Старообрядцы в Якутии

якутские старообрядцы
Якутские старообрядцы

Старообрядчество как религиозное, историческое и культурное явление в Якутии представляет собой одну из актуальных и малоизученных проблем современности. Архивные данные свидетельствуют о том, что в Якутии старообрядчество имеет глубокие корни, поскольку языческая Якутская окраина приняла древнеправославную веру еще до раскола русской церкви. 25 сентября 1632 г. казачьи служилые люди под командованием сотника Петра Ивановича Бекетова в 70 верстах ниже от современного Якутска построили первый Якутский острог и первую в «Якутской землице» часовню во имя Святой Троицы. В апреле 1643 г. началось строительство нового острога, в котором были сооружены шатровый храм Живоначальной Троицы и деревянный храм во имя преподобного отца Михаила Малевина. Немногие читатели, наверное, знают, что в 1640 г. якутская красавица Абакаядо Сючу крестилась и венчалась с известным землепроходцем Семеном Дежневым. Из архивных материалов видно, что первые ссыльные старообрядцы были доставлены на поселение в Якутскую волость в 1846-50 г.г.

Священник старообрядческой церкви. Якутия
Священник старообрядческой церкви. Якутия

Со времён вхождения северо-восточной окраины Азии в состав Российского государства возникла потребность в создании пассажирских трактов, связывающих Сибирь с Охотским побережьем. Якутск стал узловым транзитным пунктом, через который следовали грузы и пассажиры из Центральной России на северо-восток и обратно. Как известно, в связи с этим сначала был построен Якутско-Охотский тракт, эксплуатация которого началась с 30-х годов XVIII века. Однако уже к середине следующего столетия Охотский порт стал неудобным, так как его жилые помещения и склады постоянно заливало водой. Поэтому в 1851 году губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский счёл необходимым основать новый перевалочный пункт для снабжения Камчатки и Русской Америки - в Аяне. На части Якутско-Аянского тракта, от города до станции Усть-Майская, были расселены якуты, основавшие там 12 станций, расположенных в 20-30 верстах друг от друга. Удалённая от Якутска часть тракта была заселена старообрядцами из Томской, Енисейской и Иркутской губерний, а также ссыльными из других мест. Началом этого переселения считается апрель 1851 года.

Старообрядческая церковь. Якутия
Старообрядческая церковь. Якутия

Осваивать новые земли отправились в основном староверы, измученные многолетними преследованиями со стороны официальной церкви и царского правительства. Они мечтали поселиться вдали от властей и мирского шума, а далёкая, малозаселённая Якутия очень подходила для этого Всего же по Якутско-Аянскому тракту было расселено 323 мужчины и 266 женщин, составлявших 102 семейства. Правительство старалось в первое время поддержать поселенцев, им предоставлялись льготы, пособия, прощались все недоимки бывшему хозяину... Староверы всегда отличались трудолюбием, ответственностью, трезвым образом жизни. Поэтому в скором времени на вечной мерзлоте были построены добротные усадьбы, заколосились поля. Писатель Гончаров, об этих местах пишет: "Русские все старообрядцы, все переселенцы из-за Байкала... Переселенцев живет по одной, по две и по три семьи. Женщины красивы, высоки ростом, стройны и с приятными чертами лица. Все из-за Байкала, отчасти и с Лены". "Меня неожиданно и приятно поразило одно обстоятельство. Что нам известно о хлебопашестве в этом углу Сибири, который причислен, кажется, так, из снисхождения, к жилым местам, к Якутской области? Что оно не удается, невозможно: а между тем на самых свежих и новых поселениях на реке Мае... нам впервые бросились в глаза огороды и снопы хлеба, на первый раз ячменя и конопли. Местами поселенцы не нахвалятся урожаем". (Фрегат "Паллада"). 

Часовня в Павловске 19 в. Якутия
Часовня в Павловске 19 в. Якутия

В начале переселенцы останавливаются в урочище Нелькан Усть-Майского улуса, затем в других местах, а семьи Бутковских, Кушнаревых, Китаевых, Николаевых, Голубцовых, Киселевых, Борисовых, Спиридоновых и др. основывают с. Павловск, которое на долгое время становится центром старообрядчества в Якутии. По данным НАРС (Я) в Павловске в 1883 г. прибывало 97 старообрядцев, в 1902 г. – 182, в 1905 – 197, в 1909 – 219, а к 1917 г. число жителей села возросло до 243. Но недолго пришлось староверам обслуживать Аянский тракт. В 1867 году устанавливается сообщение с Камчаткой по морю, а Аянский тракт, выполнив свою роль, упраздняется. Некоторые крестьяне выехали обратно в Забайкалье, часть семей переселилась в Амурскую область, другие остались в селении Усть-Майском, Павловске и Новопокровске. Семей десять сначала перебивались на станциях, но некому было продать строения, пашни, заимки. Вскоре они не выдержали, и Якутско-Аянский тракт окончательно опустел.

старообрядческая церковь в Якутске
Храм Петра и Павла в Якутске

Старообрядцы в Якутии свято хранили веру отцов, а в селе Павловске построили деревянный храм во Имя Рожества Пресвятой Богородицы, а старообрядец - купец П. Кушнарев воздвиг величавую часовню на старообрядческом кладбище. Есть старообрядческая церковь и в Якутске – якутская община во имя святых верховных апостолов Петра и Павла своими руками на пожертвования прихожан возвела молельный храм на улице Маяковского. Потомки сосланных в Якутию староверов не отступили от традиций. 

внутренняя часть старообрядческой церкви в Якутске
Внутренняя часть храма

В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния. Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. 

Глава Российской старообрядческой церкви Андриан
Глава Российской старообрядческой церкви Андриан

Якутские купцы Кушнаревы

якутский купец-старообрядец
Кушнарев

Кушнаревы жили в Якутске с 1680 года. Сюда крестьяне-старообрядцы были сосланы Петром I за исповедание Старой Веры. Глава семьи - Апексим Михайлович Кушнарев - родился уже в здесь,  в старообрядческом селе Павловское Якутского округа. Кушнарёв Акепсим Михайлович (1837-1902/3) - купец 1-й гильдии, из крестьян-старообрядцев с. Павловское Якутского окр.; занимался мелочной торговлей, собрал стартовый капитал и стал поставлять на золотые прииски скот, мясо, масло и рыбу. 1881 - купец 1-й гильдии; торговал продуктами, галантерейными, бакалейными, ко¬жевенными, скобяными товарами. Владел магазинами в Москве, Иркутске, Томске, Охотске, Аяне, Олёкминске, Витиме.

дом Кушнарева в Якутске
Дом и торговля Кушнаревых. Якутия

За 30 лет торговой деятельности нажил миллионное состояние; регулярно участвовал в Иркутской и Нижегородской ярмарках. В Якутске имел 2-этажный жилой каменный дом и деревянный 2-этажный магазин по ул. Собранской (ныне ул. Аммосова), в Иркутске — обширную усадьбу с каменным домом и постройками. Жена Екатерина Матвеевна Кушнарёва (Борисова) (1841 — 1913) производила оптовую и розничную продажу вина и спирта мелким торговцам. Дочь Агриппина (по мужу Бушуева) (1869—1916) являлась доверенным лицом при скупке рогатого скота и лошадей. Её муж Алексей Бушуев — торговец, имел магазин и жилой дом, где после революции размещался почтамт по ул. Чернышевского.

Часовня построенная Кушнаревым в Павловске. Фотография Борисовой Л. К.
Часовня построенная Кушнаревым в Павловске. Фотография Борисовой Л. К.

Имели 3 детей: дочь Екатерина (1891-1961) вышла замуж за Кочеулова и родила Татьяну Павловну Луцкову (ученица Айседоры Дункан, работала в театре, до 1995 г. проживала в Москве, в доме, который ранее принадлежал Петру Кушнарёву по ул. Садово-Кудринская, 2. Ныне этот дом приобрел банк, расселив жильцов по разным районам Москвы). Кушнарёв Пётр Акепсимович (1877—1942) — купец, владелец торговой фирмы «П.А. Кушнарёв», сын А.М. Кушнарёва; имел паровую мельницу в г. Якутске (1912); поставлял на пароходах «Полярный» и «Акепсим Кушнарёв» продукты на золотые прииски в верховьях р. Лены; спонсировал приобретение типографского оборудования и выпуск частной общеполитической, газеты «Якутский край» («Саха дойдута»); впоследствии (09.03.1903) фирма получила название «Наследники А.М. Кушнарёва»,

Плита в Павловской часовне
Плита в Павловской часовне. Фотография Борисовой Л. К.

компаньоны: Пётр Акепсимович, Агриппина Акепсимовна  Кушнарёва-Бушуева, Пётр Иванович Кушнарёв (кузен); организовали «Северное торгово-промышленное товарищество» (СТПТ) на паях с купцом И.П. Антипиным: скупка пушнины, мамонтовой кости, поставка промтоваров и продовольствия по рр. Лене, Яне и проч.; имел в городе большую недвижимость. Топонимика города имеет «Кушнарёвский квартал» — между ул. Малобазарной и ул. Набережной: жилые дома, 2-этажные кирпичные магазины и склады; имел дачный участок между оз. Гольминка и Ленской протокой. Петр Кушнарев был образованным человеком, имел прекрасную библиотеку, дарил местному музею редкие экспонаты. Сохранил он и веру своих предков: содержал молельный дом для старообрядцев, делал большие пожертвования немощным и сиротам.

Недавнее захоронение в Павловске
Недавнее захоронение в Павловске Фотография Борисовой Л. К.

В годы гражданской войны Кушнарёвы выехали в Китай (01.04.1919), а после смерти П.А. Кушнарёва — в США. П.А. Кушнарёв был соучредителем фирмы «Jhon Walsh & К°»; жена Татьяна Васильевна — окончила в Париже Сорбонну, в Якутске преподавала в женской гимназии франц. язык, 

Часовня в Павловске. Якутия. Фото из сети Интернет
Часовня в Павловске. Якутия. Фото из сети Интернет

дочь Екатерина Петровна Кушнарёва-Криницкая (1919 г.р.) жила с мужем Иваном Александровичем в Вашингтоне; их сын Алекс женат на Мелани, дети: Джонатан и Стефания. 

Староверы, старообрядцы, церковный раскол — мало кто в России не слышал об этой печальной странице русской истории. Образы протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, трагические и яростные, волнуют многие поколения. Но мало кто знает, что хранители «старой веры» добрались до берегов Лены и дальше, почти до побережья Охотского моря. К середине XIX века в Якутском округе жило около полутора десятков старообрядцев из российских и сибирских губерний. Почти все они «пропитывались многими работами и испрашиванием милости». 

Старообрядцы. Якутия
Старообрядцы. Якутия

Наиболее существенное переселение старообрядцев из Забайкалья и Иркутской губернии в Якутию произошло в середине XIX века. Чтобы организовать сообщение между Якутском и недавно построенным портом Аян, нужно было заселить новопроложенный тракт. Для этого по приказу губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва-Амурского по деревням Томской, Енисейской и Иркутской губерний стали собирать добровольцев, обещая им всяческие льготы и «господдержку». Большой интерес к переселению на новые места проявили старообрядцы — 52 семьи из 102, переселившихся на тракт, оказались старообрядцами «австрийского» толка, были представители и «часовенного» течения. 

Когда тракт по экономическим причинам официально закрыли, часть его обитателей переехала в Приамурье. Но не все пожелали покинуть обжитые места и остались в заселенной и освоенной ими деревне Усть-Мая. Проезжая по этим местам, великий русский писатель И.А. Гончаров, возвращавшийся в Петербург из путешествия на фрегате «Паллада», записал в своем дневнике: «Русские все старообрядцы, все переселены из-за Байкала. Хлеб здесь принимается порядочно, но мужики жалуются на прожорливость бурундучков. Женщины красивы, высоки ростом, стройны и с приятными чертами лица. Везде стоят на станциях избы, везде огород бросается в глаза; снопы конопли стоят сжатые... Не веришь, что едешь по Якутской области, куда, бывало, ворон костей не занашивал, — так оживлены поля хлебами, ячменем, и даже мы нашли вершок пшеницы. Хлеб уже в снопах, сено в стогах». Старообрядцы были довольны своей жизнью на берегах Май, только одного недоставало им для полного счастья... кошки. «Так мышь одолевает, что ничего нельзя положить», — признавались они писателю. 


Село Павловское. Якутия
Село Павловское. Якутия

Двумя десятилетиями раньше на правом берегу Лены, в 23 верстах от Якутска, возникло старообрядческое селение поповского толка Павловское, которое основали «семейские» из Тарбагатая. Оно стало самым крупным поселением староверов в Якутии. 

Вот как описывает жизнь села архивный документ начала XX века: «Село Павловское расположено по правому берегу Лены вдоль озера Анар-Кёлъ. Всего в нем строений 28, имеют хорошие виды по своему изящному плану. Проживают 86 душ мужского и 96 душ женского пола. 

Основное занятие огородничество, так как хлебопахотные места состоят из солонцов и жители рады даже когда на пуд снимут пуд роста. Урожай всегда хороший (женщины заняты огородом, мужчины — посевной). 

Очень строго придерживаются правил вероисповедания, в чем доходит до фанатизма. Имеется начетчик при молитвенном доме Ераст Захаров, прибывший из России пермяк. Наук пожилые раскольники не признают, считают их от дьявола, поэтому в селе только 2 - 3 человека умеют немного читать и писать. Когда поставили вопрос об открытии школы, павловцы не согласились, высказывая опасение, что их дети отойдут от веры. Изучают Священное Писание и библейскую историю. Живущие в селе 2 семьи православных крестьян и 1 ссыльнопоселенцев по своему духовно-нравственному отношению вполне придерживаются старообрядчества, не принимая святого причастия по десятку лет. Так, старшина с. Павловское Михаил Денисович Иванов православный, хотя последние 10 лет уклоняется от исповеди и причастия, сожительствует с девицей Козловой веры старообрядческой, имеет незаконнорожденных 3 детей. 


Улица села Павловское. Фото Alexander Dyakonov
Улица села Павловское. Фото Alexander Dyakonov

Никакими особо промыслами не занимаются, рыбачат мордами, переметами, сетями. Мелкую рыбу скармливают домашней живности». 

Автор документа, полицейский исправник, не во всем был прав. Сельскохозяйственные занятия павловских староверов были весьма успешны. Они вывели морозоустойчивые сорта огурцов, помидоров, капусты. Первыми стали выращивать в неблагоприятных климатических условиях дыни и арбузы, табак и коноплю. Староверы распространяли среди местного населения оригинальные приемы агротехники, особые способы очищения зараженной пшеницы. Эти приемы позволяли не только обеспечивать продуктами земледелия себя, но и снабжать ими Якутск и ближайших соседей. 

Успешны павловчане были и в животноводстве. В отличие от других крестьян Якутии, они держали не только коров и лошадей, но и разводили овец и домашнюю птицу. Техника содержания и разведения коров и лошадей у местного русского и якутского населения отличалась незначительно. Но староверы содержали скот в русских хлевах, более теплых и гигиеничных, лучше кормили, добавляя к сену овес и месиво из соломы и муки, а потому продуктивность скота у них была выше, чем у окружающего якутского, да и русского населения. 

Особыми промыслами жители Павловского, может, и не занимались, но изготовляли для собственных нужд, реже на продажу, овчинные тулупы и шапки. 


Огородная бригада колхозников-старообрядцев. Село Павловское. 1930-е гг.
Огородная бригада колхозников-старообрядцев. Село Павловское. 1930-е гг.

Все это, помноженное на трудолюбие, сделало старообрядцев зажиточными, а их село богатым. Н.С. Щукин, совершивший в 1844 году поездку в Якутск, писал: «...дома у крестьян бревенчатые, крытые тесом или дранью, двумя дворами: передним и задним. На переднем бывают анбары для поклажи имущества и навес, под которым стоят телеги и сани; на заднем дворе держат скот. Тут же обыкновенно строится большой сеновал, или поветь, хлевы для телят и ягнят». Количество и добротность хозяйственных построек полностью зависели от зажиточности владельца. Огороды у жителей Павловского находились в особо отведенных местах у озера. 

По информации старожилов, вплоть до начала XX века большинство русских крестьян в Якутии баню топили «по-черному», и только у зажиточных крестьян и практически у всех старообрядцев бани были «белые». 

Тот же Н.С. Щукин приводит интересное описание интерьера в доме богатого крестьянина: «там стеклянные окна с крашеными косяками, стоят образа в окладах. Там есть крашеный голубою или зеленою краскою стол, такие же скамейки и даже стулья; стоит шкаф с чайным прибором, стаканами, рюмками и тарелками; на стенах зеркало и картинки суздальской работы; на окошке зреют стручки перца. В этой горнице хоть и русская печь, но небольшая. Горница разделена перегородкою на две половины; в одной, которая поменьше, — спальня...» 


Дом в с. Павловское. Якутия. Фото Alexander Dyakonov
Дом в с. Павловское. Якутия. Фото Alexander Dyakonov

Семьи у старообрядцев обычно были многочисленные и крепкие. Когда женился старший сын, ему строили дом во дворе основной усадьбы, и он продолжал жить с отцовской семьей одним хозяйством. Это было связано, прежде всего, с нежеланием делить пахотные и сенокосные земли. Помните, как сокрушался полицейский исправник о «жизни во грехе» павловского старосты? Он считал его совместную жизнь со старообрядкой совершенно противозаконной, не учитывая, что староверы австрийского толка просто не признавали церковное православное венчание, да и другие таинства тоже. 

Для старообрядцев был характерен особый образ жизни, отличавшийся искусственно созданными по мировоззренческим причинам изолированностью и патриархальностью быта. Отсюда и наименьшее по сравнению с остальным русским населением влияние якутских традиций на духовную культуру и образ жизни, несмотря на то, что практически все староверы знали якутский язык. 

Дореволюционные наблюдатели отмечали положительное влияние их нравственных устоев — трезвый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, воспитание детей в духе уважения к традициям других народов, бережного отношения к природе — на окружающее население. В селениях, где большая часть жителей исповедовала «старую веру», очень сильны были общинные начала. Совместный отдых, работа, взаимопомощь — все это основывалось на искренней, крепкой вере. 


Часовня в с. Павловское. Якутия. Фото Alexander Dyakonov
Часовня в с. Павловское. Якутия. Фото Alexander Dyakonov

Со стороны местных властей мировоззрение староверов не встречало официального одобрения, но и не подвергалось особым гонениям. Возможно, потому, что для старообрядцев, проживавших на территории Якутии, не был характерен фанатизм в отстаивании своей веры. Ни документы, ни воспоминания старожилов не сохранили каких-либо сведений о конфликтах на религиозной почве. Живущие в Якутии старообрядцы лояльно относились к привычкам соседей, а вот со своих спрашивали строго. 

Наиболее известным и успешным жителем Павловского был Апексим Михаилович Кушнарёв — один из богатейших купцов Якутии конца XIX века. Он занимался крупной оптовой торговлей, закупая товары в России, выписывая чай и шелк из Китая, сбывая соболей на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Наследство А.М. Кушнарёва оценивалось в более чем миллион рублей! Его вдова и дети продолжили дело, создав крупнейший в Якутии торговый дом «Наследники А.М. Кушнарёва». По воспоминаниям старожилов, характер у купца был тяжелый, но и он сам, и его наследники постоянно поддерживали не только членов старообрядческой общины Павловского, но и других жителей села. 

Существенные изменения в образе жизни, хозяйстве и социальных условиях происходили у старообрядцев в начале XX века. Большинство сектантов первыми стали использовать новые элементы интерьера. В их домах появились украшенные росписью деревянные диваны, кровати, стулья, шкафы и комоды. Мебель чаще всего не привозилась, а делалась на заказ столярами-якутами. Изменилась не только материальная сторона жизни. Известны случаи конфликтов внутри общины из-за перехода молодых людей в православие. Связано это было со стремлением молодежи вырваться из замкнутой среды, получить образование, жить своей жизнью, идти в ногу со временем. Опасения павловских стариков, высказанные в связи с открытием школы, оправдывались. 


Внутренняя часть часовни в Павловске. Фото Alexander Dyakonov
Внутренняя часть часовни в Павловске. Фото Alexander Dyakonov

Еще в 1940-е годы Павловское оставалось старообрядческим селом с небольшим количеством русского старожильческого и якутского населения, так как его жители стремились не допускать в свое общество «никонианцев» и «табашников». Советская власть не сильно повлияла на внутренний уклад жизни общины, наверное, потому, что внешне старообрядцы успешно мимикрировали и даже создали собственный колхоз. К внешним атрибутам новой жизни они относились вполне лояльно, например, на вопросы молодежи о вступлении в пионеры или комсомол мудро отвечали: «Вступай, тебе жить». Так началось «размывание» крепкой прежде общины. 

Несмотря на все зигзаги истории, старообрядцы в Якутии живут и по сей день, стремясь сохранить свою веру и традиции, они основали в Якутске приход и построили церковь. В Павловском же о них помнят теперь немногие старожилы да местная достопримечательность — часовня на сельском погосте — фамильный склеп Кушнарёвых. 

 

Елена Строгова, кандидат исторических наук