Происхождение якутов. По этому вопросу автор описания отсылает к труду Миллера и добавляет, что „нынешние якуты, у которых прилучилось мне от достопамятного их происхождения осведомляться, ничего обстоятельно выше реченной (т. е. мнения Миллера. Г. П.) сказать не умеют, однако некоторые из них слышали тоже, что их предки красноярских татар и выходя за звериным промыслом до реки Лены, сплыли в оную от Верхоленска до того места, где ныне город Якутск, которого там еще, да и ни каких не было“. Приводя это сообщение, автор описания сомневается в достоверности его, указывая, что если якуты пришли только за звериным промыслом, то почему понадобилось им остаться в столь отдаленной стране и откуда они могли достать в изобилии конного и рогатого скота, потому что их соседи — тунгусы никакого скота не имели, кроме оленей для езды. По данному вопросу описатель добавляет: „равномерным образом о вышеупомянутых достопамятных сего народа происшествиях ничего вновь и подтверждением их истории изобразить не нахожу, поелику нет у них книг, ни писем, да и вовсе никакого на своем языке не имеют диалекта“.
Внешний вид и характер якутов. Физическое здоровье. Якуты обоего пола, роста встречаются высокого и малого, большей же частью среднего. По телосложению — плотного и крепкого. Мужчины волосы стригут, а женщины — нет. Лицом якуты смуглые и, по словам описателя, — „однако больше мужественны, нежели гнусные“. Якутских же женщин он находил бы довольно красивыми, еслиб они не имели широкий и плоский лоб.
Касаясь болезней, описатель говорит „болезней по натуре почти никаких нет“ за исключением иногда припадков и „по случаю от удара“. Вообще о якутах он говорит „впрочем весьма здоровы, легки и проворны“ и констатирует, что в молодых годах умирает очень мало якутов, если только не появляется заболеваний оспы, которую они называют „поветрием“ и от которой они „иногда весьма страждут“.
По мнению автора, многие якуты как мужского, так и женскою пола живут до глубокой старости и „дожидаются оной“ и способны даже в старости к верховой езде. Далее, приводя мнение о характере якутов, говорит, что между ними наблюдается согласие, но тем не менее „в тяжбу или протест входить столь охотны, что самомалейшие претензии к вечному их несогласию достаточное послужить может причине. И вообще сказать, что сей народ, если весьма понятен, щедр и над меру любопытен, то напротив того злопамятен, легковерен, робок, завистлив, ленив и лукавый“.
Якутские селения и жилища. Якуты живут по еланям, около озер и по реке Лене вверх и вниз. Живут разбросано, селениями по четыре и больше дворов. Все это вызывается соображениями хозяйственными, как скотоводов. Жилищами их зимою служат деревянные юрты, с ледяными окошками; зимой, для теплоты, юрты обмазывают коровьим назьмом. Летом и осенью живут в круглых берестянных жилищах. Последнее представляет собою тонкие жерди „наставя тычинами“ и покрывают вокруг „тисками, т. е. берестой сшивные, которые они мерят, разваривая в воде“. Эти летние жилища у них служат до трех годов и более.
Пища. Якуты употребляют мясо. Для этого убивают из своего конного и рогатого скота наиболее изнуренных, а более здоровых не трогают и без крайней нужды не употребляют в пищу. Вообще скот свой бьют с тем расчетом, чтобы не было убытку. Пьют молоко как кобылье, так и коровье. На зиму запасают сосновой коры „бэсь“ (часть, которая находится под верхней корой „сюкдя“). Все это высушив, толкут в муку и, разбавив кислым молоком, получают жидкую кашу, в которую подсыпают немного ржаной муки. Летом пьют „вместо вина“ кумыс и „вместо квасу“ коровье молоко, разведенное водою, которое называется „умдан“. От кумыса якуты напитаются „якоже с вина до пьяна и в том своем пьянстве весьма бывают неспокойны и злонравны, а коль паче злопамятственны, добродетелей не чувствуют, а зла никогда забыть не могут“.
Употребляют всякого рода рыбу из озер, истоков и рек, а также употребляют в пищу зверей, добытых на охоте: лосей, оленей, медведей, зайцев и кротов. При этом автор описания добавляет, что если случилось якутам добыть зверя или пропащую, или убитую скотину, то они едят их без устатку днем и ночью, до тех пор, кока не кончат. В случае же недостатка в пище, якуты могут ничего не есть в течении трех, четырех и больше дней. В это время они избивши, переваривают старые кости, из съеденного прежде мяса. Якуты хлеба вовсе не пекут.
Одежда. Якуты на голове носят шапки „ушатые“ из лучшего зверя, большей частью из рысьих лапок, называемыми „чебака“. Шубы называют „саныяхами“, и шьют их из рысьих и волчьих мехов. Наружное платье „щеголевато“. Для удобства при верховой езде, шубы бывают короткие, с прорезом сзади в фалдах. Верх покрывается сукном или «китайкой». На подобие лацканов обшиваются вокруг рассомахой, бобром или соболем. Это — нарядный костюм. Обычная же шуба покрывается «китайкою», большей частью розового цвета. Якуты носят кожанные пояса на подобие портупеи с пряжкой, украшенные серебрянными «блосками». Такие же они имеют при себе огнива. У женщин платья одинакового покроя с мужчинами. Все женщины носят в ушах длинные серебрянные или медные серьги. На голове сзади заплетаются три косы. Женские шубы бывают из лосиных шкур, длиною на подобие «брацких тулупов». По подолу и на полах обкладываются бобровыми лоскутками или шкурами морских котиков, а иногда кожами кобыльими и вороных жеребят. Повыше опушки из шкур нанизываются вокруг, в ширину на два вершка разного цвета „одекуй“ и корольки. На ногах женщины носят сапожки „этербясь“, которые вокруг у голенища унизываются разноцветными „одекуем“ и корольками шириною в ладонь. Якуты обоего пола рубашек не имеют и „кутыванием себя излишне не занимаются“.
Особой летней одежды не имеют. Желающие наряжаться появляются и летом в тех же шубах, что и зимою. На одежду себе якуты, кроме перечисленного, употребляют кожи оленьи, волчьи, медвежьи и диких баранов.
Брак и семья у якутов. У якутов существует многоженство. Бедные и средние имеют по одной или по две жены, богатые же имеют жен по три, четыре или „сколько пожелают“, в зависимости от состояния. Жены живут порознь, отдельно каждая со своим скотом и достоянием, которое принесла в приданое. Муж заботится „о благоденствии“ каждой из жен, хотя последние видят его не часто. Между женами несогласия и ревности не наблюдается и каждая из них „вседовольна щастием“.
Отцы отдают своих дочерей за калым („в подарок“). Калым состоит из конного и рогатого скота.
Обыкновенно свекровь с женихом, сватом и своими гостями, приехав к отцу невесты, договариваются с ним (очевидно о калыме Г. П.). В это время угощают обедом с вином и кумысом. Договорившись отводят жениха с невестою в особую юрту на некоторое время. Побыв у тестя два или три дня, едут в гости к молодому. Зять, по их обычаю („шерти“), привозит тестю своему самое жирное скотское или конское мясо в вареном и сыром виде. Потом одаривают друг друга. Мужчинам дарят меховые саныяхи, шапки, рукавицы и пр., женщинам же также нарядные и ценные шубы. Тесть также даст в приданное своей дочери, кроме платья, почти весь скот, полученный за калым.
Пока жених не уплатит калыма, „то есть выкупу за невесту“, последняя живет у отца (калым берут скотом и деньгами). Муж может к ней только ездить, даже иметь от нее детей. После полной уплаты калыма, муж может увезти жену в свое жилище. У богатых женихов невестки в течение трех лет не должны показываться свекру. Если нужно входить или выходить из юрты, невестки должны итти позади камелька, отнюдь не переступая середины юрты и не проходя впереди огня (камелька). Место от двери до камелька завешивают на время прихода невестки шубами и одеялами, чтобы не видел свекор. По прошествии же трех лет она может показываться ему, но не иначе, как только в шубе, которая называется „талагаем“. По словам описателя, якуты должны „весьма оное хранить, а без того поставляют за вящей грех“. У якутов два родных брата могут жениться на двух сестрах, но только не из своего рода, а постороннего. Также якуты могут жениться на своих мачихах, по смерти отцов, а невестки выходят замуж за деверей (брат мужа) и, как говорит описатель, „в том греха не находят“. Та жена, которая приходит к мужу с приданым, не может быть продана другому. Наоборот, жена, за которую уплачен калым (повидимому безприданница Г. П.) может быть продана другому потому, что она „почитается у них куплена“. Такая жена, после смерти мужа, отдается в замужество деверю или же другому родственнику мужа.
Жена имеет право отойти от мужа в том случае, если он будет ее без вины часто бить. Тогда она имеет право взять обратно весь свой скот и выйти замуж за другого. В случае же самовольного ухода жены от мужа, она лишается своего калыма.
Рождение и воспитание детей. Если у якутов зимою родится ребенок, так тут же „валяют“ его в снег, а потом, обернув в какой нибудь лоскут, кладут в маленький деревянный или берестянный ящик, с возвышением к голове и „скважинами“ для испражнения. В таком положении ребенок лежит у якутов по суткам и более. В пищу дают ему сосать кусок жиру. Некоторые дают ребенку в рожках молоко. Грудью детей якутки вовсе не кормят. Имена своим детям якуты дают тех животных, которые во время родин попадаются на глаза — человек, или собака, зверь, птица и прочее.
Хозяйство и промыслы. Якуты имеют весьма много конного и рогатого скота и так „ко оному страстны“, что без нужды не любят продавать. Якуты „тщеславятся“ тем, что имеют много скота, охотников и пастухов. Якуты промышляют зверей — соболей, разных лисиц, белку, горностая, зайцев, песцов, волков, медведей, лосей и оленей. Часть соболей, лисиц, белок и песцов ежегодно приносят в казну, в качестве ясака, а остальные — за исключением необходимых для своих потребностей — продают „разного чина и звания людям“ за деньги и обменивают на всякий товар купцам. Вследствие этого у якутов „довольно имеется денег золотой и серебрянной монеты“. В качестве оружия во время охоты у якутов служат лук, стрелы и пальма, т. е. длинный нож, длиною в аршин и более. С этим оружием они довольно удачно выходят на охоту. Некоторые якуты от русских достали винтовки, которыми промышляют птиц и белок.
Также якуты занимаются рыболовством.
Ловят рыбу сетями, которых называют „ту“ и плетут их из волоса, тальника или какого нибудь другого дерева. Сети у них бывают малые и большие. Женщины занимаются домашним хозяйством и уходом за скотом. Кроме этого «всякая женщина и девка» шьет на себя и на мужчин из разных скотских и зверинных шкур, а также из сукна — платье, обувь шапки, рукавицы и проч. Нитки делаются из скотских и зверинных жил.
Развлечения. Склонности якутов. Якуты любят борьбу. Раздевшись до нага, оставив на себе только штаны, с разбегу соединяются друг с другом. Предварительно ударивши по бокам, борющиеся ухватывают за штанины, сплетаются ногами и стараются повалить на землю один другого. Кулачных боев якуты не знают. Также любят якуты конские бега. Всадники, поровнявшись друг с другом, пускаются на лошадях во весь опор. Кроме этого якуты развлекаются метанием стрел из луков в намеченную цель. Якуты любят пение. Более склонны петь мужчины, чем женщины. Поют об всем, что мыслят или видят глазами. Если увидят лес — о лесе, воду — о воде, пишу — о пище, человека — о человеке и т. п. Якуты, старые и малые обоего пола любят курить табак. Курят малыми деревянными или костянными трубками „на подобие китайских“, по их названию „ганза“ (хамса Г. П.) Нюхают якуты „веймарский табак“.
Якуты избегают воровать друг у друга, но зато легко это делают у русских; особенно воруют конный и рогатый слот, выбирая скотину самую лучшую и жирную, и такое воровство якуты считают за добычу. В дороге якуты выносливы. Если случится якуту ехать зимой в мороз в плохой одежде, то он начинает махать руками и двигать ногами и всем корпусом, от этого он вспотеет и снимает с себя шапку и рукавицы. В дороге он ночует под открытым небом, разведет небольшой огонь и ложится полунагой на снег на разостланные ветки от дерева. Спит без просыпу и не замечает, что внешняя от огня часть тела покрыта снежным инеем.
Оспа. Якуты очень боятся оспы. Если кто заболеет ею в юрте, не исключая и жен, то здоровые немедленно откочевывают, оставляя одного больного в юрте с запасом пищи. Юрту, в которой умер больной от оспы, оставляют совершенно, не живут в ней или же ее сжигают.
Погребения. Умерших якуты хоронят в земле, выбирая места на пригорках. Большей частью приготовляют могилы русские за наем. Шамана же якуты хоронят сами и кладут его на поверхности земли, на лобазе т. е. „в сделанных на столбах по росту амбарчика“, веря, что умерший, не будучи в земле, прямо поедет к своим небожителям („диаволу“). При погребении, в жертву вешают на дереве кожу, с головою и ногами, убитой здесь же у могилы обязательно жирной лошади. При погребении шамана убивается лошадь с уздою с тем, чтобы умерший мог на том свете ездить верхом. Мясо убитой лошади съедается погребающими около самой могилы. Также хоронят на лобазе иногда богатых князцов и голов, приравнивая их этим чести шамана, предварительно узнав мнение народа. При этом указывается количество скотины, необходимое для угощения народа на погребении.
Верования. Шаманство. Якуты кланяются идолам деревянным и берестянным и далее, добавляет описатель, „а паче солнцу, месяцу и огню“. Бросают на огонь жирное мясо и льют масло. У якутов имеется камешек „сата“, который редко находят в головах „мозговых коморках“ волков, лосей и лошадей. Этот камешек „возбуждает погоду“. Весят этот камешек на дерево к сучку и, по словам описателя, „зделаетца весной и летом прежестокий ветер, дождь и град и продолжается от трех, семи и до девяти дней и с чего они дохновением пользуются в летние жары в проезду на лошадях, а весной, в марте, апреле и мае месяцах, как в лесных, так и в гористых местах, для окончания промыслу зверей по насту на лыжах пешие“. При клятвах якуты льют на огонь масло и, стоя на коленях, посыпают горячим пеплом свои головы. Также, при клятве, целуют головную кость у убитого медведя и „почитают то за большую важность — никогда той клятвы не преступляют и боятся нарушать“. Говоря о верованиях якутов, описатель пишет: „веруют они, что есть-де бог, существо милосердное и все сие создавшее, и делают ему поклонение в один раз в год за умножение в скотоводчестве плода жертвоприношения, а боятца диавола, по их языку — абахы, которого они почитают страшным, того для во отвращения и прекращения всякого зла имеют шаманов и из подобострастия дьяволу, равную, как самому творцу, да во всякое время приносят жертву“.
Шаманы у якутов в „немалом почтении“.
Якуты верят, что шаман имеет с диаволом дружбу и по разным надобностям с ним советуется.
Призывают шамана по различным обстоятельствам, как-то: узнать будущее, о счастии в скотоводстве, удачном зверином промысле, а больше всего при болезнях и т. д. Предварительно упрашивают шамана и угощают его жирным кобыльим мясом. (По словам описателя, „оное по их мнению самое лучшее“), также поят шамана простым вином и кумысом. Шаманы имеют бубен, который представляет собою деревянный круг, обтянутый коровьей кожей. Из дерева же делается колотушка, также обтянутая кожей, сверху унизанная синими корольками. Костюм шамана приготовляется из выделанных лосиных шкур, короткий до пояса. Костюм кругом увешан сделанными трубками „на подобие человеческого перста“ и железными „шеркунцами“. К костюму навешиваются тесемки из лосины, которые часто спускаются, до земли. „Против самой спины“ привешивается («спущается»), сделанный из железа „ойбон“ (повидимому, металлический круг с отверстием. Г. П.) „пример солнца и прорубей, медведей“. Шаманы камлание производят после захождения солнца, всю ночь до зари или восхода солнца. По словам описателя, шаман „растрепав волосы, бегает по юрте, мотая головою, кричит громко, выговаривая невнятные самим якутам речи“. „А сие значит, — добавляет описатель, — якобы, он призывает в совет по имени всякого, из числа ему знакомых диаволов“. Потом шаман бьет в бубен, „кривляясь, бросаетца во все стороны и к верху скачет со всей мочи“.
Прочие якуты „поддерживают его силу молчанием“. Потом шаман впадает в беспамятство, падает на пол, лицом к земле, „якобы, безчувств“. Лежит в таком положении полчаса и больше. Пробудившись и немного отдохнув, рассказывает, что видел „много диаволы“, которые ему „объявили“, чему все верят. Шаманы приносят в жертву конного и рогатого скота; сняв с убитой скотины шкуру, весят ее на дерево, а мясо все собравшиеся тут же под деревом употребляют в пищу. Далее описатель говорит, что некоторые шаманы в присутствии всех пронзают себя ножом или пальмою. Потом заставляют кого-либо из присутствующих пронзить шамана в бок навылет жердиною и по бокам „велит посадить по одному малолетнему ребенку“ и после того „паки начнет скакать, необычно круча головою и всем корпусом“, чем больше шаман производит „куриозностей“, тем „паче якутами с похвалой верится“. Сообщая об этом, описатель оговаривается следующим: «конечно, не осмеливаясь о сем в том невероятных упомянуть здесь действии, еслиб ото днесь только якуты, но и русские люди подтвердили сие по всему с тем, что все упомянуто многократно сами видели глазами“.
Далее описатель касается вопроса об отношении якутов к православным храмам и крещению. Он говорит: якуты охотно приемлют святое крещение“.
Некрещенные якуты, если им случится проходить мимо храма, кланяются „пред оное“, опуская руки к земле, говоря слово „тангара“, что значит «великий бог». Он указывает, что якуты, «в числе богов поставляют Юрюн, Ар, Хомпорун, Хотой, Хан, Чесегей, Сюге Тоен и Аяхсит, разумеется ангел наставник».
Якутский праздник. Ежегодно в одно время, с 10 мая по 20 июня, якуты справляют свои весенние праздники. Весною, как только поправляется домашний скот, голова, князец или же кто-либо из богатых, изготовив кумыса, приглашают на праздник шамана и весь свой род обоего пола. Место для этого избирают около озера или на большой поляне. За дарование „милосердным могуществом“ в их скотоводчестве плода, в благодарность приносится жертва. Вокруг сделанного нарочно для этого посреди юрты огня, сидят первейшие в роде. Шаман берет «большую стопу по их званию аым», наполненную кумысом, обратясь к востоку, льет на огонь трижды, с коленопреклонением в честь «милосердного творца». Потом также обращается «на полдень, запад, север» и с теми же церемониями, из той же посуды, льет кумыс на огонь в честь «всех диаволов», которые, по мнению якутов, «во всех сторонах, кроме восточной, многочисленно находятца», и просит их, чтобы они «как полученными плодами, ровно и всеми пожитками, дозволили спокойно воспользоватца». После этих церемоний, все угощаются кобыльим мясом, а мужчины до-пьяна напиваются кумысом, как от простого «мужеска вина». Мужчины забавляются „конским рысканием и борьбою, до-нага раздевшись“.
Женщины же. нарядившись в лучшие свои платья, „взяв одна другу за руки, поют песни, вокруг пляшут“. Описатель добавляет, что „сие торжество называют оне ысэх“.
_______
(На описании от 15 апреля 1785 г. подписано: „коллежский асессор Осип Макушевич“, внизу подпись Иван Heycтpoeв. На писании 1769 г. есть подписи: „Дворянин Иван Аргунов, сын боярский Яков Уваровский, сын боярский Матвей Сивцев сын боярский Егор Борисов, сын боярский Николай Шестаков, сын боярский Александр Шадрин, сотник Ив. Тупин, пятидесятник Петр Климентов, вместо пятидесятника Ив. Черепанова его прощением и за себя пятидесятник Яков Луковцсв подписал, сотник Жирков, пятидесятник Матвей Захаров, пятидесятник Яков Ударин, Александр Прудецкий, пятидесятник Михайла Калашников, сотник Федот Данилов, сотник Андрей Корякин, сотник Федор Колесов, пятидесятник Ив. Широких, coтник Ив. Кребыкин, титулярный советник Иван Татаринов“ *).
*) Архив Я.А.С.С.Р. Дело разных якутских учреждений: „Описание учиненное в штате состоящими дворян и детьми боярскими и нерегулярного войска якуцких казаков старшинами о нравах, качестве, обхождениях находящихся в окрестности и ведомстве г. Якуцка ясачных разных родов иноверцах“. Генваря 1769 года.
Из того же дела „Описание обитающих в Якутской области якутов, о начале их происхождения, равномерно о вере, законе, их образе и о протчем, апреля 15-го числа 1785 года учиненное“.
(OCR: Аристарх Северин)