Очерки ленской жизни.
«Восточное обозрѣнiе» №48, 23 апрѣля 1897
I.
Текущая жизнь ленскаго обывателя полна массой такихъ явленій, существованіе которыхъ тѣсно связано съ предшествовавшимъ временемъ и не будетъ понятно, если не взглянуть на это прошедшее.
Поэтому, при изложеніи взятаго вопроса, сначала слѣдуетъ коснуться пережитаго, а потомъ уже приступить къ изложенію текущаго.
Въ архивахъ ленскихъ волостныхъ правленій есть дѣла за давно прошедшіе года. Въ наиболѣе-же старинныхъ правленіяхъ найдутся дѣла до 1800 года. Очевидно, что округъ былъ устроенъ административно съ давнихъ годовъ.
Съ давнихъ-же годовъ ленскимъ обществамъ была представлена возможность вѣдать свои дѣла. Въ эти прежніе годы общества, какъ и въ нынѣшнее время, выбирали себѣ должностныхъ лицъ, дѣлали раскладки на финансовыя нужды своей волости.
Мелкіе грѣшки и тяжбы между общественниками разбирались и карались своими-же чинами власти, главнымъ представителемъ которой былъ волостной голова, выбиравшійся изъ наиболѣе состоятельныхъ и расторопныхъ жителей волости. Въ давно-же прошедшее время онъ въ своей особѣ совмѣщалъ все нынѣшнее волостное правленіе и отъ своего имени велъ переписку и вообще всѣ сношенія.
Уже на послѣднихъ годахъ только были установлены волостныя правленія со всѣми функціями дѣлопроизводства.
Въ это прошедшее время волостной голова для своей волости имѣлъ громадное значеніе и пользовался довольно широкими правами. Онъ былъ въ одно и тоже время и судья, и администраторъ, и полицейскій чинъ: судилъ тяжущихся, каралъ провинившихся, отвѣтствовалъ за всю волость своей персоной предъ прежнимъ мѣстнымъ начальствомъ. Ближайшими его помощниками были сельскіе участковые старшины, засѣдавшіе по сельскимъ управленіямъ и чинившіе судъ и дѣла въ предѣлахъ своей власти.
А такъ какъ описываемое время не успѣло еще порости быльемъ, то среди ленскихъ жителей еще свѣжи разсказы о болѣе знаменитыхъ волостныхъ головахъ.
Знаменитость пріобрѣтена ими неуклоннымъ выполненіемъ велѣній выше стоявшихъ, выработкой своеобразныхъ моральныхъ кодексовъ во время ихъ служенія и еще тѣмъ, что иные изъ нихъ, считая себя, по облеченіи властью, чѣмъ-то выходящимъ изъ уровня массы, вводили въ своихъ волостяхъ довольно-таки строговатый режимъ.
Факты этой категоріи возможны только на Ленѣ, при полномъ невниманіи жителей къ своимъ общественнымъ интересамъ, при жизни на особицу. Объ этомъ невниманіи и индифферентности будетъ сказано далѣе, а теперь пока возвратимся къ излагаемому вопросу.
Нѣкоторые изъ головъ для разбора тяжбъ и споровъ между крестьянами, обращавшимися къ нимъ, назначали особые пріемные дни и часы. Горе бывало просителю, если онъ заявлялся въ аппартаменты такого головы не въ условленный день и часъ. Въ большинствѣ случаевъ, дѣло за эту непростительную невнимательность, если ужъ не проигрывалось, такъ затягивалось на неопредѣленное время Въ нѣкоторыхъ-же случаяхъ для внушенія предбудущихъ правильныхъ поступковъ употреблялись и болѣе внушительные пріемы. «..И билъ онъ меня смертнымъ боемъ такъ, что лицо мое истекало кровію..» жалуется какой-то обиженный этими пріемами въ случайномъ клочкѣ бумажки, попавшемъ мнѣ послѣ разбора кучи бумаги за старые годы, наготовленной однимъ волостнымъ правленіемъ къ уничтоженію.
«Посмотрю я на теперешніе порядки... Одно только озорство «своевольничанье», такъ говорилъ одинъ мой знакомый, посѣдѣлый въ волостныхъ бояхъ... «Суды появились волостные, свидѣтелей, очевидцевъ собираютъ, предъ какимъ нибудь вахлакомъ слова тратятъ.. А раньше такъ очень просто было: правый ступай, а виноватому: «разъ! два! али пруткомъ! Лѣсъ-то близко растетъ»...
Правою рукой головы, а иногда и руководителемъ въ управленіи волостью былъ волостной писарь, орудовавшій по бумажной части. Но власть-же, обаяніе ея, нераздѣльно и исключительно принадлежала головѣ...
Но вотъ широкая волна реформъ коснулась и ленскихъ береговъ, урегулировавъ функціи волостныхъ правленій, создавъ новые органы въ лицѣ мѣстныхъ крестьянскихъ волостныхъ судовъ и высшія аппеляціонныя инстанціи. Любителямъ смертнаго боя, любителямъ соединенія судебной и карательной власти въ одномъ лицѣ, вообще любителямъ всевозможныхъ мудрованій былъ положенъ предѣлъ. Явились новыя правила, давшія широкія полномочія обществамъ, подчинивъ дѣйствія чиновъ волостного правленія контролю выборныхъ отъ обществъ; затѣмъ, какъ и было выше сказано, были введены волостные суды.
Тотъ самый вахлакъ, котораго не считаютъ достойнымъ словъ упомянутый выше обыватель, получаетъ широкую возможность совать свой носъ въ дѣлопроизводство старшины и (хотя-бы со злости) говорить «несогласенъ» на волостныхъ сходахъ, обсуждающихъ общественные вопросы.
Отсюда ясно, что общественники, составляющіе волость, при участливомъ отношеніи къ своимъ общимъ дѣламъ, могутъ поставить ихъ на извѣстную высоту.
Конечно, толковать объ высокомъ уровнѣ общественныхъ дѣлъ среди невѣжественнаго населенія, только что вкушающаго плодовъ познанія, толковать объ этомъ на первый взглядъ кажется совершенно несообразнымъ, тѣмъ болѣе, что у насъ на виду примѣры общественной жизни культурныхъ словъ, гдѣ господствуетъ тоже безалаберщина въ дѣлахъ, гдѣ каждый думаетъ только о себѣ.
Но вдумываясь глубже въ факты текущей деревенской жизни, вдумываясь въ пути, ведущіе къ тому или другому ея строю, невольно приходишь къ тому заключенію, что злобы этой жизни имѣютъ одинаковыя права на общественное вниманіе со злобами дня культурныхъ слоевъ, потому что въ этомъ случаѣ мы имѣемъ дѣло съ многомилліонной массой, думающей по своему, развивающейся, приспособляющейся къ новымъ вѣяніямъ. Слѣдовательно, тотъ или другой крупный фактъ въ общественной жизни деревни, то или другое явленіе, такой, а не иной ея культурный уровень, всѣ эти явленія достойны наблюденій и вниманія, и есть результатъ тихой и незамѣтной работы деревенской мысли, есть результатъ предшествовавшей жизни.
Вникая-же глубже въ предшествовавшую жизнь ленскаго обитателя, припоминая главные факторы его экономическаго существованія, пробѣгая, вообще, мыслью всю его культурную исторію отъ давно прошедшихъ до настоящихъ дней, невольно приходится констатировать весьма незначительное количество моментовъ, когда вступала въ права — общественная или коллективная мысль.
Съ давнихъ годовъ и до сей поры ленскій аборигенъ привыкъ жить и думать въ одиночку, привыкъ среди окружающаго видѣть только себя и свои интересы.
Проводя всюду принципъ своей хаты съ краю, каждый ленскій общественникъ совершенно теряется въ дѣлахъ, касающихся групповыхъ интересовъ, и относится къ нимъ съ крайней индифферентностью. На сходкахъ, «на согласьи», на волостныхъ сходахъ, вообще, во всѣхъ случаяхъ, когда ему приходится думать и обсуждать коллективно, онъ большую часть времени проводить въ разговорахъ на совершенно постороннія темы, а вырѣшеніе данныхъ вопросовъ почти всегда совершается въ концѣ, такъ сказать, на ходу, когда большинство беретъ шапки для ухода.
Поэтому будутъ совершенно понятны, естественны и другія явленія въ общественной жизни ленскаго крестьянина, о которыхъ и будемъ говорить теперь.
II.
Одно изъ главныхъ правъ обществъ, составляющихъ волость, есть право выбора чиновъ волостнаго правленія, старшины и его помощниковъ.
А такъ какъ выборъ того или другого человѣка устанавливаетъ за нимъ значительныя полномочія въ области общественныхъ дѣлъ, устанавливаетъ извѣстнаго рода власть надъ цѣлой волостью вообще и, въ частности, надъ самими выбирающими, то естественно ожидать, что къ такимъ крупнымъ дѣламъ общество отнесется съ надлежащей внимательностью и осторожностью. Однако-же, на дѣлѣ приходится наблюдать въ большинствѣ случаевъ совершенно противоположное. Выборы совершаются даже безъ тѣни надлежащаго участія и состоятъ изъ указанія какого-нибудь кандидата, который и утверждается безъ дальнѣйшихъ соображеній Той партійной борьбы, которая иногда наблюдается въ трактовыхъ волостяхъ, здѣсь нѣтъ и помину. Хотя такая партійная борьба состоитъ въ большинствѣ случаевъ въ желаніи богатѣевъ провести удобнаго имъ кандидата, однако-же самый фактъ отпора противоположной стороны предполагаетъ, что тамъ, среди населенія, общественная мысль уже работаетъ, и что правовое сознаніе пустило корни.
Общее апатичное отношеніе жителей Лены къ своимъ общественнымъ дѣламъ можно иллюстрировать еще тѣмъ фактомъ, что нѣкоторые жители, даже цѣлыя деревни, въ теченіе долгаго времени не знаютъ, кто выбранъ въ прошедшій сходъ старшиной, если сходу приходилось вырѣшать этотъ вопросъ. Иногда, по прошествіи нѣсколькихъ мѣсяцевъ, среди какого нибудь разговора, обыватель, избравшій довѣренныхъ на сходъ, узнаетъ объ результатахъ этого схода.
Избраніе довѣренныхъ на волостной сходъ, не смотря ни на какую важность предлагаемыхъ или предположенныхъ на обсужденіе вопросовъ, совершается по очередямъ. Деревенскій сходъ, которому предложено послать довѣренныхъ, сначала задается вопросомъ, кто ѣздилъ въ прошлый сходъ, а затѣмъ уже ясно видится, кому ѣхать и въ настоящій. А когда совершится выборъ, т. е., когда выполнится прямая цѣль собранія, тогда кто-нибудь изъ празднаго любопытства спрашиваетъ, о чемъ будутъ говорить и обсуждать на сходѣ.
Нѣкоторыя волостныя правленія имѣютъ похвальный обычай при распоряженіяхъ старостамъ объ сходахъ, прилагать списокъ вопросовъ, имѣющихъ быть на обсужденіи. Такой списокъ иной разъ расшевелитъ дремлющую общественную мысль, и невольно среди собравшихся на сельскую сходку является предварительное разсмотрѣніе и выбраннымъ довѣреннымъ даются инструкціи какъ поступать. Но, къ сожалѣнію, это обыкновеніе не вездѣ соблюдается.
Къ сказанному слѣдуетъ добавить, что случалось встрѣчать нѣкоторыя деревни описываемаго края, жители которыхъ чутко относятся къ своимъ учрежденіямъ, гдѣ не встрѣтишь и тѣни указаннаго индифферентизма.
Эти приведенные мною факты служатъ вполнѣ достаточнымъ доказательствомъ правильности сдѣланнаго выше обобщенія относительно господства среди ленскаго населенія принципа своей хаты съ краю.
Теперь-же коснемся вопроса, насколько повысился уровень общественныхъ чувствъ среди самаго состава волостной власти и какъ великъ шагъ, сдѣланный обществомъ послѣ прежняго представителя ея — волостного головы, въ лицѣ настоящаго его преемника — старшины.
При указанномъ выше равнодушномъ отношеніи общества къ дѣламъ, имѣющимъ групповые интересы, само собою разумѣется, что почетныя и широкія обязанности представителя волости — волостного старшины и его помощниковъ не всегда возлагаются на служащихъ лицъ. Въ большинствѣ случаевъ выборъ перваго, т. е. старшины, падаетъ на лицо изъ мѣстныхъ капитальныхъ обывателей, т. е. на представителя самой консервативной части населенія, вѣрной хранительницы дѣдовскихъ устоевъ и дѣдовскаго взгляда на возлагаемыя обязанности. И вотъ на сцену появляется тотъ-же прежній голова, но съ болѣе культурными привычками и пріемами, дѣйствующій не подъ вліяніемъ перваго побужденія, а на основаніи тонко разсчитанныхъ соображеній. А незнаніе населеніемъ своихъ правъ, общее невѣжество, разобщенность создаютъ почву для успѣшнаго проведенія въ практику и жизнь многихъ весьма нежелательныхъ явленій, со стороны выбранныхъ чиновъ. Поэтому, нерѣдки и вполнѣ объяснимы среди ленской деревенской жизни картинки, подобныя слѣдующимъ.
Въ канцеляріи волостного правленія сидятъ нѣсколько человѣкъ съѣхавшихся сельскихъ властей: два — три старосты, двое помощниковъ старшины и помощники старостъ. Въ отдаленіи видны сторожа. Съѣхавшіеся чины, пользуясь досужимъ временемъ, ведутъ разговоры про хлѣба, про покосъ, про старинушку. И, конечно, согласно пословицѣ, что у кого болитъ, тотъ о томъ и говоритъ, рѣчь свою свели на службу. Перебирая кое-что изъ собственной практики, они незамѣтно задѣли ѣдкимъ словомъ патрона — старшину, который другими комнатами вошелъ въ сосѣднюю комнату—присутствіе. Услышавъ нелестное про свою особу мнѣніе, онъ надѣлъ знакъ своего служебнаго положенія и появился въ дверяхъ предъ разговаривающими. Далѣе послѣдовалъ жесточайшiй нагоняй за непочтеніе властей всѣмъ присутствующимъ, а одинъ изъ собесѣдниковъ за свое свободомысліе отправился въ кутузку.
Если бы запастись шапкой невидимкой, то можно было бы наблюдать и такую сценку, характеризующую нравы современнаго волостного чина ленскихъ береговъ. Въ волостномъ правленіи сидитъ волостной старшина, изрядно «выпимши». Тутъ-же находятся сельскіе старосты большихъ волостей. Старшина распекаетъ ихъ за какія-то упущенія и дѣлаетъ наставленія, какъ поступать, чтобы этихъ упущеній не было. Старосты слушаютъ и принимаютъ къ свѣдѣнію и въ надлежащемъ случаѣ къ исполненію. Но одинъ изъ слушавшихъ позволилъ себѣ усумниться въ удобопримѣнимости получаемыхъ наставленій и повздорилъ съ лекторомъ. За эту вину, въ присутствіи своихъ товарищей, ему было приказано стать въ уголъ.
Изъ приведенной сцены видно, какія формы отношеній существуютъ между чинами волости; можно было-бы привести не одинъ примѣръ такихъ-же отношеній и между сельскими властями: старостой и его помощниками. — Что-же касается до отношенія къ населенію, инструкціи, развиваемыя приведеннымъ выше старшиной, проводятся безъ измѣненія. Взятые факты составляютъ не единичное явленіе, а напротивъ есть нѣчто обыденное, не останавливающее ничьего вниманія.
Взгляды на функціи своей дѣятельности среди ленскихъ деревенскихъ чиновъ составляютъ своеобразную черту, исключительно принадлежащую Ленѣ, какъ продуктъ ея культурной исторіи.
Итакъ, общая разрозненность и недостатокъ общественныхъ чувствъ, не смотря на новый порядокъ жизни, не смотря на новыя основанія, проводимыя правительствомъ, устанавливаютъ тѣ-же уклоненія, какія наблюдались и въ прежнее дореформенное время. И эти констатируемыя уклоненія рѣдко вызываютъ въ населеніи жалобы и недовольство. Слѣдовательно, шагъ, сдѣланный общественною мыслью въ теченіе послѣднихъ годовъ, не очень великъ.
(Окончаніе будетъ).
(OCR: Аристарх Северин)
Очерки ленской жизни.
«Восточное обозрѣнiе» №50, 27 апрѣля 1897
(Окончанiе).
III.
Коснемся еще одного отправленія общественной жизни ленскаго края — волостныхъ судовъ.
Положеніе о волостныхъ судахъ среди жителей Лены введено недавно. Поэтому еще ярки въ памяти воспоминанія о порядкахъ, наблюдавшихся при разборѣ дѣлъ волостными правленіями, и, затѣмъ, разбирательства первыхъ волостныхъ судовъ.
Обыватель, пугавшійся прежней волокиты, мучимый тонкостями и ухищреніями тѣхъ, къ кому онъ обращался, выходилъ изъ засѣданія суда съ облегченнымъ сердцемъ и радостно восклицалъ: Слава Богу, дождались таки и мы порядковъ!... Общее настроеніе по введеніи волостныхъ судовъ было такое-же торжествующее. Ярки въ памяти многихъ многочисленныя собранія жителей при первыхъ засѣданіяхъ — избы, гдѣ происходилъ судъ, бывали всегда полны любопытствующими. На лицахъ всѣхъ лежала вдумчивость и серьезное настроеніе. Что-же касается до отношенія къ своему дѣлу первыхъ судей, то лучшаго нельзя было и желать: такъ оно удовлетворяло всѣмъ требованіямъ, предъявляемымъ къ такому дѣлу, какъ судъ. Часто приходилось слышать, при разговорѣ кое о комъ съ ленскими обывателями, такое выраженіе: «Онъ первымъ судьей былъ». Любопытенъ еще слѣдующій фактъ: первые волостные суды удовлетворялись по преимуществу словеснымъ изложеніемъ просьбъ и жалобъ, но съ теченіемъ времени, бумажный духъ проникъ и въ это совершенно не бумажное учрежденіе, и въ настоящее время констатируются строгія требованія письменнаго изложенія.
Но вотъ постепенно, шагъ за шагомъ, умалялась идея законности и справедливости въ воззрѣніяхъ представителей волостного суда и незамѣтно перешла въ зависимость отъ личнаго состава, который началъ по своему толковать свои права, — и къ настоящему времени судъ, вмѣсто первоначальнаго воспитывающаго учрежденія превратился мѣстами въ учрежденіе, необходимость котораго требуется только закономъ, а не жизнью, а мѣстами же въ произвольное мудрованіе.
Въ первомъ случаѣ поѣздки суда совершаются только для того, чтобы отдѣлаться отъ велѣній закона, а во 2-мъ случаѣ явилась широкая возможность для проведенія въ жизнь многихъ нежелательныхъ явленій.
Наравнѣ съ пониженіемъ моральнаго значенія суда, падалъ и интересъ къ нему со стороны населенія. Сплошь и рядомъ замѣчается даже пренебрежительное отношеніе.
Въ задачи настоящаго очерка не входитъ и подробное объясненіе причинъ такого рода явленій. Я хотѣлъ только указать главныя особенности переживаемаго времени.
Но не лишнимъ будетъ сказать вообще, что главныя причины данныхъ и прочихъ одинаковыхъ явленій въ жизни ленскаго обитателя исключительно лежатъ въ условіяхъ его предшествовавшей культурной исторіи, въ своеобразныхъ условіяхъ его экономическаго быта, о чемъ и было сказано въ предыдущихъ очеркахъ.
Какіе пути могутъ привести къ скорѣйшему измѣненію въ данномъ направленіи?
Конечно, ни какими внѣшними мѣрами нельзя устранить сказанныхъ недостатковъ, пока сама жизнь не привьетъ въ сердцахъ жителей чувства солидарности ихъ интересовъ и не воспитаетъ чувства человѣческаго достоинства въ каждомъ. А работа мысли въ этомъ направленіи мѣстами даетъ о себѣ знать самымъ ощутительнымъ образомъ. Наиболѣе могучимъ двигателемъ къ развитію общественнаго сознанія является школа.
Изложенію фактовъ и явленій отраднаго характера посвятится отдѣльный очеркъ.
(OCR: Аристарх Северин)