1651 г.
6 апреля в съезжей избе в присутствии воеводы Францбекова и дьяка Степанова «бит батоги нещадно» промышленный человек Денис Булыгин, только что вернувшийся из Жиганского зимовья. Вина его состояла в том, что он, не желая предъявлять в съезжей избе и платить «государеву десятую пошлину», спрятал у себя «в штанах четыре соболишка плохих». Утайка была обнаружена целовальником Андреем Дубовым, который по поручению воеводы, выехал навстречу промышленным людям и до Якутска, на дороге, «осматривал у них промышленные и всякие мягкие рухляди». Наказан Д.Булыгин батогами нещадно для того, «чтоб ему Дениске и иным промышленным и всяким людям на то смотря впредь так воровать и промышленной своей мягкой рухляди, приезжая с соболиных промыслов, хоронити и мимо таможенную избу украдом провозить без десятые пошлины было не повадно».
В половине мая обнаружилось намерение дьяка Петра Стентина бежать из Якутского острога. Для исполнения своего намерения он запасся дощаником, купленным у какого-то промышленного человека, государевым (т.е. казенным) парусом и др. снастями. Когда об этом дошло до съезжей избы, воевода Францбеков командировал в дом Стентина целовальника Константина Иванова и денщика Хмелинка Обросимова для производства дознания. По этому делу 23 мая вызывали в съезжую избу «Якуцкого острогу Троицы Живоначальной игумена Варлаама, да белого попа Степана, да дьякона Спиридона, от которых спрашивали: «ручаются ли они по дьяке Петре Стентине, чтоб он без государеву указу из Якуцкого острогу никуда не ушел». Вызванные отвечали: «положил де то государь на вас, на воеводу Дмитрея Ондреевича Францбекова, да на диака Осипа Степанова, а им де игумену Варлааму, белому попу Степану, дьякону Спиридону, не указано ручатца и не в таких делах, — знают де они одну церковь».
В мае привезена из Албазина с служилым человеком Тренкою Ермолиным, охочими людьми Дружинкою Васильевым и Ортюшкою Петриловским, посланная Хабаровым ясачная казна. Всего в ясаке было «четыре сорока и шесть соболей, в том числе соболь битой, да шуба соболья, пластинная». Ясак этот собран Хабаровым с даурских князцов Шилгинея, Лавкая и Албазы, сына Гилдегина. После приема, разборки и оценки в съезжей избе, вся рухлядь, вместе с распросными речами даурских «языков», отправлена в Москву с охочим человеком Дружинкою Васильевым Поповым.
Весною отправлено в Даурскую землю в помощь Хабарову служилых людей 27 человек и охочих промышленных людей 110 человек. При этом последние, за скудностью своих средств были снабжены от казны «хлебными запасы и ружьем и порохом и свинцом, и на платье денгами».
Летом появилась в улусах оспа, занесенная сюда русскими. Вскоре она добралась до окрестностей острога и проникла в самый острог. Действия ее при полнейшем отсутствии медицинской помощи были весьма губительны. Якуты, боясь заразы, прекратили свой подъезд к городу. Она стала ослабевать лишь к весне следующего года, а в ноябре и совсем прекратилась, о чем было сообщено воеводою Акинфовым по всем улусам.
6 августа публично, на базарной площади, бит кнутом нещадно служилый человек, денщик Семен Голый. Вина его состояла в том, что он «ослышався» наклеветал на бывшего дьяка Петра Стентина, якобы говорившего ему в съезжей избе, в присутствии игумена Варлаама, черного попа Порфирия, белого попа Стефана, подьячего Семена Ермолина, целовальников Константина Иванова и Андрея Дубова и других лиц, чтобы он, Голый, не дорожил делом, не служил государю и не грубил другим. На допросе, бывшем 15 апреля, Голый сознался в своем поклепе, за что был предварительно посажен в тюрьму, а в день наказания, утром, присужден к битью по торгам кнутом нещадно, «чтобы иным таким ворам впредь не повадно было так затейными словами воровать».
При описи «пожитков» бывшего воеводы Д.Францбекова найдено: мягкой рухляди на 2123 руб., наличных денег 3855 руб. 28 алтын, денежных кабал на 6763 руб. и проч. Все эти животы его оценены по тому времени в 12742 руб. 21 алтын 4 деньги, что на современный счет около 150 тыс. руб. А надо заметить, что этот воевода управлял краем недолго и, сравнительно, был некорыстолюбивым управителем.
Прислана из Сибирского Приказа на имя воеводы Францбекова указная грамота царя Алексея Михайловича от 28 октября об оказании чести «Св. Божиим Тайнам», несомым священником к больному. В грамоте этой, между прочим, говорится: «...ведомо нам учинилось как на Москве и в городех от святых Божиих церквей священники ходят на дворы к больным людям с пречистым телом и честною кровию Христа Бога нашего, и в то время по улицам многие всяких чинов люди не имуще в себе страха Божия святым Божиим тайнам чести не воздают, пешие не расступаются, а конные и в санях и в телегах в стороны не уступают же и с лошадей не осадятся и из саней и с телег не выходят и священнику, несущему святыню, пространного пути не дают».
Посему указано: «перед священником бы которой взятые тайны Божии понесет шли церковные причетники со свечами, а для почести и для сбережения Святых Божиих тайн шли около священника из прихожан тое церкви человек по десяти или менши... а мимохожие б и мимоезжие люди в то время на улицах и в переулках уступались и путь священнику давали пространной и с лошадей и из саней и из телег выходя покланялись». Грамота эта была объявлена народу через бирючей, которые в течение нескольких дней ходили по улицам и по домам и оповещали всех и каждого. За неисполнение указа велено виновников «имать и приводить в съезжую избу и по нашему указу таким невежам и бесстрашникам чинить наказание жестокое и отсыласть в монастыри в смиренье для исправленья в их бесстрашии покаместа навыкнут иметь страх Божий».
Число постоянных жителей острога простиралось за 250 человек. В том числе было много якутов, принявших св. крещение и живших у якутских обывателей.
1. «Мягкая рухлядь» - ценная пушнина.
2. Дощаник - большая речная плоскодонная лодка с веслами и мачтой, палубой или полупалубами. Длина лодки 20 и более метров; на парус шло 300-600 аршин холста.
3. Денщик - кто днюет; служитель из солдат при военном чиновнике.
4. Кабала – здесь, письменное обязательство.
5. Живот – здесь, имущество.
6. По курсу рубля начала ХХ в.
7. Имеются в виду Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии.
8. Бирюч (биричь) - глашатай, объявляющий по улицам и площадям постановления правительства.
1652 г.
В марте отправлена на р.Амур партия казаков из 144 человек под начальством Третьяка Чечигина, с запасом пороха и свинца. Партия эта в мае встретилась с Хабаровым в верховьях Амура и оказала ему существенную поддержку в борьбе с китайцами. Впоследствии, при дворянине Зиновьеве, сменившем Хабарова, Чечигин с 4 казаками был отправлен в Китай для переговоров и там убит со своими спутниками.
Наказной памятью воеводы Акинфова, от 14 октября, надсмотрщиком за корчемною продажею и варением пива, браги, хмельного кваса и проч. назначен боярский сын Андрей Булыгин.
Наказной памятью воеводы, от 23 ноября, сборщиком ясака в Боянозейской, Новейской и Чачуйской волостях назначен служилый человек Афанасий Пуляев. Ему же поручено объявить ясачным людям подведомственного ему района о прекращении оспенной заразы в Якутске, боясь которой якуты не приезжали в город и не привозили мягкой рухляди.
Корчма – кабак, питейный дом.
1653 г.
15 сентярбя возвратился из поездки к устью Амура казак Иван Нагиба. Он был послан туда Ерофеем Хабаровым во главе 20 казаков. Расставшись с Хабаровым в верховьях Амура, Нагиба благополучно проплыл все течение реки и вышел в море, где вскоре был застигнуть бурею продолжавшейся десять дней. Судно разбилось о камни около берега, все запасы огнестрельные и проч. потонули, но казаки избегли смерти. Следуя берегом, они запаслись провизией у тунгусов и расположились на р.Тугуре. Сдав команду казаку Ивану Уварову, Нагиба поплыл берегом моря к р. Наняторы, перешел через Становой хребет на р.Ваган, выстроил лодку и прибыл рр. Маею, Алданом и Леною в Якутск. К оставшимся на Тугуре казакам немедленно была отправлена подмога.
Прислана грамота от преосвященного Симеона, архиепископа Сибирского и Тобольского, помеченная 11 апреля. В ней дана яркая картина религиозно-нравственного состояния «православных христиан, мужей и жен и всякого возраста... всякого чину великих и малых» в Якутском остроге. «Престаните», — пишет святитель, — от злых дел и словес скверных, сия речь, матерны... от блуда, от прелюбодейства, и от содомства, и от пиянства, и от злопомнения, и от всякия нечистоты, и от суждения, и от клеветания, и от грабления, и лихоимания, и от зависти и ненависти и прочих злых дел и скверных ядей, губящих души наши». «Слух до нас доходит, — говорит далее он, — что живут у вас на Лене, забыв страх Божий и час смертный, не помня страшного и трепетного и грозного суда Христова, живут не по закону Божию, когда бывают на промыслах своею охотою, и не хранят они тогда ни среды, ни пятка, ни постов и разрешают на всякую ядь скоромную и мясную, а иные де у вас... и на дому живучи и не во отъезде... Слышится в вас пагубное и беззаконное, скверное и нечистое блужение и таково блужение, яковож ниже в неверных языцех именуется... Яко нецыи от вас безчинники понимают (т.е. берут) ясырки и живут с ними, с некрещенными и беззаконством приживают детей и как у них родятся дети и мечут прочь от себе. Да еще слух до нас доходит: ясырок женок или девок емлют в полону (т.е. в плен), или будет купят и крестят де их по христианском закону святым крещением. И живут де у них те крещеные ясырки года два или три и как они извыкнут русскому языку те ясырки, и те де ясырок крещеных, прельщаются на скаредные прибытки, запродают их иноземцам...».
В июне на место уволенного Францбекова воеводою прибыл Михаил Степанович Ладыженский, назначенный на эту должность еще в мае 1651 г. До его прибытия воеводою оставался один Акинфов. Дьяком при нем был Феодот Танков. На должностях состояли до июля 1659 г.
1. «Хранить среды и пятки» - соблюдать пост в среду и пятницу.
2. «Скоромная ядь» - еда непостная, включающая употребление мяса, масла, жира, молока.
3. «Неверных языцех» - язычество, идолопоклонство, многобожие.
1654 г.
Отправлена на Амур, в помощь Онуфрию Степанову, новая партия казаков в 50 человек под начальством боярского сына Федора Пущина. Партии поручено было воеводою построить у устья Аргуни острог и отсюда объясачивать окрестных туземцев. Около р.Шингала с нею встретился Степанов, выдержавший в Кумарском остроге продолжительную осаду от китайцев и спустившийся вниз по Амуру, и обе партии, за недостатком съестных припасов, принуждены были спуститься по реке в землю гиляков, построить там острог и остаться на зиму.
В начале года отправлен на р.Анадырь служилый человек Юрий Селиверстов, с предписанием промышлять там в пользу казны моржовый зуб. В конце апреля Селиверстов уже был на Анадыре и принял участие во втором путешествии Семена Дежнева[1] к устью этой реки на отмель, где в 1651г. Дежнев добыл для казны 3 пуда моржовых зубов, счетом 14 штук. Кто первый открыл эту отмель (каргу), названную с этого времени Анадырскою, точно неизвестно: Дежнев приписывает эту честь себе, а Селиверстов утверждает, что он и М.Стадухин первые открыли ее в 1649г. Возникшему по этому поводу спору мы и обязаны известием о плавании Дежнева.
Летом жил посланный на Амур из Москвы дворянин Димитрий Зиновьев. Когда весть о богатой р.Амуре дошла до Москвы, то там решили послать туда князя Ивана Ивановича Лобанова-Ростовского, дав в его распоряжение до 3000 стрельцов и казаков. Хотя намерение это не было исполнено, однако в марте 1652 г. послан был на Амур для предварительного обозрения его дворянин Д.Зиновьев с достаточным количеством людей. Посланные выехали на Лену только осенью следующего года и здесь зазимовали на Чечуйском волоке ниже нынешнего г.Киренска. На следующее лето продолжили свое плавание и благополучно добрались до устья р.Олекмы. Отсюда большая часть команды была послана вверх по р.Олекме и затем по р.Тугиру для построения на волоке, где должно переходить через хребет на Амурскую сторону, острог, а сам Зиновьев отправился далее вниз по Лене — в Якутск. Пробывши здесь лето и получивши нужные сведения об Амуре, он вновь отправился на устье Олекмы, где нашел 100 человек беглецов, присоединивши их к своему отряду, пошел по следам прежде посланной команды. Зиновьев выбрался на Амур в августе и нашел Хабарова с партией на устье р.Зеи.
Прибыл новый воевода Михаил Стефанович Ладыженский, назначенный еще в 1651 г. До него управлял воеводством Иван Акинфов. Ладыженский пробыл на должности до половины 1659 г.
1. Дежнев Семен Иванович (ок. 1605-1673) - якутский казачий атаман, землепроходец, полярный мореход, открывший вместе с Ф.А.Поповым (см. ниже) северо-восточный мыс Азии (м. Дежнева), впервые прошедший через пролив (Берингов) из Северного Ледовитого в Тихий океан и открывший Анадырское (т.е. Берингово) море. Родом из Великого Устюга (теперь Вологодской обл.). Служил казаком сначала в Тобольске, затем послан в Енисейск, а оттуда в Якутск, куда прибыл в 1638 г. Здесь женился на якутке Абакаяде Сючю, имел сына Любима, впоследствии служившего в якутской казачьей команде. В 1640-41 гг. побывал на р. Яне, в 1642 г. перебрался на верхнюю Индигирку. Летом 1643 г. спустился по Индигирке до ее устья и морем на коче перешел в устье Алазеи. Около 1644 г. сухим путем прошел в низовья р. Колымы, только что открытой со стороны моря М.В. Стадухиным. В 1647 г. участвовал в неудачной попытке Федота Попова перейти морем из устья Колымы в устье р. Анадырь, где, по расспросам, имелись богатые лежбища моржей. В 1648 г. возглавлял вместе с Поповым отряд (всего 90 чел.), который повторил попытку перейти из устья Колымы в устье Анадыря. В конце июня 1648 г., командуя одним из шести кочей отряда, Дежнев вышел в море. До пролива у северо-восточного мыса Азии дошли только три коча, из которых один разбился в проливе, против мыса; часть людей перешла с него на коч Дежнева, остальные – на коч Попова. Обогнув мыс в конце августа, оба коча около месяца находились в проливе, причем Дежнев высаживался «на острову», где видел «зубатых людей» (эскимосов). В начале октября, уже по выходе из пролива, коч Попова пропал без вести. Буря выбросила коч Дежнева, на котором находилось 25 человек, на берег за горами (Корякским хребтом), к югу от Анадырского лимана. Отсюда Дежнев со своими людьми шел 10 недель до устья Анадыря. Часть людей затем пытались зимой пойти вверх по Анадырю и погибла. Уцелевшие 12 человек, во главе с Дежневым, летом на лодках поднялись вверх по Анадырю и в среднем его течении поставили ясачное зимовье (Анадырский острог). В 1652 .г Дежнев обследовал на лодках Анадырский лиман и открыл у его северного берега «кочу» (косу Русская Кошка) с богатейшими лежбищами моржей. Прожил в Анадыре до 1661 г. В 1662 г. сухим путем вернулся в Якутск. Около 1664 г. прибыл в Москву с богатой казенной добычей. В 1665 г. произведен в казачьи атаманы с назначением в Якутск. Находился там в 1666-70 гг. В конце 1671 г. снова прибыл в Москву, где и умер в 1672 или 1673 г. («в лето 7181 от сотворения мира»).
Попов Федот Алексеевич (Федот Алексеев) - промышленник, полярный мореход, открывший (вместе с С.И. Дежневым) северо-восточный мыс Азии (м. Дежнева), пролив, названный позднее Беринговым, ведущий из Северного Ледовитого в Тихий океан и Анадырское (т. е. Берингово) море. Родом из Холмогор. Послан был в северо-восточную Сибирь приказчиком купца Л. Усова из Великого Устюга. В 1647 г. организовал на Нижней Колыме отряд промышленников и пытался морем на четырех кочах перейти из устья Колымы в устье р. Анадырь, где, по рассказам местных жителей, имелись богатейшие лежбища моржей; вынужден был вскоре вернуться обратно из-за тяжелых льдов. В 1648 г., возглавляя (вместе с С. И. Дежневым) отряд в 90 человек на шести кочах повторил попытку перейти из устья Колымы в устье Анадыря. В конце июня 1648 г. вышел в море. До пролива (Беринга) дошли только три коча, из которых один коч под командой Г. Анкидинова (см. ниже) разбился в проливе против мыса; часть людей (с Анкидиновым) перешла с него на коч Попова, остальные - на коч Дежнева. Обогнув мыс в конце августа, оба коча около месяца находились в проливе. В начале октября, уже по выходе из пролива (в Беринговом море), коч Попова пропал без вести. Через шесть лет, в 1654 г., Дежнев выяснил, что из всех людей Попова уцелела только его спутница - якутка (Дежнев ее «возле моря отгромил у коряков»). Она сообщила, что Попов и Анкидинов умерли от цинги, а остальные либо убиты, либо уплыли на лодках в неизвестном направлении.
Анкидинов (Анкудинов) Герасим - казак-землепроходец. В 1648 г. участвовал в экспедиции Дежнева—Попова, впервые обогнувшей «Большой Каменный нос» (м. Дежнева) и проникшей из Северного Ледовитого в Тихий океан. В проливе против м. Дежнева коч Анкидинова разбился, и он перешел на коч Попова. Дальнейшая его судьба неизвестна.
[1] По последним данным, С.И.Дежнев родился ок. 1605 г., вероятнее всего, не в Великом Устюге, а на реке Пинеге - в деревне Осиновской в Волокопинежской волости (Белов М.И. Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах: Сборник документов о великих русских географических открытиях на северо-востоке Азии в XVII веке. Л.; М., 1952, с. 89-90). Доказано, что для С.И.Дежнева было ясно значение сделанного им открытия, что подтверждается его сообщением якутскому воеводе Ивану Акинфову, что он прошел по "морю-окияну" мимо островов, населенных эскимосами, и что берега "матерой земли" нигде не соединяются с "Новой Землей" (Америкой). Русские картографы правильно поняли С.И.Дежнева и на картах Сибири вычерчивали Азию и Америку раздельно. Эта точка зрения четко выражена уже на "чертеже Сибири" Петра Годунова (1667-1668), а затем на "Большом чертеже" 1701 г. С.У.Ремезова и в других его картографических работах (Белов М.И.Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах, с. 89-90).
1656 г.
Летом возвратилась с Амура партия казаков, посланная Онуфрием Степановым, с ясачной казной и с приказанием не возвращаться, ввиду недостатка провизии. К этой партии, состоявшей первоначально из 50 человек, присоединились Федор Пущин с 20 казаками и сотник Бекетов. Для сокращения пути они избрали иное направление, но оказалось, что новый путь длиннее старого, отчего 41 человек погибли с голоду. Привезенный ясак собран, главным образом, с гиляков, которые одни дали более 120 сороков соболей.
Это тот же Бекетов, основатель г. Якутска.
1659 г.
5 июля прибыл новый воевода, стольник Иван Федорович Голенищев-Кутузов, назначенный на эту должность еще в феврале 1658 года. Дьяком при нем был Иван Иванович Бородин. Кутузов был на должности до своей смерти, последовавшей в 1667 г., за него досиживал его сын Михаил Иванович Голенищев-Кутузов.
Воеводой Иваном (большим) Голенищевым-Кутузовым привезено запасов: 6 ведер вина церковного, 5 пудов ладану, 6 пудов воску, да для государевых посылок и служб 20 пудов железа «кричного доброго», 30 пудов «зелья ручного» и столько же свинцу, да для письма государевых дел 60 стоп писчей бумаги, да для иноземных ясачных расходов 100 ведер вина «горячего», 20 пудов меду «пресного», 8 половинок «сукон разных цветов летчины», 15 пудов олова «в тарелах и блюдах», 15 пудов меди «в котлах и в тазах» и 15 пудов «одекую», т.е. мелких разноцветных корольков.
В ноябре, по грамоте свыше, отправлено в Нерчинск несколько служилых людей, знакомых с путями сообщения через Илимский волок. Они должны были сопровождать из Нерчинска до Илимского острога Нерчинского воеводу Афанасия Филипповича Пашкова, по случаю возвращения его в Москву, с докладами о Даурской стране и собранным им ясаком.
1663 г.
После 10 августа отправлен в Тобольск к архиепископу Симеону служилый человек Иван Афанасьев Овчинников «бить челом» от имени якутских обывателей о благословении на основание в Якутске монастыря и в нем церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа, а также о посвящении Овчинникова «в черные попы». Замечательно, что в ходатайстве этом приняли деятельное участие «всяких чинов жители Якутского острога», т.е. «дети боярские, и сотники, и атаманы, и съезжей избы подъячие» и пятидесятники, и десятники, и рядовые служилые люди».
1. По другим источникам - Афанасьев Иван, якутский казак, основатель Якутского Спасского монастыря. В 1663 г. был в Тобольске у архиепископа Симеона для того, чтобы «благословил... в черные священники сподобить».
1664 г.
По благословению архиепископа Симеона, заложен в Якутском остроге «на посаде» монастырь во имя Спаса Нерукотворного образа. Главный храм в нем воздвигнут во имя Нерукотворного Спаса, а приделы — один во имя Уснения Пресвятые Богородицы и другой — во имя Св. и Праведного Алексия, человека Божия. Алтарь и приделы к церкви сделаны прирубные. Почти одновременно с этим по распоряжению воеводы Кутузова вся обитель обнесена стеною с несколькими небольшими башенками и большими и малыми воротами. В ограде построены кельи, амбары, кладовые и др. службы.
Около этого года воевода Голенищев-Кутузов и дьяк Бородин были вызываемы к следствию в Москву, по «челобитью кайгородцов в подводах и в пронях».
1. Святой и праведный Алексий, человек Божий. День памяти - 17 марта (по ст. стилю), 30 марта (по н. стилю).
2. «Подводах и в пронях» - в подделках и проникновениях во что-либо с воровскими целями.
1665 г.
6 августа отправлен в Охотский острожек в качестве ясачного сборщика боярский сын Федор Пущин. С ним послано на государеву службу 50 человек служилых людей в прибавку к бывшим уже там служилым людям. На место назначения посланные прибыли 18 ноября, т.е. через 1 месяц и 13 дней.
1666 г.
3 марта воздвигнут в монастыре устюжанином Алексеем Худоневым большой деревянный крест с соответствующей надписью. Святыня эта, сооруженная одновременно с монастырем, сохранилась и доныне от неоднократно бывших в обители пожаров. В настоящее время она находится за престолом церкви во имя Вознесения Господня и Преп. Михаила Малеина.
6 июля на выручку служилых людей, осажденных тунгусами в Охотском острожке, отправлен казачий атаман Артемий Петриловский с отрядом в 50 человек. Велено ему идти днем и ночью с великой поспешностью, чтобы поспеть в Охотск к 1 сентября. Петриловский прибыл туда 26 августа.
1 августа послана в Охотский острожек новая партия казаков в числе 50 человек, под начальством боярского сына Архипа Лыткина. И эта партия должна была спешить в Охотск, чтобы общими силами отразить назойливых неприятелей. Разновременная отсылка партий объясняется тем, что в казне в это время съестных припасов и денег было мало.
Осенью возвратились с р.Амур некоторые из казаков и служилых людей Онуфрия Степанова и принесли новые сведения об этой богатой стране. Степанов, ставленник Зиновьева, продолжая дело разведывания и покорения страны, столкнулся со множеством манджур, окруживших его ниже устья р.Сунгари. Хотя русских было около 500 человек, но они не проявили прежнего героизма: часть их еще до начала сражения бежала, часть сдалась в плен неприятелям и только человек 270 остались верными своему начальнику, который потом пропал без вести. Некоторые из бежавших весною ушли в Кумарский острог и дорогою соединились с 47... из ушедших от Степанова. Тут они разделились на две партии: 107 человек пошли на Лену и разбрелись по домам своим, кроме 7 человек, доставивших ясак в Якутск, а потом в Москву. Оставшиеся 120 человек в Кумарском остроге пошли на Зею и там рассеялись. Часть вот этих беглецов и пришла осенью в Якутск с новыми вестями.
В конце года прибыл из Приказа Тайных дел жилец Федор Охлопков, командированный в Сибирь «сыскивать» про «неправды» и «плутости» сибирских воевод, таможенных голов и др. служилых людей. Здесь он пробыл около 2 лет и представил в Сибирский Приказ массу дел, рассмотренных им в Якутском остроге и касающихся злоупотреблений должностных лиц.
1. Крест-святыня - к настоящему времени не сохранился.
2. «Манджуры» - маньчжуры.
3. Камарский острог – построен Е. Хабаровым на р. Амур.
1667 г.
Летом прибыл из Енисейска новый воевода, окольничий Иван Петрович Барятинский, назначенный в конце 1667 г. При нем дьяками были Степан Ельчузов и Александр Анисимов и письменный голова Е.И. Козинский. Барятинский числился до мая 1671 г. Ельчузов умер Якутске.
Вместе с воеводою И.Барятинским приехал из Енисейска кузнечный мастер, ссыльный новгородец Тимофей Гаврилов. Этот Гаврилов в течение 10 лет был единственным кузнецом в Якутском остроге. В конце 1676 г. он просил воеводу Барнешлева «от кузнечного дела оставить» его за старостию и увечьем. К этому времени должны были приехать из Енисейска же «бронного да кузнечного дела мастеры дву человека», но их пока еще не было.
1668 г.
Много шума в городе наделало «сыскное дело», возникшее между казаками и боярскими детьми. Все наличные казаки города во главе с пятидесятником Никифором Аргамаковым подали воеводе челобитную на всех боярских детей, под началом которых они ездили на «дальния службы», обвиняя их в крайнем самовольстве, притеснениях, издевательствах, жестокостях и разных злоупотреблениях как над русскими, так и над иноземцами. Причем они прямо заявляли, что с ними «служить не мочно». В частности, они жаловались на Матвея Сосновского, Федора Пущина и Архипа Лыткина. Боярские дети оправдывались и в свою очередь обвиняли казаков в самовольстве, неподчинении и в разнообразных преступлениях. Дело тянулось довольно долго и восходило до Сибирского Приказа.
Составлена под наблюдением Тобольского воеводы, стольника Петра Ивановича Годунова, первая общая карта Сибири. На этой карте Якутск показан близ устья Лены, которая изображена впадающей в Восточный океан, точнее в Ламу или Охотское море, а не в Ледовитый океан. Очевидно, московское правительство в то время точно не знало географического положения Якутска.
7 июня, по требованию илимского воеводы Силы Аничкова отправлены в Верхоленский острожек служилые люди в числе 40 человек «для обереганья от приходу воинских мунгальских людей Сенчуна тайши и иных немирных иноземцев... за малолюдством чтоб верхоленских казаков такие большие воинские люди острогу не взяли и ясачных людей и пашенных крестьян не повоевали». Казакам было выдано денежное жалование на 1669 год вперед и сполна по окладам. Кроме того, каждый из них получил по 1 фунту пороху и по 1 фунту свинцу.
19 июля прибыл из Охотского острожка служилый человек Григорий Акиндинов и привез с собою несколько жемчугов, жемчужных раковин и разных камней. Из привезенного им и его товарищами было отправлено в Москву «жемчюгу отборного 3 золотника, да жемчюгу ж 10 золотников с ползолотником, да жемчюгу ж мелочи для знаку фунт 17 золотников, и жемчюжные раковины в которых тот жемчюг родится, для знаку две раковины, да 17 камней... да разбитого камени искры... для образа хрусталь шесть камней весом в фунт». Все это отправлено в Москву с самим Акиндиновым.
В августе, вследствие Высочайшего указа, произведена в Якутском остроге перепись «боярских детей и иноземцев, и подьячих, и стрельцов, и конных и пеших казаков, и пушкарей и затинщиков, и всяких чинов служилых людей, и оброчников, и служилых иноземцев». Такая же перепись была произведена и в других «Ленских острожках, и в слободах, и в зимовьях дворов крестьянских и в них крестьян, а у них детей и братьи, и племянников, и захребетников, и приемщиков».
По распоряжению митрополита Сибирского Корнилия отправлен из монастыря на рр.Индигирку, Алазею и Колыму черный поп Макарий. Он был, таким образом, первым пастырем-миссионером среди тамошних инородцев-язычников. Миссионерская деятельность его продолжалась не менее 12 лет: 13 сентября 1680 года его еще не было в Якутске.
1. «Мунгальские люди» - монголы.
2. Затинщик - живущий за тыном, житель острога, крепости.
3. Оброчник - плательщик оброка - личной, подушной, тягловой или поземельной подати.
4. Захребетник - батрак, рабочий, наймит, бобыль, дармоед.