Олекминскіе скопцы.
«Сибирь» №27, 12 iюля 1881
Къ трехсотлѣтнему юбилею Сибири было бы очень полезно представить отчетъ — изслѣдованіе о значеніи разнаго рода категорій ссыльныхъ для Сибирскаго края. Одною изъ интересныхъ категорій въ этомъ смыслѣ представляются люди, сосланные въ Сибирь по вѣроисповѣднымъ дѣламъ. Давно уже дознано, что лучшими гражданами во всѣхъ отношеніяхъ являются въ Россіи сектанты: трезвость, развитость, податная состоятельность, трудолюбіе и энергія, — таковы характерныя качества этихъ культурныхъ піонеровъ.
Несомнѣнно, что ссыльные сектанты и для сибирскаго края имѣютъ совсѣмъ иное значеніе, чѣмъ поселенцы другихъ категорій. Намъ очень мало извѣстно о положеніи сектантовъ, въ Сибирь сосланныхъ; удалось намъ собрать нѣсколько свѣдѣній объ олекминскихъ скопцахъ, о которыхъ мы и желаемъ поговорить съ читателемъ.
Въ Олекминскомъ округѣ четыре скопческихъ поселенія: село Спасское, при г. Олекминскѣ, село Усть-Олекминское, село Усть-Чарское и село Илюнь. Поселенія эти возникли неособенно давно. Въ началѣ 60-хъ годовъ туруханскiе скопцы просили правительство о дозволеніи имъ переселиться изъ Туруханска въ тѣ мѣста якутской области, гдѣ возможно заняться земледѣліемъ. Правительство уважило просьбу скопцовъ и назначило для нихъ мѣста въ олекминскомъ округѣ (въ послѣднее уже время образовалось одно скопческое селеніе въ вилюйскомъ округѣ, а раньше олекминскихъ селеній возникли скопческія селенія въ якутскомъ округѣ, на р. Мархѣ). Около города Олекминска отведено было скопцамъ нѣсколько сотъ десятинъ тайги, болотистой и гористо-тундристой, за рѣчкой Алалайкой. Неимовѣрныхъ усилій стоило скопцамъ расчистить мѣста подъ усадьбы. Приходились возить тысячи телегъ земли и камня, чтобъ утрамбовать почву; во многихъ дворахъ еще и въ настоящее время продолжаютъ утрамбовывать почву. Мѣста подъ усадьбы очень мало, такъ что постройки гнѣздятся одна на другой (что не мѣшаетъ однако быть гораздо лучшими городскихъ во всѣхъ отношеніяхъ.) Еще большихъ усилій стоило скопцамъ расчищать тайгу подъ пахотныя поля. Пришлось выжигать лѣсъ, вырывать громадные корни вѣковыхъ сосенъ и лиственницъ, копать канавы для стока болотныхъ водъ. Скопцы справились со всѣми, выпавшими на ихъ долю трудностями и расчистили почти всю отведенную имъ землю, такъ что въ настоящее время у нихъ въ селѣ Спасскомъ имѣется около 400 десятинъ усадебной и пахатной земли. Земли этой, конечно, недостаточно, многіе скопцы нанимаютъ пахатную землю у казаковъ, а иные и совсѣмъ не имѣютъ ни кусочка пахатной земли.
Владѣніе землей у скопцовъ строго личное. Это насъ нѣсколько удивило, такъ какъ всѣ скопцы изъ великорусскихъ общинниковъ, да и по ученію скопцовъ имущество должно быть братскимъ, общимъ. На разспросы наши, по поводу владѣнія землей, скопцы отвѣчали, что такъ какъ расчистка полей и устройство усадьбъ производилась личнымъ тяжелымъ трудомъ, или же большею частiю въ товариществѣ съ однимъ или двумя человѣками, то и владѣніе и пользованіе этой землей должно принадлежать добывавшимъ это имущество. Даже законъ, воспрещающій скопцамъ право завѣщанія, законъ, отдающій имущество умершаго скопца въ казну, — даже все это не заставило скопцовъ владѣть и пользоваться землей на общинныхъ началахъ.
Въ с. Спасскомъ скопцовъ считалось: 126 д. м. п., 43 ж. п.; дворовъ считается 83, такъ что среднимъ числомъ скопцы живутъ въ товариществѣ по 2 человѣка. Общій сборъ хлѣбовъ въ селѣ Спасскомъ достигаетъ до 10 тысячъ пудовъ; кромѣ того у скопцовъ прекрасные огороды, которые доставляютъ имъ одинъ изъ главныхъ заработковъ, — въ каждомъ почти скопческомъ дворѣ устроены парники. Въ с. Спасскомъ есть у скопцовъ двѣ прекрасныя вѣтряныя мельницы (больше ни у кого нѣтъ), нѣсколько конныхъ; двѣ кузницы; двѣ прекрасныхъ столярныхъ мастерскихъ и два кирпичныхъ завода. Не смотря на все трудолюбіе скопцовъ, не смотря на то, что почти всякій скопецъ «мастеръ на всѣ руки», — многимъ все таки приходится биться, какъ рыба объ ледъ, не находя для себя никакого заработка. Такое положеніе поддерживается исключительно тѣмъ, что скопцамъ воспрещенъ не только что разъѣздъ внѣ своего мѣстожительства, но даже и мѣстожительство дозволено внѣ поселеній другихъ людей, такъ что скопцы живутъ своимъ отдѣльнымъ обществомъ. Запрещеніе это ложится тяжелымъ гнетомъ на скопческую среду, деморализируя ее и увеличивая въ средѣ ея недостаточныхъ членовъ, и непрактично въ томъ отношеніи, что препятствуетъ развитію земледѣлія, огородничества, промысловъ въ глухихъ мѣстахъ якутской области; кромѣ того, запрещеніе это ставитъ скопцовъ въ ужасную зависимость отъ усмотрѣній низшихъ агентовъ администраціи. Запрещеніе это непонятно тѣмъ болѣе, что дозволена полная свобода передвиженiя татарамъ и башкирамъ, которые, кромѣ конокрадства, ничѣмъ инымъ не занимаются. Скопцы давно уже сознаютъ всю тяжесть лежащаго на нихъ запрещенія и ходатайствовали о дозволеніи имъ свободнаго разъѣзда по округу, что дозволено, напр., кавказскимъ скопцамъ, или приписываться къ сельскимъ обществамъ, что не воспрещается общимъ закономъ, но какъ намъ извѣстно, ходатайство это оставлено безъ движенія.
Быть можетъ, безправное положеніе скопцовъ поддерживается въ виду возможности пропаганды скопческой секты, — но, насколько извѣстно, въ Сибири случаевъ оскопленія не слышно, да и вообще сектантства въ Сибири нѣтъ (явленіе довольно характерное!). Весь характеръ сибирской исторіи таковъ, что не способствовалъ выработкѣ у сибиряка наклонности къ религіознымъ созерцаніямъ и мудрствованіямъ. Слѣдовательно, съ этой точки зрѣнія поддержка строгостей относительно скопцовъ несостоятельна. За симъ, если всякій уголовный ссыльный, послѣ извѣстнаго срока времени, получаетъ всѣ права крестьянина, а многіе приписываются даже въ купцы, то право это скопцамъ должно быть предоставлено, ибо относительно скопцовъ сибирское общество можетъ сказать, что они были и есть безусловно полезны для сибирскаго края, тогда какъ относительно другихъ ссыльныхъ (исключая развѣ нѣкоторой части поляковъ) сибирское общество давно уже говорило и теперь говоритъ оффиціально и неоффиціально, что ссыльные безусловно вредны для Сибири.
Еще нѣсколько словъ. Тихо, мирно течетъ жизнь скопцовъ. Въ страдную пору всѣ работаютъ въ потѣ лица, въ праздникъ отдыхаютъ за разговорами или за книгой; намъ пришлось видѣть у скопцовъ: «Исторію религій», «Люди Божіе и скопцы», соч. Реутскаго, «Жизнь Христа», соч. Ренана; многіе журналы, преимущественно историческіе. Въ текущемъ году спасскіе скопцы выписываютъ: «Сибирь», «Русскій Курьеръ», «Русскія Вѣдомости», «Современныя Извѣстія», «Улей», «Ниву», «Неву», «Газету Гатцука», «Гласность» — и все это въ нѣсколькихъ экземплярахъ... Само собою разумѣется, что ни драки, ни пьянства, ни кляузъ между скопцами не водится. Составляя настоящую замѣтку, мы имѣли главнымъ образомъ въ виду обратить вниманіе печати и общества на людей, безусловно полезныхъ членовъ общества.
Е. И. Б.
(OCR: Аристарх Северин)