Къ вопросу объ искорененіи пьянства у якутовъ.
«Восточное Обозрѣніе» №23, 23 февраля 1894
Прошло уже болѣе 200 лѣтъ, какъ якуты впервые познакомились съ русскимъ виномъ. Знакомство это велось настолько успѣшно, что въ извѣстныхъ случаяхъ угощеніе виномъ требуется уже обычаемъ, какъ и всѣ проявленія общественной жизни, и угощеніе виномъ у якутовъ подчинено тираніи обрядности; оно обставлено неизмѣннымъ, разъ навсегда самими якутами выработаннымъ ритуаломъ.
Въ улусахъ оффиціальная продажа вина не допускается, и вслѣдствіе этого возникла тайная продажа — прибыльный промыселъ, которымъ прежде занимались поселенцы и проѣзжіе казаки. Въ настоящее время выгодность этого промысла постигли якуты, и, можно надѣяться, современемъ окончательно вытѣснятъ русскихъ конкурентовъ. Въ винныхъ складахъ Якутска имѣется особое вино для якутовъ, которое обыкновенно продается рублемъ дешевле. Кромѣ того, каждому возможному покупателю въ складахъ преподносятъ безплатно, въ видѣ пробы, чашку вина. Говорятъ, что находятся такіе сметливые якуты, которые обходятъ всѣ склады, прежде чѣмъ рѣшатъ, гдѣ вино лучше. Продажа вина въ улусахъ производится главнымъ образомъ подлѣ инородныхъ управъ. Каждое трехлѣтіе происходятъ выборы членовъ управы, и въ день присяги и передачи дѣлъ, по обычаю, при управѣ происходитъ грандіозная попойка, причемъ также съѣзжается масса народа; создался обычай угощать виномъ выборныхъ должностныхъ лицъ во время ихъ разъѣздовъ по улусу. Наконецъ, каждый «почетный» якутъ, и не занимающій должности, можетъ смѣло разсчитывать на угощеніе въ любой юртѣ. Бѣднякъ пойдетъ въ кабалу, продастъ или заложитъ необходимую вещь, но не рѣшится преступить обычай. Пьютъ затѣмъ на свадьбахъ, похоронахъ, новосельяхъ и по случаю пріѣзда члена семьи изъ города. Возвращеніе изъ города якута, въ особенности богатого, это — цѣлое событіе: что такой то тойонъ, напр. Байбалъ (Павелъ), уѣхалъ въ городъ, извѣстно въ каждой юртѣ, верстъ на 20 вокругъ. Мало этого, вамъ разскажутъ, сколько пудовъ масла отвезъ Байбалъ въ городъ, на сколькихъ саняхъ или вьючныхъ лошадяхъ, какія покупки намѣренъ сдѣлать въ городѣ и т. п. По мѣрѣ приближенія дня возвращенія, при встрѣчахъ, послѣ обязательныхъ по якутскому этикету привѣтствій, слѣдуетъ вопросъ не пріѣхалъ ли Байбалъ? Наконецъ по какому то таинственному телеграфу разносится вѣсть: «Байбалъ кэллэ!» (Павелъ прибылъ!) Вся округа спѣшитъ поздравить «городчика» съ пріѣздомъ. Юрта Байбала биткомъ набита. Въ переднемъ углу возсѣдаетъ виновникъ торжества, окруженный родственниками и болѣе почетными родовичами, средніе родовичи размѣщаются вдоль стѣнъ, а мелкота толпится у дверей. Послѣ общихъ вопросовъ о благополучіи поѣздки, слѣдуютъ вопросы о цѣнахъ на масло, хлѣбъ, мясо, скотъ, табакъ, ситцы и т. п. Затѣмъ начинается угощеніе. Какому-нибудь Уйбану стоящему у самыхъ дверей, не перепадетъ и рюмки вина, и онъ, бѣдняга, удовлетворяется одними новостями.
Тоже, но, разумѣется, въ меньшемъ видѣ, происходитъ при возвращеніи изъ города средняго якута и даже бѣдняка, если только послѣдній не проиграется въ городѣ въ пухъ и прахъ. Если же бѣднякъ возвратится благополучно, то обязательно преподноситъ тойону, у котораго онъ состоитъ въ неоплатной кабалѣ, гостинецъ — бутылку водки.
Неудивительно, что при существованіи такихъ обычаевъ между богатыми якутами много страдающихъ хроническимъ запоемъ, а еще болѣе — просто пьяницъ. Разумѣется, обычаи должны были возникнуть и укрѣпиться на какой-нибудь почвѣ. Надо сказать, что тойоны ведутъ крайне однообразную и нездоровую жизнь: физическій трудъ считается унизительнымъ, умственные интересы и развлеченія отсутствуютъ. Если прибавить къ этому, что отцы и дѣды большинства изъ нихъ также были пьяницами и что примѣры оффиціальныхъ и невольныхъ «культуртрегеровъ», въ свою очередь, не могли не оказать вліянія, — то причины зла будутъ отчасти понятны. Но каковы бы ни были причины, факта сильнаго распространенія пьянства среди богатыхъ якутовъ отрицать невозможно. Бываютъ случаи, что при выборахъ на почетныя должности намѣченные кандидаты упорно отказываются по «разстроенному здоровью», или «семейнымъ обстоятельствамъ», а въ откровенной бесѣдѣ сознаются, что боятся окончательно спиться.
Администрація, конечно, не могла не обращать вниманія на распространеніе пьянства. Въ наставленіяхъ, которыя прежде высылались наслежнымъ старостамъ, при утвержденіи ихъ въ должностяхъ, предписывалось, между прочимъ, стараться искоренять пьянство и картежную игру. Покойный голова Батурусскаго улуса Е. Д. Николаевъ, извѣстный своею энергіей и сравнительно образованный, лично отъ себя разсылалъ циркуляры и принималъ мѣры. Говорятъ, во время его управленія улусомъ, тайная продажа вина значительно сократилась. Конечно, одними полицейскими мѣрами можно сократить пьянство только среди бѣдноты, такъ какъ нельзя, напр., запретить тойону привезти изъ города нѣсколько ведеръ вина и, смотря по наклонностямъ, пить мрачно въ одиночку, или собрать веселую компанію. Необходимо, чтобы въ самой средѣ тойоновъ возникло сознаніе, что такой образъ жизни ненормаленъ, что почти поголовное пьянство должно неизбѣжно привести къ физическому и духовному вырожденію всего сословiя.
Проблески такого сознанія какъ будто появляются въ настоящее время. Недавно нѣсколько человѣкъ изъ должностныхъ и особенно почетныхъ лицъ Батурусскаго улуса обязались другъ передъ другомъ, въ видѣ опыта, не пить вина и др. спиртныхъ напитковъ въ теченіе года. Въ составленномъ ими условіи они признаютъ, что «пользуются почетомъ и уваженіемъ въ средѣ своихъ сородичей, вслѣдствіе чего послѣдніе, какъ единственное средство для выраженія своего уваженія по издавна заведенному обычаю практикуютъ угощеніе виномъ, для добыванія котораго не останавливаются ни предъ какими средствами, въ результатѣ чего являются: 1) раззореніе якутовъ, вынужденныхъ ради исполненія обычая покупать водку по дорогой цѣнѣ, 2) постепенное привитіе къ якутамъ страсти къ пьянству и 3) распространенность среди якутовъ тайной продажи водки». Давшіе это обязательство считаютъ кромѣ того своимъ нравственнымъ долгомъ употреблять всѣ усилія къ привлеченію другихъ въ среду непьющихъ и вообще къ искорененію пьянства среди якутскаго населенія. Пока въ этомъ договорѣ участвуютъ 15 человѣкъ.
Предпріятіе это, конечно, вполнѣ благонамѣренное, и слѣдуетъ пожелать участникамъ всякаго успѣха. Но вмѣстѣ съ тѣмъ намъ кажется, что иниціаторамъ этого хорошаго дѣла слѣдовало бы, не ограничиваясь ссылкой на «издавна заведенный обычай», серьезнѣе подумать надъ вопросомъ: почему этотъ порокъ привился и такъ пышно расцвѣлъ на якутской почвѣ? Выше мы пытались указать нѣкоторыя причины.
Трудно, разумѣется, предположить, чтобы взрослые люди взялись вдругъ за физическій трудъ, а тѣмъ болѣе, — за русскую грамоту. Достаточно пока и того, что у нихъ хватаетъ силы воли налагать на себя такую тяжелую эпитимію. Но тотъ, кому понятны причины зла, обязанъ позаботиться, чтобы дѣти его, вступая на жизненное поприще, оказались болѣе защищенными противъ всякихъ соблазновъ. До сихъ поръ якуты смотрятъ на обученіе русской грамотѣ съ узко-практической точки зрѣнія. Рѣдко якутскія дѣти проходятъ полный курсъ реальнаго училища или духовной семинаріи. Обыкновенно ученіе заканчивается 2—3-мъ классомъ, лишь бы мальчикъ выучился объясняться по-русски, писать безъ грубыхъ ошибокъ и вести счеты. Затѣмъ онъ начинаетъ подъ руководствомъ отца примѣнять къ дѣлу пріобрѣтенныя познанія: составляетъ «кабалы», пишетъ кляузныя прошенія и т. п. Черезъ нѣсколько лѣтъ онъ женится и самостоятельно выступаетъ на жизненное поприще — дѣлается писаремъ, старостей. Изъ своей среды онъ выдѣляется только нескладной русской рѣчью и умѣньемъ составить прошеніе или рапортъ по извѣстнымъ шаблонамъ; во всемъ же остальномъ онъ ничѣмъ не отличается отъ окружающихъ: тотъ же умственный кругозоръ, тотъ же нравственный складъ... А между тѣмъ, по словамъ занимавшихся обученіемъ якутскихъ дѣтей, послѣднимъ нельзя отказать въ способностяхъ.
Часть вины можно, конечно, сложить на неудачную постановку учебнаго дѣла въ области, но, повторяемъ, не мѣшало бы и самимъ якутамъ постараться заглянуть впередъ. Иначе попытки, въ родѣ организаціи «общества трезвости», дадутъ ничтожные результаты.
Тонг-Нучча.
(OCR: Аристарх Северин)