«Московский комсомолец» в Якутии» №41, 13-20 октября 2010 г.
Как отмечает П. П. Явловский в своей «Летописи», «у сибирских мужиков было общее правило: ставить — где зимовье, там крест, где острог — там часовню или церковь, а где город — там и монастырь». Таким образом, строительство монастыря повышало статус Якутска. С образованием монастыря крестили местное население не мечом, а крестом.
В 1663 г. идею строительства монастыря выдвинул перед Тобольскими властями служилый Иван Афанасьевич Овчинников, принявший в Тобольске великую схиму — чёрное монашество. Его поддержали все насельники посадов и воевода якутский Иван Голенищев-Кутузов. Как указано в источнике, «Якуцкого острогу дети боярские и сотники и атаманьи и съезжие избы подьячие, и пятидесятники, и десятники, и рядовые служилые люди всего града, по обещанию и по вере своей, изволили быть в Якутцком остроге монастырю во имя Спаса Нерукотворного Образа».
Место было выбрано удачно. С юга Монастырь прикрывала небольшая проточка («Монастырский бугор» — ныне участок ул. Ярославской-Полицейской), за коей находился Головинский Острог на Набережной с церковью Михаила Мелеина (построена в 1640 г., сгорела в 1770) — от монастыря 260 саженей. Туда вели улицы, получившие названия Малобазарная и Набережная. Острог выходил на малую протоку («Зелёный луг», протоку Хатыстах) и летнюю пристань, где после ледохода устраивались ярмарки. С восточной стороны монастырь защищало озеро, получившее название «Монастырское», от коего на север открывался Охотский тракт. С северной стороны — высыхающая летом протока, болотистые места, образованные от озера «Камышёвого», соединяющегося с озером «Монастырским» узкой перемычкой. С запада монастырской стены — открывалась дорога в сторону Кангаласского мыса (впоследствии — «дорога на Марху»). А далее шли озёра Кычкина, Луковцева и Усун-Кель. От оз. Монастырского до реки р.Лены — 160 саженей.
■■■
Первую деревянную летнюю двухэтажную с двумя приделами Спасскую церковь местные умельцы-плотники срубили в рекордные сроки в 1664/65 гг. Отсюда и идёт начало монастыря и его название. Архиепископ Симеон благословил идею. По указанию воеводы территорию обнесли деревянной крепостной стеной (тыном) с дозорными башенками. Первоначально при монастырской крепостице имелось два въезда: южные большие ворота (по трассировке ул. Громовых) и малые западные (по трассировке ул. Монастырской — с выходом на совр. ул. Дзержинского). Позднее въезд-выезд обеспечивался со всех четырёх сторон. Общая площадь собственно монастыря —500 квадратных саженей. 1-я Спасская церковь сгорела в 1780 вместе с архивом, поэтому очень много ценных сведений не дошли до нас.
При якутском воеводе Михаиле Ивановиче Голенищеве-Кутузове («Младшем»), в монастыре поставлен в 1666 г. большой деревянный крест, выполненный Алексеем Худоневым, выходцем из Великого Устюга — «Святой Крест» сохранился до 30-х гг. XX века. Монастырь и примонастырский посад постепенно обустраивался соответствующей инфраструктурой: кельи, амбары, кладовые, конюшни, баня, повети, сенники, подворья для церковных служителей, просфорня, выпасы для скота, пашня, погост, монастырская тюрьма, а также «лобное место» — для казни над преступниками и в назидание горожанам. Место сие находилось на Монастырском полуострове — между Монастырским озером и протокой. Имелся ли штатный палач — не известно.
При воеводе Петре Зиновьеве в 1690 г., на деньги царя Михаила Фёдоровича (1613—45) — будто бы по его завещанию — в монастыре поставили вторую церковь Михаила Малеина. Впрочем, «завещание царя» — из разряда местных легенд и мифов (документально не подтверждается). Вышеупомянутая одноимённая церковь, что ранее стояла в старом остроге на Набережной, погорела, а часть брёвен была использована при новом монастырском строительстве. Старый Острог (для ориентира: его приблизительный центр — современная «Цирюльня» — дом полицмейстера Якутского областного управления г-на Сыроватского на улице Чернышевского, XIX в.), подмываемый весенними паводками, утратил фортификационное значение, на его месте стали образовываться торговые ряды по Малобазарной и Набережной — вплоть до небезызвестной торговой точки «Кружало», а также Преображенской церкви (сгорела 20 ноября 1787 г., а в 1845 г. на средства купца Фофана Соловьёва построена каменная одноимённая.
В 1690 — вновь сооружена церковь во имя преподобного Михаила Малеина. В 1725 г. построена 2-х этажная церковь. Название не известно. Весной 1743 — освящена в западной стороне монастыря надвратная церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1820—22 гг. с Городского Рынка (близ Головинского острога) на территорию монастыря перенесена и отреставрирована погоревшая Николаевская церковь. Выпускник Императорской Казанской духовной академии, историк Григорий Попов, отмечал, что по состоянию на конец XIX — начала XX вв. «вблизи церквей находилась деревянная колокольня. Над западными воротами была летняя надвратная Знаменская церковь (2-х ярусная храмина с пятью смоковницами, увенчанными крестами, а снаружи обустроена перилами в балясах).
К осени 1821 г. окончено строение верхнего этажа каменной 6-ти престольной Николаевской церкви; все три верхние престола в начале освящены: средний — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, северный — во имя св. Прокопия и Иоанна Устюжских и южный — во имя св. Пророка Илии. Церковь эта стояла на стыке ул. Полицейской и Правленской (в 30-х гг. XX в. разобрана из за плохого фундамента). Вероятно, на месте этой церкви, по ул. Полицейской в 1903 г. поставлена деревянная часовня, уничтоженная в советское время.
При начальниках Якутского областного правления Василии Шербачёве, Иване Голубеве и Илье Рудакове строилась каменная монастырская ограда (1833-39 гг.).
В мае 1849 г. поднят на монастырскую колокольню 200-пудовый Самуиловский колокол — единственный, отлитый в Якутске силами всех жертвующих горожан.
При губернаторе Константине Григорьеве в 1856 г. заложена новая каменная колокольня, строительство завершено в 1864 г., а позднее построены каменные кельи для монахов. В 1859 г. в монастыре возведён деревянный Архиерейский дом.
В 1886 г. благодеяниями олёкминского тоговца Степана Ивановича Идельгина поставлено новое деревянное одноэтажное здание Духовной Консистории при южной монастырской ограде между монашескими кельями и архиерейской баней (бывш. пер. Монастырский — близ подворья Мигалкина). С 1902 по 1920 гг. — функционировал Дом архиерея с его штатом. В годы гонений на РПЦ Консисторию отдали под Трахоматозный диспансер, потом — под Детскую больницу НКЗ ЯАССР, далее — под квартиры.
■■■
Период 1735-47 гг. — создана первая Духовная школа при монастыре для обучения грамоте славяно-российской подростков от 7 до 18 лет.
В 1800 г. — по ходатайству Ильи Шарина, поданному на имя императора Павла I, открыта Духовная школа при монастыре для обучения детей духовного звания, где преподавались: русская грамматика, чтение, письмо, катехизис, Священная история и краткое наставление о должностях верноподданного. Школа просуществовала до 1819 г.
При правителе Якутии Михаиле Миницком, в 1819 г. вместо упраздненной монастырской школы открыто Духовное приходское училище — размещалась в соборной богадельне, потом — в монастыре.
В 1823 г. создано Духовное уездное училище, также действовало и Приходское училище. Оно размещалось в доме, пожертвованном амгинским священником Дьячковским по ул. Большой (пр. Ленина) и размещалось между подворьями купца Иллариона Захарова и почётной гражданки Натальи Михайловны Колесовой.
При начальнике Якутского областного правления Дмитрии Яковлевиче Рудакове в сентябре 1823 г. под эгидой монастыря открыто уездное Духовное училище на базе монастырской церковной школы — об этом сообщалось в «Якутских епархиальных ведомостях» за 1903 г.
При Николае Мягкове, начальнике Якутского Областного правления в 1829 г. открыто монастырское Духовное Училище (с 1884 г. — особая «миссионерская школа», кою в 1897 г. реорганизовали во второклассную церковно-приходскую школу для подготовки учителей грамоты для церковных школ. С октября 1891 —школу передали под эгиду Епархиального Училищного Совета.
С 1858 по 1870 г. к северу от монастыря был выделен участок для Ново-Архангельской духовной семинарии, переведенной из Америки (о. Ситха) в Якутск. После перевода этой семинарии в 1870 г. в г. Благовещенск образовалось целое подворье, отделённое от монастыря Семинарским переулком. Здесь размещалось Духовная семинария и Духовное училище (1884), но здания эти с подворьем отданы в 1921 т.н. частям особого назначения (ЧОН); в 1940 г. здание Семинарии сгорело. В итоге, четыре уникальных библиотеки уничтожено.
На протяжении времён статус монастыря менялся, что отражалось на содержании. С момента образования (1663 до 1764 г.) монастырь действовал в «героический период», подчиняясь Тобольску, по факту своего создания. С 1764 г. он стал заштатным, существовал на своём хозрасчёте, ясачную десятину и частные пожертвования, а земли его потом (когда и кому конкретно?) переходили к частным владельцам в рамках секуляризации. В 1800 г. монастырь отнесли к третьему классу. В 1836 — ко второму, т.е. был переведён на новый оклад казённого содержания с утверждённым штатом братии. В 1869-70 г. монастырь передан под эгиду епархиального архиерея с образованием отдельной Якутской епархии. Это был триумф! Библейские тексты стали переводиться на якутский язык. Начался новый этап якутского и вилюйского епископства. Имена и биографии этих деятелей известны. Но в послереволюционный, т.н. «обновленческий» период — трагичны и менее известны: началась полоса репрессий и забвения.
■■■
За время существования монастыря мало-помалу сформировалось солидное кладбище. Люди рождаются и умирают, а подвиги их остаются. Там, на Спасском погосте, погребалось духовенство, подвижники-миссионеры православной веры, именитые православные граждане города, православные купцы-меценаты, православные воеводы, управители Якутской области, иные православные поборники благочестия.
К сожалению, вопрос совершенно не изучен. Известно, что из настоятелей монастыря там захоронены: архимандрит Феофан (1734); архимандрит Иоасаф Мордовский (1816) — погребён на паперти храма Св. апостолов Петра и Павла (левый придел каменного храма, в правой стороне от бывшего входа); иеромонах Георгий (Слепцов) (1817); архимандрит Серапион Кондаков (1825) — погребён под спудом главного храма, у правого клироса; иеромонах Феодорит Бургов (1826) —погребён в церкви Вознесения Господня пред алтарем; архимандрит Иероним Окнов (1841); архимандрит Самуил Успенский (1852) — погребён на юго-восточной стороне алтаря Спасского каменного храма.
Известно, например, что в 1826 г. погребён где-то там же монах Иоанн Шарин (1826) — тесть будущего митрополита Московского о.Иннокентия (Вениаминова). В 1889 г. погребён при монастыре епископ Якутский и Вилюйский Яков (Иероним Петрович Домский). В 1850 г. скончался Николай Яковлевич Каргопольцев — управляющий Якутской областью, статский советник — могила с юго-восточной стороны алтаря каменного храма Спасской церкви.
Мортиролог Спасского погоста до сих пор не изучен. А ведь там домысливаются, если судить по территории кладбища, сотни людей, снискавших себе славу в своих делах и заслугах перед обществом и церковью.
Для Якутска Спасское кладбище могло бы стать тем же, скажем, чем является Новодевичий и Донской монастыри для Москвы. Пока что погост Спасский не изучен. Необходимо восстановить имена и биографии этих лиц. Возможно, требуется осуществить археологические раскопки.
■■■
1923-74 гг. — на территории монастыря размещён Центргосархив ЯАССР. В настоящее время помещения монастыря занимает Якутский госмузей истории и культуры им. Ем. Ярославского (Минея Израилевича Губельмана). Как ни парадоксально, музей — пусть и невольно — взял на себя функцию не охранителя, но осквернителя и разрушителя памятников при бывшем монастырском погосте. Все церковные постройки уничтожены, демонтирована кирпичная ограда и остатки каменных церквей.
Ранее Областной музей и библиотека (при губернаторе И.И. Крафте) размещались на ул. Большой (пр. Ленина) — здание Республиканской библиотеки им. А.С. Пушкина, построенное арх. К.А. Лешевичем.
Собственно о музее как жертве беспредела и главном могильщике монастыря. При советской власти начался вандализм. Весной 1920 г. музей переподчинён подотделу исследования Якутской губернии при Якутском отделе наробра; с 1921 г. — в ведении подотдела исследования Сибири при Сибнаркомобре; с 1922 г. — Научному отделу Наркомпроса ЯАССР. В 1921 г. Наркомат Якутии решил переместить Краеведческий музей из здания Библиотеки в здание торгового дома «Коковин и Басов» (бывший «Детский мир», потом — здание «Якутзолото», ныне ДП-4). Общественность робко заявила свои возражения. Протест силы не имел. Новая власть гнула свою линию.
Военком ЯАССР Эдаурд Виннерт (по характеристике партдеятеля М.К. Аммосова, «Винерт — формалист и бюрократ. Человек не партийный, чужд в партработе и партдисциплине...»), пошёл на компромисс: он согласился с тем, что Музей ценный, имеет уникальные коллекции, а срочная переброска грозит экспонатам. Было обещано поставить караул при Музее, дабы не допустить разграбления. Обещание не выполнил. Коллекции вышвырнули из здания за два дня. Учащиеся города тащили экспонаты «абы как», чучело тигра и птиц за хвосты. Спешная переброска испортила и уничтожила многие коллекции. Кое-что из ценностей пропало вообще. Расследований не проводилось. Надлежащего учёта не проводилось. Здание Торгового Дома «Коковин и Басов» не было приспособлено под музейные хранилища.
Вскоре Наркомпрос ЯАССР осуществил ремонт зданий. Нет, не для Краеведческого музея, а для новых офисов: в 1925-27 гг. в комплекс подворья Торговой фирмы вселились ответработники из СНК и СМ ЯАССР, магазин Якутторга. Соответственно, вновь случился добровольно-принудительный переезд с очередной порчей фондов: музей «сослали» в Спасский монастырь, где он пребывает и доселе. Таким образом, местные республиканско-автономные начальники «удружили» музею вновь. Но и руководство музея переродилось, стало иным: советским, атеистическим, послушным, покладистым. Целей и задач по сбору материалов дореволюционной социальной истории Якутии не ставилось. Такая постановка вопроса считалась не нужной, напрасной, а главное — опасной. Солидных научных и культурно-просветительских публикаций у музея нет. Доступ граждан к фондам и каталогам ограничен. Музей более похож на могильник для ценных экспонатов. В этом смысле, он напоминает клад, о богатствах которого можно лишь догадываться. Доступен лишь платный доступ в здание экспозиций: «Иди — и смотри...».
Визуально на территории монастыря — оперативный простор, прохожий на выжженную пустыню. В каменном Архиерейском доме размещены экспонаты, скупо отражающие историю края. В центре бывшего погоста, т.е. на костях православных выдающихся людей Якутии, стоит лидер «Воинствующих безбожников». Слава Богу, что сей гипсовый истукан не подпадает под ФЗ «Об охране объектов культурного наследия». Почему? Наверное, потому что монумент принадлежит к собственности музея — «экспонат» под открытым небом. Символично, что «Памятник Безбожнику» смотрит на какого-то бронтозавра —своего рода «Парк Юрского Периода». У фасада офиса музейного директората понатыканы фривольные гипсовые птички — «памятники» великой антихудожественной силы. Символично, что монастырский «Святой Крест» был уничтожен ещё в 30-е гг. XX века, т.е. обывателя стали «крестить» не крестом, а мечом богоборчества.
Не менее символично и то обстоятельство, что выездную башню Ленского острога, «охраняемую» музеем, спалили на его охраняемой территории в 2002 г. — предпоследний постмонастырский поджог. На погорелом пространстве уникальной острожной башни, никто не посыпал голову пеплом. Зато, поставлены сэргэ-коновязи. Спрашивается, имеют ли собственно сии коновязные столбы без конюшен и коней хоть какое-то мало-мальски осмысленное отношение к памяти монастыря? — вопрос риторический. Или они, столбы эти, играют иную идеологическую нагрузку? Впрочем, наверное, мы ошибаемся: единственное чучело лошадки занимает целый верхний этаж Архиерейского дома. Плачут закатанные под асфальт архиереи: в доме Архиерейском устроена настоящая конюшня.
Последний пожар произошёл в 2010 г., когда сгорело здание Консистории (ул. Ярославского). Казалось бы, поджигать уже нечего: уничтожено всё, что можно. Всё ли? Так прискорбно завершилась история Спасского монастыря. Останки его былой славы преданы забвению. Цитадель православия, призванная на протяжении веков быть центром культурно-просветительской и проповедническо-миссионерской деятельности на Северо-Востоке, прекратила своё существование.
Виктор СКРИПИН.
OCR: Аристарх Северин)
P.S. Позиция автора по некоторым вопросам не во всем может совпадать с мнением и взглядами Администратора сайта.