(*) Сіи замѣчанія извлечены изъ Записокъ Доктора Сѣверной експедиціи Кибера, находившагося въ Нижнеколымскѣ съ 1821 года. Издатель получилъ оныя отъ И. А. Гарижскаго изъ Иркутска.
Весь край между рѣками Колымою и Индигиркою обитаемъ тремя главными племенами народа: Ламутами, Тунгусами и Юкагирами; сама природа принуждаетъ ихъ вести одинаковый родъ жизни; языки ихъ совершенно разнствуютъ между собою. Но хотя по произхожденію своему они другъ другу вовсе чужды, однако же живутъ вмѣстѣ въ лучшемъ согласіи. Они раздѣляются на шесть наслѣговъ, изъ которыхъ каждый имѣетъ своего Князца, утверждаемаго Правительствомъ; всѣ шесть наслѣговъ въ совокупности управляются однимъ Головою. Ламуты отъ прочихъ племенъ отличаются образованіемъ чертъ лица: глаза у нихъ узкіе, маленькіе, щечныя кости широкія и выпуклыя, а носъ чрезмѣрно малъ; языкъ ихъ для слуху приятенъ. Юкагиры въ сей странѣ суть остатокъ большаго народа, который, какъ говоритъ преданіе, изтребленъ оспою. Всѣ шесть наслѣговъ не содержатъ нынѣ болѣе 800 человѣкъ. Юрты (вообще сихъ кочующихъ народовъ), выстроенныя изъ шестовъ покрытыхъ выдѣланными оленьими кожами, составляютъ лѣтомъ и зимою единственное ихъ убѣжище отъ непогодъ. Четыре шеста, соединенные по два верхними концами и въ разстояніи 4 футовъ другъ отъ друга, суть главная подпора всего строенія. Сверхъ того, она окружается низкою галлереею вышиною въ 4 фута, равномѣрно покрытою кожами. Въ юртѣ находится отверстіе для входу; по срединѣ оной держатъ огонь сколько для согрѣванія своего, столько и для освѣщенія. Обыкновенно въ зимнее время въ сихъ юртахъ живутъ по два семейства. Между украшеніями, коихъ вообще весьма мало, примѣтенъ въ юртѣ ларчикъ для храненія образовъ. Во время самыхъ жесточайшихъ морозовъ обитатели, сколько ни нечувствительны они къ перемѣнамъ погоды, не въ состояніи однако же перенести холодъ на тундрахъ, но переселяются въ лѣсистыя мѣста; при всемъ томъ они не имѣютъ желанія перемѣнить своего образа жизни; брань свою на сей случай выражаютъ такимъ образомъ: будь проклятъ жить какъ Русской на одномъ мѣстѣ. Они добродушны, веселы; не слышно у нихъ о ссорахъ; о будущемъ никогда не заботятся. Нѣкоторые изъ нихъ кромѣ языковъ тѣхъ мѣстъ знаютъ по Русски и страстны бываютъ къ шахматной игрѣ: ферзь у нихъ дѣлаетъ всѣ ходы другихъ шашекъ, изключая ходу коня; а о рокированіи не имѣютъ понятія; шашки свои вырѣзываютъ изъ мамонтовой кости довольно красиво.
Въ торговлѣ съ Русскими купцами всегда бываютъ обманываемы, почему и скрываютъ отъ нихъ свои запасы пышныхъ товаровъ; только въ крайней необходимости отдаютъ ихъ, и тогда уже въ цѣнѣ не торгуются.
Календарь ихъ состоитъ изъ брусочка съ 365 рубцами и съ особенными отмѣтками праздниковъ; они имѣютъ весьма ограниченныя понятія о религіи, однако крестятъ дѣтей и заключаютъ браки по Христіанскому обряду; не отказываются отъ древняго обыкновенія Азіятскихъ народовъ давать за невѣсту калымъ. Вообще они бываютъ здоровы и достигаютъ глубокой старости, такъ что 60-лѣтній старикъ почитается еще въ лучшихъ лѣтахъ и способнымъ къ охотѣ. Олень есть единственное ихъ богатство; онъ живетъ долѣе 15 лѣтъ; но уже десятигодовой неспособенъ къ работѣ. Олень въ годъ носитъ по одному молодому, который до изхода онаго бываетъ уже годенъ къ работѣ. Ручные олени ростомъ больше дикихъ; но концы роговъ у ручныхъ теряютъ правильность. Первые бываютъ разношерстные: бѣлые, сѣрые, пѣгіе, между тѣмъ какъ дикіе обыкновенно сѣрокоричневаго цвѣта (*). Олень не слишкомъ силенъ, и не въ состояніи нести на себѣ болѣе 4 пудъ; осѣдлываютъ его такъ, что сѣдло или вмѣсто онаго употребляемая подушка, лежитъ почти на шеѣ: ибо хребетъ у оленя весьма слабъ; въ упряжкѣ же олень поднимаетъ несравненно болѣе тяжести. Оленей, приучаемыхъ съ самой молодости къ ловлѣ дикихъ, называютъ манчиками, и обыкновенно для обмана боязливыхъ дикихъ оленей выбираютъ тѣхъ, которые цвѣтомъ болѣе на нихъ похожи. Богатымъ считаютъ здѣсь того, который имѣетъ до 80 ручныхъ оленей, между тѣмъ какъ около Охотска богатый имѣетъ ихъ до нѣсколько тысячъ. Дикіе олени ежегодно на зиму переселяются къ югу въ лѣсныя мѣста; рѣдко перезимовываютъ въ тундрахъ, болѣе къ западу лежащихъ; сіе однако же случилось въ 1822 году. Болѣе нежели люди преслѣдуютъ здѣсь оленей волки и съ особенною, какъ расказываютъ жители, хитростію, которая въ другихъ странахъ сему хищному звѣрю вовсе несвойственна.
(*) Почему олени и прочія животныя, въ дикомъ состояніи удерживаютъ на себѣ постоянно одинъ только цвѣтъ шерсти , а сдѣлавшись ручными (домашними) бываютъ разныхъ шерстей? Изд.
Епидемическія болѣзни здѣсь весьма рѣдко свирѣпствуютъ, что относится и до оспы, отъ которой прежде въ здѣшнихъ мѣстахъ много гибло людей. Сіи племена болѣе страдаютъ глазами отъ дыму въ юртахъ и тягостной бѣлизны снѣгомъ покрытыхъ тундръ.
Табакъ у нихъ въ большой цѣнѣ: нюхаютъ и курятъ его. Въ послѣднемъ случаѣ употребляютъ маленькія трубочьки, глотая дымъ такъ, что иногда безъ чувствъ падаютъ на землю; за фунтъ худаго черкасскаго табаку платятъ по пяти рублей. Къ вящшему ихъ раззоренію привержены они къ горячимъ напиткамъ. Пища ихъ единственно мясная; овощей никакихъ не знаютъ; не имѣютъ равномѣрно ни хлѣба, ни соли; рыбу ловятъ только въ крайней необходимости: ибо ловля сія, по причинѣ худыхъ неводовъ, бываетъ по большой части неудачна.
Дѣтей до 5-лѣтняго возраста кормитъ мать грудью, каковое обыкновеніе и у Якутовъ и Русскихъ тѣхъ мѣстъ не рѣдко. Ежегодно въ день Св. Николая, 6 Декабря, Князцы всѣхъ наслѣговъ и многіе изъ народа собираются въ назначенное Коммисаромъ мѣсто для отдачи ясака и рѣшенія тѣхъ дѣлъ, коихъ миролюбиво они окончатъ не могли. Въ сіе время для торговли приѣзжаютъ купцы, гдѣ обыкновенно и собирается до 100 юртъ. Ружей они не имѣютъ; порохъ и свинецъ отъ казны въ здѣшнихъ мѣстахъ не продается, а за привозимый тайно платятъ до 10 рублей за фунтъ. Лукъ и стрѣлы замѣняютъ у нихъ огнестрѣльное оружіе; дичь добываютъ иногда собаками, коихъ каждое семейство содержитъ по нѣскольку. Послѣ оленя главнымъ предметомъ ихъ охоты бываетъ лисица, которая въ различномъ возрастѣ и въ разныя времена года перемѣняется; и хотя порода остается одна и таже, но носитъ по означеннымъ причинамъ различныя наименованія, какъ то: слѣпушекъ, копанниковъ, норниковъ, чайшниковъ, крестоватыхъ, недопесцовъ и синяковъ. Здѣсь мало занимаются отъискиваніемъ мамонтовыхъ костей, хотя ихъ въ тундрахъ довольно много; изъ прочихъ подземныхъ открытій примѣтны только черепа носороговъ.
Во время пребыванія Г. Кибера въ 1821 году у сихъ народовъ, зима была не такъ сурова и самый великій морозъ не превышалъ З9 градусовъ по Реомюру. Сосѣдство моря умягчаетъ здѣсь морозы, хотя съ другой стороны часто бываетъ причиною весьма чувствительной сырости.
По низкому мѣстоположенію, Нижнеколымскъ весною часто потопляется, что случилось и въ 1822 году. Тогда жители сбѣгаются на кровли своихъ домовъ, которыя бываютъ плоскія съ земляною насыпью. Во время самыхъ большихъ жаровъ земля не разтаиваетъ, и подъ мхомъ всегда сохраняется ледъ. Озера въ сихъ болотистыхъ мѣстахъ разтаиваютъ только при берегахъ, а средина оныхъ остается подо льдомъ. Лѣвый плоскій берегъ рѣки Колымы болотистъ и страна сія скудна камнями. Только правый берегъ Индигирки каменистъ и возвышенъ, въ 150 верстахъ отъ впаденія сей рѣки въ Ледовитое море. Достоинъ примѣчанія хребетъ въ разстояніи отъ моря въ 300 верстахъ, а именно: скала Кикуръ и камни Человѣчій и Медвѣжій. Впрочемъ всѣ мѣста здѣсь ровныя, болотистыя, и большею частію мхомъ покрытыя, въ коихъ водится великое множество оленей. Сіе-то самое можно почесть главнѣйшею причиною, что столь бѣдная страна обитаема еще людьми, которые ни въ какомъ случаѣ своего счастія и богатства на что-либо другое не перемѣнятъ: они почитаютъ себя благополучнѣйшими во всемъ мірѣ.
(OCR: Аристарх Северин)