ИЗЪ ОБЛАСТИ ОБЫЧНАГО ПРАВА СИБИРСКИХЪ ИНОРОДЦЕВЪ.
«Восточное обозрение» №17, 28 апреля 1883.
Извѣстно, что у сибирскихъ инородцевъ, промышляющихъ звѣря, право и порядокъ охоты на промысловыхъ животныхъ подчиняется весьма сложной системѣ обычаевъ, на основаніи которыхъ и рѣшаются многіе спорные вопросы. Какъ ни обширна сибирская тайга, и въ ней не повсюду встрѣчаются хорошія ловища и мѣста любимыя звѣремъ и въ участокъ, уже занятый и облюбованный однимъ охотникомъ, другой не смѣетъ являться промышлять звѣря, ставить капканы, силки самоловы и тому подобное. Цѣль этихъ обычаевъ отчасти охраненіе звѣря отъ безполезнаго истребленія, отчасти они служатъ правилами при рѣшеніи споровъ на право охоты между промышленниками, какъ мы уже сказали выше. Правила эти, выработанныя практикой сибирскихъ инородцевъ, настолько удовлетворительно и безобидно рѣшаютъ интересующіе охотниковъ вопросы, что русскіе промышленники и казаки нерѣдко заимствуютъ ихъ отъ коренныхъ жителей Сибири. Къ сожалѣнію, факты, относящіеся къ этой любопытной сторонѣ жизни нашихъ инородцевъ очень мало изслѣдованы. Въ интересахъ расширенія свѣдѣній публики объ этомъ предметѣ я и рѣшаюсь сообщить извѣстное мнѣ изъ устныхъ разсказовъ и писемъ объ одномъ любопытномъ, но очень малоизвѣстномъ охотничьемъ обычаѣ у якутовъ верховьевъ Алдана и его притоковъ.
Въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ сохранились еще рѣчные бобры, якуты очень заботятся о сохраненіи дорогихъ звѣрей и правила, установленныя для охоты за бобрами, указываютъ, что охотники относятся къ нимъ почти какъ къ домашнимъ животнымъ. Рѣчной бобръ, поселившись въ данной мѣстности, настроивъ тамъ своихъ хижинъ, весьма неохотно покидаетъ ее и если переселяется, то куда-нибудь по сосѣдству на недалекое разстояніе. Вѣроятно, благодаря этому обстоятельству, каждая пара бобровъ составляетъ частную собственность данной семьи, иногда и нѣсколькихъ семействъ, которыя и имѣютъ право вылавливать и промышлять шкуры и струю отъ приплода этой пары. Старыхъ бобровъ убиваютъ только въ крайнихъ случаяхъ, когда надобно замѣнить одну пару производителей другою. Какими порядками обусловливается наслѣдованіе данной пары бобровъ, какъ велика доля каждаго изъ сонаслѣдниковъ, имѣетъ-ли право кто-либо изъ совладѣльцевъ продать свою долю, заложить или сдать ее въ аренду, — мнѣ, къ сожалѣнію, толкомъ разузнать не удалось. Знаю только, что охота за чужими бобрами въ глазахъ якутовъ считается однимъ изъ самыхъ непростительныхъ грѣховъ, да и самъ хозяинъ не имѣетъ права начать охоту за приплодомъ раньше установленнаго срока. Запрещено также по близости жилища бобровъ промышлять другаго звѣря съ собакою или ставить на рѣкѣ рыболовныя снасти, изъ опасенія неумышленно повредить звѣря. Обыкновенно бобры мечутъ дѣтенышей весною и они подрастаютъ и опушаются послѣ наступленія первыхъ заморозковъ. Это время и назначается для охоты за бобрами. Въ назначенный день владѣльцы бобровъ, по повѣсткѣ князя, собираются въ заранѣе назначенное мѣсто для опредѣленія порядка охоты. Обыкновенно въ вылавливаніи приплода каждой пары участвуютъ не только ея владѣльцы, но и хозяева остальныхъ паръ. Охота ведется всей общиной. Главный вопросъ при опредѣленіи порядка охоты заключается въ томъ, чьихъ бобровъ будутъ выбивать раньше. Какъ говорятъ, весьма важно пораньше оставить старую племенную пару на покоѣ и дать ей собрать запасовъ на зиму. Порядокъ охоты опредѣляется жеребьемъ; только бобры князя представляютъ исключеніе: его бобровъ вылавливаютъ всегда раньше другихъ. Покончивъ охоту на участкѣ князя, вся компанія переходитъ въ участокъ № 2, и такъ далѣе, слѣдуя порядку вынутыхъ жеребьевъ. Иногда, впрочемъ, приходится дѣлать отступленія отъ жеребьеваго порядка. Жилища бобровъ раскинуты одно отъ другаго на далекое разстояніе, иногда на нѣсколько дней пути; такъ что для перехода, положимъ, хоть съ 4-го жеребья на пятый придется пройти около тѣхъ мѣстъ, гдѣ находятся жилища бобровъ, стоящихъ ниже по жеребьевой очереди. Въ этихъ случаяхъ, для сокращенія времени отправляются промышлять на ближайшій участокъ, не обращая вниманія на очередь. Благодаря этому обстоятельству, несмотря на жребій, опредѣленіе порядка очередей рѣдко обходится безъ продолжительныхъ споровъ, пререканій и совѣщаній. Странствія охотниковъ по тайгѣ длятся нѣсколько недѣль и вся компанія состоитъ на иждивеніи хозяина той пары бобровъ, за которой ведется охота; за то не только бобры, но и вообще все, добытое кѣмъ бы то ни было во время охоты на жеребьѣ, поступаетъ въ пользу хозяина его.
Окончивъ охоту, снявъ шкуры и вырѣзавъ бобровую струю, всю добычу свозятъ въ назначенное мѣсто, гдѣ подъ руководствомъ и наблюденіемъ князя производится общая и детальная оцѣнка добытыхъ шкуръ и бобровой струи, опредѣляется стоимость добычи каждаго хозяина въ отдѣльности, весь товаръ везется на продажу въ Якутскъ и раздѣлъ долей участниковъ совершается посредствомъ наличныхъ денегъ. Возвращеніе продавцовъ пушнины изъ Якутска съ деньгами служить поводомъ къ общему празднику. На сборный пунктъ участники въ выручкѣ отъ операціи приводятъ жирныхъ жеребятъ и коровъ и привозятъ цѣлые турсуки крѣпкаго кумыса, а водку и городскія закуски доставляютъ возвращающіеся изъ Якутска. Послѣ раздѣла денегъ закипаютъ большіе котлы съ мясомъ, котораго съѣдается невѣроятное количество, выпивается при этомъ весь привезенный кумысъ и дорогая водка изъ Якутска. Веселье продолжается нѣсколько дней. Сначала пируютъ люди почтенные, отцы семействъ, хозяева, а молодежь прислуживаетъ имъ; послѣ старшихъ доходитъ очередь и до молодежи *).
М. Д.
*) Прилагаемая замѣтка очень любопытна, она показываетъ какъ инородцы предусмотрительно относятся къ охотѣ, въ противоположность русскимъ промышленникамъ, выбивающимъ звѣря. Изученіе обычаевъ инородцевъ могло бы открыть намъ весьма много поучительнаго. Ред.
(OCR: Аристарх Северин)