1771 г.
В канун года, зимою, прибыл из Тобольска капитан Тимофей Шмалев, назначенный командиром Охотской команды с правом заведывания Камчаткою. Попутно ему поручено было следствие в Большерецке по делу беглеца Бениовского и крепкий надзор за тамошними ссыльными. Но Шмалев по болезни прожил в Якутске очень долго и прибыл в Большерецкий острог только в июле 1773 г.
11 марта назначен товарищем воеводы секунд-майор Петр Михайлович Мальцефельцей. В должности пробыл до мая 1773 г. 13 мая этого года выехал в Иркутск.
В начале сентября от начальника порта Пленеснера прибыл из Охотска курьер с донесением полковника Зубрицкого, собравшего подробные сведения о бунте Бениовского и передавшего эти сведения Пленеснеру для отсылки в Иркутскую Провинциальную канцелярию. Но начальник порта Пленеснер по каким-то причинам не придавал большого значения этому событию и только 26 августа, ровно через месяц по получении сведений от Зубрицкого, отправил о нем краткое донесение в Иркутск. Иркутский губернатор Бриль 15 октября донес о бунте в 1 департамент Правительственного Сената, а ехавшему в Охотск из Тобольска кап. Т. Шмалеву поручил немедленно ехать с командою из Охотска в Камчатку; от Пленеснера затребовал объяснения о непредоставлении подробных сведений об этом важном происшествии в Камчатке.
Осенью по распоряжению Иркутской духовной Консистории отправлен в Охотск на служение в тамошнем крае якутский священник Василий Иванович Пономарев. Здесь он оставался до 1775 г.: в этом году возвратился в Якутск. На его место отправлен Иоанн Громов, сын покойного в Охотске священника Гавриила Громова.
3 декабря на должность товарища воеводы назначен якутский уроженец, коллежский регистратор Савва Прокопьевич Ефимов. В должности пробыл до 15 апреля 1774 г.; умер в Якутске.
В декабре проехала в Тобольск так называемая секретная экспедиция в лице геодезистов прапорщиков Леонтьева, Лысова и Пушкарева. Она была отправлена в Охотск, Нижне-Колымск и вообще побережье Ледовитого океана по распоряжению губернатора Чичерина еще в 1769 г. для отыскания «большой американской земли», о которой ходили слухи, что она находится вблизи Азиатских берегов. Экспедиция на собаках ездила в 1770-1771 гг. по Ледовитому океану, но не нашла названной земли. Взамен этого ею были исследованы и описаны Медвежьи острова подробнее, чем это сделал раньше Андреев. По возвращении в Тобольск, в августе 1773 г. Леонтьев был отправлен с донесением и картами в Петербург.
Шмалев Тимофей Иванович - армейский капитан, исследователь северо-восточной Азии. С 70-х гг. XVIII в. начал собирать материалы по истории русских открытий для историка Сибири академика Г. Миллера; составил «Записки», которыми пользовался в XIX в. историк флота В. Берх. В 80-х гг. XVIII в. был начальником гарнизона Гижигинского острога (у Охотского моря), куда ежегодно приходили для торга луораветланы (чукчи). Летом 1787 г. плавал в Восточно-Сибирском море на судне «Ясашна» под командой Г. А. Сарычева (в экспедиции Биллингса — Сарычева).
1772 г.
Провезен зимою труп сибирского носорога, найденный в низовьях р.Вилюя. Отрубленные голова, одна передняя и обе задние ноги этой ценной палеонтологической находки ныне находятся в Петербурге, в музее Академии Наук. Они впервые были описаны Симоном Палласом, видевшим их в Иркутске в 1772 г., затем академиком Брандтом и, наконец, нашим ученым И. Черским.
В мае проехал из Иркутска в Охотск капитан Перов. Он вез с собою предписания от Иркутского губернатора Бриля о временном назначении Зубрицкого начальником порта на место уволенного по доносу капитана следственной комиссии Злыкостева начальника Пленеснера и о собирании сведений касательно бунта от лиц, живущих в Охотске и Камчатке. Самому же Перову велено было из Охотска проехать в Камчатку и там отобрать всю черновую и беловую переписку о Бениовском для доставления в Иркутск и объявить всем жителям, чтобы в этом деле никто не смел писать в своих письмах.
В декабре проехал в Камчатку командиром премьер-майор Магнус Карл дон-Бем, лично известный императрице Екатерине II. В Иркутске, где он прожил по случаю распутицы с 6 сентября по 28 ноября, он получил от тамошнего губернатора фон Бриля подробную инструкцию. Из этой инструкции видно, что вся Камчатка вместе с Гижигинским округом, Курильскими и Алеутскими островами была изъята из ведения Охотского начальника и отдана в непосредственное наблюдение Иркутского губернатора и Иркутской губернской канцелярии. В силу той же инструкции Бем должен был взять в Якутске подлекаря и купить 2 жеребцов и 4 кобыл и отправить их из Охотска в Камчатку сухим путем.
1. Брандт Федор Федорович (1802-72) – зоолог, директор Зоологического музея Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, с 1836 г. – академик. Внес огромный вклад в отечественную зоологию, палеонтологию, зоолографию.
2. Черский Иван - исследователь горной цепи Индигиро-Колымского района, путешествовал по Колыме в 1892 г. вместе с женой и 12-летним сыном. В 1926 г. С.В.Обручев его именем назвал хребет в горной цепи Индигиро-Колымского района.
1773 г.
11 марта назначен воеводою секунд-майор Михаил Васильевич Воинов. В должности состоял до 17 января 1774 г.; выехал в Иркутск.
В конце августа прибыли из Екатеринбурга горные инженеры для исследования местных разных руд. Командировка эта вызвана слухами о том, что местные инородцы плавят какие-то металлы и приготовляют из них для себя нужные вещи и проч. Результаты исследования неизвестны.
1774 г.
17 января назначен на должность воеводы бывший илимский воевода Иларион Михайлович Черемисноков; в должности [состоял] по 15 июля этого же года. После него воеводою был назначен коллежский советник Даниил Петрович Озеров, но он задержан в Иркутске и оставлен на должности товарищем губернатора Бриля. Считался на должности [воеводы] по 24 июля этого же года; но, по случаю определения его губернаторским помощником, в Якутск не приезжал, а только числился. 10 декабря прибыл из Петербурга и начал управлять назначенный воеводою секунд-майор Степан Михайлович Шатилов; на должности [пробыл] по 1778 г.
Настоятелем монастыря прибыл игумен Исайя. В первый год его управления получен от Преосвященного Михаила I, от 17 февраля 1775 г., указ о построении в обители двухярусной каменной церкви: верхний престол (холодный) во имя Спаса Нерукотворного Образа и нижний (теплый) — во имя Преподобного Михаила Малейна. План и фасад церкви были составлены в Иркутске штурманом Пушкаревым. Материал для храма частью был уже готов. Но сооружение его, по каким-то причинам, затянулось более чем на 10 лет. Игумен Исайя управлял обителью до 1780 г.
Речь идет о Спасской церкви, построенной на территории Спасского мужского монастыря В ХХ в. здание было перестроено, здесь находился архив, затем фондохранилище Якутского Краеведческого музея. Разобрано в 1991 г.
1775 г.
По высочайше утвержденному от 31 января докладу Правительственного Сената Иркутская губерния получила новое разделение: на провинции, воеводства и комиссарства. Якутск в силу этого назначен провинциальным городом Иркутской губернии, а Олекминск, Верхоянск и Средне-Колымск приписаны к Якутской провинции, а также Илимск.
В начале марта, по распоряжению администрации, отправлен на побережье Ледовитого океана якутский землемер Хвойнов. Ему поручено объехать и подробно описать большую землю (Ляховские острова) к северу от Святого Носа, виденную Пермяковым и др. в 1710 г. и посещенную Этериканом в 1759 г., М. Вагиным в 1712 г., Иваном Ляховым в 1770 г. Но Хвойнову, бывшему на ближайшем острове во второй половине мая в сопровождении Ляхова, удалось ознакомиться и описать только этот остров: вследствие худой погоды и недостатка корма для собак поездки на другой остров не было и он возвратился в Якутск.
В конце года провезены из Охотска в Иркутск 5 алеутов, в том числе «тоенский сын» с тещею. Все они взяты судном «Святой апостол Павел» под командою морехода И.М. Соловьева с островов, как заявившие о своем непременном желании «ехать в Россию для лучшего их о российских обстоятельствах известия и допущения (если только удостоены будут) видеть ее императорское величество, и для ясного объявления о живущих бедно несведущих островных народах». В Якутске одна из алеуток умерла, а остальные были отправлены купцом В.Шиловым в Иркутск, для препровождения их в Петербург, но в Иркутске все 4 алеута «от разных припадков» вскоре померли.
С учреждением Якутской провинции, 15 декабря назначен в Якутск прокурор Василий Никитич Рожнов и при нем секретарь (с 5 сентября 1776 г.) Федор Борисович Лоскутов.
1. Хвойнов, имя неизвестно - землемер, исследователь Ляховских o-вов. Весной 1775 г. проехал из Якутска в устье Яны и оттуда по льду на нартах перешел через Святой Hoc на о. Большой Ляховский. Обошел его кругом, обследовал внутренние районы и в середине того же года вернулся к устью Яны. В 1776-77 гг. по материалам своей описи и по расспросам промышленников, побывавших на о. Малом Ляховском, составил подробную карту архипелага, которой пользовались до экспедиции П. Ф. Анжу (1820-23 гг.).
2. Соловьев Иван Максимович - тобольский посадский, промышленник, исследователь Алеутских о-вов. В 1764 г. плавал в качестве передовщика с отрядом в 55 человек на торговом судне «Св. ап. Петр и Павел» к Лисьим Алеутским о-вам на промыслы и для сбора ясака. Провел два года на о. Уналашка, обследовал его на байдарах. Потеряв от болезни 28 человек, вернулся в 1766 г. на Камчатку. Представленный им по возвращении «репорт» содержит отчет о плавании и описание быта местных алеутов. См.: Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII веке, 1948.
1777 г.
Разрешено якутскому 2-ой гильдии купцу Якову Попову, согласно прошения, ехать на Шантарские острова для промысла там разного пушного зверя. Был ли Попов на Шантаре — неизвестно. Но несомненно, что в следующем году на его счет был отправлен в Удской острог доверенный, некто Терентьев, ездивший от имени своего доверителя на указанные острова.
1778 г.
Воеводою прибыл из Иркутска коллежский советник Даниил Петрович Озеров. Умер в Якутске в 1783 г. Товарищ его, Евфимий Пантелеймонович Корчагин, тоже умер в Якутске. Его заместил секунд-майор Михаил Логинович Воинов.
В начале года проехал из Иркутска в Гижигу полковник Кирсанов, командированный туда иркутским губернатором Немцовым для производства строжайшего следствия над начальником Камчатки Бемом и командиром гижигинского гарнизона капитаном Пересыпкиным. Вина последнего состояла в том, что он в марте 1775 г. врасплох напал со своею командою на чукоч, пришедших к Гижиге с ясаком, 50 человек из них перебил и взял в плен нескольких чукотских жен и дочерей. Бем же подпал под следствие по проискам Немцова, который не взлюбил его за его непосредственные сношения с генерал-прокурором князем Вяземским. Кирсанов, прибывший в Гижигу в сентябре этого же года, пробыл здесь только год и зимою снова проехал через Якутск, направляясь в Иркутск. По окончании следствия, Бем был предан суду, но, не смотря на все происки Немцова и Кирсанова, оправдан, а Пересыпкин разжалован в рядовые.
1779 г.
Указом Иркутской духовной консистории от 15 декабря Спасский монастырь, фактически не закрываясь, обращен в Спасскую приходскую церковь. В состав его прихода отчислено от прочих городских церквей более 70 дворов (от соборной, например, 25 дворов; Николаевской - 22 двора и Богородской - 25 дворов) и от сельских церквей несколько сот душ.
Осенью возвратился из Камчатки и проехал в Иркутск бывший начальник Камчатки премьер-майор Магнус Карл фон-Бем. 14 марта по получении указа о своей отставке, он сдал должность старшему по чину капитану Василию Шмалеву и весною хотел уже выехать в Охотск, но был задержан двумя английскими военными судами, «Resolution» и «Discovery», пришедшими в Петропавловский порт под командою капитана Клерка, спутника и преемника знаменитого Кука. И только по уходу судов, заготовив все нужное ко времени их возвращения, Бем в июне выехал в Иркутск.
Кук Джемс (1728-1779) - знаменитый английский мореплаватель, совершил три кругосветных путешествия.
1780 г.
В первых числах июня при управлении иерея Иакова Перхурова монастырь подвергся страшному пожару. Сгорели: летняя церковь во имя Спаса и Первоверховных Апостолов со всею драгоценною утварью, Знаменская надвратная церковь, также с утварью, колокольня с колоколами, настоятельский дом, 5 братских келий, 4 амбара со всем хранившимся в них монастырским и частным имуществом и большая часть ограды. Среди развалин и пепелища стояли уцелевшими только 2 братских дома, келарня, пивоварная изба, находившаяся вдали от церквей, в северной части ограды, несколько образов и незначительная часть имущества.
В начале августа получен протоиереем собора и заказчиком Дмитрием Перхуровым указ Преосвященного Михаила от 16 июля с разрешением вновь соорудить в монастыре «деревянную церковь о двух престолах в те же, в какие были прежние, именования». О построении этой церкви просили владыку через протоиерея Перхурова не только граждане города, но и иногороднее купечество, бывавшее по своим торговым делам в Якутске. Средства к сооружению храма даны доброхотными жертвователями. Судьба этой церкви неизвестна.
На должность прокурора назначен коллежский ассесор Павел Евтихиевич Бурцов. В должности пробыл до 1783 г.: в этом году он выехал в Иркутск. При нем секретарем был Александр Степанович Калугин.
Летом проехал в Камчатку новый главный командир, из военных, коллежский ассесор Франц Рейнеке, назначенный иркутским губернатором Кличкой. С ним проехали на службу туда 4 канонира, 3 унтер-офицера, сержант из навигацкой школы для составления планов и чертежей, предположенных в Петропавловской гавани редутов, и послано 5 пудов пороху, 50 пудов свинцу и 50 ружей. Так как ему было поручено обратить особенное внимание на хлебопашество в Камчатке, то с ним выехало с р. Лены 4 семейства крестьян, которые деятельно занялись там хлебопашеством, огородничеством и садоводством.
1. Канонир–рядовой артиллерист.
2. Навигацкая и цифирная школы в г. Якутске были открыты в 40-х гг. ХVIII в., инициированы В.И.Берингом, затруднявшимся в привлечении к экспедиционным работам образованных людей из местных жителей.