Борьба за существованіе въ Якутской области, помимо ея тяжелыхъ климатическихъ, бытовыхъ и иныхъ условій, обостряется еще и необычайной рѣдкостью населенія. На 3.489.000 кв. верстъ приходится 269.500 жителей, т.е. 8 человѣкъ на 100 кв. верстъ.
Такимъ образомъ, въ случаѣ появленія эпидеміи, населеніе, живущее въ холодныхъ, грязныхъ и тѣсныхъ юртахъ, разбросанныхъ на большія разстоянія другъ отъ друга, бываетъ предоставлено самому себѣ и часто не встрѣчаетъ никакой разумной помощи извнѣ. Сосѣди ничѣмъ не могутъ помочь при лѣченіи болѣзней, кромѣ такъ называемыхъ "домашнихъ средствъ". Самое большее — они могутъ пригласить шамана, священника или вырыть могилу для покойника. Если якуты обратятся за медицинской помощью къ ближайшему священнику или учителю, то у послѣднихъ въ большинствѣ случаевъ не оказывается ни средствъ, ни знаній. Обратиться за помощью въ сельскій врачебный пунктъ могутъ лишь тѣ жители, которые живутъ вблизи этого пункта, на пространствѣ въ діаметрѣ не болѣе 100 верстъ; за 500-600 верстъ обращаются рѣдко, хотя якуты большіе охотники лечиться и отъ леченія прежде всего ждутъ чуда, т.е. моментальнаго выздоровленія.
Въ моемъ участкѣ 31,000 жителей, разсѣянныхъ на 30,000 кв. верстъ, по приблизительному расчету. При нашемъ врачебномъ пунктѣ одинъ врачъ, 2 фельдшера и одна акушерка, но этотъ штатъ не всегда бываетъ въ полномъ составѣ. Пути сообщенія позволяютъ ѣздитъ зимою на лошадяхъ, запряженныхъ въ нарты (легкія сани) и лишь по почтовымъ трактамъ, на парныхъ кошевкахъ. Лѣтомъ колесныхъ дорогъ мало и большую часть разъѣздовъ приходится дѣлать верхомъ.
Отсюда ясно полное безсиліе медицинскаго персонала не только въ случаяхъ экстренной подачи помощи, но даже и при нормальномъ обслуживаніи своего участка. Разбросанность юртъ, культурная отсталость и умственный мракъ мѣстнаго населенія, матеріальная его необезпеченность, безконечно грязныя сквозныя юрты, соединенныя съ хлѣвомъ для скота (хотоны) и мѣстный суровый климатъ крайне осложняютъ и затрудняютъ дѣло леченія и надолго отодвигаютъ правильную постановку врачебнаго дѣла въ область благихъ пожеланій При якутскихъ морозахъ, въ году бываетъ болѣе 200 дней, когда небезопасно назначать потогонныя лекарства, ванны и компрессы.
Здѣсь нѣтъ ни селъ, ни деревень достаточно населенныхъ для того, чтобы концентрировать такъ наз. стаціонарное леченіе, но нѣтъ благопріятныхъ условій и, для леченiя при разъѣздной системѣ, т.е. перiодическихъ выѣздовъ въ густо населенныя мѣста, чему не малым препятствiемъ служитъ и ничтожное количество медицинскихъ работниковъ (4 человѣка на 30,000 кв. верстъ).
Центральныя ячейки будущихъ якутскихъ селъ, - церковные притчи, представляютъ теперь кучку якутскихъ юртъ, разбросанныхъ поодаль отъ священническаго дома и церкви (съ 50-100 душъ жителей). Если бы врачъ и его три помощника въ одно прекрасное время разъѣхались въ разные концы своего участка для поданія помощи на мѣстахъ, то я не знаю, вернулись ли бы они къ концу года.
И такъ стаціонарная медицина плохо достигаетъ цѣли при разбросанности населeнія на огромной территоріи, разъѣздная трудна и мало полезна, т.к. нѣтъ сколько-нибудь скученныхъ центровъ населенія. Медицина приблизилась бы къ мѣстной жизни лишь при условіи быстраго кочеванія изъ юрты въ юрту, но тогда она выродилась бы въ шарлатанство и потребовала бы отъ медицинскихъ служащихъ нечеловѣческихъ усилій. Выходитъ, что куда ни кинь, вездѣ клинъ.
Въ точно такомъ же положеніи находится не только коренное якутское населеніе, но и русское, живущее въ улусахъ и дальнихъ округахъ (крестьяне, мѣщане, духовенство, ссыльные, случайные торговцы), не говоря уже о вымирающихъ тунгусахъ, ламутахъ, юкагирахъ и другихъ народностяхъ, для которыхъ первымъ лекарствомъ нужно признать хлѣбъ.
Разъ мѣстное населеніе живетъ отдѣльными юртами и больше предоставлено самому себѣ, чѣмъ пользуется услугами общества и государства, то естественно возникаетъ мысль о развитія самопомощи и, в частности, въ дѣлѣ лѣченія. Среди мѣстнаго населенія очень распространены болѣзни глазныя, кожныя, паразитарныя, внутреннія, женскія и всякія болѣзни, характера бича человѣческаго рода. Скарлатина губительно дѣйствуетъ на дѣтей бѣлокожаго населенія, но почему-то на желтокожихъ проявляется слабѣе. По матеріаламъ, собраннымъ Сибиряковской экспедиціей, смертность для якутскихъ дѣтей в теченiи первыхъ 2-хъ лѣтъ жизни достигаетъ чуть ли не до 80 %.
Скученность якутскаго населенія въ юртахъ, грязь и невѣжество представляютъ удобную почву для зараженія другъ друга. Въ началѣ 1900 года въ Мегинскомъ улусѣ я нашелъ на одной полянѣ юртъ 4 и въ этихъ юртахъ оказалось 19 больныхъ сифилисомъ. Изъ нихъ 12 чел. были дѣти отъ 2-хъ до 12 лѣтъ, которые могли заразиться только внѣполовымъ путемъ, т.е. путемъ поцѣлуевъ, спанья на одной постели и пр.
Сказаннаго достаточно, чтобы понять необходимость распространенія въ населеніи популярныхъ элементарныхъ свѣдѣній по медицинѣ и гигіенѣ.
Грамотный якутъ, школьный учитель и улусный священникъ, живущіе въ глуши, могли бы служить проводниками въ народныя массы этихъ свѣдѣній. Съ этой цѣлью желательно было бы появленіе спеціальныхъ статей и брошюръ, содержащихъ краткія элементарныя замѣтки относительно того, какъ беречь себя отъ наиболѣе распространенныхъ и заразительныхъ болѣзней, какъ ихъ распознавать и какъ лечиться отъ нихъ.
Врачъ Сокольниковъ.
Четвергъ, 21 февраля 1908 г. Газета "Якутская жизнь" №2
(OCR: Аристарх Северин)