Библіографическіе очерки.
„Статистическія свѣдѣнія якутской области за 1879 годъ, составленныя якутскимъ областнымъ статистическимъ комитетомъ. Якутскъ 1879“.
Константин Гаврилович Неустроев (Урсик)*
При самомъ легкомъ обзорѣ этихъ свѣдѣній видно, что онѣ составлялись согласно общепринятой формы, которой слѣдовали со всею, можно сказать, стереотипною точностію, даже въ тѣхъ случаяхъ, когда нѣкоторыя рубрики, наименованія и графы оказывались совершенно излишними, а другія данныя необходимыми. Всѣ таблицы отъ 1 до 26 хотя переплетены по порядку, но вовсе не пронумерованы и не имѣютъ оглавленій; не мало затрудненій — перелистывать взадъ и впередъ объемистый фоліантъ, чтобы отыскать нужную таблицу. Якутскіе статистики еще не додумались до такихъ простыхъ и удобныхъ вещей, какъ оглавленіе и нумерація листовъ.
Якутская земля, какъ извѣстно, велика и обильна, но если бы кому вздумалось узнать въ точности ея пространство, то онъ напрасно сталъ бы искать данныхъ о пространствѣ области въ „статистическихъ свѣдѣніяхъ“: въ нихъ не только нѣтъ цифръ о немъ, но нѣтъ и приблизительныхъ свѣдѣній о количествѣ удобной и неудобной земли, сѣнокосной и пахотной, подъ заявленными золотосодержащими площадями и т. д. Для основательной статистики свѣдѣнія эти считаются необходимыми, а если имъ не придаютъ значенія въ Якутскѣ, — это еще ничего не значитъ. По вычисленію полковника Стрѣльбинскаго якутская область занимаетъ пространство 3,452,655 квадратныхъ верстъ, третью часть всей Сибири, а жителей 242,000 чел., слѣд. 1 житель на 14 квадр. верстъ. Количество неудобной для производительности земли въ нашемъ государствѣ очень велико: по общему исчисленію на 1,000 единицъ квадр. мѣры приходится неудобной 812. Въ этомъ числѣ 367 единицъ подъ лѣсами, 117 подъ пастбищами, 328 вовсе неудобной и затѣмъ остается удобной только 189 единицъ, — едва пятая часть. Изъ этого можно заключить, что количество неудобной земли въ такой новонаселенной области, какъ якутская, должно быть несравненно больше, потому что большія пространства выработанныхъ пріисковыхъ площадей остаются негодными для поселенія и производительности.
Обратимъ вниманіе на таблицу движенія населенія. Въ городахъ области родившихся приходится 5,36% на 100 чел. населенія, умершихъ 4,74%, а въ округахъ родившихся 2,41% умершихъ 1,66%. Такое поразительное неравенство не объяснимо. Комитетъ, составлявшій эту таблицу, навѣрно замѣтилъ (?) это неравенство, но не объяснилъ его причины. Если признавать приведенныя цифры не подлежащими сомнѣнію, то слѣдуетъ заключить, что якуты, тунгусы и чукчи поставлены въ гораздо лучшихъ условіяхъ жизни, чѣмъ городское населеніе, въ которомъ смертность втрое больше. Не объяснена случайная убыль населенія верхоянскаго округа; не показано родившихся, умершихъ, бракосочетавшихся ссыльно-поселенцевъ. Эти упущенія замѣчены и „Отечественными Записками“. Онѣ говорятъ: „Есть, напримѣръ, тамъ округъ верхоянскій, въ которомъ въ 1879 г. родилось 265, умерло 402, слѣдовательно „естественное приращеніе“ народонаселенія въ отчетномъ году выразилось убылью 137 человѣкъ (въ той же таблицѣ въ графѣ прибыли и убыли вмѣсто 1,736 показано 1636)“. Что же касается приращенія не естественнаго, т. е. прибыли и убыли ссыльно-поселенцевъ, то на этотъ счетъ якутскіе статистики ничего не говорятъ. Они сообщаютъ только цифры ссыльныхъ за отчетный годъ. Такъ въ якутскомъ округѣ ихъ было 2,849. Можетъ быть, и странно, но все-таки любопытно замѣтить при этомъ, что овецъ въ якутскомъ округѣ было 256, свиней 30, козъ 3. Въ олекминскомъ округѣ число ссыльныхъ равнялось 1,456 (овецъ 47, свиней 10 и 4 козы). Въ Вилюйскомъ 397 ссыльныхъ (7 овецъ, ни одной свиньи, ни одной козы). Въ верхоянскомъ 71 ссыльный (ни овцы, ни свиньи, ни козы). Въ колымскомъ 45 ссыльныхъ (ни овцы, ни свиньи, ни козы). Не хотѣлъ ли критикъ сопоставленіемъ овецъ, свиней и ссыльныхъ показать, что эти домашнія животныя обязаны своимъ существованіемъ ссыльнымъ? Скотоводство (рогатый скотъ) въ области дѣйствительно довольно развито. Лошадей считается на 1,000 жителей 1,091, рогатаго скота 601. Такимъ обиліемъ рогатаго скота могутъ развѣ поспорить киргизскія и оренбургскія степи, а изъ европейскихъ государствъ въ состояніи соперничать Сербія и Данія. За то мелкой скотины черезъ чуръ мало. Достояніе бродячихъ и инородцевъ составляетъ 51,230 оленей. Въ той же таблицѣ къ числу скота причислено 4,230 ѣздовыхъ собакъ.
Вотъ свѣдѣнія по учебнымъ заведеніямъ. Въ 1879 году въ якутской обл. состояло 1 прогимназія, 1 приходское, 1 духовное училище, 1 дѣтскій пріютъ и 13 народныхъ школъ. Учащихся всего 545 челов. — (512 мальчиковъ и 33 дѣвочекъ). Число учениковъ мы теперь знаемъ, но число учителей составителями пока еще не приведено въ извѣстность, — подождемъ. Статистика не можетъ также дать отвѣта на вопросъ: какими средствами существуютъ учебныя заведенія въ области? Изъ другихъ источниковъ желающіе могутъ узнать, что въ 1876 г. напримѣръ, г. Якутскъ удѣлялъ на содержаніе заведеній 3⅓ процента городскихъ расходовъ. Но этимъ Якутскъ показываетъ размѣръ участія города въ расходахъ на содержаніе исключительно городскихъ училищъ; сколько же удѣляютъ на народныя школы сельскія и инородческія общества, это не только не лишнее, но необходимое свѣдѣніе, статистикомъ упущено. Выше сказано, что въ 1879 г. обучилось въ обл. 512 мальчиковъ и 33 дѣвочки, слѣдовательно 1 ученикъ на 446 жителей. По вычисленію академика Буняковскаго, школьный возрастъ мальчиковъ (7—14 лѣтъ) для Россіи опредѣленъ въ 16,14%; примемъ ровно 16 челов. на 100 жителей. Оказывается, что въ якутской области существуетъ не менѣе 38,700 мальчиковъ школьнаго возраста. Это составляетъ отношеніе 1 къ 75, то есть, болѣе точно, 13 мальчиковъ изъ 1,000 учится, а 987 остаются не только неграмотными, но и незнающими русскаго языка. Да и во всей—то восточной Сибири въ 1876 г. считалось только 228 народныхъ школъ болѣе, чѣмъ на 3 милліона жителей. Кстати сказать, что въ Россіи и Сибири народныя школы существуютъ почти единственно средствами обществъ. На покрытіе расходовъ школьнаго бюджета казна даетъ до 19%, городскія общества до 18%, а сельскія общества и благотворители остальные 63%. Среднимъ числомъ народная школа въ Россіи обходится въ 424 р. Эти цифры въ настоящее время пріобрѣтаютъ особенный интересъ въ виду заявленнаго г. министромъ народнаго просвѣщенія желанія внести повсемѣстно въ Россіи обязательную грамотность. Какія громадныя средства потребуются тогда для осуществленія этой благой цѣли, въ одной Сибири только, можно заключить изъ того, что для обученія грамотности однихъ мальчиковъ въ якутской области нужно 774 школы, считая по 50 человѣкъ въ каждой. Если даже ограничиться одной школой на 1,000 жителей, что считаютъ на первый разъ достаточнымъ, то и тогда потребуется 242 школы, а ихъ пока еще 13, т. е. одна школа на 15,125 жит. Въ общей сложности, въ восточной и западной Сибири одна школа считается теперь на 5,483 жителя. Между тѣмъ какъ въ Германіи одна школа на 688 жителей, во Франціи на 526, въ Норвегіи даже на 277 жит. Нужны ли еще комментаріи, чтобы судить о степени удовлетворенности самыхъ насущныхъ нуждъ народнаго начальнаго образованія въ нашемъ государствѣ вообще и въ Сибири въ особенности?
Нельзя не упрекнуть составителей статистики за упущеніе такихъ данныхъ, какъ напримѣръ: какой контингентъ въ числѣ учащихся составляютъ дѣти горожанъ, крестьянъ, инородцевъ, поселенцевъ и по вѣроисповѣданіямъ ихъ? Упущеніе не извинительное. Мы имѣемъ полное основаніе предполагать, что инородческія дѣти вовсе въ школахъ не учатся, или учатся весьма не многія, въ видѣ исключенія.
Что сказать о статистикѣ преступленій? Въ таблицѣ показано: самоубійствъ 12, смертоубійствъ 17; первыхъ приходится по 5, а послѣднихъ по 7 на 100 т. жителей, иначе 1 самоубійство на 20,166 и 1 смертоубійство на 14,235 жит. Всѣмъ извѣстна аксіома, что чѣмъ меньше цивилизаціи, тѣмъ меньше самоубійствъ, и наоборотъ; поэтому въ такой странѣ, куда еще лучъ просвѣщенія не проникалъ, гдѣ 225 т. инородцевъ не знаютъ русскаго языка, слѣдовало бы ожидать меньше самоубійствъ, которыхъ въ Россіи случается всего 3 на 100 т. жит. Но въ цивилизованныхъ странахъ сумасшедшихъ и самоубійцъ уже доходитъ до 15 на 100 т. ж. *). Что касается числа смертоубійствъ въ якутской области, то оно намъ представляется меньше дѣйствительности, потому что обнаружить ихъ всѣ на громадномъ пространствѣ области, при настоящей малочисленности чиновъ полиціи, едвали возможно. Необозримая тайга даетъ полную возможность безнаказанно, безслѣдно совершать много кровавыхъ преступленій, особенно подъ вліяніемъ такихъ могучихъ стимуловъ, какъ золото, деньги и спиртъ.
*) Давно замѣченъ фактъ, что якуты, напр., въ извѣстномъ возрастѣ обнаруживаютъ стремленіе къ самоубійству. Нѣкоторые объясняютъ его вліяніемъ климата. Ред.
Достойна замѣчанія статистика преступленій еще потому, что подъ рубрикою „преступленія и проступки противъ имущества и доходовъ казны“, включены самоубійства, смертоубійства, скоропостижно умершіе и найденные трупы. Непостижимо для насъ, какое соотношеніе находили составители между самоубійствами, скоропостижно-умершими и преступленіями противъ имуществъ и казны? Проще было бы не дѣлить на категоріи преступленій неслишкомъ разнообразныхъ, чѣмъ распредѣлять ихъ безъ смысла.
Очень оригинально, что скоропостижно умершіе считаются также преступниками. Кажется, не хитрое дѣло составить правильную группировку преступленій, а вотъ, подите-же, въ Якутскѣ не оказывается умѣющаго.
Нельзя пройти молчаніемъ и таблицу звѣриныхъ промысловъ; она страдаетъ крайней неточностію. Намъ извѣстно, что трое-четверо главныхъ иркутскихъ торговцевъ по Ленѣ, закупающихъ ежегодно пушнину, набираютъ бѣлки до 1 мил. соболей до 120 сорочковъ, (связки въ 40 шкуръ), лисицъ до 10 т. штукъ. А въ статистикѣ показано: бѣлки 140,548 шт., соболей 65, лисицъ 1,754. Точно также и другой пушнины показано мало противъ дѣйствительности.
Любопытно было узнать о развитіи въ якутскомъ краѣ питейной торговли, отъ которой, какъ слышно, винокуренные заводчики иркутской губерніи получаютъ огромные барыши, но, увы, свѣдѣній о питейной, какъ и о соляной торговлѣ въ якутской статистикѣ тоже не оказалось. А когда статистика не обнимаетъ собою всѣхъ отраслей торговли, промышленности и сельскаго хозяйства въ данномъ мѣстѣ, она не достигаетъ своего назначенія. Теперь, когда питейный вопросъ въ Россіи всесторонне разсматривается, обсуждается, когда въ ожиданіи мѣропріятій правительства, высказываются желанія и предлагаются со стороны русскаго населенія способы къ уменьшенію пьянства, не мѣшало бы и комитету собрать положительныя свѣдѣнія о числѣ питейно-раздробительныхъ заведеній; изъ этихъ свѣдѣній было бы видно, гдѣ преобладаетъ пьянство? Есть селенія, чрезъ которыя обыкновенно проходятъ возвращающіеся съ пріисковъ рабочіе съ заработанными въ потѣ лица деньгами, гдѣ они нерѣдко пропиваютъ всю заработку. Объ этихъ центрахъ питейной торговли необходимо знать и на нихъ обратить особенное вниманіе. Полезно было бы также знать: сколько евреевъ, крестьянъ, инородцевъ торгуютъ въ питейныхъ?
Въ пріисковыхъ работахъ находится очень много крестьянъ, инородцевъ и поселенцевъ, но якутскія таблицы объ отхожемъ промыслѣ ничего не говорятъ. Пріиска доставляютъ средства къ существованію рабочему народу; почему бы комитету не истребовать хоть отъ волостныхъ правленій свѣдѣній: о числѣ уволенныхъ на пріиски крестьянъ и поселенцевъ, что могло бы пролить хотя слабый свѣтъ на экономическій быть тѣхъ и другихъ, въ особенности поселенцевъ. Изъ таблицы 22 видно, что въ якутскомъ, олекминскомъ и Вилюйскомъ округахъ, гдѣ болѣе всего поселенцевъ, ими посѣяно хлѣба всего до 15 десятинъ, значить, поселенцы исключительно занимаются работами по найму. Гдѣ же?
Въ таблицѣ о больныхъ показано: изъ 6,524 больныхъ, въ больницахъ умерло 185, т. е. 28 умершихъ на 1,000 больныхъ; если такихъ блестящихъ результатовъ достигали медицинскія попеченія о больныхъ въ области, то надобно быть вполнѣ благодарнымъ гг. якутскимъ медикамъ: процентъ для такой страны самый умѣренный. Послѣ болѣзней, болѣе свойственныхъ холодному климату, въ нисходящемъ порядкѣ, цинги, ревматизма и горячки, заявляетъ о своемъ существованіи въ народѣ венерическая болѣзнь значительной цифрой 388 больныхъ. Очень печально, что эта болѣзнь фигурируетъ въ числѣ первыхъ, когда при условіяхъ жизни, нравахъ и обычаяхъ жителей, ей слѣдовало быть въ числѣ послѣднихъ.
Интересно мнѣніе „О. Зап.“ о якутской почтѣ, исправность которой намъ хорошо извѣстна. „Почта изъ Якутска отходить на иркутскій трактъ еженедѣльно по субботамъ въ 5 часовъ вечера“. Это послѣднія свѣдѣнія мы заимствуемъ изъ труда якутскаго областнаго статистическаго комитета. Тамъ есть, впрочемъ, свѣдѣнія, еще болѣе точныя. Такъ, напримѣръ, „почта въ Якутскъ по иркутскому тракту приходитъ лѣтомъ и зимою по вторникамъ въ 6 часовъ по-полудни, а весною и осенью по субботамъ въ 5 часовъ 10 минутъ пополудни еженедѣльно“. Въ Олекминскъ изъ Якутска почта приходить „зимою по средамъ въ 3 ч. 15 м. пополудни; лѣтомъ, весною и осенью по четвергамъ въ 7 ч. 5 м. пополудни еженедѣльно“. Обратите вниманіе на эту точность. Если бы якутскіе статистики сказали вамъ, что почта отходитъ въ 7 ч. 5 м., такъ и то было бы удивительно, потому что можетъ же постромка, напримѣръ, оборваться, ямщикъ рукавицу потерять и т. п. вслѣдствіе чего почта отойдетъ не въ 7 ч. 5 м., а скажемъ въ 7 ч. 8½ мин. Но гораздо удивительнѣе, что почта приходитъ въ 7 ч. 5 м. Счастливая страна, въ которой почта возится на лошадяхъ и ѣздовыхъ собакахъ съ аккуратностію способною пристыдить желѣзныя дороги! Вы понимаете однако, что это только распоряженіе почтоваго вѣдомства, а отнюдь не статистика, и что трудъ якутскихъ статистиковъ, будучи приложенъ ко времени прихода и отхода почтъ, могъ бы развѣ въ томъ состоять, чтобы сосчитать, сколько разъ въ годъ распоряженіе почтоваго вѣдомства было исполнено? Надо, впрочемъ, отдать справедливость якутскимъ статисткамъ: расписаніе времени отхода и прихода почтъ представляетъ единственную не статистическую таблицу въ сборникѣ. Да и эта таблица для познанія нашего обширнаго отечества очень полезна. Всѣ мы знаемъ, что якутская область не розами усыпана, но это все-таки неопредѣленное представленіе. Не безполезно поэтому свѣдѣніе, что почта изъ Якутска въ городъ Верхоянскъ и Среднеколымскъ отходитъ въ неопредѣленные мѣсяцы, отъ 4 до 6 разъ въ годъ, а въ Петропавловскiй портъ разъ въ годъ, 15 декабря.
Неустроевъ.
(OCR: Аристарх Северин, орфография источника сохранена)
* Константин Гаврилович Неустроев (Урсик)
(1858 - 1883)
Революционер-народник, первый ученый из якутов К.Г. Неустроев (Урсик) родился 18 сентября 1858 г. в г. Якутске. Рано лишившись родителей, воспитывался у дяди в Западно-Кангаласском улусе. По окончании Якутской прогимназии К. Г. Неустроев был направлен в Иркутскую мужскую гимназию, которую блестяще окончил в 1877 г. Обучаясь в Петербургском университете, примкнул к народникам, вскоре стал членом Центрального университетского кружка народовольцев, возглавляемого А. Желябовым и С. Перовской. По окончании университета К. Г. Неустроев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыты над влиянием света на гелиотропизм». Уже как кандидат естественных наук был направлен в Иркутск преподавателем женской гимназии с одновременным исполнением обязанностей воспитателя мужской гимназии. Народовольческий кружок, организованный Неустроевым из учащейся молодежи, стали посещать и служащие, и рабочие. Кружок вел не только революционную пропаганду, но и оказывал помощь политическим заключенным.
Неустроев принимал активное участие и в печатной пропаганде. В статье «Статистические сведения Якутской области за 1879 год», опубликованной в газете «Сибирь», он разоблачает колонизаторскую политику царизма, а в статье «По поводу кометы, видимой в Иркутске» выступает как материалист-атеист.
В ноябре 1882 г. Неустроев был арестован по доносу. За недостатком улик суд ограничился лишением его права заниматься педагогической деятельностью в течение трех лет и высказался за переселение в отдаленные места губернии. Генерал-губернатор Анучин, не утвердивший такое решение суда, явился в камеру, где содержался Неустроев, и стал всячески оскорблять его. Возмущенный Неустроев дал Анучину пощечину, за что военно-полевым судом был приговорен к смертной казни и расстрелян 9 ноября 1883 г.