Спасский монастырь в Якутске
Основал монастырь в 1663-1664 годах простой казак Иван Афанасьев, специально испросивший на его строительство благословение у епископа Тобольского. Отчего вдруг у казака появилось такое радение к вере? Из-за отдалённости региона в Сибири и Якутии тех лет наблюдался упадок нравов. Ещё в 1622 году первый Сибирский и Тобольский епископ Киприан требовал от казаков перестать жить с некрещеными жёнами из числа сибирских аборигенок, и запрещал венчаться с похищенными из России русскими девушками. Кроме того, казакам и переселенцам предписывалось соблюдать посты и вовремя ходить в церковь, пресекать разврат и пьянство. Такие напоминания издавались затем ещё несколько раз. Но отклонения от православия бывали даже у начальства. По сведениям историка Григория Попова, якутский воевода Барнешлев, узнав, что якутский тойон Мазары Бозеков, прибыв в Москву, лично подал царю Михаилу Фёдоровичу жалобу на злоупотребления сборщиков ясака, страшно испугался. И по приказу воеводы «шаман Неча шаманил у Барнешлева в горнице», колдуя, чтобы Мазары Бозеков умер, а если царь назначит нового воеводу, чтобы он был милостив к нему, Барнешлеву. Ведь новый воевода, сменявший старого, проворовавшегося, имел право арестовать последнего и бить кнутом, взыскивая расхищенные казённые деньги. Но шаманил Неча, видимо, не очень старательно. Мазары Бозеков не умер, а нового воеводу не назначили… Строгие указания об укреплении веры можно было издавать бесконечно, но лучший результат мог появиться лишь при появлении религиозного центра, надзирающего за состоянием нравов и исправляющего их в самом Якутске. Инициативу Ивана Афанасьева поддержали часть якутских казаков и служилых людей. Монастырь был построен методом народной стройки. Уже в этом деле проявился явный воспитательный уклон. Ведь в свободное от службы время люди занимались богоугодным делом, а не пили водку или играли в карты. Первоначально обитель была деревянной, как и весь Якутск. Кирпичные здания в ней начали строить после опустошительного пожара 1780 года.
Якутский Спасский мужской монастырь. Монастырь был основан в 1663 г. В монастырской ограде располагались: церкви, надвратная часовня, кельи и хозяйственные постройки. В 1820 г. был сооружен Главный храм во имя Спаса. К началу ХХ в. комплекс Спасского монастыря включал в себя разнотипные постройки. Из них выделялись четырехъярусная колокольня, двухпридельная Спасская церковь и деревянная Вознесенская церковь
Монастырь не бедствовал, владел обширными покосами, хлебопахотными землями и даже солеварнями в верховьях Лены на территории соседней Иркутской области. Ему принадлежали даже рыболовные участки на Камчатке! Столь обширное хозяйство позволяло вести миссионерскую деятельность и готовить в самом монастыре миссионеров, работавших не только среди саха, но и в стойбищах чукчей, юкагиров, эвенов и эвенков. Ведь даже к началу XIX века далеко ещё не все якуты приняли крещение. Работы по распространению православия хватало. Дело это тонкое. Недостаточно просто явиться и заявить о том, что вы все, мол, придерживаетесь неправильной веры, а теперь, мол, надо обратиться в веру истинную. Нужно людей убедить. А как? Прежде всего – знать местные языки, в первую очередь – якутский. Ведь и эвенки, и юкагиры и чукчи, не знавшие толком русский язык, общались между собой по-якутски. А во-вторых – использовать влияние местных князей, ибо вслед за ними в православие обращались и подчинённые им простые люди. Учитывая это, при архимандрите (начальнике монастыря) Нафанаиле в 1735 году открыли, пожалуй, самую первую в Якутии «низшую школу грамоты». В ней обучались не только русские, но и якутские дети.
В 1822 году на её базе создали миссионерское училище при монастыре. Замысел был таков – никто лучше не сможет проповедовать христианство среди якутов, как сами якуты, ставшие священниками. Владения монастыря в 1764 году сильно сократились, так как Екатерина II издала указ о «секуляризации»: церковные земли передавались государству. Спасскому монастырю остались небольшие сенокосные и хлебопахотные угодья острова Монастырский на реке Лене, относительно недалеко от города. Численность монахов всегда была невелика, но они сами успешно управлялись по хозяйству, собирая неплохие урожаи. В 1916 году 16 монахов Спасского монастыря собрали неплохой урожай – 1600 пудов хлеба. Во время революции и гражданской войны монастырь, как ни странно, больше потерпел от белых, нежели от красных.
В 1920 году по приказу командующего белогвардейским гарнизоном Якутска капитана Каменского у обители отобрали «весь живой и мёртвый инвентарь», а также семенной хлеб и запасы продуктов, оставив монахам ровно столько, сколько хватало на то, чтобы не умереть с голоду. После восстановления советской власти в декабре 1920 года монахи даже были вынуждены обратиться в Якутский ревком с просьбой об оказании им помощи. Чтобы весной 1921 года суметь начать хотя бы сев хлеба… Помощи монастырю, конечно, не оказали. К 1921 году он уже перестал существовать как хозяйствующий субъект, а последние монахи разбрелись кто куда. Специальная комиссия, отправленная ревкомом, обнаружила на монастырской территории лишь единственную ценность – «30 бочек портлендского цемента». Позже монастырь практически без всякого сопротивления национализировали, многие его здания были переданы краеведческому музею.
От исторических строений на монастырской территории остался лишь двухэтажный кирпичный особняк епископа Якутского и Вилюйского, ныне – главный корпус Музея имени Ярославского. Кирпичные и деревянные монашеские кельи долго использовались как детская инфекционная больница, но к концу 1980-х годов пришли в аварийное состояние. Никто толком не пытался их восстановить и памятник старины тихо развалился. Однако бывшая монастырская территория хранит в себе немало любопытных реликвий и является настоящим полигоном для городской археологии. Ведь раньше при монастыре было множество хозяйственных построек. Было отдельное строение, где варили квас, стояли кожевенная, иконописная, плотницкая, кузнечная и швейная мастерские. Или – никто не знает, где именно находятся места захоронения майора Павлуцкого (убитого во время войны с чукчами) и иеромонаха Мелевсиппа (одного из первых преподавателей грамоты). Местонахождение могилы последнего якутского епископа, расстрелянного «красными», является только предполагаемым. Но никаких раскопок, хотя бы на местах, где стояли хозяйственные строения, не ведётся. В общем, пока Якутский монастырь продолжает скрывать свои тайны.
Использованы материалы Национального архива РС (Я).
Из истории Спасского монастыря в Якутске
Серьезным испытанием для Якутского Спасского монастыря стал 1711г. Произошел сильнейший пожар, в ходе которого сгорели Спасская церковь, колокольня и амбары. В огне погибли все иконы, колокола, книги, утварь и припасы. Братии пришлось приложить немало сил, чтобы отстроить монастырь заново. За три года основные постройки удалось восстановить. Согласно описанию 1737г., монастырь был обнесен прочной оградой, внутри которой размещались три церкви, каменная палата, 10 келий, 4 амбара. За оградой размещались избы вкладчиков и трудников, хлев, кожевенная мастерская, квасная изба, две бани. Хозяйство монастыря было хорошо организовано и отличалось многопрофильностью. В 1720-х гг. в монастырь поступало свыше 3 тыс. пудов хлеба, а в 1760-е гг. - 5 тыс. пудов. Так, в 1762г. в монастырь доставили 5223 пуда хлеба. Увеличилось также поголовье скота со 120 голов рогатого скота и 20 лошадей в 1721г. до 228 лошадей и 170 голов рогатого скота в 1735г., а в 1763г. поголовье рогатого скота составило 239 голов. Основное зерновое производство монастырь вел в Тыптинской вотчине на Лене. Под Якутском и в Покровской пустыни разводили скот, а на Камчатке содержали рыбные ловли. До реформы 1764г. за монастырем значилось крестьян 87 душ м.п., проживавших в 4 поселениях, засевалось около 100 дес. пашни. После секуляризации монастырь остался "на своем содержании". В 1766-1769гг. были ликвидированы вотчины по Лене, в 1771г. распродали лошадей и рогатый скот, находившийся под Якутском, и отписали земли на Камчатке. Монастырь существовал как простой приход. Братии пришлось отказаться от содержания Покровской пустыни, которую упразднили. Обитель держалась за счет пожертвований прихожан и помощи администрации. Пожертвования приносились пушниной, хлебом и скотом. Монастырь занимался торговым промыслом, для чего содержал в Якутске "две лавки торговые провиантские". Поступавшие средства позволяли не только существовать, но и застраиваться. Многие здания были перестроены в каменные. В 1800г. монастырь окружал заплот с тремя проезжими воротами. Внутри находились две каменные церкви, колокольня, каменные палаты, три кельи, кухня, пивоварня, баня с горенкой, 10 амбаров, каменный столп для солнечных часов, крытая тесом завозня. Численность братии составляла 10 человек. Якутский Спасский монастырь распространял христианство среди аборигенного населения, служил опорой для миссионерской деятельности. С 1736 по 1744г. в монастыре действовала школа для детей духовенства и новокрещеных. Понимая его значимость для епархии, иркутский архиерей Вениамин Багрянский в 1800г. добился от Синода причисления монастыря к 3-му классу и определения денежного содержания.
Восстановление Спасского монастыря в Якутске
В 2012 году в Якутске начались работы по восстановлению мужского Спасского монастыря, основанного при Якутском остроге в 1640 году. Епископ Якутский Роман (Лукин) сообщил о намерении восстановить монастырь на историческом месте, где он был заложен в 17 веке.
Каменный храм в честь Нерукотворного Спаса в Якутске на территории мужского Спасского монастыря был освящен 13 марта 1866 года епископом Якутским Павлом (Поповым). Восстановление храма началось в 2011 году. Деревянный храм был заложен 19 августа 2011 года, капсулу в основание заложил епископ Гатчинский Амвросий.
После завершения строительства храма предполагается приступить к восстановлению братского корпуса монастыря. Ранее разрушенное историческое здание планируется возвести в первоначальном виде. В кельях будет находиться музей истории Православия на Дальнем Востоке и в Якутии.
Возрождаются богослужебные традиции Спасского мужского монастыря в Якутске
20 октября 2012 года в храме Нерукотворного Спаса восстанавливаемого Спасского мужского монастыря была отслужена Божественная Литургия, которую совершил епископ Якутский и Ленский Роман. Сослужили Владыке настоятель Спасского архиерейского подворья иеромонах Никон (Бачманов) , благочинный храмаиеромонах Мелетий (Ткаченко) и пресс-секретарь епархии иеродиакон Симеон (Березкин). После богослужения, которое совершалось на славянском и якутском языке,
Владыка обратился с проповедью к предстоящим в храме. « Более года прошло с тех пор, как милостью и промыслом Божиим, здесь, на этой благословенной земле Спасского монастыря, была возрождена монашеская жизнь через устроение монашеской общины. Сегодня мы молимся в этом новом храме на древнем святом месте, восстанавливая традицию монастырской жизни одного из древнейших монастырей Дальнего Востока. Благодарю настоятеля и хочу пожелать ему и братии, чтобы мы восстановили то верное и благочестивое, которое было в этой обители. Для этого нам важна внимательная и вдумчивая работа, чтобы уже сейчас эти традиции восстанавливались.
Я очень хотел бы, чтобы по субботним дням вы совершали панихиду, за которой молились бы не только о почившей братии монастыря, но и обо всех православных людях, отошедших ко Господу. Необходимо, чтобы об этой традиции знал православный народ и к вам приходили совершать поминовение усопших. Надеюсь, что через собирание и укрепление традиций мы восстановим здесь духовную жизнь и немногочисленную, но верную и искреннюю братию укрепим и поддержим».
Кроме того, в своем слове Владыка отметил, что все субботние дни, которые будет находиться в столице республики, он будет совершать Божественную литургию в монастырском храме, чтобы молитвенно поддержать доброе делание восстановления духовной жизни монастыря. После этого Владыка с сослужащим духовенством совершил заупокойное богослужение, за которым священники помянули как почившую братию монастыря, так и всех от века усопших православных. Также епископ совершил Чин поставления звонаря над послушником Андреем (Филипповым).
По благословению Преосвященнейшего епископа Романа после богослужения впервые в Якутии был отслужен монастырский Чин о панагии, в котором совершается прославление Пресвятой Богородицы и который являет собой продолжение богослужения. Владыка, монашеская братия, духовенство и молящиеся проследовали в монашескую трапезную, где вознесли молитвы Пресвятой Богородице. За трапезой было прочитано наставление святого преподобного Антония Великого. Такой чин будет совершаться в Спасском монастыре каждую субботу, и послужит началом возрождения добрых монастырских традиций.
Фото: eparhia.ya1.ru
По материалам Интернет.