1681 г.
16 мая прибыл новый воевода, стольник Иван Васильевич Приклонский. На должности он пробыл до 16 мая 1684 г. Из Якутска выехал 1 июля того же года.
21 мая приехали из Охотского острожка ясачные тунгусы: Килярского рода Зелемеев, племянник его Шамакан Юрманиев и Азянского рода Мавани Салакин с жалобою воеводе на жестокие действия приказчиков и служилых людей и с объяснением, почему и за что их сородичи убили стольника Даниила Бибикова со многими его людьми. Причем просили, «чтоб великий государь их пожаловал, велел родников их и их перевесть из Охоцкого острожку попрежнему в Майское зимовье и с аманаты, и платить ясак в том Майском зимовье».
В июле прибыли с верховьев Лены 30 плотников, из них 10 енисейских и 20 илимских, для работы по постройке нового города и поправления старого. Хлебное, соляное и денежное жалование положено им от казны и на 2 года вперед. Не прибыли, вопреки царского указа от 7 марта 1679 г., 30 енисейских плотников, о чем якутским воеводою сообщено было в Москву.
8 июля получена грамота царя, от 5 мая 1680 года, о приписке к Якутскому острогу Илимского уезда волостей: Усть-Кутской, Орленской, Тутурской, Верхне-Киренской, Верхолуцкой, Илгинской и Бирюльской... «с пашнею и со крестьяны». Вследствие этого 22 того же июля отправлены в те волости приказчики, дети боярские Григорий Пущин, Матвей Ярыгин, казачий пятидесятник Иван Бурлак и выдельщики.
16 июля приехали из Охотского острожка ясачные тунгусы: Горбиканского рода Чюрюкан Няшигин и Ажганского рода Максимко Кагалчин «бити челом великому государю в обидах и в налогах на прежних приказных людей (Юрия Крыжановского, Петра Ярыжкина и Архипа Лыткина) и на стольника Даниила Бибикова», которого сородичи их убили вместе со служилыми людьми и государеву казну разграбили.
В прибавку к якутским казакам и служилым людям прислано из Енисейска, по царской грамоте, «казаков и казачьих детей и братьи в казачью службу, тридцать шесть человек». В это время в Якутском остроге и его уезде всех казаков и служилых людей, вместе с прибывшими енисейцами, было 642 человека. К этому числу для полного наряда требовалось еще 358 человек. По расчету воеводы, на содержание всех служилых людей, т.е. на 1000 человек, нужно было: денег 5262 руб. 16 алтын 4 деньги, хлеба 6278 чети ржи, 2563 чети овса, круп и толокна 1281 четь с осминою и соли 1052 пуда.
16 июля привезены из Охотского острожка семь тунгусских парней и три девки. Они, в числе 10 парней, 10 баб, старых и молодых, и 20 девок были взяты казаками во время походов на тунгуса-изменника Годниканского рода Конатанку с товарищами, братьями и родниками.
Того же числа возвратился из Охотского острожка приказчик, боярский сын Леонтий Трифонов с служилыми людьми и привез: государеву казну: 22 сорока 22 соболя, 6 лисиц чернобурых, 38 соболей, 23 соболя, 37 пластин собольих «в наполниках шито», шапку тунгусскую из собольих лоскутков, 24 пупка собольих, 39 соболей, лисицу чернобурую, 63 соболя и 2 выдры.
26 августа отправлена в Москву государева казна-ясачная, поминочная, десятинная, неокладная соболиная и всякая мягкая рухлядь сбора текущего года, а также доимочная прошлых лет. Все это заделано в 4 ящика деревянных, 32 сумы оленьих и 63 меха холщовых. Сопровождали ее 7 человек служилых людей и два целовальника — Михаил Конишев и Афанасий Таракановский. Во главе провожатых был казачий пятидесятник Михаил Колесов. Последний получил от воеводы такой наказ: «Ехать тебе Михайлу из Якуцкого острогу вверх Леною рекою, днем и ночью, наспех, нигде не мешкая, с великим береженьем, и от всяких воровских людей от иноземцов и от русских людей оберегатца; а караулом велеть быть днем и ночью, чтоб та великого государя соболиная казна довезти в целости; а как он Михайло с того великого государя казною Леною рекою придет к усть Куты реки, а итти Кутою и Купою реками в тех же дощаниках до усть Муки реки, и пришед на усть Муки реки взять подводы под казну... у ямщиков, по дорожной, и ехать через Ленской волок в Илимской острог, а приехав тебе Михайлу в Илимский острог у стольника и у воеводы у князя Ивана Гагарина взять суды и подводы, по подорожной, и плыть в Енисейский острог, а приплыв тебе в Енисейский острог, бить челом стольнику и воеводе Александру Салтыкову, да подьячему Богдану Сафонову, чтоб... велеть дать подводы и провожатых, и ехать в Маковской острог, не мешкав нигде и в Маковском острожке тое великого государя соболиную казну покладчи в дощаники плыть... Кетью рекою до Кецкого острогу, а от Кецкого острогу до Оби реки, и Обью рекою до Нарыму, до Сургута, до Иртышского устья, и вверх по Иртышу и в Тобольск, а из Тоболска до Тюмени, до Туринского острогу, до Верхотурья, с Верхотурья через Верхотурский волок и русскими городами до Москвы великого государя с Ленскою казною ехать потому ж наскоро днем и ночью, без всякой мешкоты». Указанным в этом наказе путем ездили в то время из Якутска до Москвы и обратно все казаки, промышленные люди, воеводы и др.
В августе, по жалобе приезжих охотских тунгусов — ясачных людей, производилось следствие над бывшими охотскими ясачными сборщиками, боярскими детьми Петром Ярыжиным и Юрием Крыжановским. Они обвинялись в том, что «воровали, преж великих государей сбору у ясачных людей ясачные соболи добрые и лисицы черные имали себе, и для воровства и перемены, мимо ясачныя избы, ясачных людей с ясачными соболями пущали к себе избы, и у себя в избах соболи добрые выбирая себе имали, и вместо тех добрых соболей давали иноземцам свои худые соболи, и с теми переменными худыми соболями отсылали от себя в ясачную избу, и в том воровстве учинили великого государя в казне великий недобор и в оценке недоценку великую ж, и ясачных людей разоряли и грабили, и налоги и обиды им чинили великие ж, и от того разоренья и грабежу и налог и обид, охотские ясачные тунгусы многих служилых людей побили, и сами великим государем изменили». За это воровство, доказанное следствием, Ярыжкин и Крыжановский в августе «биты на козле кнутом, и в проводку, и животы их все взяты на великих государей» и сосланы с женами и детьми в ссылку в Даурские остроги, в пешую казачью службу «и ни к каким Великих государей делам посылать их не велено».
В начале октября привезен вождь-родоначальник Западно-Кангаласского улуса Дженник. Он был ранен и взят в плен русскими в сражении 27 сентября, около нынешнего Покровского селения, верстах 60 от Якутска. Под его предводительством якуты было сделали последнюю попытку свергнуть ненавистное им русское иго, но потерпели окончательное поражение и подверглись целому ряду лютых казней. Эту победу русские по преданию отпраздновали в день Покрова Пр.Богородицы и на месте победы воздвигли большой деревянный крест с соответствующей надписью.
22 декабря возвратился с р.Алдана казак Иван Фомин и привез с собою 1 ½ фунта слюды, заменявшей в то время стекло. По его рассказам, слюда эта взята им в окрестностях протоки р.Тонторы, впадающей в Алдан.
1. «В наполниках шито» - сшитых в виде пластин прямоугольной формы.
2. «Биты ... в проводку» - провести сквозь строй казаков, служилых людей, получив от каждого наказание.
3. Река Тонтора – старое название р. Тимптон.
1682 г.
В половине января, послан сборщиком ясака с заленских якутов боярский сын Леонтий Трифонов. Район его деятельности тот же, что у Корнилия Акиндинова, т.е. Амга, Таттинцы, Батурусцы, Катылинцы, Сыланцы, Скороульцы, Батулинцы, Магасцы, Баягантайцы, Игидейцы и Одейцы.
В конце февраля отправлены в Баягантайскую волость Яков Авксентьев и казак Макар Кармалин для отыскания неясачных якутов, укрывшихся у шамана Кубы, и привода их в Якутскую приказную избу. Об этих якутах сообщил воеводе якут Игидейской волости Текочка Сойлесов.
9 июня возвратился из нового Удского зимовья казак Иван Бессонов, отправленный туда с пятидесятником Филькою Щербаковым в качестве толмача. Он неоднократно ездил из Удского на р.Амгунь, впадающую в море, для отыскания неясачных тунгусов разных родов и для приведения их в русское подданство.
Приплавлен сверху лес для городового и нового церковного строения. Старая церковь, вследствие подмыва берега, оказалась в это время только в 5 саженях от последней и, по своей ветхости и непрочной кладки, негодной к переносу. Однако в это лето новая церковь не была построена по причине отсутствия рабочих рук и денег, да, кроме того, не было и благословенной грамоты Преосвященного Павла и антиминсов, о которых писано было еще в 1680 г. Бибиковым и в 1682 г. Приклонским.
В Приказной избе получена грамота великих государей, в ответ на жалобы Кангаласских князцов Мазыры Бозекова и его товарищей о притеснениях их со стороны ясачных сборщиков. В грамоте этой говорится: «буде которые ясачные сборщики и служилые и всяких чинов люди, будучи в волостях и в зимовьях, объявятся в каких воровствах или учнут ясачных людей грабить, и налоги и обиды им чинить, и всячески к ним приметываться, для своих бездельных прихотей, и тех людей по сыску в больших делах велено казнить смертию, без всякие пощады, и животы их имать все на Великих государей без остатку, а в малых делах велено чинить наказанье, бить на козле кнутом и в проводку, и животы их имать на Великих государей все ж без остатку, а самих их ссылати в Даурские остроги и верстать детей боярских и сотников и атаманов и пятидесятников в казаки, а казаков в пашню».
23 июня прибыло из Илимского уезда: 1 коч, 9 дощаников, 2 барки, 1 карбас морской и 7 лодок. Эти суда нужны были «для государевых заморских и зимовейных служб и под хлебные запасы». Кстати, на их привезено несколько сот пудов хлебного запаса из Енисейска и с верховьев Лены. Хлеб и суда приняты от илимского воеводы И.Гагарина и доставлены в Якутск хлебным приемщиком, якутским казачьим атаманом Стефаном Полуектовым, посланным в Илимск в 1681 г.
1. Коч – морское и речное, деревянное однопалубное и одномачтовое парусно-гребное судно. Длина 16-24 м, ширина – 5-8 м, грузоподъемность 50-60 т при осадке 1 м.
2. Барка - общее название сплавных, плоскодонных судов для клади; речное грузовое судно грубой постройки на деревянных гвоздях.
3. Карбас - беломорская лодка на 4-10 весел, с двумя парусами; ходила по рекам и в море, использовалась для рыбного промысла и перевозки грузов.
1683 г.
В июне появилась в городе и его окрестностях оспа, тогда называвшаяся «моровым поветрием». В одном Якутске, по показанию местного духовенства, умерло от нее не менее 125 человек, в том числе 13 чернецов и черниц, спасавшихся в обители.
20 июня приехали из Енисейского зимовья Туруханского уезда ясачные тунгусы — Ванадырского рода Гигалейко, Болдрыгачко и Токончко и Муянского рода Китаничко в качестве аманатов, с повинною в убийстве нескольких русских и с жалобою на притеснения и жестокости, делаемые их сородичам русскими приказчиками и служилыми людьми Тимофеем Петуховым, Томилкой Пантелеевым, Пантелеем Сухоном, Ильей Степановым и др. Из прибывших Болдригачка был отправлен обратно к родникам, а остальные были посажены в качестве заложников в аманатские избы, но вскоре умерли от морового поветрия.
В конце июня биты кнутом в Приказной избе жена заплечного мастера Анна Алексеева Кычкина и пойманный с нею в блудном деле казак Афанасий Антонов. После экзекуции по челобитной мужа ее Василия Кычкина, поданой 5 июля на Софийском дворе боярскому сыну Дмитрию Осиеву, Кычкина «отпущена на волю до святительского указу» и уехала «из Якуцкого в верхние волости для прокормления».
В конце августа открыт заговор казаков Федора Мартынова с товарищами. Будучи посланы на службу на Уд реку, они «хотели Якуцких городцких жителей многих лутчих людей домы грабить, и их самых побивать до смерти, и у торговых людей плоты с хлебными запасы отбивать». О заговоре донесено в Москву, а заговорщики наказаны.
По просьбе монастыря, место казни преступников, находившееся вблизи обители, перенесено на запад от острожной крепости, на ту возвышенность, где ныне Николаевская кладбищенская церковь. Новое лобное место было окружено частоколом, и на нем сооружена часовня во имя Преп. Сергия Родонежского Чудотворца. Сперва на этом лобном месте хоронили одних только казненных, но потом стали хоронить и всех.
Почти окончен воеводою Приклонским новый город о четырех стенах с башнями. Стены и башни крыты тесом. Стены мерою в длину по 60 саж., а в ширину по 2 саж., а с кровлею «до охлупня» в вышину по 3 ½ саж. В стенах 8 башен, в том числе 2 башни проезжие, большие; передняя проезжая башня в вышину, кроме орла, 14 саж., а в ширину на окладе 12 саж., а другая, задняя в вышину по 9 саж. Четыре угловые башни — каждая в вышину по 9 саж. Расстояние между башнями во всех четырех стенах по 30 саж. Чертеж с этого города в феврале послан царю Федору Алексеевичу.
В новом городе на месте перенесенной башни, сооружена двухъярусная церковь с одним престолом в каждом ярусе, с папертью, двумя крыльцами и тремя рундуками. «Алтарь у этой церкви выпущен за город». Верх церкви украшен 7 крестами, обитыми белым железом (употреблено около 130 листов), с железными же цепями. На 30 окон употреблено слюды около 2 пудов. Время освящения престолов неизвестно.
Во время строения новой церкви, что на месте перенесенной наугольной башни, убился рабочий Харко Баланда. На него упало бревно, которое поднимали наверх. Еле живого плотника вынесли из церкви и положили на городской стене, где он и умер.
В конце октября прибыли с р.Амур промышленные люди Савва Михайлов и Борис Ермолин с отпискою от албазинского служилого человека и приказчика Селимбинского ясачного зимовья Андрея Мокрошубова. В отписке сообщается о нападении на русских богдойских служилых людей, об ограблении последними царской казны, о взятии ими в плен казачьего десятника Григория Самойлова с 44 казаками и промышленными людьми и об угрозе погромить все Даурские остроги. Названные Михайлов и Ермолин, принятые на казачью службу, тогда же были отправлены в Москву с якутским казаком Федором Краснояровым.
20 декабря воеводой выдана Спасскому монастырю отводная на покосные места на острове Сыльягаре, на левом берегу протоки Хатыстаха, немного ниже монастыря, известные теперь под названием «Монастырский остров». Этими местами монастырь владел с начала своего основания, но без отводной из Приказной избы. В 1802 г. по генеральному плану остров (более 800 десятин) признан угодьем монастыря, что подтверждено и указом Правит. Сената от 13 декабря 1857 года.
1. Николаевская кладбищенская церковь – ныне на этом месте находится Свято-Никольский собор.
2. Богдойские - китайские.
1684 г.
В первых числах мая казнен на лобном месте через повешение казачий наемщик Кузьма Михайлов. Преступление его состояло в неоднократном бегстве с государевой службы, в намерении произвести бунт с нападением на жителей города, в составлении воровских писем и др. продерзостях. За некоторые свои «воровства» Михайлов уже ранее был «бит кнутом на козле и в проводку, безо всякие пощады».
16 мая прибыл новый воевода, генерал Матвей Иосифович Кравков. На должности пробыл до половины 1688 года.
Совратился в раскол крестовый поп воеводы Приклонского Алексий. Он не хотел ходить в церковь, исповедоваться у духовного отца и причащаться Св. Таин. За это он был посажен в монастырскую тюрьму, а при воеводе Кравкове «на цепь и в железа и в колоду», но вскоре раскаялся в своем поступке, бывшем, как сказано в его челобитной, «по наваждению вражию».
При вступлении в должность воеводы Кравкова прежним воеводою Приклонским представлены ему приходо-расходные книги с сентября 1680 года. В них показано: с 1 сентября 1680 года по 1 сентября 1681 года в приходе и с остатком от 1679-1680 г. было 7080 руб., в расходе же 5205 руб., с 1 сентября 1681 г. по 1 сентября 1682 г. было в приходе 5515 руб., а с остатком от 1681 г. 7390 руб., в расходе же 5786 руб., остаток 1604 руб.; с 1 сентября 1682 г. по 1 сентября 1683 г. было в приходе 3938 руб., с остатком 5542 руб., в расходе же 4243 руб., остаток 1299 руб. 16 мая 1684 г. налицо состояло 1169 руб. Товаров (сукон и кумачей) на 847 руб. да на 75 руб. 7 алтын и 2 деньги медных луженых денег.
29 июня по случаю дня ангела царя Петра Алексеевича, помилован промышленный человек Степан Константинов сын Колосов. Вина его состояла в том, что он, будучи в Чечуйском остроге, убил палкою во время драки крестьянина Андрея Вешнякова. За это преступление он был бит кнутом, подвержен пытке и присужден к смертной казни. Последняя и заменена ему высидкой в тюрьме, причем велено ему жене и детям убитого «платить 50 рублев, чем ей в сиротстве кормитца с детьми».
В конце июня содержание городской бани и квасной избы отдано на 3 года откупщику, торговому человеку Аникию Осколкову. По нем поручились: 7 человек детей боярских, казачий атаман, городовой толмач, 2 казачьих пятидесятника, 7 десятников, 16 рядовых казаков и 11 посадских. Ему переданы: котел большой из красной меди весом 5 пудов, новая изба квасная с погребом, но без крыши, 2 амбара с перерубом в одних сенях, причем один амбар с чуланом, поварня пивоварная с 3 чанами, 1 бадья, 2 корыта и 4 бочки и погреб с амбаром.
8 июля воеводою, согласно с указом и грамотою царей, велено «якутцким градцким всяких чинов служилым и жилецким людям старую соборную церковь и казенные амбары, и зелейный погреб, и воеводцкий и аманатцкий дворы, и тюрьму перенесть в новый город, и гостин двор, и дворы свои со всяким дворовым строеньем перенести и строитца близко нового города, чтоб от приходу воинских людей их градцких жителей... оборонить было мочно, чтоб им для иноземской татости построитца нынешним летом и впредь безо всякого мотчания». Но жители города отказались исполнить требование воеводы и 15 июля подали ему в Приказной избе челобитную, мотивируя ее своею «скудостью» и тем, что новый город построен Приклонским вопреки царским указам и без совета с жителями и притом на непригожем месте, т.е. от воды и посаду далеко. Челобитная эта вместе со сметной городовой росписью Григория Махначевского, была отправлена тогда же в Москву к царям.
В половине июля прежняя колокольня, бывшая в старом остроге, оказалась, вследствие подмытия берега, у самой реки и ей угрожало совершеннейшее разрушение. Между тем в ней еще хранилась зелейная и товарная казна, за неимением другого помещения.
18 июля по распоряжению воеводы Кравкова составлена комиссия для осмотра недоделанных нового города, башен и церквей и для составления сметы на железные материалы, необходимые для окончания работы. В состав комиссии вошли: сын боярский Григорий Махначевский, подьячий Приказной избы Иван Мокрошубов, пятидесятники Корнилий Анкидинов и Стефан Лаврентьев, городничий Семен Епишев, церковный староста Павел Новгородов, кузнец Михаил Кириллов и несколько плотников. Комиссия эта выполнила поручение того же 18 июля и представила надлежащую смету для окончания воздвигнутых построек.
4 августа после предварительного следствия, наказаны батогами вместо кнута жена подьячего Мария Анкидинова и жена Серебреника Варвара Даниловская, уличенные в блудном деле с боярским сыном, домовым Тобольского Софийского дома, Дмитрием Осиевым. О последнем, как десятиннике, подведомственном своему духовному начальству, доведено до сведения митрополита. Кроме того, все трое отданы на поруки, «чтоб им впредь не дуровать, за бледнею не ходить». За Акиндинову поручились: казачий десятник В.Тарасов, Ф.Надеин, рядовые казаки В.Берсенев, М.Молоков, Д.Ураков, Д.Филиппов, Е.Епишев, С.Аникиев и С.Суханов. За Даналивскую поручились: боярский сын П.Крупецкий, десятинники В.Тарасов, О.Надеин, рядовые казаки В.Берсенев, М.Молоков, Д.Ураков, Д.Филиппов, В.Енищев, С.Аникиев и С.Суханов. За десятинника Осиева поручились: боярские дети А.Лыткин, М.Красной, сотник Т.Смирнягин, рядовые казаки Л.Марков, С.Мухоплев, Д.Филиппов, Д.Попов, С.Епишев, П.Скрябыкин и посадский человек С.Евдокимов.
В этом году, начиная с 16 мая, собрано «великих государей соболиные и лисичные казны да кости моржевого зуба, по оценке торговых людей, на 29905 руб. 3 алтына и 2 деньги.
В начале декабря получена от амгинских служилых людей, пашенных крестьян и новопросвященных якутов челобитная с просьбою послать на время к их новосозданной часовне во имя Всемилостиваго Спаса священника, чтоб «им холопам без покаяния и женам и детям их без молитв и без покаяния и без крещения не умирать». Об этой просьбе Приказная изба сообщила поповскому старосте (т.е. благочинному) и заказчику духовных дел, чтоб они из среды подчиненного им духовенства командировали какого-либо священника на Амгу. Выбор пал на вдового крестового священника Бориса Федорова, на которого указывали и сами амгинцы. До этого же, при воеводе Бибикове, на Амгу, «к тем пашенным крестьянам, для их духовных нужд и для потреб... посылан был не по одно время крестовой безмесной поп Анисим Петров».
1. Кумач - простая хлопчатобумажная ткань обычно алого, иногда синего цвета.
2. Зелейный погреб - пороховой погреб.
3. Тать - вор, похититель.
4. «Безо всякого мотчания» - без промедления и колебания.
5. Зелейная и товарная казна - порох и другие товары казны.
6. Городничий - управитель городскими хозяйственными делами.
1685 г.
В январе назначен сборщиком ясака с заленских якутов служилый человек Евдоким Курдюков. В ведение его отданы те самые волости, в котором до него были сборщики Корнилий Акиндинов и Леонтий Трифонов. В силу выданной ему инструкции он должен был не только собирать ясак с объясаченных уже якутов, но и отыскивать неясачных и приводить их в русское подданство.
По распоряжению воеводы, в городе вырыт колодец глубиною в 8 печатных сажен. Работа по рытью начата 27 июля и окончена в декабре, но до талой земли или источника не доведена. Средства в количестве 30 рублей, по 5 алтын с человека, пожертвованы приезжими промышленными людьми. Подрядчиком был казак Яков Федоров.
В июле прибыл из Тобольска новый таможенный и заставный голова, посадский человек Лазарь Потапов, назначенный тобольским воеводою, князем П.С.Прозоровским. Он сменил прежнего голову Петра Лобашкова с товарищами. От якутского воеводы Кравкова Потапов получил подробную инструкцию как относительно приема дел и всякой пошлины от Лобашкова, так и относительно исполнения своих обязанностей.
10 августа получена воеводою грамота царей, коей «велено в Якуцком в новом городе соборную церковь строить по прежнему великих государей указу». Грамота эта вызвана тем обстоятельством, что воевода Кравков находил местоположение новой церкви (двухъярусной) «непристойным» и не хотел доделывать ее, о чем сообщал царям после 15 июля 1684 года.
В это время в Якутске был уже протопоп, а именно — Афанасий Панкратов, присланный из Тобольска митрополитом Павлом. И «велено тое новозиждимую церковь ему Афанасью освятить и служить».
В этом году собрано ясачной казны в пользу великих государей на 46018 руб., 13 алтын и 2 деньги.
1686 г.
В самом начале мая повелено выимному голове, боярскому сыну Александру Хлевинскому с товарищами смотреть «накрепко, чтоб в городе близко острогу и нового города и в слободах и в улицах и во всяких дворах в Якутцком по ночам и поздно по вечеру и по утру рано, после вечернего набатного звону до утреного набатного же звону, никто бы из ружья не стрелял по примете и по птицам, и близко острогу и по слободам и по улицам с ружьем не ходили, и на конях не ездили и не скакали, и всяких людей конми не топтали, и днем бы близко острогу и в жилецких слободах и во дворе из ружья по примете и по птицам не стреляли. А буде кто учнет нарушать это распоряжение, то тех велено приводить в Приказную избу и объявлять воеводе».
25 июля возвратились из китайского плена якутские казаки Иван Томилов и Григорий Петров, которые были захвачены билярскими тунгусами в 1685 г., биты ими, увечены и скованные по рукам и ногам, представлены в г.Зайгу богдойским воеводам. Последние уговаривали поступить на службу к их царю и принять бусурманскую веру, но они от этого отказались, «помня крестное целование и великих государей хлеб и соль». Богдойский царь, узнав об этом, велел отпустить пленников, которые через полтора месяца еле-еле и добрались до Якутска.
Открыта новая гражданская богадельня. В ней на первых порах содержалось 12 человек, которым положено было 3 рубля в год «на всю богадельню» и каждому богадельщику по 2 четверти хлеба в год.
Летом построен вокруг нового города новый острог. Бревна на его построение употреблены длиною по 3 сажени и толщиною в диаметре у обруба по 4 и по 5 вершков. Всего заготовлено было «для острожного и хоромного строенья и городовой недостройки» 11841 бревно. Тогда такие бревна стоили по 12 денег, по 2 алтына и по деньге. Передняя (восточная) острожная стена от городовой стены построена в 60 саженях, а три другие — в 40 саженях. Всего вымерено земли под острог во все 4 стены 580 саженей. В остроге в стенах построено 8 башен, из которых две проезжие. Тогда же построены: в новом городе 2 амбара с сараем для соболиной казны (оба амбара перевезены из старого острога), зелейный погреб, воеводские и аманатские квартиры и земляная тюрьма для церковных мятежников (раскольников), и в остроге — 4 амбара для хлебных, соляных и судовых запасов.
В этом году в Якутске было два заплечных мастера (палача). Каждый из них получал за свое ремесло в жалование: по 3 четверти ржи, 3 четверти овса и по 2 пуда соли да по 5 руб. деньгами.
Осенью открыта в 5 верстах от города на нижнем лугу железная руда. Из этой руды подрядчиками-казаками Иваном Хлепутиным и Петром Борисовым для нужд городового и острожного строения выплавлено 47 пудов железа. В это время пуд железа, местного и енисейского, стоил от 3 руб. 50 коп. до 4 руб.
Собрано ясачной казны в пользу великих государей соболями, лисицами и моржовым зубом на 35701 руб. 14 алтын с деньгою.
1. Выимной – понятой для выемки, полицейского обыска.
2. Богадельня - приют для немощных пожилых людей.
1687 г.
Якутскими воеводами возбуждено пред высшим начальством ходатайство о стрельбе в день Богоявления и Происхождения Честных древ Животворящего креста Господня. По прежним государевым указам стрельба в эти дни из пушек и ружей при освящении святой воды была отменена в целях сбережения дорогого «зелья», т.е. пороха. Но воеводы и служилые люди настаивали на восстановлении стрельбы, находя ее полезною в видах устрашения инородцев: Якутск де» украинный город и съезд ясачных иноземцев бывает большой по 6 и по 5 тысяч человек и больши, а служилых людей малолюдство» и т.д. Высшее начальство уважило ходатайство только наполовину: оно разрешило «стрелять только на Богоявление, а на Происхождение отставить».
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня - православный праздник 1 августа (по ст. стилю), 14 августа (по н. стилю).
1688 г.
Прибыли новые воеводы, стольник Петр Петрович Зиновьев и боярин Иван Иванович Салтыков. На должностях были по май 1691 года. Выехали в Москву.
1689 г.
Учреждена пересылка писем по государевой почте. До этого времени пересылка деловых бумаг в сибирские города производилась через особых гонцов или «нарочных» из частных лиц, по усмотрению воевод, «с кем было пристойно». Теперь же, с учреждением почты, явилась возможность посылать и частные письма, за которые взималась особая плата, а именно: с письма от Москвы до Тюмени и Тобольска — по 6 алтын, до Березова, Сургута, Томска, Красноярска и Мангазеи — по 10 алтын с золотника. Почта из Москвы в Тобольск, а отсюда в Нерчинск и Якутск и обратно ходила только 3 раза в лето.
По указу митрополита Павла от 16 марта произошло небольшое изменение в составе якутской десятины: Верхоленский острог и село Бирюльское с их уездами, бывшие до сего времени в ведении якутского десятинника, отписаны к Даурской десятине, а Братский острог со Спасским монастырем с их уездами, состоявшие в ведении Даурского десятинника, отчислены к якутской десятине. В это время даурским десятинником был игумен Селенгинского Троицкого монастыря Феодосий, а якутским десятинником — боярский сын Иван Захаров.
В начале года вследствие митрополичьей грамоты отправлен в Тобольск соборный поп Стефан Яковлев «за порукими или с нарочными посыльщики». Вместе с ним должен был ехать и другой соборный поп Стефан Фомин, но последний «по челобитью якуцких градских и всяких чинов людей» был удержан «для божественной службы, потому что де в Якуцку белого священника кроме его Стефана никого нет». Но и этот духовный отец, повидимому, был отправлен потом в Тобольск, вследствие вторичного и грозного требования митрополита. Оба они обвинялись в каких-то «великих церковных и духовных делах».
Получено довольно подробное известие от анадырских служилых людей о лежащей к югу от (зимовья) камчатской землицы. Первым проведал этот полуостров и объехал его вокруг в 1656 г. казак М.Стадухин, который, обогнув мыс Лопатку, вышел в Охотское море, на берегу которого построил Тауйский острог.
1690 г.
В апреле воеводою Зиновьевым сделано распоряжение, чтобы «отнюдь впредь в ясачных угодьях лесов не секли и не жгли». Подобные распоряжения бывали и ранее, например, в 1683 и 1687 гг., но палы, или лесные пожары, все-таки происходили. От палов пушной зверь бежал в тайгу, отчего в ясачной казне ощущался недобор. Возле самого Якутска, например, соболь почти совсем исчез, и якуты принуждены были ездить «на соболиные промыслы на лошадях в одну сторону по полтора месяца и болши».
Приехал из Москвы, назначенный на службу в Сибирь следователь, дворянин Федор Родионович Качанов. В Якутске он был «для осмотра и разбора ясачных иноземцев и прииска неясачных детей и братей». Попутно ему даны были и другие поручения. Выехал отсюда в 1695 г. с различными донесениями и проектами.
Около этого года сооружена в Спасском монастыре вторая церковь во имя преподобного Михаила Малеина. Предание говорит, что средства на ее построение даны царем Михаилом Федоровичем, по его завещанию.
Летом привезены ссыльные стрельцы, принявшие участие в деле заведовавшего Стрелецким Приказом окольничего Федора Шакловитого, решившегося в ночь на 8 августа 1689 г. убить Петра Великого, его мать, сестру и некоторых приближенных, чтобы возвести на престол великую княгиню Софью Алексеевну, и казненного за это вместе с некоторыми своими сообщниками 12 сентября того же года. Некоторые из них с урезанными языками и будучи наказаны кнутом и батогами. В следующем году все они помилованы — зачислены в казаки вместе с детьми.
1691 г.
Появилась оспа, занесенная русскими людьми с верховьев Лены. Она произвела опустошительное действие не только среди якутов, но и среди русского населения. Особенно сильно она свирепствовала в улусах.
Разрешено сосланным при царе Алексее Михайловиче полякам возвратиться на родину. Но они, по убеждению воеводы, остались в Якутске и приняли русское подданство. В то же время получили помилование и сосланные стрельцы и боярские дети с зачислением их в казачью службу.
23 мая назначен воеводою стольник, князь Иван Семенович Гагарин. На должности пробыл до 6 июня 1695 г.
В начале августа по указу великих государей отправлены в Москву «в гонцах с отписки и с нужными великих государей делами» с росписными списками» боярский сын Леонтий Трифонов и казачий пятидесятник Иван Тобольский. Им дана подорожная «с великие реки Лены, от Якуцкого города по дороге до Илимского, до Енисейского, до Кецкого, до Нарыма, до Сургута, до Тобольска, до Тюмени, до Туринского, до Верхотурья, до Соли Камской, до Кайгородка, до Соли Вычегодской, до Устюга Великого, до Тотмы, до Вологды, до Ярославля, до Переяславля Залесского, до Москвы, якуцким, тунгуским и остяцким князцам и татарским мурзам и ясаулом, и их улусным и татарским мурзам и ясаулом, и их улусным кочевным якутам и тунгусам и остякам и татаровьям, да в Сибирских же русских городах по ямам ямщикам, а где ямов нет, всем людем... чтобы ести давали посланным, летним водяным путем вверх реки судно, да кормщика, да трех человек гребцов, а зимним путем Леонтью две подводы, Ивану подвода с санми и с хомуты, а летним сухим путем с седлы и с узды и с проводники, а будет где конного пути нет, лыжи и нарты и собаки с проводники ж, на чем поднятца мочно, везде без задержанья, по указу великих государей, без прогонов».
1692 г.
Для засвидетельствования и скрепления разного рода актов, установлена, взамен прежней, новая печать. На ней изображено: орел поймал соболя, с вырезкою: «печать государева новыя сибирския земли, что на великой реке Лене». На таможенной же печати вырезано: барс поймал соболя, а около надпись: «печать сибирского государства великия реки Лены таможенная».
Первое описание печати Якутского острога относится к 1638 г.
1693 г.
В конце августа или в начале сентября прибыли посланные из Тобольска, по указу великих государей и по грамоте, на службу великих государей 50 человек тобольских и тюменских детей боярских без жен и детей. «До Государева указу» послан с ними до Якутска «начальной человек», сын боярский Василий Турский.
1695 г.
6 июня прибыли новые воеводы: стольник Михаил Афанасьевич и сын его Андрей Михайлович Арсеньевы. На должностях пробыли до июня 1698 г.
На место Федора Дедерева, архиерейским десятинником в Якутске назначен боярский сын Василий Аврамьев. Ему велено «в Якутцком, в Илимском, на Киренге, в Братском, в Верхоленском и в селе Бирюльском и тех городов и острогов в уездах, в острогах же и в слободах и в селах и в деревнях, кои на предках Якутской десятины прописаны были, и выдать церковные догматы и духовные дела». Причем предписано заказчику духовных дел, игумену Селенгинского монастыря Мисаилу передать Аврамьеву «Верхоленского острога и села Бирюльского всякие вершеные и невершеные духовные дела и книги приходные денежные, а отдав во всем с ним Васильем или с закащиком его расписался... и впредь того Верхоленского острога и села Бирюльского духовностию не ведал». Таким образом в этом году Верхоленский острог и Бирюльское село с их уездами вновь причислены к Якутской десятине. Благодаря этому район ведения Якутского десятинника расширился на такое пространство, на котором в настоящее время могут уместиться несколько епархий.
В последних числах августа по указу великого государя и наказу воеводы М.А.Арсеньева, выехал в Анадырский острог назначенный туда приказчиком пятидесятник Владимир Атласов, потом покоритель Камчатки. С ним было отправлено 13 человек служилых людей и несколько проводников. Путь на Анадырь тогда лежал через Алдан, Верхоянск, Уяндинское зимовье, Индигирку у острога, Алазейское зимовье, урочище Ярмарка (где ныне Средне-Колымск), Нижне-Колымское зимовье и р.Яблонную, впадающую в Анадырь. Этим путем ездили на Анадырь и Камчатку до тех пор, пока не было открыто прямое сообщение через Охотское море.
Урочище Ярмарка (Ярманга, Ярманг) - топоним, возможно, на месте или рядом со Среднеколымским острогом в XVII-XVIII вв. устраивали ярмарку. На р. Колыме рядом со Среднеколымском есть одноименный остров. Среднеколымский острог в документах ХVIII в. иногда писали по названию местного топонима.
1696 г.
На место Василия Аврамьева архиерейским десятинником в Якутске назначен сын боярский Иван Маслов. При его назначении Братский и Верхоленский остроги и Бирюльское село были по-прежнему оставлены в ведении якутского десятинника, но потом, в 1697 г., были изъяты из ведения его и отданы в заведывание иркутского десятинника Ивана Толстоухова, Ивану же Маслову велено «тех острогов и села Бирюльского ведать не велено, и ни для каких дел не выезжать».
По указу великих государей и по грамоте был командирован в низовые сибирские города, в том числе в Якутск, думный дьяк В.Л.Полянский, с дьяком Даниилом Берестовым, для сыску всяких дел про воевод и всяких чинов градских людей (про воеводские взятки, а градских людей винное курение), и про ясачных сборщиков, «отчего чинятся в ясашных сборах недоборы». Командировка в Якутск была вызвана по отпискам воевод Арсеньевых, Ив.Мих.Гагарина и по отпискам, сказке и письмам дворянина Ф.Качанова. Но Полянский задержался с сыском в Сургуте, Енисейске и Красноярске, а потому дальнейшая поездка его в Якутск была отменена. Вместо поездки ему велено было «списать списку» и отослать его в Якутск к воеводе Траурнихту и дьяку Мих. Романову, каковая получена здесь 7 сентября 1699 г. По этим выпискам и по грамоте Государя, воевода Траурнихт и дьяк Романов разыскивали «и кому довелось по розыскам указ учинили».
1697 г.
5 апреля получено из Енисейска от стольника и воеводы М.Римского-Корсакова великого государя товарной казны: 4 ½ пуда меди зеленой в котлах и тазах, 3 пуда одекую и бисеру разных диких цветов, 300 аршин крашенины лазоревых, 10 пудов прядева толстого и 10 стоп бумаги писчей. Эти товары привезены боярским сыном Александром Суздальцевым «с товарищи».
8 июня возвратился с устья р.Белой, впадающей в Алдан, казачий атаман Григорий Петров «с товарищи» — Ф. Ключаревым и Никитой Силиным. Они были посланы туда по распоряжению из Сибирского Приказа, воеводой Арсеньевым в апреле за сбором ревеня, которого привезли в Приказную избу 10 пудов сушеного в таловых прутьях не разрезанного. В то время за пуд ревеня платили в Якутске по рублю. Отсюда ревень отправлялся в Сибирский Приказ за государевою печатью. Продажа его частным лицам и частными людьми строго воспрещалась.
15 июня получено из Тобольска от ближнего стольника А.Ф.Нарышкина государевой казны, посланной еще в июне 1696 г.: 1 ½ пуда олова по 4 р. 50 к. за пуд, 1 пуд меди зеленой в котлах и тазах на 7 р. 5 алтын 2 деньги, 10 стоп бумаги писчей доброй, а не моклой по 40 алтын стопа, 1 пуд и 1 фунт с четью одекуя черного и белого, голубого и лазоревого, среднего и мелкого, по 7 р. 50 к. пуд, в мешке за государевою Тобольскою печатью. Для приема означенных припасов одновременно прислан из Тобольска безмен заорленый.
1. Ревень - травянистое растение с толстым корневищем и крупными листьями. Из утолщенных черешков листьев изготавляют лекарства (слабительные), кисели, компоты, соки, начинку для пирогов, варенье. Молодые черешки содержат до 2% сахара, до 3,5% органических кислот, минеральные соли, витамин С. Ревень дает урожай в первой половине лета, с наступлением жаркой погоды черешки теряют свою пищевую ценность. На одном месте ревень растет 10-12 лет. В Якутии ныне в диком виде не произрастает.
2. Безмен заорленый - старинные весы с заклейменным знаком орла, свидетельствующим об их точности.
1698 г.
Грамотой митрополита Игнатия от 6 мая выделены из Якутской десятины г.Илимск и Киренск с их уездами в самостоятельную десятину. Первым илимско-киренским десятинником был назначен Усть-Киренского Троицкого монастыря иеромонах Григорий Тушин. Ему велено в своем районе не только собирать окладные и неокладные сборы, но и «ведать церковные догматы и духовные дела... и судить во всяких делах духовных и освященный чин и мирских всяких чинов людей вместо десятинника Ивана Маслова, а у него Ивана принять Софийскую казенную печать, которую он принял у [...] Василия Аврамьева и наказ [...] и книги приходные и расходные денежному сбору, и о всяких делах указаные грамоты и памяти и духовные и розыскные и судные дела вершеные и не вершеные [...] и тем делам наличные книги», и проч. и проч.
2 июня прибыл из Москвы новый воевода, стольник Дорофей Афанасьевич Траурнихт. С ним приехал и дьяк Михаил Романов, бывший в 1693-1697 гг. с приписью подьячим в Тюмени при воеводе Т.В.Раевском. На должностях состояли до июня 1704 г.
Составлен «росписной список» г.Якутска. В этом списке город описан таким образом: «Якуцкой город новой рубленой мерою в длину и поперек с поля по 60 саж. стена, а внутри в городе по 57 саж. стена, крыт в один тес, да в том же городе на правом углу в стене церковь новая о двух службах, вверху и внизу алтари выпущены за город; а у города в стенах 7 башен, в том числе 2 башни проезжие. Около города острог стоячий; а по мере того острогу от передней передовой стены к востоку к Лене реке и к старому посаду до острожной стены 60 саж., а от городовых стен до острогу по 40 саж.; да в том же остроге на углах и в стенах 8 башен, в том числе 2 башни проезжие, а в остроге ж тайник водяной копаной не доделан, покрыт землею».
1. Тес – (от сл. тесать), доска, обработанная топором, теслом.
2. «Вверху и внизу алтари выпущены за город» - двухэтажная алтарная часть Троицкого собора оказалась за стенами крепости, что вызывало беспокойство служителей храма.
1699 г.
Около этого года сослан в Якутск бывший нерчинский воевода, стольник Антон Савельев. Он был задержан ревизорами, думным дьяком В.А.Полянским и дьяком Д.Берестовым в Енисейске, когда ехал в Москву, бит здесь кнутом и отправлен в Якутск в казачью службу. Вина его состояла в корыстолюбии, в жестоком обращении с подчиненными и в утайке казенных денег, следовавших служилым людям в жалование. В том же году и теми же дьяками были биты кнутом и сосланы в Якутск бывшие красноярские воеводы Мирон и Алексей Игнатьевичи Башковские, но проживши некоторое время в Якутске, взяты в Москву в 1707 и 1708 гг.
В этом году прибыли сосланные «софейские дети боярские» Вас. Толстоухов и Иван Захаров, когда-то бывшие здесь десятинниками. По жалобе тюменских и туринских всяких чинов людей, в 1698 г. в Тобольске в приказной палате над ними был «розыск», они были обвинены в злоупотреблениях и взятках, биты кнутом и сосланы в Якутск, причем взятки были возвращены челобитчикам.
1700 г.
Пожар, случившийся в этом году, истребил часть крепости и городской стены со многими жилыми и нежилыми строениями, а также на посаде несколько обывательских домов и лавок.
Послан в Камчатку новый приказчик, сын боярский Тимофей Кобелев с отрядом казаков. В числе последней были и Козыревские — отец и сын, из которых последний был впоследствии монахом и приобрел печальную известность. Кобелев отомстил корякам, убившим Потапа Серякова и 16 товарищей на пути в Анадырск, разграбил их городок Кохчу, возобновил Верхне-Камчатский острог и положил основание Большерецкому острогу, что при впадении р.Быстрой в Большую. Кобелев сидел на приказе до 1704 г. В этом году выехал с казною в Якутск, сдав должность Зиновьеву.
2 июня возвратился с северо-востока покоритель Камчатки, казачий пятидесятник Владимир Атласов и объявил в Приказной избе ясак с новоприисканной землицы 8 сороков и 10 соболей, иноземческую соболью одежду, 7 бобровых лоскутков, 4 выдры, 10 сиводущатых лисиц, 191 красную лисицу, 42 соболя, 10 каланов морских и 20 лисиц красных. Со всею этою казною, «опричь лисиц», которые были оставлены в Якутске, Атласов тогда же был отправлен с этим ясаком в Москву и с донесением о покорении новой землицы. Это было второе пребывание Атласова в Москве. С ним уехал иноземец камчадальского рода, князец, знавший по-русски, который, впрочем, до Москвы не доехал: умер в Кайгородском уезде от «воспою». В Москве, в Сибирском Приказе, он сделал в начале 1701 г. более или менее подробные сведения о своих поездках, о Камчатке и Курильских островах и исходатайствовал средства на второй Камчатский поход.
20 октября, по распоряжению приказчика «Ковымского зимовья» Ф.Мартынова, привезен из Анадырского острога «полоненик Узакинского государства» Денбей, которого В.Атласов нашел с разбившейся бусы на полуострове Камчатке в 1697-1698 гг. В феврале 1701 года воевода Траурнихт отправил этого первого в России японца в Москву вместе с казачьим пятидесятником Иваном Сафронеевым. На дорогу ему дано для японца: «на одежду 2 кумача», 19 аршин без чети крашенины, олений санаях (доха), деньгами рубль и на корм и обувь и в дороге деньгами же 2 р. 16 алтын 4 деньги». В Москве, куда он прибыл 29 декабря месяца, он был оставлен в Москве по распоряжению Петра Великого для изучения русского языка и для обучения русских «робят» японскому языку. Здесь он подал «скаску» о Японском государстве, которую следует считать первым в России документальным свидетельством очевидца об этой стране.
По грамоте митрополита Игнатия, данной «архиерейских духовных дел закащику» Троицкого (на Киренге) монастыря иеромонаху Григорию Тушину от 13 декабря., Чечуйский острожек изьят из ведения якутского десятинника и отдан в ведение киренского десятинника, заказчика Григория Тушина. Перечисление это состоялось вследствие ходатайства иеромонаха Тушина, указывавшего на то, что острожек этот «в близости Киренского острога... а от Якуцка в дальном расстоянии». Так постепенно суживались пределы якутской десятины.
1. В городах и острогах Сибири крепостные башни нередко рубили так, чтобы первые их этажи использовались под жилье или для хозяйственных нужд. В Иркутске, например, под башнями было три помещения, в которых жили холостые казаки, здесь же в проезжей башне был устроен казенный амбар. Многие башни выполняли функции культовых построек, на проезжих башнях Якутского и Илимского острогов на балконах находились часовни. Такое многофункциональное использование построек – явление, довольно распространенное в крепостном зодчестве России.
2. Козыревский Петр Федорович - ссыльный поляк, сосланный в Якутск во второй половине ХVII в., служил в якутской казачьей команде.
3. Козыревский Иван Петрович - казак-землепроходец, из польской семьи, родился в Якутске в 1680 г. Исследователь Курильских о-вов. Вместе с отцом Петром Козыревским и другими казаками завоевывал и приводил в русское подданство жителей Камчатки вскоре после походов В. Атласова. В 1711 г. вместе с Д.Я. Анцыферовым спровоцировали убийство В. Атласова; избран камчатскими казаками есаулом и вместе с вновь избранным атаманом Анцыферовым и отрядом казаков перешел с Камчатки на северные Курильские о-ва (Шумшу и Парамушир) и подчинил их русской власти. В 1712 г. после смерти Анцыферова был начальником во время второго похода, а в 1713 г. – третьего похода казаков на северные Курильские о-ва. Составил схематические карты и описания Курильских о-вов и собрал сведения о Японии и морских путях к ней. В 1716 г. основал на Камчатке монастырь и храм, постригся в монахи и принял имя Игнатия. В 1728-29 гг. присоединился к экспедиции А.Ф. Шестакова, плавал по Лене на «собственном» (возможно монастырском) судне «Эверс» и неудачно пытался выйти на нем в море на поиски земель против устья Лены. В 1730 г. выехал в Москву и подал обстоятельную записку о Камчатке, Японии и других островах. Известия о его заслугах были перепечатаны иностранными журналами. Его именем назван один из вулканов Камчатки.
4. Умер от оспы.
5. «Полоненик Узакинского государства Денбей» - японский пленный. Он из города Осако с товарищами плыл на судне, груженном рисом, вином, бумагой, сахаром и тканями, в город Энду. Во время бури его судно занесло далеко в море и носило по морю семь месяцев, пока не выбросило на неизвестную им землю. Здесь они попали в плен камчадалам. В. Атласов во время похода на Камчатку узнал о пленном иноземце и затребовал его к себе. При встрече с ним выяснилось лишь то, что зовут его Денбей. В. Атласов решил, что это «индеец Узакинского государства» в Индии.
6. Буса - большая долбленая лодка с набивными досками по бортам, острым носом, прямой кормой, на веслах и с парусом.
7. Саныйах - (як.) верхняя меховая дорожная одежда.