Отдаленный Якутск был единственным культурным центром огромного Якутского края. Как таковой он должен был выполнять огромную роль среди массы темного туземного населения области. Но это предназначение оказывалось ему не по силам по многим обстоятельствам. Прежде всего, интересы Московского государства, а потом Российской империи отнюдь не были направлены на исключительную постановку культурной работы. Если это и случалось, то постольку поскольку... Интересы государства в первую очередь были направлены на мероприятия иного порядка, соответствовавшие целям и задачам государственной власти на окраинах. С другой стороны, русский элемент, особенно периода XVII и XVIII столетий, вряд ли был способен на сознательную культурную работу. Все эти казаки, торгово-промышленные люди, позднее купцы и чиновники, не исключая и духовенства, конечно, шли в Якутск не за этим. Ведь перед ними была огромная пушная страна! XVII и начало XVIII столетий были периодом покорения, боевых действий, значит, и сама эта обстановка не соответствовала какой-либо мирной культурной работе. Скромные шаги в этом направлении видим в Якутске только с середины первой половины XVIII в.
Мы не имеем каких-либо данных по народному образованию в Якутске за XVII столетие. Надо думать, что тогда не было школ и попыток в этом направлении. Первые шаги к открытию школы в Якутске делались в 30-х гг. XVIII столетия со стороны духовенства. Инициатива принадлежала епископу Иркутскому Иннокентию II (Неруновичу). Он известен своими миссионерскими мероприятиями среди якутов и школе, которую он проектировал, конечно, придавал миссионерское значение как одной из мер привлечения «идоляторов». По инструкции епископа от 1734 г. архимандрит Якутского монастыря Нафанаил открыл при монастыре в том же году школу для «обучения грамоте славяно-российской» подростков от 7 до 18 лет. В школу поступили, главным образом, дети якутского духовенства и, между прочим, шесть якутских мальчиков из новокрещёных. Итак, это была первая школа в г. Якутске, открытая не раньше 1735 г. При коменданте Козлове-Угреине (1789—1795 гг.), как указывает один автор, в Якутске было открыто приходское училище. Таковы были скромные начинания в XVIII в. по организации просвещения. С XIX в. начинается рост числа учебных заведений в городе.
1 января 1801 г. при монастыре была открыта духовная школа, где преподавались русская грамматика, чтение, письмо, катехизис, Священная история и краткое наставление о должностях верноподданного. На содержание школы отпускалось в год по 500 руб. В ней учились и якутские мальчики. Эта школа существовала до 1819 г. Светская школа под названием Якутского уездного училища была открыта 3 февраля 1808 г. и существовала до открытия мужской классической прогимназии в 1869 г. На содержание уездного училища казначейством отпускалось ежегодно по 1600 руб. Это учебное заведение имело значение центрального пункта, в котором сосредотачивалось управление всеми учебными заведениями Министерства народного просвещения в крае. Училище помещалось там, где теперь русская опытно-показательная школа (б. гимназия). Здание это теперь стоит над логом как школьное, против дома Лебедева. Наряду с уездным училищем существовало и приходское училище, которое носило наименование «Преображенское». В 1847 г. приходское училище помещалось в доме, пожертвованном амгинским священником Дьячковским, по Большой улице, между домами купца Захарова и почетной гражданки Натальи Михайловны Колесовой. Оно значилось и в 1865 г. В 1819 г. вместо упраздненной монастырской школы было открыто Якутское духовное приходское училище, помещавшееся сначала в соборной богадельне, а потом в монастыре.
В сентябре 1823 г. при монастыре же открыто уездное духовное училище по Уставу 1814 г. Кроме этих учебных заведений, в 1824 г. в Якутске была открыта казачья школа с ежегодным содержанием из казны по 600 руб. Школа состояла из 1 класса и учителя из казачьих урядников. Обучались в ней дети казаков. В 1840 г. учащихся в школе насчитывалось 28 чел. Специальное здание было построено в 1830 г., деревянное, состоящее из трёх комнат. Преподавали в школе Закон Божий, чистописание и начала арифметики. Вторая половина XIX и начало XX столетия (до 1917 г.) характеризуются активным развитием учебных заведений в г. Якутске и открытием средних учебных заведений. Все школы подразделялись на две основные группы — светские и духовные. Первые были в ведении Министерства народного просвещения, представителем которого для начальных школ был инспектор народных училищ Якутской области; духовные школы (средние) подчинялись Учебному комитету при Синоде, а начальные — училищному Совету, представителем которого был епархиальный наблюдатель церковных школ Якутской епархии. Рассмотрим каждую группу отдельно. Начнём с духовных школ как первых в порядке возникновения.
В 1858 г. была переведена в Якутск с острова Ситха (в Русской Америке. — Ред.) духовная семинария, которая вначале сохранила своё наименование — «Ново-Архангельская». Она помещалась вместе с духовным училищем и имела два класса, каждый с трёхгодичным курсом (в 1860 г. в семинарии введено преподавание якутского языка). В 1870 г. в ночь на 21 января здание духовной семинарии и училища сгорело. В результате летом того же года семинария была переведена в Благовещенск и осталось одно духовное училище с двумя классами, с двухгодичным курсом. После пожара 1870 г. было приступлено к постройке двух зданий духовного училища на том же месте. Первое было закончено в октябре 1870 г., второе — в 1871 г. С 1 октября 1884 г. вновь открыта Якутская духовная семинария, просуществовавшая по 1919 г.
Во всё время своего существования — 60 лет — семинария была соединена с мужским духовным училищем под общим управлением ректора семинарии. Она всегда была немноголюдна. В отличие от остальных духовных семинарий якутская не выделялась своим кастовым составом. Много обучалось в ней юношества из недуховного сословия. Значительный процент составляли и якуты. Наличие интерната, мизерная плата за обучение и отсутствие других средних учебных заведений привлекали в семинарию учеников из разных сословий. Как одну из особенностей нужно отметить, что семинария из своего выпускного состава давала небольшой процент лиц, которые шли в священники. Большинство из окончивших (также выбывших из других классов) устраивалось по гражданской и учебной части. Многие уезжали в университеты. В Якутии до сих пор (до 1932 г. — Ред.) на всех поприщах работы немало бывших якутских семинаристов. 11 сентября 1888 г. в Якутске начало действовать епархиальное женское училище. Специальные для учебного заведения здания построены в 1892 г. Уклон училища — по преимуществу педагогический, и с этой целью при учебном заведении существовала «образцовая школа» (с 1899 г.). Состав учениц был разнообразный, и «духовные» были в значительном меньшинстве. Так, за 25 лет существования училища (1888—1913) всего обучалось 1805 девиц, из них духовных — 697 чел., остальные 1108 чел. — из других сословий. Кроме этих духовно-учебных заведений среднего типа, функционировали начальные церковно-приходские школы: Сибирская, Предтеченская, Никольская и Преображенская (по названию приходских церквей). Последние три школы возникли в 1899 г. При монастыре также существовала особая «миссионерская школа», которая в 1897 г. была преобразована во второклассную церковно-приходскую школу для подготовки главным образом учителей грамоты для церковных школ.
Светские средние учебные заведения
Первым средним учебным заведением гражданского ведомства в Якутске была мужская классическая прогимназия, открывшаяся 1 июля 1869 г. Сначала она существовала в количестве 4 классов, а с 1874-1875 учебного года преобразована в шестиклассную.
В 1873 г. было окончено постройкой специальное для прогимназии двухэтажное здание (теперь медицинский техникум по ул. Ленина). Прогимназия просуществовала до 1890 г. За это время её окончило 52 чел. Значительный процент учащихся составляли якуты, преобладающим же большинством были русские. В 1890 г. вместо прогимназии было открыто реальное училище в составе 7 классов, работавшее до 1919 г. Реальное училище всегда помещалось в здании бывшей прогимназии. В 1911 г. построено 2-этажное каменное здание реального училища, но оно оказалось непрочным, так что через несколько лет пришлось училищу перейти в старое здание. На фоне преобладающего большинства русских учащихся якутов было мало. Объяснялось это высокой платой за учение, отсутствием интерната, обязательным наличием у учащихся форменной одежды и пр. Всё это делало реальное училище малодоступным для неимущих. Если и учились якуты, то больше дети богатых родителей. В 80-х гг. XIX столетия ощущалась необходимость женского среднего учебного заведения. Гласный городской думы Митрофан Васильевич Пихтин внёс предложение о создании такого учебного заведения. Городское общество ассигновало на это 2964 руб. ежегодно, собраны были частные пожертвования, и в 1882 г. открыта 3-классная женская прогимназия (а с 1884 г. — в составе 4 классов). Дом для прогимназии был пожертвован якутским купцом Петром Илларионовичем Захаровым. Это учебное заведение просуществовало до 1900 г. В названном году прогимназия была преобразована в женскую гимназию, и в 1902 г. выстроили новое 2-этажное деревянное здание (теперь 2-я Советская школа 2-го концентра). Женская гимназия просуществовала до 1919 г.
Приюты, начальные школы и другие учебные заведения
9 октября 1860 г. в городе открылся детский приют, впоследствии «Мариинский». Для него был куплен каменный дом по Большой улице (теперь ул. Октябрьская, против Профсовета) на деньги, пожертвованные купцом Н. И. Чепаловым. Приют представлял собою начальную школу, где обучались дети горожан всех сословий. Давались также сведения по рукоделию для девочек. С 1899 г. приют был преобразован в заведение для призрения сирот и полусирот. Кроме того, существовал особо приют для арестантских и ссыльнопоселенческих детей. 2 сентября 1908 г. был открыт Ольгинский детский приют трудолюбия, помещавшийся в собственном здании, выстроенном во дворе Мариинского приюта (по Красноармейской улице, теперь в этом здании пароходство). При приюте были оборудованы следующие мастерские: столярно-токарная, кузнечно-слесарная, портняжная, сапожная, переплетная и женских рукоделий — кройки и шитья, вязания и прачечная. 6 сентября 1915 г. состоялось открытие ремесленной школы им. М. и О. Плотниковых. Принято было 15 учениц. При школе существовал пансион. Из начальных школ Министерства народного просвещения были в Якутске три приходские школы. В августе 1906 г. открыто городское четырехклассное училище по Положению 1872 г., а осенью заложено для училища деревянное здание. Большой известностью пользовалась частная школа политического ссыльного Всеволода Михайловича Ионова. Профессиональные учебные заведения в Якутске стали открываться после 1905 г. Так, 2 сентября 1906 г. в помещении амбулатории Красного Креста начала работу фельдшерская школа с трехгодичным курсом. Позже для школы выстроено специальное здание во дворе областной больницы. В сентябре 1914 г. начала действовать учительская семинария, вначале помещавшаяся в доме Плотниковых по Большой улице (теперь Статистическое управление), а затем в арендованном двухэтажном деревянном доме, построенном директором семинарии Василием Павловичем Васильевским (против Национальной библиотеки по ул. Октябрьской). До открытия учительской семинарии существовали педагогические курсы. Все эти учебные заведения обслуживали, главным образом, городское население. В средние учебные заведения г. Якутска поступали также русские учащиеся из улусов, не исключая Витимского и Бодайбинского районов Иркутской губернии. Приток детей туземного населения всегда был незначительный. Одной из особенностей явились крайне немногочисленные выпуски в средних учебных заведениях; чаще выбывали, не окончив курса. До 1905 г. жизнь учащихся средних школ протекала в условиях требовательного режима.
Каждое учебное заведение жило своей обособленной жизнью. В обстановке разобщенности и своеобразного состава учащихся по каждому учебному заведению бытовым явлением прошлого являлся антагонизм между светскими и духовными учебными заведениями, особенно между учениками мужского духовного училища и реалистами (между прочим, учащиеся духовного училища в обществе также назывались семинаристами). На этой почве нередко происходили уличные кулачные бои, иногда дикие и жестокие. Плебей бурсак питал неприязнь к чистеньким реалистам, «маменькиным сынкам», как он их называл. Щеголеватая форма реалиста со светлыми пуговицами и значком на фуражке вызывала враждебное чувство у бурсака, облаченного чаще в рубашки и штаны из чёртовой кожи. Реалисты распевали: Против солнца, на восток, Монастырь стоит высок. Там живут наши враги — Семинаристы-варнаки. Отсутствие культурных развлечений, режим школ и скучная, нудная жизнь небольшого северного городка способствовали такой нездоровой обстановке. Педагогический состав учебных заведений также жил замкнуто. Унылая жизнь Якутска губила многих из педагогов. Немало талантливых и дельных учителей глушило «горькую» и разнообразило монотонную жизнь обывателей своими похождениями. Но вот наступил 1905 г., до Якутска докатились раскаты первой русской революции. Ещё до этого общественная мысль в крае стала пробуждаться в связи с «Романовской» историей (вооруженный протест политических ссыльных в 1904 г. в Якутске). События 1905 г. всколыхнули учащуюся молодежь города. Был образован Союз учащихся, имевший свой клуб по Большой улице, в доме Киренского. Сгинули традиции прошлого. Философски хмурый семинарист, «светский» реалист и гимназистка, забитая и робкая «епархиалка» почувствовали себя товарищами. Образовались по¬литические группировки: социал-демократов, эсеров, анархистов. Учащиеся принимали активное участие в демонстрациях и митингах. Господствующим течением среди семинаристов была социал-демократия, а среди реалистов — эсерство. Социал-демократическая организация «Маяк» объединяла единомышленников из семинаристов и реалистов. Стали возникать «истории» в учебных заведениях, особенно среди семинаристов как наиболее обездоленной части учащихся Якутска. Учителями и идейными руководителями роста общественно-политического самосознания учащихся стали полити¬ческие ссыльные. Эта эпоха выдвинула талантливых общественников из среды учащихся: В. Н. Чепалов, С. А. Голованенко, Молотилов, Н. Аммосов (семинаристы), К. Авдеев, Габышев, К. Атласов (реалисты), Е. Н. Лебедева, сестры Широковы (женская гимназия). Часть из перечисленных погибла в революционной борьбе (В. Чепалов и Л. Лебедева — героиня произведения Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных»). После 1905 г. увеличился приток учащихся-якутян в высшие учебные заведения страны. Реакция после 1905 г. захлестнула и Якутск. К 1908—1909 гг. всё «умиротворилось». Был момент, когда на этой почве всплыл гнойник в виде крайнего индивидуализма: арцыбашевский «Санин» нашёл себе на время поклонников и в далёком Якутске. Перед революцией 1917 г. организовался кружок из учащихся учительской семинарии под руководством политических ссыльных Минея Израилевича Губельмана (Ем. Ярославского) и др., из рядов которого потом вышли советско-партийные работники Якутии, например, М. К. Аммосов, П. А. Ойунский (тогда Слепцов) и ряд других.
Мы имеем весьма скудные сведения о библиотеках старого г. Якутска. Нельзя сказать, чтобы город совсем не читал. Интересы этого порядка были не чужды и купеческо-чиновничьему Якутску. По сведениям старожилов, маленькие библиотечки имелись у частых лиц; в них преобладали периодические издания центра. Невольные обитатели города, особенно из разряда «политических», не могли не привить книжных навыков хотя бы части якутского общества. Ведь прививались же литературные вкусы. В начале XIX столетия в купеческих делах (как ни странно!) встречаются довольно недурные стихотворные произведения на местные сюжеты безымянных поэтов г. Якутска. В первой половине XIX в. стряпчий г. Якутска М. А. Александров был неплохим поэтом, он писал в духе и стиле М. Ю. Лермонтова. Таким образом, российские классики, по-видимому, украшали библиотечки тогдашнего Якутска. Имели небольшие библиотеки школы города, которые были доступны и для посторонних.
Так, например, в библиотеке Якутского уездного училища в первой половине XIX столетия мы находим совсем не детские книги: «Сибирский вестник» (1827), «Казанский вестник» (1829), «Журнал Департамента народного просвещения», «Журнал Министерства народного просвещения» (1835), «Библиотека для чтения» (1839), «Акты юридические...» (1838), альманах «Утренняя заря» (1843), «Отечественные записки», «Северная пчела» (1848), «Пантеон», «Сын Отечества», «Инвалид», «Московские ведомости», «Библиотека», «Москвитянин» и др. В библиотеке уездного училища в 1808 г. было только 12 книг, а в 1850 г. уже насчитывалось их 308, что подтверждает наличие у местного общества своих библиотек. Некоторые граждане жертвовали уездному училищу книгами и учебными пособиями, так, городской голова Яков Попов в 1808 г. пожертвовал училищу 650 книг, купец Местников — «два глобуса — небесный и земной». В 50-х гг. XIX столетия уже видим организацию в Якутске общественных библиотек. Так, в 1854 г. значится в Якутске «частная» библиотека, заключавшая в себе книг 427 томов. Подписчиков было 287 чел.3 Она же, по-видимому, в 1856 г. значится как «компанейская», созданная лицами, участвующими «в чтении книг». Было 28 компаньонов, подписавшихся на 98 руб. серебром. Значилось книг 280 томов. С 60-х гг. известна частная библиотека, насчитывавшая до 7 тыс. книг.
Принадлежала она купцу А. Я. Шестакову, затем перешла к Вильконецкому. В 1862 г. открыта епархиальная библиотека (сгорела в 1870 г.). В апреле 1886 г. по инициативе епископа Якутского и Вилюйского Иакова открыта бесплатная городская публичная библиотека, помещавшаяся в одном из отделений гостиного двора. В ноябре 1911 г. она вместе с музеем была переведена в специально выстроенное каменное двухэтажное здание. Это была единственная публичная библиотека, находившаяся в ведении городского самоуправления. Между прочим, в 1908 г. были пожертвованы в городскую библиотеку книги Колымской библиотеки политических ссыльных по желанию последних. В 1898 г. по инициативе частных лиц, главным образом местного чиновничества, открыта бесплатная народная библиотека-читальня, содержавшаяся на частные средства. Кроме этого, в конце XIX—начале XX столетия имелись довольно богатые библиотеки при средних учебных заведениях: духовной семинарии, реальном училище и гимназии. Довольно приличные библиотеки специального научно-исследовательского характера содержали Якутское отделение Географического общества и областной статистический комитет.
Культурно-просветительные учреждения и организации
Горожане пользовались книгами не только из библиотек, но могли приобретать таковые в книжном магазине Игумнова, который открылся в 1905 г. и существовал до самого последнего времени (нач. 30-х гг. XX в. — Ред.). Это был единственный книжный магазин не только в городе, но и по всей Якутии (между прочим, в 1862 г. при Предтеченской церкви была открыта епархиальная книжная лавка для продажи населению книг религиозно-нравственного содержания).
Якутск развлекался и веселился по-своему, о чём будет сказано в отдельной главе. Культурных интересов, связанных с организацией учреждений этого рода, мы мало находим в городе. Тем не менее потребность общественного объединения для организации культурного досуга горожан ощущалась. В 20-х гг. XIX столетия в Якутске был клуб — подобие Дворянского собрания, где, между прочим, была и сцена. Н. С. Щукин передаёт, что в 30-х гг. на сцене «служащая и торгующая молодежь ломает комедии». Таким образом, клуб объединял местный «бомонд» — купцов и чиновников, которые, по всей вероятности, устраивали свои любительские спектакли. Со второй половины XIX столетия потребность в культурно-просветительной работе начинает возрастать. Город имел свои интеллигентные силы из среды чиновников, педагогов, врачей, судейских и т. д. К этому времени возрастает политическая ссылка в Якутскую область, влияние которой, конечно, нельзя отрицать.
Крупные чиновники того времени, такие, как Василий Львович Приклонский, педагоги П. П. Гадзяцский и другие, были, несомненно, культурные люди, стоявшие выше обывательской среды. Наличие этого обстоятельства, бесспорно, создавало благоприятствующую обстановку для культурного объединения. Строится общественное здание под именем «Благородного собрания» (на том месте, где теперь кооператив «Полярный»). Здесь объединялись чиновные элементы города для культурного времяпровождения (правда, про¬являвшегося частенько не очень культурно). Создаётся сцена, концертный зал и т. д. В 1889 г. при Собрании организуется общество любителей музыки и пения. Даются концерты — музыкальные и во¬кальные. В 90-х гг. это общество уже носило наименование «Кружок любителей музыки, литературы и драматического искусства». Любители-артисты играли на сцене Собрания довольно недурно. Между ними попадались талантливые артисты. Сцена Собрания до самой революции 1917 г. заменяла театр. Нередко ставились классические произведения. До 1905 г. зал общественного Благородного собрания и манеж в казарме были единственными местами для культурно-просветительных объединений того времени.
После 1905 г. просачиваются в Благородное собрание далеко не «благородные» элементы (в отношении того времени). Большой популярностью пользовались одно время малороссийские спектакли, даваемые политическими ссыльными на сцене Собрания. В эпоху 1905 г. возникли культурно-просветительные и общественные организации: приказчиков, чиновников, учащихся и «Союз якутов». В 1906 г. функционировал Якутский клуб, где впервые на сцене появились национальные пьесы («Манчары» В. В. Никифорова). Клуб располагался в помещении книжного магазина Игумнова. 15 августа 1908 г. состоялось открытие клуба приказчиков (теперь Гостеатр). С открытием его демократическая часть населения города отхлынула из Благородного собрания. Клуб стал конкурентом Собранию. Непродолжительное время существовали клубы чиновников и учащихся. С открытием этих заведений стали более часто устраиваться спектакли, концерты, лекции, доклады. Возникали при них благотворительные и просветительные организации: кассы взаимопомощи, вечерние школы и т. д. В 1908 г. в клубе приказчиков проводились популярные лекции, устраиваемые политическими ссыльными. Так, например, были прочитаны лекции по новейшей литературе — С. М. Розеноером, по химии и политической экономии — М. И. Ароновым, по социологии — Добромысловым и др. Большим успехом пользовались концерты с участием политических ссыльных Н. А. Ожигова, В. Е. Гориновича и Столыпина. Таким образом, с 90-х гг. XIX столетия, особенно после 1905 г., общественно-политические и литературно-художественные запросы получают своё признание в среде общественности г. Якутска.
Печать в Якутске
Печать и печатное дело не имеют большой истории в Якутске. До 50-х гг. XIX столетия Якутск был в ведении иркутских губернских властей и потому как провинциальный город не имел достаточных возможностей и побуждений к развитию культурно-технических приспособлений. Всё «печатное» удовлетворялось из центра. Для административных надобностей также не было оснований иметь свою типографию и издательство, об этом заботился Иркутск. С самостоятельностью Якутской области, когда была установлена местная краевая власть и оживилась деятельность областных учреждений, развившихся в эпоху «реформ» (60-х гг.), явилась потребность к созданию ряда культурных учреждений. Да и сама жизнь требовала иных условий работы. 6 июня 1859 г. утверждено положение Сибирского комитета об учреждении при Областном правлении типографии, которая открылась несколько позднее. Эта казенная типография долгое время была единственной в Якутске и всегда находилась в ведении Областного управления. Только после 1905 г. начинают возникать другие типографии, уже частные. В конце июня 1907 г. в Якутске открыта частная типография, принадлежавшая учителю женской гимназии В. В. Жарову, позднее она была приобретена А. А. Семёновым. Таким образом, к революции 1917 г. в Якутске работало две типографии: казённая при Областном управлении и частная, принадлежавшая уже А. К. Новокрещенову. Продукция типографий была крайне незначительная. Казённая об¬служивала, главным образом, официальные издания и печатные работы ведомственного характера. Частная типография, помимо всякого рода заказов, печатала по преимуществу общественно-политические газеты. Дореволюционное печатное дело в Якутске было очень бедно. Ни газет, ни журналов, особенно до 1905 г., не существовало. Выходили лишь официальные и полуофициальные издания.
Первой печатной книгой Якутской областной типографии была «Краткая Священная история» на русском и якутском языках, изданная в 1866 г. Из официальных изданий печатались в Якутске «Обзоры Якутской области» и «Памятные книжки Якутской области» за разные годы. «Памятные книжки» были полуофициальным изданием Якутского областного статистического комитета и содержали в себе, главным образом, статистические обзоры и труды. Первая книжка за 1863 г. напечатана не в Якутске, а в Санкт-Петербурге (в Якутской типографии первая «Памятная книжка» напечатана лишь в 1891 г.). При губернаторе Владимире Николаевиче Скрипицыне (90-е гг.) к работам статистического комитета были допу¬щены политические ссыльные. С этого времени значительно разнообразилось содержание «Памятных книжек», в них появились работы ссыльных (правда, под инициалами или просто без подписи) по истории, этнографии, географии и экономике Якутского края. В этом большое достоинство «Памятных книжек Якутской области». Из периодических изданий до 1905 г. были только официальные «Якутские областные ведомости» — орган Областного управления и «Якутские епархиальные ведомости» (духовного ведомства). Первым периодическим изданием с 1887 г. стали «Якутские епархиальные ведомости». После 1905 г. печатное дело в Якутске значительно оживилось. Правда, ещё продолжали своё существование официальные издания областных и епархиальных ведомо¬стей, но они уже перестали отражать осложнившуюся политическую и общественную жизнь. Узковедомственный характер делал эти издания неинтересными для широкого круга читателей. Эпоха 1905 г. создала в Якутске частную периодическую печать. Появилась общественно-политическая газета либерального направления. Не повезло «Якутской газете». Административные кары следовали одна за другой, вплоть до закрытия газеты и тюремного заключения редакторов. Газета вновь выходила, но под другим наименованием, пока её не постигала участь предшественницы. Объяснялось это либеральное направление тем, что в газетах принимали активное участие в качестве сотрудников и фактических редакторов (неофициально) политические ссыльные. И, конечно, проскальзывали статьи и заметки, нежелательные для администрации и правительства. Не только ссыльнополитические, но и местные либеральные круги объединялись вокруг газет и задавали определённо оппозиционный тон.
Первая частная газета — «Якутский край» начала выходить с 1 июля 1907 г. (два раза в неделю). 24 января 1908 г. газета по приговору окружного суда была закрыта. 16 февраля того же года она воскресла под наименованием «Якутская жизнь». В январе 1909 г. и эта газета прекратила своё существование, уступив место «Якутской мысли» (с 5 февраля 1909 г.). С 15 июля 1912 г. на смену «Якутской мысли» стала выходить «Якутская окраина». Наконец, в 1916 г. мы видим новую газету — «Ленский край». Кроме газет, ещё существовали журналы: 1) на якутском языке — «Saqa sanaata» («Якутская мысль»), первый номер которой вышел 1 сентября 1912 г. Журнал был прогрессивного направления и издавался товари-ществом печатного дела «Якут». В конце марта 1913 г. журнал этот за отсутствием средств прекратил существование; 2) с 21 ноября 1913 г. начинает выходить ежемесячный литературно-политический журнал «Ленские волны» под редакцией и издательством Е. Г. Олейниковой; 3) с февраля 1914 г. выходит двухнедельный сельскохозяйственный журнал «Якутское хозяйство» под редакцией агронома М. П. Скадченко, а в 1915 г. местное отделение Русского географического общества издает I том «Известий» (научно-исследовательский журнал). Таковы скромные начинания по издательству периодических трудов дореволюционного Якутска.