Положеніе скопцовъ въ Якутской области.
(Корреспонденція изъ Олекминска).
«Сибирская жизнь» №30, 8 февраля 1900
Прочитавъ въ № 221 „Сибирской Жизни" письмо г. А. Б. „Скопцы въ Якутской области", — я рѣшаюсь сказать нѣсколько словъ о положеніи этой категоріи ссыльныхъ, жизнь которыхъ мнѣ приходится наблюдать довольно близко.
Я также, какъ и авторъ указанной замѣтки, былъ нѣсколько изумленъ тономъ корреспонденціи изъ Якутска, напечатанной въ № 155 „Вост. Обозр.“, гдѣ говорится о репрессивныхъ мѣрахъ противъ всѣхъ вообще скопцовъ, за два, три единичныхъ случая побѣговъ. Конечно, скопцовъ можно не любить, не симпатизировать имъ, но врядъ ли можно сочувствовать исключительнымъ мѣрамъ строгости, которымъ они подвергаются въ ссылкѣ всю жизнь, мѣрамъ часто не оправдываемымъ ни точнымъ требованіемъ закона, ни практическими соображеніями, но примѣняемымъ мѣстною администраціей съ излишней суровостью. Съ этой точки зрѣнія авторъ замѣтки правъ, называя положеніе скопцовъ въ ссылкѣ обездоленнымъ.
Законы о скопцахъ, ставя ихъ въ исключительное положеніе, относительно правъ приписки и проживанія по Сибири и Европейской Россіи, имѣли въ виду лишь пресѣченіе скопческой пропаганды въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ для этого существуетъ благопріятная почва, а не отягченіе положенія ихъ въ ссылкѣ. Это несомнѣнно, иначе законъ, примѣняемый уже послѣ отбытія наказанія, обращался бы въ преслѣдованіе. Такъ какъ въ мѣстахъ жительства скопцовъ такой пропаганды вовсе не замѣчается, то и мѣры строгости противъ нихъ въ родѣ запрещенія „оставаться въ городѣ позже 2 часовъ пополудни", или, какъ это бывало раньше, запрещенія пріѣзда въ городъ, — являются безцѣльными.
Къ такому заключенію приводятъ и распоряженія главнаго начальника края, г. иркутскаго генералъ-губернатора, который въ прошломъ году, напримѣръ, отмѣнилъ указъ якутскаго областного правленія о воспрещеніи по скопцамъ проживать у своихъ родственниковъ скопцовъ въ скопческихъ селеніяхъ. Этотъ указъ тоже можно причислить къ излишнимъ строгостямъ, если принять во вниманіе, что существуетъ законъ, по которому всякій скопецъ, въ домѣ котораго (или даже послѣ ухода изъ его дома), — окажется оскопленнымъ проживающій у него работникъ или родственникъ, — судится, какъ оскопитель и подвергается ссылкѣ въ каторжныя работы.
Замѣчательно, что полицейское управленіе взялось очень ревностно за исполненіе этого указа и засыпало старосту скопцовъ Спасскаго селенія строгими предписаніями о немедленномъ выселеніи всѣхъ не скопцовъ, какъ работниковъ, такъ и родственниковъ. Если бы эти предписанія были приведены въ исполненіе, то это было бы по истинѣ жестоко, такъ какъ въ Спасскомъ селеніи живутъ дряхлые престарелые матери и отцы при сыновьяхъ скопцахъ и наоборотъ сыновья и дочери (хотя и оскопленные, но въ малолѣтствѣ, такъ что считаются вольными) при родителяхъ; не говоря уже о томъ, что воспрещеніе вольнымъ рабочимъ жить въ работахъ у скопцовъ могло бы весьма невыгодно отразиться на хозяйствахъ.
У скопцовъ въ работникахъ живутъ поселенцы и вольные башкиры и не было еще случая, чтобы эти вольные рабочіе скопились, или хотя бы выражали сочувствіе вѣрованіямъ скопцовъ; мѣстное населеніе и подавно чуждо этимъ вѣрованіямъ: мистицизмъ, вообще, не свойствененъ сибирякамъ. Живя въ домахъ скопцовъ, рабочіе поселенцы только не курятъ въ комнатахъ, и не пьютъ водки, такъ что въ отношеніи трезвости пребываніе ихъ у скопцовъ для нихъ только полезно. Я знаю случай, что инородцы Вилюйскаго округа и Западно-Кангаласскаго улуса, расположеннаго на границѣ Олекминскаго округа, — нанимались въ работники къ олекминскимъ скопцамъ, чтобы научиться раціональному веденію земледѣльческаго хозяйства и обработки земель и потомъ примѣнить свои познанія на родинѣ. Эти случаи показываютъ, что пребываніе скопцовъ въ Якутской области не проходитъ безцѣльно для земледѣльческой культуры края, и воспрещеніе такимъ работникамъ жить у скопцовъ было бы не выгодно не только для послѣднихъ, но косвенно и для интересовъ земледѣлія въ краѣ.
Предписаніями полицейскаго управленія о немедленномъ выселеніи всѣхъ вольныхъ изъ Спасскаго, — староста скопцовъ Кузѣевъ былъ приведенъ въ полнѣйшее отчаяніе: конечно, рабочихъ поселенцевъ и башкиръ можно было бы удалить; но какъ выдворить родственниковъ, десятки лѣтъ прижившихся въ селеніи, а въ особенности дряхлыхъ, неспособныхъ къ труду старухъ и стариковъ?
Въ виду того, что приходилось бы употребить насильственныя мѣры, староста донесъ полицейскому управленію, что онъ не въ силахъ произвести выдворенія и просилъ полицейское управленіе назначить другого исполнителя изъ чиновниковъ полиціи или казаковъ.
Неизвѣстно, чѣмъ бы кончилось это дѣло, если бы кстати не подоспѣло распоряженіе иркутскаго генералъ-губернатора, которымъ отмѣнялся совершенно указъ областного правленія о выселеніи вольныхъ.
Нечего описывать какъ благодарили скопцы генералъ-губернатора, избавившаго ихъ отъ бѣды, какъ благословляли его имя. Къ слову скажемъ, что теперешній генералъ-губернаторъ, Горемыкинъ, вообще пользуется любовью среди скопцовъ. Хотя онъ не измѣнилъ ихъ правоваго положенія, но всегда заботился о томъ, чтобы улучшить ихъ хозяйственное положеніе, дать имъ всѣ средства быть полезными для края, въ ссылкѣ и самимъ жить безбѣдно. Напримѣръ, когда областное правленіе отказало кильдемскимъ скопцамъ дать удобную подъ расчистку землю, генералъ-губернаторъ отмѣнилъ это распоряженіе, мотивируя отмѣну тѣмъ, что скопцамъ надо облегчить возможность заняться единственно возможнымъ для нихъ трудомъ земледѣліемъ, а не затруднять; что инородцы, отъ которыхъ отрѣзывалась земля, не терпятъ въ ней недостатка, а наоборотъ, имѣютъ ее въ гораздо большемъ, противъ нормы надѣла и запаса, размѣрѣ. Теперь кильдемскіе скопцы сѣютъ много хлѣба, и вокругъ ихъ селенія, вмѣсто тайги, тянутся пашни.
Тѣмъ не менѣе положеніе скопцовъ въ ссылкѣ не совсѣмъ хорошее, благодаря вѣчному надзору полиціи. Сколько разъ, во время пребыванія моего въ Олекминскѣ, мнѣ пришлось наблюдать практическія послѣдствія этого надзора. Такъ раза два или три дѣлалось строжайшее распоряженіе о воспрещеніи скопцамъ являться въ городъ, безъ разрѣшенія властей; насколько безцѣльно это запрещеніе — видно изъ того, что оно практически не осуществимо: Спасское село составляетъ продолженіе города, такъ что нѣкоторыя городскія зданія, напримѣръ, лечебница, расположены вплотную съ селомъ. Какъ же тутъ уберечь, чтобы скопецъ не пришелъ въ городъ? Надо поставить кордонъ. Нецѣлесообразность этихъ запрещеній доказывается еще тѣмъ, что они существовали не долго и скоро отмѣнялись.
Еще страннѣе дѣйствовавшее въ одно время запрещеніе скопцамъ посылать и получать письма и посылки прямо изъ почтовой конторы, безъ просмотра полиціи. Всякій скопецъ долженъ былъ давать свою корреспонденцію на просмотръ полиціи. Какую опасность могутъ представлять изъ себя письма стариковъ скопцовъ, знающихъ Россію лишь по воспоминаніямъ 30—40 лѣтъ тому назадъ? Эта мѣра была скоро отмѣнена.
Но самое главное стѣсненіе заключается въ запрещеніи разъѣздовъ по области. Многіе изъ здѣшнихъ скопцовъ имѣютъ сыновей, братьевъ и вообще родственниковъ въ Якутскомъ округѣ и наоборотъ, и совершенно лишены возможности когда-нибудь видѣться съ ними. Просьбы скопцовъ о переводѣ къ нимъ ихъ родственниковъ, обыкновенно, оставляются безъ послѣдствій. Только во время прохода партій черезъ Олекминскъ мѣстные спасскіе скопцы имѣютъ возможность увидѣть своихъ родственниковъ и затѣмъ... проститься съ ними навсегда! Никогда не имѣть возможности свидѣться съ близкими людьми живущими въ той же области, что можетъ быть печальнѣе?
Многіе наблюдатели жизни скопцовъ въ ссылкѣ, относясь различно къ нимъ сходятся въ одномъ, это въ томъ, — что преслѣдованія и исключительныя мѣры только подогрѣваютъ потухающую искру религіознаго фанатизма въ скопцахъ: если бы имъ разрѣшили, подобно другимъ ссыльнымъ, селиться въ разныхъ мѣстахъ области или Сибири, — они утратили бы свои особенности и всецѣло отдались бы наживѣ. Эта страсть къ наживѣ и къ деньгамъ составляетъ несимпатичную черту скопцовъ и противоречитъ ихъ основнымъ правиламъ, проповѣдующимъ воздержаніе отъ всякихъ земныхъ благъ и соблазновъ. Очевидно, деньги для скопцовъ непобѣдимый соблазнъ; но съ другой стороны всякій скопецъ, не имѣя дѣтей и родныхъ, сколачиваетъ капиталецъ на старость, такъ какъ безъ этого капитальца ждетъ его жалкая участь; а съ деньгами онъ всегда найдетъ наслѣдника, который и будетъ ухаживать за нимъ до конца дней его. Отсутствіе дѣтей и радостей семейной жизни развиваетъ въ скопцахъ черствость и эгоизмъ; замкнутая жизнь, отсутствіе широкихъ общественныхъ интересовъ развиваетъ мелочность. Противовѣсомъ этимъ несимпатичнымъ чертамъ служитъ ихъ трудолюбіе.
Я указалъ вскользь на эти черты ихъ характера, чтобы показать, что наблюденія мои не односторонни. Но во всякомъ случаѣ нельзя не считать положеніе скопцовъ въ ссылкѣ очень тяжелымъ. Теперь, когда въ высшихъ сферахъ разсматривается вопросъ объ улучшеніи и упорядоченіи положенія ссыльныхъ вообще, въ связи съ отмѣною ссылки, — не мѣшало бы напомнить въ печати о тяжеломъ положеніи скопцовъ въ ссылкѣ и затронуть вопросъ — насколько нормально это положеніе вѣчнаго надзора полиціи, среди пустынной тайги въ отдаленнѣйшей окраинѣ Сибири.
А. К. (Адольфъ Клюге)
(OCR: Аристарх Северин)