшаютъ судебныя дѣла и утверждаютъ разные сборы на нужды церквей, училища и проч. Инородная управа составляетъ вторую степень словесной расправы и рѣшаетъ дѣла по апелляціямъ на старостъ. Въ ней первенствующую роль (de facto) играетъ грамотный письмоводитель. Наконецъ, третью и высшую въ округѣ степень словесной расправы составляетъ полицейское управленіе въ лицѣ исправника и его помощника. Всѣ указанныя три инстанціи, какъ и другія параллельныя учрежденія въ Сибири, вѣдаютъ между прочимъ и судебныя дѣла. Для якутовъ въ частности характерно то обстоятельство, что у нихъ тяжущійся, пройдя домашнія такъ сказать судебныя инстанціи имѣетъ право начать снова дѣло въ Якутскомъ окружномъ судѣ, что, при неособенно твердыхъ юридическихъ понятіяхъ якутовъ, создаетъ въ округѣ оживленную кляузническую дѣятельность. Общественное управленіе якутовъ также сосредоточено въ рукахъ старосты и наслежныхъ собраній. Чтобы исчерпать вопросъ объ управленіи, необходимо сказать еще нѣсколько словъ объ обязанностяхъ сѣннаго старосты.
Въ описываемомъ краѣ земледѣліе невозможно, поэтому хлѣбныхъ магазиновъ, кромѣ казенныхъ съ продажею муки, тамъ нѣтъ; взамѣнъ ихъ существуетъ складъ общественнаго сѣна, образовавшагося посредствомъ взиманія съ каждаго двора по одному возу. Сборъ сдѣланъ былъ только разъ и больше не повторялся. Это своеобразное учрежденіе по своей идеѣ — помогать населенію раздачей ссудъ сѣна въ годы неурожая, крайне симпатичное, — къ сожалѣнію, не приноситъ должныхъ результатовъ. Сѣно, собранное въ первый разъ, почти все роздано и числится въ недоимкѣ: новыхъ сборовъ почему-то не производится. Для наблюденія за этимъ складомъ избираются особые старосты.
Подати, состоящія изъ ясака — (около 1 руб. на ревизскую душу) и мірскихъ повинностей на содержаніе больницы, школы, управы и проч. уплачиваются два раза въ годъ — въ началѣ января и іюля. Недоимки случаются очень рѣдко. Чаще всего староста, или другой богатый человѣкъ уплачиваютъ отъ себя недоимку, а потомъ получаютъ отъ недоимщиковъ мясомъ, молокомъ, пушниной и проч.
Ясакъ обязаны платить всѣ «души» безъ исключенія, мірскія же повинности распредѣляются по степени зажиточности населенія. Плательщики раздѣлены на нѣсколько классовъ, обыкновенно на три, причемъ послѣдній, какъ наименѣе состоятельный, платить минимальные сборы — всего отъ 3 до 5 руб. въ годъ на душу.
Общество обязано содержать на свой счетъ всѣхъ престарѣлыхъ, убогихъ и неспособныхъ къ труду, въ томъ числѣ и всѣхъ ссыльныхъ. Такихъ «итымковъ» или «коломановъ» насчитывается иногда до 50% всего числа окладныхъ душъ наслега и тогда они ложатся тяжелымъ бременемъ на населеніе.
Изъ другихъ обязательныхъ для верхоянцевъ расходовъ должно отмѣтить расходы на школу и больницу. Единственная въ округѣ школа существуетъ въ Верхоянскѣ, и каждый наслегъ обязанъ высылать туда для обученія по одному мальчику, содержаніе котораго обходится около 60 руб. въ годъ. Обыкновенно якуты смотрятъ на ученіе въ мѣстной школѣ, какъ на повинность, отбываніе которой возлагается на дѣтей бѣдныхъ семей; богатые, въ виду безуспѣшности занятій въ верхоянской школѣ, своихъ дѣтей туда не отдаютъ.
Состояніе лечебницы не многимъ лучше школы. Врача не бываетъ въ Верхоянскѣ по году. Фельдшеровъ тоже недостаетъ. Въ итогѣ сифилисъ и др. заразительныя болѣзни гуляютъ по краю.
Степень благосостоянія якутовъ весьма различна. Для наглядности авторъ дѣлитъ ихъ на 5 группъ. Къ первой принадлежатъ окончательные бѣдняки, не имѣющіе вовсе скота или имѣющіе не болѣе 2 штукъ; 2) бѣдняки, имѣющіе менѣе 10 штукъ скота; 3) средніе — отъ 10—30 штукъ; 4) зажиточные — менѣе 100 шт. и 5) богачи — свыше 100 шт. Самыя многочисленныя группы первая и вторая. Есть наслеги, состоящіе только изъ такихъ группъ. Якуты — самые бѣдные — живутъ собственнымъ хозяйствомъ и имѣютъ надѣлъ луговъ. Часть своихъ покосовъ они продаютъ богатымъ или, что еще чаще, за дешевую плату, забранную впередъ, обязуются поставить имъ условленное количество готоваго сѣна. Оставшимся отъ запродажи сѣномъ якутъ кормитъ собственный или взятый на прокормъ скотъ. На прокормъ или, какъ тамъ говорятъ «въ тѣло», берутъ или за извѣстную плату, или за право пользоваться лѣтомъ молокомъ той коровы, которую кормятъ зимой. Такимъ образомъ, если у якута есть 2 штуки собственнаго скота, да двухъ онъ возьметъ на прокормъ, то у него и образуется тотъ комплектъ скота, который можетъ прокормиться оставшимся въ запасѣ сѣномъ. Молока отъ 4 коровъ съ грѣхомъ пополамъ было-бы достаточно для прокормленія небольшой семьи, но бѣда въ томъ, что отгулявшаяся за лѣто корова обыкновенно перестаетъ зимой доиться. Поэтому бѣднякъ вынужденъ пуститься на разныя выдумки: онъ, напр., привязываетъ коровѣ сзади кожаный фартукъ, чтобы предохранить ее отъ быка.... Но и давшій на прокормъ корову богачъ заинтересованъ съ другой стороны въ томъ, чтобы корова его непремѣнно отгулялась и дала приплодъ. По мнѣнію этого богача, остроумное изобрѣтеніе пастуха равносильно мошенничеству, и верхоянскій Эдиссонъ, влекомый въ кустодію мѣстнаго старосты, вынужденъ возмѣстить нанесенный убытокъ. Такъ или иначе, но вся пища якутской семьи разсматриваемой нами категоріи состоитъ круглый годъ изъ молока. Лѣтомъ, когда молока нѣсколько больше, его ѣдятъ цѣльнымъ и два раза въ день, а зимою... зимою остроумный бѣднякъ обманываетъ свой собственный желудокъ. Выдоенное молоко разводится обильно водой и при кипяченіи сбивается особой мутовкой въ пѣну. Опытная хозяйка умѣетъ изъ небольшого количества молока приготовить цѣлый котелъ пѣны, хватающей на всю семью. Въ этомъ и состоитъ зимній обѣдъ многихъ тысячъ верхоянскихъ якутовъ. При большемъ обиліи молока такое блюдо готовится дважды въ день. Авторъ статьи очень трогательно описываетъ, съ какимъ смиреніемъ бѣдный инородецъ переноситъ такой режимъ; верхоянскій якутъ въ голодное время старается производить возможно меньше мускульной работы, чтобы не обострять аппетита, и единственная жалоба въ его устахъ та, что у него желудокъ «капсіе», т. е. говоритъ, что хочетъ ѣсть.
Впрочемъ, природа, заинтересованная въ сохраненіи верхоянскаго якута, какъ вида, посылаетъ ему нѣкоторое подспорье въ пищѣ — лиственичную кору, иногда зайца, мелкую рыбешку... Нерѣдко бѣднякъ изворачивается собственными средствами: выпрашиваетъ что-нибудь у богатаго сосѣда въ долгъ, подъ сѣно или иную работу, или, узнавъ, что гдѣ-нибудь по близости убита скотина, отправляется туда въ «гости» и нерѣдко получаетъ въ подарокъ кое-какіе отбросы мяса...
Н. Л—винъ.
(Окончаніе будетъ).
(OCR: Аристарх Северин)
Сѣверныя окраины Сибири, ихъ настоящее и вѣроятное будущее.
«Восточное Обозрѣнiе» №116, 1 октября 1895
(Окончанiе).
2-й классъ составляютъ также бѣдняки-собственники, но имѣющіе уже до 10 штукъ собственнаго скота, а стало быть и молока въ достаточномъ для поддержанія жизни количествѣ. Вообще-же жизнь ихъ во многихъ отношеніяхъ сходна съ только что описанной. Болѣе обильные запасы молока лѣтомъ позволяютъ заготовлять небольшія количества тары — родъ кислаго молока. Есть кое-какая одежонка. Это обстоятельство ставить ихъ настолько выше бѣдняковъ 1-й группы, что послѣдніе смотрятъ на нихъ, какъ уже на зажиточныхъ людей и приходятъ къ нимъ «въ гости» въ надеждѣ перехватить съ голоду чашку тары. Если у такого якута какими-нибудь судьбами заведется еще лошадь, то онъ считается уже вполнѣ устроившимся, такъ какъ онъ имѣетъ возможность промыслить какую нибудь дичину, съѣздить въ гости къ болѣе состоятельнымъ. Наконецъ, въ случаѣ крайности, т. е. неурожая травы, — можетъ избѣгнуть голода, продавъ скотину.
За то въ урожайные годы у якутовъ этой категоріи можно встрѣтить чай, и кое-какую другую покупную снѣдь. 3-й кл. — имѣетъ уже возможность пополнять свою пищу разными фабрикатами изъ молока, — сора, тара, сметана, сливки и проч. недосягаемыя лакомства для половины якутовъ округа — употребляются въ пищу описываемой авторомъ группой ежедневно, для гостей особенно почетныхъ подается иногда даже мясо. Признакомъ зажиточности этихъ якутовъ служитъ количество посуды вообще и мѣдной въ особенности. Въ устроенныхъ семьяхъ для выходовъ имѣется купленная, т е. ситцевая одежда, юрты обширнѣе и лучше обставлены. Г. Коваликъ приводитъ для такой семьи очень любопытную бюджетную таблицу (стр. 28—29).
Расходъ такой семьи, считая подати и мірскія повинности, вычисленъ въ 81 р. 80 к. (авторъ считаетъ только тѣ предметы, которые покупаются на деньги, какъ ситцевая одежда, чай, сахаръ, хлѣбъ). Чтобы въ той-же цифрѣ балансировался приходъ, необходимы статьи звѣринаго промысла, дохода отъ торговли и разныхъ случайныхъ поступленій. А что можно пріобрѣсти на 81 р. 80 к., видно изъ приводимыхъ авторомъ нѣсколько выше (стр 17) цѣнъ на привозные продукты. Кирпичъ чаю стоитъ 2 руб., фунтъ сахару 80 к., фунтъ листов. табаку 80 к., бутылка водки до 2 р., пудъ муки 7 р. 55 к., пудъ мяса до 4 р. и т. д. Надо принять во вниманіе, чго въ графѣ расхода нѣтъ статьи на погашеніе долговъ, и что каждый якутъ непремѣнно состоитъ должникомъ какого-нибудь купца. Кредитъ въ Верхоянскомъ округѣ такъ дорогъ, что разъ залѣзшій въ долгъ инородецъ рѣдко можетъ выбиться изъ него... Достаточно при этомъ одного какого нибудь несчастнаго случая, вродѣ неурожая сѣна, падежа скота, чтобы состоятельная семья очутилась въ неоплатномъ долгу и слѣдовательно полномъ раззореніи.
4-й и 5-й классы составляютъ уже настоящіе Ротшильды, которыхъ въ Верхоянскомъ окр., какъ и повсюду на земномъ шарѣ, только единицы. Верхоянскіе Ротшильды имѣютъ просторныя юрты и верхъ якутской роскоши — стекла въ окнахъ. Выходные костюмы шьются у нихъ изъ сукна, сары съ кобыльей кожей — также оторочены сукномъ, шапки изъ лисицъ или бобра. Представляя собою аристократію населенія, представители послѣдней группы занимаютъ и высшія выборныя должности. Рядомъ съ почетомъ, оказываемымъ богатому человѣку идетъ и обязанность представительства. Они должны прокармливать бѣдняковъ, чтобы тѣ, обращаясь къ нимъ, говорили «тойонумъ», т. е. мой господинъ. Тщеславіе такихъ богачей не знаетъ предѣловъ, и горе тѣмъ изъ нихъ, которые почему-либо пошатнутъ свое богатство. Стараніе удержаться въ роли почетнаго человѣка заставляетъ такого якута жить не по средствамъ, а тамъ долги и вѣрное раззореніе...
Другая этнограф. группа населенія Верхоянскаго округа состоитъ изъ тунгусовъ-ламутовъ. Ихъ всего одинъ родъ — тюгасирскій. Они живутъ еще бѣднѣе якутовъ. Главное занятіе ихъ рыбный и звѣриный промыселъ. У болѣе богатыхъ содержатся олени. Еще 15—20 лѣтъ тому назадъ были тунгусы, владѣвшіе тысячными стадами этихъ животныхъ; теперь-же олени значительно повывелись. Стадо въ 100—200 штукъ считается въ настоящее время огромнымъ состояніемъ.
Причины современнаго бѣдственнаго положенія тунгусовъ авторомъ недостаточно выяснены. Уменьшеніе промысловаго звѣря, упадокъ оленеводства, табакъ, водка и своеобразный типъ торговыхъ сношеній, при которомъ потребитель долженъ неминуемо раззориться въ конецъ — главныя причины экономическаго кризиса, замѣчаемаго повсюду среди бродячихъ инородцевъ Сибири. Положеніе тунгусовъ уже тѣмъ худо, что хозяевами положенія являются у нихъ тѣ-же полуголодные якуты. Тунгусъ по отношенію къ якуту представитель низшей расы и культуры.
За недостаткомъ мѣста мы вынуждены выпустить цѣлую массу другихъ крайне любопытныхъ фактовъ изъ статьи г. Ковалика и перейти къ выводамъ.
Хроническое голоданіе инородцевъ Верхоянскаго округа должно несомнѣнно повести къ вырожденію ихъ и затѣмъ вымиранію. Правда, у автора нѣтъ въ распоряженіи цифръ, но теоретическія соображенія подтверждаютъ эту мысль вполнѣ.
Бродячее и кочевое состояніе суть первоначальныя формы жизни человѣчества. Бродячіе народы должны занимать огромныя пространства, чтобы существовать. Но количество звѣря и животныхъ, служащихъ имъ пищей съ каждымъ годомъ уменьшается какъ безусловно, такъ и по отношенію увеличивающагося путемъ естественнаго прироста населенія. Необходимо или перейти къ высшей культурѣ, или выродиться.
Для кочевого населенія сама природа установила рамки, и въ количествѣ луговъ и урожайности ихъ, даетъ предѣлъ размноженію скота. При эксплуатаціи всей наличности луговыхъ угодій, дальнѣйшее размноженіе населенія обязательно требуетъ перехода къ дальнѣйшей ступени — земледѣлію. Съ этой точки зрѣнія населеніе Верхоянскаго округа давно перешло естественныя границы своего размноженія, опредѣляемыя для бродячихъ инородцевъ количествомъ дикихъ, а для кочующихъ — домашнихъ животныхъ Но такъ какъ естественныя условія края исключаютъ возможность перехода якутовъ къ земледѣльческой культурѣ, то слѣдовательно въ настоящее время уже существуетъ то равновѣсіе между населеніемъ и пищевыми средствами страны, дальше котораго идти нельзя. Можетъ быть тѣ бѣдствія, какія испытываютъ описанные г. Коваликомъ инородцы, говорятъ за то, что равновѣсіе уже и теперь нарушено. Другими словами въ краѣ уже и теперь продовольственныхъ средствъ меньше, чѣмъ нужно. Вотъ почему якуты такъ ревниво относятся къ русскимъ вообще и къ ссыльнымъ въ частности. Всѣ пришлецы въ край являются только потребителями, а ссыльные прямо живутъ на счетъ аборигеновъ, каждый русскій ссыльный съѣдаетъ порцію туземца... И если принять во вниманіе, что порціи эти крайне невелики и состоять изъ молока «съ воздухомъ» или сосновой и лиственичной коры, то несправедливость ссылки въ этотъ Богомъ забытый край вполнѣ очевидна. Но и помимо ссылки вопросъ объ «этнографическомъ» голодѣ десятковъ тысячъ братьевъ во Христѣ остается совершенно открытымъ. Да, читатель, какъ это ни неожиданно для насъ съ вами, а фактъ на лицо: громадныя окраины нашего «золотого дна» населены людьми, для которыхъ даже такое кушанье, какъ арестантскія щи или хлѣбъ голоднаго 1891 г. являются недосягаемымъ лакомствомъ!..
Н. Л—винъ.
(OCR: Аристарх Северин)
Николай Петрович Левин (1855 - 1904). Акцизный чиновник, коллежский асессор, экономист, сотрудник газеты "Восточное обозрение". (Прим. Аристарх Северин)