Якутск до 1638 г. находился в зависимости от сибирских городов: Енисейска, Тобольска и Томска. Вернее, эта зависимость обуславливалась преобладанием тех или других казацких отрядов: енисейцы подчинялись Енисейску, томичи — Томску и т. д. В 1638 г. возникло самостоятельное Якутское воеводство и Якутск сделался главным городом его, здесь имели местопребывание якутские воеводы — наместники московского царя в крае (первые воеводы Пётр Головин и Матвей Глебов приехали в Якутск в 1641 г.). С этого времени появились краевые учреждения со штатом чиновников московского периода. В XVII столетии Якутску был подчинён огромный край, куда входили, кроме территории Якутии, Камчатка, Охотск, Приморье, Амур и Илимск. Якутские воеводы были под управлением Москвы и, отчасти, Тобольска как главного тогда города Сибири. Воеводы должны были служить в крае не более двух лет, а с 1695 г. срок службы их был удлинен до четырех и более лет. С 1708 г. Якутское воеводство при воеводах Юрии и Михаиле Шишкиных вошло в состав образованной Сибирской губернии с подчинением Сибирской краевой власти. Должность воевод была сохранена, но это уже были не родовитые воеводы XVII в. из боярских фамилий, а среднее чиновничество «шляхетской породы», выдвинувшиеся из низов службисты.
С разделением Сибири на две губернии — Тобольскую и Иркутскую в 1764 г. Якутск вошёл в состав Иркутской губернии (управляемой Иваном Варфоломеевичем Якоби) и стал зависим от иркутских губернских властей. 31 января 1775 г. Иркутская губерния разделилась на провинции и Якутск сделался провинциальным городом. С этого времени якутский воевода подписывался с добавлением «провинциальный». 16 мая 1783 г. Сибирь распалась на три наместничества: Тобольское, Иркутское и Колыванское. Якутская область вошла в состав Иркутского наместничества, правителем которого был генерал-губернатор. С этого момента упраздняется должность якутского воеводы и назначается особый якутский областной комендант — начальник края. Центральными учреждениями Якутска во второй половине XVIII в. были: воеводская канцелярия, земский суд, совестный суд, верхний и нижний надворные суды, верхняя и нижняя расправа и проч. По линии духовной (епархиальной) Якутск XVII и начала XVIII столетий был в подчинении Тобольской митрополии, представителем которой в Якутске значился особый «десятинник» (из светских лиц). С подчинением Якутска Иркутской епархии в первой половине XVIII в. представителями последней были особые «заказчики» (из духовенства), а позднее — Якутское духовное правление, подчинявшееся Иркутской консистории. По указу сената от 22 апреля 1805 г. Якутск был преобразован в областной город с особым областным правлением, председателем которого являлся якутский областной начальник (начиная с И. Г. Кардашевского (1805—1816) — начальника областного правления. — Ред.).
Главный надзор за краем оставался за иркутскими губернскими властями. Зависимость Якутска от иркутских губернских властей продолжалась до 1851 г. С означенного года Якутск уже стал самостоятельным городом Якутской области, во главе которой были поставлены якутские гражданские губернаторы. 1 января 1852 г. официально образована Якутская область (при надворном советнике Бернгарде Васильевиче Струве, начальнике Областного правления, назначенном губернатором Восточной Сибири графом Николаем Николаевичем Муравьевым— Амурским." Ред.). Такой порядок существовал до Февральской революции 1917 г., когда последним губернатором области Рудольфом [Эвальдовичем] Витте власть была передана якутскому областному комиссару Временного правительства (Г. И. Петровскому. — Ред.). Областными учреждениями этого периода в Якутске были: Областное управление, окружной суд и казначейство. В церковном отношении также произошли некоторые преобразования. В 1852 г. Якутская область была отделена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской епархии, а с 1870 г. уже образована самостоятельная Якутская епархия во главе с местным епископом. С этого времени на смену духовному правлению была учреждена духовная консистория — епархиальный административный орган для Якутской области. В XVII столетии сибирские воеводы были не только начальниками края, но от них зависело и городское управление. Воеводы регламентировали все стороны «обывательской» жизни: порядок на улицах, топку бань, торговые дела и т. д. В сибирских городах, в том числе в Якутске, существовали таможенные избы со штатом таможенных голов, подьячих и целовальников.
Головы и целовальники собирали таможенные доходы, подьячие вели таможенные документы. Первые избирались из торговых и промышленных людей, и этот выбор не зависел от воевод. Выбирали их посадские люди. В своих рядовых делах таможенные головы и целовальники были самостоятельны, без непосредственного вмешательства воевод. Таможенные избы вели самый разнообразный сбор и учёт с торгов, промыслов, пошлин и т. д. Поскольку в городе и посаде преобладали торгово-промышленные элементы, таможенные избы с их администрацией были непосредственным органом управления и надзора за этим населением. Учреждение в 1697 г. по городам Российской империи должности бурмистров для ведения гражданских дел и расходов не коснулось сибирских городов, там были оставлены прежние таможенные и кабацкие головы под надзором местных воевод. Между прочим, в 1684 г. в числе комиссии, осматривавшей новый Якутский город, значится городничий Семён Епишев. В начале XVIII столетия в связи с введением по Сибири в 1710 г. губернского управления видоизменяются городские учреждения. К сожалению, за отсутствием данных, мы не имеем картины якутского городского самоуправления за первую половину XVIII в. Во второй его половине, по закону от 1775 г., действуют учреждения, предусмотренные для городов. В Якутске в это время существует «посадское общество», объединяющее купцов и мещан. Учреждением самоуправления этого периода является городовой магистрат, члены которого выбирались из первостатейных граждан города.
23 июня 1891 г. в Иркутске Николаю Александровичу (будущему императору Николаю П), возвращавшемуся из кругосветного путешествия были представлены депутации от Якутской области и духовенства во главе с губернатором Коленко
Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, благоустройстве и благочинии города и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчиненных им городских обывателей. Все обыватели города по закону 1775 г. разделялись на 6 классов, и все принимали участие в городском самоуправлении при условии достижения возраста не моложе 25 лет и наличия капитала, проценты с которого не ниже 50 руб. Таким образом, самоуправление было строго цензовым. Должностными лицами городского самоуправления второй половины XVIII в. являлись ратман магистрата (ратман — член городского совета или думы), общественный староста и совестный судья. Кроме того, в конце XVIII в. существовало две думы: Якутская градская общая и просто дума (т. н. шестигласная). Общая состояла из выборных гласных от всех званий городского населения, от каждой гильдии, каждого цеха и т. д. Шестигласная дума (исполнительный орган городского самоуправления) включала в себя шесть гласных, избираемых общей думой из своей среды, действовала постоянно и вела текущие дела города. Общая же дума имела распорядительное значение и собиралась, когда требовали «общественная нужда и польза». Представителем обеих являлся «градской голова». В первой половине XIX в. действуют, в числе прочих, те же городские учреждения, что и в XVIII в. Так, до второго десятилетия XIX в. существует магистрат — учреждение для купцов и мещан с должностными лицами: ратманом и бургомистром.
С первого десятилетия действует ратуша, в ведении которой — решение дел уголовных, следственных, исковых гражданских, заведение дел сиротского суда, думы и проч. Состав ратуши был такой: один городовой судья и два заседателя, избираемые на три года. При ратуше состоял словесный суд во главе со словесным судьей, он же и общественный староста, управляющий сборами и расходами общественных сумм, избираемый ежегодно. В 1856 г. Якутская ратуша была преобразована в думу. Наряду с ними существовала Якутская городская управа, в которую входили городничий и три квартальных надзирателя. Функции управы — полицейские. В 1875 г. в Якутске введено городовое положение 1870 г. Из 4 1/2 тыс. населения города, имеющего право голоса, на выборах присутствовало только 297 чел. Была выбрана дума в составе тридцати гласных и городская управа — исполнительный орган думы с городским головой и четырьмя членами. В 1894 г. по распоряжению министра внутренних дел введено в полном объеме новое городское положение от 11 июня 1892 г., отличающееся значительным повышением имущественного ценза (избирательное право было обусловлено недвижимым городским имуществом известной ценности). Выборы в думу по этому закону дали лишь 20 гласных. Дума и городская управа существовали до 1920 г. (с 1917 г. — по новому положению).
В XVIII столетии значение Якутска как крепости падает. Уже нет страшных воевод которые пыткой и казнями, нещадным битьем батогами держали в страхе и трепете обывателя Якутска. На смену им явились воеводы-чиновники, далеко не аристократы Московской Руси, а из обычных сибирских дворян. Только одного они не забыли из прошлого, это — обогащение за счёт малокультурных якутян. Вот перед нами воевода Фадей Иванович Жадовский (1730) — отъявленный грабитель, а следующий, Борис Середин (1732 ), отличался присваиванием чужого имущества. Как вымогатель, взяточник и казнокрад был известен воевода Алексей Еремеевич Заборовский (1734 ). И все остальные, за редкими исключениями, были не лучше первых. Таким образом, высшая краевая администрация сама давала худший пример всем остальным, и эти последние также старались равняться на начальство. Появились мелкие чиновники, как, например Климовы, Чизючины и проч., не отстававшие в вымогательствах от своего начальства, Администраторы XIX в., особенно краевые, в этом отношении уже были не те, что их предшественники. Уже значительно сказывался век культурный. Из областных начальников первой половины XIX столетия прошлое не оставило нам фактов отрицательного свойства. Наоборот, некоторые из них, например, Иван Григорьевич Кардашевский, Михаил Львович Миницкий и Николай Иванович Мягков, известны скорее своими положительными качествами как люди и администраторы того времени.
Из губернаторов печальную известность в этом отношении приобрел лишь Юлий Иванович Штубендорф (1856—1862). Свои «обозрения по области» он производил с целью нанесения визитов богатым и влиятельным якутам, совершенно не интересуясь инородными и родовыми управами и проч. За два месяца одного объезда губернатор привёз с собою следующие «подарки» от якутов: 18 старинных золотых и серебряных вещей, 800 лучших соболей, 76 чернобурых лисиц и 5 одеял из дорогих лисиц. Кроме того, на «прогоны» были выписаны ему от казны 4 1/2 тыс. руб. Таких объездов Ю. И. Штубендорф устраивал иногда по два в год. Особенно солоно пришлось от него ссыльным скопцам, которые прозвали его «окаянным» за те большие приношения, которыми они исхлопатывали себе те или иные права. Примеру губернатора следовали и остальные чиновники, не исключая и духовенства. Только один голова Западно-Кангаласского улуса А. Н. Гермогенов переплатил разным чинам Якутска «подарков» на 10 тыс. 304 руб. В числе получателей есть все: губернатор, управляющий Якутской областью, исправники, полицмейстеры и духовные, не исключая и «няньки губернатора Штубендорфа Авдотьи Михайловны».
Здесь, конечно, играли роль и интересы влиятельных голов, старавшихся задобрить большое начальство в свою пользу. Такие явления покоились на общем грубо-патриархальном фоне всей жизни купеческо-чиновничьего Якутска, непритязательного, основанного на традициях «доброго старого времени». Культурно отсталое, наполовину объякутившееся население города жило своеобразной жизнью. Тут были иные уклад и понятия в сравнении с Централь ной Россией. С внешней стороны всё выглядело как будто просто, незатейливо. Поражали внешняя доброта, благодушие, гостеприимство.
Город Якутск с самого своего возникновения заселялся пришлым русским контингентом. Последний состоял из казаков и других служилых людей, промышленников, духовенства и ссыльных. Это были главные категории населения города. Явившись на Лену в качестве завоевателей, казаки образовали постоянные гарнизоны укрепленных пунктов Якутии и с течением времени составили старожильческое население Якутского края. Казаки прибывали на Лену главным образом из сибирских городов: Енисейска, Мангазеи, Тобольска, Томска и др. С 1641 г. они получили наименование «якутских» и выполняли распоряжения якутского воеводы. Вследствие всегдашней малочисленности казаки нередко пополнялись «туземцами» из новокрещёных, частью промышленниками и, наконец, даже просто «гулящими» людьми.
За свою службу они довольствовались хлебным и денежным жалованьем; земельного надела не имели, а временно пользовались небольшими участками покосных мест. Только с 1822 г. земли им были отведены. Казаки г. Якутска получили по 18 десятин 1407 саженей. С 1632 г. и до первых десятилетий XVIII столетия якутские казаки выполняли свои прямые обязанности, т. е. участвовали в походах, защищали укрепленные пункты и принимали участие в сборе ясака. За прекращением военных действий в крае кончается боевая служба казачества Якутии. Они переходят в разряд просто «служилых» людей, исполняя самые разнообразные дела. Тем не менее до самого последнего времени они сохранили свою казацкую организацию во главе с атаманом и командными лицами: пятидесятниками, сотниками, хорунжими и т. д.
С 1767 г. Якутский казачий полк был переименован в команду с подчинением иркутскому обер-коменданту, а с 1805 г. команда перешла в ведение якутского областного начальника Ивана Григорьевича Кардашевского. С 1823 г. якутские казаки опять были подчинены иркутскому гражданскому губернатору (Александру Степановичу Лавинскому, генерал-губернатору Восточной Сибири, 1822—1833 гг., т. е. с начала проведения административно-территориальной реформы М. М. Сперанского. — Ред.). Позже казаки вновь были подчинены якутским областным властям, и организация их носила наименование «Якутский городовой казачий пеший полк». До 1816 г. казаки не имели особой униформы. К этому времени они ходили в своих штатских костюмах, подчас крайне непривлекательных. На одном смотре они предстали в кожаной оборванной одежде и почти без обуви.
С 1816 г. начальник области Михаил Иванович Миницкий приказал казакам являться на службу в жёлтых камлеях с нешироким воротником и обшлагами из синего сукна, из которого должны были быть и погоны с вышивкой «Я.К.П.». С 1817 г. у казаков Якутской области установилась следующая форма: у нижних чинов — мундир из синего сукна с фалдами без пуговиц, с красным воротником и погонами с надписью «Я.К.П.» из олова; рейтузы из синего сукна с лампасами; кушак из лакированной кожи; кивера из чёрного сукна с султаном, с этишкетом из нитяной тесьмы; подсумки из лакированной кожи с вензелем императора, железные шпоры и белые перчатки. Офицеры имели ту же форму со следующими изменениями: кушак из синей шелковой ленты; этишкеты серебряные, кивера плисовые, серебряные вышитые погончики и серебряный темляк. Такими их видел г. Якутск в первой половине XIX столетия. Позднее казаки носили обычную армейскую форму с красным околышем на фуражке и красными погонами.
Трудно перечислить все те разнообразные обязанности, какие выполняли казаки после боевой службы. Они были курьерами (по срочным донесениям), сопровождали в округа арестантов, прикомандировывались к экспедициям и служебным поездкам должностных лиц, возили «провиант», караулили казначейство, арестные дома и проч. В 1824 г. казачьему полку были отданы содержание в городе пожарной части на 10 лошадей, а также несение полицейской службы по городу с обязательным нарядом на это 1 урядника и 12 казаков. Пожарную службу в городе казаки несли по очереди, сменяясь по третям. В 1832 г. пожарная часть была изъята из ведения казаков и передана городничему, потому что казаки «не могли привыкнуть к пожарному делу и не хотят иметь должную внимательность и усердие».
Получив земли, казаки стали расселяться отдельными хуторами — заимками в окрестностях Якутска, где они занимались в ограниченном количестве скотоводством, земледелием и огородничеством. Часть из них на своих землях построила дачные дома и сдавала их в аренду горожанам. Большая часть построек на «заимках» — якутского типа. Да и самый уклад жизни был близок к якутскому. Все якутские казаки, за редким исключением, великолепно владеют якутским языком и охотно употребляют его в домашнем быту в качестве разговорного. Физический тип их также был близок автохтонному (якутскому и палеоазийскому). В течение веков, живя среди якутов, многие из казаков смешались с туземцами, и теперь нередко можно встретить среди них уже значительно объякутившихся. Имея земли и получая «паёк», они жили на своих местах, а некоторые устраивались на мелкие должности в канцеляриях города писцами, курьерами, сторожами и т. д. Только небольшая часть казаков, получив образование, занимала более видные (высокие) места и уже примыкала к чиновничеству города. Некоторая часть промышляла торговлей и подрядами. Составляя издавна коренное население города, казаки в значительной своей части обзавелись недвижимостью в черте города. Так, в 1840 г. в Якутске им принадлежало 77 дворов.
Казак Якутии — это совсем не военный тип. Скорее всего, местное казачество было близко к мещанам и мелким ремесленникам. Его история после XVIII столетия совсем не блещет военными эпизодами, и слово «казак» в Якутске звучит иначе, чем в других местах. Только наличие в городе «Полкового» дома и существование «атамана», «сотников» и «хорунжих» напоминало о военной действительности в среде якутского казачьего сословия. Разве только изредка можно было в особо торжественных случаях видеть в ограде собора или на площади «парад» из нескольких десятков молодых казаков, выглядевших смущенно в несвойственных им ролях.
Сформирован 22 июля 1822 года из городовых казачьих команд расположенных в Якутской области (тогда включала и Охотское побережье) как Якутский конный городовой казачий полк в составе пяти сотен, с подчинением Гражданскому ведомству. 21 июля 1836 года переформирован в пеший и назван Якутский городовой пеший казачий полк. В 1843 году часть казаков поселена в новом Аянском порту. В 1850 году в связи с ликвидацией Охотского порта часть казаков, расселённых по Охотскому побережью перечислена в состав Камчатской конной городовой казачьей команды и переселена в Петропавловский порт. В 1856—1858 годах часть казаков была переселена в низовья Амура и зачислена в состав Уссурийского казачьего войска. С введением в действие положений Свода военных постановлений 1869 года (ч. 1, кн. 2, ст. 6301 и 6302) полк стал считаться армейской частью, но продолжал находиться в подчинении МВД.
В 1896 казаки, населявшие Удский острог и Чумикан отделены от полка и образовали отдельную Удскую казачью команду. Более не входя ни в какое из казачьих войск, Удская казачья команда стала самой малочисленной самостоятельной казачьей частью. На протяжении всего времени существования Якутский казачий полк была распределён по разным населенным пунктам Якутской области, Чукотки и Охотского побережья. 2 сотни и штаб числились стоящими в Якутске, остальные три сотни распределялась отдельными поселенными командами — в Олекминске, Вилюйске, Аяне, Охотске, Ола, Верхоянске, Нижнеколымске, Среднеколымске, Гижиге и других местах. Как расположенному в отдаленной местности, в обязанностях полка было совмещение воинской (караульной) и полицейской службы — сопровождение торговых караванов, почты и чиновников в отдаленные селения, надзор на золотых приисках, конвоирование ссыльнопоселенцев и т. д. Существование и комплектование полка вплоть до 1917 было основано на положении о городовых казаках Сибири 1822 года. Служба для казачьего сословия была обязательной и по возрасту не имела временных ограничений, переход в другое сословие или перевод в другое казачье войско до 1913 года был запрещён.
Командир полка одновременно являлся и Наказным атаманом, заведовавшим гражданским казачьем населением. Удаленность расположения части, разбросанность её и с 1869 года двойственная принадлежность одновременно Военному ведомству и МВД не способствовало боевому значению части: Военное — не посчитало нужным вооружать за свой счет часть, прикомандированную к МВД, а само МВД — не считало нужным за свой счет проводить воинские учения, полагая, что для выполнения полицейских задач это ни к чему. Как итог — в XX век полк вступил вооружённый гладкоствольным оружием времен Николая I и не имея ни малейшего представления об армейской выучке, хотя формально продолжал числится в составе пехотных частей. В 1913 году в честь 300-летия дома Романовых казакам Якутского городового полка было дозволено право выходить из казачьего сословия. В 1914—1917 полк нес службу в Якутской области и по Охотскому побережью, в боевых действиях участия не принимал. Весной 1920 полк официально упразднен приказом по Красной Армии.
Вместе с казаками, скорее всего и раньше, проникали на Лену «промышленные» и всякие «охочие» люди. Кроме промышленников в буквальном значении этого слова, т. е. «зверовщиков», прибывали и промышленники в значении «торгово-промышленных» элементов: приказчики крупных купцов, мелкие торговцы и т. д. Этот элемент составлял главное ядро населения сибирских городов, не исключая и Якутска. Богатства Сибири были причиной усиленного притока в города и остроги торгово-промышленных людей. Оседая в них, они образовывали посады и слободы. В посадах по преимуществу жили торговые люди, а в слободах — промышленники и ремесленники. Позднее из этих элементов выросли якутское местное купечество и мещане. Богатства Якутского края привлекали из российских и сибирских городов купцов и приказчиков, которые заводили на Лене торговлю. Одни из них окончательно оседали в Якутске, входя в состав местного городского купеческого сословия, другие числились в качестве иногородних «гостей» и купцов. В XVIII и первой половине XIX столетий значительная часть якутского купечества состояла из выходцев северных губерний Европейской России.
Таковыми были богатые купцы Якутии: Максим Леонтьев из Архангельской губернии, Стефан Филиппов, Александр Баранов, Н. Басин, Иван Шилов, А. Шестаков из Великого Устюга; Тимофей Самыловский, Михаил Чекалёв (Чекалов) из Тотьмы; значились купцы и из других городов Европейской России и Сибири: иркутские Петр Баснин, Иосиф Москвин, В. Н. Зубов, А. Шелихов, М. П. Апрелков, Иван Синицын, Веншин; московский Никандр Бородин; киренские Власов, Марков. Кроме того, были торгующие греки из г. Нежина, так, например, Телемак Ризов и др. Наиболее видными купцами являлись местные старожилы: в конце XVIII столетия — Павел Лебедев, Яков Попов, Затей Протодьяконов, Афанасий Соловьев, Яков Шилов и Федот Колесов; их потомки в первой половине XIX столетия: Иван Яковлевич Шилов I, Иван Яковлевич Шилов II, Наталья Михайловна Колесова, Соловьёвы; кроме того, за этот период выделились из местных купцов Захаровы и Чепаловы. Все эти фамилии уже со второй половины XIXстолетия постепенно сходят со сцены и на смену им в XX в. выступают другие.
Появляются новые торговые фирмы: «А. И. Громова», «И. И. Силин», «П. А. Кушнарёв» (из крестьян Павловского селения), «Федот Васильевич Астраханцев», «Приамурское товарищество», преобразовавшееся позднее в фирму «Коковин и Басов». Купцы, обосновавшись в г. Якутске, развили свою коммерческую деятельность по всему краю. Якутск служил им главной конторой и складом. Отсюда они выезжали в округа и на местах имели своих приказчиков или доверенных. Почти все купцы Якутска главные свои прибыли извлекали из торговых оборотов по округам. Барыши, конечно, были немалые. На местах объектами купеческого интереса были всевозможная пушнина, мамонтовая кость, моржовый зуб и продукты местного производства — мясо, масло и т. д. Купечество Якутской области ревниво оберегало себя от посторонних и чуждых «гостей».
С большой неохотой принимало в свою среду прибывающих купцов из других городов. Нередки были случаи отказа. Так, например, в 1787 г. великоустюжский купец Иван Долгин просился к Якутскому посаду, но общество объявило ему, что принять его «в посад не желают». Опасаясь конкуренции и отлива огромных барышей, местные купцы не только огораживались от «иногородних», но и строго следили за своими. В 1830 г. купцы жаловались областному начальнику [Николаю Ивановичу Мягкову] на купца 3-й гильдии Степана Протодьяконова, который на базаре, среди общего корпуса, стал строить свои семь деревянных лавок и этим делал подрыв их торговле. Также недовольны остались купцы тем, что в 1834 г. купец Феофан Соловьёв вблизи гостиного двора на своём месте положил основание для семи деревянных лавок. Большой переполох поднялся среди городского купечества по поводу появления новых для них конкурентов — торгующих якутов.
Это случилось в 1832 г., когда купцы подали жалобу управляющему областью Василию Ивановичу Щербачёву с просьбой оградить их от нового класса торговцев (якутов), приносящих «вред и подрыв купецкому сословию».
Строения, принадлежавшие якутскому купцу Г.В. Никифорову. Большая часть зданий находилась на пересечении современного проспекта Ленина и ул. Кирова (ул. Большая и ул. Преображенская), образуя прямой угол. Первым от здания каменного магазина находился его деревянный дом, где он жил сам с семейством. По ул. Кирова (Преображенской) находился дом его приказчиков (до бывшего "П" - образного дома, где ранее находился "Холбос"). Во дворе за магазином Никифорова находился 2-х этажный каменный лабаз-склад. Въезд в подворье Никифорова со стороны ул. Большой (пр. Ленина) фиксировался воротами с двумя конскими головами на столбах. Во дворе также были небольшие хозяйственные постройки - кладовые и прочее.
На снимке (справа в углу) дом купца Г.В. Никифорова, далее магазин Никифорова, выше – здание Гостиного двора на территории пл. Ленина (снесено в 1957 году).
Якутские власти отмалчивались, но купцы пошли дальше и добились постановления Сибирского комитета от 8/13 февраля 1836 г., решительно воспретившего якутам вести торговлю без записи в торговые разряды. За выполнением этого постановления стали следить сами купцы в лице своих торговых депутатов. По указанию последних властями производились обыски у приезжавших в город якутов, находимая пушнина запечатывалась и т. д.
Меры эти, по-видимому, полного успеха не имели. В 1844 г. якутские купцы и мещане подают прошение ревизору Восточной Сибири, сенатору И. Н. Толстому, прося оградить их от вторжения торговцев-якутов, которые у них, т. е. купцов, «вырывают у бедных последний кусок хлеба», и добавляют: «Якуты, можно сказать, пронырливые спекулянты, захватывают в свои руки все отрасли торговой промышленности». Купцы уже чувствуют, что национальную нарождающуюся буржуазию окончательно подавить трудно, и потому лишь просят «если уже вовсе нельзя остановить этой незаконной усиливающейся отрасли торговой промышленности, то по крайней мере проложить границы». Действительно, уже с 30-х гг. XIX столетия в русскую купеческую среду г. Якутска стали просачиваться торговцы-якуты, поначалу как торгующие по свидетельству 3-го разряда.
Так, например, в списках купечества Якутска в 1836 г. значится якут Василий Павлов, торгующий по Якутской области в селениях; в 1837 г. - якуты, торгующие по 3-му разряду: Василий Павлов, баягантайский староста Семён Неустроев, кангаласский староста Никифор Гермогенов, тыллыминского роду вдова Елена Соловьева, Архип Павлов, Кузьма Дьячковский, Савва Винокуров и Василий Малышев. Уже по истечении времени из среды якутов начинают выделяться крупные купцы. Правда, в г. Якутске они не имели больших магазинов и с этой стороны, как говорится, не бросались в глаза, но зато развивали крупную коммерческую деятельность в качестве разъездных купцов по округам, особенно по Северу, где явились, пожалуй, действительно конкурирующим элементом в отношении русских купцов. В начале XX в. в Якутске крупными коммерсантами из якутов были купцы Пётр Илларионович Захаров,
Николай Дмитриевич Эверстов («Сэрбэкэ») и Гаврил Васильевич Никифоров («Манньыаттаах уола»). Кроме торговли, якутские купцы занимались скотоводством и часть из них — земледелием (об этом будет далее). Будучи богатыми, они имели в городе лучшие дома и обзаводились недвижимостью. Так, в начале 40-х гг. XIX в. из 400 с лишним дворов 36 принадлежало купцам из якутов. Между прочим, в 1840 г. во второй части города, в приходе Предтеченской церкви, значится под № 33 каменный дом купцов Колесовых. Это был единственный в городе каменный дом, принадлежавший частному лицу.
Духовенство в своём большинстве составляло коренное население города. С закладкой первого острога начинается строительство церквей. С этого времени постепенно увеличивается штат городского духовенства. Представители последнего были большей частью выходцами из северных губерний Европейской России. Немало в их среде числилось и ссыльного элемента, высылаемого Синодом из различных епархий за всякого рода «продерзости» и «порочную жизнь». Эпоха «дворцовых переворотов» дала немало ссыльных духовного звания, не пожелавших присягать или признавать тех или других императоров и императриц.
Городское духовенство составляло привилегированную часть якутского духовенства. К городским церквям до второй половины XIX столетия были приписаны пригородные улусы, и духовенство получало значительный доход от всякого рода требоисправлений среди якутов и горожан. Кроме того, значительная часть духовенства исполняла обязанности по духовному управлению и законоучительствовала в школах. Многие из духовенства имели большие дома в городе и обзавелись хозяйством.
Мещане г. Якутска составляли также значительную часть населения. Образовавшись из посадского населения, они уже позднее стали именоваться мещанами и составили особое мещанское общество. Количество их увеличивалось, т. к. состав пополнялся пришлыми элементами и выходцами из других сословий. Многие ссыльные, осевшие в Якутске и кончившие срок ссылки, приписывались к мещанскому обществу. Занятия их в городе были самые разнообразные: часть занималась мелочной торговлей, некоторые — сельским хозяйством, промыслами и извозом, другие выполняли низшие обязанности по городскому самоуправлению и служили в канцеляриях казенных учреждений.
Другой значительной частью населения города являлись служащие (чиновники) и духовенство. Первые состояли, главным образом, из выходцев сибирских и европейских городов России. Часть из них оседала в Якутске надолго, большинство же уезжало обратно. Обычно этот приезжий элемент привлекался сюда преимуществами «сибирской службы»: прогоны (оплата проезда. — Ред.), подъёмные, денежные прибавки к зарплате за сибирскую службу и т. д.
Архиерейский дом. На территории Спасского мужского монастыря стоял двухэтажный деревянный дом настоятеля монастыря и епископа, построенный в 1859г. В этом доме жили архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) и епископ Якутский и Вилюйский Дионисий. Дом сгорел в 1902 г.