Театр и музыка в Якутии
Саха академический театр им. П.А. Ойунского
В начале 1920-х годов постановлением Якутского революционного комитета были национализированы Клуб общества приказчиков, а также имущество всех филиалов культурно-просветительного общества «Саха Аймах» и его театральных секций, где в дореволюционные годы выступал любительский национальный театр. Советская власть реорганизовала Клуб общества приказчиков в Народный дом, где и разместился Народный театр с русской и якутской труппами.
17 октября 1925 года якутская труппа Народного театра, состоявшая из активистов культурно-просветительного общества «Саха омук», открыла театральный сезон постановкой комедии «Злой дух» одного из основоположников якутской литературы Н.Д. Неустроева.
В 1926 году Совнарком Якутской АССР принял решение о ликвидации Народного театра и создании на его основе Государственного национального театра. Заведующим был назначен первый якутский драматург Анемподист Софронов. В качестве режиссера был приглашен Дмитрий Большев из Вилюйска, в 1919 - 1920 годах работавший в театральной секции культурно-просветительного общества «Саха Аймах».
Репертуар театра тех лет отражал искания молодой труппы, определявшей основные пути дальнейшего развития национального театрального искусства.
В него входили сценическая версия олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П.А. Ойунского, спектакль «Эллэй и Омогой» П.Н. Тимофеева, имевшие фольклорные истоки; произведения первых якутских драматургов — драма «Красный шаман» П.А. Ойунекого, комедия «Простокваша» Н.Д. Неустроева, «Бедный Яков», «Тина жизни», «Любовь», «Девушка, выходящая замуж», «Скупой без завещания», «Споткнувшийся», «Игра жизни» и «Поспешивший» А.И. Софронова, «Лодырь» Суоруна Омоллоона; русские классические пьесы — «Женитьба» Н.В. Гоголя, «На дне» М. Горького на якутском языке; пьесы «Большевик Василий» П.А. Ойунского на революционную тематику и «Сасыл Сысыы» В.Г. Чиряева на тему Гражданской войны, пьесы агитационного характера.
С 1930-х годов большое внимание в театре стали уделять повышению профессионального мастерства актерского, творческого и руководящего состава. Директором Т.П. Местниковым и режиссером А.А. Глебовым, работавшим в Московском театре рабочей молодежи, была организована двухгодичная театральная студия, где молодые артисты обучались сценическому мастерству под руководством опытных педагогов. Были подготовлены несколько выпусков, слушатели которых отчасти разрешили проблему пополнения творческого состава якутского театра. Наряду с учебной работой в театре было принято решение о направлении якутских студентов в ведущие театральные вузы страны. В 1932 году был осуществлен первый набор в якутскую мастерскую актерского факультета ГИТИСа, двадцать два выпускника которой вернулись в театр прекрасно обученными молодыми специалистами, многие из которых впоследствии стали заслуженными артистами родной республики и Российской Федерации. Трагическим оказался второй набор якутской студии — в Ленинградский театральный институт в 1940 году, учащиеся которой со студенческой скамьи ушли на фронт и практически все погибли на полях сражений, во время блокады и обороны Ленинграда.
В 1930-х годах начали работать первые профессиональные якутские режиссеры — народный артист РСФСР и ЯАССР Спиридон Григорьев, народный артист СССР Василий Местников, Кирилл Гоголев, Николай Слепцов, а также заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР, народный художник Георгий Туралысов.
Выпускник Московского театрального комбината С.А. Григорьев с 1933 по 1961 год работал художественным руководителем и главным режиссером якутского театра. С его приходом на сцене национального театра прочно утвердилась классическая драматургия — «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Юбилей», «Предложение», «Медведь» А.П. Чехова, «Нахлебник» И.С. Тургенева. Поставленные им шедевры мировой классики «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Отелло» В. Шекспира не имели себе равных среди постановок тех лет по силе воплощения человеческих страстей и душевных переживаний.
В числе пьес советской драматургии С.А. Григорьев особое внимание уделял постановкам по произведениям национальных авторов: «Захотевший ребенка», «Указ царя» П.А. Ойунского, «Кузнец Кюкюр», «Айаал», «Сайсаары» Суоруна Омоллоона, «Разрыв паутины» Амма Аччыгыйа, «Молодежь Марыкчаана» Эрилик Эристина, «Золотой ручей» Николая Якутского. Его творческий стиль основывался на позициях реалистического направления советской театральной школы.
Режиссер В.В. Местников, работавший в один период с С.А. Григорьевым, в своих лучших спектаклях «Туйаарыма Куо» П.А. Ойунского, «Айаал» Суоруна Омоллоона,
олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», опере-олонхо «Нюргун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского воплощал идеи, заложенные в народном творчестве и фольклорных истоках. Хотя им был поставлен также ряд спектаклей по произведениям русских классиков, советских и якутских драматургов, в историю якутского театрального искусства он вошел прежде всего как основоположник эстетических принципов эпической драмы на профессиональной сцене.
В 1934 году театру было присвоено имя основоположника якутской советской литературы, общественного деятеля П.А. Ойунского. С 1942 года театр стал работать как музыкально-драматический.
С 1961 по 1983 год главным режиссером и художественным руководителем Якутского драматического театра работал выпускник театрального училища им. М.С. Щепкина при Малом театре СССР, высших режиссерских курсов при ГИТИСе, заслуженный артист РСФСР и ЯАССР Ф.Ф. Потапов, который стал продолжателем традиций, заложенных его предшественниками. В своем творчестве он сумел объединить интерес к эпическому наследию родного народа, самобытное претворение классики и умение найти среди современных пьес драматические произведения, отвечающие духовным запросам национального театрального коллектива и его зрителей.
Потапов осуществил большое число постановок, вошедших в основной репертуар тех лет: спектакли «Макбет», «Гамлет» В. Шекспира, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Овод» Э. Войнич, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Манчаары» А.И. Софронова, «Кузнец Кюкюр» Суоруна Омоллоона, «Братья» СП. Ефремова. Почти четверть века его связывало творческое содружество с народным поэтом Якутии И.М. Гоголевым. Итогом их совместного труда стали спектакли «Наара Суох», «Утро Лены», «Северная легенда», «Таас таба», «Каменный олень», оперетта «Цветок Севера» на музыку Г.А. Григоряна и другие, вошедшие в золотой фонд якутской культуры.
В 1971 году произошло разделение музыкальной и драматической трупп театра на два самостоятельных коллектива — Якутский музыкальный театр и Якутский государственный драматический театр им. П.А. Ойунского. Две ранее слитых воедино, подобно сиамским близнецам, театральных труппы созрели для самостоятельного развития и решения новых творческих задач. В 1972 году успешно прошли первые гастроли Якутского драматического театра им. П.А. Ойунского за пределами республики в рамках Дней культуры и искусства Якутской АССР в Башкирии.
С приходом в 1983 году главным режиссером, а с 1990 года художественным руководителем театра ученика выдающегося российского режиссера А.А. Гончарова, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), лауреата государственных премий Республики Саха (Якутия) им. П.А. Ойунского и А.Е. Кулаковского Андрея Борисова начался новый этап в истории развития якутского драматического театра.
Дипломный спектакль молодого режиссера «Желанный голубой берег мой...» по повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» стал крупным художественным открытием якутского, российского театрального искусства.
Главная идея постановки — величие человеческого духа, осознанное самопожертвование во имя будущих поколений. В 1986 году А.С. Борисов, художник-постановщик Г.С. Сотников, исполнители главных ролей Е.Н. Степанов, СП. Федотов и Г.С. Васильев были удостоены Государственной премии СССР.
После феноменального старта начался период освоения нового театрального пространства. Репертуар театра обогатился неординарными постановками: «Мной оставленные песни», «Кудангса великий», «Николай Дорогунов, дитя человеческое» по произведениям П.А. Ойунского, «Споткнувшийся» А.И. Софронова, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Ханидуо и Халерха» С.Н. Курилова. Театр неоднократно выступал за рубежом — в Финляндии, Германии, Норвегии, Польше, Мексике, Америке, Швейцарии, Турции, Франции, Японии. В 1995 году за большие творческие достижения Якутский драматический театр получил статус академического и стал именоваться Саха академическим театром им. П.А. Ойунского.
В 1999 году спектакль «Король Лир» по В. Шекспиру был удостоен Государственной премии Российской Федерации. В 2000 году театр впервые за свою 75-летнюю историю обрел собственное здание, первой постановкой в котором стал спектакль «Кыыс Дэбилийэ», развивающий самобытную эстетику Театра олонхо. В 2002 году он получил широкое признание российской общественности и был награжден Национальной премией «Золотая маска» в номинации «Приз театральных критиков».
В 2005 году спектакль молодого режиссера Сергея Потапова «Макбет» по Э. Ионеско также вошел в число лучших российских спектаклей и получил специальный приз жюри Национальной премии «Золотая маска» «За яркий артистизм, сочетание фольклорных традиций с поэтикой европейского авангарда».
Ставший традиционным республиканский театральный фестиваль «Желанный берег», проводившийся Союзом театральных деятелей республики на базе Саха академического театра им. П.А. Ойунского, приобрел статус международного. В 2005 году в Улан-Удэ состоялся тематический I Кочевой международный театральный фестиваль «Желанный берег» — «Лики Чингисхана», объединивший в своей программе евразийские театры Сибири и Дальнего Востока.
Спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» в 2005 году был показан в японских городах Токио и Осаке, вызвал большой интерес у взыскательных зрителей и знаменовал собой рождение классического национального театра народа саха. Не случайно, что это произошло в Японии, в стране, имеющей глубокие театральные традиции. Успех был закреплен на выставке ЭКСПО-2010 в Китае. В 2005 году в Саха-театре состоялась презентация Театра Олонхо, к которому все эти годы Андрей Борисов целенаправленно вел труппу.
Сегодня на сцене Саха-театра выступают артисты пяти поколений — пяти выпусков Московского театрального училища им. Щепкина при Малом театре России. Среди них заслуженные артисты Якутии П.Н. Баснаев, М.И. Варламова, Е.Д. Румянцева, М.В. Корнилова, М.М. Борисова, И.В. Николаева, М.Е. Николаева, П.П. Адамова, М.С. Канаева, Т.И. Мыреева, А.К. Адамова, А.А. Аммосов, И.Е. Луковцев; заслуженные артисты России и Якутии М.Н. Гоголев, А.П. Николаев; народные артистки Якутии А.И. Кузьмина, З.П. Багынанова; заслуженный артист Якутии Н.П. Попов, лауреат Государственной премии России, заслуженный артист России, народный артист Якутии Е.Н. Степанов, лауреат Государственной премии СССР Г. Васильев, народная артистка Якутии, народная артистка России, лауреат премии им. П.А. Ойунского С.И. Борисова.
Обратившись к своим корням и обогащаясь современным европейским искусством, Саха академический театр им. П.А. Ойунского выбрал свой путь, заняв позицию в мировой художественной культуре как евразийский классический театр.
Татьяна Павлова-Борисова, кандидат искусствоведения
По материалам журнала Open (открытый университет)
В Саха академическом театре имени Платона Ойунского около 200 работников, из них 55 - артисты. Все работники, независимо от должности, живут театром, дышат его творческой атмосферой, вместе создают действо, ради которого люди приходят в этот храм искусства.
В холле театра непривычно тихо и спокойно. Лишь солнечные зайчики, отражающиеся от множества зеркал, оживляют камерную атмосферу. Показавшаяся с виду мраморная пустота театра оказалась обманчивой. Внутри него кипела жизнь.
Сегодня - генеральная репетиция очередного спектакля. Творческая группа: костюмеры, парикмахеры, гримеры, бутафоры, художники-оформители, звукорежиссеры, художники по свету и многие другие - находятся в полной боевой готовности. Не говоря уже об артистах. Они перевоплотились в своих героев. Перед нами уже не Роман Дорофеев, а легендарный Манчаары, не Дмитрий Михайлов, а богач Чоочо...
Зинаида Тарасова - мастер по пошиву театральных костюмов. Она выбрала бы совершенно другую профессию, если бы не увидела объявление о наборе в училище, где обучали будущих мастериц. Уже тридцатый год ее руками шьются все театральные одеяния. Каждый костюм заслуживает отдельного внимания. Вот например, жилет с якутскими орнаментами, который должна надеть Татьяна Легантьева. Здесь продумана каждая деталь, цвет должен идеально сочетаться с платьем, все узоры вышиты вручную. Мастер говорит, что национальные костюмы требуют особо кропотливой работы, но зато результат - одно загляденье.
Алена Саввинова всегда мечтала о творческой профессии. Чтобы быть в гуще театральной жизни, она получила специальность художника-гримера театра в филиале Московской Дамской академии при ВГИК. Там она научилась не только правильно накладывать грим, но и делать парики, усы, бороды. Изготовление одного парика в зависимости от сложности работы и длины волос занимает в среднем от двух недель и больше. Дело того стоит, потому что получаются эксклюзивные изделия, которые идеально подойдут персонажу.
Художник-бутафор Михаил Туманов создает из металла, стекла и других привычных, на первый взгляд, материалов рыцарские доспехи, королевское обмундирование и даже уникальные шедевры искусства времен Шекспира. За десять дней до спектакля ему дается примерный эскиз, по которому бутафор начинает воплощать идеи в жизнь.
«Каждый костюм имеет свою историю. Это платье надевала Степанида Борисова в спектакле «Кыыс Дэбилийэ», а этот камзол - Иннокентий Лукавцев, это висит военная форма Айаала Аммосова, - рассказывает заведующая костюмерным цехом Сардаана Саввинова, бережно перебирая театральную одежду. - Мы тщательно следим, чтобы театральный гардероб был чистым, аккуратно выглаженным и каждая деталь костюма находилась на своем месте. Мне самой очень нравятся якутские национальные костюмы, радующие глаз своей добротностью и уникальностью».
Леонтий Мотхонов виртуозно управляет световым пультом Саха театра. В его силах организовать на сцене игру теней, целую палитру разнообразных оттенков и оригинально передать общее настроение спектакля. Работа светооператора напрямую зависит от задумки режиссера-постановщика, поэтому является одной из самых сложных и кропотливых. Вот почему Леонтий Мотхонов без труда определяет все оттенки радости, грусти, торжества или негодования.
Михаил Романов и Мария Кривогорницына - художники-декораторы. Они, как волшебники, играют с пространством: за мгновение могут превратить зиму в лето. Как и все творческие люди, они обожают свою работу, постоянно совершенствуя свое мастерство.
Галина Петрова - заведующая реквизитным цехом. Она работает в театре с 1991 года. Ветеран труда, отличник культуры РС (Я) и, по мнению большинства, душа коллектива. «Работа для меня - все. Очень много добрых, светлых воспоминаний связывают меня с родным театром. Всегда с замиранием сердца вспоминаю игру таких мэтров сцены, как Мария Канаева, Анна Кузьмина. Василий Фомин, Михаил Гоголев», - делится Галина Петровна. Среди разных реквизитов ей особенно дороги старинные чорооны, которые хранят частичку вселенной под названием «Театр».
Государственный академический русский драматический театр им. А.С. Пушкина
Русский драматический театр в Якутске носит имя А.С. Пушкина со времен празднования 200-летия поэта. Но этот провинциальный театр имеет своего предшественника, ставившего спектакли в Якутске... еще при жизни Александра Сергеевича! Правда, молодой Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, не был знаком со своим современником Н.С. Щукиным, который трижды побывал в Якутске в 1820 - 1840-е годы и видел там любительские спектакли. Он и оставил свидетельство: «В городе есть клуб, а в нем театр, на коем служащая и торгующая молодежь ломает комедии». В одном предложении современник Пушкина определил и место проведения спектаклей (клуб), и сословную принадлежность исполнителей (купеческая и чиновничья молодежь), и то, что свое предпочтение она отдавала комедии...
Кружок любителей музыки и литературы действовал в Якутске и в середине XIX века. В 1889 году он был преобразован в Общество любителей драматического искусства. Выработанный им устав был утвержден самим министром внутренних дел в 1891 году. В «Уставе Общества любителей музыки и литературы» говорилось, что оно создано для устройства в городе «приятных и полезных развлечений», а также «отвлечения населения от азартных игр, трактиров и кабаков». «Главная цель Общества, — гласил устав, — знакомство зрителей с лучшими произведениями музыки, литературы и драматургии, а также оказание материальной помощи нуждающимся путем организации благотворительных спектаклей и концертов». Возникший в Якутске в 1891 году Русский драматический театр стал первым театром не только на северо-востоке России.
Основой репертуара первого драматического коллектива были пьесы А.Н. Островского «Гроза», «Лес», «Доходное место», «Василиса Мелентьева» (соавтор — С.А. Гедеонов), «Без вины виноватые», «Не в свои сани не садись», «Грех да беда на кого не живет», «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Также ставили пьесы Гоголя, Чехова, Потехина, Щеглова, Немировича-Данченко и других русских авторов.
В канун первой русской революции на сцену в Якутске пришла драматургия М. Горького. В 1902 году была поставлена пьеса «Мещане», а в 1909 году — «На дне».
Особый интерес у режиссеров театра вызывали образы Василисы Мелентьевой из одноименной пьесы, Марьицы из драмы Аверкиева «Каширская старина», Катерины из «Грозы». Такие яркие роли раскрывали талант актеров и привлекали в театр зрителя. Поэтому театр нередко возвращался к этим спектаклям. Так, в 1921 году вновь была повторена «Каширская старина», премьера которой состоялась в 1903 году. В этом же сезоне вновь показали драму в стихах «Василиса Мелентьева», поставленную амбициозным режиссером В.И. Гладышевским. Газета «Якутская окраина» отмечала «эффектную игру актрисы Е.В. Фёдоровой», которая исполняла главную роль.
Дореволюционный театр знакомил жителей Якутска с английской драматургией. На его сцене шли комедии Шекспира «Укрощение строптивой», Уайльда «Как важно быть серьезным» и даже авантюрная пьеса Стивенсона «Клуб самоубийц». В годы революционных потрясений и Гражданской войны культурная жизнь Якутии на продолжительное время замерла. Концерты и спектакли давали от случая к случаю. Зато массовая самодеятельность, агиттеатр и «красная» эстрада со спектаклями-митингами, литературными и политическими «судами», «живыми газетами» значительно потеснили подлинное искусство.
В 1920 году Якутский ревком национализировал театральное имущество вместе с Клубом приказчиков, в котором размещался Русский театр, и передал его в распоряжение Отдела народного образования. Учреждение культуры получило название Наргортеатр, позже Нацгортеатр, а затем Государственный Русский драматический театр. Из-за отсутствия современных пьес в афишу были включены ранее исполняемые «На дне» М. Горького, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого (к 10-летию со дня смерти), «Фимка» В.О. Трахтенберга и четыре пьесы А.Н. Островского — «Доходное место», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Без вины виноватые» (постановщики С.Б. Рахманов и А.Н. Столарев).
В течение трех сезонов (1922 - 1925) из зарубежной классики были поставлены «Разбойники» Шиллера, «Тартюф» и «Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера. К уже идущим добавились пьесы Островского «Не все коту масленица», «Свои люди — сочтемся». Опять появилась на сцене «Василиса Мелентьева», которая шла при царе-батюшке, вновь был поставлен «Ревизор» Гоголя. Не сходила со сцены пьеса «На дне» как самая идеологически злободневная. Был поставлен требующий декораций и костюмов спектакль «Царь Федор» А. Толстого. Повторили и дореволюционную «Каширскую старину». Ставили спектакли режиссеры С. Мельдер, прибывший по договору из Москвы, С. Рахманов и Н. Мерцальский.
Чтобы сохранить коллектив в период нэпа, актерам театра приходилось устраивать вечера танцев, проводить политмаскарады, лотереи-аллегри, заниматься торговлей.
В это время по разнарядке Рабиса, Политпросвета, а затем Росискусства на сцене театра работали различные творческие коллективы. Заметный след оставила труппа под руководством Д.А. Хадкова, который с перерывами возглавлял театр до 1939 года. Режиссером был А.М. Долин, художником и актером Ф.Е. Шавровский. «Первые» женские роли принадлежали Е.И. Шуман, мужские — А.К. Грозину, А.В. Мальцеву. Актрисе Т.И. Ломоносовой не было равной в бытовых ролях.
Сезон открыли исторической драмой «Генрих Наваррский» по роману А. Дюма. Под руководством Хадкова до конца сезона были поставлены оперетта Кальмана «Сильва», комедия Сарду и Моро «Мадам Сан-Жен», «Без вины виноватые» Островского и «Ревизор» Гоголя. Опять несколько раз повторялись спектакль «Василиса Мелентьева» и драма Урванцева «Вера Мирцева».
Якутский зритель имел возможность убедиться в способностях постановщика Л.Л. Гая, предложившего на его суд драматургические произведения, воспевавшие большевистскую революцию: «Луна слева», «Шторм» и «Штиль» Билль-Белоцерковского, «Разлом» Лавренева, «Мятеж» Фурманова и Поливанова.
Осенью 1928 года опытный режиссер И.Г. Сапрыгин, приехавший в Русский драмтеатр, открыл студию, или рабочую театральную мастерскую, — «Рабтемас». По вечерам студийцам преподавали историю театра, обучали гримерному искусству, пению, знакомили с постановочной частью — все, что необходимо для подготовки профессиональных актеров.
В 1932 - 1935 годах в театре работали режиссер Сагайдаров и художник А.В. Душкин. В этот период особенно возросло число спектаклей по русской классике, включалась и зарубежная. Сагайдаров поставил «Грозу», «Без вины виноватых», «Доходное место», «Бесприданницу» Островского, «Ревизора» Гоголя, а также пьесы Шиллера и Бальзака.
В 1937 году в Якутск вновь вернулся Д.А. Хадков с большой группой артистов.
Коллектив опять обратился к драматургии Горького, поставив второй вариант «Вассы Железновой». Зрителями были хорошо приняты спектакли «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера, «Парижский тряпичник» Пиа, «Плутни Скапена» Мольера, шли в те годы и «Анна Каренина» Л. Толстого, «Бесприданница» А. Островского, революционные спектакли А. Крона и «Рожденные бурей» Н. Островского.
Предвоенный сезон театр вновь встретил с обновленной труппой. Возглавлял коллектив художественный руководитель В.П. Иванов, прибывший из Махачкалы.
Художниками театра были М.С. Улановский и А.В. Душкин. На сцене появились новые советские пьесы «Таня» Арбузова, «Сады цветут» Масса и Куличенко, «В степях Украины» Корнейчука, поставленные Остером; «Кремлевские куранты» Погодина в постановке Иванова.
К октябрю 1941 года было построено новое здание Русского театра. Зрительный зал состоял из партера на 330 мест и верхнего бельэтажа на 120 мест. Размеры сценической площадки позволяли ставить практически любые драматические произведения. Рядом располагались артистические уборные. 6 ноября 1941 года новое здание театра распахнуло двери.
В первые месяцы войны для обслуживания военно-учебных пунктов театр организовал небольшие мобильные бригады, выступавшие с концертными программами, — «Боевые теасборники». Агитбригады действовали до конца войны, руководили ими артисты М.А. Зинин и Б.В. Лохин.
13 апреля 1942 года Русский драмтеатр показал одну из первых пьес о Великой Отечественной войне — «Накануне» А. Афиногенова. Но еще больший успех имел спектакль «Русские люди» К. Симонова (режиссер В.П. Иванов).
Приезд в Якутск мастеров сцены, режиссеров В.Д. Бутурлина и П.В. Урбановича, ранее работавших на столичных сценических площадках, обогатил творческий потенциал театра. Успех пьес «Жди меня» К. Симонова и «Давным-давно» А. Гладкова был предопределен талантом главного режиссера В.Д. Бутурлина и художника Н.Г. Никольского.
К концу войны звания «Заслуженный артист ЯАССР» были удостоены В.Д. Бутурлин, Г.М. Белевцев, М.Н. Зиновьев, Н.С. Иванова, А.Н. Крупнова, И.М. Лавров, Е.П. Столыпина, П.В. Урбанович.
Сразу после войны театр почувствовал достаточно сил, чтобы приступить к осуществлению одной из приоритетных задач русского сценического коллектива, работающего в национальной республике, — ознакомлению русских зрителей с культурой якутского народа.
Пьеса Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона «Айал» заинтересовала коллектив отражением в ней мотивов национального эпоса, жизни и быта аборигенов.
Охотно ставились произведения русской классики. Только из драматургии А.Н. Островского с осени 1945 до весны 1956 года было показано 11 драм и комедий. Шла на сцене и зарубежная классика.
В середине 1950-х годов сближение театра с жизнью началось с обновления драматургии, создания произведений на темы, прежде запретные, как, например, «Персональное дело» А.П. Штейна.
В августе 1954 года главным режиссером Русского драматического театра ЯАССР стал М.И. Догмаров (Халиппа).
В годы войны, обращаясь к героическому прошлому нашей Родины, театр много раз повторял спектакль «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. Режиссер В. Бутурлин, художник Н. Никольский Затем сменились еще несколько режиссеров, не оставивших о себе долгой памяти.
И. Кулаковская стала одной из лучших исполнительниц роли Шуры в спектакле «Егор Булычов и другие» по пьесе А.М. Горького. Режиссер Н. Ульянов. 1953 - 1954 гг. Режиссер Н. Ульянов часто выходил на сцену в качестве исполнителя.
В 1980-е годы ряд блестящих спектаклей на сцене русского театра поставил режиссер В.Я. Келле-Пелле.
В 1976 году на юге республики закладывались первые звенья БАМа — малая железнодорожная ветка, связавшая вскоре магистраль с центром Южно-Якутского промышленного комплекса, городом Нерюнгри. Театр посвятил строителям БАМа спектакль по пьесе Казенина «Под личную ответственность» и пригласил на премьеру гостей из Нерюнгри.
В 1980 году Президиум Верховного Совета СССР наградил коллектив Русского драматического театра орденом «Знак Почета». В 1998 году ему было присвоено наименование «академический», а в 2000 году — имя А.С. Пушкина.
В 1990 году при Русском театре был открыт филиал Школы-студии МХАТ. Два его выпуска пополнили и омолодили труппу.
Режиссер В. Келле-Пелле. На сцене Русского театра в Якутии он поставил более двадцати спектаклей. Перестроечные 1980-е годы прошли под знаком его творчества
Спектакль «Иван и Мадонна» по пьесе А. Дударева стал одним из лучших спектаклей режиссера В. Келле-Пелле. За исполнение роли Ивана Климова народный артист России В. Антонов был удостоен звания лауреата Государственной премии им. П. Ойунского.
В 1990-е годы на афише театра значились имена многих российских и зарубежных постановщиков. Московские режиссеры В. Комратов и Е. Радомысленский осуществили постановки произведений М. Булгакова «Зойкина квартира» и «Блаженство», петербуржец В. Голуб — «Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты». Дальневосточный режиссер А. Шутов поставил две комедии — «Семейный портрет с посторонним» С. Лобозерова и «Кадриль» В. Гуркина.
Русский театр вновь вернулся к А.Н. Островскому. Его позабытая было драматургия с доходными местами, бешеными деньгами, купцами, бедными и богатыми невестами, банкротами стала злободневной.
200-летний юбилей А.С. Пушкина театр отметил спектаклями «Сказка о царе Салтане» (1998) и «Маленькие трагедии» (1999) в постановке С. Емельянова, уроженца Якутска.
Кольцо истории замкнулось, но остался открытым путь к творческим вершинам.
Вера Крылова, кандидат искусствоведения
Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева-Суоруна Омоллоона
Созданный в Якутске в 1925 году Драматический театр, в недрах которого зарождался якутский балет, остро нуждался в квалифицированных руководящих кадрах. Из Москвы был приглашен профессиональный режиссер А.А. Глебов. Он, понимая необходимость создания при драматическом театре танцевальной группы, в 1931 году пригласил балерину Н.Ф. Ягор. Уже через год в драматические спектакли вошли танцы, которые исполняли ее воспитанники. Обращение к песенно-танцевальному фольклору внутри национальных драматических спектаклей было естественным и закономерным. Богатейшее устное народное творчество, веками слагавшийся фольклор отражали жизнь народа саха, своеобразие нации и се неповторимые черты.
Появление первых якутских сценических танцев («Олень» и «В березовой роще») связано с именем И.Д. Избекова, одного из первых профессиональных артистов драмы. Огромные заслуги в развитии музыкального искусства Якутии принадлежат М.Н. Жиркову, первому якутскому профессиональному композитору, одному из основоположников оперно-балетного театра. Первым ростком будущего балетного искусства стала его музыкальная драма-олонхо «Нюргун Боотур» (1940), включающая несколько развернутых танцевальных сцен: «Березки», «Кумысный танец», «Удаганки», «Богатырский танец».
Они стали удачными попытками инсценировать народные танцы: от природы богатая музыкальная одаренность якутского народа, его поэтичность и пластическое своеобразие проявились здесь во всей полноте.
В 1940 году при Драматическом театре был организован музыкально-вокальный коллектив с хореографическим отделением, куда было набрано 30 человек. Будущих танцовщиков воспитывали приглашенные из Москвы и Ленинграда представители старейших балетных школ страны, хранители традиций русской классической хореографии: С.В. Владимиров, И.А. Каренин, Н.М. Ходырев.
Они подготовили первых артистов балета А. Посольскую, И. Христофорова, Л. Мекюрдянова, К. Абрамова, М. Местникова, М. Попову.
Достижения музыкального искусства позволили в 1942 году Якутский государственный драматический театр реорганизовать в Якутский государственный музыкально-драматический театр.
В 1947 году появился первый национальный крупномасштабный балет «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского в постановке С.В. Владимирова. Огромный успех выпал на долю артистов, исполнивших ведущие партии: А. Посельской, И. Христофорова, М. Жорницкой, Н. Сильванович, Л. Мскюрдянова. Дата премьеры спектакля — 29 июня 1947 года — считается теперь днем рождения якутского балета.
Дальнейшее развитие балетного искусства связано с именем В.В. Козлова, возглавлявшего молодой якутский балет с 1956 по 1961 год. Активному пополнению репертуара в это время способствовали поставленные им спектакли «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (1956), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1958), «Лауренсия» Л. Крейна (1959), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1960), а также отрывки из балета «Красный мак» Р. Глиэра, «Половецкие пляски» А. Бородина.
Этапным спектаклем стал национальный балет «Чурумчуку» (1964) Ж. Батусва в постановке московского балетмейстера К.Д. Карпинской. В нем в полной мере раскрылось дарование первой якутской профессиональной балерины Е.А. Степановой, выпускницы Ленинградского академического хореографического училища им. А.Я. Вагановой. Ее превосходная школа, магический талант, дар актерского перевоплощения, внутренняя лучезарность и внешняя красота радовали зрителя с 1960 по 1983 год. Ею исполнены ведущие партии: Сир Симэгэ («Полевой цветок»), Мария и Зарсма («Бахчисарайский фонтан»), Франциска («Голубой Дунай»), Нюргуяна («Чурумчуку»), Вакханка («Вальпургиева ночь»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Кюн-Куо в одноименном балете, Барышня («Барышня и Хулиган»), Мачеха («Золушка»), Мирта («Жизель») и многие другие. Народная артистка Якутии, заслуженная артистка РСФСР, обладательница медали Российского фонда Р. Нуриева, она первая из якутских балерин выступила за рубежом.
1960-е годы связаны с профессионализацией балетной труппы. С 1964 по 1968 год на сцену театра пришла целая плеяда выпускников Новосибирского хореографического училища, с именами которых связан небывалый расцвет якутского балета. Кумирами зрителей становятся Н. Христофорова, А. Попов, К. Иванова, Г. Баишсв, С. Саввина, А. Ултургашсв, Н. Посельская, Л. Габышева, Г. Докторова. Начало их творческого пути в родном театре связано с балетмейстерами разных творческих индивидуальностей, приглашенными из разных городов в разные годы.
Балетмейстер Б.М. Губжоков осуществил постановку национального балета «Алый платочек» на музыку М. Жиркова и Г. Литинского (1967), «Голубой Дунай» И. Штрауса (1968); К.М. Мадемилова — «Кюн-Куо» В. Каца (1969), «Жизель» А. Адана (1969), С.Ф. Бурханов — «Орлы летят на Север» Г. Комракова (1969), «Ильмень-озеро» Д. Салиман-Владимирова и «Аппассионату» Л. Бетховена.
В 1971 году происходит разделение Музыкально-драматического театра на два самостоятельных. Прочное утверждение балетного репертуара Якутского государственного музыкального театра с этого времени по 1991 год связано с первым профессиональным якутским балетмейстером, заслуженным артистом ЯАССР А.А. Поповым. Яркая творческая личность, талантливый хореограф, он внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие якутского балета. Им поставлены свыше двадцати оригинальных спектаклей, среди них: «Сияние Севера» В. Бочарова, «Золушка» С. Прокофьева, «Сотворение мира» А. Петрова, «Подвиг» Г. Комракова, «Кармен-сюита» Ж. Бизе, «Собор Парижской Богоматери» Ц. Пуни, «Щелкунчик» П. Чайковского, «Доктор Айболит» И. Морозова, «Двенадцать стульев» Г. Гладкова. Создавая полноценные художественно значимые произведения, А. Попов своим вдохновенным творчеством дал могучий толчок дальнейшему процветанию якутской хореографии.
В 1970 - 1980-е годы балетная труппа пополняется выпускниками ленинградской, московской, пермской, новосибирской и улан-удэнской балетных школ. В эти годы на сцене блистают И. Борисова, И. Пудова, В. Меепшков, А. Ягодкин, Б. Матвеев, С. и Г. Афонасевичи.
В 1977 году московский балетмейстер Б.Ш. Халиулов на якутской сцене ставит «Шопсниану» М. Фокина, «Юношескую симфонию» С. Прокофьева, а также Гран па из балета «Дон Кихот». Огромным событием, выведшем якутский балет на новый уровень исполнительского мастерства, стала постановка балета из золотого фонда классического наследия М. Петипа — «Баядерка» Л. Минкуса (1983), перенесенная Н.С. Маркарьянцем. С творчеством А.В. Чичинадзе артисты познакомились в балете «Франческа да Римини» (1986), Р. Ибатуллин поставил два балета — «451 градус по Фаренгейту» С. Корнилова (1989) и «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова (1990). В 1990 году балетная труппа театра в полном составе впервые с успехом выступила за границей — в Китайской Народной Республике, представив балеты «Сотворение мира» и «Тысяча и одна ночь».
О якутском балете широко заговорили после проведения в столице республики в 1990, 1992 и 1994 годах международных балетных фестивалей «Северный дивертисмент». В целом 1990-е годы в истории якутского балетного искусства отмечены новым качественным взлетом, возросшим уровнем профессионального мастерства артистов. На балетном небосклоне взошли новые звезды — О. Абрамова, Г. Дулова, И. Мясоедов, Д. Дмитриев, А. Носова, В. Петров, С. Ултургашев.
В 1991 году театр получил статус Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), единственного на Севере и Дальнем Востоке. Талантливое художественное руководство в этот период осуществлялось И.Ю. Паршагиным, чья недолгая, но активная деятельность подарила якутянам «Пахиту», «Свадьбу Авроры», «Программу старинной хореографии».
С 1992 по 1996 год труппу возглавлял петербургский балетмейстер, заслуженный деятель искусств России А.М. Полубснцев. Все осуществленные им спектакли связаны с поиском нового направления, освоением самобытного танцевального языка мастера, свежих пластических решений, современной хореографической мысли. Его оригинальные сочинения «Классическая симфония» С. Прокофьева, «Ночные танго» А. Пьяццолы, «Приключения Чиполлино» К. Хачатуряна, «Знак Солнца» А. Мекаева, «Праздники танца» украсили афишу театра.
Бенефис якутского балета в Москве (1993) без скидок на периферийность высоко был оценен ведущими столичными критиками. «Парадом индивидуальностей» были названы выступления ведущих солистов.
Немалая заслуга в этом принадлежала высокой культуре, творческому опыту и авторитету Е.А. Степановой, с 1992 по 1994 год возглавлявшей труппу в качестве художественного руководителя, а с 1995 по 1997 год — директора балетной труппы. Под руководством О.И. Розановой осуществлена постановка балета «Дон Кихот» Л. Минкуса в редакции Мариинского театра. Это еще одна ступень в творческом росте коллектива.
С 1997 года по сегодняшний день балетную труппу возглавляет заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) М.В. Сайдыкулова, выпускница Российской академии театрального искусства им. А.В. Луначарского. Ей принадлежат постановки балетов «Легкое дыхание» Е. Неустроева (1997), «Щелкунчик» (1998) в хореографической версии В. Вайнонсна, «Белоснежка и семь гномов» (2000), «Корсар» (2001) в академической редакции, «Античные танцы» О. Респиги, «Свет и тени Марты Грэхэм», «Аромат смерти, или Исповедь господина Ы» В. Шадрина, «Священный Ильмень» и другие.
Важнейшей вехой не только для театра, но и для культурной жизни всей республики стала премьера «Лебединого озера» (1999), поставленного великим мэтром хореографии К. Григоровичем, ознаменовавшая новый этап в развитии якутского балета. В главных партиях выступили заслуженная артистка Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), лауреат Государственной премии им. П. Ойунского О. Абрамова и народный артист Республики Саха (Якутия) И. Мясоедов.
Постановка этого шедевра мировой классики стала возможна благодаря созданию в 1992 году Республиканского хореографического училища под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Н.С. Посольской. Первые его выпускники пришли в театр в 1999 году, чем обеспечили дальнейшее существование балетной труппы.
Сегодня почти вся труппа состоит из кадров местного образования, среди которых много талантливых и перспективных артистов. В пору творческой зрелости вошли заслуженные артисты Республики Саха (Якутия) Е. Тайшина, А. Попов, М. Гоголева, Н. Корякина, ярко заявили о себе А. Санникова, М. Дегтярева, Ю. Мярина, В. Слепцова, А. Иванова, Р. Хон, Л. Попов, С. Афанасьев.
Ступенью творческого роста, возможностью расширить свой танцевальный и актерский потенциал стал «Бахчисарайский фонтан» (2001) в постановке К.А. Шморгонера. Главные партии исполнили Д. Дмитриева, С. Ултургашев, А. Носова, Д. Дмитриев, И. Мясоедов.
Перешагнув в третье тысячелетие, якутский балет стоит на пороге новых открытий, новых свершений и уверенно смотрит в будущее. Продолжается традиция участия одаренных артистов в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях. Сегодня балетная афиша насчитывает около 30 названий — одноактных и полнометражных полотен русской и зарубежной классики, национальных, современных и детских спектаклей.
Высокой школы профессионализма, актерского мастерства потребовал грандиозный проект, осуществленный в 2004 году, — премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Ю.Н. Григоровича.
Сотрудничество с хореографами различных стилей и направлений всегда приносит свои плоды. Так, интересными по замыслу и пластическому воплощению стали современные спектакли «Золотой петушок», «Мцыри», «Принцесса Луны», «В тени ветров».
В 2000 году по инициативе заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия) Л.Л. Габышевой возобновилось проведение балетных фестивалей с новым названием «Стерх». В 2011 году состоится VI Всероссийский фестиваль классического балета под неизменным художественным руководством Н.М. Садовской.
Самое утонченное, изящное, грациозное из искусств — классический балет, родившийся в Якутии из «Полевого цветка», — окончательно прижился на Земле Олонхо и продолжает расти, расцветая на Полюсе холода.
Валерия Захарова
Балет на мотивы фольклора
Профессиональный коллектив народного танца был создан в 1980 году как Государственный ансамбль танца Якутии при Якутской филармонии. Первая концертная программа была подготовлена во Всесоюзной творческой мастерской эстрадного искусства Ленинграда. В исполнении профессиональных артистов зритель, в том числе и зарубежный, смог увидеть лучшие образцы танцев и песенной культуры народов Севера, отражающие традиционный быт, фольклор, традиции якутского, эвенского, эвенкийского, юкагирского и чукотского народов.
В 1992 году ансамбль танца был преобразован в Национальный театр танца. В 2005 году коллективу было присвоено имя основоположника якутского сценического танца, народного певца и сказителя Сергея Зверева — Кыыл Уола.
Театр танца стремится к созданию якутской школы танца, сохраняя при этом традиционную танцевальную культуру каждого народа Якутии.
Достижением за пролетевшие двадцать лет театральной жизни стали созданные в тесном сотрудничестве с композиторами Якутии самобытные авторские спектакли на мотивы фольклора народов Республики Саха. Этноспектакль «Уруу» («Земное родство», 1994 г.) композитора А. Самойлова знакомит зрителей с традициями старинного якутского свадебного обряда. Этнобалет по мотивам шаманской мистерии «Бохсу-руйуу» («Исцеление души», 1996 г.) композитора В. Ксснофонтова раскрывает сложнейшее духовное мировоззрение в гармоничном исполнении всех компонентов спектакля. В народном действе «Атыыр мунгха» («Большая рыбалка», 1998) композитора Н. Берестова ярко, красочно передан быт народа, а сюжет связан с одним из основных промыслов — традиционной подледной ловлей карасей перед долгой якутской зимой.
Спектакль «Ярхадана» (название северных речек) по мотивам юкагирской легенды композитора 3. Степанова (2002 г.) стал первым музыкально-танцевальным произведением на фольклорный сюжет одного из самых малочисленных народов Севера. Этнобалет «Осуор Туос» («Берсстяночка») композитора В. Зырянова (2000 г.) основан на народной легенде и рассказывает о трагической судьбе единственной дочери знаменитой шаманки. Моноспектакль «Сэвэки» (2004 г.) на музыку композитора В. Шадрина в постановке хореографа Ю. Федорова основан на эвенкийском фольклорном сюжете.
Последние годы Театр танца посвятил работе над постановкой первого полноформатного музыкально-танцевального спектакля-олонхо «Бэрт Хара» по сюжетам якутского эпоса олонхо.
Спсктакль-олонхо был задуман как трилогия, состоящая из трех отдельных спектаклей — частей единого целого, объединяющего картины трех разных миров — основы дохристианского верования народа саха.
Часть первая — спектакль «Айыы аймага» («Срединный мир») на музыку Н. Петрова был впервые показан в декабре 2004 года. Премьера второй части спектакля «Юедэн тугэгэ» («Нижний мир») на музыку П. Ивановой состоялась в апреле 2006 года. Часть третья «Юссэ дойду дохсуннара» («Воители Верхнего мира») на музыку В. Ксснофонтова была представлена зрителю в марте 2009 года.
Бэрт Хаара — имя богатыря Срединного мира — мира людей. Ведущий спектакля — олонхосут-сказитель — повествует о племени апыы аймага — предках якутов, живущих счастливо на Срединной земле, о судьбе и борьбе главного героя, воплощающего в себе чаяния всего человеческого племени.
Автор проекта и хореограф-постановщик трилогии Геннадий Баишев, бессменный художественный руководитель театра, ставил балет во всех авторских спектаклях.
В прошлом году маленький зритель Якутска увидел спектакль «Дочь Солнца» по мотивам сказок народов Севера (режиссер А. Титигиров, хореограф А. Соловьев) и спектакль «Оргусуохтаах кыыс» («Девушка с коромыслом») по мотивам сказки-тойука С.А. Зверева — Кыыл Уола, приуроченный к 110-лстию со дня рождения сказителя (музыка Н. Михеева). Современное прочтение этого произведения осуществил режиссер С. Потапов совместно с хореографами А. Мандан-Хорлу и С. Бессоновой.
Свои концертные программы «Танцы Земли Олонхо», «Сияние Севера», «Танцы народов мира», «Ретро», «Мир танцует в новых направлениях» якутский Театр танца ежегодно пополняет новыми концертными номерами. В репертуаре оркестра национальных инструментов, входящего в состав театра, немало инструментальных и вокальных произведений якутских, российских и зарубежных композиторов.
Театр танца им. Кыыл Уола, хотя и считается национальным, верен и интернациональному авангардному духу искусства. Для этого используются самые разные средства выражения — элементы классики, народного танца, гротеска, свободной пластики, образы из прошлого и настоящего, реальные и фантастические, темы фольклора и современности.
Светлана Бессонова
Опера в Якутии
До начала XX века в Якутии сохранялась преимущественно традиционная музыкальная культура с двумя песенными стилями дъиэрэ-тии и дэгэрэн и с разветвленной системой жанров. В XIX — начале XX века светское музицирование практикуется среди немногочисленного городского населения — чиновничества, политссыльных, а также формирующейся интеллигенции из числа якутского народа. Известно о существовании в Якутске в конце XIX века Кружка любителей литературы и музыки, участники которого поставили музыкальные спектакли «Наталка-Полтавка» (1913) и «Запорожец за Дунаем» (1915), давали концерты. При кружке действовали струнный и духовой ансамбли.
Коренные изменения произошли с установлением в Якутии советской власти. Начали активно развиваться художественная самодеятельность, хоровое и инструментальное исполнительство. На стыке якутского музыкального стиля дэгэрэн и советской песни родилась якутская массовая песня. Ее активными пропагандистами в 1920 - 1930-х годах были музыканты-энтузиасты А.В. Скрябин и Ф.Г. Корнилов, которые, помимо активной работы с самодеятельными хоровыми коллективами, собирали и обрабатывали якутские народные песни.
Они стали первыми самодеятельными композиторами — авторами пользовавшихся большой популярностью якутских советских песен.
Возникновение государственной системы управления в области культуры и искусства способствовало формированию в республике центров музыкального профессионализма европейской традиции, первыми из которых стали Якутский радиокомитет и Якутский драматический театр, в недрах которого в 1930-х годах начал формироваться будущий музыкальный театр Якутии.
Огромную роль в становлении якутской композиторской школы сыграл ее основоположник М.Н. Жирков. Его музыкальная, общественная и творческая деятельность была насыщенной и многогранной. В 1936 году он основал национальный хор при Якутском драматическом театре, который в 1940 году был реорганизован в музыкально-вокальный коллектив — трехгодичную студию с вокальным и оркестровым составом, где осуществлялась подготовка кадров в области профессионального музыкального искусства. Благодаря этому стало возможным слияние музыкально-вокального коллектива с драматической труппой и создание в 1942 году Якутского музыкально-драматического театра, а в 1944 году — Государственного музыкального театра-студии. М. Жирков с помощью Г. Лобачева подготовил обработки якутских народных песен, вошедших в сборники «Саха ырыалара» (1948) и «Якутские народные песни» (1958).
В 1943 году в Якутском радиокомитете был организован симфонический оркестр (дирижер Г. Брагинский). В 1944 году был создан хор, художественным руководителем которого почти полвека была заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Якутии Ф.А. Баишева. Коллектив проводил большую разностороннюю работу: обслуживал все виды радиовещания, осуществлял студийную запись, исполнял произведения огромного жанрового диапазона, вел концертную и просветительскую деятельность. Среди первых якутских певцов следует упомянуть имена Е.А. Захаровой, Д.Г. Барашковой, М.И. Васильевой, А.И. Егоровой А.П. Лыткиной.
В 1947 году заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР М.Н. Жирков совместно с московским композитором, заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЯАССР Г.И. Литинским переработал драму-олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» в первую якутскую оперу с тем же названием. Этими же авторами была написана вторая национальная опера «Сыгый Кырынаастыыр» (1947), а также первый якутский балет «Полевой цветок» (1947).
В 1957 году первая якутская опера М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Нюргун Боотур» была с успехом представлена в рамках первой Декады якутской литературы и искусства в Москве. Якутские артисты получили высокую оценку российского и всесоюзного зрителя.
У истоков музыкально-театрального дела стояли пианисты П.К. Розинская и С.К. Джангваладзе, хормейстер В.П. Попов, вокалисты А.Н. Клещева и П.Г. Литвинов, скрипач А. Земмель, хореографы С. Владимиров-Климов и И. Каренин, балерина М.Я. Жорницкая, композитор А.Ф. Костин.
В 1953 году в республику приехал талантливый композитор, выпускник московской государственной консерватории Г.А. Григорян, ставший впоследствии классиком якутской профессиональной музыки. Он стал основоположником ее основных жанров. Его перу принадлежат лирическая опера «Лоокуут и Ньургусун», первая национальная оперетта «Цветок Севера», балет «Камень счастья», первый якутский скрипичный концерт, симфоническая сюита «Якутские эскизы», оратория «Северная весенняя», камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения.
В 1950 - 1960-е годы в Якутии работали композиторы Н.И. Бажов, Г.Н. Комраков, Л.В. Вишкарев, В.Г. Кац, Н.С. Берестов. Они внесли большой вклад в развитие музыкальной культуры северной республики, способствовали формированию национального композиторского стиля.
В 1944 году в Якутске была открыта первая республиканская музыкальная школа. В 1958 году было создано Якутское музыкальное училище им. М.Н. Жиркова, которое стало основной кузницей кадров музыкального искусства республики.
С 1968 года за пульт симфонического оркестра Якутского радиокомитета становится ныне заслуженный деятель искусств РСФСР, народная артистка ЯАССР Г.М. Кривошапко.
На протяжении почти пятидесяти лет она была его бессменным главным дирижером и художественным руководителем. Симфонический оркестр Якутского радиокомитета стал эпицентром якутской инструментальной музыки. Вокруг него сконцентрировались ведущие солисты и музыканты республики, в сотрудничестве с которыми был освоен большой репертуар для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, арфы, валторны, голоса с оркестром.
В 1971 году был создан самостоятельный Якутский государственный музыкальный театр, отделившийся от Якутского государственного драматического театра им. П.А. Ойунского. Репертуар музыкального коллектива значительно обогатился. Были осуществлены постановки опер «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Кармен» Ж. Визе, «Князь Игорь» А. Бородина, «Русалка» А. Даргомыжского. Балетная труппа работала под руководством первого профессионального якутского хореографа А.А. Попова. Им были поставлены «Шопениана», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Сотворение мира» А. Петрова, «Сияние Севера» В. Бочарова, ставшие классикой якутского хореографического искусства.
В 1970-х годах начал творческую деятельность первый якутский композитор, получивший академическое консерваторское образование, заслуженный деятель искусств России и Якутии, лауреат премии РСФСР З.К. Степанов. В 1979 году был организован Союз композиторов Якутии. Его создание способствовало активизации творческих поисков якутских композиторов, взаимному обмену опытом, росту их профессионализма.
В 1980-е годы появилась целая плеяда национальных композиторов, выпускников сибирских вузов: А. Созонов, В.В. Ксенофонтов, первая якутская женщина-композитор П.Н. Иванова, К.А. Герасимов, А.В. Самойлов.
В 1993 году была создана Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), в которой одаренные дети получили возможность всестороннего развития своих музыкальных способностей. С талантливыми детьми занимаются лучшие педагоги республики. Со времени своего открытия Высшая школа музыки подготовила огромное количество лауреатов и дипломантов российских и международных музыкальных конкурсов.
В 1991 году Якутскому государственному музыкальному театру был присвоен статус Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). Ныне он носит имя классика национальной литературы, создавшего первые якутские либретто, известного просветителя и духовного лидера якутского народа Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллона. В настоящее время в репертуар театра входят несколько десятков оперных, балетных спектаклей зарубежной и русской классики, произведения современных авторов. Среди них: «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Отелло» Дж. Верди, «Тоска», «Турандот» Дж. Пуччини, «Евгений Онегин», «Пиковая Дама» П.И. Чайковского, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Нюргун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского, «Лоокуут и Ньургусун» Г.А. Григоряна, «Колыбельная» и «Сказки Сэркэн Сэсэна» З.К. Степанова.
Ведущими солистами оперы являются народная артистка СССР А.Е. Ильина, народный артист России и Якутии, лауреат конкурса басов России И.П. Степанов, народный артист России С.П. Оконешников, заслуженные артистки России, народные артистки Якутии Н.Н. Чигирева, А.М. Борисова, заслуженная артистка России, народная артистка Якутии, лауреат международных конкурсов А.С. Адамова, заслуженная артистка России и Якутии М.В. Силина, заслуженные артисты Якутии Н. Попов и Ю. Баишев.
С театрального сезона 1997/98 года балетную труппу театра возглавляет заслуженная артистка Якутии М.В. Сайдыкулова. В афише театра значатся балетные спектакли «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева. Ведущими солистами являются заслуженная артистка России и Якутии, лауреат премии им. П.А. Ойунского О. Абрамова, народный артист Якутии И. Мясоедов, заслуженные артисты Якутии Г. Дулова, Д. Дмитриев и другие.
Большой резонанс в республике и за ее пределами получили крупные музыкально-театральные акции театра: бенефис балетной труппы в Москве; гастроли в Китае и Монголии; фестивали балета «Северный дивертисмент» и «Стерх»; фестивали оперного искусства им. Дж. Верди, им. П. Чайковского и «Ария Севера»; совместные проекты с известными дирижерами, балетмейстерами и режиссерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Бурятии.
Установлены международные творческие контакты с музыкальными деятелями Японии, Италии, Германии, Франции, осуществляются совместные постановки и концертные программы. Большим культурным событием стали постановки балетов «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» выдающимся хореографом современности Ю. Григоровичем. В 1996 году по итогам работы экспертной комиссии газеты «Музыкальное обозрение» «Борис Годунов», поставленный А. Борисовым, был назван оперным спектаклем года.
В 2002 году этой оперой на сцене Большого театра России открылись Дни Республики Саха (Якутия) в Москве и Санкт-Петербурге, приуроченные к 370-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.
В 2009 году Театр оперы и балета стал обладателем специального приза Национальной театральной премии «Золотая маска» за оперный диптих «Александр Македонский» и «Кудангса Великий» В. Кобекина.
В 2009 году в республике стал издаваться первый профессиональный журнал «Якутия музыкальная», освещающий вопросы развития музыкального искусства.
В 2011 году в республике была создана Государственная филармония, вошедшая в Союз концертных организаций России. Она открылась гастролями симфонического оркестра и солистов балета Мариинского театра, серией презентационных концертов солистов якутской филармонии, открытием «Музыкальной гостиной».
Музыкальная культура Якутии сделала огромный скачок: от фольклора к развитым формам профессионального искусства. Солисты якутской оперы, якутские инструменталисты, учащиеся и студенты музыкальных учебных заведений республики побеждают на престижных музыкальных конкурсах, активно входят в российское и мировое культурное пространство.
Татьяна Павлова-Борисова, кандидат искусствоведения
Марк Николаевич Жирков
Вилюйский казак хорунжий Николай Семенович Жирков всю жизнь прожил среди якутов. Прекрасно владеющий якутским языком, он часто пел с ними тойук, был запевалой осуохая — праздничного хоровода, даже исполнял олонхо. Его сын Марк, подражая отцу, с малых лет приобщился к якутскому пению.
В 1903 году Марк Жирков окончил казачью школу, затем поступил в Якутское реальное училище. Из-за материальных трудностей он проучился всего год, но успел освоить музыкальную грамоту и получил навыки игры почти на всех имеющихся тогда музыкальных инструментах. Вернувшись домой в 1908 году, Марк поступил в 3-й класс Вилюйской высшей начальной школы, где и проявилась его особая приверженность искусству.
В 1909 году под руководством юного Жиркова в Вилюйске был создан первый струнный оркестр, в состав которого вошли коренные жители и политссыльные. М. Жирков, С. Шепелев играли на скрипке, П. Кочнев, Архаров на балалайке, С. Жирков, Н. Расторгуев, И. Расторгуев, Н. Харитонов на гитаре, политссыльный Троицкий на цитре. Ансамбль исполнял произведения Кунста, Штольца, Унгара, Брамса, Шумана, Слонимского, Чайковского.
В 1911 году по окончании училища Жирков поступил писарем в полицейское управление Вилюйского округа. Спустя год он уже работал учителем музыки при Вилюйском высшем начальном училище. В эти годы молодой музыкант начал писать мелодии на якутские народные песни, устраивал праздничные концерты, музыкальные вечера. В 1913 году силами учителей и учащихся в честь 300-летия дома Романовых он поставил пьесы «Иван Сусанин» и «Жизнь за царя» по мотивам оперы М.И. Глинки, затем «Ревизора» Н.В. Гоголя. Сам Жирков исполнил арию Ивана Сусанина и роль Городничего.
В 1917 году после Февральской революции Марка Жиркова избрали членом Вилюйского окружного комитета общественной безопасности. После прихода советской власти он работал в уездной канцелярии Совдепа, секретарем уполномоченного революционного штаба Красной Армии в Вилюйском уезде.
В 1920 году в Вилюйске открылся Народный дом. Для города это стало огромным культурным событием, а для будущего композитора — началом большого творческого пути. Он принял активное участие в становлении Народного дома с самых первых дней. В фондах Национального архива РС(Я) хранится один из подписных листов по сбору средств и вещей для обустройства Нардома, распространенных среди жителей, на котором Жирков написал следующее: «Постараюсь принести пользу Нардому личным трудом».
На вечере по случаю торжественного открытия Народного дома хор под руководством Жиркова исполнил «Интернационал» и революционную песню «Смело, товарищи, в ногу», а в антрактах и во время танцев играл оркестр под управлением М. Жиркова и В. Расторгуева. При Нардоме в 1920 - 1924 годах вместе с М.Н. Жирковым начинали творческую деятельность выдающиеся деятели духовной культуры Якутии: первый якутский профессиональный театральный художник, заслуженный деятель и искусств ЯАССР и РСФСР Г.М. Туралысов, первый режиссер якутской национальной театральной труппы Д.Д. Большев, поэт и литературный критик А.А. Иванов — Кундэ.
В 1921 году под руководством М.Н. Жиркова были организованы оркестр и хор, которые ставили пьесы, исполняли хоровые произведения на русском и якутском языках. Ни одно собрание, митинг, демонстрация, вечер не проходили без хорового и музыкального сопровождения.
В 1922 году Жирков принял самое активное участие в обороне города от белоповстанцсв. В годы нэпа он вплоть до 1933 года работал в Совете Вилюйского округа и Вилюйского райисполкома, но музыка в жизни Марка Жиркова никогда не отходила на второй план. В 1926 году в Нардоме жители Вилюйска увидели первую немую кинокартину с импровизированным музыкальным сопровождением в исполнении оркестра Жиркова.
В 1930 году газета «Автономная Якутия» напечатала статью Жиркова о проблемах якутского национального музыкального искусства. Статья привлекла внимание Наркомпроса Якутской автономной республики, и в 1933 году правительство Якутской АССР направило Жиркова на учебу в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского. Произошло переломное событие в жизни вилюйского казака — из консерватории Марк Жирков вернулся профессиональным композитором.
17 октября 1936 года постановлением Совнаркома ЯАССР был создан первый Якутский государственный национальный хор при драматическом театре. Руководителем хора был назначен М.Н. Жирков. Путешествуя по районам республики, Марк Николаевич собрал и записал 450 мотивов якутских народных песен. На их основе он сочинил крупные музыкальные произведения, написал музыку к драме «Нюргун Боотур».
В 1941 году М.Н. Жиркову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Якутской АССР». В 1942 году он был внесен в Книгу почета в связи с 20-летием Якутской АССР.
В 1944 году в Москве коллектив под руководством М.Н. Жиркова в составе Д.К. Сивцева — Суорун Омоллона, поэта И. Винокурова — Чагылгана, режиссера В. Местникова, артиста драмы И. Избекова, народного певца С. Зверева — Кыыл Уола совместно с композиторами Москвы и Свердловска целый год работал над проблемами развития якутского музыкального искусства. Творческий результат проявился в создании и обработке на основе якутских мотивов 170 сольных и хоровых песен, 9 сюит к балету, 5 симфонических произведений, 9 больших и 257 малых форм музыкальных произведений.
В 1945 году Жирков был принят в Союз композиторов СССР, став первым якутским профессиональным композитором. В творческом сотрудничестве с композитором Г.И. Литинским он написал музыку к опере «Сытый Кырынаастыыр», балетам «Полевой цветок» и «Аленький цветочек», а также пять симфонических произведений, сюит для фортепиано из 10 частей, марш для симфонического оркестра, инструментальные произведения, кантаты, квартеты, трио для отдельных инструментов, театрализованный концерт «Ысыах», 35 песен для хора, вошедшие в сокровищницу якутского музыкального искусства.
После Победы советского народа в Великой Отечественной войне был объявлен конкурс на сочинение марша для духового оркестра.
М.Н. Жирков и Д.Ф. Салиман-Владимиров написали «Торжественный якутский марш Победы» на основе якутской национальной музыки и стали победителями конкурса. Марш прозвучал во время парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. С 1947 года до конца жизни М.Н. Жирков был не только музыкантом и композитором.
Он был назначен руководителем сектора искусствоведения Института языка, литературы, истории и искусства. Как этнограф Жирков изучат якутские национальные инструменты, мечтает о национальном оркестре народных инструментов. Его статьи «О развитии якутской инструментальной музыки», «Олонхо и народные мотивы», «О роли русской музыкальной культуры в развитии якутской музыкальной культуры», «Проблемы создания национальной оперы», «О реорганизации Якутского театра» и монография «Якутская народная музыка» стати результатом глубокого изучения музыкальной культуры народа саха. В 1934 году увидел свет сборник «Массовые революционные песни», над которым Марк Жирков работал совместно с Платоном Ойунским, поэтом, одним из основоположников якутской литературы, политическим лидером якутского народа. В 1947 году были изданы сборники «Саха ырыалара» на якутском и русском языках под редакцией М.Н. Жиркова. В 1950 году вышел второй сборник песен М. Жиркова под редакцией А. Мазаева.
Марк Николаевич уделял огромное внимание подготовке профессиональных кадров. При Якутском театре он организовал вокально-балетную студию, симфонический оркестр; добился открытия детской музыкально-хореографической школы с интернатом на 50 мест. Мечтал об открытии Театра оперы и балета в Якутске.
Талантливый композитор не дожил до шестидесяти лет. Он умер 17 апреля 1951 года в Якутске.
В Вилюйске имя М.Н. Жиркова носят улица и детская школа искусств; сооружен памятник, заложен красивый сквер его имени. В городском музее действует постоянная экспозиция. Сегодня славную традицию хорового и музыкального искусства, заложенную в старинном городе М.Н. Жирковым, сохраняют и достойно продолжают Вилюйский народный хор и оркестр народных инструментов. Исполнилась его заветная мечта: Республиканское музыкальное училище им. М.Н. Жиркова, Высшая школа музыки, Государственный театр оперы и балета им. Д.К. Сивцева — Суроун Омоллоона стали гордостью республики.
Надежда Иванова
Якутский хомус
Самое лучшее от ста народов вобрал хомус…
Всех двуногих соберет он…
А.Е. Кулаковский — Ёксекюлях
Хомус — символ духовной культуры Земли Олонхо — распространен более чем в 100 странах. Известны 162 разновидности хомуса (варгана). Он появился 5 тысяч лет назад и является ровесником египетских пирамид. Древнейший спутник человека стал спутником современного человека.
Музей хомуса народов мира (МХНМ) открылся 30 ноября 1990 года. Создателем его был Иван Алексеев — Хомус Уйбаан, доктор филологических наук, профессор Якутского государственного университета, неутомимый пропагандист хомусной музыки с мировым именем. Первым директором музея был назначен Ксенофонт Уткин, известный ученый, философ и общественный деятель.
Международный центр хомусной (варганной) музыки (МЦХВМ) был создан по рекомендации II Международного конгресса «Варган: традиции и современность», проводившегося в Якутске в 1991 году. Его президентом правительством Республики Саха (Якутия) был назначен профессор И.Е. Алексеев.
С 1993 года Музей хомуса является членом Международного совета музеев (IСОМ) и занесен в каталог уникальных музеев мира. За годы работы музея и центра собрана уникальная коллекция, состоящая из 1340 хомусов, варганов из 44 стран мира. Фонд музея составляет 8115 единиц хранения.
В 1992 году были организованы национальные центры хомуса, варгана (trump) в Америке, Франции, Киргизии, Казахстане, Австрии, Японии, Германии, Швейцарии, Норвегии, Венгрии, Англии, Аргентине. Созданы филиалы в Башкирии, Алтае, Тыве и Москве. Во всех этих регионах созданы ассоциации по воссозданию и пропаганде музыки варгана, изготовлению традиционного инструмента, исследованию особенностей (приемов и стилей) музыки варгана, организации ансамблей варганистов, записи и съемке музыки варгана на видео и электронные носители. Периодически проводятся конгрессы, конференции и фестивали.
I конгресс прошел в 1984 году в США (г. Айова-Сити), II — в 1991 году в России (г. Якутск), III — в 1998 году в Австрии (г. Мольн), IV — в 2002 году в Норвегии (г. Рауланд), V — в 2006 году в Голландии (г. Амстердам). Проведено около двадцати фестивалей, из них семнадцать международных. VII конгресс «Хомус (trump) в культурном пространстве мира» проведен в Якутске летом 2011 года.
Ведется активная научная работа по изучению музыки хомуса (варгана), издается специальный журнал «VIM», публикуются альманахи, монографии, статьи, буклеты и учебные пособия.
Одно из важных направлений хомусного (варганного) искусства — педагогическая работа, истоки которой берут свое начало, по данным этномузыкологов, в XIV веке. Учебный процесс имел свои традиции, благодаря которым сохранились самобытные приемы и стили исполнительства у каждого этноса. В Якутии игре на хомусе обучают в учебных заведениях культуры и школах, что позволяет сохранить национальные традиции исполнительства.
Музей и центр хомуса постоянно координируют работу мастеров хомуса (варгана), благодаря чему улучшается музыкальное качество инструмента. В настоящее время якутская школа мастеров занимает лидирующее положение в мире. Якутские мастера помогают творческому росту европейских, американских, японских коллег.
В республике более 60 мастеров — изготовителей хомуса с удостоверением «народный мастер-умелец». Десять якутских мастеров достигли международного уровня, из них шестеро трудятся по сей день. Реворий Чемчоев, Роман Готовцев, Пётр Осипов считаются сегодня лучшими мастерами — изготовителями древнейшего музыкального инструмента в мире.
В Якутии насчитывается не менее 7 тысяч хомусистов, имеющих постоянный сценический опыт, из них 150 имеют удостоверение хомусиста-импровизатора. Среди девяти признанных виртуозов мира — Пётр Оготоев, Спиридон Шишигин и Федора Гоголева.
В Якутии более семидесяти ансамблей хомусистов, из них больше половины — детские и молодежные. Народными ансамблями названы творческие коллективы хомусистов «Дьурул» из села Партизан Намского улуса и «Кэскил» из села Техтюр Хангаласского улуса. В этих селах половина жителей прекрасно играет на хомусе.
Лучший в мире якутский этигэн («говорящий хомус») покоряет весь мир.
17 января 2008 года Музей хомуса народов мира открыл свои двери для посетителей в новом благоустроенном здании. На значительной площади расположены два экспозиционных зала, фойе, кабинеты, комната для фонда.
В церемонии открытия нового здания приняли участие президент Международного общества варганной музыки Франц Кумпл, известные деятели культуры и искусства Якутии, многочисленные иностранные гости.
После новоселья Музей хомуса и Международный центр хомусной (trump) музыки получили дар от всемирно известного варгановеда Фредерика Крейна, заведующего кафедрой этномузыки Университета Айовы (США), который подарил якутскому музею всю свою коллекцию из 600 варганов разных народов. Собирал он ее с 1961 года, самые старинные варганы коллекции относятся к XIII веку.
«Если выставить здесь всю коллекцию Крейна, придется убрать остальные экспонаты музея», — сказал на пресс-конференции президент Международного центра хомусной музыки Иван Алексеев. Известный ученый, доктор философских наук, профессор Ксенофонт Уткин назвал это событие историческим, знаковым: «Чтобы осмыслить его, нужно время. Статус нашего музея возрос настолько, что его теперь с полным основанием можно назвать визитной карточкой республики. Фредерик Крейн — гражданин мира, совершивший великий подвиг, объединяющий разные народы...»
Коллекцию из Айовы-Сити в Якутск доставили директор Музея хомуса народов мира Николай Шишигин, президент Международного центра хомусной музыки Иван Алексеев и хомусист Спиридон Шишигин.
Для популяризации и сохранения музыки хомуса (варгана) Международный центр хомусной (варганной) музыки совместно с Музеем хомуса (варгана) народов мира проводит многоплановую работу: семинары, творческие лаборатории, конкурсы и фестивали исполнителей и мастеров-изготовителей хомуса, организует передвижные выставки, лекции. Успешно действуют школы игры на хомусе (варгане), повышения мастерства изготовителей, классы хомуса в училищах искусств, музыкальных школах, консерваториях, университетах в Кыргызстане, Тыве, Башкортостане. Якутии, Австрии.
Ежегодно проводятся фестивали варганной музыки, издаются специализированные буклеты, журналы, антологии в Германии, Австрии, Японии, Америке, Якутии.
Николай Шишигин
Мастер якутского хомуса
Иннокентий Никитич Готовцев
Иннокентий Никитич Готовцев один из немногих мастеров якутского варгана - хомуса, который превратил создание варганов в исскуство. Варган стал основным объектом его творческой фантазии. Он создал свою технологию изготовления варгана, основал авторскую школу по изготовлению варгана. Звучание своих варганов Готовцев доводит до совершенства. В его варганах продумана каждая мелочь. Его работы удивляют своей художественной оригинальностью всех - от начинающих варганистов и до специалистов в этой области. Не будет преувеличением сказать, что Иннокентий Никитич зародил новую традицию в варганном деле. Его идеи еще долго будут подпитывать творческий порыв мастеров варгана во всем мире.
Иннокентий Никитич Готовцев, преподаватель высшей катергории, руководитель авторской школы изготовления хомуса Намского педагогического колледжа, отличник просвящения РСФСР, заслуженный учитель школ РС (Я). Иннокентий Никитич родился в 1942 году в Батагайском наслеге Усть-Алданского района Якутии. В 1962 году окончил Дюпсюнскую среднюю школу. С 1962 по 1965 гг. служил в рядах Советской Армии. С 1965 года - учитель начальных классов. В 1972 году окончил Якутский государственный университет, получил квалификацию учителя якутского языка и литературы. С 1970 по 1974 гг. работал учителем во II Хомустахской средней школе Намского улуса. С 1994 года - преподаватель Намского педагогического колледжа. Имеет квалификацию шофера, тракториста, сварщика, изготовителя хомуса, учителя.
В 1994 году специальным республиканским советом присвоено почетное звание "Народный мастер" по изготовлению Якутского народного музыкального инструмента варганной музыки - хомус. В 1980 году награжден знаком "Отличник просвящения РСФСР". С 1991 года учитель-методист. Рационализатор по сельскохозяйственной технике - удостоверение № 5 - 1992 г., № 7 - 1993 г. от имени Министерства Сельского Хозяйства Республики Саха (Якутия). Участник I, II конгрессов, дипломант III Всемирного конгресса варганной музыки.
Варганный мастер Готовцев И. Н. - Дипломант III Всемирного Конгресса, г. Мольн, Австрия, 1998 г.
Автор брошюры "Хомус Готовцева". В 1993 году ему присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школ Республики Саха (Якутия). Обладатель Гран-при республиканского конкурса мастеров изготовителей хомуса им. С. Гоголева - Амынньыкы уус. В 1997 году стал лауреатом Европейского фестиваля варгана, прошедшем в г. Осло, Норвегия.
В 1999 году организовал авторскую школу хомуса (приказ Министерства образования РС (Я) № 01-06/01 от 5 января 1999 г.). Является автором новой станочной технологии изготовления хомуса. Автор двух изобретений в якутском хомусе (патент РФ от 1998 г.). Иннокентий Никитич - человек редкостной работоспособности и целеустремленности. Активный сторонник здорового образа жизни. Занимается закаливанием организма, дыхательной гимнастикой. Имеет 38 лет педагогического стажа, из них 15 лет работал учителем якутского языка и литературы. С женой Матреной Алексеевной воспитали дочь и четверых сыновей, имеют 10 внуков.
Хомус — древний музыкальный инструмент (варган) известен в мире около 5 тысяч лет. Представляет собой дуговой металлический инструмент с большой круглой петелькой. Имеет несколько разновидностей: деревянный хомус, выполнен из лиственницы; костяной хомус, у которого язычок выполнен из кости; хомус с кольцевой держалкой на корпусе; хомус с двумя язычками.
В 1990 году в Якутске был открыт Музей хомуса (варгана) народов мира — единственный в мире специализированный музей с крупнейшим собранием хомусов и варганов. В 1991 году в варганном конкурсе «Виртуозы мира» якутский хомус получил статус победителя — «Лучший варган мира».
Культурным и духовным символом народа саха является их варганная музыка на традиционном национальном инструменте — хомусе.
Музей музыки и фолклора в Якутске, ул. Кирова, 31. В этом здании находится Музей хомуса. Фото Сергея Дьяконова.
В Якутии почти все культурные и зрелищные мероприятия, в том числе праздник Ысыах, открываются под чарующие звуки хомуса, в которых воспеваются вся красота и ширь земли Олонхо, синева озер и глубина небес, торжество жизни и Природы. В мелодичной игре на хомусе отражаются национальная самобытность и богатство музыкального творчества якутов.
Желающие могут посетить сайт
Якутский виртуальный Музей хомуса
Формат 3D
Ознакомиться