ОЧЕРКИ СИБИРСКОЙ ЖИЗНИ.
…Намъ остается коснуться еще столицы Якутскаго края. Здѣсь за послѣднее время много говорилось объ оживленіи общественной жизни. Открылся музей, предполагалась газета, произнесъ рядъ рѣчей добрый геній края, якутскій губернаторъ И. И. Крафтъ...
И, дѣйствительно, по словамъ В. Николаева въ „Сибирской Жизни", Якутскъ „богатъ" культурно-просвѣтительными и научными общественными организаціями...
Помимо цѣлаго ряда благотворительныхъ учрежденій здѣсь существуютъ: Общество попеченія о народномъ образованіи, якутское сельско-хозяйственное Общество, Общество взаимопомощи приказчиковъ, Общество изученія Сибири, Общество безплатной библіотеки-читальни, Кружокъ музыки и литературы.
Если бы въ названія выше отмѣченныхъ организацій вложить соотвѣтствующее имъ внутреннее содержаніе, то съ полнымъ основаніемъ можно было бы сказать, что культурные и научные запросы мѣстнаго общества имѣютъ гдѣ найти свое приложеніе. Однако, въ дѣйствительности дѣла обстоятъ совсѣмъ не такъ, какъ хотѣлось бы думать, имѣя въ виду наличность указанныхъ общественныхъ учрежденій.
Послѣднія, за исключеніемъ лишь Общества взаимопомощи приказчиковъ и Общества безплатной библіотеки-читальни, состоятъ почти исключительно изъ чиновниковъ, которые не могутъ, конечно, направить работу данныхъ организацій по руслу общественной самодѣятельности. Отсюда — почти всѣ общества числятся лишь на бумагѣ, пожиная лавры ничегонедѣланія въ томъ направленіи, которое могло заслуживать серьезнаго общественнаго вниманія. Правда, Обществу изученія юридически принадлежитъ областной музей, а Обществу попеченія о народномъ образованіи прекрасное зданіе послѣдняго, но это нисколько не говоритъ за то, что данныя организаціи носятъ общественный обликъ.
Чтобы не быть голословнымъ по вопросу о составѣ отмѣчаемыхъ учрежденій, приведу небольшую справку о „чинахъ" членовъ организацій, которые призваны у насъ играть культурную и научную роль:
1. Сельско-хозяйственное Общество: предсѣдатель — статскій совѣтникъ, его товарищъ — надворный совѣтникъ.
2. Общество попеченія о народномъ образованіи: товарищъ предсѣдателя надворный совѣтникъ, члены: жена коллежскаго совѣтника, надворный совѣтникъ, коллежскій асессоръ, губернскій секретарь.
3. Общество изученія Сибири: статскій совѣтникъ и надворный и такъ далѣе въ томъ же направленіи.
Въ добавленіе къ сказанному нельзя не отмѣтить, что всѣ эти совѣтники и губернскіе секретари одновременно состоятъ членами всѣхъ указанныхъ Обществъ, съ тѣмъ лишь различіемъ, что въ одномъ Обществѣ „Андрей Иннокентьевичъ1)" состоитъ просто членомъ, въ другомъ — предсѣдателемъ, въ третьемъ — товарищемъ, въ то время, какъ „Тихонъ Осиповичъ2)" или „Николай Михайловичъ3)" занимаютъ слѣдующія по очереди „должности".
Прим. Администратора сайта:
1) А.И. Попов - статский советник;
2) Т.О. Юринский – русский ботаник, преподаватель, Директор Якутского реального училища, Председатель Совета Якутского сельско-хозяйственного Общества;
3) Н.М. Березкин – коллежский асессор.
Подводя итоги этому бѣдному и далеко не полному обзору общественной жизни городовъ Сибири, мы невольно должны придти къ печальному выводу. На всемъ великомъ пространствѣ страны отъ Тюмени до Николаевска на Амурѣ, отъ Семипалатинска до Якутска царитъ безраздѣльно какая то скука, подавленность, распыленіе общественныхъ организацій. Общественная жизнь точно остановилась; летаргическій сонъ крѣпко сковалъ ея члены. Гдѣ же причины? Отчего побѣждена жизнь? Почему апатія и скука, эти символы смерти, такъ властно наложили руку на Сибирь и почему Сибирь такъ легко, безъ борьбы подчиняется имъ?
Причинъ очень много и часто для того или иного мѣста существуютъ свои особыя, мѣстныя причины. Перечислить ихъ всѣ невозможно.
То же самое мы видимъ и въ дѣятельности другихъ культурно-общественныхъ организацій въ Сибири. Какъ извѣстно, всюду замѣтна подавленность общественной мысли, и почти нигдѣ не видно живой активной работы. А между тѣмъ именно теперь нужна созидательная работа Общества и нужна безотлагательно.
Въ самомъ дѣлѣ, что представляетъ изъ себя въ настоящій моментъ Сибирь? Всюду мы видимъ какую-то особенную подавленность въ общественной жизни. Словно чья-то тяжелая рука наложила свою печать на общественную мысль, на всю жизнь края. Возьмемъ печать. Если прежде сибирская печать старалась говорить эзоповскимъ языкомъ, то теперь и этотъ языкъ отошелъ въ область прошлаго.
Политическіе вопросы дня давно уже потеряли всю свою остроту и жгучесть. Кого теперь интересуетъ политика, политическая жизнь въ Россіи? Интересъ этой послѣдней связывается съ интересомъ къ выходкамъ Пуришкевича и правыхъ, вызывающимъ чувство какой-то гадливости. Въ самое послѣднее время и къ этимъ господамъ совершенно палъ интересъ. Теперь печать и общество больше интересуетъ то, что происходитъ въ Китаѣ, Турціи, Персіи, Италіи, Германіи и вообще за границей.
Возьмемъ теперь наши общественныя организаціи. Прежде, до 1904—5 годовъ и въ эти годы, въ обществѣ замѣчалось сильное тяготѣніе къ объединенію въ группы, въ организаціи, для общей работы. Замѣчалось стремленіе что-нибудь сдѣлать для общаго блага, а также стремленіе къ самообразованію; особенно это послѣднее мы видѣли среди молодежи. Теперь не то. Общественныя организаціи, въ большинствѣ случаевъ, не проявляютъ своей дѣятельности. Абсентеизмъ среди членовъ этихъ организацій — обычное явленіе. Работаютъ единицы. Среди молодежи, вмѣсто самообразованія, пышно разцвѣли самоубійства.
Все это — плоды реакціи, плоды военнаго положенія. Жизнь замерла, застыла. А между тѣмъ, какъ за эти годы та же жизнь выдвинула на свою поверхность цѣлый рядъ вопросовъ, требующихъ напряженія общественной энергіи, общественной мысли. Гдѣ теперь взять эту напряженность энергіи, эту живую, коллективную работу общества? Онѣ изсякли, ихъ нѣтъ.
Административный гнетъ, произволъ властей и всяческаго рода препятствія и препоны — все это отразилось самымъ блестящимъ образомъ на строительствѣ „новой жизни" въ Сибири. Юпитеры всѣхъ ранговъ неизмѣнно повторяютъ, что нашу окраину ждетъ блестящее будущее. Очевидно, что ни военное положеніе, семь длинныхъ лѣтъ тяготѣвшее надъ страной, ни тяжелыя руки губернаторовъ приблизить насъ къ этому лучшему будущему не смогли. То, что было въ странѣ живого, активнаго и организованнаго, — все это нашими строителями жизни заботливо уничтожено, разметано... На всемъ лежитъ печать успокоенія.
Но, кромѣ этихъ внѣшнихъ преградъ, почти въ каждомъ городѣ въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ есть свои специфическія причины. Омскъ жалуется на недостатокъ интеллигенціи, Якутскъ на то, что чиновники все монополизировали и съ ними нельзя бороться, Иркутскъ благославляетъ Селиванова, а Томскъ Грана. На этихъ мѣстныхъ причинахъ останавливаться въ обзорѣ трудно, тѣмъ болѣе, что есть еще одинъ элементъ разложенія жизни, который общъ по всей Сибири.
Это — пассивность сибирскаго общества, отсутствіе самодѣятельности, боязнь борьбы и нежеланіе ея. Словъ нѣтъ, военное положеніе и административный гнетъ и здѣсь вложили свою лепту, но все же страна какъ-то черезчуръ упала духомъ, какъ-то черезчуръ ужъ испуганно всѣ стали озираться.
Встрѣчая всюду на своемъ пути препятствія, страна совсѣмъ перестала двигаться. Борьба точно искусственно изгнана изъ жизни. Покоряются безъ малѣйшаго сопротивленія. Не пользуются даже легальными возможностями жизни и развитія.
Теперь долженъ настать переломъ. Военное положеніе снято. „Валить" все на кривизну зеркала станетъ невозможно...
(OCR: Аристарх Северин)