(Изъ якутскихъ сказанiй).
«Сибирскiй вѣстникъ» №51, 5 мая 1895
Якуты, принимая православіе 110 лѣтъ тому назадъ, приняли и нѣкоторыя суевѣрія отъ русскихъ. Въ числѣ этихъ суевѣрій у якутовъ Вилюйскаго и Олекминскаго округовъ возникло еретичество. Къ еретикамъ причисляется всякій, кто умеръ неестественною смертью, но преимущественно удавившійся или утонувшій. Первый еретикъ появился въ Вилюйскомъ округѣ, приблизительно 140—150 лѣтъ тому назадъ, когда за немногими исключеніями всѣ якуты были шаманистами. Вотъ что мнѣ передавалъ инородецъ Сунтарскаго улуса Яковъ Поповъ о первомъ еретикѣ. Въ ынтыконскомъ нослегѣ, Сунтарскаго улуса 140 лѣтъ тому назадъ жилъ князь Чанапій, Онъ былъ православный. Своимъ богатствомъ славился на цѣлый округъ. Жены не имѣлъ, овдовѣлъ въ молодыхъ годахъ, а въ другой разъ не хотѣлъ жениться; дѣтей у него также не было, кромѣ дочки Нэринъ *), которую не только отецъ, но и всѣ очень любили, потому что кизъ **) Нэринъ была непохожа на обыкновенныхъ якутокъ, она была бѣлая, съ черными бровями и голубыми, какъ небо, глазами, волосы были у ней какъ вороново крыло, а станомъ скорѣе была похожа на молодую тонкую безъ сучковъ лиственницу, съ курчавыми вѣтвями на вершинѣ, растущую среди толстыхъ старыхъ лиственницъ. На красивую Нэринъ давно уже засматривались молодые якуты, старики приходили и сватали ее за своихъ сыновей. Нэринъ всѣмъ отказывала, а отецъ не принуждалъ ее насильно выходить замужъ, какъ это дѣлается у якутовъ вообще. Пускай, думалъ Чанапій, поживаетъ въ моемъ домѣ, успѣетъ еще быть битой мужемъ, и Нэринъ въ это время беззаботно бѣгала и рѣзвилась, подобно дикой козѣ, то въ лодкѣ плавала на рѣкѣ, то въ лѣсъ ходила, лазила по горамъ, то сажей вымажетъ себя, одѣвъ шаманскій костюмъ, и напугаетъ кулута ***), работающаго во дворѣ. Однимъ словомъ, конца не было всѣмъ проказамъ Нэринъ; такъ что всѣ въ шутку называли ее дикой козой или вихремъ. Наконецъ Нэринъ исполнилось 17 лѣтъ. Въ это время вдругъ умеръ ея отецъ. Съ Нэринъ случилось что то неладное. Она сдѣлалась словно сумасшедшая, говорила какія то несуразныя слова, которыхъ никто не понималъ, и все, что дѣлалось кругомъ ея, она какъ будто не видѣла, ни во что не вмѣшивалась; кулуты, дорогія вещи крали на ея глазахъ, родственники и сосѣди скотъ перегоняли къ себѣ, а она какъ будто ничего не замѣчала, будто не ея добро тащили.
*) Изящная.
**) Барыня. (скорей всего имелось в виду "дочка". Прим www.yakutskhistory.net)
***) Рабъ.
Не видѣла, какъ долбили изъ толстой осины гробъ для отца, какъ туда вмѣстѣ съ покойникомъ клали дорогихъ соболей, лисицъ, лукъ со стрѣлами, батыю, какъ подводили къ гробу любимаго коня, клали въ руку поводъ, дѣлали лабазъ за оврагомъ, недалеко отъ юрты, въ которой жилъ Чанапій, на высокомъ красивомъ бугрѣ, въ лѣсу. Но, вотъ, кулуты вынесли гробъ изъ юрты, понесли къ лабазу, повели впереди бѣлаго ретиваго коня Чанапія, развели огонь почти подъ самымъ лабазомъ, закололи коня, съѣли его, причемъ хоронившіе положили на гробъ въ большомъ блюдѣ жирный кусокъ жареной конины, для того, чтобы и Чанапій, проснувшись, могъ поѣсть. Наконецъ, похороны кончились, въ юртѣ, гдѣ недавно еще лежалъ покойникъ, все приняло другой видъ: на земляномъ полу у порога раба Ытъ киса *) развела огонь и заперла двери на деревянную запорку, приготовила воды для омовенія рукъ хоронившимъ. Вотъ они пришли, стучатъ въ дверь, а Ытъ киса не открываетъ ее. Кто тамъ, спрашиваетъ она. Кто тутъ? Не Чанапій? Нѣтъ. Кто же? Убананъ **), отвѣчалъ двоюродный братъ Чанапія. А можетъ быть ты абагы Жхосгонъ ***)? Нѣтъ, я Убананъ! Огвори Ытъ киса! Послѣ этого дверь отворилась и всѣ, входившіе въ юрту, должны были перескакивать черезъ огонь, чтобы очиститься и не занести какой либо болѣзни съ собой. Но вотъ всѣ ушли изъ юрты, Нэринъ осталась одна. Одна изъ рабынь хотѣла было остаться при госпожѣ, да та не дала своего согласія. Поутру кулуты вошли въ юрту, гдѣ провела ночь ихъ госпожа, увидѣли, что она сидѣла все на одномъ мѣстѣ, не говорила и только своими большими голубыми глазами водила изъ стороны въ сторону. На третій день рабы вошли поутру опять въ юрту и увидѣли, что Нэринъ виситъ на веревкѣ, привязанной къ потолку за крючекъ. Дали знать дядѣ Нэринъ объ этомъ. Пріѣхалъ дядя, побранилъ кулутовъ, досталось и удавленницѣ, наконкцъ, велѣлъ выкопать глубокую яму и бросить свою племянницу такъ, чтобы она лежала лицомъ внизъ; но всѣ, собравшіеся по этому случаю, родственники, сосѣди и рабы стали упрашивать дядю, чтобы онъ велѣлъ положить Нэринъ въ яму лицомъ вверхъ, или похоронить, какъ слѣдуетъ, по обычаю предковъ, такъ какъ она при жизни была хорошей дѣвушкой, не дѣлала зла никому изъ людей и со всѣми обходилась по дружески, а хотя она, какъ незамужняя удавленница, и должна лежать въ землѣ лицомъ внизъ, но въ этомъ случаѣ надо сдѣлать исключеніе, чтобы глаза ея смотрѣли всегда на небо. Послушался дядя людскихъ совѣтовъ и Нэринъ похоронили, какъ слѣдуетъ хоронить якутовъ, т. е. выдолбили гробъ изъ дерева и повѣсили его на дерево. Хоронившіе Нэринъ вернулись въ юрту и хотѣли было уже угощаться, но вдругъ они увидѣли, что покойница сидитъ за своимъ любимымъ столомъ, ѣстъ и пьетъ какъ живой человѣкъ, только смотритъ на всѣхъ такъ сурово, сердито, что страшно стало всѣмъ. Со страху вонъ разбѣжались и никто ихъ живыхъ людей не входилъ уже больше въ юрту Чанапiя. Теперь ясно стало, что напрасно похоронили такъ Нэринъ, а слѣдовало бы похоронить ее въ ямѣ, и лицомъ внизъ, тогда бы она не встала и не шлялась по свѣту Божьему.
*) Собакина дочь.
**) Смѣшанный.
***) Князь бѣсовъ.
Спустя немного времени послѣ этого, у сосѣда Нэринъ была свадьба. Гости сидѣли и пировали, не обращая вниманiя ни на что. Хозяйка кланялась и угощала гостей. Но вотъ она налила чаронъ кумысу и подноситъ самому почетному гостю. На томъ мѣстѣ, гдѣ онъ долженъ сидѣть, почему то очутилась Нэринъ. Хозяйка такъ испугалась этого, что не знала что дѣлать. Но шаманъ, присутствовавшій всегда на свадьбѣ, посовѣтовалъ поставить для Нэринъ особый столъ, поставить лучшія кушанья и попросить ее сѣсть за столъ. Такъ было и сдѣлано. Съ этого времени вездѣ и всегда во время какого-либо праздника стали ставить отдѣльный столъ съ кушаньями Нэринъ для того, чтобы она не вредила брачущимся хозяевамъ и пирующимъ гостямъ. Спустя 50 лѣтъ послѣ того, какъ появилась первая еретица, народился и еретикъ, въ томъ же ынтыконскомъ нослегѣ. Вотъ какъ это случилось. У дальняго родственника Чанапiя была свадьба, на которую былъ приглашенъ князь Михайло Петровъ, то же православный, какъ и Чанапій. Это было тогда, когда протопопъ Слѣпцовъ всѣхъ якутовъ крестилъ; тогда православныхъ было уже много, а до этого крестились только князья да еще рабы. По заведенному порядку хозяйка юрты поставила отдѣльный столъ, накрыла его скатертью, поставила жаренаго и варенаго мяса и вообще всего, что по свадьбѣ полагается, кланяясь еретицѣ, говоря: кушай еретица, не прогнѣвайся на насъ, чѣмъ богаты, тѣмъ и рады тебя угостить. Петровъ сидѣлъ въ это время на почетномъ мѣстѣ и не утерпѣлъ, чтобы не посмѣяться надъ хозяйкой, не поругать ее. Какъ тебѣ, хотунъ, не совѣстно, говорилъ онъ, ты хорошихъ людей ставишь ниже дьявола, сначала его подчуешь, а потомъ людей. Всталъ Петровъ изъ за стола, подошелъ къ столику, накрытому для еретицы, и опрокинулъ его. Только что онъ это сдѣлалъ, вдругъ будто изъ подъ земли выросла Нэринъ еретица, сидитъ за столомъ, веселая такая, ѣстъ, пьетъ и говоритъ: «хорошо, что такъ случилось, хорошо, что Петровъ опрокинулъ столъ, по крайней мѣрѣ у меня теперь будетъ женихъ, все же мнѣ веселѣе жить вдвоемъ, нежели одной. Въ скоромъ времени случится бѣда съ Петровымъ». Гости отпраздновали свадьбу, разъѣхались по домамъ и стали ждать, что будетъ съ Петровымъ. Предсказанiе Нэринъ сбылось, вскорѣ послѣ этого Петровъ удавился, сдѣлавшись женихомъ ея. Вотъ съ этихъ поръ Нэринъ и Петровъ ходятъ по Божьему свѣту вдвоемъ и пугаютъ людей. Ходятъ они съ веревками на шеѣ и по тайгѣ, по озерамъ, по рѣкамъ, часто заходятъ въ юрты и, куда они заглянутъ, тамъ и бѣда случится, непремѣнно кто нибудь повѣсится, такъ что теперь много еретиковъ. Но главные всетаки между ними первые, Петровъ съ Нэринъ. Еретики, если покажутся обыкновенному человѣку, то съ нимъ навѣрное случится несчастіе, т. е. человѣкъ умретъ неестественною смертію и даже шаманамъ наносится зло, если онъ не всѣхъ духовъ умѣетъ вызывать. Такъ напр., неособенно давно одинъ шаманъ возвращаясь съ витимскихъ промысловъ по мухтуйской дорогѣ, что идетъ прямо на Сунтаръ, встрѣтилъ Петрова съ Нэринъ въ тайгѣ; видъ ихъ такой былъ страшный, что онъ съ испуга едва не умеръ и еслибы сосѣди, ѣхавшіе тоже съ промысловъ, не нашли его и не привезли домой, то онъ навѣрное умеръ бы. Шамань послѣ этого долго былъ боленъ и, когда поправился, то объяснилъ причину своей болѣзни. Шаманъ то, видишь ли, былъ сильный, онъ 40 злыхъ духовъ умѣлъ заговаривать т. е. прогонять, но и того еретики проняли. Теперь ты знаешь, откуда взялись у насъ еретики, а прежде ихъ не было, когда между нами не жили русскіе, сказалъ мнѣ Поповъ.
И. В.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)