Къ вопросу объ Якутской транскрипціи. На дняхъ состоялось совѣщаніе членовъ Прав.-мисс. Об-ва по вопросамъ переводческаго дѣла. На совѣщаніи присутствовали епископъ Мелетій, ректоръ семинаріи, епарх. наблюдатель Попеско, нѣкоторые преподаватели семинаріи, многіе свящ. и проч. Былъ заслушанъ докладъ о. Ѳ. Сивцева о переходѣ къ Казанской транскрипціи. На совѣщаніи признано преимущество Казанской транскрипціи передъ Діонисіевской. Изъ рѣчей противниковъ слѣдуетъ отмѣтить рѣчь П.М. Соловьева, который говорилъ: „Къ чему создавать искуственную грамоту ради дикихъ племенъ, пусть пресмыкаются, если не хотятъ подлаживаться подъ русскій духъ. Стыдно поддерживать варварскій языкъ дикарей. Что значитъ 100.000 чумазыхъ противъ 1.200 тысячъ россіянъ?"
На совѣщаніи избрана комиссія по обработкѣ правилъ и положеній о новой постоянной и трудоспособной переводческой комиссіи, въ составѣ: о.о. старыхъ членовъ прот. А. Охлопкова, свящ. Ѳ. Сивцева, Н.Н. Москвина и С. Лебедева. Признано желательнымъ устройство народныхъ чтеній.
«Якутская окраина» № 74 Пятница, 2 ноября 1912 г.
Среди инородцевъ. Среди мѣстныхъ инородцевъ-интеллигентовъ въ настоящее время идутъ усиленные разговоры по поводу выступленiя въ миссіонерскомъ Об-вѣ учителя Семинаріи Соловьева, называвшаго якутовъ "дикарями" и „чумазыми". Подымается вопросъ и о томъ, каковы могутъ быть отношенія Соловьева какъ преподавателя, къ якутамъ, обучающимся подъ руководствомъ этого... страннаго педагога.
«Якутская окраина» № 78 Среда, 7 Ноября 1912 г
Письмо въ редакцію.
Милостивый Государь,
Въ редактируемой Вами газетѣ въ № 69 отъ 27 октября 1912 года была помѣщена замѣтка по вопросу объ Якутской транскрипціи. Между прочимъ, въ замѣткѣ этой были помѣщены слова изъ рѣчи преподавателя семинаріи Соловьева, произнесенныя на совѣщаніи православнаго миссіонерскаго общества слѣдующаго содержанія: „къ чему создавать искусственною грамоту ради дикихъ племенъ, пусть пресмыкаются, если не хотятъ подлаживаться подъ русскій духъ. Стыдно поддерживать варварскій языкъ дикарей. Что значитъ 100.000 чумазыхъ противъ 1,200 тысячъ россіянъ?"
Быть можетъ, не слѣдовало-бы останавливать вниманія на этихъ „деликатныхъ" выраженіяхъ г. Соловьева, если-бы г. Соловьевъ не былъ преподавателемъ Якутской семинаріи, добрая половина учениковъ которой не принадлежала-бы къ „чумазымъ" и если-бы смыслъ произнесенныхъ словъ не раздѣлялся-бы и многими другими лицами, стоящими въ общественномъ положеніи не ниже г. Соловьева.
Мнѣ было-бы понятно, когда такого рода выраженія произносились-бы воиномъ, идущимъ съ оружіемъ въ рукахъ на „чумазыхъ", но когда говоритъ это культурный дѣятель, мирный просвѣтитель и къ тому-же еще служащій не въ какой-либо другой, а именно въ Якутской семинаріи, то остается лишь развести руками задавъ себѣ вопросъ: что это: дикій-ли шовинизмъ или невѣжество? Но послѣднѣе предположеніе какъ бы отпадаетъ, ибо г. Соловьевъ — академикъ, а если это шовинизмъ, то чѣмъ же его нужно объяснить? Неужели желаніемъ уничтожить цѣлую національность, не только не приносящую кому-либо вреда, но наоборотъ —доказавшей свою воспріимчивость къ культурѣ и имѣющей много такихъ достоинствъ, какихъ несыскать въ низшихъ классахъ многихъ культурныхъ народовъ.
Мнѣ бы очень хотѣлось, что-бы г. Соловьевъ болѣе обстоятельно подумалъ о своихъ словахъ и своевременно такъ или иначе исправилъ-бы этотъ болѣе чѣмъ рискованный выпадъ.
Со своей стороны, смѣю заявитъ, что настоящее письмо далеко не выпадъ противъ г. Соловьева, а вызвано только тѣмъ впечатлѣніемъ, которое произвели слова г. Соловьева на значительные круги болѣе или мѣнѣе интеллигентныхъ якутовъ, которые, берусь смѣло утверждать, не замедлили-бы и свои подписи присоединитъ къ моей,
Якутъ Николай Васильевъ Алексѣевъ
«Якутская окраина» № 79 Четвергъ, 8 Ноября 1912 г
Письмо въ редакцію.
Милостивый Государь,
Г. Редакторъ!
Я пріѣхалъ изъ дальняго улуса, гдѣ, по обыкновенію, не бываютъ интересныхъ новостей. Пріѣхавъ сюда, я заѣхалъ къ одному своему товарищу, котораго засталъ читающимъ газету „Якутская Окраина", издаваемую вами. Что новаго? — спросилъ я. Товарищъ передалъ мнѣ газету, говоря, что этотъ № 69 интересенъ. Сказавъ —„Спасибо, товарищъ!", посмотрѣвъ на хронику, въ которой, между прочимъ, прочелъ слѣдующія слова: „Къ чему создавать искусственную грамоту ради дикихъ племенъ, пусть пресмыкаются, если не хотятъ подлаживаться подъ русскій духъ. Стыдно поддерживать варварскій языкъ дикарей. Что значить 100.000 чумазыхъ противъ 1 милліона 200 тысячъ россіянъ?*)". Прочитавъ газету, я, къ стыду своему сказать, былъ убѣжденъ, что П.М. Соловьевъ, произнесшій подобныя фразы, невѣжественный человѣкъ. Что же было?!... Изъ дальнѣйшихъ разспросовъ, сдѣланныхъ мною, оказалось, что П.М. Соловьевъ занимаетъ высокій постъ учителя, какъ просвѣщенный наукою человѣкъ. Ужасно то, что онъ, получившій высшее образованіе, пренебрегъ самою наукою, оскорбивъ національное чувство народа. Что же дѣлать? Оскорбленіе Якутскаго народа, съ одной стороны, произошло, быть можетъ, изъ ненормальнаго положенія, а съ другой — негодованіе на это можетъ смягчаться сожалѣніемъ о томъ, что мы, бѣдные якуты, ничѣмъ не гарантированы отъ злыхъ языковъ. Г. Соловьевъ, какъ преподаватель, по всему вѣроятію, знаетъ корень слова „чумазый". — Или, быть можетъ, выдумалъ совершенно новый терминъ для той цѣли, чтобы оскорбить Якутскую націю; да, впрочемъ, это — дѣло суда общественнаго мнѣнія. Прискорбно то, что инцидентъ этотъ, имѣвшій мѣсто на засѣданіи членовъ Православнаго Миссіонерскаго Общества, можетъ послужить прецедентомъ для людей дурнаго тона. Якутъ Поликарпъ Слѣпцовъ.
*) Отъ редакціи. Ввиду недостатка мѣста многочисленныя письма якутовъ, поступающія въ редакцію съ протестами противъ словъ г. Соловьева, печататься болѣе не будутъ.
«Якутская окраина» №83, вторникъ 13 ноября 1912
Смерть педагога. Сегодня хоронятъ скончавшагося скоропостижно преподавателя Духовной Семинаріи г. Соловьева, извѣстнаго нашимъ читателямъ по печальному инциденту, возникшему на почвѣ выступленія въ православно-миссіонерскомъ обществѣ.
«Якутская окраина» №84, среда 14 ноября 1912
Похороны. Вчера похоронили учителя Духовной Семинаріи П.М. Соловьева, на гробъ было возложено нѣсколько вѣнковъ съ траурными лентами отъ воспитанниковъ и преподавателей Семинаріи.